«укрепит боеготовность российского флота»: на что способен новый малый ракетный корабль «грайворон»

Проект 21631 «Буян-М» — малый ракетный корабль

Проект 21631 был спроектирован предприятием «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструкто­ра Я.Е. Кушнира на базе проекта 21630 типа «Буян», научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО. Корабль был спроектирован с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на не­значительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги, что было обеспечено использованием водометных движителей. По требованиям тактико-технического задания была задана такая дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.

Тендер на строительство кораблей проекта 21631 был выигран Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство кораблей данной серии. Первый корабль проекта «Град Свияжск» был заложен 27 августа 2010. Сдача корабля назначена на 2013 год. Второй корабль проекта 21631 должен пополнить состав Черноморского флота – должны заложить в этом году. Всего планируется строительство 5-ти кораблей проекта 21631.

Назначение:

это корабль класса «река-море», его задача — охрана и защита экономической зоны государства. В отличие от своего прототипа — малого артиллерийского корабля проекта 21630 — МРК имеет более чем в полтора раза большее водоизмещение (949 т) и вооружён вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 противокорабельных ракет, которая позволяет наносить удары высокоточными крылатыми ракетами как по морским, так и по наземным целям.

Базовые ТТХ

Водоизмещение, т — 949, Длина, м — 74,1, Ширина, м – 11, Высота на миделе, м — 6,57, Осадка, м — 2,6, Винты — водомётный движитель, Максимальная скорость хода, узл. — 25, Дальность плавания, миль — до 1500 , Автономность плавания, сут. — 10, Экипаж, чел. — 29-36, Вооружение: Ударное — 1х8 Калибр или 1х8 Оникс, Пулемётно-артиллерийское – 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 3х1 7,62-мм пулемётная установка, Зенитное — 2х6 30-мм ЗАК Дуэт (АК 630-М2), Зенитное ракетное вооружение — 2х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».


Макет пусковой установки 3М-47 «Гибка» на МАКС-200.

Помимо ракетного и пушечного вооружения корабль получит средства радиоэлектронного противодействия. На экспортные корабли серии «Торнадо» предлагается установить комплекс выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет. Однако для корабля ВМФ РФ этого недостаточно. Видимо, «Свияжск» оснастят и комплексом радиоэлектронного противодействия ТК-25. В экспортной версии он обеспечивает автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа в условиях сложной электромагнитной обстановки, автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех, автоматизированное решение задач РЭП, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО корабля. Корабль имеет четыре 16-ти цилиндровых двигателя компании MTU Friedrichshafen.


Опытный образец установки АК-630М1-2 Дуэт.

Конструкция

Общий вид корабля

Общие характеристики

Полное водоизмещение — 949 тонн.

Длина — 74,1 м, ширина — 11 м, высота над ватерлинией — 6,57 м, осадка — 2,6 м.

Имеется частичное бронирование (орудийных башен, ходовой рубки и иллюминаторов).

Силовая установка

Четыре дизельных двигателя и два водомётных движителя. Мощность каждого из двигателей составляет 4350 л.с., или 3,2 МВт.

Первоначально проектом предусматривалась установка шестнадцатицилиндровых двигателей MTU 16V4000M90 компании MTU Friedrichshafen (Германия), однако из-за введения санкций против России поставка этих двигателей была отменена. Поэтому их заменили на четырёхтактные дизели с аккумуляторной топливной системой и турбонаддувом CHD622V20STC компании HND (КНР).

В дальнейшем, в соответствии с программой импортозамещения, на корабли планируется ставить аналогичные двигатели отечественного производства, изготовленные Коломенским заводом и Санкт-Петербургским предприятием «Звезда».

Экипаж

Общая численность — 52 человека (офицеров, мичманов и матросов). Однако, учитывая высокую степень автоматизации, считается, что для управления кораблём и его боевыми системами достаточно экипажа в 29-36 человек.

Ссылки и источники информации

  • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-21631/
  • https://ria.ru/20160314/1389589685.html
  • https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
  • https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
  • https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
  • https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
  • https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
  • https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
  • Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
  • https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
  • https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
  • https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
  • https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
  • https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
  • https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
  • https://www.kommersant.ru/doc/2826759
  • https://www.burevestnik.com/products/a190.html
  • https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
  • https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
  • https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
  • https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
  • https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
  • https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml

Черноморское усиление

Военно-морской флот России работает над тем, чтобы ещё больше расширить возможности применения малых ракетных кораблей, отмечают эксперты. В 2019 году корабли проекта 21631 «Буян-М» участвовали в учениях Каспийской флотилии, в ходе которых была отработана новая тактика противовоздушной обороны флотских соединений.

Она заключается в том, что малые ракетные корабли станут «глазами» ударных корабельных группировок. Их бортовые системы и радиолокаторы были объединены с боевым разведывательным контуром флотилии. Газета «Известия» со ссылкой на Главный штаб ВМФ России сообщила, что новая тактика применения малых ракетных кораблей была признана успешной и подтвердила высокие возможности судов этого класса.

  • Катер у новейшего малого ракетного корабля проекта 21631 ВМФ России «Орехово-Зуево» в Севастополе
  • РИА Новости

Сообщалось, что теперь она будет внедряться на всех других флотах, где есть подобные корабли.

По словам военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, эти корабли ближней морской зоны предназначены для защиты прибрежных вод и экономической зоны России.

«Учитывая, что на них установлены современные мощные крылатые ракеты типа «Калибр», они могут также решать задачи в Средиземном море, наносить удары по береговым целям и по кораблям вероятного противника. Учитывая сегодняшнюю геополитическую обстановку, является важным присутствие в Чёрном море подобных кораблей, вооружённых высокоточным ракетным оружием. Этот хороший, маленький, но эффективный корабль надёжно укрепит боеготовность Черноморского флота», — заключил эксперт.

Оценка проекта

Небольшая ширина, высота и осадка корабля позволяют ему вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского Водного Пути. Благодаря размерам корабль может войти и в Каспийское море.

Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам. МРК «Буян-М» способны передвигаться по Волго-Донскому, Московскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам. Это позволяет им оперативно перебазироваться, например, из Черного моря в Балтийское по внутренним водным артериям страны, находясь в относительной безопасности.

Класс корабля «река-море» предопределяет действия поблизости от берега или даже из рек, что объясняет сниженную мореходность и ослабленное ПВО корабля, так как корабль может находиться под прикрытием таких береговых систем, как С-400 и ей подобным. Такие относительно небольшие корабли, перемещаясь внутри страны по речным путям, могут пользоваться прикрытием ПВО страны, сухопутных войск, фронтовой авиации ВКС РФ. Переброска их по речным путям позволяет сильно сократить время выведения на оперативный театр боевых действий, тогда как перебазирование из Черного моря в Балтийское через Гибралтар и Ла-Манш занимает в несколько раз большее время и в военное время становится опасным.

Существенным моментом являлось то, что Договор об ликвидации ракет средней и малой дальности, действовавший во время разработки и закладки кораблей, запрещал наземное базирование крылатых ракет, аналогичных «Калибр» с дальностью в 2500 км, но не морское, в то время как корабль-носитель таких ракет — сравнительно недорог и пользуется преимуществом ведения огня из акваторий, где ему не угрожает флот вероятного противника, а действия авиации противника частично скованы береговой ПВО.

Главными недостатками малых ракетных кораблей проекта 21631 являются слабая ПВО (представлена ЗАК АК-630М-2 и двумя ЗРК «Гибка» с ЗУР малой дальности, использующимися также в ПЗРК), ограниченная автономность (дальность 2 500 миль) и недостаточная мореходность, делающая практически невозможным применение их при шторме свыше 5 баллов, что не критично при условии применения их в сублиторальной зоне, поблизости от береговых баз ВМФ, под прикрытием береговых ракетных комплексов.

Строительство

В тендере на строительство кораблей проекта 21631 участвовало девять судостроительных предприятий, выиграл его Зеленодольский ССЗ 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство пяти кораблей данной серии.

Изначально планировалось построить всего 8—10 кораблей этого проекта, для пополнения корабельного состава Каспийской флотилии и Черноморского флота России, но в дальнейшем появилась информация, что серия будет состоять из 9 кораблей — 3 для Каспийской флотилии и 6 для Черноморского флота. В конечном итоге, принято было решение о строительстве 12-ти кораблей проекта для Черноморского, Балтийского флотов, а также Каспийской флотилии ВМФ России; с возможным продлением серии для других флотов.

На церемонии закладки головного корабля «Град Свияжск» присутствовали премьер-министр Республики Татарстан И. Ш. Халиков, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал В. В. Куликов, заместитель Начальника департамента ВМФ ФГУП «Рособоронэкспорт» В. Ю. Комаров, главный наблюдающий от ВМФ проекта 21631 С. Н. Михеев и другие.

22 июля 2011 года на предстапельной площадке цеха № 18 «Зеленодольского судостроительного завода им. А. М. Горького» был заложен первый серийный корабль проекта 21631 «Углич» (заводской № 632) — второй в серии.

В 2014 году, в связи с введением санкций против России, немецкая компания «MTU» в конце года приостановила поставку двигателей предусмотренных проектом. Тем не менее со слов представителя «Зеленодольского ССЗ»: — «замена немецким дизелям уже найдена и строительство кораблей приостанавливаться не будет».
Двигатели с 6-го корабля «Вышний Волочёк» стала поставлять китайская компания «HND», а с 10-го корабля «Град» дизели АО «Коломенский завод», редукторы ПАО «Звезда» из Санкт-Петербурга.

По планам, озвученным пресс-службой ВМФ России 2015 году, отечественный флот должен был получить порядка 10 МРК до 2019 года. Реально на начало 2021 года в строю находятся 9 кораблей проекта. В сентябре 2016 года, в ходе международного военно-технического форума «Армия-2016», между МО РФ и Зеленодольским судостроительным заводом был подписан контракт на постройку трёх дополнительных МРК «Буян-М». При этом предполагается, что корабли, закладка которых планируется на 2017 год, оснастят новой РЛС с активной фазированной решеткой и зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М», который, по мнению проектировщиков, должен обеспечить кораблям достаточный уровень защищенности.

История создания

К 2000 годам назрела необходимость оснащения Каспийской флотилии новыми, современными «канонерками». В рамках проекта 21630, получившего также шифр «Буян», необходимо было создать корабли с высокой мореходностью, но при этом способные самостоятельно осуществлять переходы по Волге. При этом новый МАК (на том этапе считавшийся катером) должен был обладать пониженной радиолокационной заметностью.

Летом 2004 года технический проект был утверждён, а на петербургском заводе «Алмаз» стали готовиться к постройке.

В это же время «Буян» «повысили в звании» из катера в корабль 3 ранга. Первый МАК проекта 21630 «Буян», получивший имя «Астрахань», спустили на воду осенью 2005 года, а уже в 2006 году он вышел на испытания.

Примечания

  1. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=127938 Каспийская флотилия получит новые ракетные корабли]
  2. 123 [www.navy.ru/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=54006 Стал известен внешний вид малого ракетного корабля проекта 21631]
  3. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=135909 Минобороны и ОСК согласовали контракт на строительство трех МРК проекта 21631 «Буян-М»]
  4. 12Алексей Никольский . [www.vedomosti.ru/politics/news/1089659/v_rossii_zalozheny_tri_korablya_za_nedelyu В России заложены три корабля за неделю] // vedomosti.ru (Проверено 27 августа 2010)
  5. [eurasian-defence.ru/node/31504 В СОСТАВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ВОЙДЕТ 6 МАЛЫХ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ ТИПА ”БУЯН-2” | Центр военно-политических исследований]
  6. [flotprom.ru/2015/191505/ На Зеленодольском заводе заложили очередной ракетный корабль]
  7. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=83673 Заложен новый МРК для Каспийской флотилии]
  8. [flotprom.ru/2014/Санкции1/ Несмотря на заявления Рособоронэкспорта MTU прекратил поставки корабельных двигателей в Россию publisher=FlotProm] (16.12.2014). Проверено 20 сентября 2015.
  9. 12 [svpressa.ru/war21/news/136506/ «Грачонок» и «Буян» получат российские двигатели вместо немецких] // СВпресса, 20 ноября 2015
  10. [vpk.name/news/142947_vmf_rf_poluchit_10_mrk_buyanm_s_raketami_kalibr.html ВМФ РФ получит 10 МРК «Буян-М» с ракетами «Калибр»]
  11. [huntsmanblog.ru/tri-novyx-mrk-buyan-m-zakazalo-minoborony/ Три новых МРК «Буян-М» заказало Минобороны]
  12. [flotprom.ru/2016/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0184/ Малые ракетные корабли «Буян-М» получат новую РЛС]
  13. 29 декабря 2014 года, по иску Генеральной прокуратуры, Верховный суд РФ признал организацию «Исламское государство Ирака и Леванта» террористической международной организацией и запретил её деятельность в России
  14. [lenta.ru/articles/2015/10/07/caliber/ Главный калибр]. Lenta.ru (7 октября 2020 года). Проверено 7 октября 2020.
  15. [www.kommersant.ru/doc/2826759 «Исламское государство» накрыли с моря]
  16. [function.mil.ru/news_page/country/ Пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам «Джебхат ан-Нусра» в Сирии из акватории Средиземного моря]
  17. 12 [flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=168373 Каспийская флотилия готовится праздновать День ВМФ. 17.7.2014]
  18. [flot.com/2014/179684/«Великий Устюг» вошёл в состав Каспийской флотилии]
  19. 12 [news.rambler.ru/politics/32210030/ В состав Черноморского флота вошли два вооруженных «Калибром» корабля]
  20. [so-l.ru/news/show/spushen_na_vodu_mrk_vishniy_volochek_proekta_21631 Спущен на воду МРК «Вышний Волочек» проекта 21631 «Буян-М»]
  21. [flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=166475 Замминистра обороны посетил Зеленодольский судостроительный завод. 30.5.2014]
  22. [www.zdship.ru/press-center/news-events/1275/ Пресс-релиз по случаю закладки восьмого из серии малого ракетного корабля проекта 21631]
  23. [flotprom.ru/2015/191505/ На Зеленодольском заводе заложили очередной ракетный корабль]. Центральный военно-морской портал (10 апреля 2015).
  24. [ria.ru/defense_safety/20160922/1477630879.html Первый малый ракетный корабль «Буян-М» начнут строить в 2020 году]
  25. [ria.ru/defense_safety/20160907/1476295916.html Стоимость контракта на постройку корветов «Буян-М» составила 27 млрд рублей]

Конструкция

Корабль оснащён интегрированной мачтой с размещёнными на ней двумя неподвижными фазированными антенными решётками многофункционального радиолокационного комплекса «Минерал-М».

Корабли серии 22800 должны обладать, по сравнению с представителями МРК другого российского проекта 21631, лучшей мореходностью, так как изначально предназначены для использования на открытых морских театрах.

Силовая установка

Главная энергетическая установка — дизель-электрическая, производства завода «Звезда». В состав ГЭУ входит 3 главных двигателя М-507Д-1, выработку электроэнергии обеспечивают 3 дизель-генератора ДГАС-315.

Вооружение

Вооружение кораблей проекта 22800 включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи.

Ракетное

Основой ударного ракетного вооружения являются ракеты семейства «Калибр-НК» (КРБД и ПКР). Восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14 расположены, как и на кораблях проекта 21631, в задней части надстройки — за ходовой рубкой, но в отличие от них, размещается поперёк, а не вдоль диаметральной плоскости корабля. УКСК 3С14 также способен производить пуск ракет «Оникс», а в перспективе «Циркон». Корабельная система управления стрельбой (КСУС) — 3Р14Н-22800.

Артиллерийское

По предварительным данным из разных источников артиллерийское вооружение кораблей проекта должно было включать или 100-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку А-190 и ЗРАК «Палаш» или 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176 и две 30-мм артиллерийские системы АК-306, или 57-мм артиллерийскую установку А-220М и две 30-мм установки АК-630. Фактически на первых двух кораблях установлены:

  • одна 76,2-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА исп. 1 («стелс»)
  • две шестиствольные 30-мм установки АК-630М
  • две 12,7 мм пулемётные установки «Корд»
Противовоздушное

Первоначально противовоздушную оборону корабля планировалось обеспечивать за счёт боевых возможностей ЗРАК «Палаш». Фактически первые два представителя проекта не несут специализированного противовоздушного вооружения, вместо которого используются две АУ АК-630М. Начиная с третьего корабля взамен последних на МРК устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс . Все МРК также вооружены ПЗРК типа «Игла-С», «Верба» (боекомплект 8 ЗУР).

Противолодочное

«Каракурты» не несут противолодочного вооружения. Для борьбы с подводными диверсантами корабли комплектуются гранатометом ДП-64 (индекс 97У), обнаружение противника осуществляется опускаемой ГАС МГ-757.

Радиотехническое

Радиотехническое вооружение включает в себя: РЛС «Позитив-МК» (на первых двух), РЛК «Минерал-М» (на первых двух — с двумя плоскими ФАР, на остальных — со стандартной антенной), 4 ФАР 1РС-3 комплекса «Панцирь-МЕ» (начиная с третьего корпуса), артиллерийская РЛС МР-123-02 «Багира», навигационная РЛС МР-231, АМКОИ «Трасса», БИУС «Сигма». Также имеются штатные средства РЭБ — комплекс радиотехнического подавления МП-405-1 и комплекс постановки пассивных помех КТ-216 (в составе 4-х ПУ).

Узнают по паспорту

Морские мины нового образца могут устанавливаться в группе или отдельно друг от друга. Электроника с помощью специального алгоритма, который определяет тип плавсредства, позволяет отличать «своих» от «чужих». Для идентификации целей в программное обеспечение закладывают акустические портреты кораблей противоборствующих сторон.

Эти своеобразные «паспорта» помогают с высокой долей вероятности понять, какое плавсредство находится в зоне поражения. В итоге свое будет передвигаться по минному полю в полной безопасности, а вражеское тут же атаковано и уничтожено.

Кроме того, в ВМФ сейчас разрабатывают концепцию применения минных полей. Благодаря появлению «умных» боеприпасов МРК будут устанавливать интеллектуальные заграждения. Теперь в заданном районе противокорабельные мины могут в автоматическом режиме «выстроиться» в боевой порядок. Для этого они оборудованы специальными датчиками, с помощью которых командный блок управления может связать их в единую цепь. Такой подход позволит грамотно распределить цели между боеприпасами, выбрав наиболее ценные.

Буян_3

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М» «Серпухов» у причала в Севастополе

Фото: ТАСС/Алексей Павлишак

В данном случае каждому заряду может быть поставлена определенная задача. Например, уничтожать только десантные корабли, которые перевозят боевую технику, и не подрывать пустые. При групповой атаке они смогут проигнорировать небольшие тральщики, которые идут первыми и ищут мины, но взорвать более крупные плавсредства огневой поддержки. В качестве носителей таких мин могут также выступать подводные лодки, морская, тактическая и стратегическая авиация.

Создание новых мин и внедрение современных технологий значительно повысят боевые возможности флота в борьбе с кораблями и субмаринами противника, считает бывший командир подводной лодки К-241 Северного флота, контр-адмирал, Герой России Всеволод Хмыров.

— Мины являются одним из самых опасных видов оружия. Они угрожают как надводным, так и подводным кораблям. Во время Великой Отечественной войны немцы практически заперли Балтийский флот в Кронштадте, превратив акваторию вокруг него в «суп с клецками», — рассказал он «Известиям». — И опасность, исходящая от мин, только растет. Новые боеприпасы получают более совершенные системы подрыва, их оснащают магнитными и акустическими взрывателями, а также теми, что работают на иных физических принципах.

Буян_4

Малый ракетный корабль проекта 21623 «Буян-М» «Углич» на учениях корабельных ударных групп Каспийской флотилии ВМФ РФ

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Изменился и горизонт забрасывания. В частности, мины можно устанавливать с помощью самолетов. Но самое главное, они фактически превратились в торпеды, которые сами находят цель, отметил эксперт.

Сейчас минное оружие активно развивается. ВМС США недавно провели модернизацию боеприпаса Мк.65. Идет работа по совершенствованию авиационных мин семейства QuickStrike. На них установлена система наведения и коррекции курса по сигналу GPS, что позволяет сбрасывать боеприпасы с большой высоты и на удалении в десятки километров от цели. Точное количество морских мин в арсенале ВМС США официально никогда не разглашалось. Но, по различным оценкам, этот показатель может доходить до 10 тыс. штук.

Корабли

Имя Строители Положил Запущен Введен в эксплуатацию Флот Положение дел
Пр.21630
Астрахань ССЗ Алмаз , Санкт-Петербург 30 января 2004 г. 7 октября 2005 г. 1 сентября 2006 г. Каспийский Активный
Волгодонск ССЗ Алмаз, Санкт-Петербург 25 февраля 2005 г. 6 мая 2011 28 декабря 2011 г. Каспийский Активный
Махачкала ССЗ Алмаз, Санкт-Петербург 24 марта 2006 г. 27 апреля 2012 г. 4 декабря 2012 г. Каспийский Активный
Пр.21631
Град Свияжск Зеленодольский ССЗ 27 августа 2010 г. 9 марта 2013 г. 27 июля 2014 г. Каспийский Активный
Углич Зеленодольский ССЗ 22 июля 2011 г. 10 апреля 2013 г. 27 июля 2014 г. Каспийский Активный
Великий Устюг Зеленодольский ССЗ 27 августа 2011 г. 21 мая 2014 19 декабря 2014 г. Каспийский Активный
Зеленый Дол Зеленодольский ССЗ 29 августа 2012 г. 2 апреля 2015 г. 12 декабря 2015 г. Балтийский Активный
Серпухов Зеленодольский ССЗ 25 января 2013 г. 3 апреля 2015 г. 12 декабря 2015 г. Балтийский Активный
Вышний Волочёк Зеленодольский ССЗ 29 августа 2013 г. 22 августа 2016 г. 1 июня 2018 г. Черное море Активный
Орехово-Зуево Зеленодольский ССЗ 29 мая 2014 г. 19 июн 2018 10 декабря 2018 г. Черное море Активный
Ингушетия Зеленодольский ССЗ 29 августа 2014 г. 11 июн 2019 28 декабря 2019 г. Черное море Активный
Грайворон Зеленодольский ССЗ 10 апреля 2015 г. Апрель 2020 г. 30 января 2021 г. Черное море Активный
Град Зеленодольский ССЗ 24 апреля 2017 г. 17 сентября 2021 г. 2022 г. Черное море или Балтика Отделка
Наро-Фоминск Зеленодольский ССЗ 23 февраля 2018 г. первый квартал 2022 года 2022 г. Черное море В разработке
Ставрополь Зеленодольский ССЗ 12 июля 2018 г. 2023 г. Черное море В разработке

Конструкция

Стелс-корпус МРК Буян-М стальной электросварной длиной 74 м. Покрыт он композитным материалом из многослойного стекловолокна и смолы общей толщиной около 3 см. Вакуумным мешком откачивается воздух при укладке каждого из 20 слоёв. В результате получается лёгкий и сверхпрочный немагнитный корпус, что облегчает ход движителям, заметно снижает ЭПР корабля для РЛС противника и самонаводимых ракет, снижает уровень физических полей, на которые реагируют современные бесконтактные мины. Срок службы судна увеличивается втрое. Для той же скрытности конструкция гладкопалубная, архитектуре корпуса придаются углы наклона, есть фальшборты.

Надстройка трёхъярусная по ширине борта 11 м. Осадка 2,6 м, высота корабля 6,57 м. Носовая часть седловатая. Есть второе дно. Рангоут состоит из малой грот-мачты и большой фок-мачты из специального лёгкого сплава. Система коридорных сообщений между всеми помещениями такова, что личный состав из 52 человек может не выходить на верхнюю палубу, работают все системы жизнеобеспечения: круглогодичная система кондиционирования воздуха, система вентиляции, система отопления, система опреснения воды. МРК Буян-М сложно потопить, он остаётся наплаву благодаря смежным отсекам. Экипажу предоставлено много спасательных средств: 5 плотов ПСН-10 М, каждый на 10 чел. (больше от количества членов экипажа); Спасательные круги; Спасательные жилеты.

Корабли проекта

Наименование Изготовитель Заложен В строю Флот Состояние
Мытищи 567 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 251 24.12.2015 29.07.2017 17.12.2018 БФ В строю
Советск 577 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 252 24.12.2015 24.11.2017 12.10.2019 БФ В строю
Одинцово 584 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 253 29.07.2016 05.05.2018 12.2020 БФ Заводские ходовые испытания
Козельск ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 254 10.05.2016 09.10.2019 12.2020 ЧФ Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
Охотск ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 255 17.03.2017 29.10.2019 07.2021 ЧФ Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
Вихрь ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 256 19.12.2017 13.11.2019 12.2021 ЧФ Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
Буря 578 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 257 24.12.2016 23.10.2018 12.2020 СФ Спущен на воду
Циклон АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь 801 26.07.2016 2020 12.2020 ЧФ Строится. Сформирован корпус
Аскольд АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 802 18.11.2016 2020 07.2021 ЧФ Строится. Сформирован корпус
Амур АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 803 30.07.2017 2021 12.2021 ЧФ Строится. Сформирован корпус.
Туча АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск) 804 26.02.2019 2022 07.2022 СФ Строится
Тайфун АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск) 805 11.09.2019 2022 10.2022 СФ Строится
Ржев ПАО «Амурский судостроительный завод» 201 01.07.2019 2022 07.2023 ТОФ Строится
Удомля ПАО «Амурский судостроительный завод» 202 01.07.2019 2022 12.2023 ТОФ Строится
Павловск ПАО «Амурский судостроительный завод» 203 05.2020 2023 12.2024 ТОФ Готовится к закладке
Уссурийск ПАО «Амурский судостроительный завод» 204 26.12.2019 2023 07.2024 ТОФ Строится
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2020 2022 12.2023 ТОФ Подписан контракт
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2020 2022 12.2023 ТОФ Подписан контракт
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector