Х-31
Содержание:
Дальность и точность
Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.
Также по теме
«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения
Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса…
Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.
Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.
Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.
«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.
Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.
«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.
- Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
- РИА Новости
Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.
На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.
Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).
«Оригинальное оружие»
Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.
«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.
Также по теме
Серьёзная угроза для эсминцев: как Россия выстраивает эшелонированную береговую оборону
Тихоокеанский флот России получил береговые ракетные комплексы «Бал», сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Технику доставили морским…
Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.
Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.
Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.
С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.
- Запуск противокарабельной крылатой ракеты береговым ракетным комплексом «Бал»
- РИА Новости
«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.
Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.
Дизайн [ править ]
Искатель L112E
Во многих отношениях Х-31 является миниатюрной версией Р-270 Москит (SS-N-22 «Солнечный ожог») и, как сообщается, был разработан тем же человеком. Ракета имеет традиционную форму с крестообразными крыльями и рулями из титана. Примечательна двухступенчатая силовая установка. При запуске твердотопливный ускоритель в хвостовой части разгоняет ракету до 1,8 Маха и двигатель не используется. Затем открываются четыре воздухозаборника, и, как и во франко-германском ANS / ANF, пустой корпус ракеты становится камерой сгорания ПВРД , работающего на керосине , что увеличивает его скорость выше 4 Маха
ГСН L-111E противорадиолокационной версии имеет уникальную антенну — решетку интерферометров из семи спиральных антенн на управляемой платформе. Искатели, доставленные в Китай в 2001–2002 годах, имели длину 106,5 см (41,9 дюйма), диаметр 36 см (14 дюймов) и весили 23 кг (51 фунт).
Тактико-технические характеристики
К-74М2
Корпус ракеты имеет специальный аэродинамический профиль и обладает пониженной радиолокационной заметностью.
Траектория полёта, по всей видимости, близка к аэробаллистической кривой, которая может достигать высоты 50 км. Благодаря высокой скорости применение крыльев для таких ракет не требуется, достаточно придать специальную форму её внешним поверхностям. После разгона и выхода на высшую точку траектории у ракет происходит отделение боевой части, которая имеет возможность маневрирования благодаря специальным двигателям и управляющим поверхностям.
Для выдерживания траектории и наведения на цель применяются инерциальные системы, которые могут корректироваться с помощью данных спутниковых систем и рельефа местности. Для повышения точности стрельбы, прежде всего по подвижным целям, используются схема отслеживания перемещений цели, коррекция координат в реальном масштабе времени и оптическое или радиолокационное наведение с разрешением до 1 м. Сведения о возможности проникновения ракеты через плазменный защитный кокон отсутствуют.
Х-27ПС («изделие 72») – противорадиолокационная ракета
В 1974 году вместе с Су-17М2 на вооружение фронтовой авиации приняли первую противорадиолокационную ракету Х-28. К огорчению, имея хорошие летные свойства ракета, как досадно бы это не звучало, отвечала поговорке о «первом блине» в том, что касалось эксплуатационных параметров и массогабаритных характеристик. Внедрение водянистого горючего обеспечивало значительную дальность, но затрудняло долгое хранение ракет в боеготовом состоянии, также создавало предпосылки к происшествиям во время работ с высокотоксичными и брутальными компонентами. Невзирая на то, что Су-17 мог поднять Х-28 в воздух, с учетом необходимости подвески контейнера с обеспечивающей ее применение аппаратурой радиотехнической разведки «Метель-А», данный набор соответствовал предельным способностям истребителя-бомбардировщика и мог употребляться для поражения относительно близких целей. Естественно, уже в то время разрабатывалась более совершенная твердотопливная противорадиолокационная ракета Х-58. Но по массогабаритным показателям ракета была близка к Х-28 и больше подходила для фронтового бомбовоза Су-24, чем для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и Су-17.
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К с управляемой ракетой Х-27ПС и контейнером «Вьюга»
Сначала 70-х годов открылась перспектива сотворения пассивной ГСН, применимой для установки на Х-25. Но задачку разработки противорадиолокационной ракеты нереально было решить обычной подменой лазерной головки самонаведения на пассивную радиолокационную. Внедрение ракет Х-23, Х-25 и Х-66 рассматривалось вне увязки с способностями противодействующих средств противоракетной обороны противника. В связи с этим временной интервал меж пуском ракеты и попаданием ее в цель не играл решающей роли.
При решении задачки по угнетению средств противовоздушной обороны противника соответствующей является дуэльная ситуация: либо сбивается самолет, либо уничтожается ЗРК. В момент возникновения самолета парящего на низкой высоте над радиолокационным горизонтом в зоне прикрытия ПВО противники фактически сразу обнаруживают друг дружку. Запуск авиационных противорадиолокационных и зенитных ракет выполнялся с малой задержкой. Для выживания самолетов требовалось, чтоб наземные средства наведения зенитных орудий были уничтожены до того, как они достигнут боевых порядков авиации. Потому противорадиолокационные ракеты должны были владеть более высочайшей скоростью, другими словами по способности лететь резвее зенитных ракет противника.
Не считая высокоскоростных черт ракет в дуэльной ситуации «самолет против зенитного комплекса», огромное значение имеет наибольшая дальность запуска. В отличие от изделий, сделанных в калининиградском КБ ранее, на противорадиолокационные ракеты не накладывалось ограничений по дальности запуска равных 10 тыс. м. Ограничение определялось естественным пределом зрительной видимости цели.
Таким макаром, разработка на базе ракеты Х-25 противорадиолокационной ракеты Х-27ПС (ПС — «пассивное самонаведение») не считая внедрения новейшей пассивной радиолокационной головки самонаведения подразумевала увеличение ее энергетических способностей. Данный параметр решили прирастить за счет роста мощности двигательной установки. Сначало Х-25 предполагалось оснастить дополнительным ускорителем, который располагался в хвостовой части. Но проведя анализ боевой эффективности, стало ясно, что в данном случае скорость и дальность авиационной ракеты будут недостаточной для удачной борьбы с ЗРК имеющими относительно огромную дальность стрельбы (к примеру «Найк-Геркулес» и «Хок»). Даже при «работе» фронтовой авиации на маленьких высотах, которые позволяют скрытно сблизиться с зенитными комплексами на дальность
, наименьшей далекой границы зоны поражения данных комплексов, скоростные зенитные ракеты большой мощности могут успеть поразить самолеты.
Версии
Х-31П (справа), экспонированный по бокам от Р-27 (слева) и Х-59 (в центре), на военной выставке «МАКС» в Жуковском , 1999 год.
Существующий
- Х-31А
- Оснащен . Используется как противокорабельная ракета против судов размером до эсминца. Дальность от 25 до 50 км (от 13,5 до 27 Н · м ). Ракета скользит по поверхности воды по мере приближения к своей цели, чтобы снизить вероятность того, что она будет обнаружена системами защиты корабля-цели.
- Х-31П (Тип 77П)
- Оснащен . Используется как противорадиолокационная ракета. Он остается на большой высоте на протяжении всего полета, что обеспечивает высокую скорость и значительно увеличивает дальность полета до 110 км (60 Н · м ). Датчик ГСН доступен в трех версиях одного и того же модуля, взаимозаменяемых и позволяющих покрывать разные диапазоны частот радара . Однако их можно изменить только на заводе.
- Х-31АД / Х-31ПД ( « Х-31 Мод 2 » )
- Небольшое улучшение дальности полета ракеты за счет удлинения фюзеляжа с 4,70 м до 5,23 м .
- Х-31АМ / Х-31ПМ
- существенное обновление бортовой электроники. Запланированные испытания проведены в 2005 и 2006 годах. Повышенная сопротивляемость контрмерам , улучшенные ракеты (детонаторы) и улучшенная силовая установка 31DP, которая значительно увеличивает дальность полета ракеты за счет незначительного увеличения веса. Х-31АМ оснащен усовершенствованной активной ГСН РГС-31, а на Х-31ПМ Л-111, Л-112 и Л-113 заменены одним многодиапазонным блоком Л-130.
- MA-31
- Оборудован множеством телеметрических и других систем, произведенных и установленных группой McDonnell Douglas / Boeing . Планируемый для использования в качестве беспилотного летательного аппарата ВМС США , он проходил испытания в период с 1996 по 1999 год. Усовершенствованная версия, оснащенная GPS, была представлена ВМФ в качестве предложения по замене старой системы , но они купили GQM-163 Coyote . Даже с дополнительным оборудованием МА-31 все еще мог летать со скоростью 2,7 Маха и выполнять маневры на 15 G в «противокорабельном» профиле полета . Он также мог достигать 3,5 Маха в «антирадарном» профиле полета на высоте 48 000 футов (15 000 м ).
- КР-1
- Версия Х-31П, экспортированная в Китай в 1997 году. Похоже, что « Звезда» хотела продать первоначальный набор копий КР-1 Китаю, прежде чем она в конечном итоге сама их произведет. Вместо трех первоначально запланированных исследовательских модулей, KR-1 имеет единственную экспортную модель K-112E, нацеленную на излучение в . Очевидно, он будет оптимизирован специально для обнаружения тайваньских радаров .
- YJ-91 ( Ин Цзи 91 )
- Китайская ракета на базе Х-31П с более высокой скоростью, немного увеличенной дальностью и более простой заменой ГСН. Сообщается, что в настоящее время они разрабатывают противокорабельную версию с ГСН местного производства, а также другую версию, которая может быть запущена с подводных лодок . Название «YJ-91» уже использовалось в 1997 году, и на самом деле, возможно, это было китайское название, данное оригинальным российским ракетам, обозначенным русскими «X-31» . В 2005 году название « YJ-93 » было дано ракетам, произведенным в Китае, но западные отчеты обычно не делают различий между YJ-91 и YJ-93.
Вероятный
В 1992 году на авиасалоне МАКС был анонсирован вариант с активным / пассивным наведением «воздух-воздух», предназначенный для использования против тихоходных самолетов поддержки .
По прозвищу « Убийца ДРЛО » ( убийца ДРЛО ), ракета будет иметь дальность действия 200 км . Это будет меньше 300–400 км, обещанных ракетами « Вымпел Р-37» (АА-13 «Стрела» ) и Новатор Р-172 , но у производной от Х-31 будет то преимущество, что его можно будет нести. с помощью большого количества различных устройств. Однако могло случиться так, что это заявление было чистой пропагандой: в 2004 году Корпорация тактических ракет категорически отрицала, что проводила какие-либо работы над производными Х-31 класса «воздух-воздух».
В 2005 году слухи об этой ракете еще продолжались, в отношении российской ракеты, созданной на базе противокорабельного Х-31А, а с китайской стороны — производной от YJ-91 — от Х-31П.
История операций [ править ]
Х-31П АРМ поступил на вооружение России в 1988 году, а противокорабельный вариант Х-31А — в 1989 году. В отличие от своих предшественников, он может быть установлен практически на любой тактический самолет России, от Су-17 до МиГ-31 .
В 2001 году Индия закупила Х-31 для своих Су-30МКИ ; Похоже, они купили 60 Х-31А и 90 Х-31П. Несколько самолетов Х-31П / КР-1 были доставлены в Китай в 1997 году, но они, очевидно, предназначались для испытаний и опытно-конструкторских работ. Китайцы заказали российские ракеты в конце 2002 или начале 2003 года, в результате чего к 2005 году в их арсенале осталось 200 ракет КР-1; В июле 2005 г. китайская пресса сообщила, что ракетами были оснащены Су-30МКК 3-й авиационной дивизии.
ВМС США купили MA-31 беспилотных мишеней. В 1999 году был размещен заказ на тридцать четыре MA-31 на сумму 18,468 миллиона долларов но этот заказ был заблокирован русскими. MA-31 был запущен с F-4 Phantom , и была проведена работа над комплектом для запуска его с F-16.
По некоторым данным, ракета использовалась ВВС России во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году. В частности, сообщалось, что 10 августа 2008 года Су-34 ВВС России поразил радар ПВО Грузии недалеко от города. Гори с противорадиолокационными ракетами Х-31П . Во избежание дальнейших потерь ПВО Грузии были выведены из строя.
В июле 2018 года было проведено как минимум два успешных пуска сверхзвуковой ракеты Х-31 истребителем Су-34 во время российских военных учений в Каспийском море. Позже цель затонула из-за значительных повреждений корпуса. необходима цитата
Зачатие и развитие
Военное прошлое
Распространение поверхность-воздух ракеты ( поверхности в воздух ракеты — SAM) сделал ликвидацию наземной ПВО приоритет для тех , кто с современной военно — воздушных сил будет предпринять наступательные действия против врага
Отслеживание и уничтожение радаров воздушного наблюдения и управления огнем является важной частью этой миссии.. Противорадиолокационные ракеты (ARM — Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО
Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.
Противорадиолокационные ракеты (ARM — Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО. Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.
Дизайн
Первая в Советском Союзе АРМ была разработана группой инженеров ОКБ « Радуга» , отвечавшей за создание ракет для тяжелых бомбардировщиков СССР. Х-22P был разработан с ракетой-6 т Радуга Х-22 (AS-4 ‘Кухня’ ).
Опыт, приобретенный в ходе этих экспериментов, привел к созданию в году Х-28 (АС-9 «Кайл» ), который использовался на тактических истребителях, таких как Су-7Б , Су-17 и Су-24 . Он обладал способностью развивать скорость 3 Маха и дальностью 120 км , что лучше, чем у современного AGM-78 Standard ARM .
За Х-28 в 1978 г. последовал Х-58 , имевший такую же дальность и скорость, но чей двухтопливный ракетный двигатель был заменен гораздо более безопасным твердотопливным ракетным двигателем РДТТ.
Эволюции
Разработка более совершенных систем ЗРК, таких как « Патриот» и боевая система « Иджис» ВМС США , оказала давление на Советы, которым пришлось разработать более совершенную АРМ.
«Звезда» подошла к проблеме с другой точки зрения, чем « Радуга» , уже имея некоторый опыт в области ракет, особенно легких моделей класса «воздух-воздух». Однако в 1970-х годах они разработали успешное семейство ракет Х-25, ракеты малой дальности воздух-поверхность, одной из версий которых была именно противорадиолокационная ракета Х-25МП ( кодовое название НАТО : АС-12 «Кеглер» ). «Звезда» приступила к проектированию дальнобойной АРМ в 1977 году , а первый запуск того, что тогда стало Х-31, был осуществлен в 1982 году . Он поступил на вооружение в 1988 году и впервые был представлен публике в 1991 году : Х-31П в Дубае и Х-31А в Минске .
Разработка этой ракеты получила новый импульс с момента присоединения компании « Звезда» к группе Tactical Missiles Corporation в 2002 году . Были анонсированы новые версии с увеличенным охватом (версия D) и обновлениями в середине карьеры (версия M).
китайская версия
В декабре года сообщалось, что небольшое количество Х-31 было поставлено в Китай , но что «производство еще не началось» . Примерно в то же время русские продали китайцам самолеты Су-30 « Фланкер-Г » . Казалось бы, первоначально поставлялась российская модель, тогда обозначавшаяся как Х-31, для проведения испытаний, в то время как модель КР-1 разрабатывалась для производства по лицензии.
Местное производство могло начаться примерно в июле 2005 года .
Примечания и ссылки
- ↑ и (en) Годовой отчет Tactical Missiles Corporation ,2010 г., стр. 92.
- ↑ and (en) , Управление ВВС Рособоронэкспорта и Служба СМИ и PR , Госкорпорация «Рособоронэкспорт» .
- ↑ and (ru) Кен Брааксик, , NDIA,17 ноября 2004 г..
- ↑ and (en) Норман Фридман, , Naval Institute Press,2006 г.( ISBN 978-1-55750-262-9 ) ,стр. 534, 535.
- ↑ и (ru) , Defense Today , Strike публикации (Эмберли, Квинсленд),Май 2005 г., стр. 67.
- (in) , www.uscc.gov .
- (in) , www.carnegieendowment.org (по состоянию на 10 августа 2000 г. ) .
- ↑ и (ru) Дуглас Барри, , Flight International ,10 декабря 1997 г.(по состоянию на 9 сентября 2013 г. ) ,стр. 17.
- (in) , Jane’s Defense Weekly ,9 сентября 1998 г.(по состоянию на 27 января 2009 г. ) .
- ↑ и (о) , ракеты и ракеты Джейн , 11 июля 2005 года .
- ↑ и (ru) , Офис заместителя министра обороны по закупкам, технологиям и логистике , стр. 10, 56.
- (in) , Министерство обороны США,16 декабря 1999 г..
- (ru) Capt. Пэт Бакли, , ВМС США,31 октября 2007 г..
- (in) Дуглас Барри и Алексей Комаров , Война на два фронта для российских ракетостроителей ,10 сентября 2007 г., стр. 68.
- (in) Евгений Летуновский , Госиспытания улучшенного Х-31 начнутся в 2005/6 г. ,1 — го ноября 2004.
- (in) , Jane’s Air-Базы оружия ,18 ноября 2004 г.(по состоянию на 27 января 2009 г. ) .
- (in) на armstrade.sipri.org , Стокгольмский международный институт исследования проблем мира, 2009 г.2009 г.(по состоянию на 20 января 2016 г. ) .
- (in) Годовой отчет Tactical Missiles Corporation ,2009 г., стр. 77.
- (in) ,2011 г..