Вмф (военно-морской флот) россии — структура, история, состав
Содержание:
- Виды парусных кораблей
- Классификация судов ВМФ России
- Морская доктрина
- Количество кораблей ВМФ России
- Формирования СпН ВМФ
- Крейсер
- Общая история Военного флота России
- Военный флот 17 века
- Организационный состав
- Подлодки
- Флот Испании 17 века
- Стратегия развития ВМФ России
- Цели и задачи ВМФ России
- Об авианосцах
- Черноморский флот России: состав, вооружение
- Сколько служить
Виды парусных кораблей
Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.
Название судна | Назначение корабля | Количество мачт | Паруса на мачтах | Дополнительные характеристики судна |
Аак | Грузовой, транспортный | 1 | 2-3 прямых паруса | Речное голландское судно; известно с 16 века; имеет плоское дно. |
Барк | Транспортный | 3, 4, 5 | Прямые; на бизань-мачте — косые | Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн); строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно. |
Баркентина | Грузовой | 3, 4, 5, реже 6 | Прямые только на передней фок-мачте; остальные – косые; нет гафеля на фок-мачте. | Появление – 50-е годы 19 века. |
Бомбарда или бомбардирский корабль | Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) | 2, 3 | Прямые и косые на всех мачтах. | 17 век – 19 век; комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек; мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу. |
Бриг | Конвойный | 2 | Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). | Имел 10-20 пушек; мог ходить на веслах. |
Бригантина | Использовался для пиратских набегов; 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. | 2-3 | Первоначально — латинские косые паруса; с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. | Легкое судно – малый бриг; могло ходить на веслах (паруса снимались). |
Буер | Грузовой для прибрежного плавания; в России – как императорское прогулочное судно. | 01.02.18 | Косые | Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку. |
Галеон | Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. | 2-4 | Прямые; на бизань-мачте – косые. | Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией. |
Джонка | Военное, потом грузовое судно. | 2-4 | Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. | Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн. |
Иол (или йол) | Военный, рыболовный | 2 | Косые | Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами. Рулевая ось находится перед задней мачтой. |
Каравелла | Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. | 3-4 | Прямые (первые две мачты), косые. | Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос; могли идти против ветра. |
Каракка | Военный, торговый (16-17 век). | 3 | Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). | Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе. |
Карбас | Промысловое, грузовое, транспортное. | 1-2 | По 2 прямых паруса на мачте. | Место использования — русский север (поморы Белого моря и другие). |
Кеч (кэч) | Рыболовные, спортивные. | 2 – (только грот- и бизань-мачта) | Косые | Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью. |
Клипер | Военный (дозор, разведка). | 3-4 | Прямые | Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн. |
Люггер | Военное (разведывательное, посыльное). | 2-3 | Прямые | Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек. |
Тендер | Военно-вспомогательное | 1 мачта | Косые | Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек. |
Флейт | Военные (транспортировка) | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек. |
Фрегат | Боевой | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат. |
Шлюп | Военный, экспедиционный | 3 | Прямые | Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками. |
Шхуна | Торгово-грузовые | 2-3 | Косые | Родина — Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США. |
Яхта | Спортивное, туристское, может быть личным | От 1 до нескольких мачт | Прямые, косые | Быстрое, легкое судно. |
Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.
Классификация судов ВМФ России
Все корабельные суда Военно-Морского Флота России делятся по своему назначению, арсеналу и по спектру своих возможностей.
Надводные
Основной задачей кораблей, обладающих данным статусом, являются:
Защита морских субъектов, имеющих особую важность для государства;
Перевозка десантных войск к месту дислокации;
Борьба с минными заграждениями или их установка;
Некоторые суда способны перевозить на своем борту подводные суда меньшего размера, например, подводные лодки особого назначения, которые не имеют большого запаса собственного хода.
Рис. 5. Большие противолодочные корабли проекта 1155.1
Подводные
К такому типу техники относятся исключительно подводные лодки. Сейчас на вооружении Российской Федерации находится несколько единиц таких образцов. Главной их задачей является нанесение внезапного удара по точкам дислокации врага из морских глубин.
Морская авиация
Делится на:
- Береговую
- Палубную
Они имеют одинаковые цели и предназначаются для того, чтобы наносить моментальные удары по вражеским кораблям:
Располагаясь на палубе авианосцев, они способны в самые короткие сроки добраться до морской цели и уничтожить ее;
Не менее важной задачей морской авиации является отражение воздушных вражеских налетов и уничтожение летящих ракет при помощи корабельного вооружения;
Третья задача — это нанесение воздушного удара по местам дислокации противника на суше;
Четвертая задача — это разведка для целеуказания ракетам на корабле.
Рис. 6. Фрегаты проекта 11540 «Ястреб»
Береговые войска
Включают в себя:
- Морскую пехоту
- Подразделения береговой охраны
Первые — выполняют роль боевого подразделения, которое ведет военные действия на суше при непосредственной высадке с кораблей.Вторые — занимаются охраной прибрежных территорий, следят за сохранностью границ. В частности, это охрана особо важных стратегических объектов, таких как порты, военные базы морского флота. Также принимают непосредственное участие в операциях в составе как морских, так и воздушных десантников.
Части и суда специального предназначения
Такие суда предназначены для выполнения боевых задач, носящих секретный или особо важный характер. Как правило, бойцы таких подразделений имеют самую лучшую военную подготовку. Эти подразделения носят название “отрядов СПЕЦНАЗ по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами”.В составе российской армии их 14. Расположены они в: Севастополе, Новороссийске, два — в Петропавловске-Камчатском, и остальные — в Махачкале, Разбойнике, Балтийске, Кронштадте, Полярном, Видяево, Мурманске, Гаджиево и Гремиха.
Корабли, предназначенные для гидрографической деятельности
В основном они ведут деятельность в сфере навигации и исследования океанических глубин на такие предметы, как глубинные бомбы. Подчиняются такие корабли исключительному верховному командованию Министерства Обороны России.
Рис. 7. Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»
Морская доктрина
По словам Алексея Леонкова, главная цель флота России — защита своих рубежей.
Российский флот развивается на основе Морской доктрины РФ, которая действует до 2020 года, напомнил Леонков в беседе с RT.
Также по теме
«Все силы США — в зоне досягаемости»: как обновление Балтийского флота отразится на безопасности Калининградской области
Новейшие вооружения позволят России длительное время защищать Калининградскую область в случае агрессии, считают эксперты. По мнению…
«В ней определяются основные задачи: сосредоточение усилий на модернизации и поддержании боевой готовности флота, оснащение военной техники современными видами вооружения, сокращение номенклатуры морской техники, повышение оперативности и надёжности. Интересы российского флота: Арктика, закрепление за Азовским морем статуса внутренних вод, обеспечение свободы деятельности РФ в Чёрном, Каспийском и Балтийском морях, обеспечение беспрепятственного прохода кораблей и судов ВМФ через проливы, обеспечение базированной силы Военно-морского флота на территории иностранных государств, как, например, база в Тартусе», — пояснил эксперт.
Российскому флоту вполне будет достаточно 180 новых кораблей, считает Алексей Леонков.
«Корабли создаются на 30—50 лет, и за это время проходят несколько модернизаций. Российские новые корветы проекта 20380, стратегические АПЛ проекта 885 являются современными, а Запад только сейчас осознал, что у них нет альтернативы», — заключил эксперт.
Количество кораблей ВМФ России
В период до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит 54 современных боевых надводных корабля, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта «Борей». Не менее 20 корветов проекта 20380 и 20385, 5 (с возможным увеличением до 10) малых ракетных кораблей проекта 21631, не менее 14 фрегатов проектов 11356 и 22350, 6 БДК проекта 11711 (серия будет зависеть от испытаний головного корабля, который был спущен 18 мая 2012 года).
В подводной составляющей это 8 многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885, 6 дизель-электрических подлодок проекта 636.3, 2 неатомные подлодки проекта 677 и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта «Борей».
Кроме этого, ВМФ России пополнится кораблями, выведенными в резерв.
В настоящее время в резерве ВМФ России находятся около 20 атомных и дизельных подлодок (31.07.2012), эсминцы проекта 956, которые находятся в резерве, долгосрочном ремонте или консервации, а также, вероятно, большой противолодочный корабль Северного флота Адмирал Харламов, который находится в резерве с 2006 года.
Вспомогательный флот получит более 90 единиц вспомогательных судов. Поставки планируется осуществить до 2020 года.
Эти цифры были приведены на совещании по перевооружению ВМФ 30 июля 2012 года.
12 марта 2019 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что в течение года для Военно-морского флота будут построены четыре подводные лодки и семь надводных боевых кораблей. Также до конца года планируется завершение ремонта семи кораблей и судов.
Формирования СпН ВМФ
Отряды специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами:
102-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 27203 (г. Севастополь)
136-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 75976 (г. Новороссийск)
101-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС (Петропавловск-Камчатский)
137-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 72969 (г. Махачкала)
159-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 87200 (бухта Разбойник)
311-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 59048 (г. Петропавловск-Камчатский)
313-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 10742 (г. Балтийск)
473-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 39080 (г. Кронштадт)
152-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 13106 (г. Полярный)
140-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 69068 (Видяево)
160-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 09619 (г. Мурманск)
269-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 30853 (п. Гаджиево)
153-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС (Гремиха)
Крейсер
Исторически слово “крейсер” вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).
Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю
Лёгкий и Тяжёлый крейсер
Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.
Линейный (большой) крейсер
Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.
Крейсер ПВО
Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.
Ракетный крейсер
Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.
Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)
Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.
Общая история Военного флота России
Вся история человечества связана с войнами, которые с небольшими мирными промежутками продолжались столетия. И если поглубже заглянуть в историю крупных противостояний государств, большое значение имело наличие боевых судов. Можно вспомнить греческие и римские галеры древности, мощнейший военный флот Британии, сделавший ее властелином морей и океанов, а так же более поздние морские сражения. В летопись славных баталий огромную лепту внес активно развивающийся императорский флот России, завоевавший лидирующие позиции на Балтийском, Черном морях, Тихом и Северном Ледовитом океане. В многочисленных войнах Россия принимала участие в союзе с различными европейскими государствами, которые в определенных ситуациях регулярно предавали ее. Не зря Императором России Александром II была сказана историческая фраза: «У России есть только два союзника – ее армия и флот».
Предпосылки создания флота
На исходе XVII века Россия имела единственный путь к морским просторам на Севере страны в Архангельске, но собственного торгового и военного флота не имела. Ситуация начала изменяться с приходом на царство Петра Великого. Откуда у него, богоданного царя, окруженного старорусским почитанием и выросшего в патриархальной тишине села Преображенского появилась неодолимая тяга к морю, кораблям и поездкам в дальние заморские страны? Но она появилась, и хотя первый Император не произносил слов аналогичных словам Александра, благодаря его воли и участию в тяжких трудах, Россия вышла в Балтийское и Черное море, где были достигнуты первые победы, а молодая империя стала одной из успешных морских держав. Летопись побед принято отсчитывать с победы русского флота под командованием адмирала Апраксина Ф. М. и Петра I над шведской эскадрой у мыса Гангут. А морское сражение, окончательно укрепившее молодой российский флот на Балтийском море, произошло в 1720 году у острова Гренгам, где шведы потерпели решительное поражение.
Дело отстаивания российских интересов на морях, окружающих территорию Государства Российского, продолжила Екатерина II, тоже названная Великой. В ее царствование был присоединен Крым, и Потемкин с адмиралами российского флота заложил город-порт Севастополь, ставший базой Черноморского флота. Отсюда эскадра адмирала Ф. Ф. Ушакова выходила на битвы с турецкими эскадрами и практически полностью уничтожила их в морских сражениях под Трапезундом. Потом была битва в Чесменской бухте, принесшая русским контроль над Дарданеллами. В летопись российской морской славы навечно вписаны имена вице-адмирала Нахимова, выигравшего битву под Синопом в 1853 году и руководившего вместе с Макаровым обороной Севастополя, многих других адмиралов, славных морских офицеров и матросов.
Память о славных делах военных моряков России свято хранят все, кто сегодня наследует славным традициям императорских и советских Военно-морских сил. А помнить и гордиться российским морякам есть чем – за 300 лет своей истории, в 75-ти морских сражениях, вражеские командорские корабли спускали свои флаги перед гордым Андреевским стягом и флагом ВМФ СССР. Каждый гражданин России с любовью и гордостью относится к своим военным морякам и корабельной мощи, поэтому, не случайно, еще в 1939 году был учрежден праздник – День ВМФ России, который отмечается в конце июля.
Военный флот 17 века
XVII век был богатым периодом в истории корабельного строительства. Корабли стали быстроходнее, маневреннее, устойчивее. Инженеры научились проектировать лучшие образцы парусных кораблей. Развитие артиллерии позволило оборудовать линейные корабли надёжными, точными орудиями. Необходимость военных действий определяла прогресс в судостроении.
Военные корабли по Эпохам и Странам
Самый сильный корабль в начале века
На начало XVII века приходится рассвет эпохи линейных кораблей. Первым трёхпалубным стал британский HMS «Prince Royal», из верфи Вулвича вышедший в 1610 г. Прообраз британские корабелы взяли от датского флагмана, и в дальнейшем неоднократно перестраивали и улучшали.
HMS «Prince Royal»
На корабле водрузили 4 мачты, по две на прямые и латинские паруса. Трехдечный, изначально 55-пушечный, корабль в конечном варианте 1641 г. стал 70-пушечным, потом изменил название на Resolution, вернул имя, и в 1663 г. имел уже 93 пушки в своём снаряжении.
- Водоизмещение около 1200 тонн;
- Длина(по килю) 115 футов;
- Ширина(по мидельшпангоуту) 43 фута;
- Глубина интрюма 18 футов;
- 3 полноценные артиллерийские палубы.
В результате боёв с голландцами корабль в 1666 был захвачен неприятелем, а когда его попытались отбить, сожжён и затоплен.
Самый сильный корабль в конце века
Soleil Royal
Французский «Soleil Royal» строился корабелами верфи Бреста 3 раза. Первый 1669 года трехмачтовый со 104 пушками, созданный как равный противник британскому «Royal Sovereign», погиб в 1692 году. И в этот же год уже был построен новый линейный корабль с вооружением 112 пушек и имел:
- Орудий 28 х36-фунт., 30 х18-фунт.(на мидельдеке), 28 х12-фунт.(на опердеке);
- Водоизмещение 2200 тонн;
- В длину 55 метров(по килю);
- Ширину 15 м(по мидельшпангоуту);
- Осадку(интрюма) 7 м;
- Команду из 830 человек.
Третий был построен после гибели предыдущего, как достойный наследник славных традиций, связанных с этим именем.
Организационный состав
Многие интересуются, где находится Северный флот. Штаб располагается в Североморске, Мурманская область. Этот город обладает статусом закрытого административного образования. В состав Северного флота также входит Беломорская военно-морская база. расположенная в г. Северодвинск Архангельской области. Северный флот располагал двумя базами еще со времен Великой Отечественной войны.
Береговые войска
Береговые войска Северного флота ВМФ – это 14 отдельных структур. Одна из самых крупных – 61-й полк морской пехоты. Он расположен на полуострове Кольский и включает:
- штаб управления;
- два батальона пехоты, транспорт – БТР;
- особый десантно-штурмовой батальон, в который входят бойцы, специально подготовленные для действий и на суше, и на море, и в воздушном пространстве;
- батальон разведки;
- подразделение связистов;
- зенитно-артиллерийское подразделение;
- роту саперов и инженеров;
- подразделение защиты от радиационных и биологических и химических атак.
В состав также входит батальон, отвечающий за материально-техническое обеспечение.
Этот Краснознаменный полк включает почти 1300 человек личного состава и более 200 единиц боевой техники.
Помимо основных структур, береговые войска в 2014 году пополнились особым подразделением беспилотной летательной техники. Летательные аппараты, входящие в состав подразделения, выполняют разведывательную функцию, а при необходимости могут использоваться для корректировки огня артиллерии.
Морская авиация
Воздушные силы укомплектованы новейшими истребителями нового поколения
Министерство обороны когда-то сделало ставку на морскую авиацию Северного флота и не прогадало.
- Авиаполк истребителей располагает двумя эскадрильями СУ-33 и эскадрильей СУ-25.
- В состав авиабазы (7050) входят 16 самолетов, 36 военных вертолетов и 12 противолодочных самолетов Ту-142.
- В третью группу авиабазы, расположенную в Остафьево, входит 16 самолетов Ан-24,26 и Ан-72.
Авиационные базы располагаются в Североморске, Кипелово и Остафьево.
Подводные силы
Штаб подводных сил располагается в Гаджиево. Военный Северный флот составляют 3 дивизии и один отряд.
В составе одиннадцатой дивизии подводных лодок, которая базируется в бухте Нерпичья, следующие подлодки:
- Б-388 «Петрозаводск»;
- Б-138 «Обнинск»;
- K-560 «Северодвинск»;
- K-119 «Воронеж»;
- K-266 «Орёл»;
- K-410 «Смоленск».
Восемнадцатая дивизия располагает подлодками TK-17 «Архангельск», TK-20 «Северсталь», TK 208 «Дмитрий Донской».
31-дивизия подлодок Северного флота – первая в России дивизия атомных ракетоносцев. Она образована в 1961 году.
В составе 31-ой дивизии:
- К-51 «Верхотурье»;
- К-84 «Екатеринбург»;
- К-114 «Тула»;
- К-117 «Брянск»;
- К-18 «Карелия»;
- К-407 «Новомосковск»;
- К-535 «Юрий Долгорукий».
Самое свежее пополнение дивизии – подлодка К-535 «Юрий Долгорукий». Она выпущена в 2013 году и является одной из самых больших подлодок ВМФ РФ.
В состав подводных сил также входит отряд специального назначения, цель которого – борьба с подводными диверсиями.
Подлодки
Субмарины разделяются на следующие типы:
- Многоцелевые дизель-электрические подлодки – типы «Палтус», «Варшавянка» и «Лада» – в настоящий момент в строю находится 18 кораблей. Несут в себе крылатые ракеты «Калибр», противокорабельные ракеты ЗМ-54 и «Оникс», минно-торпедное вооружение.
- Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения типа «Кальмар» и «Дельфин» – 10 единиц, которые оснащены баллистическими ракетами Р-29Р и Р-29РМ, торпедами СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65К, ПЛУР «Водопад».
- Атомные торпедные подлодки, в том числе, оснащенные крылатыми ракетами, типов: «Щука», «Акула», «Барракуда», «Кондор», «Антей», «Щука-Б» и «Ясень». Общее количество суден, находящихся в строю – 17 единиц. На вооружении находятся крылатые и противокорабельные ракеты «Калибр», С-10 «Гранат» и «Оникс», самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80.
- РПКСН «Боррей» – 3 судна, включающие твердотопливные баллистические ракеты «Булава», торпеды 533 мм и 324 мм, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» и пр.
Флот Испании 17 века
Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.
Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.
В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.
Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.
Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.
Стратегия развития ВМФ России
Одной из важнейших задач развития ВМФ России является формирование многоцелевых морских группировок общего назначения, способных надёжно парировать военные угрозы с морских направлений, обеспечивать надёжность транспортных коммуникаций и охрану торговых судов, эффективно бороться с пиратством. Всё больше внимания ВМФ будет оказывать на такой регион, как Арктика, где сосредоточены богатейшие биоресурсы, запасы углеводородов и других полезных ископаемых. В результате ВМФ получит корабли, которые смогут длительно решать задачу в арктической зоне. Они будут обладать ядерной энергетической установкой и обладать определённым ледовым классом.
Развитие корабельного состава морских сил общего назначения на этапе 2012—2020 годов должно быть направлено на создание группировки сил СНС, повышение боевого потенциала подводных сил, наращивание состава и боевых возможностей надводных сил, создание морских сил оперативного реагирования. После 2020 года можно прогнозировать переход к широкомасштабному строительству автономных необитаемых подводных аппаратов и морских роботизированных систем, разработку специального донного оборудования, развёртываемого преимущественно с подводных носителей, различной номенклатуры и назначения.
На втором этапе развития с 2021 по 2030 года, предполагается завершить создание и принять на вооружение оружие на новых физических принципах, создать перспективные образцы вооружения морских сил общего назначения следующего поколения.
Цели и задачи ВМФ России
В настоящее время Правительством Российской федерации на ВМФ возложены следующие задачи:
сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;
защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;
создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;
обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;
обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.
Об авианосцах
Суда, относящиеся к первому рангу, представлены атомными подводными лодками и крупными надводными кораблями: авианосцами, противолодочными, ракетными, тяжелыми и легкими крейсерами и линкорами. В таких вопросах, как церемониальные процедуры, снабжение и комплектование, кораблям первого ранга отведено старшинство. Если классифицировать суда, то первое место за авианосцами, которые являются самыми крупными надводными кораблями особого назначения. Их ударную силу составляет транспортируемая палубная авиация. Воздушное прикрытие, высадка десанта в тыл противника и нанесение ударов с воздуха по вражеским суднам – основная задача авиационной группы – вертолетов и самолетов.
Черноморский флот России: состав, вооружение
Один из старейших флотов России с долгой и славной историей. Однако в силу географических причин его стратегическая роль не столь велика. Этот флот участвовал в международной кампании по противодействию пиратству в Аденском заливе, в войне с Грузией в 2008 году. В настоящее время его корабли и личный состав задействованы в сирийской кампании.
Ведется строительство новых надводных и подводных судов для Черноморского флота. В состав этого оперативно-стратегического объединения российского ВМФ входят:
- ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» «Москва», который является флагманом ЧФ;
- один БПК проекта 1134-Б «Беркут-Б» «Керчь»;
- пять сторожевых кораблей дальней морской зоны разных проектов;
- восемь больших десантных кораблей проектов 1171 «Тапир» и 775. Они объединены в 197-ю бригаду десантных кораблей;
- пять дизельных подводных лодок (проекты 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка»);
- три малых противолодочных корабля проекта 1124М «Альбатрос-М»;
- тральщики;
- противодиверсионные катера, ракетные катера, десантные и малые ракетные катера;
- патрульные корабли.
В состав Черноморского флота также входит морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.
Сколько служить
Все привыкли к тому, что срочная служба в рядах ВМФ всегда была дольше, чем в сухопутных войсках. В СССР действительно был повышенный срок пребывания на службе в морфлоте, он составлял 36 месяцев. За это время юные матросы превращались в закоренелых моряков, знающих все тонкости корабельного дела, прошедших на практике все особенности поведения моря и тяготы службы на судне вдали от суши.
Однако в 1996 году ВМФ России примкнул к остальным родам войск в плане приказов и распоряжений касательно армии в целом, и срок несения службы сократился до общевойсковых 24 месяцев. Известный факт, что посредством проведения военной реформы в 2008 году в вооруженные силы РФ стали призывать новобранцев в строй на 12 месяцев.