Ударный вертолет ми-24: история создания машины, ее модификации и технические характеристики
Содержание:
Боевое применение
Первое боевое крещение вертолет принял в Сомали в 1979 году. Для пилотирования привлекались кубинские летчики, поражая цели соседней Эфиопии.
С началом войны в Афганистане Ми-24 применялся для огневой поддержки наземных подразделений, уничтожения караванов с вооружением. Но транспортировка десантников не входила в основную задачу «Крокодила».
Эти вертолеты также поставлялись иракской армии в войне с Ираном, начавшейся в 1980 году.
После распада СССР данная машина повсеместно применялась в боестолкновениях в горячих точках по всех территории СНГ, включая Чечню. Машина была задействовано в Российско-Грузинском противостоянии, использовалась в войне в Сирии.
Относительно недавнее применение Мi-24 — состоялось во время конфликта в Донбассе, где эти вертолеты использовались военными силами Украины.
Технические характеристики
Масса, кг: | |
пустого | 8500 |
нормальная взлетная | 11200 |
максимальная взлетная | 11500 |
Длина полная, м | 21,35 |
Размах крыла, м | 6,66 |
Диаметр несущего винта, м | 17,3 |
Диаметр рулевого винта, м | 3,91 |
Мощность двигателя, л.с. | 2х2225 |
Скорость, км/ч: | |
максимальная | 320 |
крейсерская | 264 |
Статический потолок без учета влияния земли, м | 2000 |
Динамический потолок, м | 4600 |
Дальность полета, км: | |
практическая | 595 |
перегоночная | 1000 |
Масса груза, кг: | |
нормальная | 1500 |
максимальная | 2400 |
на внешней подвеске | 2000 |
Экипаж, чел | 3 |
Число десантников, чел | 8 |
Встроенное вооружение | пулемет ЯкБ-12,7 |
ПТРК | 9К113 «Штурм-В» |
https://youtube.com/watch?v=R1CLgil0vZo
https://youtube.com/watch?v=FulDCTF5gpg
Ми-24ВМ
Состоящие на вооружении нашей армии
Ми-24 проходят сейчас коренную модернизацию. Вместо штатных металлических лопастей несущего винта
Ми-24, на модернизированный вариант, названный
Ми-24ВМ, ставят стеклопластиковые, более стойкие в боевых условиях с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Одновременно штатную втулку несущего винта
Ми-24
меняют на не требующую смазки эластомерную, позаимствованную от
Ми-28Н. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с
Ми-28Н. дорабатывается забустерная часть управления (автомат перекоса). В результате этих работ снижена масса на 300 кг и увеличен статический потолок на 600 м. При этом возрастает скороподъемность, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть.
Вся система выпуска-уборки шасси, существовавшая на
Ми-24, теперь демонтируется, а створки шасси становятся неподвижными. При этом достигается экономия в весе более 120 кг. Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок (АПУ) позволило более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Более того, ДБ-ЗУ существенно облегчили эксплуатацию вертолета в боевых условиях, упростив подвеску ракет, без больших физических усилий.
Упростили и командную радиолинию, снизив ещё раз при этом вес вертолёта. Общее
снижение массы составило 300 кг, в результате чего скороподъёмность возросла с
с 9,6 до 12,4 м/с. На 300 метров увеличился и статический потолок.Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР Атака, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения.
На Ми-24ВМ установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23 (вместо пулеметной ЯБ-12,7). Вместо двух аналоговых вычислителей, на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В»
|
|
Ми-2
|
Читать статью он нём → |
|
Ми-28
|
Ка-31
|
|
Ка-52 Аллигатор
Читать статью он нём → |
Смотрите |
|
Численность и процент русских по регионам РФ |
|
|
|
|
|
Советские асы второй мировой
Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя
Золотые запасы стран мира
Золотовалютные резервы стран мира
Нужен ли России золотой рубль?
Как разбогатела Америка
Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил
Кто и как продавал Аляску
Почему мы проиграли Холодную войну
Тайна реформы 1961 года
Как остановить вырождение нации
Почему в 1944
году депортировали чеченцев и ингушей
В какой стране пьют больше всех?
В какой стране больше всего убийств?
Как жил русский рабочий до революции?
Чему
равен советский рубль в нынешних деньгах
Что
Россия экспортирует и что импортирует
История московского трамвая
Мультфильм
«Гостья из Будущего-2»
Первый в мире автомат и его изобретатель
Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах
Знаки различия крупнейших армий мира
Add to your Facebook
—>
Боевое применение
Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировались кубинскими летчиками и наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя.
В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал самое активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны, совершали карательные рейды против афганских кишлаков и городов.
Ми-28 крайне редко использовался для транспортировки десанта, в основном он выполнял ударные функции. На первых порах повстанцам нечего было противопоставить тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито с помощью зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 было совсем не просто.
Ситуация изменилась после начала применения моджахедами переносных зенитно-ракетных комплексов, которые наводились по тепловому следу вертолетов. Особенно ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новейших американских ПЗРК «Стингер».
В 1989 году советские войска ушли из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 разных модификаций. Далеко не все они были сбиты противником. Много машин разбилось из-за крайне сложных условий пилотирования и эксплуатации. Всего же в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных видов.
В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой также принимали участие Ми-24, состоящие на вооружении ВВС Ирака. Советским вертолетам приходилось не только выполнять ударные функции, но и бороться с американскими AH-1J «Си Кобра», которые оказались весьма достойными противниками.
После распада СССР «крокодилы» использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 применяли обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один.
Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии.
Использовался этот вертолет и в Приднестровье.
Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании. За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины (к 2005 году).
Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они применяют Ми-24 против талибов и игиловцев.
Украинские правительственные войска активно и весьма эффективно использовали Ми-24 на первых этапах конфликта на Донбассе. Потеряно четыре вертолета.
Ударные вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.
Сталин, штурмовик Ил-2 и вредители
25.05.2018
«Судьба знаменитого оружия Победы, могучего самолета-штурмовика Ил-2 складывалась непросто. Если бы не личное вмешательство товарища Сталина фронт мог бы так и не получить отличную боевую машину.
Конструктор Ильюшин создал опытные образцы нового самолета незадолго до войны. Первоначально самолет задумывался и разрабатывался в двухместном варианте.
Пилот вел машину и управлял мощным пушечным вооружением для стрельбы по курсу самолета. Чтобы защищать штурмовик от вражеских истребителей сзади была устроена кабина стрелка-радиста с пулеметной установкой.
В январе 1940 года опытная машина успешно прошла государственные испытания, была высоко оценена боевыми летчиками и… оказалась совершенно невостребованной военными. По неясным причинам заказчики ссылались то на низкую маневренность, то на недостаточно мощную броню и хода самолету не давали.
Конструктор почти год обивал пороги наркомата, но так ничего и не добился. Отчаявшийся Ильюшин пишет разгромное письмо в ЦК, товарищу Сталину лично. Приглашение в Кремль пришло в течение нескольких дней.
Сталин в подробностях выслушал разъяснения конструктора и дал распоряжение немедленно пустить самолет в серию для поставок в действующие части. В условиях штурмовой работы машина была запущена и первые два серийных борта были выпущены уже к марту 1941 года.
Недоброжелатели Ильюшина не угомонились. Большие чины из ВВС принудили конструктора изменить схему штурмовика — ликвидировать кабину стрелка-радиста.
По мнению военных, убрав вторую кабину и пулеметную установку, они делают самолет легче и маневреннее. Кроме того, несколько увеличится скорость и потолок полета машины.
Как ни настаивал конструктор о сохранении первоначальной компоновки — военные оказались сильнее. Как водится, война внесла свои коррективы.
Германские летчики очень быстро обнаружили, что мощный штурмовик совершено беззащитен сверху и сзади. Фашистские истребители принялись массово сбивать одиночные штурмовики, которые не могли выстроиться в оборонительный круг и прикрывать друг друга.
В феврале 1942 года конструктора вызвали к вождю вместе с наркомом. Сталин с порога махнул рукой Ильюшину и сказал:
— Вынужден признать, товарищ Ильюшин, правота за Вами!
— Что такое, товарищ Сталин?
— Вы дали армии отличный двухместный штурмовик. А некоторые безответственные товарищи превратили его в одноместный. Истребителей на фронте не хватает, а без их прикрытия штурмовики сильно страдают от вражеского огня.
Верховный дал указание как можно скорее вернуться к двухместной схеме. Но с непременным условием:
Поздравляя конструктора с успешным запуском двухместной машины, товарищ Сталин сказал:
— Что с военных взять, товарищ Ильюшин! Так во всем мире, всегда держатся за старину, воюют по привычным лекалам. Но и Вы тоже недоработали, не настояли на правильной компоновке самолета с самого начала!
— Что же я мог сделать, товарищ Сталин, я один, а против целый наркомат!
— Так что же, позволить недалеким людям или даже врагам — вредить? Э, нет! Советский конструктор должен быть не таков. Они Вас в дверь — Вы в окно. Только так победим!
По результатам разбора истории со «штурмовиком Ильюшина» был выявлен и наказан ряд работников наркомата и представителей армейского заказчика. Отнюдь не все из них оказались недотепами, некоторые тормозили перспективный советский штурмовик вполне сознательно» (zen.yandex.ru).
Как видим, В.В. Путин тоже поддерживает техническое совершенство, но больше словесно, а в авиационной технике только пару раз пожелал видеть сверхзвуковой пассажирский самолет, т.е. то, что пока сегодня по ряду причин – невозможно! Так лучший в мире ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» с вооружения снял его друг: экс. министр обороны С. Иванов в угоду неуклюжему, да еще и недоработанному Ми-28Н. В Сирии было потеряно два Ми-28 и один Ми-24 без воздействия на них из вне. У Ми-35 ракета разорвалась в р-не хвостового винта и опять – катастрофа! А вертолет Ка-50 спокойно бы долетел до базы и после ремонта снова был бы годен к боевой работе. А ведь В.В. Путин, будучи на Дальнем Востоке, восхищался возможностями Ка-50, но не восстановил его по ‘ne пору вместо непригодного для современных боевых действий Ми-28Н.
Защитный слой
Для защиты от управляемых ракет Ми-24обросли» ЭВУ(экранирующими вентиляционными устройствами). К сожалению, они уменьшили мощность двигателя, требующуюся в горах как воздух, и прижились не сразу. Однако в 1987 году, когда из-за каждой скалы мог вылететьстингер», пришлось всё же установить их на все борта. Чуть раньше Ми-24 получили ещё и пылезащитные устройства(ПЗУ), которые такжеотжирали» мощность. Проблему попытались решить, но времени уже не хватило.
Ми-24В, принимавший участие в боевых действиях в ДРА. На вертолёте установлены ПЗУ и ЭВУ
На вертолётах спешно выросли кассеты ИК-ловушек АСО-2В — для попыток обмануть вражеские ракеты. Сначала их ставили под хвостовую балку, затем на фюзеляж, сразу за крылом, чтобы создавать максимально широкий шлейф. Довершали изменения станции активных помех СОЭП-В1АЛипа», которые, по воспоминаниям лётчиков, очень эффективно сбивали ракету с цели.
Технические характеристики
Советская разработка модели вертолета Ми-24 отличается следующими техническими характеристиками, представленными в таблице:
Параметр | Единица измерения | Величина |
Диаметр подъемного винта | мм | 17300 |
Диаметр винта управления | мм | 3908 |
Длина корпуса | мм | 17510 |
Ширина корпуса | мм | 1700 |
Высота | мм | 3900 |
Предельная масса для взлета | т | 11,5 |
Марка двигателей | – | ТВЗ-117В |
Суммарная мощность силовой установки | л.с. | 5000 |
Вместимость личного состава, вместе с членами экипажа | чел. | 11 |
Предельная величина скорости при полете в горизонтальном направлении | км/ч | 450 |
Фактическое расстояние полета | км | 450 |
Высота практического потолка | км | 4,950 |
Первые изменения
Первоначально в составе ВВС 40-й армии в Афганистан отправили всего шесть вертолётов Ми-24. Предполагалось, что серьёзных боевых действий не будет, а для разведки и прикрытия высадки хватит и такого количества. Первые же месяцы войны показали, что это не так. Начались полноценные боевые действия, а сама война становилась всё более и болеевертолётной».
Для начала лётчики спешно переобучались и привыкали к новым условиям. Огромные ущелья с непредсказуемыми воздушными потоками, горная местность и высота полётов показали недостаток мощности и приёмистости двигателей. Ми-24 пришлось учиться водить по‑новому.
Если в обычных условиях он спокойно взлетал вертикально, то в Афганистане, особенно с полной загрузкой, вертолеты поднималисьпо-самолётному» — совершая разбег по земле для увеличения скорости. Уже к концу 1980 года военные потеряли более 20 машин, по большей части из-за ошибок управления.
Требуется минимум пара — а лучше четвёрка или восьмёрка. На начальном этапе войны пробовали применять смешанные звенья из пар Ми-8 и Ми-24, но чем дальше, тем больше использовались исключительнокрокодильи» звенья(скорость выше, манёвренность лучше).
Одной из проблем стала беззащитность вертолёта во время выхода из атаки. Пришлось Ми-24 отрастить себе не предполагавшийся по конструкции пулемёт. Для чего борттехник в десантном отделении, высунув ствол в окно, поливал из ручного пулемёта позиции душманов во время выхода из атаки, не давая тем поднять голову и атаковатьКрокодила» с хвоста. Иногда кроме борттехника на эту работу подряжали дополнительных стрелков с пулемётами, высунутыми в форточки. Понятно, что эффективность такой стрельбы была невысокой, ведь основная задача — напугать противника.
Отдельно стоит сказать и о тактике. Простоелечу и стреляю» в условиях Афгана не работало — слишком большой шанс потерять машину. Только синхронная и эффективная работа в парах. Среди тактик штурмовки были атака с круга, успешно применявшаяся ещё штурмовиками Второй мировой, иромашка» — когда группа сходилась в одной точке, чтобы одновременно атаковать противника с разных сторон. В ходу были и противозенитныеножницы», исполняемые двумя парами — когда верхняя прикрывает работающую по целям нижнюю.
Лучшие вертолеты в мире
Проектированием и конструированием занимается ряд развитых стран. В мире можно насчитать несколько десятков моделей, которые считаются лучшими в сферах своего предназначения. Но лишь несколько стали настоящими легендами.
AH-1Z Вайпер
Пятое место занимает Вайпер, это ударный вертолет, оснащенный двумя двигателями. Он оптимален для многоцелевого использования и поэтому по праву считается универсальным. Его разрабатывали специально для военной морской пехоты США в рамках программы модернизации H-1. Один из вариантов часто называют “Зулу Кобра”, но миру он больше известен именно как Вайпер. Отличительными особенностями стали винты на четыре лопасти, улучшенная прицельная система и композитные несущие. Используется не только американской армией, но вооруженными силами Ирана, Китая, Турции и других стран.
Еврокоптер Тигр
Совместная разработка инженеров из Франции и Германии, тоже относится к ударному типу. У него два мощных турбовальных двигателя, каждый на 1303 лошадиные силы. Максимальная скорость, которую они позволяют развить составляет 278 километров в час. Но выделяется он вовсе не производительностью. У этой машины самая совершенная маскировка в своем классе. Производимый уровень шума снижен до самого минимума, что очень значимо для военной авиации. Установлено оружие, это пушка на калибр 30 мм, предусмотрены четыре точки для размещения ракетниц. Есть возможность установить и пулеметы. Такими пользуются армии стран-разработчиков, а также Испания и Австралия.
Вертолет Mи-28H
Позиция в середине рейтинга и третье место достались нашему противотанковому ударнику Ми-28Н. В НАТО его называют по-другому, Havoc, что переводится, как опустошитель. Прозвище оправдано сутью: наш Ми способен работать в любой время суток и года и при любых погодных условиях. Он оптимизирован под боевые цели, так как предназначен специально для них, в этом классе он превосходит даже легендарный Ми-24. В носовой части размещена установка под пулеметы, под крыльями предусмотрены крепления для перевозки грузов.
Все важнейшие узлы дублированы и расположены в разных зонах, чтобы в случае поражения одной остался дубликат. Именно это решение обеспечивает максимальную живучесть, соответственно, и выживаемость экипажа. Мощность двигателя — 2200 лошадиных сил, он развивает скорость до 300 км в час.
AH-64D Apache Long Bow
Мы приближаемся к лидеру рейтинга, рассмотрим того, кто расположился на первом месте. АН-64 Апач показал свое мощное противотанковое поражающее действие в Персидском заливе. Он тоже сохраняет работоспособность в любых условиях, даже во время природных стихий. Модель создавали для армии США, и она соответствует целому ряду жестких требований. Это самая современная электроника, мощная огневая сила и уникальная система управления огнем. Его можно оснастить ракетами разного типа и калибра, а также автоматической пушкой.
Камов KA-50/KA-52
Неудивительно, что лидером стала именно “Черная Акула”, созданная Конструкторским бюро Камова. Его создали в 80-е годы, затем в 1995 году обновили под современные нужды российской армии. Это компактный одноместный вертолет ударного типа был сконструирован таким образом, чтобы минимизировать риск гибели пилота. Именно поэтому он создан маленьким, то есть легким и очень маневренным. Это единственная однопилотная модель, она способна поднимать в воздух 24 ракеты и 4 ракетных блока. КА-50 может перевозить ракеты класса воздух-воздух, что делает его опасным противником для других летательных аппаратов. Радиус его боевого поражения — 250 км, максимальная скорость — 350 км в час. Присутствует боевая пушка калибром 30 мм.
Теперь ты знаешь, в каких странах делают вертолеты, и можешь гордиться, что лучшие из них производят в нашей стране. Более того, отцами вертолетостроения тоже стали наши соотечественники.
Гладко было на бумаге
Конструкторы, создававшие Ми-24 в далеком 1969 году, представляли этот ударный вертолёт в виде крылатой боевой машины пехоты. Вот он, скрываясь в складках местности, доставляет пехотинцев к месту назначения, затем прикрывает их высадку и, ловко уничтожив супостатов, уходит на недоступной другим вертолётам скорости. Увы, в реальности всё оказалось гораздо прозаичнее.
Ми-24 бросили в горнило новой войны абсолютно к ней неподготовленным. Чтобы выжить, ему пришлось эволюционировать — причём как можно быстрее. Менялась тактика применения, складывались наиболее эффективные варианты вооружения, а сам вертолётобрастал» новыми органами, необходимыми для выживания.
Вертолет с газотурбинными двигателями Ми-2.
Ми-2
В 1950-х, широко распространенный в армии и ГВФ вертолет Ми-1, имеющий в оснащении поршневой мотор, к концу десятилетия уже не соответствовал растущим к нему требованиям. И весной 1960г. выдается задание на разработку многоцелевого вертолета для нужд ВВС и гражданской авиации. Машине присваивается индекс В-2. Инженерами ОКБ миля выносится революционное решение о применении в качестве силовой установки двух газотурбинных двигателей ГТД-350. Что должно было повысить надежность и живучесть машины.
В октябре 1961г. вертолет впервые отрывается от ВПП. А через месяц он выходит на гос. испытания.
Примечательно, что массовый выпуск вертолетов Ми-2 был налажен в Польше по лицензии в 1964г.
Двойка активно поставлялась на экспорт в союзные страны, а также в Бирму, Ирак, Египет, Лесото, КНДР, Кубу, Ливию, Румынию, Никарагуа, Сирию. А один экземпляр даже оказался в соединенных Штатах.
Это интересно – «Первые вертолеты СССР».
В 1992 году производство Ми-2 завершено. Всего за это время было выпущено 5400 вертолетов разных модификаций.
Вертолеты Миля Ми-2 массово эксплуатируются и сегодня боле чем в 20-ти государствах.
История создания
Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.
Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.
С самого начала в экипировку экипажа входили каски и бронежилеты. Бронирование кабины заключалось в бронестекле, бронировании сидений экипажа, бронеплитах по бортам кабины и капотах двигателей.
Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.
Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.
Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.
Ми-24Б (изд.«241») получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.
Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.