Подлодки проекта 945

Описание

Новая подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ – официальное название) проекта 667а получила двойной корпус. Легкий корпус изготовлен из стали, а прочный из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса 40 мм, а его цилиндрическая форма составляла около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:

  • носовой отсек торпедного вооружения;
  • отсек для аккумуляторов и размещения экипажа;
  • центральный пост;
  • два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 “сухого” типа;
  • дизельный отсек;
  • отсек атомного реактора;
  • два отсека с паротурбинным оборудованием;
  • отсек для электродвигателя.

В процессе строительства подлодок типа «Навага» (ещё одно название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии понижения уровня шума.

Ещё одной особенностью АПЛ данной модели является эшелонное расположение агрегатов. Такое размещение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном отсеке. Благодаря этому облегчается техническое обслуживание, а поломка не будет мешать другим устройствам, работать, т. к. они изолированы.

Поэтому в ПЛ «Навага» превосходные условия для личного состава. Каждый из жилых отсеков имеет своё кондиционирование и звукоизоляционные технологии. Служащие на субмарине могут разместиться в малых кубриках, рассчитанных на нескольких человек или отдельных каютах.

Для офицеров предусмотрена кают-кампания, а для мичманского и старшинского состава впервые выделена отдельная столовая, при необходимости это помещение превращается в спортивный зал и кинотеатр. Инженерные сети, вроде проводов, труб и т. д. тщательно скрыты. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, ведь психологическое давление довольно велико.

Технические характеристики

Многие, в том числе и такие важные для субмарин параметры, как шумность и сила создаваемого корпусом магнитного поля, остаются для «Барракуд» и «Кондоров» засекреченными. Открыты лишь наиболее обобщенные характеристики.

АПЛ проекта 945 АПЛ проекта 945А
Надводное водоизмещение 5 940 тонн 6 470 тонн
Подводное водоизмещение 9 600 тонн 10 400 тонн
Надводная скорость 12,1 узла 19 узлов
Подводная скорость 35,15 узла 35 узлов
Рабочая глубина 480 м 520 м
Предельная глубина 550 м 600 м
Длина корпуса 107,16 110,5 м
Ширина 12,28 м 12,2 м
Осадка 9,62 8,8 м
Состав экипажа 31 офицер, 30 мичманов 28 мичманов и 31 офицер

Автономность плавания этих подводных лодок достигает ста суток.

Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971

АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.

https://youtube.com/watch?v=hqfcWJAAOT4

Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.

Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.

Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).

https://youtube.com/watch?v=bL8kPxFfWdc

Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»

Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.

К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.

На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.

В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.

Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.

Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.

Подводные лодки Проекта 667Б «Мурена»

Cеверное машиностроительное предприятие №402 (г.Северодвинск):

  • Флотское обозначение К-279 (), заводской номер 310, заложена в 1971 г., спущена на воду (—), вступила в строй 27 декабря 1972 г.
  • Флотское обозначение К-447, заводской номер 311, заложена в марте 1972 г., спущена на воду в ноября 1972 г., вступила в строй в марте 1973 г.
  • Флотское обозначение К-450, заводской номер 312, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1973 г.
  • Флотское обозначение К-385, заводской номер 324, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1973 г.
  • Флотское обозначение К-457, заводской номер 325, заложена в сентября 1973 г., спущена на воду в феврале 1974 г., вступила в строй в октябре 1974 г.
  • Флотское обозначение К-465, заводской номер 326, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
  • Флотское обозначение К-460, заводской номер 337, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
  • Флотское обозначение К-472, заводской номер 338, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
  • Флотское обозначение К-475, заводской номер 339, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.
  • Флотское обозначение К-171, заводской номер 340, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1974 г.

Завод имени Ленинского комсомола №199 (г. Комсомольск-на-Амуре):

  • Флотское обозначение К-366, заводской номер 221, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1975 г.
  • Флотское обозначение К-417, заводской номер 222, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1975 г.
  • Флотское обозначение К-477, заводской номер 223, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1975 г.
  • Флотское обозначение К-497, заводской номер 224, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1976 г.
  • Флотское обозначение К-500, заводской номер 225, заложена в сентябре 1974 г., спущена на воду в октябре 1976 г., вступила в строй в 1976 г.
  • Флотское обозначение К-512, заводской номер 226, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1976 г., с 28 октября 1988 г. носила собственное имя «70 лет ВЛКСМ». Исключена из списков флота в 1991 г.
  • Флотское обозначение К-523, заводской номер 227, заложена (—), спущена на воду (—), вступила в строй в 1977 г.
  • Флотское обозначение К-530, заводской номер 228, заложена в июне 1976 г., спущена на воду в июле 1977 г., вступила в строй в декабре 1977 г.

Модель подводного атомного ракетного крейсера Проекта 667Б «Мурена». Хорошо различим общий вид подводного ракетного крейсера.

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.

Новая субмарина должна была обладать необходимой скрытностью, большой скоростью хода и большой огневой мощью.

Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями  проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971.

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы —  эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Влияние на историю

Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.

На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.

Первый корабль серии «Карп» поставили на долговременное хранение на базе в Североморске в 1998 году, но перед этим ему успели присвоить новое имя «Тула». В 2013 году корабль передали на в Северодвинске для проведения ремонта и модернизации.

В 2020 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.

Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.

История разработки и создания АПЛ

Начиная с 60-х годов прошлого века, США активно наращивали боевые возможности своего подводного флота. Количество стратегических атомных ракетоносцев в его составе постоянно увеличивалось, а мощь их становилась всё более значительной. В начале 70-х годов руководство Министерства обороны СССР уже знало о работах по созданию субмарин типа «Огайо», на борту которых планировалось разместить по 24 ракеты с четырнадцатью ядерными боеголовками. С другой стороны, ожидалось также и появление «охотников-убийц» — подводных лодок типа «Лос-Анджелес», которые могли представлять крайне серьёзную угрозу для советских ВМС.

Необходимо было предпринимать срочные меры, которые позволили бы решить несколько основных задач:

Новое в блогах

Фото: ИТАР-ТАСС/Роман Яровицын

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана. Титановые лодки создавали в 1980-е годы, поскольку они более прочные, не притягивают магнитные мины. Но из-за дороговизны титана, который в несколько раз дороже стали, после распада СССР от строительства титановых лодок решили отказаться.

Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, решение восстановить «Барракуды» было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым.

— Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать, — пояснил собеседник «Известий».

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже — до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном в ожидании восстановления.

Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией. Как рассказал «Известиям» один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

— По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», — пояснил представитель «Звездочки».

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии».

— Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие, — добавил судоремонтник.

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

Независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота Дмитрий Болтенков в интервью «Известиям» назвал АПЛ с титановым корпусом национальным достоянием.

— Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок — это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 — бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу эти лодки могут служить до 100 лет, — сказал он.

Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, — не самое правильное решение.

— Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше, — пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.

История создания

При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и ПЛ «Дельфин», параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.

Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.

Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».

В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.

Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).

Применение титана позволило снизить водоизмещение корабля и интенсивность магнитных полей, что снизило риск обнаружения противником.

Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».

Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях завода «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).

В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).

На модернизацию титанового «Карпа» не хватает средств

Модернизация атомной субмарины «Карп» в Центре судоремонта «Звездочка» приостановлена на неопределенный срок, работы не финансируются, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. Минобороны РФ заказало ремонт двух титановых субмарин проекта 945 «Барракуда» в декабре 2012 года. Весной 2014-го «Звездочка» начала подготовку к глубокой модернизации первой из них – «Карпа». «На сегодняшний день от Минобороны еще не поступало никаких документов, проясняющих судьбу этого контракта, но его финансирование уже не ведется, и все работы по проекту на сегодняшний день приостановлены», – сказал собеседник агентства.

Обойма с «Цирконами»: зачем России атомная подлодка пятого поколения

Высокие скрытность и автономность, топовое радиоэлектронное оборудование и мощнейший комплекс ударного вооружения с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон». Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев в среду планирует ознакомиться с аванпроектом перспективной атомной подлодки пятого поколения «Хаски», разработанным Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». Ожидается, что в будущем именно эта субмарина станет преемницей многоцелевых «Щук» и «Ясеней», стоящих сегодня на вооружении флота. О том, чем будет интересна «Хаски», — в материале РИА Новости.

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме — веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л. с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура. На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата. Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад», противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза. Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Основная статья: Подводные лодки проекта 945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Основная статья: Марс (подводная лодка)

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР, строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

Модернизация

Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М:

  • замена ядерного топлива;
  • замена всего электрооборудования;
  • проверка и ремонт механических частей кораблей;
  • при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;

будут установлены новые:

  • ГАС;
  • БИУС,
  • радары,
  • навигационные системы ГЛОНАСС/GPS;
  • системы вооружения: комплексы крылатых ракет «Калибр», которые позволят вести огонь по наземным целям.

Атомная подводная лодка «Псков» проекта 945А «Кондор»

«Псков» после завершения ремонта Атомная подводная лодка «Псков»

Атомная подводная лодка «Псков» является второй в серии из двух АПЛ проекта 945А «Кондор» (по классификации НАТО — «Sierra -II»), которая была построена на в Горьком для ВМС России. Головной является Б-534 «Нижний Новгород», которая была введена в строй 26 декабря 1990 года.

Проект 945А «Кондор» представляет собой развитие проекта 945 «Барракуда». Как и АПЛ проекта 945, имеют титановый корпус. По уровню таких демаскирующих признаков как шумность и магнитные поля стали самыми малозаметными на Советском флоте.

АПЛ данного проекта предназначена для слежения за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированного уничтожения их при начале конфликта.

АПЛ «Псков» была заложена под именем «К-336» (строительный номер 3004) на судостроительном по проекту КБ «Лазурит» 29 июля 1989 года. С 03 июня 1992 года была переименована в «Б-336». Спущена на воду 28 июля 1992 года. С 06 апреля 1993 года была переименована в Б-336 «Окунь». Введена в строй 14 декабря 1993 года. 21 января 1994 года включена в состав 6-й дивизии 9-й эскадры подводных лодок Северного флота. 01 октября того же года вошла в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок СФ.

Бортовые номера: 879 (2000 год), 663 (2007 год).

Основные характеристики: Водоизмещение надводное 6400 тонн, подводное 9100 тонн. Длина наибольшая по КВЛ 110,5 метра, ширина корпуса наибольшая 12,2 метра, высота 16,1 метра, средняя осадка по КВЛ 9,4 метра. Скорость надводная 14 узлов, подводная 33,5 зла. Рабочая глубина погружения 480 метров, предельная — 600 метров. Экипаж 59 человек.

Силовая установка: Один водо-водяной реактор ОК-650Б (190 МВт). 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 1 главный винт, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: ТА 6×533 мм, пусковые установки крылатых ракет «Гранат».

ПВО: 8 пусковых установок переносного зенитно-ракетного комплекса 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла».

03 апреля 1996 года приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом переименована в «Псков». Шефство города Пскова над большой атомной подводной лодкой «Псков» началось 19 марта 1996 года.

В сентябре — ноябре 1998 года атомоход выполнил первую боевую службу на оценку «отлично».

С 2011 года по 2020 год проходила ремонт на судоремонтном .

16 декабря 2013 года на Северный флот прибыла группа воспитанников псковского военно-патриотического клуба «Юный моряк-подводник» центра внешкольной работы «Патриот». В течение нескольких дней школьники пробудут в гарнизоне подводников Видяево и посетят подшефную атомную подводную лодку «Псков».

По сообщению от 15 марта 2014 года была выведена из эллинга.

28 декабря 2020 года АПЛ «Псков» вышла из акватории завода в направлении основного пункта базирования. За время нахождения на судоремонтном предприятии на атомоходе был выполнен комплекс работ, позволяющий значительно продлить технический ресурс подводного корабля и продолжить его дальнейшую эксплуатацию в условиях Арктики.

Добавить в закладки:

В итоге

Все корабли проекта 667БДРМ остаются на данный момент в составе Северного флота и представляют собой наиболее современные и боеспособные корабли российского флота

Корабли этого класса обладают необходимой боевой мощью, являясь важной составляющей российской ядерной триады. Шесть ракетоносцев поочередно несут боевое дежурство, тогда как лодка «Подмосковье» задействована в исследовательских программах и проектах

Находясь на боевом дежурстве, российские ракетоносцы создают массу проблем для поисковых отрядов стран НАТО. Хорошая скрытность и большая автономность обеспечивают этим субмаринам удобные стартовые позиции в мировом океане. Местом действия ракетоносцев проекта 667БДРМ в основном являются полярные широты, где российские субмарины представляют постоянную реальную угрозу потенциальному противнику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector