Вмф российской федерации

Становление Петербурга как военно-морской столицы

Больше 300 лет назад Петр I, основав новый город на берегах Невы и Финского залива, рассчитывал превратить его в полноценную военно-морскую базу на Балтике. В итоге эта роль досталась Кронштадту. Город основан в 1704 году – его история началась со строительства крепости Кроншлот и целой цепочки фортов вокруг острова Котлин. Это уникальное фортификационное сооружение, идея которого принадлежала Петру Великому, а в воплощении приняли участие несколько поколений правителей, лучших инженеров и строителей России. Сегодня Кронштадт – военно-морская база Балтийского флота.

Именно Петр Великий положил начало регулярному военному флоту России, уделял огромное внимание его развитию. В 1704 году Петр I в одном из своих писем впервые упомянул Санкт-Петербургскую модель-камеру

Спустя всего век с небольшим она превратится в Морской музеум. Сегодня мы знаем его как Центральный военно-морской музей Санкт-Петербурга – один из самых больших музеев в мире, посвященных военно-морскому делу и кораблестроению

В 1704 году Петр I в одном из своих писем впервые упомянул Санкт-Петербургскую модель-камеру. Спустя всего век с небольшим она превратится в Морской музеум. Сегодня мы знаем его как Центральный военно-морской музей Санкт-Петербурга – один из самых больших музеев в мире, посвященных военно-морскому делу и кораблестроению.

В том же 1704 году были основаны Адмиралтейские верфи. В «Журнале путешествий Петра I (1696-1709 гг.)» есть такая запись: «… 1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен». Всего через год на верфи уже строились 28 единиц морской техники – бомбардирские корабли, прамы и ботики. Первые крупные корабли спущены на воду в 1706 году.

От парусников до подводных лодок, от пароходов до крейсеров, от танкеров до атомных ледоколов… Всего на Адмиралтейских верфях построено более 2500 судов и кораблей. Одно из старейших судостроительных предприятий страны и сегодня отвечает за проектирование, производство и модернизацию судов, как военных, так и гражданских.

Одна из главных архитектурных доминант Петербурга – Адмиралтейство. Золотой кораблик на высоком позолоченном шпиле по праву считается одним из символов города, наряду с Медным всадником и ангелом на шпиле Петропавловского собора.

Рассказывают, что прообразом знаменитого кораблика был любимый Петром линейный корабль «Ингерманланд», а при строительстве первого шпиля флаги на мачтах были выполнены из чистого червонного золота.

В разные годы в здании Адмиралтейства располагались уже упомянутая верфь, Морское министерство, Главный морской штаб, гидрографическое управление, Военно-морской музей. В наши дни здание находится в ведении ВМФ России.

Русский флот при Петре имел не только стратегически важное военное значение. Он был и своеобразным имиджевым атрибутом Петербурга: новый город – величественный, монументальный, красивый – строился с размахом

Ему надлежало стать столицей Российской империи, именно отсюда Петр Великий планировал «прорубить окно в Европу» и делал большую ставку на удобный водный путь и развитие флота.

Меры по модернизации российского флота

Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.

Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.

Классификация кораблей

Первая корабельная классификация Российского Императорского флота была составлена спустя 171 год после его создания. К моменту написания первой такой классификации в состав флота входили парусные, парусно-броненосные и броненосные корабли, которые распределялись в парусный и броненосный флота.

Классификация 1892 года

Первая классификация паровых и броненосных судов российского флота была разработана в конце 1891 года и объявлена приказом по Морскому ведомству 1 февраля (юлианский календарь) 1892 года. Она устанавливала следующие классы боевых кораблей:

  • Броненосцы

    • Эскадренные броненосцы
    • Броненосцы береговой обороны
  • Крейсера

    • Крейсера I ранга
    • Крейсера II ранга
  • Канонерские лодки

    • Мореходные канонерские лодки
    • Канонерские лодки береговой обороны
  • Пароходы
  • Яхты
  • Транспорты
  • Миноносцы
  • Миноноски
  • Учебные суда
  • Портовые суда

Эта классификация, неофициально дополненная перед русско-японской войной классами «минный транспорт», «госпитальное судно», «эскадренный миноносец», а в марте 1906 года ещё и классами «подводная лодка» (до этого подводные лодки числились в классе миноносцев) и «посыльное судно», просуществовала до октября 1907 года. Она соблюдалась нестрого даже официальными органами Морского ведомства. Крейсера I ранга получили деление на бронепалубные крейсера и броненосные, большие миноносцы некоторое время составляли класс минных крейсеров, контрминоносцев, а затем эскадренных миноносцев, продолжая в то же время называться в официальной переписке просто миноносцами.

Классификация 1907 года

Приказом от 10 октября (григорианский календарь) 1907 года была введена новая классификация кораблей российского флота:

  • Линейные корабли
  • Броненосные крейсера
  • Крейсера
  • Эскадренные миноносцы
  • Миноносцы
  • Миноноски
  • Заградители
  • Подводные лодки
  • Канонерские лодки
  • Речные канонерские лодки
  • Транспорты
  • Посыльные суда
  • Яхты
  • Учебные суда
  • Портовые суда, блокшивы

Классификация 1915 года

Новая классификация, разработанная Морским генеральным штабом, была утверждена в июне 1915 года. Она включала следующие корабли:

  • Линейные корабли
  • Линейные крейсера
  • Крейсера
  • Эскадренные миноносцы
  • Миноносцы
  • Подводные лодки
  • Заградители
  • Тральщики
  • Канонерские лодки
  • Речные канонерские лодки
  • Учебные суда
  • Транспорты
  • Посыльные суда
  • Яхты
  • Гидрографические суда
  • Портовые и крепостные суда
  • Блокшивы

В июле 1916 года классификацию дополнили морскими и портовыми ледоколами, а в декабре этого же года — сетевыми заградителями. В начале октября 1917 года классификацию снова дополнили сторожевыми кораблями, сторожевыми катерами и катерами-тральщиками. Некоторые корабли, вошедшие в состав флота в 1914—1918 годах, официального «класса» не получили: например, подводные минные заградители и авиатранспорты.

860 г.

Морской поход на КонстантинопольЭтот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях «между Русью и Грека». Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у о. Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18 — 25.6) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезным, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которых был заключен договор «мира и любви» и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.

Где готовят офицеров флота

Подготовке офицеров для военного флота с самых первых лет его существования уделялось огромное значение. Первых офицеров готовили за рубежом, в Голландии и Франции, затем – в навигацких школах. Первым российским высшим учебным военно-морским заведением стала Академия морской гвардии, открытая в Санкт-Петербурге в 1715 году. В дальнейшем высшее образование будущие офицеры флота получали многоступенчатое, первоначально дети дворян и разночинцев обучались в морских кадетских корпусах. Получив чин гардемарина, могли продолжать службу на флоте или обучение в морских училищах, офицерских классах и школах.

Современная система военно-морского образования претерпела существенные изменения. Резкое сокращение количественного состава флота повлекло за собой сокращение учебных заведений. На 01.01.2020 года специалистов различных профилей для ВМФ России готовят:

  • Балтийский военно-морской институт (бывшее Балтийское Высшее Военно-Морское Училище им. Ф.Ф.Ушакова);
  • Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова (морской факультет);
  • Военно-морской инженерный институт (бывш. Высшее Военно-Морское Инженерное Училище им. В.И.Ленина);
  • Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова);
  • Военный университет МО РФ (морской факультет);
  • Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова;
  • Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. Высшее Военно-Морское Училище им. М.В. Фрунзе);
  • Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова (бывш. Тихоокеанское Высшее Военно-Морское Училище им. С.О.Макарова).

ДАТСКИЙ ГОСТЬ

И тут свою роль сыграл единственный русский союзник на Балтике – Дания, видевшая в развернувшейся шведско-польско-русской войне средство вернуть себе былую гегемонию на Балтике. Кроме того, Копенгаген все еще воспринимал Швецию во многом как взбунтовавшуюся провинцию – шведы вышли из состава Датского королевства лишь в 20-е гг. ХVI века. К тому же в отличие от Речи Посполитой, где заправлявшая всем католическая верхушка не теряла надежды распространить «истинную веру» дальше к востоку, датчан религиозные вопросы не волновали. И как только посольским чиновникам и купцам, торгующим за границей, было дано задание – найти подходящего человека, который согласился бы пиратствовать на Балтике в русских интересах, король Дании лично нашел и порекомендовал царю такого.

Это был уже знаменитый к тому времени балтийский капитан Карстен Роде. Фигура эта хотя и известная, но довольно загадочная. Неизвестны с точностью даты ни его рождения, ни его смерти. Также нет достоверных сведений о его биографии. По одним данным, он одно время командовал галерой у адмирала Дориа на Средиземном море. По другим – был датским «королевским корсаром», топившим корабли конкурентов Копенгагена на Балтике – не легальным капером с патентом, а обычным морским разбойником, однако оказывающим услуги государству, и за это не слишком усиленно разыскиваемым.

В пользу этого свидетельствуют сообщения, что Иоанну Грозному его порекомендовал лично король Дании Фредерик II.

Известно что Карстен Роде происходил из бюргеров Западной Ютландии. Он был высок ростом и очень силен, носил аккуратно подстриженную бороду и держал на корабле личного цирюльника. По свидетельству современников, он был весьма набожный человек, установивший на своем судне порядок, при котором человек, уличенный в богохульстве мог быть даже выброшен за борт, «дабы не навлечь гнев Божий на судно».

К моменту поступления на русскую службу Картен Роде уже был заочно приговорен за свои «подвиги» к смерти в Гамбурге и Киле.

Иван Грозный присваивает Роде звание «наказного капитана» и «морского отамана» и выдает жалованную грамоту – каперское свидетельство. В нем Роде наделялся всеми полномочиями на море, как настоящий царский воевода, и получал приказ: «Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». Также грамота содержала строгое указание: «самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить». Но такие оговорки были обычными при составлении каперских патентов и предназначались вовсе не для того, чтобы наставить лихих мореходов на путь истинный, а скорее, чтобы снять ответственность за грабежи с нанимателя, переложив ее целиком на корсара. (Не зря на морском жаргоне каперский патент многозначительно именовался «фартовой грамотой».)

Карстен Роде обязался поставлять в Нарву для нужд России лучшие пушки с захваченных судов, десятую часть от всей захваченной добычи, и каждый третий взятый в плен корабль.

Подобными пушками был вооружен первый русский флот. Фото из книги «Ливонская история»

Знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации

Главным символом для моряков является корабельный флаг. Традиция его подъёма и спуска представляет собой обязательный ежедневный воинский ритуал. С первых дней истории флота до сегодняшнего дня цветовая гамма практически не менялась. На знамени всегда присутствовали два или три цвета, в том числе:

  • Белый;
  • Красный;
  • Синий.

Впервые бело-синий корабельный флаг взвился на мачте судна «Орёл», принимавшего участие в битве с турками за Азов (1696). После учреждения Морские сражения при Петре IПетром I главной военно-морской награды, ордена Святого Андрея Первозванного (1699), морское воинское знамя получило наименование Андреевского флага. Спустя 218 лет, 26 декабря 1917 года оно было заменено военно-морским флагом РСФСР (с 1922 года – СССР), просуществовало до распада Советского Союза.

Дата возрождения традиций и ритуалов, связанных с Андреевским флагом, – 26 июля 1992 года. Спустя полгода после образования РФ главный символ флота вновь занял своё законное место. Он представляет собой белое полотнище со скрещенными в центре диагональными полосами. Размеры флага:

  • Ширина – 1/10 длины;
  • Отношение ширины к длине – 2/3.

Кроме полотнища в состав знамени входит древко с навершием, скобой, подтоком. Военно-морской флаг РФ за 29 лет претерпел только одно изменение: 1 января 2001 года голубой цвет полос заменён на исконный, синий. Для торжеств/ритуалов используются ещё два варианта флотского знамени – Гвардейское (с георгиевской лентой), Орденское (с изображением ордена Св. Андрея Первозванного).

Базы и места дислокации ВМФ России

В состав ВМФ России входят четыре флота, одна флотилия и одна зарубежная база. Фактически базы флотов расположены по всей береговой территории Российской Федерации и готовы к защите берегов России.

Северный флот

Штаб Северного флота расположен в городе Североморск.

Пункты базирования флота:

  • Североморск;
  • Гремиха;
  • Гаджиево;
  • Видяево;
  • Западная Лица (Заозёрск);
  • Полярный;
  • Оленья Губа.

Военно-морские базы Северного флота (ВМБ):

Беломорская военно-морская база г. Северодвинск.

Тихоокеанский флот

Штаб Тихоокеанского флота расположен в городе Владивосток.

Пункты базирования флота:

  • Владивосток;
  • Фокино;
  • Дунай;
  • Советская Гавань;
  • Вилючинск — Камчатский край.

Черноморский флот

Штаб Черноморского флота расположен в городе Севастополь.

Пункты базирования флота:

  • Севастополь;
  • Новороссийск.

Военно-морские базы (ВМБ):

  • Новороссийская военно-морская база;
  • Крымская военно-морская база.

Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.

Балтийский флот

Штаб Балтийского флота расположен в городе Калининград.

Пункты базирования флота:

  • Балтийск (Калининградская область);
  • Кронштадт (Санкт-Петербург).

Военно-морские базы (ВМБ):

  • Балтийская военно-морская база;
  • Ленинградская военно-морская база.

Каспийская флотилия

Штаб Каспийской флотилии расположен в городе Астрахань.

Пункты базирования флотилии:

  • Астрахань;
  • Махачкала;
  • Каспийск.

Зарубежные

В настоящий момент Россия располагает одним военно-морским пунктом за рубежом:

720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России (ПМТО) в г. Тартус (Сирия) на Средиземном море.

Это интересно: 231,Внешняя политика в годы мирового экономического кризиса: рассмотрим досконально

У истоков российского мореплавания

Справедливости ради следует отметить, что начало истории возникновения российского флота относится к временам основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. При нём в стране появилось первое крупное трёхмачтовое судно «Фредерик», созданное по западному образцу. Однако во время похода в Персию оно село на мель в прибрежных водах Каспия, а затем было вытащено на берег и погибло, разграбленное местными жителями. После столь бесславного дебюта российские моряки провели несколько весьма успешных военных операций, но побеждали исключительно за счёт личной отваги, поскольку выходить в море им приходилось ещё на дедовских галерах.

Строительство же судов, отвечавших требованиям той давней эпохи, связано с именем Петра Первого. В истории российского флота он по праву считается одной из ключевых фигур. Сразу после Второго Азовского похода, в котором российские сухопутные войска поддерживались двумя линейными кораблями, четырьмя брандерами (корабль, предназначенный для поджога вражеских судов), а также большим количеством галер и стругов, государь приступил к созданию регулярного флота.

Принято считать, что история российского флота начинается 20 (30) октября 1696 года, когда боярская дума, обсудив рапорт, поданный Петром I, постановила начать строительство судов на Воронежской корабельной верфи. Эта дата стала его официальным днём рождения.

От парусников до атомных подводных лодок

Непосредственным толчком к строительству регулярного военного флота стала неудачная попытка забрать у турок крепость Азов весной-осенью 1695 года. Турки получали воду и провизию со стороны моря, и могли держаться сколько угодно.

На этом Петр I не остановился. Военные суда начали строить не только в Воронеже, но и в Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. В 1697-1698 годах царь посетил Европу и лично участвовал в строительстве корабля для российского флота. В процессе его создания русские корабелы целенаправленно обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, и скоро Россия своими силами могла создавать суда всех известных тогда типов.

Были созданы сперва Азовский и Балтийский флоты, а вслед за ними – Тихоокеанский, Северный, Черноморский флоты и Каспийская флотилия.

До Первой мировой войны флот состоял из надводных кораблей. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия), которые существовали с начала XVIII века, в состав флота не входили. В 1906 году по указу императора Николая II стал развиваться подводный флот. Двадцать подводных лодок-миноносцев успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.

Подводная лодка Нарвал в Южной бухте Севастополя

Военно-морской флот и сейчас стоит на страже безопасности нашей страны. К его 325-летию Россия подходит с мощной корабельной базой, которая все время пополняется. Программа военного кораблестроения является частью Государственной программы вооружения России.

В составе ВМФ в наши дни – современная и надежная боевая техника, в том числе мощные ракетные крейсеры, десантные корабли, атомные подводные лодки и самолеты морской авиации. В последнее время основной упор делается на оснащении флота новыми видами ракетного оружия, а также на применении беспилотных и роботизированных систем.

Три века славы

Официальной датой возникновения Российского Императорского флота считается 20 октября 1696 года. В этот день царь Пётр I издал указ о начале строительства галер, которые должны охранять от турецких войск только что завоёванную крепость Азов. Для строительства деревянных судов была возведена верфь в городе Воронеже.

Северная война 1700-1721 гг. и строительство города-порта на Неве (1703) положили начало парусному флоту на Балтике. В 1718 году для управления делами военно-морского флота создан высший исполнительный орган – Адмиралтейств-коллегия. В состав флота Петра I деревянные суда различных классов:

  • Линейные корабли;
  • Фрегаты;
  • Галеры;
  • Шнявы.

Количество пушечного вооружения на них исчислялось десятками единиц. Наиболее мощными были линкоры, с обоих бортов которых на врага грозно смотрели до сотни гладкоствольных орудий, стрелявших калёными ядрами.

В славной истории российского флота – десятки сражений, где моряки показали свою доблесть, мужество. За 300 лет русские выиграли 75 поединков, в которых участвовали корабли из дерева или металла, с гладкоствольными/нарезными пушками. В числе наиболее известных – битвы при Чесме, Синопе, Трапезунде, Наварине, Гангуте, Гренгаме.

Современную историю флота принято отсчитывать со второй трети XIX века – момента появления в кораблестроении паровых движителей, начала использования стали для изготовления корпусных деталей судов. Сегодня российский флот, ставший наследником военно-морской истории СССР, имеет пять объединений – Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию.

1688 г.

Весной в подмосковном с. Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу, Этот ботик (длина около 6 м, ширина 1,9 м) был исправлен, оснащен и спущен сначала на р. Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.Начало строительства «Потешного» флота на Переславском (Плещеевом) озере. (август)Петр I в Переславле-Залесском организовал верфь, на которой были построены бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и 2 яхты, спущенные на воду в июне 1689. В ноябре 1691 на верфь прибыли 16 мастеров и строительство кораблей было расширено.

Состав кораблей ВМФ России

В состав флотов включены корабли первого, второго, третьего и четвёртого рангов. В частности, корабль первого ранга — это корабль водоизмещением более 5000 тонн, командир корабля по должности приравнивается к командиру сухопутного полка.

Корабль второго ранга — корабль водоизмещением от 1500 до 5000 тонн. Командир корабля второго ранга по должности приравнивается к командиру сухопутного отдельного батальона.

Балтийский флот

Эсминец «Настойчивый»

Балтийский флот в настоящее время не содержит кораблей первого ранга. Единственный корабль первого ранга — Эсминец «Настойчивый» — сейчас в ремонте. Общая списочная численность боевых кораблей – 53 вымпела.

Северный флот

Северный флот содержит в своем составе 10 кораблей первого ранга, в том числе единственный авианосец «Адмирал флота Советского союза Кузнецов». Списочный состав боевых кораблей – 84 вымпелов.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского союза Кузнецов»

Тихоокеанский флот

Тихоокеанский флот содержит в своем составе 10 кораблей первого ранга. Списочный состав боевых кораблей – 78 вымпелов.

Большой десантный корабль ТОФ «Адмирал Невельской»

Корабль «Орел» и потешная флотилия Петра

До Петра специальных военных кораблей у России не было – при необходимости для военных целей использовались различные парусно-гребные торговые суда. Исключением стал только военный корабль «Орел», построенный в 1668 году по указу государя Алексея Михайловича на судоверфи в селе Дединово на Оке. В 1669 году «Орел» был переправлен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море, но по прямому назначению так и не применялся. Менее чем через год, в 1670 году он был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством Степана Разина. Те, отбив корабль, перегнали его в один из протоков Волги и бросили там.

Потешная флотилия стала прообразом русского флота. Однако этих кораблей было недостаточно. В то время почти все соперничающие с Россией державы уже обзавелись масштабными военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы сравняться с ними на море. После визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их сам и впервые ходил по Белому морю, вопрос о создании российского военно-морского флота был решен.

«Петр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко

907 г.

Морской поход Киевского князя Олега в ВизантиюЛетопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников — «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» — и «на конях и на кораблях» «приде к Царюграду». Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, «а в корабли по 40 мужь». Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

1570 г.

Царь Иван IV для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским каперством организовал флотилию во главе с Карстеном Роде. Первое судно было вооружено в г. Аренсбург (Кингисепп) на о. Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия базировалась на датский о. Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне. К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22 неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.

Техника и вооружение ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Авианосцы Рига и Тбилиси.

К концу 1980-х годов в состав ВМФ СССР входило более 100 эскадр и дивизий, общая численность личного состава флота составляла около 450 000 (включая около 12600 морских пехотинцев). В боевом строю флота находилось 160 надводных кораблей океанской и дальней морской зоны, 83 стратегических атомных подводных ракетоносцев, 113 многоцелевых атомных и 254 дизель-электрических подводных лодок.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

Организация

По состоянию на конец 1980-х годов Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты

В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве.

В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения:

  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот
  • Краснознаменный Северный флот
  • Краснознаменный Тихоокеанский флот
  • Краснознаменный Черноморский флот
  • Краснознаменная Каспийская флотилия
  • Краснознаменная Ленинградская военно-морская база

Технологии и кадры

В предшествующее Первой мировой войне десятилетие на российских верфях были построены девять «Осетров» и 12 «Сомов». В 1915 году в империи были изготовлены пять подлодок Holland 602F разработки американской Electric Boat Company.

Также в 1915 году в строй вступила головная субмарина типа «Барс», построенная по российскому проекту. До 1917 года включительно российская промышленность изготовила 20 аппаратов. Большая их часть вошла в состав советского флота. В период Первой мировой войны императорские подлодки наносили торпедные удары, выполняли досмотровые и дозорные функции.

  • Русская подводная лодка «Дельфин»

В беседе с RT писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин высоко оценил возможности, которыми обладал подводный флот императорской армии. По его словам, уровень научно-технического и промышленного развития царской России позволял создавать вполне современные для своего времени субмарины.

«По большому счёту для строительства подводного флота у России были необходимые материалы, технологии и — самое главное — кадры. Конечно, наша страна пользовалась западными разработками, однако наши инженеры не копировали зарубежные проекты — на их основе создавались оригинальные образцы», — отметил Черкашин.

Также по теме


«Самодостаточный класс кораблей»: какими возможностями обладают многоцелевые российские корветы

На предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду нового многоцелевого корвета проекта 20380 «Ретивый»….

Тяжёлым ударом для российского подводного флота стала революция и гражданская война. Однако, как заявил эксперт, в 1920-е годы большевики развернули массовое строительство субмарин. В результате в относительно короткие сроки СССР достиг паритета по субмаринам с ведущими западными державами.

«Несмотря на ряд объективных проблем, советский подводный флот достойно справлялся с поставленными задачами в период Великой Отечественной войны. Немцы явно недооценили потенциал Советского Союза, хотя подлинного расцвета подводный флот СССР достиг в 1970—1980-е годы», — говорит Черкашин.

В разговоре с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин акцентировал внимание на том, что служба подводника во все времена была сложным и опасным занятием. Моряки сильно рисковали, участвуя в боевых действиях и эксплуатируя субмарины, которые часто строились по экспериментальным проектам

«Очень часто наши моряки погибали, всплывая на поверхность для того, чтобы дизельный двигатель получил кислород. В итоге они становились жертвами бомбёжек авиации. Кроме того, периодически экипаж погибал из-за несоблюдения техники безопасности и ошибок при эксплуатации субмарин. Однако вплоть до 1980-х годов подобные трагические инциденты регулярно происходили во всех флотах мира», — пояснил Литовкин.

Как подчеркнул аналитик, в настоящее время вопросам безопасности российских субмарин уделяется самое пристальное внимание. Подлодки изготавливаются из прочных огнестойких материалов, а экипаж постоянно отрабатывает действия в случае ЧП

Тем не менее специфика службы подводника такова, что гарантий от возникновения нештатных ситуаций быть не может, констатировал эксперт.

«Раньше моряки-подводники были фактически камикадзе. Впоследствии научно-технический прогресс значительно уменьшил риск для жизни подводников, но полностью исключить форс-мажор невозможно. Как и прежде, подводники — это мужественные люди, работающие со сложной техникой и осознающие опасность каждого похода в море», — резюмировал Литовкин.

Список кораблей ВМФ России

Сегодня в состав военно-морского флота Российской Федерации входят современные подводные и надводные суда различного назначения. В зависимости от объёма выполняемых боевых, учебных и специальных задач они распределены на всех оперативно-стратегических объединениях. Общее количество судов – 294, в том числе (подводные лодки + надводные корабли):

  • Балтийский морской флотБалтийский флот – 54 (1+53);
  • Черноморский флот – 54 (7+47);
  • Северный флот – 83 (42+41);
  • Тихоокеанский флот – 76 (21+55);
  • Каспийская флотилия – 27 (0+27).

Кроме, собственно, военной техники морского базирования, в состав сил флота входит морская пехота, авиация ПВО, силы береговой обороны и тылового обеспечения. Они распределены по местам постоянной дислокации. На флоте они носят название пунктов базирования.

Штаб СФ располагается в Североморске, постоянные базы сил флота – в Гремихе, Гаджиево, Видяево, Заозёрске, Полярном, Оленьей Губе и Северодвинске. Главный город ТОФ – Владивосток. Боевые корабли флота располагаются в Дунае, Советской Гавани, Фокине (Приморский край), Вилючинске (Камчатский край).

На Чёрном море для военных кораблей предусмотрено два пункта базирования: Севастополь – в Крыму, Новороссийск – на Кавказе. Базы судов, приписанных к Балтийскому флоту: Калининград, Санкт-Петербург, Кронштадт, Балтийск. Командование Каспийской флотилией (Астрахань) осуществляет руководство и боевое управление действиями объединения, корабли которого базируются в Каспийске и Махачкале.

XX век в истории Российского флота

20 век стал самым драматичным в истории отечественного флота. Ему пришлось пройти через 3 революции, активными участниками которых были низшие чины корабельных команд, две мировые войны, в результате которых было уничтожено до 90% старого состава флота. Пережив период небывалого расцвета – к 1985 году ВМФ СССР занимал 2-е место в мире по количеству судов (1561 корабль), и период полного краха. К 2010 году в составе флота оставалось менее 10% от былого количества кораблей (136 единиц). На Черном море российский флот в 4,7 раза уступает по количеству кораблей Турецкому флоту, а на европейском направлении более чем в 20 раз слабее объединенного флота НАТО.

По оценке адмиралаКасатонова: «перечень задач, которые сегодня имеют и могут осуществить российские флоты, фактически ограничивается охраной побережья и антитеррористической деятельностью. Но все это — на уровне территориальных вод». Провальная экономическая политика превратили некогда могущественный флот, представлявший глобальную мировую силу, в каботажный флот малых судов, способных действовать только в прибрежных водах. Единичные уцелевшие после распада СССР крупные корабли морально и физически устарели и представляют больше музейную ценность, нежели военную силу, не смотря на постоянную модернизацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector