Интересные факты о самураях

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

«Самурай Чамплу» (2004, 26 эпизодов)

Режиссер: Ватанабэ Синъитиро

Жанр: приключения, комедия, драма

Возрастной ценз: 16+

Не стоит искать здесь полного исторического соответствия эпохе Эдо: недаром среди аналогов названия присутствует “Самурайский винегрет” (“чамплу” — “смешанный”). Трудно найти более противоположных по характеру и социальному положению людей: Мугэн — вспыльчивый и дерзкий бродяга с прошлым преступника, ронин Дзин — воплощение невозмутимости и хладнокровия, юная Фуу — обладательница отменного аппетита с суперспособностью влезать в неприятности. 

Вся компания ухитряется уживаться между собой и преследует одну цель — найти самурая, пахнущего подсолнухами. Именно это воспоминание сохранила о нем Фуу, считая, что этот человек — ее отец. Права ли девушка, узнаем по итогу просмотра. 

Захваты

Кататэ дори – разноименный захват одной рукой за запястье партнера
Коса дори – одноименный захват одной рукой за запястье партнера
Моротэ дори – захват двумя руками за одну руку партнера
Рётэ дори – захват двумя руками за обе руки партнера
Ката дори – захват одной рукой за куртку на уровне плеча
Рёката дори – захват двумя руками за оба плеча
Мунэ дори – захват за куртку на груди
Содэ дори – захват за рукав куртки (на уровне локтя)
Содэ гути дори – захват за отворот рукава
Катадори мэнути – комбинированная атака: одной рукой захват за куртку///////////////////на уровне плеча, другой – удар сёмэн-ути по голове
Усро рётэ дори – захват сзади за оба запястья
Усиро рёхидзи дори – захват сзади за оба локтя
Усиро рёката дори – захват сзади за куртку на плечах
Усиро эри дори – захват сзади за ворот
Усиро куби симэ – захват сзади с удушением

Миямото Мусаси

1. Научитесь принимать жизнь такой, какая она есть.

Ради своего психического здоровья вам нужно принять ту жизнь, которая была вам дана. Стресс, тревога и отчаяние – это неотъемлемая часть жизни человека, и с ними не надо бороться. Умение принимать самые сложные аспекты жизни сделает вас сильнее.

2. Избавляйтесь от одержимости получить удовольствие.

Мы, люди тратим много времени в погоне за удовольствиями. Мы сдаемся перед пристрастиями к еде, стремимся к продвижению на работе и повышению зарплаты и стали частью общества, зацикленного на сексуальном удовольствии. Самурай объяснил, что мы должны просто жить моментом, наслаждаться удовольствиями, которые приходят к нам естественным образом, а не гоняться за ними.

3. Не действуйте импульсивно.

Нам часто говорят слушать свое сердце, но Мусаси утверждает, что это не самая лучшая идея. Когда у нас возникает чувство, возникшее будто ниоткуда, следование по этому пути может привести вас к неверным решениям. Он советует придерживаться того, что нам уже знакомо, и не поддаваться импульсивным желаниям.

4. Не зацикливайтесь на себе.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Крадущийся тигр, затаившийся дракон (дилогия, 2000 и 2015)

Среди лучших боевиков про самураев последних лет – популярная дилогия в жанре фэнтези о приключениях Ли Му Бая. На пути к самосовершенствованию воина охватили сомнения, справиться с которыми поможет только глубокая медитация. Он отдает свой магический меч на хранение лучшему другу, но оружие похищает таинственный незнакомец. Ли Му Бай отправляется на поиски клинка из зеленой стали.

Оригинальное названиеWo hu cang longЖанрФэнтези, боевик, мелодрама, приключенияАктерыЧоу Юнь-Фат, Мишель Йео, Чжан Цзыи…СтранаТайвань, Гонконг, США, КитайРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.8Возрастные ограничения12+

Интересные факты о самураях в Японии

Принято считать самураев мастерами не только меча, но и кисти. Действительно, многие самураи из влиятельных семей Японии получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию и чайную церемонию и т.д. Конечно, самураи из семей бедных и незнатных отличались этим далеко не всегда.
Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель Японии. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому более достойному воину.

Предлагаем вниманию туристов фотоальбом самураев.

Сражение на Удзи: гибель истинного самурая

О бунте принца, конечно, скоро узнал Киёмори. Последнего оставшегося при дворе Минамото, старого воина Ёримаса, он отправил подавить мятеж в зародыше. Мудрый Ёримаса всю жизнь держался подальше от политики, сохранял хорошие отношение с Тайра, а потому выжил и даже заслужил доверие врагов своего рода. Но в этот раз великий воин участвовал в заговоре, который уже стал заговором его семьи. Ёримаса взял полсотни верных соратников и увез Мотихито в святилище Миидэра. Триста союзных воинов-монахов пошли с ними. Мятежники рассчитывали добраться до земель Минамото и по пути присоединить к отряду монахов Кофукудзи. Но не успели. Когда Ёримаса перебрался через реку Удзи, пришлось остановиться, потому что… принц устал. Лучше бы ему было потерпеть. Воины Минамото понимали, что за ними идут, и разобрали настил моста. Сильный отряд Тайра подошел следующим утром — раньше, чем ожидал Ёримаса. Теперь он мог только держаться и надеяться, что монахи Кофукудзи будут на месте с часу на час (чего не случилось, буддисты вообще не склонны к спешке).

Минамото-но Ёримаса. (exposter.ru)

Всадники Тайра не могли преодолеть наполовину разобранный мост — утром в тумане они ломанулись было через него и рухнули вниз. В бой вступили пехотинцы, и они отчаянно бились на мосту несколько часов. Минамото и монахи сражались так яростно, что превосходящие силы Тайра не могли преодолеть реку. По легенде, один из воинов Минамото убил двадцать шесть врагов, а в его доспехах застряли 63 стрелы. Командующие отрядом Тайра (сыновья Киёмори) уже хотели идти в обход и перейти Удзи по другому мосту в десятках миль оттуда, но положение спас храбрейший 18-летний самурай Асикага Тадацунэ. С тремя сотнями воинов он стремительным броском переправился, а за ними и остальное войско. Теперь Минамото были обречены.

Два сына Ёримаса сдерживали воинов Тайра и погибли, но дали отцу время на смерть с честью (как ее понимали самураи). Чтобы не быть убитым воинами Тайра, Ёримаса сделал сэппуку. Самоубийство после поражения самураи совершали и до него, но сэппуку этого пожилого воина Минамото стало образцом благородного способа уйти из жизни. Ёримаса убил себя, а перед этим написал на боевом веере предсмертные стихи (первым в истории самураев):

Бревно, что гниет под землей,
Не цветет и не плодоносит.

И моя бесплодная жизнь

Вот так же печальна.

Самураи рода Тайра писали затем предсмертные стихи, следуя примеру Ёримаса.

Бой на мосту. (sengoku.ru)

Потом выяснилось, что когда монахи, которых так ждал Ёримаса, вышли в дорогу, битва уже закончилась; но Тайра потом все равно им отомстили — в 1181 г. сожгли Кофукудзи и в бою убили более 3,5 тыс. монахов.

В битве на реке Удзи погиб и принц Мотихито — он пытался спастись бегством, но Тайра его поймали и обезглавили. Мятеж, казалось, подавлен. Но дело уже было не в принце. Дети Минамото выросли и собирались с силами — готовились развязать настоящую войну.

Самураи иностранного происхождения

  • Ясукэ (яп. 弥助 или яп. 弥介, яп. 彌助 или яп. 彌介; 1530-е, Мозамбик — неизвестно, Киото) — японский самурай африканского происхождения, служивший в период Сэнгоку даймё Ода Нобунаге. Ясукэ прибыл в Японию в 1579 году, будучи слугой итальянского иезуитского миссионера Алессандро Валиньяно. Ясукэ присутствовал во время инцидента у монастыря Хонно-дзи (принудительного самоубийства Ода Нобунаги 21 июня 1582 года). Иногда считается, что Ясукэ был первым африканцем, которого Нобунага когда-то видел. Он был одним из многих африканцев, прибывших в Японию в рамках «торговли с южными варварами».
  • Ян Йостен ван Лоденстейн (нидерл. Jan Joosten van Lodensteijn, 1560—1623) — нидерландский мореплаватель и торговец, который впервые достиг Японского архипелага вместе с Уильямом Адамсом. Известный под японским именем Яйосу (耶楊子). Сокращенно — Ян Йостен.
  • Уи́льям А́дамс (англ. William Adams; 24 сентября 1564 — 16 мая 1620), также известный под японским именем Миура Андзин (яп. 三浦按針 штурман с Миура) — английский мореплаватель, штурман и торговец. В 1600 году Адамс в составе экспедиции Голландской Ост-Индской компании достиг берегов Японии, став первым англичанином, посетившим эту страну. Японские власти не позволили Адамсу и второму помощнику Яну Йостену ван Лоденстейну покинуть Японию, и моряки вынужденно поселились в её пределах, став первыми самураями — выходцами из Европы. Адамс служил советником сёгуна Токугава Иэясу и занимался для него строительством первых кораблей западного образца, пригодных для дальних морских путешествий. Благодаря его деятельности на службе сёгуна Англия и Голландия смогли начать торговлю с Японией, получив право основать свои фактории; Адамс также активно участвовал в торговле на сюинсэнах и сам организовал четыре морские экспедиции на Индокитай. Он прожил 20 лет в Японии и умер в 1620 году в возрасте 55 лет. В честь Уильяма Адамса назван квартал в Токио Андзин-тё («квартал штурмана»). Необычная биография Адамса стала основой для многих книг — как документальных, так и художественных, как «Сёгун» Джеймса Клавелла — и даже компьютерных игр.

Скрытый клинок (2004)

Современным фильмам про самураев удается точно воссоздать атмосферу давно ушедшей эпохи. Мунэдзо Катагири исправно служит клану, хотя мастерство владения мечом постепенно вытесняет технический прогресс. В городок все чаще наведываются важные люди в аккуратных костюмах, а огнестрельное оружие приходит на смену классическим боевым искусствам. Сословие мастеров меча обречено на вымирание, но кодекс чести по-прежнему остается в приоритете.

Оригинальное названиеKakushi ken oni no tsumeЖанрБоевик, драма, мелодрама, историяАктерыМасатоси Нагасэ, Такако Мацу, Хидэтака Ёсиока…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.7Возрастные ограничения16+

Перемещения

Ирими – «вход» вперед, нацеленный на проникновение в стойку партнера
Цуги аси – перемещение «последовательным шагом» (без смены стойки , вперед//////////с передней ноги, назад с задней)
Аюми аси – перемещение «перекрестным шагом» (без смены стойки, вперед///////////с задней ноги, назад с передней)
Окури аси – перемещение «приставным шагом» (без смены стойки, вперед/////////// с задней ноги, назад с передней)
Тэнкай – поворот на 180 градусов без шага
Кайтэн – шаг вперед и поворот на 180 градусов
Тэнкан – поворот на 180 градусов вокруг передней ноги, не меняя стойки
Тай сабаки (тэнсин, ирими-тэнкан) – шаг с задней ноги и поворот тэнкан
Сикко – перемещение на коленях

Образ самурая

Ключевая черта костюма самурая, его удостоверение – дайсё.
Это два изогнутых железных меча. Поскольку мечи являлись сакральными, то есть
священными предметами, к ним относились с огромным почтением, ежедневно
ухаживали за ним и берегли как часть себя. Ложась спать, меч помещали в
изголовье, а днём хранили на специальной деревянной подставке, при которой
стоял слуга.

Дополнительно у каждого воина присутствовала катана,
напоминающая саблю длиной около 75 см.

Самурай должен уметь стрелять из лука юми, который почитали так же как мечи и считали одушевлённым предметом, наделенным великой силой. Он достигать длины 2 метра.

Самурайские доспехи представляли собой костюм из
металлических пластин, оклеенных кожей и соединенных шнуровкой, весом около 15
кг
.

«Дороро» (2019, 24 эпизода)

Режиссер: Фурухаси Кадзухиро

Жанр: приключения, фэнтези

Возрастной ценз: 16+

Феодальная Япония не место для увеселительной прогулки. Хяккимару знает об этом не понаслышке: ему приходится сложнее остальных. Юноша с рождения лишен многих важных органов и чувств:

  • не слышит;
  • не видит;
  • не чувствует запахов;
  • у него отсутствуют конечности, кожа и позвоночник. 

А все — благодаря отцу, правителю страны Дайго, который принес своего новорожденного сына в жертву демонам: в обмен на части тела Хяккимару нечисть обеспечит правителю непоколебимую власть в процветающей стране, на тот момент погибающей от набегов соседей и голода. 

Хяккимару спас врач, мастер по протезам. Он создал для своего приемного сына руки, ноги и позвоночник, снабдил его оружием и научил, как себя защитить. Видя ауры живых существ, Хяккимару путешествует по миру: ему нужно уничтожить 12 демонов, чтобы вернуть то, что у него отняли. 

В этом путешествии ему помогает Дороро — маленький, острый на язык и болтливый воришка. Мальчишку не смущает отсутствие отклика со стороны молчаливого спутника: они все равно подружатся и не раз будут выручать друг друга в сложных ситуациях на пути к возвращению тела Хяккимару. 

Доспехи самураев

Доспехи самураев

В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники — небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт — дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских самураев). Эта деталь доспехов защищала их от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему крепились маски боевых личин — мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

Самураи, марширен!

Поселение в Калифорнии

Братья Генрих и Эдвард Шнелль продавали японским даймё, участвовавшим в войне Босин, самое современное оружие вплоть до пушек Гатлинга. Также они помогали японцам тренировать войска по передовому прусскому образцу. За это Генрих Шнелль получил от даймё дома Айдзу самурайское достоинство, катану, поместье и даже японскую жену. А также прекрасное имя Хирамацу Бухэй — хотя о его отношении к спиртному, в отличие от бравого голландца, доподлинно ничего не известно. После разгрома сёгуната, на стороне которого выступал дом Айдзу, Генрих Шнелль с женой и две дюжины самураев основали поселение в Калифорнии — а спустя два года загадочным образом исчезли.

Как мы видим, за долгие века лишь пятеро иноземцев стали членами самурайского сословия, включая эпоху феодальных войн Сэнгоку, когда самураев штамповали из талантливых простолюдинов всего лишь за отличие в бою. Причём четверо получили такое признание, потому что были незаменимыми военными специалистами, и только Ясукэ — за выдающуюся силу и доблесть, и то при любившем чудить Нобунаге. В остальном в самураи гайдзинам дорога была заказана. Впрочем, гайдзины особо никогда и не рвались.

История самурайства

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.

Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Одежда самурая

Одежда самурая

Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль их одежды оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая — волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

Битва у Фудзигава: без единого удара меча

Минамото Ёритомо и его братья сбежали из ссылки и добрались до земель своего рода на северо-востоке. В деревню Камакура к Ёритомо приходили с воинами союзники и оставшиеся в живых дальние родственники. Вскоре у него собралась армия в 20 тыс. человек. Тайра послали против них лишь 15 тыс. Эти солдаты в чужих провинциях чувствовали себя неуверенно, а командовал ими неумелый полководец — внук Киёмори по имени Корэмори.

Основные сражения войны. (nihongo-barnaul.ru)

Вечером 9 ноября армии встали друг перед другом у реки Фудзигава. Сражение так и не произошло, хотя в истории события той ночи и остались как «битва». По одной версии, отряды Минамото начали наступление на фланг Тайра, весь их лагерь поднялся, и началось паническое отступление этого ненадежного войска. По другой — в соседнем болоте по какой-то причине переполошились птицы, начали шуметь и летать, а Тайра решили, что их окружают. Так или иначе они все побросали и поспешили в столицу, куда вернулись через 12 дней после позорного бегства. Вот так, без крови, победили Минамото в первой крупной битве войны.

Весной 1181 г. Тайра Киёмори скончался. Перед смертью он желал только одного — чтобы голову Ёритомо положили у его могилы. Но наследники Киёмори по своим способностям далеко ему уступали и не могли добраться до Минамото. Восток страны практически вышел из-под контроля.

Воин клана Минамото. (Wikimedia Commons)

«Клинок бессмертного» (2008, 13 эпизодов)

Режиссер: Масимо Койти

Жанр: приключения

Возрастной ценз: 18+

У Мандзи нелегкая судьба: когда-то он был верным вассалом своего господина и не раздумывая обнажал клинок против тех, на кого укажет хозяйская рука. Однако Мандзи узнает, что его господин — мерзавец и что на руках исполнителя — кровь невинных людей.

Мужчина не может совершить сэппуку, чтобы искупить свои грехи: в его теле живут особые паразиты, благодаря которым Мандзи стал практически бессмертным. Эти существа залечивают любые раны, и носитель будет жить до тех пор, пока паразиты не будут извлечены из тела. Чтобы приблизиться к своей цели и искупить вину, Мандзи решает действовать так, как умеет — убивать, но цель теперь — не сотня безвинных душ, а тысяча преступников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector