10 самых знаменитых атомных подлодок в мире. почти все российские
Содержание:
- Описание конструкции
- Удар в спину, или Современное положение дел
- Постройка и испытания
- Проект 955 «Борей»
- Ставка на атомный подводный флот
- Характеристики корпусов
- Рождение рекордсмена
- Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941
- Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 941 «Акула»
- «Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»
- История создания
- Подводные лодки проекта 941 «Акула» — видео
- Вэнгард | Длина 150 метров
- Конструкция подлодки «Акула»
- Основные сравнительные характеристики тяжелого крейсера проекта 941
- История строительства советского подводного атомохода проекта 941
- Как устроена подводная лодка ”Тайфун”
Описание конструкции
Корпус
Компоновка стального корпуса была рассчитана на глубину 45 метров. Имелась никелевая обшивка 12мм, к которой снизу приклепывался лист толщиной 12мм и к оконечностям утончался до 7мм. Концевые сферические переборки на шпангоутах 30 и 155 (толщина 12 миллиметров) отделяли корпус от оконечностей ПЛ, которые состояли из шпангоутов (уголки 80х40х6 миллиметров) с 4,5-мм обшивкой и 305-м шпангоутом. Боевая рубка (шпангоуты 86-97), склепывалась из маломагнитной 12мм стали. Поверх корпуса компоновалась легкая надстройка (бимсы и стойки из угольников 45х30х4 миллиметров, шаг 305 миллиметров, толщина обшивки 3 миллиметра). Носовая балластная цистерна (емкость 29,1 тонн) заполняла всю носовую оконечность и заполнялась через клинкет с левого борта помпой. Внутри цистерны размещались хранилища запасных торпед носовые трубчатые торпедные аппараты. Дифферентная цистерна (емкость 1,3 тонны), баллер носовых горизонтальных рулей. Кормовые дифферентная и балластная цистерны имели точно такое же устройство и отличались только емкостью (1,2 и 26,1 тонн). В кормовой и носовой частях подводной лодки были спроектированы водонепроницаемые двери. В цистернах, в которой присутствовал личный состав находясь в надводном положении, были изготовлены иллюминаторы. При переходе между надводным и подводным положениями наполнялось около 100 тонн балласта. При всплытии дифферентные и средние цистерны могли на предельной глубине продуваться сжатым воздухом. В концевых цистернах вода откачивалась двумя реверсивными центробежными насосами системы «Мажино» (но это происходило в зависимости от глубины погружения производительность составляла 10-362 тонн в час), установленные в кормовом и носовом отделениях. Они же соединялись со средними и дифферентными цистернами трубопроводом. В дополнении ручная и электрическая трюмные помпы. В нижней части носового отделения размещалась аккумуляторная батарея (емкость 5050 А-ч), которая состояла из 126 элементов системы «Мэто». Аккумуляторная батарея сверху закрывалась деревянным настилом, который служил палубой для носового отделения. В трюме размещалось 13 воздухохранителей, один из которых был предназначен для ведения огня из носовых торпедных аппаратов. На настиле были установлены рундуки, крышки которых служили местами отдыха членов экипажа, а так же камбуз с рефрижератором, а также различные вспомогательные механизмы размещались с правого борта. С левого борта размещались электрокомпрессор, трюмный насосом и умывальником. В Средней части подводной лодки (шпангоуты 74-87, в нос от боевой рубки) находились офицерские помещения, которые состояли из кают-компании и трех кают, под палубой которых размещались цистерны для пресной воды.
Энергетическая установка и ходовые качества
Прямо под боевой рубкой (шпангоуты 87-97) побортно размещались топливные цистерны (суммарная емкость 17 тонн). При этом расходуемое топливо замещала забортная вода. Вся кормовая часть до сферической переборки была отведена под машинное отделение с тремя 4-цилиндровыми реверсивными дизелями, работавшими на отдельный вал. В диаметральной плоскости размещался электромотор, который использовался как гребной двигатель для подводного хода или динамомашина. По проекту на ПЛ стояли бензиновые двигатели, но такие двигатели очень опасны в эксплуатации и имеют огромную взрывоопасность на подводной лодке,за счёт данного факта Бубнов предложил заменить их на дизельные.В начале первой мировой войны установлен русский образец устройства РДП — работы дизеля под водой, разработанный командиром подводной лодки Н. А. Гудимом.
Экипаж и обитаемость
В ходе испытаний была выполнена проверка обитаемости подводной лодки, она была вполне удовлетворительна, но присутствовала огромная необходимость в чистом воздухе, так как при зарядке аккумуляторной батареи и во время хода под водой, ввиду недостаточной вентиляции, воздух отравлялся газами.
Удар в спину, или Современное положение дел
Западные страны просто панически боялись этих ракетоносцев. Разумеется, после развала Союза появилась куча «партнеров», которые сразу убедили правительство порезать на металл три уникальных корабля. Заложенный на верфях седьмой борт ТК-210 так и вовсе варварски растащили, решив не достраивать. Огромные суммы денег и титанический труд, которые народ СССР затратил на создание этих невероятных машин, были фактически выплеснуты в холодную воду Северного океана.
Как же американцы поступили со своими «Огайо»? Разумеется, их пилить никто не стал. Лодки проходят плановую модернизацию, их оснащают новыми крылатыми ракетами. Правительство США вовсе не намерено разбрасываться технологиями, на создание которых было потрачено столько времени и сил.
Постройка и испытания
Технические условия и спецификация Акулы были утверждены 7 декабря 1906 года. Первая партия стали для ПЛ прибыла 30 марта 1907 года и Балтийскому заводу, не имея точных планов, но имея сроки пришлось начать строительство, не было известно габариты и масса дизельмоторов. За счёт данного факта строительство проходило медленно, дизельмоторы прибыли с опозданием на целый год и только 22 августа 1909 состоялся спуск Акулы на воду.В октябре 1909 года Акула была готова на испытания,в ходе были заменены гребной электродвигатель, гребные винты, установки волнорезов. 20 октября 1910 года Акула вышла из Петербурга в Ревель, повредила себе правый винт и ограждение среднего, так же вышел из строя один дизельмотор. Зимой 1910-1911 годов прошла незначительная модернизация установили систему парового отопления и улучшили вентиляция носового отделения. Исходя из результатов испытаний подводка лодка была далека от своего изначального проектирования, но государство не могло больше выделять финансы на данный проект и присутствовал факт в потребности подводной лодки. Так 19 ноября 1911 года контр-адмирал М.В.Бубнов утвердил решение о вступлении Акулы в строй.
Проект 955 «Борей»
По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля — 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным — 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».
Экипаж подводного судна — 107 человек, причем большая его половина — офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение — 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.
Ставка на атомный подводный флот
Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.
В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.
В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.
Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.
Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.
Характеристики корпусов
Все, что находится на правой субмарине, обозначается нечетными цифрами. На левой — четными. Так делается для того, чтобы экипаж попросту не запутался. К слову говоря, всех моряков на борту также называют «специалистами левого» или «специалистами правого» бортов, то есть даже экипаж на лодке полностью продублирован.
Между двумя корпусами остается довольно значительное пространство, в котором располагается все важное оборудование, которое крайне необходимо защитить от воздействия высокого давления прочих негативных факторов среды. Да-да, эта подводная лодка (самая большая, кстати) даже ракеты имеет там: располагаются они между бортами «сигар» и в передней части рубки (точнее, перед ней)
Это также уникальная отличительная черта, так как подобной компоновки ракетного вооружения вы не найдете больше ни на одной субмарине мира.
Рождение рекордсмена
В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.
Сравнение размеров
Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.
По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.
Первая Акула
Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941
Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы
Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус
Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы
За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.
Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.
Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.
Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.
Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.
Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.
Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 941 «Акула»
Скорость (надводная)…………..12 узлов Скорость (подводная)…………..25 узлов(46,3 км/ч) Рабочая глубина погружения…………..400 м Предельная глубина погружения…………..500 м Автономность плавания…………..180 суток (6 месяцев) Экипаж…………..160 человек(в т.ч. 52 офицера)
Габаритные размеры лодок проекта 941 «Акула» Водоизмещение надводное…………..23 200 т Водоизмещение подводное…………..48 000 т Длина наибольшая (по КВЛ)…………..172,8 м Ширина корпуса наиб……………23,3 м Средняя осадка (по КВЛ)…………..11,2 м
Силовая установка 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый. 2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м 4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт Резервные: 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт) Свинцово-кислотная АБ, изделие 144
Вооружение Торпедно-минное вооружение…………..6 ТА калибра 533 мм; 22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал» Ракетное вооружение…………..20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр.941УМ) ПВО…………..8 ПЗРК «Игла»
«Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»
Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.
Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.
Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.
К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.
Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.
История создания
Рисунок 1. Первый спуск на воду
Советско-российская подводная лодка «Акула» начинает свою историю с конца 1972 г., когда генеральный конструктор С. Н. Ковалёв получил тактико-техническое задание на проектирование новой подводной лодки, ничем не уступающей американской ПЛАРБ типа «Огайо». Габариты новой субмарины должны были отвечать размерам новых баллистических межконтинентальных ракет Р-39, по многим показателям превосходящим «Трайдент-1», имеющиеся на вооружении американских ВС. Частично опыт постройки атомных подлодок взят с проекта меньшего класса «Барракуда».
Первая модель ТК-208 построена в Северодвинске и спущена на воду 29 сентября 1980 г. Летом следующего года, на месяц раньше американского «Огайо» начались морские испытания, а 12 декабря 1981 г. взята на вооружение.
В перспективе планировалось построить 12 АПЛ, позже количество сокращено до десяти, в результате в строй введено лишь 6. Сегодня из них в строю остаётся лишь 1 экземпляр, остальные списаны и утилизированы или находятся в стадии разбора.
Подводные лодки проекта 941 «Акула» — видео
https://youtube.com/watch?v=DXh8P6LUwVM
Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.
Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.
В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.
Вэнгард | Длина 150 метров
В число самых больших субмарин в мире входят британские подлодки типа «Вэнгард». В 1990 годах они пришли на смену лодкам типа Resolution. Появление новых субмарин у США и СССР заставили Англию приступить к созданию нового типа подлодки, с такими же высокими боевыми характеристиками. Первоначально было решено построить не менее 7 подлодок, но с распадом Советского Союза необходимость в таком количестве ракетоносцев отпала. Всего на вооружение поступило 4 подлодки типа «Вэнгард». Строительство первой из них началось в 1986 году.
Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 15 900 тонн, длина корпуса – 150 метров, ширина – 12,8 метра. Вооружена 16 баллистическими ракетами системы «Trident-2 D5».
Конструкция подлодки «Акула»
Рисунок 2. Общая конструкция ТК-208 «Дмитрий Донской»
Особенностью подводной лодки «Акула» являются не только размеры восьмиэтажного дома, но и энергетический блок, расположенный в прочном корпусе с полностью автоматизированной системой пожаротушения и отключения электропитания. Контроль осуществляется благодаря импульсному оборудованию, предназначенному осуществлять контроль за функционированием атомных реакторов.
ТТХ и конструктивные особенности субмарины позволяли получить уникальные по тем временам запасы плавучести — более 40%. Происходило это из-за того, что после полного погружения половина водоизмещения приходилась на воду, которая использовалась как балласт.
Уникальные плавательные способности позволяют «Акуле» нести боевое дежурство подо льдами Северного Ледовитого океана. При необходимости судно способно подняться на поверхность даже сквозь льды толщиной более 2,5 м. Ущерба корпусу при этом нанесено не будет.
Основные сравнительные характеристики тяжелого крейсера проекта 941
Советский атомоход, вступивший в строй в 1981 году, в сравнении с другими однотипными кораблями зарубежной постройки обладал значительным превосходством. Вероятными противниками советского ракетоносца III поколения являлись:
- американская АПЛ типа «Огайо» с 24 МБР Trident на борту, построено 18 единиц;
- английская АПЛ «Вэнгард» с 16 МБР Trident, построено 4 единицы;
- французская АПЛ «Триумфан» с 16 МБР М45, построено так же 4 корабля.
Советская атомная подводная лодка превосходила все перечисленные суда по водоизмещению в три раза. Имела общий вес залпа из 20 МБР Р-39 — 51 тонну. Британские и французские субмарины в этом параметре значительно проигрывали советскому ракетоносцу. Английские и французские АПЛ могли выпустить по противнику боевые заряды общим весом 44 тонны. Только американские субмарины типа «Огайо», которых было спущено неполные два десятка, могли составить конкуренцию советским подводным гигантам.
Ни один другой корабль, отечественные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 955, не могли сравниться по водоизмещению и боевой мощи с подводными лодками типа «Акула». Советские атомные субмарины, спущенные на воду в 80-е годы прошлого века, составили основу ракетно-ядерной мощи СССР и стали заделом для ядерной морской компоненты современной России.
Атомоход КТ-208 «Дмитрий Донской» остается единственным действующим кораблем этого класса в составе российского Военно-Морского флота. Два судна, КТ-17 «Архангельск» и КТ-20 «Северсталь» выведены в резерв, в 2006 и в 2004 гг. соответственно. Окончательное решение о судьбе этих двух легендарных кораблей пока не принято. АПЛ КТ-208 получила в 2002 году новое название – КТ-208 «Дмитрий Донской». Лодка единственная из всех кораблей этого типа, которая сохранила свой технологический ресурс. Это в свою очередь позволило провести на корабле в 1999-2002 гг. модернизацию по проекту 941М. Целью модернизации стало переоборудование корабля под новую БРПЛ «Булава».
История строительства советского подводного атомохода проекта 941
С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.
Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.
Акула на стапеле
Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.
Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.
Как устроена подводная лодка ”Тайфун”
Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.
«Акула» отдыхает в порту.
Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.