Андрей туполев

Ранний период жизни

Начало работы Татьяны Ивановой с изображением Туполева (в вишневой косоворотке ), Николая Жуковского и других пионеров русской авиации на Ходынском поле , готовящих моноплан МСЭ к испытательному полету в 1911 году.

Внешний образ
Туполев взлетает на планере во время испытательного полета с заснеженного Ходынского поля в 1910 году.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября в Pustomazovo ( русском : Пустомазово ), в деревне недалеко от города Кимры в Тверской губернии , Российской империи , шестой из семи детей , рожденных от его русских родителей. Отец Туполева, Николай Иванович Туполев (1842-1911), был уроженцем Сургута , работал нотариусом в губернии. Николай изучал право в Санкт-Петербургском университете , но был отчислен после убийства Александра II за связи с революционерами, несмотря на то, что не участвовал в их действиях. Мать Туполева, Анна Васильевна ( урожденная Лисицына) (1850-1928) родилась в Торжке в семье следователя, окончила Мариинскую гимназию в Твери . Родители Анны приобрели небольшое имение в Пустомазово, где родился Туполев. После того, как первые воспитываются дома, Туполев учился в гимназии в Твери и закончил в 1908 году Туполев затем применяются для курсов в двух российских университетах: Императорская Московское техническое училище (IMTU Россия : ИМТ ) и император Николай II Московских государственного университете пути сообщения . Туполев согласился на оба, но в конечном итоге предпочел поступить в ИМТУ.

В 1909 году Туполев начал заниматься аэродинамикой у пионера русской авиации Николая Жуковского и поступил добровольцем в авиационную мастерскую ( Кружок ), возглавляемую Жуковским. В 1910 году Туполев вместе с друзьями по мастерской построил и испытал свой первый планер . Во время работы в мастерской Туполев также построил аэродинамическую трубу, что привело к созданию аэродинамической лаборатории в ИМТУ. В 1911 году Туполева обвинили в участии в революционной деятельности, в том числе в демонстрациях и распространении подрывной литературы, и арестовали. Позднее Туполева отпустили при условии, что он вернется в дом своей семьи в Пустомазово. Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ только в 1914 году, когда он учился во время Первой мировой войны и русской революции . Туполев закончил учебу в 1918 году и получил степень инженера-механика, когда защитил диссертацию по созданию гидросамолетов . К 1920 году ИМТУ был переименован в Московское высшее техническое училище (МВТУ), и Туполев читал там курс основ аэродинамических расчетов.

Историческое значение

Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим создал вектор развития мирового самолетостроения, направив его на перспективный путь. Туполев и его коллектив в 1920-е гг. создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения. На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии

Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолетов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолетов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина».

Благодаря Туполеву спроектировано более 100 типов самолетов, 70 из них были поставлены на серийное производство. Самолеты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран.

Память

  • В 1979 году режиссер Даниил Храбровицкий снял фильм «Крылья» о биографиях Туполева и иммигрировавшего в США Игоря Сикорского. Роль Андрея Николаевича исполнил Владислав Стржельчик, а образ Игоря Ивановича создал Юрий Яковлев.
  • Имя Туполева носит государственный технический университет в Казани.
  • С 2018 года имя ученого присвоено московскому аэропорту «Внуково».
  • Туполевские улицы и улицы Туполева есть в обеих российских столицах, Праге и Улан-Удэ, Киеве и Амстердаме.
  • В 2016 году в серии «Великие умы России» вышла книга Адели Нурмухаметовой «Андрей Туполев».
  • 6 июня 2020 года на телеканале «Звезда», уже выпускавшем о Туполеве передачу в цикле «Последний день», состоялась премьера документального фильма «Крылатый металл».

Первый самолёт

В марте 1921 года умер Н.Е. Жуковский, место директора ЦАГИ занял известный учёный Сергей Алексеевич Чаплыгин, а его заместителем был назначен Туполев. К этому времени молодой учёный Туполев был хорошо известен в среде авиационных специалистов страны, он накопил значительный опыт в исследовании аэродинамических и конструктивных схем летательных аппаратов того времени. Одновременно Туполев тщательно изучал применяемые в конструкции летательных аппаратов материалы. В начале двадцатых на заводе Госпромцветмета в Кольчугино был получен легкий и прочный металл — кольчугалюминий. Туполев сразу оценил перспективность применения этого металла в самолётостроении. В октябре 1922 году при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолётостроению, которую возглавил Туполев. Позже по его предложению именно дата создания этой Комиссии стала датой образования ОКБ А.Н. Туполева.

Идея построить самолёт собственной конструкции давно витала в мыслях Туполева. Он много экспериментировал с выбором конструктивной схемы самолёта, и совершенно осознанно остановился на свободнонесущем моноплане.

Первый самолёт А.Н.Туполева — АНТ-1:

Проект получил обозначение АНТ-1. Самолёт представлял собой небольшой спортивный моноплан смешанной конструкции со свободнонесущим крылом с размахом 7,2 метра. В качестве двигателя, за неимением лучшего, было решено использовать старенький Анзани мощностью 35 л. с., который ещё стоял на первом самолёте типа Блерио, созданном в воздухоплавательном кружке ИМТУ в 1911 году. В октябре 1923 года самолёт был построен.

В конструкции планера самолёта по настоянию Туполева некоторые детали были изготовлены из кольчугалюминия. Испытание самолёта в полёте решили проводить на Кадетском плацу, куда 21 октября 1923 года на руках его и перенесли.

Бывший лётчик, активный участник строительства АНТ-1 Евгений Иванович Погосский был назначен пилотом-испытателем. Он сел в машину, дал газ и после непродолжительного разбега легко взмыл в воздух. Совершив несколько кругов над плацем, под ликующие вопли участников этого исторического для молодого конструктора события, Погосский точно приземлил самолёт. Это была победа! В заметке одной из московских газет говорилось, что «на аэродроме имени т. Троцкого /Ходынка/ был испытан ряд самолётов русской конструкции», среди них был упомянут и АНТ-1 А.Н. Туполева.

Награды и почести

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).
  • Восемь орденов Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)
  • Орден Октябрьской революции (1971 г.)
  • Дважды орден Трудового Красного Знамени (1927, 1933).
  • Орден Красной Звезды (1933)
  • Орден «Знак Почета» (1936 г.)
  • Орден Суворова 2 степени (1944 г.)
  • Орден Отечественной войны I степени (1943).
  • Ленинская премия (1957).
  • Сталинская премия (1943, 1948, 1949, 1952).
  • Государственная премия СССР (1972).
  • Орден Георгия Димитрова (Народная Республика Болгария, 1964 г.)
  • Лауреат Академии наук СССР имени Жуковского (1958).
  • Золотая медаль авиации FAI (1958 г.)
  • Премия Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основателей Air France (1971 г.)
  • Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971)
  • Почетный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковского Московской области (1968).
  • Введенный в Международный Зал Air & Space славы на Air & Space Museum Сан — Диего в 1988 году.

↑ Профессиональная деятельность Туполева А.Н.

Профессиональная деятельность А.Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком ещё со времён учёбы в училище, он начал работу в российском расчётном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А.Туполев был начальником авиационного отдела, а после смерти Н.Жуковского в 1921 году – заместителем директора Сергея Чаплыгина. Все это время до 1936 года А.Туполев проводил опыты с дюралем в самолётостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А.Туполев смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолёта, чем используемое железо и дерево. В 1936 году А.Туполев руководил делегацией, которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для авиапромышленности.

Первый самолет Туполева — одноместный опытный спортивный АНТ-1.

Первый самолет А. Н. Туполева АНТ-1

Он стал первой крылатой машиной ОКБ Туполева. Проектированием занимался сам Андрей Николаевич Туполев. При постройке самолета в основном применялось дерево, но применялись и нововведения, в конструкции АНТ-1 впервые применен легкий и прочный материал кольчугалюминий. Интересно то, что аэроплан собирался в бывшем особняке меховщика Михайлова. После окончания сборки, летательный аппарат на руках отнесли к месту испытаний – Кадетский плац, с которого 21 октября 1923г. он совершил первый взлет. Все последующие полеты проводились уже на аэродроме. Всего построено две единицы и пролетали они до середины 1930-х.

Награды и почести

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).
  • Восемь орденов Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)
  • Орден Октябрьской революции (1971 г.)
  • Дважды орден Трудового Красного Знамени (1927, 1933).
  • Орден Красной Звезды (1933)
  • Орден «Знак Почета» (1936 г.)
  • Орден Суворова 2 степени (1944 г.)
  • Орден Отечественной войны I степени (1943).
  • Ленинская премия (1957).
  • Сталинская премия (1943, 1948, 1949, 1952).
  • Государственная премия СССР (1972).
  • Орден Георгия Димитрова (Народная Республика Болгария, 1964 г.)
  • Лауреат Академии наук СССР имени Жуковского (1958).
  • Золотая медаль авиации FAI (1958 г.)
  • Премия Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основателей Air France (1971 г.)
  • Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971)
  • Почетный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковского Московской области (1968).
  • Введенный в Международный Зал Air & Space славы на Air & Space Museum Сан — Диего в 1988 году.

Мечта взлететь в небо

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово в дворянской семье. Свое дворянское происхождение он тщательно скрывал на протяжении многих лет. Его отец был выходцем из сибирских казаков и работал нотариусом. Мать была из семьи судебного следователя. Андрей был шестым ребенком в семье, поэтому предоставленный сам себе часто мастерил игрушки. Еще в школе мальчишка стал продавать сделанные им деревянные кораблики, чтоб накопить на поездку по России.

Знаменитый конструктор

Андрей обучался в Тверской гимназии, где серьезно увлекся точными науками и техникой. В 1908 году Туполев успешно сдал экзамены и прошел сразу в два института, но в итоге выбрал Императорское Московское техническое училище. Во время обучения в училище его сердце покорила аэродинамика. Он даже вступил в специальный воздухоплавательный кружок, в котором проявил необычайные способности и в скором времени стал любимым учеником учителя.  На этом кружке он соорудил свой первый планер и сообщил, что совершит на нем полет над Лифортовским парком. Собралось множество народу, репортеры фотографы. Человек, что разгонял планер, побежал и Туполев взлетел. После этого небо запало в его душу на всю жизнь.

А вы видели самолеты Туполева в живую?

ДАНЕТ

В 1911 году Туполев прервал свою успешную учебу и начал участвовать в студенческих волнениях. Он раздавал анимационные листовки, за что был задержан и отправлен в свое родное село под просмотр полиции. Только в 1918 году перед началом Первой мировой войны он смог вернуться в Москву и продолжил свое обучение в училище.

Серьезная конструктивная деятельность Туполева берет начало с 1920-х годов. Его первым легким самолетом стал АНТ-1 смешанной конструкции. В 1924 году Андрей создал первый цельнометаллический самолет АНТ-2, который был сооружен из кольчугоалюминия. Чтоб получить необходимый материал, Туполев специально поехал в плавильню и лично руководил процессом плавки.  На тот момент, помимо самого Туполева, в конструировании самолета участвовало всего 12 человек.

Также под руководством Туполева был построен первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3. Именно на этом самолете на протяжении трех дней смогли облететь множество европейских столиц. Этот полет стал легендарным.

С моделью самолета в руках

В 1929 году благодаря работе Туполева была достигнута новая вершина. Самолет АНТ-4 без посадок смог пересечь Тихий океан и приземлился в Америке. Самолет смог пролететь 21242 км и стал отличным доказательством того, что осуществление беспосадочных перелетов возможно. Это повторно доказали долгие перелеты в 1937 году на АНТ-25.

В преддверии большой войны

В середине тридцатых в мире запахло войной, и Туполев возвращается к созданию боевых самолётов. В январе 1934 года от военных было получено задание на разработку скоростного бомбардировщика, и Туполев поручает эту работу бригаде Архангельского, а уже 7 октября 1934 года самолёт АНТ-40(СБ) был поднят в воздух.

Новый самолёт вобрал в себя последние достижения в области аэродинамики, двигателестроения и материаловедения. В испытательных полётах СБ (скоростной бомбардировщик) продемонстрировал выдающиеся характеристики в скорости полёта. Сложилась парадоксальная ситуация — ни один истребитель в мире не мог догнать в воздухе этот самолёт. Свои боевые качества СБ подтвердил в Испании и Китае, где вылетал на боевые задания без сопровождения истребителей. Во второй половине 30-х годов и начальный период Великой Отечественной войны СБ был основным фронтовым бомбардировщиком ВВС. В серии было изготовлено 6656 машин.

АНТ-42 — ТБ-7 — Пе-8:

В 1934 года ВВС разработали технические требования на тяжёлый бомбардировщик, который должен был прийти на смену ТБ-3. Работа над проектом самолёта АНТ-42 была поручена бригаде В.М. Петлякова ОКБ Туполева. Это был очередной этапный туполевский самолёт, ставший родоначальником высотных дальних тяжёлых бомбардировщиков — «летающих крепостей».

Четыре двигателя АМ-34 с системой наддува позволяли развивать на высоте 8000 метров скорость, недоступную для истребителей того времени. Для создания этого самолёта были привлечены лучшие заводы и специалисты страны, разработавшие современное оборудование и приборы.

27 декабря 1936 года шеф-пилот ЦАГИ М.М. Громов совершил на АНТ-42 (ТБ-7) первый полёт. Характеристики бомбардировщика произвели высокое впечатление на военных — они превосходили на начальном этапе даже американский четырехмоторный Боинг Б-17, который испытывался параллельно по времени с ТБ-7. Поэтому, не дожидаясь окончания испытаний, было принято решение запускать самолёт в серию. В это время был арестован Туполев, а вслед за ним и Петляков. Внедрение в серию ТБ-7 (с 1942 года — Пе-8) резко замедлилось, неоднократно ставился вопрос о снятии его с производства. К началу войны удалось изготовить всего около 30, так нужных для страны, современных тяжёлых бомбардировщиков, а всего их было выпущено 93. Оставшиеся после войны машины были переданы в ГВФ, где они использовались для транспортных перевозок.

Спустя годы и смерть

После отстранения Хрущева от должности в конце 1964 года и прихода к власти Леонида Брежнева стареющий Туполев постепенно уступил позиции в центрах советской власти своим конкурентам в авиастроении. Престижная программа Ту-144 пользовалась поддержкой на высшем уровне до 1973 года, как и важный авиалайнер Ту-154 , но привилегированное положение, которым конструкторское бюро Туполева пользовалось благодаря личным политическим связям Туполева, в значительной степени затмилось компанией по производству и проектированию самолетов Ильюшина . Современникам Туполев был известен как остроумный, но грубый мастер непристойной лексики, неизменно и энергично настаивавший на быстрых и адекватных технических решениях в ущерб схоластическим идеальным решениям. Отличительной чертой Туполева было очень быстрое принятие самолета на вооружение, после чего начался зачастую нескончаемый процесс исправления недостатков «быстрой и грязной» первоначальной конструкции. Своим конкурентам среди советского авиаконструктора он был известен прежде всего как политически проницательный; хитрый и беспощадный соперник.

Туполев скончался 23 декабря 1972 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мемориалы

Различные улицы в городах Восточного блока были названы в честь Туполева, а также Туполевлан , улица в промышленной зоне Схипхол-Рейк в Харлеммермере, рядом с аэропортом Амстердама Схипхол .

В 1973 году Казанскому авиационному институту было присвоено имя Туполева, и памятник ему был установлен в Казани на городской площади на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева. В 1979 году бюст Туполева установили на городской площади в Кимрах, недалеко от его уже не существующего места рождения Пустомазово. Другой памятник Туполев был возведен в сметном местоположении Pustomazovo в современном Устиновы, к северу от г. Кимр в Кимрском районе , Тверская область . Местная средняя школа в Устиново была переименована после того, как Туполев и была установлена мемориальная доска. В 1988 году в Советском Союзе была выпущена почтовая марка, посвященная Туполеву. 1979 биографический фильм Поэма о kryl’yakh (Поэма о крыльях) режиссера Храбровицкий о жизни и творчестве А. Н. Туполева и Игоря Сикорского , на российско-американского пионера авиации. Проспект Туполева, главный проспект в Авиационный мкр из Домодедово , расположенного рядом с аэропортом Домодедово , был назван в честь Туполева. На боковой стороне жилого дома по проспекту Туполева, 20 расписан мемориальный мурал Туполева. В 2018 году международный аэропорт Внуково в Москве был официально переименован в международный аэропорт Внуково имени Андрея Туполева.

Историческое значение

Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и её экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолётостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим создал перспективное направление развития мирового самолётостроения. Туполев и его коллектив в 1920-х годах создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолётов как военного, так и гражданского назначения. На самолётах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолёт Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолётов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолёты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии

Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолётов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством самолётов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолётов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолёты «Правда», «Максим Горький», «Родина».

Благодаря Туполеву спроектировано более 100 типов самолётов, 70 из которых были поставлены на серийное производство. Самолёты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран.

Огромные пассажирские самолеты

В 1930-е годы фурор произвели пассажирские самолеты Туполев АНТ-9 и Туполев АНТ-20 Максим Горький. В 1934 году восьмимоторный АНТ-20 был самым большим и тяжелым наземным самолетом в мире. Его роскошная обстановка включала кинотеатр, фотолабораторию, печатный станок и несколько офисов. Кроме того, можно было перевезти до 72 пассажиров.Туполев АНТ-25 также прославился и привлек международное внимание своими захватывающими дальними полетами: его запуск 18 июня 1937 года прославился перелетом через полюс в Портленд, где он приземлился двумя днями позже, пролетев 9130 км. В 1937 году последовал еще один перелет протяженностью 10 148 км из Москвы через Сибирь, Северный полюс, Ванкувер в Сан-Хасинто в Калифорнии

АНТ-25

В 1920–30-х годах в авиационном мире развернулась «борьба за рекорды». Не остался в стороне от этой «лихорадки» и Советский Союз. В 1931 году Туполеву было выдано задание на разработку рекордного самолёта для сверхдальнего беспосадочного полёта.

АНТ-25 в Калифорнии:

Проектом рекордного АНТ-25 занималась бригада Сухого. На самолёте стоял двигатель М-34, размах крыла достигал 34 метра. 22 июня 1933 года самолёт был поднят в воздух. Первые же испытательные полёты на дальность принесли успех: в сентябре 1934 года Громов установил рекорд дальности, пролетев 12 411 км. Было решено готовиться к полёту по маршруту Москва — Северный полюс — США, и штурм начался.

3 августа 1935 года экипаж С.А. Леваневского (Громов болел) стартовал в Америку, но над Баренцевым морем обнаружился выброс масла и Леваневский повернул назад. Для выяснения границ надежности самолёта был выбран сложный маршруту: Москва — остров Виктора (Шпицберген) — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — бухта Тикси — Петропавловск-Камчатский далее, если все будет в порядке, на Николаевск-на-Амуре. Экипаж В.П. Чкалова проходит дистанцию без замечаний, машина вела себя безукоризненно.

18 июня 1937 года экипаж Чкалова ушел в исторический полёт в Америку, и через 63 часа 25 минут, преодолев около 9 130 км, приземлился на аэродроме Ванкувера в США. Через три недели экипаж Громова на втором АНТ-25 подтвердил непревзойденные качества самолёта, пролетел 10 148 км и приземлился в Сан-Джасинто (США). Америка и весь мир пребывали в шоке.

Наследие

Сын Туполева, Алексей Андреевич, бывал дома еще меньше отца. «Я застал времена, когда рабочие совещания руководства начинались только в девять вечера. Возвращался из института часов в семь, по два-три часа работал над дипломной работой, и только после десяти вечера приходил к своему руководителю проекта Глебу Васильевичу Махоткину», — рассказывает внук Андрей Алексеевич.

Фото: ТАСС

Алексей и Андрей Туполевы

ПАО «Туполев»

Люди трудились так годами, суббота была обычным рабочим днем. После совещаний расходились ближе к 12 ночи, а по воскресеньям руководящий состав обыкновенно ездил в баню. Это тоже был, можно сказать, ритуал — в непринужденной обстановке обсуждались проекты, «выбивались» и лоббировались различные заказы.

Конструкторскую профессиональную среду того времени отличала необыкновенная сплоченность, крепкие дружеские связи с военными и чиновниками разных рангов, отмечает Туполев. Летом главы конструкторских бюро играли в теннис, зимой катались на коньках и лыжах. Все друг друга знали, постоянно общались. А главное, совершенно по-другому решали все вопросы.

«Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения», — рассказывает Андрей Туполев.

Фото: ТАСС

Летчик-испытатель Михаил Громов, авиаконструктор Андрей Туполев, генерал-полковник авиации Георгий Байдуков и генерал-лейтенант авиации Александр Беляков

Владимир Лагранж/ТАСС

В те времена во главе всех научных организаций стояли очень сильные, особенно в техническом отношении, руководители, которые не боялись спорить не только со своими коллегами, но и с вышестоящим руководством. «Тогда их слышали», — признает внук Туполева.

Сравнивая проекты, которые воплощал в жизнь его дед, с принципами работы современных мировых конструкторских бюро, Андрей Туполев уточняет, что сейчас в гражданской авиации понятие «национальный» самолет потеряло актуальность, так как давно наблюдается унификация по оборудованию, материалам, технологии сборки. «Пришло время международных коопераций: крылья собираются в Японии, двигатели в Германии, в Британии, во Франции, складов нет вообще. Со всего мира привозят запчасти, вплоть до гаек, и дальше роботы все это подвозят. На пунктах сборки находятся два-три человека, которые контролируют весь процесс», — рассказывает Туполев.

Кроме того, в современном мире самолеты собирают методом конвейерной сборки, как у Генри Форда. Огромные машины движутся по цехам, идет стыковка блоков фюзеляжа и их отладка. Все это сильно удешевляет процесс и одновременно позволяет отобрать лучших производителей комплектующих, поясняет Андрей Туполев.

Сложно сказать, понравилась бы деду идея слияния технологий и стирания границ. Но он как-то спокойно к этому относился, ведь сам часто ездил в Америку, во Францию, Германию. В 1990-е годы мне приходилось встречать в той же Германии людей, которые его помнили. Он дружил и с Хенкелем, и с Мессершмидтом. Ему, правда, потом это все припомнили… Бывал он и в КБ Сикорского в Соединенных Штатах

Фото: ТАСС

Андрей Туполев в США

ПАО «Туполев»

Современный гражданский самолет должен быть безотказным, комфортным, с практически стопроцентной гарантией вылета, отмечает собеседник агентства. На современных самолетах стоят системы реагирования на сдвиги ветра, что позволяет им избежать неприятной болтанки. Новая технологическая революция в мире идет уже вовсю. Это уже  следующее поколение воздушных судов. Они почти что наполовину электрические, с совершенно другими условиями комфорта, системами безопасности и адаптирования к условиям окружающей среды», — рассказывает Туполев.

Сверхгиганты

АНТ-14:

Отдельную страницу в биографии Туполева играют, созданные под его руководством к середине тридцатых, «сверхгиганты» — АНТ-14, АНТ-16 (ТБ-4) и АНТ-20 «Максим Горький». В 1929 году было принято решение построить для гражданской авиации большой самолёт, способный работать на линии Москва–Владивосток. Для ускорения процесса разработки и изготовления опытного образца, пятимоторный АНТ-14 был создан на базе конструкции бомбардировщика ТБ-3. Самолёт был построен в единственном экземпляре, хорошо и долго летал в агитационной эскадрилье имени М. Горького.Далее последовал шестимоторный гигант АНТ-16 (ТБ-4), совершивший свой первый полёт 3 июля 1933 года. Четыре двигателя этого корабля располагались по размаху крыла, и два — в тандемной паре над центропланом. Наличие тандемной двигательной установки диктовалось отсутствием в стране серийных двигателей необходимой мощности. М.М. Громов так охарактеризовал этот самолёт: «Взлёт — прост, тенденций к развороту нет. Разбег короток. При наборе высоты самолёт устойчив и набирает высоту хорошо. При полёте устойчив и прост в управлении. При планировании устойчив и переустановка стабилизатора почти не требуется. Посадка — очень простая, заворотов при пробеге почти не чувствуется».

АНТ-20: самый большой в мире:

В 1932 году отмечался сорокалетний юбилей литературной деятельности Максима Горького. По этому случаю редактор журнала «Огонек» Михаил Кольцов выдвинул мысль построить гигантский воздушный корабль. В стране был объявлен сбор средств на реализацию этой идеи, а постройка этого самолёта была поручена Туполеву. В течение 14 месяцев восьмимоторный исполин АНТ-20 «Максим Горький» был построен. Шесть двигателей были расположены в крыле и два — в тандеме. 17 июля 1934 года Громов, к восторгу всех присутствующих на аэродроме, оторвал машину от земли и легко ушёл в первый полёт. Он писал позже: «Изумительная машина. Она исключительна по своим лётным качествам, по своей аэродинамике, безукоризненное рулевое управление, моторное, тормозное хозяйство, стабилизатор, которым, впрочем, почти не приходилось пользоваться. Управляется величайший в мире самолёт удобно, просто».

Самолёт много летал в составе агитационной эскадрильи. В одном из показательных полётов лётчик Благин, летевший в сопровождении на истребителе И-5, решил крутануть «петлю» вокруг крыла АНТ-20. «Петля» не удалась, истребитель врезался в крыло «Максима Горького», и два самолёта рухнули на землю… Был построен ещё один АНТ-20, уже без тандемной установки, который прослужил в Аэрофлоте до 1941 года.

Первый пассажирский

К концу двадцатых годов военная тематика стала доминирующей в проектах АГОС Туполева. И здесь совершенно неожиданно на коллегии ЦАГИ прозвучало предложение начальника ВВС РККА Я.И. Алксниса о создании пассажирской машины. Наработанный опыт и найденные в процессе разработок военных самолётов конструктивные решения, позволили коллективу Туполева в кратчайшие сроки решить эту задачу.

В конструкции пассажирского самолёта АНТ-9 были использованы технические наработки разведчика Р-6 (АНТ-7), размерность планера которого была близкой к требуемой. В мае 1929 года самолёт был впервые поднят в воздух. Испытания прошли успешно, и вскоре АНТ-9 был запущен в производство в двух вариантах — трёхмоторном, которых было выпущено 66 машин, и двухмоторном — около 60 машин. На пассажирских линиях самолёт получил обозначение ПС-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector