Универсальные десантные корабли типа «мистраль»

«Незачем рисковать деньгами»

В свою очередь, говоря о текущем состоянии военно-технического сотрудничества России и Франции, военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин отметил, что у Москвы нет никаких контрактов в этой сфере с Парижем не столько из-за ситуации на Украине, сколько из-за членства Франции в Североатлантическом альянсе, деятельность которого направлена на «противодействие» России.

Также по теме


«Один из лучших в мире сторожевых кораблей»: какими возможностями обладает российский фрегат нового поколения

До конца недели на ходовые испытания в Балтийское море выйдет фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов». Об этом сообщили в Минобороны…

Однако, как заявил собеседник RT, во Франции всё явственнее ощущают отсутствие суверенного курса, поэтому в республике и начинают звучать предложения о возобновлении сотрудничества с Россией.

«Париж не может принимать самостоятельные решения по тем или иным вопросам, не получив одобрения из Вашингтона или Брюсселя, что начинает надоедать французам. Вот они и пытаются сказать, что могут действовать в Европе без оглядки на своих, так сказать, старших патронов. Но я не уверен, что Россия готова заключать с Францией какие-либо контракты в военной области, потому что нам незачем рисковать своими деньгами. У России есть очень серьёзные партнёры, с которыми она много лет сотрудничает. Это в первую очередь Китай, Индия. Да, иногда с ними бывают сложности, но это серьёзные, предсказуемые партнёры, которые приносят чуть ли не 40—50% нашего оружейного экспорта. Тем более что с Индией, например, у нас есть проекты по совместному производству боевой техники и вооружений, и это очень перспективное направление сегодня», — подчеркнул эксперт.

Отметим, что на днях французский лидер Эммануэль Макрон в ходе выступления, посвящённого вопросам внешней политики страны, призвал тщательно «перетасовать карты» в отношениях с Россией. Президент заявил, что для выстраивания общеевропейской стратегии в отношении Москвы необходимо развивать с ней «честный и требовательный диалог».

О важности возобновления полноценного диалога двух стран говорят и другие французские политики. Тот же Жозе Эврар призывал «покончить с антироссийской истерией», а кандидаты в президенты Франции на выборах 2017 года Марин Ле Пен и Франсуа Фийон выступали за отмену санкционной политики и налаживание отношений с Москвой

[править] Happy end

Обе страны в вопросе с поставкой УДК заняли принципиальные позиции. Россия требовала соблюдения контракта и поставки кораблей. Франция придерживалась позиции, что поставка невозможна пока идет срач с хохлами. В 2020 стало ясно, что срач может вообще никогда не кончиться, таки придется разрывать контракт и как-то договариваться о сумме компенсаций. В начале августа была достигнута договоренность о сумме в 1163 млн евро и ТАЙНО перечислена на счета российского банка, так как решение Гаагского трибунала по делу ЮКОСа еще никто не отменял и денежка могла уйти партнерам Ходора. Итого:

  • Рашке вернули не только аванс €893 млн, но и средства на обучение 400 моряков, строительство инфраструктуры для базирования вертолётоносцев во Владивостоке и работы по созданию четырёх опытных образцов палубных вертолётов Ка-52К, возместили расходы на последующий демонтаж своёго оборудования. WIN? Да как бы и не очень — контракт не выполнен, неустойки и штрафы в эту сумму не входят (дабы не разосраться с Францией окончательно), деньги пойдут на новые дачи всяким Сердюковым, а флоту — хуй.
  • «Мистрали» таки продали Египту, где будут пугать ослоебов ИГИЛа, жидов и Израиль. Счастливый новый владелец корыт уже планирует закупить для их укомплектации 50 вертолетов Ка-52, в числе которых и специально под них запиленные Ка-52К. На этом, а также на обучении экипажей, Россиюшка поднимет еще полтора ярда зелени. Все довольны, happy end.

Общие сведения

Десантные корабли типа Mistral, называемые также вертолётоносцами, представляют собой серию из пяти кораблей. Три корабля этого типа находятся на вооружении ВМС Франции. Способны перевозить 16 вертолётов, четыре десантных баржи, до 70 бронемашин, в том числе танковый батальон, и 450 солдат. Корабли оснащены госпиталем и могут быть использованы в составе Сил реагирования НАТО или миротворческих сил ООН или ЕС.

ВМФ России заказала два корабля — «Владивосток» и «Севастополь», контракт был подписан 25 января 2011 года. В сентябре 2014 года президент Франции Франсуа Олланд объявил о переносе доставки первого военного корабля «Владивосток» наряду с введенными против России санкциями. 5 августа 2015 года Франция объявила, что не будет передавать корабли России и вернёт внесённую Россией предоплату. В 2016 году эти два корабля были проданы Египту.

Модернизации и переоборудования

Замена оружия на кораблях для РФ

ENS Anwar El Sadat

Переоборудование для ВМФ России

По требованию российской стороны конструкция вертолетоносцев было доработана. В частности, состав сплавов стали для корпусов кораблей был изменен до ледового класса, что позволило бы применять их в северных широтах. Увеличена высота боевых кораблей для размещения российских вертолётов типа Ка-28 и Ка-52К. Все системы и устройства на борту корабля русифицировались. На вертолётоносцы установлено российское и французское оборудование управления и связи. Часть такого оборудования была установлена на корабль на верфи в Сен-Назере, часть — на одной из российских верфей. Кроме того, в Сен-Назере корабль получил российские системы управления огнём.

В конструкции кораблей предусмотрены места для установки дополнительного вооружения: средств противовоздушной обороны, скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря. Это позволит применять вертолётоносцы в открытом море при меньшем количестве надводных кораблей охранения.

По данным DCNS, на российских Mistral 30-мм Breda-Mauser были заменены на артиллерийские установки АК-630 калибра 30-мм в носовой части по правому борту и в кормовой части корабля по левому борту. Две Simbad заменены на две РЗК 3М47 «Гибка».

Для «Владивостока» во Франции построены 4 десантных катера нового поколения . Катера типа CTM NG лучше приспособлены к действиям в условиях сильной качки, а их скорость составляет до 20 узлов (в 2 раза больше, чем у CTM). Воздушную поддержку операций морской пехоты или сил специального назначения должны были обеспечивать российские вертолёты Ка-52К, палубный вариант известного боевого вертолета.

Вместо устаревшей французской системы спутниковой связи Syracuse установили отечественную систему «Центавр». Помимо традиционных для российского ВМФ приёмников и передатчиков КВ- и УКВ-связи на «Владивостоке» планировалось установить изделие Р-794-1, которое входит в состав модернизированной системы спутниковой связи «Центавр».

28 сентября 2012 года с российской стороной был заключён контракт на производство для российских УДК типа Mistral оптронной поисково-прицельной системы Vampir NG . Система работает в двух режимах: «океанский» режим для дальнего наблюдения в открытом море и «прибрежный» режим для прибрежных акваторий.

Замена вооружений на УДК типа Mistral для ВМФ России
Вооружение на УДК типа Mistral Вооружение для ВМФ России
Ракетное вооружение
2 (2×2) ПУ ЗРК Simbad с 16 ракетами Mistral 2 ПУ 3М47 «Гибка» с ракетами «Игла»
2 боевых модуля 3Р89 «Палаш» (по другим источникам ЗРАК «Пальма») с двумя (2х4) ПУ 9М340 «Сосна-Р»
Универсальное/артиллерийское вооружение
2 АУ 30-мм/82 Breda-Mauser АУ 57-мм А-220М
2 АУ 20-мм/90 F2
4 пулемета 12,7-мм/90 M2HB Browning 4 пулемета 12,7-мм
2 шестиствольных пулемета 7,6-мм/90 M134 Minigun 2 шестиствольных пулемета АК-630М
Авиационное вооружение
8 десантных вертолётов NH90 и 8 штурмовых вертолётов Tigre или 35 лёгких вертолётов 8 ударных вертолетов Ка-52К и 8 транспортно-десантных вертолетов Ка-29 или 35 лёгких вертолётов

Переоборудование для ВМФ Египта

Франция присоединилась к США и странам Евросоюза, которые ввели санкции на экономическое и военно-техническое сотрудничество с Россией, контракт был аннулирован. После отказа Франции передавать вертолетоносцы России, российская сторона демонтировала аппаратуру, которая предназначалась для использования ВМС России. Российское связное оборудование было заменено египетским.

Обсуждалась возможность изготовления в России другого комплекта оборудования специально для ВМС Египта. Египетская военная делегация провела переговоры с «Рособоронэкспортом», в которых заявила о своем желании установить российское радиоэлектронное вооружение, в том числе средства радиоэлектронной борьбы. Кроме того, ВМС Египта закупили российские вертолеты Ка-52 морской версии.

На собственном опыте и совершенно законных основаниях

К созданию подобных УДК наша страна впервые подошла около 40 лет назад, когда был утверждён проект 11780. Кстати, уже тогда американские военные аналитики подняли крик, что СССР решил скопировать американский вертолётоносец Tarawa.

pilot.strizhi.info
Один из вариантов проекта 11780 в музее Невского ПКБ.

При этом предполагаемая автономность плавания должна была быть равна 30 суткам.

Утверждённый проект УДК предполагал десантовместимость в 1.000 человек. Он замысливался именно как вертолётоносец с расчётом на 12 транспортно-боевых винтокрылов Ка-29 (или в варианте ПЛО — 25 единиц Ка-27).

К сожалению, проект не был реализован из-за распада СССР, но его существование подтверждают сразу несколько очень важных пунктов. Во-первых, получается, что, закладывая нынешние УДК, наши корабелы не начинали с нуля, а обладали уже серьёзными знаниями в этой области — причём не имеющими никакого отношения к Франции.

Во-вторых, потребность именно в таких плавсредствах всегда существовала, что, в частности, справедливо отметил ещё в 2018 г. заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук. Он прямо заявил: «Эти корабли будут, так как они предусмотрены программой кораблестроения и будут построены во втором этапе реализации этой программы, после 2020 г.».

defense.gouv.fr
После расторжения контракта с Францией Россия получила на абсолютно законных основаниях чертежи вертолётоносца Mistral (L 9013).

Тогда, два года назад, адмирал отметил, что после расторжения контракта с Францией Россия получила на абсолютно законных основаниях «чертежи, рекомендации и технологии для строительства». То есть ни о каком плагиате речь даже отдалённо не идёт.

С французским опытом российские инженеры ознакомились юридически легально. Французские же специалисты, с которыми удалось переговорить автору, вполне признавали, что россияне получили от коллег из Бреста разработки в области сетецентрического управления операциями. Такого программного обеспечения, по мнению натовцев, у россиян раньше не было. Впрочем, это предположение целиком на их совести.

В общей оценке необходимости создания собственных оригинальных УДК с адмиралом Бурсуком, кстати, согласен и главный редактор авторитетного военного журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он считает, что эти корабли необходимы в составе Балтфлота, ТОФ, а также Северного флота, что автоматически делает французские «Мистрали» непригодными для использования.

Согласно Мураховскому, речь вообще не идёт о вертолётоносце, а именно об универсальном десантном корабле, что, по его словам, является абсолютно другим классом плавсредств.

wikipedia.org
У «Прибоя» проекта 23900 полётная палуба шире на 15 метров, а осадка корпуса глубже на метр.

УДК «Мистраль»: проблемы с вертолетами

Тем не менее, остается открытым вопрос, насколько российский флот готов к эксплуатации данных кораблей. Особо стоит отметить проблему комплектации вертолетами – главным их оружием.

Положение с вертолетной авиацией в ВМФ России складывается сложное, если не сказать критическое. Количество эксплуатируемых противолодочных Ка-27 и поисково-спасательных Ка-27ПС исчисляется буквально единицами, существует очевидный недостаток подготовленных летчиков. Пилотов не хватает даже для небольшого количества кораблей с вертолетами постоянного базирования, которое имеется в ВМФ сейчас. Между тем каждый корабль типа «Мистраль» способен нести до 16 винтокрылых машин, комплект авиагрупп должен быть двойной, что потребует не менее 64 единиц на два ДВКД. Значит, их ввод в строй вызовет необходимость в разы увеличить летный состав корабельной вертолетной авиации России.

В диссонансе с темпами строительства кораблей находятся также разработка и производство самих вертолетов. Специально для ДВКД создается корабельная модификация нового боевого вертолёта Ка-52, получившая обозначение Ка-52К «Касатка». Планируется закупка 32 «Касаток». Скорейшая реализация этой программы тем более важна, что сейчас морская авиация после передачи почти всех боевых частей берегового базирования в состав ВВС практически лишена ударных возможностей.

Вертолёт Ка-52К в известной степени восстановит потенциал, но уже ясно, что серийные вертолеты поступят на «Владивосток» и «Севастополь» с опозданием и первые годы кораблям придется плавать без них. Поэтому актуальным представляется активизация усилий ВМФ по финансированию программы Ка-52К «Касатка». Отметим также, что «Касатки» способны придать отечественным ДВКД такие возможности, каких нет даже у французских систершипов. В перспективе Ка-52К имеют и большой экспортный потенциал, тем более что в мире наблюдается спрос на вертолетонесущие корабли.

Еще сложнее ситуация с транспортными корабельными вертолетами. Фактически оба корабля на годы обречены быть без средств «вертикального охвата». В морской авиации ВМФ осталось лишь несколько транспортно-боевых Ка-29, причем эти машины не слишком удачны из-за небольшого объема транспортной кабины. Малый объем всегда был ахиллесовой пятой серии Ка-27/28/29/31/32. Для их замены в советское время разрабатывался новый корабельный многоцелевой Ка-40 с увеличенным фюзеляжем, а в 2000-х годах предлагался проект коммерческо-транспортного Ка-32-10 с похожими характеристиками.

Возможно, после вступления кораблей типа «Мистраль» в строй имеет смысл реанимировать оба проекта. Еще один кандидат среди перспективных машин – Ми-38 представляется великоватым для базирования на ДВКД, но также может быть рассмотрен.

Очевидно, что ситуация с вертолетами требует принятия комплекса мер

В любом случае в результате приобретения французских кораблей внимание руководства ВМФ к состоянию морской вертолетной авиации возросло. Крупные вертолетонесущие корабли в составе флота станут хорошим «ферментом» для резкой активизации разработок и закупок корабельных машин и неизбежно поспособствуют значительному (возможно, многократному) росту численности вертолетного парка морской авиации ВМФ России

//

Вариант №2: перепродать

Второй выход из сложившейся ситуации – перепродажа «Мистралей» другим странам. Такая сделка будет считаться незаконной, о чем и говорил ранее вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Российский чиновник отметил, что Париж не может ничего сделать с построенными кораблями без согласования с Москвой, и в Елисеевском дворце об этом проинформированы.

Однако, журналисты заявляют, что планы по перепродаже «Мистралей» все же набирают обороты. Поступило сообщение о том, что главным претендентом на российские корабли является Китай. В период с 9 по 15 мая в китайский порт войдут два корабля типа «Мистраль».

«Франция вряд ли будет эксплуатировать оба корабля и одним из вариантов могла бы стать их продажа другим потенциальным покупателям, включая Бразилию, Канаду, Китай, Египет или Индию», — информирует китайское издание Want China Times.

Эксперты подчеркивают, что закупка российских кораблей Китаем маловероятна. Дружественные для России государства вряд ли будут вмешиваться в конфликт Москвы и Парижа, и тем более не станут помогать французским властям избавиться от ненужных им кораблей.

Проблемы и решения

Возникли проблемы и с комплектованием корабля челночными транспортными средствами. Французские двухкорпусные катера-катамараны с самого начала были отвергнуты, а отечественные скоростные транспорты на воздушной подушке в грузовой отсек не помещались. Сошлись на том, что оптимальным решением станет все же приобретение отечественных танко-десантных катеров «Дюгонь» и «Серна», имеющих длину 45 и 26 метров соответственно.

Повышен и ледовый класс корпуса, так как подрядчик получил заказ исходя из возможных районов базирования новых кораблей. В отличие от их французских собратьев, их зона ответственности не исчерпывается тропическими водами, а в порту, к примеру, Петропавловска-Камчатского бывает очень морозно. Впрочем, и российское флотское командование в момент подписания договора не было уверено в том, где предстоит базироваться вертолетоносцам. Это решили позже.

История создания

Предшественники

Основная статья: Универсальные десантные корабли типа Foudre

Десантные корабли-доки типа Foudre представляют собой серию из двух кораблей. Первый корабль вошел в состав флота ВМС Франции в 1990 году, второй — в 1998 году. Корабли типа Foudre предназначались для переброски механизированного батальона сил быстрого реагирования Франции. Могут также использоваться в качестве транспортов снабжения.

Предпосылки к созданию

В 1997 году DCNS начала исследование для создания многоцелевого десантного корабля. В это же время, французская доктрина десантных операций должна была обновить и увеличить десантную флотилию ВМС Франции, которая в то время состояла из двух кораблей типа Foudre и двух типа Ouragan.

Перед DCNS стояла задача увеличить количество перевозимой живой силы и наземной техники одновременно с приоритетом господства в воздухе. Для проектирования были выбраны следующие ориентиры — 1400 морских пехотинцев, 280 единиц наземной техники и 30 вертолётов, которые должны вести боевые действия в течение десяти дней с глубиной фронта в 100 км. Эта сила должна иметь возможность вмешаться в любом месте в 5000 км от французской метрополии.

Проектирование

Финальная концепция Mistral

Схема Mistral

Французские кораблестроители всегда нетривиально подходили к решению задач, которые перед ними ставили военные. BIP (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») задумывался как модульная, масштабируемая конструкция, которая могла бы быть доступна различным странам Европейского союза и создаваться сообща. Однако различные политические события, связанные с трудоустройством и перераспределением контрактов, привели к тому, что проект BIP вернулся в сугубо французское производство.

В 1997 году появилась серия проектов кораблей под общим названием NTCD, созданных по отложенному проекту ядерного вертолётоносца PH 75. Крупнейшим из них был BIP-19, который позже стал основой кораблей типа Mistral. Главные размерения BIP-19: длина — 190 м, ширина — 26,5 м, осадка 6,5 метров и водоизмещение 19 000 т. DCN на основе версии BIP-19 спроектировали ещё три меньших корабля с общей шириной 23 метров: BIP-13 (13000 т, 151 м), BIP-10 (10000 т, 125 м) и BIP-8 (8000 т, 102 м). BIP-8 напоминал итальянский десантный транспорт типа San Giorgio, но включал ангар для вертолётов.

На этапе проектирования, концепция NTCD предусматривала четыре подъёмника для вертолётов по левому и правому борту, один в центре и один перед надстройкой. Позже количество подъемников уменьшилось до двух и изменилось расположение: главный подъемник в кормовой части судна первоначально располагался по правому борту, но затем был перемещен в центр, а вспомогательный подъемник расположили за островной надстройкой.

Концептуальные чертежи и описания сделанные DCN, одним из двух судостроителей, участвующих в проекте, демонстрировали различное оборудование, используемое на авианосцах, включая рампу-трамплин для STOBAR («короткий взлёт» с трамплина и посадка с помощью аэрофинишера), позволяющий использовать самолёты AV-8B Harrier II и F-35 Lightning II-B, 4 или 5 площадок для взлёта/посадки вертолётов, включая одну усиленную, способную принимать вертолёты типов V-22 Osprey или CH-53E Super Stallion, а также мокрый док для судов на воздушной подушке LCAC или десантных катеров типа Sabre. После рассмотрения сенатом Франции концептуальных проектов сенаторы сочли самолёты STOBAR излишним и было принято решение изменить конструкцию.

На выставке Euronaval компания DCN представила проект перспективного десантного корабля. Планировалась серия судов, основанных на концепции BIP-19 . Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжёлых вертолётов различного типа и восемь , которые могли использовать для взлёта носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два 95-тонных типа LCAC или на четыре типа LCM меньшего водоизмещения (последние еще часто называют «десантная баржа»).

После получения одобрения от Комиссии по государственным закупкам , контракт на постройку судов был заключён 22 декабря 2000 года и в конце июля 2001 года отдан компаниям Direction des Constructions Navales (DCNS) и Chantiers de l’Atlantique.

Насколько «Мистраль» является «французским»?

Проект УДКВ «Мистраль» появился на свет благодаря усилиям Генеральной делегации по вооружениям (Délégation Générale pour l’Armement) и французской государственной оборонной компании DCNS (Direction des Constructions Navales) с привлечением ряда зарубежных подрядчиков:
— финской Wärtsilä (судовые дизель-генераторы),
— шведского отделения Rolls-Royce (винторулевые колонки типа «Азипод»),
— польской Stocznia Remontowa de Gdańsk (блоки средней части корпуса, образующие вертолетный ангар).

Разработка боевой информационной системы и средств обнаружения корабля была доверена международной промышленной группе Thales Group — мировому лидеру в разработке радиоэлектронных систем для авиакосмической, военной и морской техники. ЗРК самообороны поставила европейская компания MBDA.

Мультинациональный формат проекта ничуть не смущает французов — единое европейское пространство с единой валютой, живущее по единым законам и правилам. Общие цели и задачи. Флот, строящийся по единым стандартам НАТО.

Но, что самое удивительное, проект «Мистраль» не ограничивается европейским континентом: нити этой истории тянутся далеко на восток, в южнокорейский Кёнсан-Намдо. Туда, где находится штаб-квартира STX Corporation.

«Мистрали» для ВМС Франции стоились по следующей схеме: корпус УДК в конечном итоге формировался из двух крупных секций — носовой и кормовой. Кормовая часть и надстройка «Мистраля» строилась на собственных мощностях DCNS при участии множества субподрядчиков: остов стоящегося корабля регулярно буксировался с одной французской верфи на другую, где происходило его постепенное насыщение оборудованием.

Основная часть сборочных работ была произведена в Бресте, двигатели и винторулевые колонки «Роллс-Ройс Мёмейд» смонтировали в Лорьяне. Окончательным насыщением готовой секции корпуса, установкой электроники и радиотехнических систем занимались специалисты судоремонтного завода в Тулоне. Всего на долю DCNS пришлось порядка 60% выполненных работ.

Носовая часть десантного вертолетоносца строилась в Сен-Назере, на знаменитой верфи «Шантье де л’Атлантик», принадлежавшей в то время французскому промышленному гиганту Alstom. Это место стало колыбелью для самых впечатляющих проектов в области крупнотоннажного судостроения — отсюда отправился в свой путь легендарный лайнер «Куин Мэри 2». Здесь, в 70-е годы строилась серия супертанкеров типа Batillus с дедвейтом более полумиллиона тонн! Здесь же собирались носовые части каждого из УДК «Мистраль».

В 2006 году верфь «Шантье де л’Атлантик» перешла в собственность норвежской промышленной группы Aker Yards. Однако вскоре, в 2009 году верфь, как и вся группа Aker Yards, была поглощена южно-корейской корпорацией STX. Третий по счету корабль типа «Мистраль» — Dixmude (L9015) — достраивали уже корейцы.

Вертолетоносцы «Мистраль» строили всем миром. Франция при участии Польши, Швеции, Финляндии… — весь Евросоюз в сборе! На французских и южнокорейских верфях. Несмотря на столь сложную промышленную цепочку и огромное количество зарубежных контрагентов, новые УДК, в целом, оправдали ожидания командования ВМС Франции — универсальное и сравнительно дешевое средство для доставки гуманитарной помощи и экспедиционных частей в страны Африки и Ближнего Востока.

К примеру, УДК «Диксимьюд» принял участие в операции «Сервал» (подавление беспорядков в Мали,2013 г.), доставив из Франции на Африканский континент подразделения 92-го пехотного полка.

Литература и источники информации

Ссылки

  • https://www.globalsecurity.org/military/world/europe/mistral-program.htm
  • https://netmarine.net/bat/tcd/mistral/index.htm
  • https://www.dw.de/russia-agrees-to-landmark-purchase-of-two-warships-from-france/a-14735429
  • https://www.strategypage.com/htmw/htamph/articles/20070529.aspx
  • https://www.defensenews.com/article/20120205/DEFFEAT05/302050004/Our-View-Mistral-Amphib-Goldmine-Good-Ideas?odyssey=nav
  • https://ftp.rta.nato.int/public/PubFullText/RTO/MP/RTO-MP-109/MP-109-18.pdf
  • https://aviationweek.typepad.com/ares/2007/05/aboard_the_mist.html
  • https://www.nato.int/docu/logi-en/1997/lo-1610.htm
  • https://www.theguardian.com/world/2011/may/23/apache-helicopters-libya-britain
  • https://lignesdedefense.blogs.ouest-france.fr/archive/2010/12/29/le-dixmude-a-quitte-la-cale-profonde-pour-le-bassin-c.html
  • https://www.globalsecurity.org/wmd/library/news/russia/2011/russia-110617-rianovosti01.htm
  • https://www.clicanoo.re/?page=archive.consulter&id_article=437941
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Mistral-class_amphibious_assault_ship
  • https://bastion-karpenko.narod.ru
  • https://ria.ru/infografika/20141204/1036550365.html
  • https://ria.ru/world/20150101/1041122185.html
  • https://ria.ru/trend/Mistral_contract_05062014/
  • https://voenteh.com/korabli/korabelnaya-zenitnaya-artilleriya/sparennaya-30-mm-korabelnaya-au-firmy-breda.html
  • https://vpk.name/library/f/mistral.html
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector