Самолет ил 18
Содержание:
- История создания Ил-18
- Д-18Т и политика
- Первый полет
- Кабина
- Технические характеристики (Ил-18Д)
- Летно-технические характеристики самолета Ил-18
- Конструкция самолёта Ил-18
- Интересные факты
- Модификации
- Авиакатастрофы ИЛ-18
- Предназначение
- Культурное наследие от ИЛ-18: фотографии
- Запуск двигателей от аккумулятора
- Летно-технические характеристики Ил-18
- Конструктивные особенности самолета
История создания Ил-18
Послевоенные годы были сопряжены с ростом пассажирских авиаперевозок. К середине 1950-х руководство страны заметило, что имеющиеся поршневые авиалайнеры не могут обеспечить нужные объемы и темпы перевозок людей. Поэтому они поручили конструкторам сконцентрироваться на авиации с повышенной вместимостью пассажиров и увеличенной скоростью полета. Запрашиваемой производительности можно было добиться незамедлительно – уже тогда появились новые технические возможности.
Главной составляющей, которая решила бы проблему, были авиационные двигатели. Выбор в пользу газотурбинных моделей, разделяющихся на турбовинтовые и турбореактивные, с последующим отказом от поршневых, используемых ранее, стал очевидным. Применить такие двигатели было затруднительно, так как до этого их устанавливали только на военную авиацию, где экономичность уходила на второй план. На гражданских же самолетах вопрос расхода топлива оставался важнейшим.
Первым авиалайнером на газотурбинном реактивном двигателе стал Ту-104, представленный в 1956 году. Он был основан на бомбардировщике Ту-16 и решал проблемы с пассажировместимостью и скоростью полета. Но он отличался недостаточной экономичностью, из-за чего не мог удовлетворить запросы авиаперевозчиков.
Тогда был вновь поднят вопрос, уже возникавший ранее, о создании авиалайнера для «Аэрофлота». На переговорах между конструкторами и представителями советского правительства все склонялись к выпуску многоцелевого самолета, который получится использовать для перевозки пассажиров и различного груза.
Только С. В. Ильюшин оспаривал эту идею и настаивал на разработке специализированного авиалайнера по классической схеме с упором на экономичность, чтобы добиться максимальных показателей по всем параметрам и исключить недостатки, связанные с универсальностью. Его слова признали правильными и именно его конструкторское бюро получило поручение заняться созданием обсуждаемого проекта.
После проведения переговоров конструкторы сразу приступили к разработке самолета, который уже тогда был назван Ил 18. В сентябре 1956 года началось строительство первого опытного образца. Официальный осмотр руководством СССР произошел в июне 1957, в его результате авиалайнеру присвоили имя «Москва». Первый полет на самолете был совершен 4 августа. Вместе с ним были испытаны несколько вариантов двигателей, установленных на другие машины.
Последнее было сделано для определения, какой из них окажется более надежным. Предпочтение отдали модели АИ-20. Последующие два года конструкторы занимались также созданием иных версий самолета, включая те, что подразумевали увеличение количества пассажирских мест или были предназначены для выполнения только грузовых перевозок. Эксплуатация Ил-18 началась в 1959 году вместе со стартом массового производства. Самолет стал основой для среднемагистральной гражданской авиации и обеспечивал большинство внутренних рейсов. За его создание конструкторы получили Ленинскую премию.
Д-18Т и политика
Ни для кого не секрет, что отношения России и Украины в последнее время значительно ухудшились. Это сказалось, конечно же, в том числе и на экономике обоих государств. На настоящий момент российские АН-124 и АН-225 летают все еще именно на двигателях Д-18Т (фото их представлено на странице) производства запорожского предприятия. Однако вскорости ситуация может измениться.
Российское правительство решило оснастить грузовые самолеты «Руслан» и «Мрия» двигателями отечественного производства. Начнется замена предположительно в 2020 г. В качестве базовой модели на сегодняшний день (2017 г.) рассматривается НК-32 серии 2. Этот двигатель в свое время разрабатывался под бомбардировщик «Белый лебедь». Преимуществом его считается наличие в конструкции турбины, способной выдерживать длительный высокотемпературный режим.
Смотреть галерею
Одной из основных проблем при создании новой модели двигателя для АН-124 и 225 конструкторы считают изменение габаритов аналога НК-32. Ведь модель должна помещаться в те отсеки, в которых на настоящий момент устанавливаются Д-18Т.
Первый полет
17 августа 1946 года Ил-18 впервые поднялся в воздух во главе с опытнейшим летчиком-испытателем Коккинаки. По итогам этого мероприятия самолет получил исключительно положительные отзывы. В процессе эксплуатации было выявлено, что взлет машины очень прост, уход в воздух и разбег прошли в штатном режиме. Во время набора высоты судно показало устойчивость и стабильность. Планирование в воздухе прошло спокойно, а посадка не вызвала затруднений.
Очень высоко оценили комфорт самолета и пассажиры. Шум во время работы двигателей не вызывал дискомфорта, и люди вполне могли общаться между собой в салоне, не повышая голос и хорошо слыша друг друга, что было редкостью для полетов того времени. Отопительная система в зимний период обеспечивала максимально оптимальные температурные показатели.
Кабина
В Ил-18 кабина экипажа расположена с первого по четвертый шпангоут. Она предназначена для пяти человек, включая командира, второго пилота, бортового механика, штурмана и радиста. Остекление кабины создано по двухрядному типу. По бокам установлены форточки. При посадке Ил-18 вид из кабины полностью обеспечивает пилотам хорошую видимость и ориентацию в пространстве.
От пассажирского салона она отделена с помощью герметичной перегородки. При разгерметизации ее наличие позволит сохранить кислород в кабине пилотов и посадить самолет на ближайшем аэродроме. После расположен отсек для радиоэлектронного оборудования.
Технические характеристики (Ил-18Д)
Макет Ил-18
Кабина Ил-18
Кабина Ил-18 (Интерфлюг)
Данные ОКБ Ильюшина
Общие характеристики
- Экипаж: 9
- Вместимость: 65-120 пассажиров
- Длина: 35,9 м (117 футов 9 дюймов)
- Размах крыла: 37,4 м (122 футов 8 дюймов)
- Высота: 10,165 м (33 фута 4 дюйма)
- Площадь крыла: 140 м 2 (1500 кв. Футов)
- Пустой вес: 35000 кг (77162 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 64000 кг (141 096 фунтов)
- Запас топлива: 30,000 л (6,599 имп гал.)
- Диаметр фюзеляжа: 3,5 м (11 футов)
- Максимум. посадочная масса: 52,600 кг (115,963 фунтов)
- Максимум. без топлива вес: 48 800 кг (107 586 фунтов)
- Максимум. вес такси: 64 500 кг (142 198 фунтов)
- Силовая установка: 4 турбовинтовых осевых двигателя Ивченко АИ-20М мощностью 3170 кВт (4250 л.с.) каждый
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты AW-68 I с постоянной скоростью вращения, диаметр 4,5 м (14 футов 9 дюймов)
Представление
- Максимальная скорость: 675 км / ч (419 миль / ч, 364 кН)
- Максимальная скорость: 0,65 Маха
- Крейсерская скорость: 625 км / ч (388 миль / ч, 337 кН) на высоте 8000 м (26 247 футов)
-
Дальность полета:
3700 км (2299 миль) с максимальной полезной нагрузкой 13 500 кг (29 762 фунта) при 84-85% максимальной продолжительной мощности.
6500 км (4000 миль, 3500 миль) с полезной нагрузкой 6500 кг (14330 фунтов), максимальным запасом топлива и запасами на один час.
- Практический потолок: 11800 м (38700 футов)
- Минимумы захода на посадку: ICAO CAT 1 Высота принятия решения 60 м (200 футов) / 800 м (видимость) или 550 м RVR
- Разбег 1350 м (4429 футов)
- Посадочный пробег: 850 м (2789 футов)
Авионика
-
- : RPSN-2AMG или RPSN-2н Emblema метеорадиолокатор
-
НАС-1Б: автономная навигационная система
- DISS-1: доплеровский датчик скорости / дрейфа
- АНУ-1: автономный навигационный компьютер
- Путь-4М: навигационная система
- КС-6Г: система компаса
- ДАК-ДБ: дальний небесный компас
- РСБН-2С Свод: ШОРАН ( Свод — Купол)
- СП-50 Материал: ИЛС
- РВ-УМ: радиовысотомер
- НИ-50БМ-1: навигационный дисплей
- АРК-11: основной и резервный АПД (автоматический пеленгатор)
- RSB-5/1230: радиосвязь
- РСИУ-5 (Р802Г): радиостанция командного звена, 2 оф.
- СР-2М Хром: транспондер МКЧ ( Хром — Хром)
- МСРП-12-96: Регистратор полетных данных.
Летно-технические характеристики самолета Ил-18
Эскизный проект был утвержден Сергеем Ильюшиным 26 августа 1956 года, в сентябре началась постройка первого опытного самолета.
Первый полет опытный самолет совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле в Москве на летную базу в городе Жуковском (продолжительность полета 1 час 57 минут).
Самолет Ил-18 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовых двигателя АИ-20, и оперением палубной схемы. Отличительной особенностью самолета Ил-18 является применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, обеспечившими нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полета.
Первый опытный самолет Ил-18 (производства 1957 года) был рассчитан на 75 пассажирских мест или 12 тонн коммерческого груза и имел два салона на 10 и 65 мест соответственно, разделенных буфетом с выходными дверями в начале первого и в конце второго салонов. Первые серийные самолеты уже представляли собой модификацию Ил-18А (1958). При летных эксплуатационных испытаниях самолета с мощными турбовинтовыми двигателями выяснилось, что для борьбы с шумом и вибрацией требуется значительно увеличить массу звукоизоляции. Генеральный конструктор принял решение о перекомпоновке пассажирских салонов с размещением в самых шумных зонах помещений, где во время полета пассажиры совсем не бывают или заходят туда лишь на некоторое время. Таким образом в зоне винтов оказались гардероб и буфет. Одновременно было увеличено число пассажирских мест с 75 до 89 в двух салонах и произведено частичное усиление теплозвукоизоляции.
Самолет Ил-18Б (1958-1959) отличается от Ил-18А увеличением максимального коммерческого груза с 12 до 14 тонн и максимальной взлетной массы с 58 до 61,2 тонн с одновременным усилением элементов шасси и крыла при сохранении компоновки салонов.
На самолете Ил-18В (1960-1965) были перекомпонованы пассажирские салоны и перенесены входные двери в вестибюли, разделяющие пассажирскую кабину на три салона с числом мест 20, 55 и 14 соответственно. В переднем вестибюле в зоне винтов размещались гардеробы и туалеты, в заднем — буфет. В 1963-1964 годах на самолете было установлено дополнительное и улучшенное пилотажно-навигационное оборудование.
На самолете Ил-18Е (1965-1966), в отличие от Ил-18В, число пассажирских мест было увеличено до 120 с максимальной плотностью компоновки и дальнейшим улучшением комфорта: модернизированы туалеты, гардеробы и буфет, улучшена отделка салонов, установлены более комфортабельные кресла.
Самолет Ил-18Д (1965-1969) отличался увеличенной максимальной дальностью полета (до 6500 километров), полученной вследствие размещения дополнительных емкостей топлива в подфюзеляжной части центроплана и соответственно увеличения взлетной массы самолета с 61,2 до 64 тонн и замены двигателей АИ-20К двигателями АИ-20М. Одновременно на самолете была установлена бортовая система управления заходом на посадку.
На базе самолета также создано несколько модификаций для перевозки грузов, военных и научных целей. Для полетов в Антарктиду впервые в 1962 году на Ил-18В были установлены дополнительные баки вместо кресел пассажирской кабины, благодаря чему запас топлива увеличился с 23 500 до 31 000 литров.
В феврале 1981 года Ил-18 совершил перелет Москва — Антарктида вдоль меридиана, проходящего по Восточной Африке. Перелет протяженностью 15 950 километров был совершен с двумя промежуточными посадками за 25 летных часов.
Производство Ил-18 продолжалось с 1958 года по 1970 год.
Самолет Ил-18 положил начало широкому развитию международных авиалиний Аэрофлота и массовому авиаэкспорту. За создание Ил-18 группе конструкторов во главе с Сергеем Ильюшиным в 1960 году была присуждена Ленинская премия.
Летно-технические характеристики: Размах крыла: 37,42 м Длина самолета: 35,90 м Высота самолета: 10,17 м Площадь крыла: 140,0 кв. м Масса: пустого самолета — 35000 кг, максимальная взлетная — 64000 кг. Внутреннее топливо: 22700 литров + 7300 литров опционально в баках на концах крыльев Тип двигателя: 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20М Мощность: 4 х 4252 л.с. Максимальная скорость: 685км/ч Крейсерская скорость: 625 км/ч Практическая дальность: 6500 км Дальность действия: 3700 км Практический потолок:10000 м Экипаж: 5 человек Полезная нагрузка:120 пассажиров или 13500 кг груза
Подготовлено на основе материалов из открытых источников
Конструкция самолёта Ил-18
Аэродинамическая схема Ил-18 – это моноплан с крылом низкого расположения трапециевидной формы, с четырьмя двигателями, расположенными на крыле и традиционным хвостовым оперением. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, выпускающиеся на угол 400, в процессе эксплуатации угол отклонения решили оставить на уровне 300.
Весь планер самолёта выполнен из пластичного материала — дуралюмина Д-16. Герметизированная часть корпуса включала в себя кабину лётчиков и пассажирский салон.
На первых серийных самолётах Ил-18А стояли двигатели НК-4, позже от них отказались и оснастили лайнер экономичными и более мощными моторами АИ-20К. Воздушный винт АВ-68 и турбина двигателя имели постоянные обороты на всех режимах, мощность зависела от угла поворота лопасти и количества подаваемого топлива.
Ил-18 в небе
Безопасность сохранялась даже при отказе одного двигателя на взлёте с последующим набором высоты до 8 тыс. метров и продолжением полёта, в случае выхода из строя двух двигателей Ил-18 продолжал горизонтальный полёт, но на меньшем по высоте эшелоне.
В Ил-18 применялась трёхопорная схема шасси, передняя стойка на рулении управлялась от отдельного штурвальчика, установленного на колонке основного штурвала командира корабля. Основные стойки представляли собой четырёхколёсные тормозные тележки, амортизаторы и параметры колёс всех опор позволяли выполнять взлёт и посадку с грунтовых полос, что для того времени было весьма актуально. Так как все стойки убирались вперёд по полёту, в случае отказа гидравлической системы, выпустить шасси можно было, используя энергию набегающего потока воздуха, что существенно повышало безопасность полёта.
Отдельно надо сказать о пассажирском салоне Ил-18. В компоновке всех трёх салонов расположение кресел было однотипное, без каких-либо выделявшихся мест с диванчиками или образовывавших купе. В основе интерьера салона разработчики ориентировались на принцип «приятной простоты», который действовал на ранних машинах ОКБ С.В. Ильюшина.
Салон Ил-18
В отделке бортов, плафонов, багажных полок, потолка салона, оконных панелей и обивке кресел чувствовалась рука отличного дизайнера, они отличались простотой, изяществом линий и искусно подобранной цветовой гаммой. Салон естественно хорошо освещался из больших иллюминаторов.
Над пассажирами на нижней поверхности багажных полок размещалось напротив каждого ряда кресел индивидуальное освещение, регулируемый обдув прохладным воздухом и кнопка вызова стюардессы. Съёмные панели потолка и бортов были обтянуты павилоном с красивым узором, придававший нарядный вид всему салону.
Впервые на Ил-18 использовали в отделке кресел новый материал — поролон, это вкупе с другими изменениями конструкции кресел, сделало их значительно легче. В карман на спинке каждого кресла положили съёмный столик и литературу с информацией.
Также были отделаны кухня-буфет, гардеробы, багажное отделение и туалеты. По такому же принципу стали оформляться салоны других отечественных самолётов и, в конце концов, это стало общепринятым стандартом.
Ил-18
Интересные факты
- По официальным данным, на 2010 год 100 машин Ил-18 в мире разбились или не подлежат восстановлению, катастрофы привели к гибели 2352 человек.
- Статистика показывает, что на территории Советского Союза, позднее РФ и СНГ лётных происшествий из-за отказов двигателей и систем самолёта Ил-18 не зафиксировано, всего по 1977 год произошло 16 катастроф и пять из них случились при посадках в СМУ в горах.
- В среде пилотов Ил-18 носил прозвище «Дельфин» из-за характерной формы носового обтекателя РЛС.
- Ил-18 был героем эпизодов многих художественных фильмов, он появлялся на экранах в 12 кинокартинах.
- Владимир Высоцкий упомянул Ил-18 в песне «Ещё бы не бояться мне полётов».
- В 20 городах, пять из них в Западной Европе, остальные на территории бывшего СССР, стоят памятники легендарному пассажирскому лайнеру Ил-18.
Ил-18
Благодаря своей экономичности, комфортабельности и безопасности Ил-18 долгое время являлся главным пассажирским самолётом СССР для авиалиний средней протяженности. Производство Ил-18 продолжалось с 1958 по 1970 гг. Далее приоритет отдавался в пользу разработке реактивных самолётов. Несмотря на это некоторое количество Ил-18 активно находится в эксплуатации по сей день.
Модификации
Существует 2 вида модификаций Ил-18. Данное разделение справедливо как для гражданских, так и для военных самолетов:
- Конструктивные (изменение конструкции, двигателя, фюзеляжа, шасси, добавление дополнительных баков и т.д.)
- Салонные (установка специального оборудования, гондолы, радара, лидера радио и т.д.)
Существовали различные серии А, Б, В, Д, ДМ, в рамках которых и осуществлялись салонные и конструктивные модификации.
Первую серийную модель Ил-18 сняли с эксплуатации в 1959 году. К тому времени наладили выпуск самолетов новых серий. В последующие годы конструкторами было разработано еще больше вариантов для различных целей.
Выпущенные серии и модификации:
- Ил-18А – первый серийный самолет этой модели, он работал на двигателях НК-4, которые имели высокий процент отказа;
- Ил-18Б – базовая модель для пассажирских перевозок на двигателях АИ-20, изначально стала основной для «Аэрофлота»;
- Ил-18В – улучшенная версия модели 18Б с разделением пассажирского салона на три отдельных части;
- Ил-18Д – модель на двигателях АИ-20М с повышенной дальностью полета и увеличенной коммерческой нагрузкой;
- Ил-18Е – пассажирский авиалайнер с повышенным количеством кресел до 110 единиц и улучшенной отделкой;
- Ил-18И – еще одна версия авиалайнера на новых двигателях АИ-20М без изменений в конструкции и устройстве;
- Ил-18В-26А – вариант авиалайнера для дальних перелетов с увеличенными топливными баками и уменьшенным салоном до 20 мест;
- Ил-18Гр – транспортный самолет с усиленной напольной конструкцией, был выпущен только к 1978 году;
- Ил-18ГрМ – модифицированная грузовая модель с установленной крупной дверью по левому борту и напольной механизацией;
- Ил-18ДОРР – второй разведывательный самолет для поиска рыбных ресурсов, предназначен для работы на дальних расстояниях;
- Ил-18ДЦ «Циклон» – модель для проведения метеорологической разведки и различной исследовательской деятельности;
- Ил-18Д «Помор» – специальная модель, переработанная для выполнения рыбной разведки;
- Ил-18Д «Тесла» – салонная модификация для обеспечения дальней, правительственной связи. Когда первое лицо страны находилось где-либо (даже в другой стране) над этим местом постоянно барражировали, несколько самолетов, обеспечивая защищённые каналы связи;
- Ил-18 «Салон» – специальная версия самолета для выполнения деловых перевозок высших лиц государства;
- Ил-18 «Полоса» – тестовая модель с продвинутым навигационным оборудованием для выполнения рейсов в автоматическом режиме;
- Ил-18ЛЛ – воздушная лаборатория, созданная для проведения разных научных исследований;
- Ил-18РТ (Ил-18СИП) – измерительный пункт с аппаратурой приема и анализа телеметрической информации;
- Ил-18РТЛ – тестовая версия ИЛ-20РТ с обтекателем антенн над фюзеляжем;
- Ил-18Т – транспортно-санитарная модель для перевозки больных и раненых, а также поиска пострадавших;
- Ил-18ТД – новый военный транспортно-десантный самолет для военно-воздушных сил, был переоборудован и усилен;
- Ил-18УШ – штурманская учебная машина с двадцатью креслами для штурманов внутри салона;
- Ил-20 – переработанная военная модель для ведения радиоэлектронной борьбы в воздухе;
- Ил-22 – специальная версия самолета, представляющая собой воздушный командный пункт;
- Ил-24 – улучшенная модель для регулярного проведения ледовой разведки в северных широтах;
- Ил-38 – противолодочный Ил-18, предназначенный для поиска и устранения вражеского подводного флота.
Авиакатастрофы ИЛ-18
По официальным данным (на 2010 год), за всю историю полетов ИЛ-18 в результате поломок было утеряно сто единиц машин и погибло около 2352 пассажира.
Практически все причины аварий связывают только с человеческим фактором. Несчастные случаи по причинам ненадежности оборудования самолета зафиксированы только во время проведения испытательных полетов.
Модификация |
Начало эксплуатации |
Бортовой номер |
Данные о катастрофе |
Количество жертв |
ИЛ-18А |
1 января 1958 г. |
002 |
7 мая 1958 года, Шереметьево. Пожар двигателя № 2 |
5 членов экипажа и 5 испытателей |
ИЛ-18А |
6 октября 1958 г. |
CCCP-75648 |
27 апреля 1960 года. Недостатки конструкции |
1 бортмеханик |
ИЛ-18А |
9 октября 1959 г. |
CCCP-75651 |
26 декабря 1960 года, аэропорт Баратаевка. Недостатки строения |
17 человек |
ИЛ-18Б |
17 ноября 1958 г. |
CCCP-75654 |
17 декабря 1961 года. Выпуск механизации бортинженером во время рейса Москва-Сочи |
9 членов экипажа и 50 человек пассажирского отделения |
ИЛ-18Б |
8 января 1958 г. |
CCCP-75665 |
Сгорел во время разбега на полосе в аэропорту Алма-Аты |
Неизвестно |
ИЛ-18Б |
18 июня 1959 г. |
CCCP-75685 |
Разбился в Алма-Ате. |
Неизвестно |
ИЛ-18Б |
21 ноября 1959 г. |
202 |
24 декабря 1982 года, Кантон (Китай). Возгорание по неустановленным причинам |
25 человек из пассажирского отделения |
ИЛ-18Б |
29 декабря 1959 г. |
CCCP-75705 |
1960 год. Выход из строя двигателя и пожар |
27 человек пассажирского отделения и 7 членов экипажа |
ИЛ-18Б |
23 января 1690 г. |
CCCP-75708 |
26 августа 1969 года, Внуково. Не было выпущено шасси во время посадки |
16 пассажиров |
ИЛ-18Б |
25 февраля 1960 г. |
CCCP-75712 |
24 февраля 1973 года. Причины не были установлены |
72 человека пассажирского отделения и 7 членов экипажа |
ИЛ-18В |
22 апреля 1961 г. |
OK-PAF |
Столкновение с проводами |
Неизвестно |
ИЛ-18В |
1961 г. |
3X-GAB |
При заходе на посадку столкнулся с домами |
Неизвестно |
ИЛ-18В |
3 октября 1962 г. |
CCCP-75843 |
29 ноября 1962 года. Следовал на Кубу, но так и не долетел |
Неизвестно |
ИЛ-18В |
28 августа 1964 г. |
CCCP-75558 |
Потеря управления во время тренировочного полета, столкновение с землей и возгорание самолета |
6 человек – экипаж и проверяющие |
ИЛ-18В |
24 октября 1964 г. |
CCCP-75559 |
Падение в результате пожара в 2,5 километрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома Пулково. Причины – усталостное разрушение диска 3-й ступени двигателя |
7 членов экипажа и 102 человека пассажирского отделения |
ИЛ-18В |
9 декабря 1964 г. |
CCCP-75563 |
6 апреля 1967 года, аэропорт Домодедово. Падение |
8 членов экипажа |
ИЛ-18В |
3 июля 1965 г. |
YR-IMH |
14 августа 1965 года, Urican. Ошибка экипажа, в результате чего авиалайнер врезался в гору |
5 членов экипажа и четверо сопровождающих |
ИЛ-18Д |
25 июня 1966 г. |
ER-ICJ |
27 января 2004 года |
Неизвестно |
ИЛ-18Д |
9 сентября 1966 г. |
DM-STL |
26 марта 1979 года, Луанда (Ангола) |
Неизвестно |
ИЛ-18Д |
1967 год |
3X-GAX |
3 сентября 1978 года, Конарки (Швинея) |
Неизвестно |
ИЛ-18Д |
1967 год |
B-222 |
18 января 1988 года, аэропорт Чунцина (Китай) |
Неизвестно |
ИЛ-18Д |
12 октября 1967 г. |
CU-T1270 |
15 ноября 1992 года, Доминиканская Республика |
Неизвестно |
ИЛ-18Д |
21 декабря 1967 г. |
RA-74295 |
25 октября 2000 года, Батуми |
Неизвестно |
ИЛ-18Д |
1968 год |
VN-B190 |
26 марта 1981 года, Хоабинь (Вьетнам) |
Неизвестно |
ИЛ-18Д |
8 ноября 1968 г. |
CU-T899 |
19 января 1985 года, Гавана |
Неизвестно |
Предназначение
Самолет Ил-18, фото которого приведено в статье, по задумке своих легендарных создателей должен быть способен обеспечить комфортабельную перевозку пассажиров в количестве 60-65 человек на расстояние в пределах 5000 километров. При этом крейсерская скорость воздушного судна планировалась в пределах 450 километров в час, а высота полета рассчитывалась в диапазоне 7500 метров.
Планировалось, что небольшой парк Ил-18 будет осуществлять полеты без выполнения дополнительных посадок по самым длинным маршрутам как внутри СССР, так и за пределами государства. В частности, Москва – республики Средней Азии, Москва – Закавказье, Москва – Дальний Восток, Москва – промышленная часть Урала. В то время по этим направлениям выполнялось основное движение пассажиров, грузов и почты. Кроме того, такой серьезный, можно даже сказать, абсолютно комплексный подход к созданию воздушного флота гражданской авиации на практике в Советском Союзе осуществлялся в первый раз за всю его длительную историю.
Культурное наследие от ИЛ-18: фотографии
Авиалайнер можно увидеть в ряде советских фильмов, снятых за период с 1960 по 1989 год, и даже в современном российском кино:
- «Мертвый сезон» (политический детектив, 1968 год);
- «Дайте жалобную книгу» (лирическая комедия, 1964 год);
- «Бриллиантовая рука» (приключенческая комедия, 1968 год);
- «Продавец воздуха» (кинофантастика, 1967 год);
- «Корабль пришельцев» (киноповесть, 1985 год);
- «Стиляги» (мюзикл, 2008 год);
- «Высоцкий. Спасибо, что живой» (биографическая драма, 2011 год).
Например, в фильме-катастрофе «Размах крыльев» (1986 год) режиссера Геннадия Глаголева использовали самолет ИЛ-18 под бортовым номером CCCP-75459.
А какое количество памятников! Например, два списанных самолета установлены на территории Украины: один – в городе Николаеве, другой – под Киевом.
Второй ИЛ-18 (фото № 1) является частью постоянной выставки музея авиации Жуляны. А у первого самолета история немного длиннее и отличается странностями.
Николаевский ИЛ-18 (фото № 2) после списания переоборудовали в кинотеатр, который исправно работал и пользовался популярностью на протяжении двадцати лет. Затем на борту авиалайнера решили открыть ресторан. В настоящее время самолет ИЛ-18 стоит без дела, окруженный забором с неприветливой табличкой «Злые собаки».
А один из первых памятников этой летающей легенде установили 20 апреля 1979 года в честь двадцатилетия начала эксплуатации авиалайнера «Аэрофлотом». К сожалению, до сегодняшнего дня самолет не дожил: в 2013 году в Химках борт утилизировали, так как ремонту и дальнейшей выставке он больше не подлежал (корпус был сильно поврежден коррозией и покрылся трещинами под влиянием погодных условий).
Среди других существующих памятников самолету Ильюшина можно назвать объекты, которые остались в таких городах:
- Боркхайд (Германия);
- Ставрополь (Россия);
- Вологда (Россия);
- Кызыл (Россия);
- Пенза (Россия);
- Любляна (Словения);
- Худжанд (Таджикистан).
Остальные памятники самолета «Ильюшин-18», к сожалению, не сохранились – их разобрали на металлолом. Одни пришли в негодность со временем, другие — в результате ненадлежащего ухода (например, вандализм).
Запуск двигателей от аккумулятора
ЗАПУСК ВСУ 1. Включить переключатели аккумуляторов ЛЕВ и ПРАВ 2. Включить аккумуляторы переключателем АККУМ.ВКЛ. 3. На левой панели АЗР включить автоматы защиты: САС БК, САС ЛЕВ, УКВ ЛЕВ. СПГУ, АПШ 115 В ЛЕВ, АПШ 36 В ЛЕВ, АВАР. 115-36В, ПОЖАРОГАШ. I ОЧЕР., ПОЖАРОГАШЕНИЕ АВТОН., СИГН.ПОЖАРА N1 4. На правой панели АЗР включить автоматы защиты: САС СРЕДН, САС ПРАВ, СИРЕНА, УКВ ПРАВ. СПГУ, АПШ 115 В ПРАВ, АПШ 36 В ПРАВ, ГЕН ВСУ, ГАШЕНИЕ II ОЧЕР, СИГН.ПОЖАРА N2 5. На верхнем пульте включите переключатель АВАР 115 РУЧН-АВТ в положение РУЧН. Проверить напряжение бортовых аккумуляторов – не менее 24В 6. Включите питание ВСУ (выключатель ВСУ ПИТАНИЕ) При этом должны загореться сигнальные лампы: СТВОРКА ЗАКРЫТА, НАСОС ВКЛЮЧЕН, ПОЖАРНЫЕ КРАНЫ ВСУ ТОПЛИВА ОТКРЫТ 7. Открыть створку ВСУ – переключатель СТВОРКА ОТК-ЗАКР в положение ОТКР. При этом должно загореться сигнальное табло ГОТ.ВСУ К ЗАПУСКУ 8. Установить выключатель ЗАПУСК-ХОЛ ПРОКР. в положение ЗАПУСК 9. Нажмите кнопку ВСУ ПУСК. При этом табло ГОТ ВСУ ПУСКУ погаснет и загорится ЗАПУСК Д-36, ВСУ 10. Проконтролировать параметры работы ВСУ. (tгазов не более 680 град.) Время выход на режим холостого хода – 18-45 с 11. На верхнем пульте включить ГЕН ВСУ и перевести ручку АВАР 115-АВТ-РУЧН. в положение АВТОН 12. Прекратить запуск ВСУ – кнопка СТОП. 13. Установить ХОЛ.ПРОКР 14. Включить ОТБОР ВОЗДУХА ВСУ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ Д-36 производится в порядке ПРАВЫЙ, СРЕДНИЙ, ЛЕВЫЙ 1. Установить датчики вибраций в положение запускаемого двигателя. 2. Установить автоматы защиты подкачивающих топливных насосов в положение ВКЛ 3. Пожарный кран запускаемого двигателя в положение ОТКР 4. Расстопорить рули и элероны 5. На левом пульте включите ЭСУ 6. На щитке ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ установите автомат защиты Д-36 в положение ЗАПУСК 7. Установите переключатель ЗАПУСК-ХОЛ ПРОКР в положение ЗАПУСК 8. Через 1 мин после включения отбора воздуха от ВСУ установите РОД запускаемого двигателя в положение ЗАПУСК 9. РУД запускаемого двигателя перевести в положение МАЛ 10. Нажмите кнопку Д-36 ПУСК в течение 2-3 с 11. Убрать РОД в положение СТОП 12. Нажать кнопку (1-2с) СТОП ЗАПУСКА 13. Включить генератор ГЕНЕРАТОР ЛЕВ. 14. Отключить генератор ВСУ 15. Выключить автомат защиты ЗАПУСК 16. Преключатель ХОЛ ПРОКР установить в положение ХОЛ ПРОКР
Летно-технические характеристики Ил-18
Выпущенный Ил-18 характеристиками изначально превосходил всю имеющуюся авиацию. Он был крупнее и по габаритам: длина составляет 35,9 м при высоте 10,2 м. Крыло вытянуто на 37,4 м, а его площадь равна 140 м². Салон имеет ширину 3,23 м и длину 24 м. Пустым авиалайнер весит 35 т, предельная взлетная масса ограничена 64 т, из которых 22,7 или 30 т заняты топливом. Грузоподъемность зависит от модификации и может достигать 15 т.
Технические характеристики обеспечиваются четырьмя двигателями АИ-20М, мощность которых равна 4252 л. с. Максимальная скорость самолета составляет 685 км/ч. Крейсерская ограничена 625 км/ч, посадочная – 200 км/ч. При взлете Ил-18 требуется разгон до 1000 м, при посадке же нужен пробег до 800 м. Дальность полета составляет 7100 км. Она зависит от конкретной модификации, коммерческой нагрузки и наличия дополнительных топливных баков. Высота ограничена 10000 м.
Конструктивные особенности самолета
Конструкция Ил-18 выполнена по классической схеме. Он представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и палубным оперением. Аэродинамическая компоновка самолета создавалась с упором на высочайший уровень безопасности при максимальной экономичности.
Наибольшее внимание в конструкции авиалайнера уделили крылу. Оно имеет нестреловидную форму, его удлинение составляет 10, сужение – 3
Продуманная аэродинамика помогла добиться хороших скоростных показателей, высокой устойчивости при полете и безопасности выполнения маневров на любых углах отклонения носовой части от горизонта. На крыле установлены четыре двигателя АИ-20. Выбор турбовинтовой модели вместо турбореактивной связан с повышенной экономичностью первых. Топливная система состоит из 22 небольших баков, расположенных в плоскости крыла. Основная группа установлена между внутренним и внешним двигателем, остальные относятся к дополнительным.
Хвостовое оперение включает трехлонжеронный киль со стреловидностью 22° и стабилизатор площадью 27,79 м². Шасси относится к трехопорному типу. Стойки при взлете убираются внутрь специальных отсеков с помощью гидравлической системы. Передняя «нога» может отклоняться на 43° и имеет два парных колеса, остальные оборудованы четырьмя. Для торможения используется гидравлика с применением антиюзового автомата растормаживания.
Управление самолетом механическое безбустерное. Все усилия, передаваемые на рули, отправляются к ним через трубчатые тяги. К элеронам или триммерами они переходят с помощью тросовой проводки. За работу большинства механизмов отвечает гидроазотная система. На борту также присутствует кондиционер, поддерживающий необходимое давление внутри кабины.
Имеется противопожарная система, включающая специальные титановые перегородки между важными компонентами самолета и некоторые другие элементы. При возникновении пожара тушение осуществляется в две фазы: автоматическую и ручную. Вторая требуется при быстром распространении огня или отказе первой. Также Ил-18 получил противообледенительную систему, обеспечивающую электрообогрев передней части крыла и хвостового оперения для предотвращения образования слоя льда.
Схема салона Ил-18
Электрооборудование на авиалайнере работает с помощью централизованной бортовой сети постоянного тока и восьми генераторов, которые разделены на две группы. На борту установлены две розетки аэродромного питания, чтобы обеспечить машину электричеством на земле. Также конструкторы монтировали сеть переменного однофазного тока. Он использовался на Ил-18 для поддержания освещения, состоящего из 21 плафона, работы пилотажно-навигационного и радиооборудования.