Зачем современной армии архаичные пушки
Содержание:
- Гаубица Мста-Б (2А65) — видео стрельб
- Сохранившиеся экземпляры
- Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б
- Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б
- История создания артустановки «Коалиция»
- Примечания[ | ]
- Примечания
- Разработка
- Зарубежные аналоги.
- Производство
- Технические характеристики
- Описание конструкции
- Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б
- Фото Мста-Б
- Примечания[ | ]
- Конструкция 152-мм пушки-гаубицы Д-20
- Примечания
- История создания
- [править]История создания
- История создания
- «Кабриолеты» для гор в России и США
- ТТХ[ | ]
Гаубица Мста-Б (2А65) — видео стрельб
В конструкции гаубицы 2А65 по сравнению с ее предшественницами применено несколько кардинальных нововведений, самым очевидным из которых является длинный тонкий ствол, имеющий, по оценкам, длину около 40 калибров, оснащенный двухщелевым дульным тормозом
Стоит обратить внимание также на двухстанинный лафет, оснащенный убирающимися дополнительными колесиками на каждой станине и гидравлическим домкратом с платформой под поддоном для вывешивания колес при стрельбе. Расчет из восьми человек приводит гаубицу 2А65 в боевое положение и сворачивает ее за две — две с половиной минуты
Механизм досылки и полуавтоматический затвор позволяют довести боевую скорострельность до семи выстрелов в минуту. Пушка может буксироваться со скоростью 80 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунтовой дороге.
Сохранившиеся экземпляры
МЛ-20 представлена в экспозициях многих военных музеев, а также служит элементом ряда мемориалов. В Москве её можно увидеть в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и Центральном музее Вооружённых Сил, в Санкт-Петербурге — в Музее артиллерии и инженерных войск, в Перми — в музее Мотовилихинских заводов. В Финляндии это орудие экспонируется в музее г. Хямеэнлинна, в Белоруссии — в Брестской крепости на площадке артиллерийского вооружения, в Польше — в Познаньской цитадели, в Израиле — в музее Batey ha-Osef, на Украине — в Киевском музее Великой Отечественной войны, в Крыму (Севастополь) — диорама «Сапун-гора», Запорожье – рядом с мемориальным комплексом возле плотины. Шостка – возле городского музея. Шоссе Псков – Гдов, в качестве памятника.
Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б
— Принят на вооружение: 1987 — Разработан: с 1976 по 1986 — Производитель: Мотовилихинские заводы — Всего выпущено: более 1200
Боевой расчет: 8 человек
Калибр, мм: 152
Дальность стрельбы Мста-Б
— Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5 — Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
Скорострельность Мста-Б
— Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
— Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810 — Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5) — Угол возвышения, град.: −30…+70 — Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28 — Кучность стрельбы: По дальности, Вд/Х мак: 1/363. По боку, Вб, м: 11
Вес Мста-Б
— Масса ОФС, кг: 43,56 — Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05 — Масса гаубицы в походном положении кг: 7000 — Масса ствола кг: 2599 — Масса дульного тормоза кг: 170
Размеры Мста-Б
— Длина гаубицы в походном положении мм: 12700 — Ширина гаубицы: 2500 — Высота гаубицы: 2950 — Дорожный просвет мм: 400 — Ширина колеи мм: 2150 — Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130 — Длина направляющей части канала ствола мм: 6184 — Число нарезов: 48
— Высота линии огня мм: 1330 — Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000 — Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5 — Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5 — Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5) — Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
— Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5 — Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б
— Принят на вооружение: 1987 — Разработан: с 1976 по 1986 — Производитель: Мотовилихинские заводы — Всего выпущено: более 1200
Боевой расчет: 8 человек
Калибр, мм: 152
Дальность стрельбы Мста-Б
— Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5 — Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
Скорострельность Мста-Б
— Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
— Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810 — Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5) — Угол возвышения, град.: −30…+70 — Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28 — Кучность стрельбы: По дальности, Вд/Х мак: 1/363. По боку, Вб, м: 11
Вес Мста-Б
— Масса ОФС, кг: 43,56 — Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05 — Масса гаубицы в походном положении кг: 7000 — Масса ствола кг: 2599 — Масса дульного тормоза кг: 170
Размеры Мста-Б
— Длина гаубицы в походном положении мм: 12700 — Ширина гаубицы: 2500 — Высота гаубицы: 2950 — Дорожный просвет мм: 400 — Ширина колеи мм: 2150 — Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130 — Длина направляющей части канала ствола мм: 6184 — Число нарезов: 48
— Высота линии огня мм: 1330 — Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000 — Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5 — Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5 — Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5) — Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
— Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5 — Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
История создания артустановки «Коалиция»
История создания новой артустановки «Коалиция» неразрывно связана с предшественницей САУ МСТА-С и начинается еще во времена СССР.
1989 год — принятие на вооружение армии СССР САУ МСТА-С. По своим характеристикам данная модель не уступала основным артиллерийским система стран НАТО и должна была уравнять возможности вооруженных сил СССР со своим оппонентом. Однако на западе инженерная мысль также не стояла на месте — появлялись новые артсистемы и новые виды боеприпасов (в том числе и реактивные) дальность действия которых составляла от 30 до 40 километров. Эти факторы обозначили необходимость дальнейшего совершенствования артиллерийских систем для увеличения дальности и мощности действия систем.
Артустановка коалиция-СВ
1993 год — принятие на вооружение системы МСТА-СМ способной стрелять реактивными снарядами. По своим характеристикам такая система приблизилась к самым современным образца блока НАТО, однако финансовые трудности не позволили наладить массовое производство модели и продолжить дальнейшее совершенствование ее характеристик.
Установка МСТА-СМ
2003 год — начало изыскательских работ по модернизации модели МСТА-СМ и улучшению текущих характеристик. Появилась идея производства системы, оснащенной двумя орудиями калибра 152-мм. Эта идея позволила бы помимо повышения огневой мощи в два раза обойтись меньшим количеством выпущенных единиц артустановки.
2005 год — опытные испытания новой конструкции с двумя орудиями, которая получила наименование САУ Коалиция, характеристики которой успешно прошли испытание на полигоне. Однако инженерами принято решение не оставлять развитие тематики сложного вооружения, несмотря на то, что двухствольная гаубица — это слишком дорогое удовольствие, а эксплуатация машины затруднена.
Из за отсутствия места, отказались от двух орудий.
Кроме того, внутри корпуса, который не претерпел значительных изменений практически не оставалось свободное место. Поэтому от идеи системы с двумя орудиями пришлось на некоторое время отказаться.
2013 год — выпущена опытная партия из 10 машин на новой платформе, получившая название Коалиция С. Машины были показаны на Красной Площади во время Парада Победы. К сожалению, новая двухствольная Коалиция СВ не пошла в серию. Принято окончательное решение отказаться от системы с двумя орудиями в угоду мобильности и экономичности. По планам министерства обороны установка должна заменить устаревшие модели Акация и МСТА. Количество запланированных к приобретению около 200 единиц, но могут быть скорректированы скорее всего в сторону уменьшения.
Расчеты Коалиции-СВ
Примечания[ | ]
- Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 2. Карелия и Северо-Запад / под ред. Е. Н. Таракановой. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 700 с.
- Государственный водный реестр. Мста (рус.).textual.ru . Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
- Матвеев А. К. Субстратная топонимия Русского Севера и мерянская проблема (рус.). — 1996.
- Рихтер Д. И. Мста // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Боровицкие пороги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев. Русь и варяги (Русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Верхняя Русь (рус.).historic.ru . Дата обращения 11 декабря 2020.
- Романычева И. Академическая дача. История и традиции. СПб., Петрополь, 2009. С.7.
- Лист карты O-36-55 Окуловка. Масштаб: 1 : 100 000. Издание 1978 г.
Примечания
- Интервью с главным конструктором В.А. Кукисом // Уральские военные вести. — 2012. — № 37—38 (сентябрь).
- (недоступная ссылка). «Мотовилихинские заводы» ОАО (2013). Дата обращения: 19 августа 2018.
- . Военное информационное агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр». Дата обращения: 19 августа 2018.
- The Military Balance 2016. — P. 182.
- The Military Balance 2016. — P. 183.
- The Military Balance 2016. — P. 184.
- The Military Balance 2016. — P. 185.
- The Military Balance 2016. — P. 190.
- The Military Balance 2016. — P. 194.
- The Military Balance 2016. — P. 203.
- The Military Balance 2016. — P. 205.
- . Вестник ПВО. Дата обращения: 7 декабря 2015.
- The Military Balance 2016. — P. 491.
- . ТАСС (25 февраля 2015). Дата обращения: 22 мая 2016.
- . Lenta.ru (30 июля 2014). Дата обращения: 7 декабря 2015.
- Дмитрий Литовкин. . Взгляд (1 августа 2014). Дата обращения: 7 декабря 2015.
- (англ.). CNN (17 февраля 2016). Дата обращения: 22 мая 2016.
Разработка
В дополнение к буксируемой 152-мм пушке 2А36, подробно описанной в отдельной статье, Россия также развернула новую буксируемую 152-мм гаубицу 2А65, которой было присвоено обозначение НАТО M1987. В этом году западная разведка впервые опознала это оружие. Согласно Организации Объединенных Наций источников не было экспорт этого оружия между 1992 и 2006 152 мм 2А65 также упоминаются как Мста-B и форма оружия главного вооружение самоходной артиллерийской системы 152 мм, 2С19 , который также называется MSTA-S. Полная информация о последнем приведена в отдельной записи. В обозначении MSTA-B последняя расшифровывается как Буксируемый, или буксируемый.
Зарубежные аналоги.
Не сидят без дела и зарубежные производители артиллерийского орудия. В США после проведения модернизации прежней конструкции М109 получилось боевое орудие с очень приличными показателями. Новая установка М109А6 «Палладин» имеет дальность 30 км при стрельбе обычным осколочно-фугасным снарядом. Отличные параметры имеет легкая американская гаубица LW-155 с калибром 155 мм. Проводятся работы по улучшению эффективности снарядов. В тех же Штатах разработан снаряд М795 калибра 155 мм. Его преимущество в применении нового стального материала, который после разрыва имеет свойство делиться на гораздо меньшие, чем раньше осколки, которые за счет меньшего веса имеют большую скорость и становятся опаснее. Среди российских аналогов можно отметить гаубицу, произведенную в Екатеринбурге 2А61 «Пат-Б» с калибром 155 мм. Это артиллерийское орудие переведено под стандарт снарядов гаубиц из стран НАТО.
Производство
Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.
Производство МЛ-20 | |||||||||||
Год | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | Итого |
Изготовлено, шт. | 148 | 500 | 567 | 901 | 1342 | 1809 | 1002 | 275 | 325 | 15 | 6884 |
По всей видимости, значительное снижение объёмов производства буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20 в 1943—1946 гг. было вызвано двумя причинами. Первой из них было начавшееся производство тяжёлых САУ СУ-152 и ИСУ-152 — значительная доля произведённых тогда стволов шла на их вооружение. Вторым фактором стало появление у противника тяжёлых танков, и в рамках программы по повышению мощности танковой и противотанковой артиллерии РККА заводу № 172 было предписано увеличить выпуск 122-мм пушек А-19 в счёт плана по выпуску гаубиц-пушек МЛ-20.
Технические характеристики
Артиллерийская буксируемая гаубица «Мста-Б» имеет следующие показатели.
- Вес установки – 7 000 кг.
- Вес снаряда – 42,86 кг.
- Длина гаубицы – 12 700 мм.
- Длина ствольной части – 7 200 мм.
- Высота орудия – 2 950 мм.
- Ширина – 2 500 мм.
- Угол поворота — — 27 — + 28 градусов.
- Диапазон прицельной стрельбы осколочно-фугасными снарядами – 6 400м — 24 700 м,
- при ведении огня такими же боеприпасами, но снабженные газогенератором – 28 900 м.
- Скорострельность – 7 выстрелов в минуту.
- Скорость при начале полета – 28 м/сек.
- Скоростные возможности при буксировке – 20 км/час по грунтовой дороге и 80 км/час — на шоссе.
«Мста-Б» 2А65 может использоваться при автоматизированной системе управления огнем с передвижных комплексов «Капустник» и «Фальцет».
В настоящее время гаубица постоянно модернизируется. Так модификация «Мсты» 2С19М1 достигла рекордной отметки по дальности полета – 41 000 м.
Описание конструкции
Схема 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года (МЛ-20): а — ствол; б — казённик с затвором; в — дульный тормоз; г — противооткатные устройства; д — щитовое прикрытие; е — колёсный ход; ж — станины
МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, то есть артиллерийской системой, у которой гаубичные свойства преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой). МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер.
Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций.
Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34 и оснащались тем же двигателем В-2, что и «тридцатьчетвёрки».
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Вид слева
152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20) в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург. Вид сзади справа
Обратите внимание на модернизированный колёсный ход. Эти орудия использовались для традиционного полуденного выстрела. 152-мм гаубица-пушка обр
152-мм гаубица-пушка обр
1937 г. (МЛ-20) в музее Batey ha-Osef, Израиль. Вид спереди
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Ещё один вид слева
Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б
— Принят на вооружение: 1987— Разработан: с 1976 по 1986— Производитель: Мотовилихинские заводы— Всего выпущено: более 1200
Боевой расчет: 8 человек
Калибр, мм: 152
Дальность стрельбы Мста-Б
— Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5— Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
Скорострельность Мста-Б
— Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
— Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, мс: 810— Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)— Угол возвышения, град.: −30…+70— Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28— Кучность стрельбы: По дальности, Вд/Х мак: 1/363. По боку, Вб, м: 11
Вес Мста-Б
— Масса ОФС, кг: 43,56— Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05— Масса гаубицы в походном положении кг: 7000— Масса ствола кг: 2599— Масса дульного тормоза кг: 170
Размеры Мста-Б
— Длина гаубицы в походном положении мм: 12700— Ширина гаубицы: 2500— Высота гаубицы: 2950— Дорожный просвет мм: 400— Ширина колеи мм: 2150— Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130— Длина направляющей части канала ствола мм: 6184— Число нарезов: 48
— Высота линии огня мм: 1330— Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000— Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5— Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5— Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)— Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
— Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5— Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
Фото Мста-Б
Артиллерийский тягач «Медведь» на базе шасси КамАЗ-63501 буксирует 152-мм гаубицу 2А65 «Мста-Б»
Казённая часть 2А65 «Мста-Б»
Похожее
You have no rights to post comments
Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.
Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.
Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.
Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.
Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.
Примечания[ | ]
- Интервью с главным конструктором В.А. Кукисом // Уральские военные вести. — 2012. — № 37—38 (сентябрь).
- 152 — мм гаубица 2А65 «Мста — Б» (неопр.) (недоступная ссылка).«Мотовилихинские заводы» ОАО (2013). Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2018 года.
- 152 мм гаубица 2А65 «МСТА-Б» (неопр.) .Военное информационное агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр» . Дата обращения: 19 августа 2021.
- The Military Balance 2021. — P. 182.
- The Military Balance 2021. — P. 183.
- The Military Balance 2021. — P. 184.
- The Military Balance 2021. — P. 185.
- The Military Balance 2021. — P. 190.
- The Military Balance 2021. — P. 194.
- The Military Balance 2021. — P. 203.
- The Military Balance 2021. — P. 205.
- Военная техника в Чечне (1999-2000) (неопр.) . Вестник ПВО. Дата обращения: 7 декабря 2015.
- An Examination of Arms & Munitions in the Ongoing Conflict in Ukraine // Armament Research Services
- The Military Balance 2021. — P. 491.
- Как происходит отвод тяжёлого вооружения в Донбассе (неопр.) . ТАСС (25 февраля 2015). Дата обращения: 22 мая 2021.
- Ирак купил российского оружия на миллиард долларов (неопр.) . Lenta.ru (30 июля 2014). Дата обращения: 7 декабря 2015.
- Дмитрий Литовкин. Много, срочно и дорого(неопр.) . Взгляд (1 августа 2014). Дата обращения: 7 декабря 2015.
- 152-мм. гаубица 2А65 «Мста-Б» в Сирии
- Syrian army on the ISIS front line (англ.). CNN (17 февраля 2016). Дата обращения: 22 мая 2021.
Конструкция 152-мм пушки-гаубицы Д-20
152-мм пушка-гаубица Д-20 – артиллерийское орудие в составе полевой артиллерии, в котором сочетаются свойства пушки и гаубицы (с преобладанием «пушечных» свойств). По сравнению с пушкой, пушка-гаубица имеет меньшую длину ствола и большие углы возвышения ствола. По сравнению с гаубицей, у пушки-гаубицы большая дальность стрельбы.
Ствол пушки-гаубицы Д-20 состоит из трубы, казенника, обоймы и дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Лафет пушки-гаубицы Д-20 заимствован от пушки Д-74 различаются только профилем веретена тормоза отката и диаметром передней обоймы.
Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором, заполнен стеолом-М. Накатник гидропневматический, заполнен стеолом-М. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме ствола и откатываются вместе с ним. Станины сварные, коробчатого типа. Для перекатывания орудия на короткие расстояния имеются подхоботовые катки, торсионное подрессоривание при стрельбе с колес не выключалось. Основные колеса заимствованы с грузового автомобиля ЯАЗ.
Подъемный механизм пушки-гаубицы Д-20 имеет один сектор, обеспечивающий угол вертикальной наводки от -5 до +63 град. Поворотный механизм винтового типа, расположен с левой стороны орудия, угол горизонтального наведения составляет 58 град. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа, состоит из двух одинаковых колонок. На нижнем станке закреплен поддон, который в боевом положении являлся опорой системы, колеса при этом вывешиваются.
Прицельные приспособления состояли из механического прицела С-71 с артиллерийской панорамой и прицела прямой наводки ОП-2–97.
Транспортировка 152-мм пушки-гаубицы Д-20
Примечания
- Интервью с главным конструктором В.А. Кукисом // Уральские военные вести. — 2012. — № 37—38 (сентябрь).
- (недоступная ссылка). «Мотовилихинские заводы» ОАО (2013). Дата обращения: 19 августа 2018.
- . Военное информационное агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр». Дата обращения: 19 августа 2018.
- The Military Balance 2016. — P. 182.
- The Military Balance 2016. — P. 183.
- The Military Balance 2016. — P. 184.
- The Military Balance 2016. — P. 185.
- The Military Balance 2016. — P. 190.
- The Military Balance 2016. — P. 194.
- The Military Balance 2016. — P. 203.
- The Military Balance 2016. — P. 205.
- . Вестник ПВО. Дата обращения: 7 декабря 2015.
- The Military Balance 2016. — P. 491.
- . ТАСС (25 февраля 2015). Дата обращения: 22 мая 2016.
- . Lenta.ru (30 июля 2014). Дата обращения: 7 декабря 2015.
- Дмитрий Литовкин. . Взгляд (1 августа 2014). Дата обращения: 7 декабря 2015.
- (англ.). CNN (17 февраля 2016). Дата обращения: 22 мая 2016.
История создания
152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б» 227-й артиллерийской бригады на полигоне Майкопский в Адыгее.
152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе
На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
[править]История создания
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе
На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
История создания
У этой артиллерийской установки интересная история. В 1980-м году начали разрабатывать принципиально новую артсистему. Полученный образец назвали «Мста-С». Она должна была сменить свою предшественницу САУ «Акация».
В 1983 году создана опытная машина, готовая к испытаниям. Танк Т-72 стал основой для самоходки. Однако это было неправильное решение, что и показали испытания. Самый главный недостаток – орудие сильно раскачивалось во время стрельбы. Тогда решили использовать как основу Т-80. И это помогло закрыть проблему.
В 1986 год стал началом Государственных испытаний. Они прошли весьма успешно. САУ прошла все тестовые задания. В 1989-м «Мста» начала поставляться в армию. А в 1986 году в армию поступила самоходка 2А65 «Мста-Б», это вариант с использованием буксира.
Всего буксируемых гаубиц этого типа было создано 1200, они и сегодня стоят на вооружении некоторых стран СНГ.
Существовали также конструкторские решения на колесном ходу. Это значительно увеличивает маневренность машины. Еще до создания основной САУ «Мста», на базе автомобиля КрАЗ-6316 была создана самоходная колесная гаубица.
Но испытания её дали ясно понять, что у такого типа вооружений слишком много недостатков, чтобы дальше продолжать испытания. В дальнейшем в конструкцию самоходной установки внесены коррективы и усовершенствования с учетом реального боевого применения:
- Учитывая опыт боевых действий, прежде всего на Кавказе, внесены некоторые усовершенствования, поставлена автоматика, которая управляет огнем.
- Для корректировки стрельбы в 2002 году разработано специальное программное обеспечение.
Последняя разработка советских конструкторов гаубица 2С19 152 мм. Она на долгое время стала основной артсистемой. 2012 год время последней модернизации самоходки.
Управление огнем еще более усовершенствовано, до 10 выстрелов в минуту увеличена скорострельность.
«Кабриолеты» для гор в России и США
Екатеринбургский артиллерийский завод № 9 (предприятие входит в состав научно-производственной корпорации Уралвагонзавод) произвёл и закупил три новые буксируемые противотанковые пушки (индекс Д-420). Орудие, согласно появившейся в Сети закупочной документации завода, представляет собой качающуюся часть (т. е. ствол, люльку — конструктивный элемент, соединяющий лафет со стволом, и противооткатные устройства) танковой пушки 2А83, наложенную на колёсный лафет советской 152-мм гаубицы Д-20, либо на лафет 203-мм гаубицы Д-4 на гусеничном ходу. Эта пушка была создана специально для «убийцы танков» Т-95. В 2010 году эта программа была закрыта в пользу Т-14 «Армата». Сверхмощное орудие теоретически может уничтожать любую бронетехнику на расстоянии до пяти километров с первого выстрела.
Ранее Минобороны сообщало о создании заводом № 9 новой буксируемой 152-мм пушки-гаубицы Д-400 на основе артиллерийской системы 2А88, устанавливаемой на САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Буксируемое орудие дешевле, легче и компактней, чем самоходное. Хотя в российском военном ведомстве не поясняли, для чего понадобилась Д-400, ряд экспертов предполагал, что «кабриолеты» будут использоваться для боевых операций в труднодоступных горных районах. Для этого орудия, предположительно, можно будет перебрасывать по воздуху на военно-транспортных вертолётах.
В США и некоторых других странах НАТО для аналогичных целей используют 155-мм гаубицу M777 производства BAE Systems. Орудие поступило на вооружение Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты в 2005-м, сейчас в распоряжении американских военных находится более 900 единиц. Для облегчения конструкции при создании гаубицы были использованы титан и алюминиевые сплавы — благодаря этому орудие весом чуть более 4 тонн можно транспортировать на вертолётах CH-47 Chinook и конвертопланах MV-22 Osprey. Также предусмотрена возможность парашютного десантирования с самолётов, что позволяет развёртывать гаубицу в труднодоступных районах, куда не могут проехать самоходные артиллерийские установки и тягачи. M777 активно используется американскими военными в Сирии, Ираке и Афганистане.
ВС США и их союзники используют также 105-мм гаубицы М119, способные эффективно уничтожать легкобронированную технику противника и укреплённые объекты на расстоянии до 19 км, стреляя как «с навеса», так и прямой наводкой. Пушка поступила в войска в 1989-м и успела послужить американским военным во многих горячих точках.
В Пентагоне не собираются отказываться от обеих гаубиц и систематически их модернизируют, в том числе разрабатывая новые дальнобойные и управляемые снаряды. В то же время в 2021 году источники в американском Минобороны сообщали, что военные рассматривают возможность замены M777 и M119 на новую буксируемую гаубицу, но пока не определились с требованиями к тактико-техническим характеристикам.
ТТХ[ | ]
- Калибр, мм : 152
- Максимальная дальность стрельбы, км : ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км : 6,5
- Скорострельность, выстр./мин. : 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15 °C, м\с : 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2) : 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град. : −3…+70
- Угол горизонтального наведения, град. : −27…+28
- Кучность стрельбы : По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
Масса ОФС, кг : 43,56
Масса заряда (дальнобойного) кг : 12,05
Масса гаубицы в походном положении кг : 7000
Масса ствола кг : 2599
Масса дульного тормоза кг : 170
Длина гаубицы в походном положении мм : 12700
Ширина гаубицы : 2500
Высота гаубицы : 2950
Длина ствола с дульным тормозом мм : 8130
Длина направляющей части канала ствола мм : 6184
Число нарезов : 48
Максимальная скорострельность, выстрел/мин : 7
Высота линии огня мм : 1330
Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм : 1000
Объём зарядной каморы, л : 16
Количество жидкости в тормозе отката, л : 17,5
Количество жидкости в кожухе люльки, л : 10,5
Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2) : 5,5±0,25 (55±2,5)
Количество жидкости в мультипликаторах накатника л : 1,0
Дорожный просвет мм : 400
Ширина колеи мм : 2150
Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин : 2—2,5
Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч : 60
Боевой расчёт, чел. : 8