Скрытая мощь: как подлодки проекта «борей-а» укрепляют стратегические возможности вмф россии

Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

Постройка

К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания головного корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». После того как финансирование вышло на достаточный уровень, а работа самого «Севмаша» вошла в нормальный ритм, задержки всё равно остались, но уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы, и соответственно финансирование, только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

При строительстве первых трёх РПКСН: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б»: соответственно К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар», К-480 «Ак Барс».

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приёмке Флотом РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года он был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого начались государственные испытания. 4 февраля 2013 года в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» прошла госиспытания на 30 %. Первый пуск БРПЛ «Булава» был произведён 6 сентября 2013 года из акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодку вывели из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года РПКСН вывели из плавучего дока и начали швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, а 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

К-549 «Князь Владимир» на испытаниях, видна изменённая форма ракетного банкета

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки серии на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Крейсер назван «Князь Владимир», хотя первоначально предполагалось назвать «Святитель Николай»). Он был построен в модификации 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года. Начиная с «Князя Владимира» у «Бореев» изменена форма корпуса — ракетные шахты полностью вписаны в лёгкий корпус, что улучшило управляемость в подводном положении, а также уменьшило лобовое сопротивление и шумность.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».

Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2016 года.

Дизайн

Поперечные сечения

Класс Borei включает компактный и интегрированный гидродинамически эффективный корпус для снижения широкополосного шума и первое в истории использование насосно-реактивного двигателя на российской атомной подводной лодке. Российская служба новостей ТАСС заявила, что уровень шума будет в пять раз ниже, чем у атомных подводных лодок третьего поколения класса «Акула», и в два раза ниже, чем у американских подводных лодок класса «Вирджиния» . Акустическая подпись от Борея значительно скрытно , чем у предыдущих поколений российских РПКСН, но сообщалось , что их гидравлические насосы становятся шумными после относительно короткого периода эксплуатации, снижая стелс возможности подводной лодки.

Подводные лодки Borei имеют длину около 170 метров (560 футов), диаметр 13 метров (43 фута) и максимальную скорость под водой не менее 46 километров в час (25 узлов; 29 миль в час). Они оснащены плавучей спасательной камерой, рассчитанной на размещение всего экипажа. Меньшие по размеру, чем класс «Тайфун», изначально сообщалось, что «Борейс» несут 12 ракет, но могут нести еще четыре из-за уменьшения массы 36-тонной БРПЛ «Булава» (модифицированная версия межконтинентальной баллистической ракеты « Тополь-М» ) по сравнению с первоначально предложенной. R-39UTTH Кора . Стоимость была оценена в 2010 году в какой — то ₽23 млрд ( USD 734 миллионов долларов, что эквивалентно млн $ 863 в 2020 году выражении) по сравнению стоимость тройской Огайо -класса ПЛАРБ составляет около $ 2 млрд за лодку (цены 1997, США эквивалентно над США 3 млрд долларов в 2020 г.).

Каждый Borei состоит из 1,3 миллиона компонентов и механизмов. Для его строительства требуется 17 тысяч тонн металла, что на 50% больше, чем у Эйфелевой башни . Общая длина трубопроводов — 109 км, длина электропроводки — 600 км. Десять тысяч резиновых пластин покрывают корпус лодки.

Дизайн [ править ]

Поперечные сечения

Класс Borei включает компактный и интегрированный гидродинамически эффективный корпус для снижения широкополосного шума и первое в истории использование насосно-реактивного двигателя на российской атомной подводной лодке. Российская служба новостей ТАСС заявила, что уровень шума будет в пять раз ниже, чем у атомных подводных лодок третьего поколения класса «Акула», и в два раза ниже, чем у американских подводных лодок класса «Вирджиния» . акустическая подпись от Борея значительно скрытно , чем у предыдущих поколений российских РПКСН, но сообщалось , что их гидронасосовстановятся более шумными после относительно короткого периода эксплуатации, что снижает скрытность подводной лодки.

Подводные лодки Borei имеют длину около 170 метров (560 футов), диаметр 13 метров (43 фута) и максимальную скорость под водой не менее 46 километров в час (25 узлов; 29 миль в час). Они оснащены плавучей спасательной камерой, рассчитанной на размещение всего экипажа. Меньшие по размеру, чем класс «Тайфун», изначально сообщалось, что «Борейс» несут 12 ракет, но могут нести еще четыре из-за уменьшения массы 36-тонной БРПЛ «Булава» (модифицированная версия межконтинентальной баллистической ракеты « Тополь-М» ) по сравнению с первоначально предложенный Р-39УТТХ Барк . Стоимость была оценена в 2010 году в какой — то ₽23 млрд ( USD 734 миллионов долларов, эквивалентно млн $ 863 в 2020 выражении ), для сравнения стоимость ПЛАРБ класса « Огайо» составляла около 2 миллиардов долларов США за лодку (цены 1997 года, что эквивалентно более 3 миллиардам долларов США в условиях 2020 года ).

Каждый Borei состоит из 1,3 миллиона компонентов и механизмов. Для его строительства требуется 17 тысяч тонн металла, что на 50% больше, чем у Эйфелевой башни . Общая длина трубопроводов — 109 км, длина электропроводки — 600 км. Десять тысяч резиновых пластин покрывают корпус лодки.

Борей и Орифия

Согласно древнегреческим легендам, Борей был сыном титана Астрея и покровительницы зари, красавицы Эос. Обиталищем бога северного ветра была Фракия, однако ничто не мешало ему по первому же порыву покинуть родину и помчаться в самые далёкие земли. Павсаний в своих работах указывает, что Борей являлся родственником афинян.

Без сомнения, Борей был самым грозным и неукротимым ветром. Но в эллинских мифах очень часто столь суровые боги оказываются во власти нежных чувств. Это же произошло и с Бореем. Однажды сорвался он с фракийских земель и полетел в сторону Аттики.

Веяло холодом от северного ветра. Но вдруг, пролетая над владениями афинян, заметил он прекрасную девушку. Это была дочь царя Эрехтея, Орифия. Устрашающий Борей спустился с небес и принялся молить красавицу дать согласие стать его женой. Вот только не с любовью, а со страхом смотрела Орифия на Борея.

Девушка отказала суровому богу. Борей отправился свататься к Эрехтею, но и здесь получил отказ. В отчаянии воскликнул бог северного ветра: “Неужели я забыл о моей силе? Да, я сам заслужил такое отношение!”. Он знал, что люди очень боятся его необузданного нрава и могущества. Борей мог вырывать с корнем деревья, разрушать стены построек, а потому смертные относились к нему со страхом. Борей же мечтал быть любимым.

Джозеф Фердинанд Лансернон «Борей похищает Орифию»Местонахождение: Музей Жироде, Монтаржи, Франция

Конструкция подводных лодок класса «Борей»

Конструкция подлодки проекта 955 «Борей»

Корпус Лодки проекта 955 — двухкорпусные.

  • Для изготовления блоков прочного корпуса применена сталь с пределом текучести 100 кгс/мм2 и титан;
  • Установка оборудования внутри прочного корпуса производится с применением системы двухкаскадной амортизации;
  • Для изоляции блоков от прочного корпуса используются пневмоамортизаторы из резинокорда;
  • Боевая рубка для повышения технических характеристик лодки Борей при движении в подводном положении имеет выраженный наклон вперед;
  • Снаружи для покрытия лёгкого корпуса используется специальная стелс-резина для снижения гидроакустической шумности
Силовая установка Предполагается, что основой силовой установки подлодок проекта 955 является:

  • водо-водяной ядерный реактор ВМ-5 (на тепловых нейтронах млм с парогенератором ОК-650В). Мощность – 190 мегаватт;
  • система «Алиот» — управление реактором и защита от радиоактивного излучения;
  • энергоблок ЯЭУ — КТМ-6;
  • паротурбинная установка «Мираж», главный турбозубчатый агрегат ОК-9ВМ (либо улучшенный аналог);
  • водометный движитель с одним валом

Мощность силовой установки — около 50 000 л.с.

Рулевое управление Система рулевого управления подлодки включает:

  • горизонтальные выдвижные рули с закрылками (в носу лодки);
  • два подруливающих устройства – погружные гребные электродвигатели ПГ-160 (в выдвигаемых колонках в корме)
Гидроакустика Гидроакустическое вооружение подлодок проекта «Борей»:

  • комплекс МГК-600Б;
  • цифровой ГАК «Иртыш-Амфора-Б-055» (обнаружение, пеленгация, классификация и шумоподавление гидроакустических сигналов);
  • станции малой гидроакустики (измерительные работы, поиск минно-торпедных целей)

С помощью пусковых установок РЭПС-324 «Шлагбаум» (калибр 533 мм) осуществляется запуск гидроакустических средств подавления МГ-104 «Бросок» и МГ-114 «Берилл».

Расстояние до объекта, засечённого с помощью ГАК, может составлять до 230 км. Одновременно операторы комплекса могут сопровождать до 30 целей. По мощности и эффективности гидроакустическое вооружение подлодок проекта 955 максимально приближено к аналогичному оборудованию американских крейсеров класса «Вирджиния»

Система спасения экипажа Для спасения всего экипажа в аварийных ситуациях в корпус лодки рядом с шахтами БРПЛ встроена всплывающая камера ВСК. Для передвижения по воде предусмотрено 5 спасательных плотов КСУ-600Н-4
Вооружение Для управления ракетным вооружением на борту подлодок проекта 955 «Борей» установлен стартовый комплекс КБСК «Округ-55». Основные данные системы глубоко засекречены. Схема  пусковых установок:

  • 16 шахт БРПЛ Р-30 «Булава»;
  • четыре 533 мм торпедных аппарата;
  • четыре 650 мм торпедных аппарата

Боезапас:

  • торпеды, ракето-торпеды, самотранспортирующиеся мины, ПЛРК «Водопад» — 40 шт;
  • баллистические ракеты Р-30 «Булава» — 16 шт;

Лодки проекта 955А планируется оснастить двадцатью пусковыми установками баллистических ракет. Торпедные аппараты переоборудуются под старт суперсовременных крылатых ракет «Оникс» и «Калибр»

Характеристика отсеков
  • 1-й — торпедный отсек с комплексом гидроакустического вооружения;
  • 2-й — центральный пост, жилой отсек;
  • 3-й — боевой отсек;
  • 4-й и 5-й — ракетные отсеки;
  • 6-й — парогенераторный отсек;
  • 7-й и 8-й — реакторный и турбинный отсеки

Версии [ править ]

Проект 955А (Борей-А)

Установки проекта 955A включают улучшенные системы связи и обнаружения, улучшенную акустическую сигнатуру и имеют серьезные структурные изменения, такие как добавление всех движущихся рулей и вертикальных концевых пластин к гидросамолётам для большей маневренности, а также другую геометрию паруса . Кроме того, они оснащены гидравлическими форсунками и улучшенными винтами, что позволяет им идти со скоростью почти 30 узлов в подводном положении с минимальным шумом. Хотя сначала сообщалось, что на борту 20 БРПЛ « Булава» , 955А будет вооружена 16 БРПЛ с 6-10 ядерными боеголовками на каждой, как и подводные лодки проекта 955.

Контракт на поставку пяти модифицированных подводных лодок 955А несколько раз откладывался из-за ценового спора между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией . [ Править ] Контракт был официально подписан 28 мая 2012 года [ править ]

Первая подводная лодка 955А « Князь Владимир» была заложена 30 июля 2012 года во время церемонии, на которой присутствовал президент России Владимир Путин . Еще две подводные лодки проекта 955А заложены в 2014 году, одна в конце 2015 года и одна в конце 2016 года.

По словам представителя Севмаша Виталия Буковского, все подводные лодки «Борей-А» будут оснащены осиновыми банями, способными разместить 3-4 человека.

Проект 955Б (Борей-Б)

Ожидается, что проект 955Б будет иметь новую водометную двигательную установку, модернизированный корпус и новую технологию снижения шума. Концептуальный проект должен был быть инициирован ОКБ Рубин в 2018 году, и было предложено четыре лодки проекта 955Б, первая из которых должна быть поставлена ​​ВМФ России в 2026 году. Однако, как сообщается, проект не был включен в российский проект. Государственная программа вооружения на 2018–2027 годы за счет рентабельности. Вместо этого после 2023 года должны были быть построены еще шесть подводных лодок «Борей-А». Согласно отчету за 2018 год, Государственная программа вооружения России на 2018–2027 годы предусматривает строительство еще двух подводных лодок «Борей-А» к 2028 году. состоится на Севмашеначиная с 2024 года с поставками ВМФ в 2026 и 2027 годах соответственно.

Борей-К

Предлагаемый вариант, вооруженный крылатыми ракетами вместо БРПЛ, аналогичный американским атомным подводным ракетным подводным лодкам (ПЛАРБ) , находится на рассмотрении Минобороны России .

Инструкция по применению инсектицида «Борей»

Норма дозировки в с/х (в л на га):

  • пшеница, ячмень, рапс – 0,08-0,1;
  • свекла – 0,1-0,12;
  • пастбища – 0,1-0,15;
  • горох – 0,12-0,15;
  • картофель, томат – 0,08-0,12;
  • лук от трипсов – 0,12-0,14, от мухи – 0,2-0,25;
  • морковь от листоблошки – 0,12-0,14, от мухи – 0,2;
  • капуста – 0,1-0,14;
  • яблоня, виноград – 0,3;
  • пшеница – 0,1.

Кратность опрыскиваний средством «Борей» – 2, расход при обработке всходов – 100-200 л, взрослых растений – 200-400 л на га, деревьев и винограда – 800-1500 л, при опрыскивании с самолета – 25-50 л. Срок ожидания до сбора урожая – от 10 до 38 дней. Работать на обработанных участках можно спустя неделю после опрыскивания.

Тактико-технические характеристики проекта 955 «Борей»

Разработчик проекта……………..ЦКБ МТ «Рубин»Главный конструктор……………..В. А. ЗдорновСкорость (надводная)……………..15 узловСкорость (подводная)……………..29 узловРабочая глубина погружения……………..400 мПредельная глубина погружения……………..480 мАвтономность плавания……………..90 сутокЭкипаж……………..107 человек, в том числе 55 офицеровСтоимость……………..$713 млн (первый корабль), 23 миллиарда рублейРазмерыВодоизмещение надводное……………..14 720 тВодоизмещение подводное……………..24 000 тДлина наибольшая (по КВЛ)……………..170 мШирина корпуса наибольшая………………13,5 мСредняя осадка (по КВЛ)……………..10 мСиловая установка………ОК-650В 190 МВт; ПТУ с ГТЗА; гребной вал; водомётный движительВооружениеТорпедно-минное вооружение…………6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.Ракетное вооружение………..16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 «Булава»Количество ракет…………..16 (проект 955), 16 (проект 955А)

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы, связанные с .
  • , Севмаш, Северодвинск (спутниковое фото)
Подводные лодки типа «Долгорукий»
Проект 955
  • Юрий Долгорукий
  • Александр Невский
  • Владимир Мономах
Проект 955А
  • Князь Владимир
  • Князь Олег
  • Князь Пожарский
Список классов советских и российских подводных лодок
vтеСоветские и российские подводные лодки после 1945 года
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами — ПЛАРБ
  • 658 Отель
  • 667A Янки
  • 667БДР Дельта III
  • 941 Тайфун
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами — ПЛАРК
  • 659 Эхо I
  • 675 Эхо II
  • 670 Чарли I
  • 670M Чарли II
  • 661 Папа С
  • 949 Оскар I
  • 949A Оскар II
  • 885 Ясень
Атомные подводные лодки — SSN
  • 627A Ноябрь
  • 671 Виктор I
  • 671RT Виктор II
  • 671RTM Виктор III
  • 705 / 705К Альфа
  • 945 Сьерра I
  • 945A Sierra II
  • 685 Майк С
  • 971 Акула
  • 09851 Хабаровск
Обычные подводные лодки с баллистическими ракетами — SSB
  • AV611 Зулу IV
  • 629 Гольф
Обычные подводные лодки с крылатыми ракетами — SSG
  • 644/665 Виски (ракетный)
  • 651 Джульетт
Обычные ударные подводные лодки — СС или ССК
  • 611 Зулус
  • 613 Виски
  • 615 Квебек
  • 617 Кит S
  • 633 Ромео
  • 641 Фокстрот
  • 641B Танго
  • 877 Кило
  • 636 улучшенный килограмм
  • 677 Лада
  • Амур
  • S1000
  • Калина
Вспомогательные подводные лодки — SSA
  • 690 Браво
  • 940 Индия
  • 1710 Белуга S
  • 1840 Лима S
  • 1910 г.
  • 865 Лосос
  • 210 Лошарик
  • Саров С
S
Одноместный корабль класса
vтеКлассы ПЛАРБ на вооружении
 Флот Народно-освободительной армии
  • Тип 092 ( Xia )
  • Тип 094 ( Джин )
 Французский флот
 Индийский флот
 ВМФ России
  • Дельта III
  • Тайфун
  • Дельта IV
 Королевский флот
 ВМС США

Преимущества Борей

  • два действующих вещества, различные по механизму действия
  • сочетание быстроты и продолжительности действия
  • тройное действие – контактное, кишечное и системное
  • уничтожение скрытноживущих вредителей
  • эффективность против популяций вредителей, устойчивых к пиретроидам и ФОС
  • устойчивость к интенсивным солнечным лучам и жаре.

Механизм действия инсектицида

Действующие вещества инсектицида, как у препарата Кораген, работают по-разному, поэтому их комбинация в одной препаративной форме приводит к высокой эффективности. Имидаклоприд обладает системной трансламинарной активностью, проникает в растения через листья, стебли и корни, распределяется по паренхиме и передвигается по ксилеме. Лямбда-цигалотрин остается снаружи на обрабатываемой поверхности растений. Борей быстро подавляет передачу сигналов через центральную нервную системы вредителей. Насекомые поражаются как при опрыскивании, так и при питании на обработанном растении и внутри него

Это особенно важно для уничтожения скрытоживущих вредителей, таких, как стеблевые пилильщики на зерновых культурах, а также фитофагов, которые питаются на нижней стороне листьев и на других частях растений, на которые рабочий раствор инсектицида может не попасть

Фото инсектицида Борей

Скорость и симптомы воздействия

Спустя несколько минут после поступления препарата в организм вредителей они перестают питаться и погибают в течение 24 часов.

Особенности применения

Борей уничтожает популяции вредителей устойчивых к пиретроидам и фосфорорганическим соединениям. Препарат сочетает быстроту действия (так называемый «нокдаун»-эффект) с продолжительным периодом защитного действия. Он сохраняет высокую инсектицидную активность в жаркую погоду и при длительном воздействии интенсивных солнечных лучей. Качество обработки сравнимо с гербецидом Титус.

Инструкция по применению инсектицида Борей

Против вредителей всходов, например, хлебных крестоцветных, свекловичных блошек и других, посевы культур опрыскивают Бореем по всходам, против остальных видов вредных насекомых – в период вегетации культур, когда на поле появились вредители, в количестве, превышающем экономический порог вредности. При обработке участков, заселенных саранчовыми, опрыскивание проводят в период развития личинок. Препарат можно использовать 1-2 раза за сезон. Срок ожидания на зерновых культурах – 28 дней, на горохе, томате, моркови и капусте – 30 дней, на яблоне, картофеле и свекле – 20 дней, на рапсе – 38, на луке — 25, на винограднике – 10 дней, на пастбищах – не регламентируется.

Приготовление рабочего раствора

Рабочую жидкость нужно готовить непосредственно перед опрыскиванием на специально оборудованных заправочных узлах. В резервуар заправочного узла залить половину нужного количества воды, включить механизм перемешивания, добавить рассчитанное и отмеренное количество препарата и продолжить заполнение бака опрыскивателя с одновременным перемешиванием. Полученную рабочую жидкость подать в бак опрыскивателя. В отдельных случаях, при отсутствии специальных средств приготовления и заправки рабочую жидкость можно приготовить непосредственно в баке опрыскивателя. При этом бак наполовину заливают водой, затем при включенной мешалке в него залить необходимое количество препарата и далее добавить воду до требуемого объема.

Нормы расхода инсектицида Борей

Культура, объект Вредитель Норма расхода препарата, л/га
Пшеница клоп-вредная черепашка, тли, хлебные жуки, пшеничный трипс, хлебные блошки, 0,08-0,1
0,1(А)
Ячмень Пьявица, шведские мухи, стеблевые пилильщики, пшеничный трипс, тли 0,08-0,1
Рапс Крестцовые блошки, рапсовый цветоед, рапсовый пилильщик, скрытохоботник 0,08-0,1
Свекла сахарная свекловичные блошки, долгоносики, тли, луговой мотылек 0,1-0,12
Пастбища, участки, заселенные саранчовыми, дикая растительность Саранчовые 0,1-0,15
0,1(А)
Горох, горох овощной Гороховая зерновка, гороховая плодожорка, тля 0,12-0,15
Картофель, томат Колорадский жук 0,08-0,12
Лук Луковые мухи 0,2-0,25
Морковь Морковная муха 0,2
Морковная листоблошка 0,12-0,14
Капуста Капустная совка, капустная и реповые белянки, капустная моль, крестцовые блошки, капустная тля 0,1-0,14
Яблоня Плодожорки, листовертки 0,3
Виноград Листовертки 0,3

Конструкция проекта 955 «Борей»

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода. Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», который в свою очередь, как оказалось, были гораздо менее шумными чем американские АПЛ.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками. (Учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных ядерных энергоблоков, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным.) Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Погрузка БРПЛ 3М30 «Булава» на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955, г.Северодвинск, 2010-2011 г.г.

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Люк для погрузки боезапаса торпедных аппаратов и крышки пусковых установок СГАПД на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955

Состав и форма выпуска

Пестицид Борей является концентрированной суспензией, перед применением его нужно развести с водой. Выпускается в литровых пластиковых бутылках.В продаже можно встретить двухкомпонентный препарат и трехкомпонентный, последний выпускается под название Борей Нео.

В состав классического вида входит имидаклоприд в концентрации 150 г и лямбда-цигалотрин с содержанием 50 г на 1 л. Такое сочетание действующих веществ обеспечивает быстрое токсическое действие и пролонгированный защитный эффект. Причем активные компоненты не разрушаются под солнечными лучами, что гарантирует гибель вредителей на разных стадиях развития.

В состав препарата Борей Нео вместо лямбда-цигалотрина входит альфа-циперметрин. относящийся к классу пиретроидов. Также дополнительно включен неоникотиноидклотианидин. Согласно инструкции по применению инсектицид Борей Нео предназначен для защиты картофеля и зерновых культур. Препарат сохраняет активность не только при высокой температуре, но и повышенной влажности воздуха. Качество обработки Бореем сравнимо с гербицидом Титус.

Модификации

пр.955 «Борей-1» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования — середина 1980-х годов.пр.955 / 09550 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования — конец 1980-х годов (1995 г. по др.данным), разработка прекращена в 1998 г. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) — достраивалась по пр.09551.пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования — сентябрь 1998 г. (завершено в 1999 г). Заложено и построены три корабля:

  • К-535 «Юрий Долгорукий», (заводской № 201)
  • К-550 «Александр Невский», (заводской № 202)
  • К-551 «Владимир Мономах», (заводской № 203)

пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» — ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 г., строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 г. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 г. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения. Заложено четыре корабля:

  • «Князь Владимир» (заводской № 204)
  • «Князь Олег» (заводской № 205)
  • «Генералиссимус Суворов» (заводской № 206)
  • «Император Александр III»» (заводской № 207)

Так что же с «Булавой»?

Подводная лодка «Борей» создавалась для того, чтобы стать носителем новых ракет «Булава». С января 2013 года корабль входит в состав Северного Флота, но до сих пор неизвестно, насколько эффективным может быть нанесенный им удар. Переход на новый тип боеприпасов оказался сложнее, чем ранее предполагалось. Собственно, достоинства твердотопливных ракет следующие:

— безопасное хранение и практически полное исключение возможности случайного запуска;

— относительно низкая стоимость;

— простота запуска;

— меньшая уязвимость для систем противоракетной обороны.

Вместе с тем твердотопливные ракеты имеют меньший радиус боевого применения, чем — при той же массе — аналогичные жидкостные. Кроме этого, технология их производства характеризуется множеством тонкостей.

В 2013 году с борта «Александра Невского» был произведен пуск «Булавы Р-30», окончившийся неудачей. Снаряд упал через две минуты после старта. До этого инцидента испытания проходили успешно. После устранения неполадок следующие пуски также обошлись без сбоев. Условия секретности не позволяют делать однозначных выводов о боеспособности АПЛ «Борей». ТТХ ракеты «Булава» известны только в общих чертах, они составляют государственную тайну. Работы по их совершенствованию и повышению надежности продолжаются.

Механизм работы

У имидаклоприда из класса неоникотиноидов системная активность, вещество проникает через листовые и стеблевые поверхности и через корни, воздействует на ЦНС вредителей, блокируя работу нервных волокон. Лямбда-цигалотрин из класса синтетических пиретроидов остается на листовой поверхности, но эффективно действует не только против насекомых, но и против клещей-фитофагов.

«Борей» угнетает передачу нервных импульсов, насекомые уничтожаются как при контактном попадании раствора на них, так и вследствие поедания опрысканных растений. Двойное действие позволяет средству уверенно уничтожать насекомых, которые находятся на нижней поверхности листвы и в труднодоступных местах.

О судостроительном «донорстве»

Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» — у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса — вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector