Туполев ту-142 — tupolev tu-142

Конструкция Ту-142

Фюзеляж имеет круглое поперечное сечение, работающую обшивку, набор стрингеров и шпангоутов. С технологической точки зрения фюзеляж включал в себя носовую часть (до шпангоута №1), переднюю герметичную кабину (шп. №1-13), среднюю часть фюзеляжа (шп. №13а-49), хвостовую часть фюзеляжа (шп. №50-87), заднюю гермокабину (шп. №87-93).

Передняя герметическая кабина – двухэтажная. Верхняя часть отводилась для экипажа и значительной части оборудования, нижняя была разбита на 3 технических отсека.

Среднюю часть фюзеляжа заняли два отсека вооружения, в которых находились средства для поиска и поражения целей (радиобуи, взрывные источники воздуха, торпеды, ракеты, мины, бомбы, прочее вооружение). Топливный бак находится под вторым отсеком вооружения.

Заднюю гермокабину оснастили пушечными установками с парой пушек ГШ-23 и АМ-23. В верхней части − отсек оборудования РЛС «Криптон».

Крыло Ту-124 кессонного типа. Компоновка центроплана выполнена как единое целое с фюзеляжем. Внутренние части консолей крыла заняли герметичные топливные баки.

Средствами механизации крыла выступают двухщелевые закрылки, которые снабжены электроприводом МПЗ-12М.

Управление по крену выполняется посредством классических элеронов. К правому элерону прикрепили триммер-флеттнер.

Хвостовое оперение кессонного типа однокилевое. Переставной стабилизатор складывается из двух частей, которые состыкуются по оси самолета, и переставляется при задействовании электропривода МУС-3. Рули направления и высоты имеют частичную осевую аэродинамическую и весовую компенсацию. Части рулей высоты соединяет карданный вал. К правому рулю высоты прикреплен триммер-флеттнер, к левому – только флеттнер.

Шасси самолета – сложная конструкция из 12 колес на каждой стойке, в составе которой многодисковые гидравлические тормоза. В дальнейшем шасси было упрощено, опоры стали ставить четырехколесные, такие как на Ту-95.

Шасси Ту-142 трехопорное, имеет носовую опору. Уборка стоек выполняется в гондолы шасси, путем задействования электромеханизмов МПШ-18МТ.

Выпуск передней стойки выполняется за счет гидросистемы, а в аварийной обстановке может производиться с помощью пневмосистемы.

Ту-142 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Официально разработка предназначенного для ведения ПЛО самолета на базе машины Ту-95 началась в 1963 г. В основе самолета Ту-142 лежит планер Ту-95РТ, оснащенный системами поиска, сопровождения и уничтожения подводных целей. На новом самолете была установлена обладающая высокой точностью определения координат сложная навигационная аппаратура как часть системы расчета данных для наведения оружия. Прежние по пытки КБ Туполева создать противолодочный самолет на базе машины Ту-95ПЛО, предложенный в начале 1960-х гг. окончились неудачей только из-за отсутствия такой мощной системы обнаружения.

Тактико-технические характеристики Ту-142 МЗ

– Главный конструктор: Туполев
– Первый полёт: 18 июня 1968 года
– Начало эксплуатации: 15 ноября 1972 года
– Годы производства: 1968 — 1994
– Единиц произведено: ~ 100

Экипаж Ту-142

– 10 человек (командир, помощник командира, штурман корабля, штурман-навигатор, штурман-оператор, бортовой инженер, оператор бортовых средств связи, оператор РГП № 1, оператор РГП № 2, оператор кормовой огневой установки КОУ)

Размеры Ту-142

– Размах крыла: 50,2 м
– Длина: 51,55 м
– Высота: 14,7 м
– Площадь крыла: 289,9 м²

Вес Ту-142

– Масса пустого самолёта: 93 891 кг
– Масса максимальная взлётная: 185 т
– Масса максимальная полётная (после дозаправки в воздухе): 187 т
– Масса масса топлива: 83,9 т

Двигатель Ту-142

– Тип двигателя: турбовинтовой, с соосными винтами противоположного вращения АВ-60К
– Модель: «НК-12МП»
– Мощность: 4×11,19 МВт / 4×15 тыс. л. с.

Скорость Ту-142

– Максимальная скорость на высоте: 855 км/ч
– Крейсерская скорость: 720 км/ч

Скорость взлета Ту-142

– 300 км/ч

Посадочная скорость Ту-142

– 270 км/ч

Практический потолок Ту-142

– 13 500 м

Боевой радиус 5200 кмДлина разбега: 2300 мЭксплуатационная перегрузка: 2,5 G

Вооружение Ту-142

– Средства поиска — радиогидробуи системы «Беркут» — РГБ-1, РГБ-2 (Ту-142 и Ту-142МЗ); радиогидробуи системы «Коршун» (Ту-142М и Ту-142МЗ) — РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более совершенный аналог 25-го), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук.

– Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): одиночный МГАБ-ОЗ, ленточный МГАБ-ЛЗ и спиральный МГАБ-СЗ.

– Средства поражения — торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3 и Х-35.

– Противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ.

– Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.

– Спасательные контейнеры типа КАС.

– Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек ЛТЦ и полуволновых диполей ДО.

↑ Конструктивные особенности Ту 142

ДПЛС Созданный Ту-142, самолет дальней противолодочной системы, представляет четырех турбовинтовой моноплан, который имеет:

  • крыло среднего расположения;
  • однокилевое хвостовое оперение, в котором кили работают в струе воздушного потока, создаваемого винтами;
  • трехопорное шасси с управляемыми передними колесами, улучшающих путевое управление и устойчивость разбеге и пробеге;
  • фюзеляж типа монокок, балочно-обшивочный, обустроенный стрингерами продольного элемента набора, шпангоутами поперечного набора.

К фюзеляжу с работающей обшивкой монтируются остальные элементы воздушного судна:

  • кабины экипажа в передней и задней конструкции фюзеляжа;
  • кормовая пушечная установка; штанга дозаправки топливом в полете судна, расположена в передней части фюзеляжа судна;
  • люк аварийной эвакуации экипажа в нише правой ноги шасси;
  • два грузовых отсека в нижней части корпуса самолета.

ППС «Беркут» установлен на новом воздушном противолодочном корабле с некоторыми доработками, которые были необходимы, применительно к конструкции судна.

противолодочный самолет Ту-142 фото

Комплектация приборов практически не претерпела изменений. Была заменена модель универсальной цифровой вычислительной синхронной машины ЦВМ-264 на ЦВМ-263. Для этого пришлось изменить некоторые программы и значения констант в запоминающем устройстве.

Конструкторы исключили из программы функции, не участвующие в решении поставленных задач, но была оборудована автоматическая навигационная система АНП-3В, облегчающая работу летного состава, особенно в процессе слежения за подводными лодками.

Ссылки [ править ]

Цитаты

  1. ^ , стр. 488.
  2. ^ , стр. 164.
  3. . Bharat-rakshak.com . Проверено 26 сентября 2011 года .
  4. , стр. 35, 57.
  5. , стр. 57-58.
  6. ^ , стр. 41.
  7. ^ , стр. 42.
  8. , стр. 42, 67.
  9. ^ , стр. 53.
  10. , pp. 42–43.
  11. ^ , стр. 44.
  12. , pp. 44–45.
  13. , p. 45.
  14. ^ , стр. 46.
  15. ^ , стр. 55.
  16. ^ , стр. 47.
  17. , pp. 48–49.
  18. , p. 49.
  19. ^ , стр. 58.
  20. ^ , стр. 489.
  21. ^ , стр. 53.
  22. ^ , стр. 62
  23. , стр. 63.
  24. ^ , стр. 54.
  25. , pp. 55, 57–58.
  26. , стр. 54.
  27. ^ , стр. 163.
  28. . Международный рейс . 7 мая 1983 г. с. 1,256 . Проверено 23 сентября 2011 года .
  29. . Airliners.net . Проверено 23 сентября 2011 года .
  30. ^ . Украинская правда . 26 июля 2004 . Проверено 26 сентября 2011 года .
  31. ^ , стр. 64.
  32. ^ . ВМС Индии . Архивировано из 13 января 2012 года . Проверено 23 сентября 2011 года .
  33. Хойл, Крейг (21 сентября 2011 г.). . Международный рейс . Проверено 28 сентября 2011 года .
  34. Gulati, Нихилу (31 марта 2011). . The Wall Street Journal . Проверено 16 октября 2011 года .
  35. — Flightglobal.com, 10 марта 2017 г.
  36. . The Economic Times . Проверено 29 марта 2017 .
  37. ^ , стр. 5.
  38. , стр. 47, 49–51.
  39. , p. 51.
  40. , pp. 56–57.
  41. . navyrecognition.com . 21 ноября 2018 . Проверено 17 декабря 2018 года .
  42. . navyrecognition.com . 27 августа 2018 . Проверено 17 декабря 2018 года .
  43. . ww2.dk . Проверено 20 января 2019 .
  44. . ww2.dk . Проверено 20 января 2019 .
  45. . hindustantimes.com . 30 марта 2017 . Проверено 20 января 2019 .
  46. . Бюро информации для печати (пресс-релиз). 29 марта 2017 . Проверено 29 марта 2017 года .
  47. . zeenews.india.com . 7 марта 2017 . Проверено 8 марта 2017 года .
  48. . ВМС Индии . Проверено 20 января 2019 .
  49. . BBC News . 7 ноября 2009 . Проверено 23 сентября 2011 года .
  50. . РИА Новости . 7 ноября 2009 . Проверено 23 сентября 2011 года .
  51. . РИА Новости . 11 ноября 2009 . Проверено 23 сентября 2011 года .
  52. . РИА Новости . 16 декабря 2009 года Архивировано из 11 августа 2013 года . Проверено 23 сентября 2011 года .
  53. , p. 426.
  54. Ледникер, Дэвид. . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 года .

Библиография

  • Дональд, Дэвид; Лейк, Джон (2000). Энциклопедия мировой военной авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 0-7607-2208-0.
  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современной военной авиации . Лондон: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9.
  • Фридман, Норман (2006). Руководство военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-262-9.
  • Гордон, Ефим (2005). Туполев Ту-95 / -142 . Северное отделение, Миннесота: Специальная пресса. ISBN 978-1-932525-00-7.
  • Гордон, Ефим; Дэвисон, Питер (2006). Туполев Ту-95 Медведь . Warbird Tech. 43 . Северное отделение, Миннесота: Специальная пресса. ISBN 978-1-58007-102-4.
  • Гордон, Ефим; Миллер, Джей; Ригмант, Владимир (1998). Туполев Ту-95 / -142 «Медведь»: российский тяжелый бомбардировщик межконтинентальной дальности . Аэрофакс. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-046-3.
  • Спинарди, Грэм (1994). От Полярной звезды до Трайдента: развитие технологии баллистических ракет флота США . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-41357-2.

Варианты [ править ]

12-колесная ходовая часть ранних самолетов Ту-142 Куйбышевского авиационного завода (2011 г.)

Ту-142
Удлиненный Ту-95 с удаленным большим количеством защитного вооружения и включением противолодочных систем. Двенадцать самолетов изначально имели 12-колесные тележки главной ходовой части. Шесть более поздних самолетов имели четырехколесные тележки. Построен Куйбышевским авиационным заводом .
Ту-142М
30-сантиметровая растяжка передней части фюзеляжа, измененная кабина экипажа и двухосные тележки основной ходовой части. Построен в Таганроге.
Ту-142МК
Значительно улучшенный вариант с новой РЛС Коршун , авионикой и противолодочным оборудованием. 43 Ту-142МК построил Таганрог.
Ту-142МК-Э
Восемь Ту-142МК пониженной модификации закуплены ВВС Индии. E означает «экспорт».
Ту-142МЗ
Последний серийный вариант «Медведя Ф» с новыми двигателями НК-12МП и новым комплектом авионики. От других Ту-142 можно отличить по обтекателям подбородка. Построен в Таганроге.
Ту-142МЗ-К
Предлагаемый коммерческий грузовой вариант Ту-142МЗ ( К — «коммерческий») с удаленной противолодочной авиацией. Также получил обозначение Ту-142МЗ-С .
Ту-142МП
Доработанный одноместный Ту-142М использовался в качестве испытательного стенда авионики.
Ту-142МР
Модифицированные Ту-142МК, построенные как самолет-ретранслятор подводных лодок. Имеет отличительные внешние обтекатели и компоненты. Кодовое название НАТО «Медведь J».
Ту-142ЛЛ
Два переделанных ранее Ту-142 использовались для испытаний ТРДД. Убрано противолодочное оборудование.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме .
  • на GlobalSecurity.org
  • в Airwar.ru (на русском языке )
vтеСамолет Туполева
Гражданское лицо
  • Ту-104
  • Ту-114
  • Ту-116
  • Ту-124
  • Ту-134
  • Ту-144
  • Ту-154
  • Ту-164
  • Ту-204
  • Ту-214
  • Ту-334
  • Ту-354
Военный
  • Ту-2
  • Ту-4
  • Ту-10
  • Ту-14
  • Ту-16
  • Ту-20 / Ту-95
  • Ту-22
  • Ту-22М / Ту-26
  • Ту-28 / Ту-128
  • Ту-81
  • Ту-126
  • Ту-160
Беспилотный
  • Ту-121С
  • Ту-123
  • Ту-139
  • Ту-130
  • Ту-141
  • Ту-143
Экспериментальный
  • Ту-1
  • Ту-6
  • Ту-8
  • Ту-12
  • Ту-18
  • Ту-70
  • Ту-72
  • Ту-75
  • Ту-77
  • Ту-79
  • Ту-80
  • Ту-82
  • Ту-85
  • Ту-91
  • Ту-94
  • Ту-95ЛАЛ
  • Ту-96
  • Ту-98
  • Ту-105
  • Ту-107
  • Ту-110
  • Ту-155
  • Ту-206
Предложено, отменено
  • АНТ-17 / ТШ-1
  • АНТ-18
  • АНТ-26 / ТБ-6
  • АНТ-28
  • АНТ-30 / СК-1
  • АНТ-53
  • Ту-72 (И)
  • Ту-72 (II)
  • ’73’
  • ’74’
  • ’78’
  • ’79’
  • ’86’
  • ’90’
  • ’93’
  • ‘101’
  • ‘102’
  • Ту-115
  • Ту-117
  • Ту-118
  • Ту-119
  • Ту-125
  • Ту-127
  • Ту-135
  • Ту-138
  • Ту-148
  • Ту-156
  • Ту-161
  • Ту-174
  • Ту-194
  • Ту-206
  • Ту-216
  • Ту-244
  • Ту-300
  • Ту-304
  • Ту-324
  • Ту-330
  • Ту-334
  • Ту-338
  • Ту-344
  • Ту-360
  • Ту-404
  • Ту-414
  • Ту-336
  • Ту-444
  • Ту-2000
  • Фрегат Ecojet
  • ПАК ДА
  • Ворон
Ранний период
  • АНТ-1
  • АНТ-2
  • АНТ-3 / Р-3
  • АНТ-4 / ТБ-1
  • АНТ-5 / И-4
  • АНТ-6 / ТБ-3
  • АНТ-7 / Р-6 / КР-6 / МР-6
  • АНТ-8 / МДР-2
  • АНТ-9 / ПС-9
  • АНТ-10 / Р-7
  • АНТ-12 / И-5
  • АНТ-13 / И-8
  • АНТ-14
  • АНТ-16 / ТБ-4
  • АНТ-20 / ПС-124
  • АНТ-21 / МИ-3
  • АНТ-22 / МК-1
  • АНТ-23 / И-12
  • АНТ-25 / РД
  • АНТ-27 / МДР-4 / МТБ-1
  • АНТ-29 / ДИП-1
  • АНТ-31 / И-14
  • АНТ-35 / ПС-35
  • АНТ-36 / ДБ-1
  • АНТ-37 / ДБ-2
  • АНТ-40 / СБ / ПС-40 / ПС-41
  • АНТ-41 / Т-1 / ЛК-1
  • АНТ-42 / ТБ-7 / Пе-8
  • АНТ-43
  • АНТ-44 / МТБ-2
  • АНТ-46 / ДИ-8
  • АНТ-51 / ББ-1 / Су-2
  • АНТ-58 / ФБ / Ту-2

Производство Ту-142

Исходя из внешней схожести Ту-142 и Ту-95РЦ, серийное производство развернули на авиазаводе №18 в г. Куйбышеве. Мощность завода в 1972 г. позволила выпустить 12 новых противолодочных самолетов. А если взять в целом, то этот завод предоставил ВМФ 18 Ту-142, включая три первых опытных машины. В ходе производственного процесса делались доработки, и вторая партия, которая на заводе №18 была представлена тремя самолетами, существенно отличалась от первой серии.

В 1973 г. изготовление Ту-142 было перенесено в г. Таганрог на авиазавод №86. Конструкторы этого предприятия тоже модернизировали конструкцию. В частности заменили опоры шасси с 12-колесных на стандартные 4-колесные от Ту-95, усовершенствовали кабину экипажа и провели еще некоторые работы по модернизации. Название самолета осталось прежним – Ту-142, но техническая документация сопутствовалась именованием изделия «ВПМ» — модернизированный «ВП».

Как оказалось, Таганрогский завод не был приспособлен к производству самолетов такого класса. Пришлось достраивать новые цеха и новую большую ВПП. Как результат, первая постройка Ту-142 на заводе №86 завершена только в 1975 г. Последняя модель Ту142М3 выпущена в 1994 г. За период серийного производства на Куйбышевском и Таганрогском заводах было построено около сотни самолетов Ту-142 различных модификаций.

Отличительные характеристики

Если рассматривать отличия самолетов Ту-142 и Ту-95, то их не так уж и много. Ведь противолодочная модель, основная цель которой производить воздушный поиск подводных ракетоносцев противника, была создана именно на базе Ту-95. Однако основное отличие между рассматриваемыми моделями все же имеется – противолодочный самолет Ту-142 был оснащен совершенно новым крылом.

Разумеется, авиаконструкторы улучшили и технические характеристики обновленной модели. После проведения нескольких модернизаций патрульно-поисковая военно-воздушная машина Ту-142 предстала перед глазами общественности с такими характеристиками:

  • 190 тонн составляет максимальный взлетный вес;
  • 737 км/ч ­­­— крейсерский скоростной режим;
  • от 12 до 13 км варьирует диапазон практического потолка;
  • 5200 км составляет боевой радиус действий в самых последних модификация.

Количество членов экипажа может варьироваться от 9 до 10 человек, в зависимости от версии воздушного транспорта. Стоит отметить, что в состав экипажа Ту 142 кроме командира, второго пилота и штурмана входит бортинженер и операторы, контролирующие процесс поисково-разведывательных работ.

Принцип работы бортового противолодочного оборудования основывалось на нескольких этапах:

  • с самолета, согласно ранее разработанной схеме, в океанские воды сбрасывались специальные буи;
  • полученная с гидроакустических буев информация считывалась бортовым вычислительным оборудованием;
  • полученные координаты, выведенные на монитор, указывали на месторасположение вражеского подводного судна.

Сведения экипаж самолета передавал внешним ударным силам или же, согласно поступившему приказу, военно-воздушная техника самостоятельно открывала огонь на поражение, принимая во внимание полученные координаты. Подводя итог, можно отметить несколько отличий самолетов Ту-142 и Ту-95:. Подводя итог, можно отметить несколько отличий самолетов Ту-142 и Ту-95:

Подводя итог, можно отметить несколько отличий самолетов Ту-142 и Ту-95:

  1. Крейсерский скоростной режим базовой модели не превышает 700 км/ч, в то время как у противолодочной версии данный показатель удалось увеличить до 737 км/ч.
  2. Так как основное предназначение новой версии заключалось в осуществлении полетов над водой, было решено оснастить кабину пилотов тремя аварийными люками. Также Ту-142 был оснащен контейнерами, в которых транспортировались 2 спасательно-надувных плота, и надувная лодка класса ЛАС 5М-3.
  3. Как ранее было уже отмечено инженеры решили полностью переконструировать крыло, для самолета Ту-142, чтобы улучить аэродинамику и сократить расход топлива.

Немного стало отличаться и хвостовое оперение Ту-142 от Ту-95, благодаря 2-м доработкам: увеличенной площади и установке переносного стабилизатора.

В настоящее время продолжается разработка нового проекта авиационно-патрульной машины. Проектировщики уверены, что в скором времени она сможет стать достойной заменой противолодочному самолету Ту-142.

История эксплуатации

Советский Ту-142М летит над облаками (1986 г.)

В рамках подготовки к эксплуатации Ту-142 22 июня 1960 года ВМФ СССР приступил к отбору личного состава для переобучения. Первая группа начала свои трехмесячные тренировки 4 марта 1970 года в приморском городе Николаеве (впоследствии переименованном в Николаев). Между тем, первые Ту-142 были доставлены на Северный флот на авиабазу Кипелово, где им изначально была поставлена ​​задача слежения за атомными подводными лодками и наблюдения за ними в рамках эксплуатационных испытаний типа. На протяжении всей программы испытаний усилия были сосредоточены на проверке бортового радиоэлектронного оборудования, в частности, РЛС « Беркут-95» , поскольку сам планер не представлял серьезной проблемы. Ту-142 вышел на начальную боевую готовность в декабре 1972 года после успешной программы летных испытаний. Перед этим, в декабре 1971 года , вторая группа, отобранная для эксплуатации Ту-142, приступила к собственному переобучению. Поставки самолетов сначала шли медленно; по мере того, как производилось больше Ту-142, этот тип был передан Тихоокеанскому флоту .

Ту-142МК-Э и Ильюшин Ил-38 «Май» ВВС ВМС Индии замечены в INS Hansa , Goa (2006 г.)

За всю историю эксплуатации Ту-142 продемонстрировал значительные возможности. С 19-22 августа 1974 года , четыре Тех-142S слежкой иностранной подводной лодки в Баренцевом море ; Сообщалось, что один из самолетов поддерживал непрерывный контакт в течение 2 часов 55 минут. В 1975 году Ту-142 сумел следовать за советской подводной лодкой за 3 часа 16 минут. С 10 октября 1977 года группа из пяти самолетов Тех-142S отслеживается подводная лодка США в Филиппинском море ; один из Ту-142, как сообщается, следовал за подводной лодкой 4 часа 5 минут. Советские Ту-142, помимо эксплуатации внутри страны, отправлялись на дружественные зарубежные базы в Анголе , Кубе , Эфиопии , Вьетнаме и Йемене . В начале 1990-х годов, с распадом Советского Союза , советский флот Ту-142 был передан ВМФ России , хотя украинские ВВС получили несколько Ту-142, которые остались на его территории. Позднее украинские Ту-142 были демонтированы в результате двустороннего договора СНВ-1, подписанного между США и Советским Союзом в 1991 году, который вступил в силу в конце 1994 года.

Помимо военных применений Ту-142, единичный Ту-142МП использовался для испытаний нового противолодочного комплекса. Другой Ту-142 был переоборудован на замену Ту-95ЛЛ для испытаний турбореактивных двигателей . Обозначенный Ту-142ЛЛ , противолодочное оборудование и вооружение были сняты, чтобы испытательный стенд двигателя можно было переносить под брюхом. Среди установленных двигателей были НК-25 для Ту-22МЗ , РД36-51А для Ту-144Д и НК-32 для Ту-160 . Первый Ту-142МК был переоборудован для работы в воздушной лаборатории, установив несколько рекордов высоты по горизонтали и времени набора в своем классе.

В 1981 году военно-морской флот Индии начал рассматривать возможность создания для своей военно-морской авиации самолета дальней морской разведки и борьбы с подводными лодками . Советский Союз изначально предлагал отремонтировать некоторые из своих Ту-142 для Индии, а не строить новые самолеты. ВМС Индии сначала не решались насчет большого Ту-142, который был тяжелым и, следовательно, потребовал бы укрепления и удлинения взлетно-посадочных полос на потенциальных действующих базах. Следовательно, служба запросила три Ил-38 Ил-38, которые в то время были выведены из эксплуатации ВМФ СССР, на переоборудование для индийских операций. Запрос не состоялся , и в декабре 1984 года было подписано соглашение о закупке восьми Ту-142.

За двенадцать месяцев, начиная с мая 1987 года , ВМС Индии направили в Ригу для обучения 40 пилотов и наблюдателей, 16 технических офицеров и 128 моряков . С 30 марта 1988 года , первые три Тех-142S прибыл в индийской военно — морской авиабазе в INS Hansa , Гоа , после перелета из Симферополя (Gvardeyskoye Air Base) в Крымском полуострове . С 13 апреля еще два самолета прибыли, до ввода в эксплуатацию INAS 312 , оператор индийских Ту-142S; К концу октября флот из восьми Ту-142 сдан. В мае 1992 года эскадрилья была переведена на свою нынешнюю оперативную базу в INS Rajali на восточном побережье Индии. Ту-142 были заменены двенадцатью меньшими самолетами Boeing P-8I . ВМС Индии списали последние три боевых самолета 29 марта 2017 года.

В 2020 году два Ту-142 Ту-142 были перехвачены британскими ВВС Тайфунами в районе воздушного пространства Великобритании.

История создания Ту-95

Разработчик  ОКБ Туполева
Первый полет  1956
Единиц произведено (1955-1992)  более 500

Ту-95(классификация НАТО: Bear) — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в 1950-х годах.

В начале 1950-х годов международная политическая обстановка требовала скорейшего усиления стратегической составляющей ВВС СССР.

Генеральный конструктор Андрей Николаевич Туполев (1888-1972 гг.). А.Н. Туполев стоял у истоков создания самолета Ту-95 и принимал активное участие как руководитель ОКБ в его развитии и совершенствовании.

История создания стратегического авиационного комплекса Ту-95МС, вооруженного крылатыми ракетами большой дальности, берет свое начало в конце 40-х годов XX века, когда ОКБ А.Н. Туполева работало над созданием стратегического авиационного носителя ядерного, а в перспективе и термоядерного оружия, способного достигнуть территории США с баз. расположенных на территории СССР, преодолеть систему ПВО Северной Америки, сбросить свой смертоносный груз и благополучно вернуться назад.

Первым шагом на пути создания подобного стратегического носителя стал стратегический четырехмоторный бомбардировщик «85», который был построен в двух опытных экземплярах, успешно прошедших заводские испытания и подтвердивших возможность создания нашей авиапромышленностью стратегического самолета, способного достигнуть США.

За окном стоял 1951 год, в США полным ходом шли работы по межконтинентальному стратегическому реактивному бомбардировщику В-52, скорость которого должна была быть в районе 1000 км/ч. Этими машинами американцы собирались заменить в своих ВВС стратегические поршневые бомбардировщики В-36, летно-тактические характеристики которых превосходили данные, полученные на испытаниях самолета «85».

  • Начавшаяся война в Корее показала бесперспективность дальнейшего развития бомбардировщиков с поршневыми силовыми установками. Опять СССР мог оказаться в положении догоняющего, необходимо было срочно создавать стратегический самолет-носитель, отвечающий современным требованиям.
  • Сроки были крайне жесткие: новый самолет должен был поступить в ВВС не позднее 1954 года, именно на этот год Сталин и его окружение предполагали начало полномасштабного ядерного конфликта с США.
  • К работе по созданию нового самолета подключаются два ОКБ: вновь сформированное ОКБ В.М.Мясищева и ОКБ А.Н.Туполева.

В начале 1950-х годов международная политическая обстановка требовала скорейшего усиления стратегической составляющей ВВС СССР.

В 1951 году правительство СССР дает поручение ОКБ Туполева приступить к проектированию нового дальнего бомбардировщика, способного выполнять поставленные министерством обороны задачи. Сразу же началось определение облика и эскизное проектирование нового самолета.

Руководитель работ по самолету Ту-95 и его модификациям Николай Ильич Базенков (1901-1973 гг.).

На авиационном заводе № 156 (Москва) было заложено строительство двух экземпляров самолёта «95». К 20 сентября 1952 года один из этих самолётов в разобранном виде был перевезён на аэродром города Жуковский, собран и передан на заводские испытания. Месяц спустя этот самолет совершил первый полет. Испытания проводились успешно вплоть до 17 полета, когда, из-за аварии одного из двигателей самолет разбился не долетев до аэродрома.

  • К предварительной проработке принимается проект самолета с четырьмя ТРД типа АМ-3(РД-3), способный на скорости 900-1000 км/ч доставить 5000 кг бомбовой нагрузки к цели на территории США (практическая дальность полета не менее 1 3000 км). В процессе предварительного проектирования кроме этих двигателей рассматривалась вся гамма имевшихся и проектировавшихся отечественных мощных ТРД и ТВД.
  • ОКБ В.М. Мясищева сделало ставку на новые мощные отечественные ТРД АМ-3, подготовив проект ВМ-25 (будущий М-4).
  • В ОКБ А.Н. Туполева и ЦАГИ последовательно во второй половине 40-х годов проводились исследования облика будущего стратегического бомбардировщика. Вынужденная временная ставка на стратегические машины с поршневыми двигателями с появлением в конце 40-х годов реальных проработок по отечественным мощным и сравнительно экономичным ТРД и ТВД сменилась исследованиями по самолетам с силовыми установками на базе этих двигателей.

Конструкция Ту-95

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.

Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.

Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.

Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.

Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.

На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.

Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.

Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.

В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.

Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.

Ту-95 (Ту-20) — стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).

Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.

Ту-95 фото

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.

Ту-95 кабина

Тактико-технические характеристики Ту-95:

  • Размах крыла, м 51
  • Длина самолета, м 49
  • Высота, м 13
  • Площадь крыла, м2 310
  • Стреловидность крыла 35°
  • Скорость полета максимальная, км/ч 1000
  • Скорость рейсовая, км/ч 900
  • Стартовая масса, кг 160 000
  • Практический потолок, м 17 000
  • Дальность полета, км 15 000

Ту-95 схема

Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»

На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector