Х-29л, авиационная ракета класса «воздух-поверхность»

Дизайн

Базовая аэродинамическая компоновка Х-29 аналогична «Молнии» Р-60 (АА-8 «Тля»), что отражает наследие «Молнии» в области создания ракет класса «воздух-воздух». Головка лазерного наведения исходила от Х-25 (АС-10 «Карен»), а телеуправление — от Х-59 (АС-13 «Кингболт»), соединенной с большой боевой частью.

Ее сравнивали с американской ракетой AGM-65 Maverick , но AGM-65 — это гораздо меньшая ракета, чем Х-29, и весит вдвое меньше.

По сравнению с AGM-65 Maverick Kh-29 имеет на 20% большую максимальную скорость 1150 км / ч против 1470 км / ч и гораздо большую боевую часть 320 кг против 136 кг.

Ракета самонаведения

Ракету создавали для поражения целей на земле и на воде: железобетонных сооружений, железнодорожных мостов, складов, бетонированных укрытий, военных кораблей. Сначала разработкой модели занималось конструкторское бюро «Молния», инженеры которого сделали большую часть работы. Позже бюро перестало участвовать в проекте по причине большого количества заказов по космическим программам. Завершением разработок и дальнейшим пуском серийного производства занималось МКБ «Вымпел».

Х-29Т имеет встроенную телевизионную технологию самостоятельного наведения под названием «Тубус-2». Инновационная для своего времени пассивная самонаводящаяся система отличается полной автономностью. После пуска ракеты боевой самолет может спокойно улетать из зоны активных действий. Установка самонаведения оснащается закрепленной видеокамерой с функцией отслеживания цели и программного блока, который обозначает и запоминает цель, а также передает команды системе слежения и ракетным рулям.

История эксплуатации

Х-29 поступил на вооружение советских ВВС в 1980 году и с тех пор широко экспортируется.

Х-29Л использовались самолетами Су-34 и Су-24 в ходе российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну в 2015 году .

2014 ливийский конфликт

Ливийский Су-24 переносимых Х-29Ts поставляется в больших количествах Муаммар Каддафи «s Джамахирии были использованы исламистскими группировками против проправительственных сил вокруг Триполи во время текущей гражданской войны низкого уровня (они были изъяты из Ghardabiya Air Base депо) . Их использование, однако, было в роли неуправляемого типа земля-земля, запускаемых с модифицированных грузовиков, с удаленными килями и элеронами спереди и сзади для несколько более стабильной траектории полета.

Проблема с заправкой

Крылатая ракета Х-22 заняла в отечественной ракетной технике и авиации особое место. Ее главными достоинствами стали: высокий срок службы (в 2020 году ракета отметила свое 50-летие) и универсальность применения. В отличие от аналогов, которые работают на единственном типе самолетов, Х-22 вооружала сразу три самолета: Ту-22К, Ту-22М и Ту-95К-22.

Есть у ракеты и существенный недостаток, от которого не получилось в полной мере избавиться даже за 50 лет, – низкая эксплуатационная пригодность, связанная с использованием жидкостного двигателя. Токсичность и едкость компонентов топливной смеси делают проблематичным обеспечение боеготовности ракет. Длительное хранение в заправленном виде оказалось невозможным из-за низкой коррозионной стойкости конструкции. И даже использование ингибиторов – замедлителей коррозии, не решает проблему.

Наиболее эффективной мерой для борьбы с коррозионными процессами стало внедрение ампульной заправки с помощью специального оборудования. Этот метод предполагает закачивание окислителя из герметичных емкостей в топливный бак под давлением, без контакта с внешней средой. Заправка производится непосредственно перед стрельбой. Хранение снаряженных ракет недопустимо. Техники-ракетчики, осуществляющие заправку, должны надевать специальный защитный костюм поверх шерстяного, толстые резиновые перчатки и сапоги-бахилы из толстого материала. Кроме того, они в обязательном порядке должны надевать изолирующий противогаз. Процесс заправки происходит при включенном газоанализаторе, регистрирующем утечки.

В частях стараются избегать операции заправки ракет по причине ее трудоемкости, поэтому учебные полеты на бомбардировщиках часто осуществляются с незаправленными ракетами. В полном объеме их готовят лишь перед выполнением зачетных пусков, которые производятся на учебных сборах 1-2 раза в год. Пуск такого оружия является крайне ответственной задачей, поэтому к нему допускаются только подготовленные экипажи, которые имеют богатый опыт.

«Оригинальное оружие»

Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.

«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.

Также по теме


Серьёзная угроза для эсминцев: как Россия выстраивает эшелонированную береговую оборону

Тихоокеанский флот России получил береговые ракетные комплексы «Бал», сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Технику доставили морским…

Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.

Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.

Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.

С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.

  • Запуск противокарабельной крылатой ракеты береговым ракетным комплексом «Бал»
  • РИА Новости

«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.

Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.

Характеристики

Х-29 (или 9M721 в своем внутреннем обозначении) является ракета воздуха-земли предназначена для поражения крупных целей и инфраструктур на поле боя, такие как здания, промышленные комплексы, склады или мосты. Имея дальность действия от 10 до 30  км и мощную боевую нагрузку в 320  кг , он также может использоваться против кораблей массой 10 000 тонн, укрепленных ангаров или бетонных взлетно-посадочных полос.

Базовая аэродинамическая компоновка Х-29 аналогичен из Р-60 (НАТО: AA-8 «тли» ), что отражает Molnia в наследие в ракетах воздух-воздух .

Чтобы иметь возможность выполнять большое количество задач, он оснащен широким спектром головок самонаведения, такими как , , или . Это , как правило , осуществляется с помощью тактических истребителей, таких как Су-24 , Су-30 и Микоян-Гуревич МиГ-29 или «T» и «ТМ» версии этого Су-25 , придавая ей широкие возможности для атаки «  стоять-офф  » (Дистанционные атаки).

Головка с лазерным наведением исходит от ракеты Х-25 (НАТО: AS-10 «Карен» ), а головка с телеуправлением — от Х-59 (НАТО: AS-13 «Kingbolt» ), причем обе они подключены к большому груз. военный.

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Также по теме


«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса…

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

  • Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
  • РИА Новости

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

История операций [ править ]

Х-29 поступил на вооружение советских ВВС в 1980 году и с тех пор широко экспортируется.

Х-29Л использовались самолетами Су-34 и Су-24 в ходе российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну в 2015 году .

2014 Ливийский конфликт

Ливийский Су-24 переносимых Х-29Ts поставляется в больших количествах Муаммар Каддафи «s Джамахирии были использованы исламистскими группировками против проправительственных сил вокруг Триполи во время текущей гражданской войны низкого уровня (они были изъяты из Ghardabiya Air Base депо) . Их использование, однако, было в роли неуправляемого типа земля-земля, запускаемых с модифицированных грузовиков, с удаленными килями и элеронами спереди и сзади для несколько более стабильной траектории полета. [ необходима цитата ]

Примечания и ссылки

  1. ↑ и (in) , Tactical Missiles Corporation (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  2. ↑ and (en) Михал А. Фисер, , «Ситуационная осведомленность» (доступ 7 сентября 2008 г. ) , написанный бывшим пилотом Польский Су-24.
  3. (in) Годовой отчет Tactical Missiles Corporation ,2010 г., стр.  92.
  4. и (о) Рособоронэкспорт, Рособоронэкспорт отдел военно — воздушных сил и средства массовой информации и PR — служба , стр.  122.
  5. (в) , Энциклопедия Проберта (проверено 5 сентября 2008 г. ) .
  6. ↑ и (en) Норман Фридман, ,1997 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) ,стр.  236-237.
  7. ↑ и (в) , Deagel.com (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  8. и , Fighter Tactics Academy , (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  9. ↑ и (в) , электрооптические системы Джейн ,4 сентября 2008 г.(по состоянию на 6 февраля 2009 г. ) .
  10. ↑ and (ru) , оружие Джейн, запускаемое с воздуха ,6 августа 2008 г..
  11. (in) Халед Бен Алева, в блоге Oryx ,18 августа 2014 г.(по состоянию на 20 августа 2014 г. ) .
  12. (ru) Билл, Китай испытал новую ракету класса «воздух-воздух»; Тайвань, вероятно, получит модернизированное вооружение ,1 — го июля 2002, A1.
  13. (in) Ричард Д. Фишер-младший, Китая , американо-китайская комиссия по обзору экономики и безопасности.январь 2004 г.(по состоянию на 20 августа 2014 г. ) ,стр.  4.2C.
  14. (in) Стефано Д’Урсо, Сунчон , на The Avionist ,14 апреля 2020 г.(по состоянию на 18 апреля 2020 г. ) .
  15. (ru) , geo-army.ge,28 июня 2010 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  16. (in) , GlobalSecurity.org ,11 июля 2011 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  17. (in) ,2011 г..

Учения

До начала 1990 годов боевые стрельбы по морским целям проводились на Каспии. Для этого экипажам с удаленных аэродромов приходилось перебазироваться поближе к полигону. Со временем работающий еще с 1950 годов полигон на Каспии был закрыт в связи с существенным загрязнением моря обломками ракет и мишеней. Организация стрельб на Ахтубинском полигоне, который отошел Казахстану, также стала невозможной.

Спустя несколько лет возобновились стрельбы на заново оборудованных полигонах. Для их обустройства выбирались малолюдные обширные территории, на которых можно было не переживать за последствия промахов. Эти территории оборудовались телеметрическими пунктами контроля и измерительными постами. В конце июня 1999 года самолеты Ту-22МЗ из Североморской Киркенесской авиадивизии в ходе испытаний «Запад-99», проводящихся в северной части РФ, выполнили пуски ракет в акватории Баренцева моря. Вместе с кораблями флота они нейтрализовали отряд прикрытия воображаемого противника с расстояния 100 км, а главную цель – с 300 км. В сентябре того же года на ТОФ самолеты Ту-22М3 провели стрельбы по мишеням.

В августе 2000 года, в ходе совместных испытаний военно-воздушных сил РФ и Украины, пара полтавских самолетов Ту-22М3 выполнила перелет на север и вместе с 10-ю российскими самолетами атакована мишени на полигоне у Новой Земли. Спустя две недели, в рамках совместных учений авиации и ПВО, экипаж украинского бомбардировщика выполнил пуск ракеты-мишени, которая была перехвачена и поражена истребителем Су-27.

В апреле 2001 года для проверки надежности ракеты Х-22 был произведен пуск экземпляра, хранящегося на складе 25 лет. Запуск прошел успешно. Менее удачно состоялись стрельбы в сентябре 2002 года под Читой – из-за сбоя в наведении ракета упала на монгольской территории, что привело к скандалу и выплате компенсаций. Аналогичная промашка произошла в Казахстане, где ракета упала недалеко от деревни.

Для перевозки ракет по аэродромам используются специальные транспортные тележки Т-22, задние колеса которых благодаря гидравлике могут «приседать», позволяя тем самым закатить громоздкое изделие под самолет с минимальным зазором. Для подвески тяжелой ракеты Х-22, ТТХ которой позволяют справляться с крупнейшими кораблями, применяют мощные электрические лебедки.

Создание

17 июня 1958 года, по Постановлению Совета министров Советского Союза, были начаты работы по созданию авиационно-ракетной комплекса К-22, для его дальнейшей установки на сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Главным элементом системы стала крылатая ракета Х-22 «Буря». За разработку комплекса взялся дубненский филиал ОКБ-155. Ракета создавалась в двух версиях: для поражения отдельных кораблей (радиолокационно-контрастные точки) и авианосных ордеров или конвоев (площадные цели). Система наведения была разработана в КБ-1 ГКРЭ сразу в трех вариантах: с активной РГСН (радиолокационной головкой самонаведения), с пассивной РГСН и с автономным счислителем пути ПСИ.

Материалы

При разработке ракеты Х-22, первостепенным условием было сохранение ее работоспособности при высоких температурах. Дело в том, что при полете на близких к максимальным скоростях, поверхности ракеты нагреваются до 420 °С. Таким образом, использование алюминиевых сплавов, которые широко применяются в ракето- и авиастроении, но «держат» лишь 130 °С, было невозможным. Конструкторам пришлось отказаться и от многих других материалов, подверженных потере структуры и прочности с нагревом. В результате в качестве основных материалов были выбраны нержавеющие стали и титан. Для изготовления крупногабаритных элементов широко использовалась сварка.

Силовые элементы фюзеляжа, крыла и оперения были стальными, а обшивка и некоторые узлы, поверженные перегреву, производились из титанового сплава. Теплозащитные кожухи и экраны также выполняются из титана. Для внутренней теплоизоляции использовались специальные маты. Внутренние элементы каркаса под оборудование, а также балки и рамы для крепления аппаратуры выполняются методом крупногабаритного литья из легких магниевых сплавов.

При создании стеклотекстолитовых радиопрозрачных обтекателей головки самонаведения, конструкторы столкнулись с рядом трудностей, связанных с необходимостью поддержания их стабильных характеристик при температурах до 400 °С. В результате обтекатели стали делать из термостойких клеев, радиопрозрачного материала, кварцевых тканей и минеральных волокон.

Крылья и оперение

Крыло треугольной формы со стреловидность в 75°, по передней кромке имеет сверхзвуковой симметричный профиль, относительная толщина которого составляет 2 %. Достаточный уровень прочности и жесткости крыла, при его малой строительной высоте (у корня всего 9 см), обеспечивается за счет использования многолонжеронной конструкции и толстостенной обшивки. Площадь каждой из консолей составляет 2,24 м3.

Цельноповоротные консоли оперения имеют относительную толщину 4,5 % и отвечают за управление ракетой по курсу, крену и тангажу. Под фюзеляжем имеется также нижний киль, устанавливаемый для повышения путевой устойчивости ракеты Х-22. В нем размещаются некоторые антенны оборудования. Изначально, нижний киль делали съемным и крепили к ракете после ее подвешивания на самолет-носитель. Позже, для удобства транспортировки его оснастили шарнирным креплением, благодаря которому вовремя полета киль складывается в правую сторону. Это позволило уменьшить транспортировочную высоту ракеты до 1,8 м.

Всегда в бою

Своё боевое крещение Су-24 прошёл во время войны в Афганистане. Первая же операция с участием этих бомбардировщиков стала одной из самых известных в афганской войне операций. Она проходила в апреле-мае 1984 года, когда 40-я советская часть совместно с афганскими войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад Шаха Масуда в долине реки Панджшер к северу от Кабула. Су-24М действовали, начиная с 21 апреля 1984 года, вместе с дальними бомбардировщиками Ту-16. Из-за гористой местности и отсутствия у «духов» средств ПВО, способных поражать цели на средних высотах (тогда маловысотных ПЗРК «Стрела-2», «Редай», а также пулемётов ДШК у них было достачно), Су-24М не использовали режим огибания рельефа местности, а наносили бомбовые удары с высоты около 5500 м, оставаясь недосягаемыми для огня противника. Базировались самолёты на советской территории — в Термезе (Узбекистан) и на других приграничных аэродромах. По советским данным, в ходе Панджшерской операции из 3000 душманов были уничтожены не менее 1700, а остальные покинули этот район.Во время войны в районе Персидского залива зимой 1991 года Су-24МК ВВС Ирака в боевых действиях участия не принимали, так как Ирак к началу операции «Буря в пустыне» располагал лишь одним экипажем, подготовленным для боевого применения этой сложной машины. Однако все 24 самолёта Су-24МК, имевшиеся в ВВС Ирака, после начала бомбовых ударов союзников благополучно перелетели в Иран, избежав при этом атак американских истребителей (чего нельзя было сказать о самолётах других типов — «Мираж» F.1, F-7, МиГ-23, Су-7 и Су-22), значительное число которых было сбито американскими истребителями F-15C «Игл» во время перелёта в Иран.

Схема бомбардировщика Су-24М

1 — Обтекатель2 — Убираемая топливозаправочная штанга3 — Двухколёсная носовая пара шасси4 — Двухместная кабина экипажа5 — Лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра-24М»6 — Теплопеленгатор7 — Контейнер АПК-9 для командного наведения УР Х-598 — Крыло в убранной позиции (крыло в положении максимальной стреловидности)9 — Отсек тормозного парашюта10 — Сопло двигателя с форсажной камерой11 — Подвесной бак ПТБ-300012 — Подвесной агрегатзаправкиУПАЗ-1А 13-23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-2314 — Бомба с телевизионным наведением КАБ-500КР(500 кг)15 — Ракета «воздух-земля»X-29T16 — Ракета «воздух-земля» Х-29Л17 — Ракета «воздух-земля» Х-31П18 — Неуправляемая ракета С-8 19-БлокБ8М-1 для пуска неуправляемых ракет20 — Противорадиолокационная ракета «воздух-земля»Х-5821 — Фугасная авиационная бомба ФАБ-500М62(500 кг)22 — Осколочно-фугасная бомба ФАБ-100(100 кг)23 — Ракета «воздух-земля» Х-25МЛ 24-Ракета «воздух-земля»Х-25МП с радарным управлением25 — 266-мм неуправляемая ракета С-25-ОФ26 — Ракета «воздух-земля» Х-59М27 — Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-5828 — Ракета «ближнего боя» класса «воздух-воздух» Р-60

Примечания [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме » .
  1. ^ , Тактическое ракетное вооружение Corporation, архив с на 28 сентября 2007 года , получен 6 февраля +2009
  2. . Проверено 23 декабря 2014 года .
  3. ^ Департамент ВВС Рособоронэкспорта и Служба СМИ и PR, , Госкорпорация «Рособоронэкспорт», с. 122, архивировано из 30 октября 2007 г.
  4. ^ Фисер, Михал А. . Ситуационная осведомленность . Проверено 7 сентября 2008 года . Автор польского бывшего пилота Су-22
  5. . Энциклопедия Проберта . Архивировано из 2 июня 2008 года . Проверено 5 сентября 2008 года .
  6. ^ Фридман, Норман (1997). . ISBN . Проверено 23 декабря 2014 года .
  7. ^ . deagel.com .
  8. ^ . Архивировано из 14 июня 2012 года . Проверено 23 декабря 2014 года .
  9. ^ , Jane’s Electro-Optic Systems , 4 сентября 2008 г., заархивировано из 26 января 2013 г. , извлечено 6 февраля 2009 г.
  10. ^ , Jane’s Air-Launched Weapons , 6 августа 2008 г.[ мертвая ссылка ]
  11. Полина Девитт (4 октября 2015 г.). . Рейтер . Проверено 7 октября 2015 года .
  12. . Рособоронэкспорт .
  13. Джон Пайк. . GlobalSecurity . Проверено 23 декабря 2014 года .
  14. . Архивировано из 18 октября 2013 года . Проверено 17 октября 2013 года .
  15. . Проверено 23 декабря 2014 года .
  16. Годовой отчет Tactical Missile Corporation за 2011 год, . Архивировано из 21 августа 2012 года . Проверено 31 июля 2013 года .
  17. Герц, Билл (1 июль 2002), «Китай-испытатели пожары новых ракетный класса» воздух-воздух » ; Тайвань , вероятно, получить модернизированное оружие», The Washington Times , стр. A1
  18. Фишер, Ричард Д., младший (январь 2004), , Всекитайской США Комиссии по рассмотрению экономической и безопасности, стр. 4-2C, архивируются с на 29 апреля 2007 г.

Операторы

Карта с операторами Х-29 синим цветом с бывшими операторами красным

Текущие операторы

  • Россия: ВВС России
  • Индия: ВВС Индии на его Су-30МКИ и ВМС Индии на его МиГ-29К.
  • Алжир: Алжирские ВВС
  • Беларусь: Белорусские ВВС на его модернизированном МиГ-29БМ.
  • Болгария: Болгарские ВВС на его Су-22M4s, которые были сняты с вооружения в 2004 году и теперь используются только для разведки. В настоящее время используется на Су-25.
  • Грузия: ВВС Грузии на его СУ-25КМ Скорпион
  • Индонезия: TNI-AU = Tentara Nasional Indonesia — Ангкатан Удара (ВВС Индонезии) на его Су-30МК2
  • Иран: Исламская Республика Иран ВВС на своем Су-24 Fencer
  • Северная Корея
  • Ливия: Исламистские ополчения
  • Малайзия: Королевские ВВС Малайзии использовать на его Су-30МКМ
  • Китайская Народная Республика: ВВС Народно-освободительной армии — в 2002 г. получила 2000 самолетов Х-29Ц. для использования на Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МКК, Шэньян J-11s и, возможно, их JH-7s (‘Камбала’) и Q-5’s (‘ Фантан ‘).
  • Польша: Польские ВВС на его на Су-22M4s.
  • Сирия: Сирийские ВВС
  • Украина: ВВС Украины
  • Перу: Перуанские ВВС на его Су-25
  • Венесуэла: Венесуэльские ВВС на его Су-30
  • Вьетнам: Вьетнамские народные военно-воздушные силы на его Су-30MK2V
  • Йемен: Йеменские ВВС

Бывшие операторы

  • Чехословакия: Чехословацкие ВВС — передано государствам-преемникам
  • Восточная Германия: ВВС Восточной Германии
  • Германия: Снят с производства после Воссоединение Германии
  • Венгрия: Венгерские ВВС на Су-22M3s
  • Ирак: ВВС Ирака — все на пенсии
  • Ливийская арабская джамахирия: Ливийские ВВС — Остались без стартовых платформ после уничтожения Су-24 в гражданская война и последующие Бомбардировка НАТО. Захвачен повстанцами и ополченцами.[нужна цитата]
  • Словакия: Словацкие ВВС – Су-22М4с
  • Советский союз: Советские ВВС — переданы государствам-преемникам

Операторы [ править ]

Карта с операторами Х-29 синим цветом с бывшими операторами в красном

Текущие операторы

  • Россия : ВВС России
  • Индия : ВВС Индии на своих Су-30МКИ и ВМС Индии на своих МиГ-29К .
  • Алжир : ВВС Алжира
  • Беларусь : ВВС Беларуси на модернизированных БМ МиГ-29 .
  • Болгария : болгарские ВВС на своих Су-22 М4, которые были сняты с вооружения в 2004 году и теперь используются только для разведки. В настоящее время используется на Су-25.
  • Грузия : ВВС Грузии на Су-25 КМ «Скорпион»
  • Индонезия : TNI-AU = Tentara Nasional Indonesia — Angkatan Udara ( ВВС Индонезии ) на Су-30МК2
  • Иран : ВВС Исламской Республики Иран на Су-24 Fencer
  • Северная Корея
  • Ливия : исламистские ополчения
  • Малайзия : Королевские ВВС Малайзии используют Су-30МКМ
  • Китайская Народная Республика : ВВС Народно-освободительной армии — в 2002 г. получили 2000 самолетов Х-29Т для использования на своих Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МКК, Shenyang J-11 и, возможно, их JH-7 (‘Flounder ‘) и Q-5 (‘ Фантан ‘).
  • Польша : ВВС Польши на Су-22 М4.
  • Сирия : Сирийские ВВС
  • Украина : ВВС Украины
  • Перу : ВВС Перу на Су-25
  • Венесуэла : ВВС Венесуэлы на Су-30
  • Вьетнам : ВВС Вьетнама на Су-30 МК2В
  • Йемен : ВВС Йемена

Бывшие операторы

  • Чехословакия : чехословацкие ВВС — переданы государствам-преемникам
  • Восточная Германия : ВВС Восточной Германии
  • Германия : прекращено после воссоединения Германии
  • Венгрия : ВВС Венгрии на Су-22 М3
  • Ирак : ВВС Ирака — все в отставке
  • Ливийская Арабская Джамахирия : ВВС Ливии — Остались без стартовых платформ после того, как Су-24 были уничтожены в гражданской войне и последующей бомбардировке НАТО . Захвачен повстанцами и ополченцами. [ необходима цитата ]
  • Словакия : ВВС Словакии — Су-22М4
  • Советский Союз : Советские ВВС — переданы государствам-преемникам
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector