Ми-24
Содержание:
- Универсал для локальных конфликтов
- Боевое применение
- Ми-24ВМ
- История создания
- Технические характеристики
- Боевое применение
- Сталин, штурмовик Ил-2 и вредители
- Конструкция и летно-технические характеристики
- Описание основных модификаций
- Мировая авиационная промышленность
- Летно-технические характеристики
- Устройство «Крокодила»
- Боевое применение
- Основные модификации
- Модификации Ми-24
Универсал для локальных конфликтов
По мнению директора по спецпроектам завода «Роствертол» Андрея Варфоломеева, в мире не существует вертолетов, подобных Ми-24/35 по их широкому набору функций. С одной стороны, это ударные вертолеты, предназначенные для уничтожения живой силы, бронетехники, танков. С другой стороны, они могут перевозить в грузовой кабине до восьми десантников, троих лежачих раненых или груз до 1,5 тонн. А ведь еще существует возможность использования внешней подвески, которая расширяет грузоподъемность вертолета до 2,4 тонны.
Современные продолжатели «Крокодила» созданы для разных задач. В Ми-35М реализован вариант с неубирающимися шасси для компенсации удара при резкой посадке и укороченным крылом. Этот вертолет больше подходит для поражения крупных бронированных целей. Ми-35П «Феникс» − скоростная версия, сохранившая черты Ми-24 и созданная для уничтожения площадных целей и живой силы. В данном случае убирающееся шасси позволяет достигать более высоких скоростей. Такой вертолет будет эффективен в локальных конфликтах, проходящих без применения тяжелой техники. Плюсом новой машины также станет то, что она может применяться при высоких температурах и в условиях высокогорья. Ми-35П может использоваться там, где мощности таких штурмовиков, как Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», избыточны.
В отличие от некоторых других модификаций, Ми-35П управляется экипажем из трех человек. Командир располагается в задней кабине, он отвечает за выполнение общих задач полета. В нижней кабине − его боевой помощник, пилот-оператор, в функции которого входит прицеливание и поражение целей. Также он может полноценно управлять машиной. В грузовой кабине располагается бортовой техник, у которого есть прямой доступ к командиру.
Бортовое оборудование позволяет Ми-35П выходить на цель в автоматическом режиме. Заявленная крейсерская скорость вертолета – 260 км/ч, максимальная – до 335 км/ч, дальность полета с основными топливными баками – 450 км, перегоночная дальность − 1000 км, динамический потолок − 4,5 км. Силовая установка – ТВ3-117ВМА суммарной мощностью двух двигателей на взлетном режиме до 4400 л.с. производства «ОДК-Климов».
Ми-35П вооружен подвижной двухствольной пушкой калибра 23 мм, неуправляемыми ракетами типа С-8, также возможна установка подвесных контейнеров с пушками калибра 23 мм, неуправляемых ракет типа С-13, противотанковых управляемых ракет «Атака» с двухканальной системой управления или ракет «Вихрь-1» и «Вихрь-1М». По требованиям заказчика комплекс вооружения может расширяться.
В ударных вертолетах Ми-35П соединились многолетний опыт боевого применения семейства Ми-24/35 и последние достижения российского вертолетостроения. Мощная, защищенная и быстрая машина с широким набором функций обладает хорошим экспортным потенциалом. По мнению экспертов, Ми-35П будет особенно интересен тем странам, которые используют прежние модели Ми-24, а значит имеют все необходимые ресурсы для перехода на новый вертолет.
Боевое применение
Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировались кубинскими летчиками и наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя.
В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал самое активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны, совершали карательные рейды против афганских кишлаков и городов.
Ми-28 крайне редко использовался для транспортировки десанта, в основном он выполнял ударные функции. На первых порах повстанцам нечего было противопоставить тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито с помощью зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 было совсем не просто.
Ситуация изменилась после начала применения моджахедами переносных зенитно-ракетных комплексов, которые наводились по тепловому следу вертолетов. Особенно ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новейших американских ПЗРК «Стингер».
В 1989 году советские войска ушли из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 разных модификаций. Далеко не все они были сбиты противником. Много машин разбилось из-за крайне сложных условий пилотирования и эксплуатации. Всего же в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных видов.
В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой также принимали участие Ми-24, состоящие на вооружении ВВС Ирака. Советским вертолетам приходилось не только выполнять ударные функции, но и бороться с американскими AH-1J «Си Кобра», которые оказались весьма достойными противниками.
После распада СССР «крокодилы» использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 применяли обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один.
Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии.
Использовался этот вертолет и в Приднестровье.
Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании. За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины (к 2005 году).
Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они применяют Ми-24 против талибов и игиловцев.
Украинские правительственные войска активно и весьма эффективно использовали Ми-24 на первых этапах конфликта на Донбассе. Потеряно четыре вертолета.
Ударные вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.
Ми-24ВМ
Состоящие на вооружении нашей армии
Ми-24 проходят сейчас коренную модернизацию. Вместо штатных металлических лопастей несущего винта
Ми-24, на модернизированный вариант, названный
Ми-24ВМ, ставят стеклопластиковые, более стойкие в боевых условиях с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Одновременно штатную втулку несущего винта
Ми-24
меняют на не требующую смазки эластомерную, позаимствованную от
Ми-28Н. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с
Ми-28Н. дорабатывается забустерная часть управления (автомат перекоса). В результате этих работ снижена масса на 300 кг и увеличен статический потолок на 600 м. При этом возрастает скороподъемность, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть.
Вся система выпуска-уборки шасси, существовавшая на
Ми-24, теперь демонтируется, а створки шасси становятся неподвижными. При этом достигается экономия в весе более 120 кг. Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок (АПУ) позволило более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Более того, ДБ-ЗУ существенно облегчили эксплуатацию вертолета в боевых условиях, упростив подвеску ракет, без больших физических усилий.
Упростили и командную радиолинию, снизив ещё раз при этом вес вертолёта. Общее
снижение массы составило 300 кг, в результате чего скороподъёмность возросла с
с 9,6 до 12,4 м/с. На 300 метров увеличился и статический потолок.Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР Атака, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения.
На Ми-24ВМ установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23 (вместо пулеметной ЯБ-12,7). Вместо двух аналоговых вычислителей, на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В»
|
|
Ми-2
|
Читать статью он нём → |
|
Ми-28
|
Ка-31
|
|
Ка-52 Аллигатор
Читать статью он нём → |
Смотрите |
|
Численность и процент русских по регионам РФ |
|
|
|
|
|
Советские асы второй мировой
Без пакта Молотова-Риббентропа обойтись было нельзя
Золотые запасы стран мира
Золотовалютные резервы стран мира
Нужен ли России золотой рубль?
Как разбогатела Америка
Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил
Кто и как продавал Аляску
Почему мы проиграли Холодную войну
Тайна реформы 1961 года
Как остановить вырождение нации
Почему в 1944
году депортировали чеченцев и ингушей
В какой стране пьют больше всех?
В какой стране больше всего убийств?
Как жил русский рабочий до революции?
Чему
равен советский рубль в нынешних деньгах
Что
Россия экспортирует и что импортирует
История московского трамвая
Мультфильм
«Гостья из Будущего-2»
Первый в мире автомат и его изобретатель
Советские цены на автомобили и мотоциклы в рублях и зарплатах
Знаки различия крупнейших армий мира
Add to your Facebook
—>
История создания
Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.
Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.
С самого начала в экипировку экипажа входили каски и бронежилеты. Бронирование кабины заключалось в бронестекле, бронировании сидений экипажа, бронеплитах по бортам кабины и капотах двигателей.
Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.
Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.
Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.
Ми-24Б (изд.«241») получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.
Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.
Технические характеристики
Масса, кг: | |
пустого | 8500 |
нормальная взлетная | 11200 |
максимальная взлетная | 11500 |
Длина полная, м | 21,35 |
Размах крыла, м | 6,66 |
Диаметр несущего винта, м | 17,3 |
Диаметр рулевого винта, м | 3,91 |
Мощность двигателя, л.с. | 2х2225 |
Скорость, км/ч: | |
максимальная | 320 |
крейсерская | 264 |
Статический потолок без учета влияния земли, м | 2000 |
Динамический потолок, м | 4600 |
Дальность полета, км: | |
практическая | 595 |
перегоночная | 1000 |
Масса груза, кг: | |
нормальная | 1500 |
максимальная | 2400 |
на внешней подвеске | 2000 |
Экипаж, чел | 3 |
Число десантников, чел | 8 |
Встроенное вооружение | пулемет ЯкБ-12,7 |
ПТРК | 9К113 «Штурм-В» |
https://youtube.com/watch?v=R1CLgil0vZo
https://youtube.com/watch?v=FulDCTF5gpg
Боевое применение
Все серийные вертолёты применялись для решения задач общевойскового характера — высадки десанта, огневой поддержки, уничтожения живой силы, бронетехники и огневых точек, перевозки грузов, эвакуации раненых, более чем в 30 войнах и военных конфликтов мира.
Главным конфликтом в которой Ми-24 участвовал в своей основной роли(противотанковой) стала Ирано-иракская война. В ходе этого конфликта «Крокодил» также себя хорошо зарекомендовал в роли ПВО. В ходе войны иракской стороной было заявлено 53 воздушных победы против иранских вертолетов, потеряв 6 своих машин в боях с «Кобрами», (однако известна только одна подтверждённая победа Ми-24 (над «Коброй» в 1981 году). Кроме этого, описывается эпизод, в котором вертолётом Ми-24В был поражен истребитель «Фантом» в ходе ирано-иракской войны (независимые исследователи высказывают сомнения в достоверности этого эпизода).
В советском строю Ми-24 часто выполняли перехваты нарушителей границы СССР. Известно по крайней мере о 5 самолетах-нарушителях, принужденных к посадке. В одном из слуачаев пилот нарушителя не реагировал на сигналы, но после предупредительного огня последовал за вертолетом. При заходе на посадку нарушитель попытался «сбежать», но экипаж Ми-24 занял место выше и «прижал» самолет к полосе. Летчик и самолет арестованы.
По западной информации, 5 октября 1992 года во время грузино-абхазского конфликта, российский вертолет Ми-24 огнем пушки сбил грузинский Ми-24.
Российские Ми-24 широко применялись в ходе чеченских войн. 30 сентября, 25 октября и 25 ноября «Крокодилы» совершили налеты на контролируемые Грозным аэродромы, уничтожив и повредив на земле несколько самолетов и вертолетов. 10 октября 1994 года Ми-24 нанесли удар по отрядам генерала Дудаева, а 23 ноября совместно с Су-25 по чеченскому танковому полку в Шали, уничтожив 21 танк и 4 БТР. В конце декабря российский Ми-24В сбил ракетой на догонном курсе самолет Ан-12, который перевозил из Азербайджана оружие (в том числе 12 ПТУР и 8 ПЗРК) для дудаевцев, а так же солидную партию долларов для «независимой Чечни». 22 марта 1995 года была проведена операция, в ходе которой Ми-24 в сумерках нанесли удар по опорному пункту чеченских боевиков и району вокруг него. Было уничтожено 170 боевиков и 8 единиц тяжелой техники — 4 танка и 4 орудия. На июль 1995 года по разным причинам было потеряно 7 вертолетов. (см. также Список потерь российской авиации в Первой чеченской войне). За первый год второй чеченской войны (к сентябрю 2000 года) было потеряно 11 Ми-24, а к 2005 году число потерь вертолётов этого типа увеличилось до 23 машин (см. также Список потерь российской авиации в Чечне (с 1999 г.)).
В ходе Карабахской войны Ми-24 применялись с обеих сторон. Армянской стороне война обошлась в 1 сбитый Ми-24, азербайджанской — в 6 вертолетов.
12 сентября 1996 г. белорусские Ми-24 сбили АДА «D-Carriben». Двое воздухоплавателей из Англии принимали участие в показе воздушных шаров, организованном на территории Польши. Из-за ошибки экипажа, не учевшего ветровую обстановку, воздушный шар пересек границу Белоруси и был перехвачен парой вертолетов Ми-24П. Один из вертолетов открыл огонь из 30-мм пушки с целью принудить шар к посадке, но попадание снаряда привело к падению аппарата и гибели обоих воздухоплавателей.
11 августа 2008 года во время войны в Южной Осетии, российский вертолет Ми-24, уничтожил на аэродроме в Сенаки два грузинских вертолета (Ми-14 и Ми-24).
- Гражданская война в Анголе (1975—2002; Ангола)
- Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989; Вьетнам)
- Эфиопо-сомалийская война (1977—1978; Куба) — первый случай боевого применения
- Чадско-ливийский конфликт (1978—1987; Ливия)
- Афганская война (1979—1989; СССР, Афганистан)
- Ирано-иракская война (1980—1988; Ирак)
- Гражданская война на Шри-Ланке (1983—2009; Шри-Ланка, Индия)
- Вторая гражданская война в Судане (1983—2002; Судан)
- Карабахская война (1988—1994; Армения, Азербайджан, СССР)
- Вооружённый конфликт в Приднестровье (1992; Россия)
- Гражданская война в Сьерра-Леоне (1991—2002; Сьерра-Леоне)
- Абхазская война (1992—1993; Грузия)
- Первая чеченская война (1994—1996; Россия)
- Война в Хорватии (1992—1995; Хорватия)
- Эфиопо-эритрейская война (1998—2000; Эфиопия)
- Вторая чеченская война (с 1999; Россия)
- Конфликт в Македонии (2001; Македония)
- Война в Афганистане (с 2001; Польша)
- Иракская война (2003—2010; Польша)
- Война в Южной Осетии (2008; Россия, Грузия)
- Гражданская война в Кот-д’Ивуаре (2011; Украина, в составе миротворческих сил ООН)
- Гражданская война в Сирии (2011; Сирия)
Сталин, штурмовик Ил-2 и вредители
25.05.2018
«Судьба знаменитого оружия Победы, могучего самолета-штурмовика Ил-2 складывалась непросто. Если бы не личное вмешательство товарища Сталина фронт мог бы так и не получить отличную боевую машину.
Конструктор Ильюшин создал опытные образцы нового самолета незадолго до войны. Первоначально самолет задумывался и разрабатывался в двухместном варианте.
Пилот вел машину и управлял мощным пушечным вооружением для стрельбы по курсу самолета. Чтобы защищать штурмовик от вражеских истребителей сзади была устроена кабина стрелка-радиста с пулеметной установкой.
В январе 1940 года опытная машина успешно прошла государственные испытания, была высоко оценена боевыми летчиками и… оказалась совершенно невостребованной военными. По неясным причинам заказчики ссылались то на низкую маневренность, то на недостаточно мощную броню и хода самолету не давали.
Конструктор почти год обивал пороги наркомата, но так ничего и не добился. Отчаявшийся Ильюшин пишет разгромное письмо в ЦК, товарищу Сталину лично. Приглашение в Кремль пришло в течение нескольких дней.
Сталин в подробностях выслушал разъяснения конструктора и дал распоряжение немедленно пустить самолет в серию для поставок в действующие части. В условиях штурмовой работы машина была запущена и первые два серийных борта были выпущены уже к марту 1941 года.
Недоброжелатели Ильюшина не угомонились. Большие чины из ВВС принудили конструктора изменить схему штурмовика — ликвидировать кабину стрелка-радиста.
По мнению военных, убрав вторую кабину и пулеметную установку, они делают самолет легче и маневреннее. Кроме того, несколько увеличится скорость и потолок полета машины.
Как ни настаивал конструктор о сохранении первоначальной компоновки — военные оказались сильнее. Как водится, война внесла свои коррективы.
Германские летчики очень быстро обнаружили, что мощный штурмовик совершено беззащитен сверху и сзади. Фашистские истребители принялись массово сбивать одиночные штурмовики, которые не могли выстроиться в оборонительный круг и прикрывать друг друга.
В феврале 1942 года конструктора вызвали к вождю вместе с наркомом. Сталин с порога махнул рукой Ильюшину и сказал:
— Вынужден признать, товарищ Ильюшин, правота за Вами!
— Что такое, товарищ Сталин?
— Вы дали армии отличный двухместный штурмовик. А некоторые безответственные товарищи превратили его в одноместный. Истребителей на фронте не хватает, а без их прикрытия штурмовики сильно страдают от вражеского огня.
Верховный дал указание как можно скорее вернуться к двухместной схеме. Но с непременным условием:
Поздравляя конструктора с успешным запуском двухместной машины, товарищ Сталин сказал:
— Что с военных взять, товарищ Ильюшин! Так во всем мире, всегда держатся за старину, воюют по привычным лекалам. Но и Вы тоже недоработали, не настояли на правильной компоновке самолета с самого начала!
— Что же я мог сделать, товарищ Сталин, я один, а против целый наркомат!
— Так что же, позволить недалеким людям или даже врагам — вредить? Э, нет! Советский конструктор должен быть не таков. Они Вас в дверь — Вы в окно. Только так победим!
По результатам разбора истории со «штурмовиком Ильюшина» был выявлен и наказан ряд работников наркомата и представителей армейского заказчика. Отнюдь не все из них оказались недотепами, некоторые тормозили перспективный советский штурмовик вполне сознательно» (zen.yandex.ru).
Как видим, В.В. Путин тоже поддерживает техническое совершенство, но больше словесно, а в авиационной технике только пару раз пожелал видеть сверхзвуковой пассажирский самолет, т.е. то, что пока сегодня по ряду причин – невозможно! Так лучший в мире ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» с вооружения снял его друг: экс. министр обороны С. Иванов в угоду неуклюжему, да еще и недоработанному Ми-28Н. В Сирии было потеряно два Ми-28 и один Ми-24 без воздействия на них из вне. У Ми-35 ракета разорвалась в р-не хвостового винта и опять – катастрофа! А вертолет Ка-50 спокойно бы долетел до базы и после ремонта снова был бы годен к боевой работе. А ведь В.В. Путин, будучи на Дальнем Востоке, восхищался возможностями Ка-50, но не восстановил его по ‘ne пору вместо непригодного для современных боевых действий Ми-28Н.
Конструкция и летно-технические характеристики
Ми-24 сконструирован по классической одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трех- или четырехлопастным (в зависимости от модификации) рулевым винтами. Имеет два газотурбинных двигателя, крыло с отрицательным поперечным углом (для улучшения боковой устойчивости на больших скоростях), трехопорное колесное шасси с носовой стойкой (в некоторых модификациях шасси убирается в полете). Экипаж — два или три человека, в зависимости от модификации. Стрелок-оператор и пилот размещаются в бронированной геметизированной кабине друг за другом, бортмеханик — в грузовой кабине в центральной секции фюзеляжа. Полезная нагрузка — до восьми десантников или четверо раненых на носилках, либо 1 тыс. 500 кг груза или 2 тыс. 500 кг груза на внешней подвеске. Максимальная взлетная масса машины составляет 12 т., крейсерская скорость — 240 км/ч, максимальная скорость в горизонтальном полете — 300 км/ч. Практический потолок — 3 тыс. 150 м (статический), 5 тыс. 400 м (динамический).
Описание основных модификаций
Первой серийной модификацией вертолёта был Ми-24А, вооружённый пулемётом А-12,7А, ПТРК “Фаланга-МВ” и блоками НАР С-5. Этот вертолёт за характерный вид кабины пилотов прозвали “Стакан” — такое название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище “Крокодил” впоследствии перешло на все варианты вертолёта.
Пулемёт заменили на ЯкБ-12,7 — оружие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), с темпом стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Внедрили новую модель ракет “Фаланга”, оснащенную полуавтоматическим наведением.
Но работы быстро остановили – опыт эксплуатации вертолётов доказал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плох. Так в 1972 появился Ми-24В с полностью изменённой носовой частью в которой находилась новая тандемная кабина. Однако разработка новых ПТУР “Штурм” задерживалась, и это привело к появлению переходной модели – Ми-24Д, в которой новая кабина сочеталась с комплексом вооружения от Ми-24Б.
В 1975 завершились испытания Ми-24В с новыми, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами “Штурм”. На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт путем переноса с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал тянущим, что позволило улучшить устойчивость полета, и повысило эффективность управления.
Первый “пушечный” вариант Ми-24П пошёл в серийное производство в 1981 году. Его вооружили неподвижно установленной курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт применения такого вертолёта показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.
Он оснащался аэрофотоаппаратом и цифровым корректировочным комплексом. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки на заражённых территориях и комплектовалась системой жизнеобеспечения, аппаратурой анализа, а ракетное вооружение заменили дистанционно управляемыми экскаваторами для взятия проб грунта. Такие машины применяли во время Чернобыльской катастрофы.
Ми-24ВМ впервые взлетел в 1999 году. На этот вертолёт установили стеклопластиковый несущий винт, четырёхлопастной рулевой винт, управляемые ракеты “Атака”. Шасси сделали неубирающимся, потому как убирающееся заметного преимущества так и не дало. Фирма ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолётов.
Известные, как “Superhind” (Hind – так Ми-24 называют в странах НАТО), эти машины имеют облегчённую конструкцию, усиленную бронезащиту, может использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.
Мировая авиационная промышленность
- Авиационная промышленность США
- Авиационная промышленность Великобритании
- Авиационная промышленность Франции (см. )
- Авиационная промышленность Германии (см. )
- Авиационная промышленность Украины
- Авиационная промышленность Израиля
- Авиационная промышленность Ирана
- Авиационная промышленность Канады (см. Bombardier Aerospace)
- Авиационная промышленность Бразилии (см. Embraer)
- Авиационная промышленность Китая
- Авиационная промышленность Японии (см. ,Категория:Авиастроительные компании Японии)
Мировая авиационная промышленность развивается очень быстро. Это можно объяснить тем, что данная отрасль машиностроения очень важна для военно-промышленного комплекса страны. Конечно же, каждая страна старается наращивать свою военную мощь, поэтому и вкладывает большое количество средств в эту отрасль.
Летно-технические характеристики
Экипаж: 2—3 чел.
Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
Крейсерская скорость: 270 км/ч
Максимальная скорость
В горизонтальном полёте: 335 км/ч
Дальность полёта практическая: 450 км
Дальность полёта перегоночная: 1000 км
Средний расход топлива: 780 л/час
Статический потолок: 1400 м
Динамический потолок: 4950 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3
Допустимый угол крена: 50 град.
Допустимый угол тангажа: 30 град.
Вооружение
Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации
Число точек подвески: 6 (4)
Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами
Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24
«Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.
Устройство «Крокодила»
Рисунок 1. Схема вертолёта
Вертолёт, получивший у русских неофициальное название «Крокодил» и «Напильник», в НАТО окрестили Hind, что в переводе с английского означает «Лань» или «Батрак». Построен по классической схеме и обладал пятилопастным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.
Кабина пилотов располагалась в передней части, первым сидел оператор, за ним командир экипажа (пилот), находящийся на 30 см выше. Позади летчика, в грузовом отсеке, размещался бортмеханик.
Защита осуществлялась не только герметизацией салона, но и установкой дополнительной брони, не использующейся на опытных образцах. Кроме брони кабины пилотов и двигателей, листы были установлены на днище, в районе топливного бака, главного редуктора и емкости гидроусилителя.
В центральной части могли расположиться 8 полностью экипированных десантников, задняя предназначалась для оборудования и складывания задних, основных шасси во время полёта.
Боевое применение
Первое боевое крещение вертолет принял в Сомали в 1979 году. Для пилотирования привлекались кубинские летчики, поражая цели соседней Эфиопии.
С началом войны в Афганистане Ми-24 применялся для огневой поддержки наземных подразделений, уничтожения караванов с вооружением. Но транспортировка десантников не входила в основную задачу «Крокодила».
Эти вертолеты также поставлялись иракской армии в войне с Ираном, начавшейся в 1980 году.
После распада СССР данная машина повсеместно применялась в боестолкновениях в горячих точках по всех территории СНГ, включая Чечню. Машина была задействовано в Российско-Грузинском противостоянии, использовалась в войне в Сирии.
Относительно недавнее применение Мi-24 — состоялось во время конфликта в Донбассе, где эти вертолеты использовались военными силами Украины.
Основные модификации
Рисунок 2. Ми-24ПС
Максимальное количество моделей, выпущенных РВПО Арсеньевская авиационная компания, пришлось на модификацию Ми-24В. Производились до 1986 г., и всего было собрано 1 000 единиц, после чего на смену пришли более качественные и усовершенствованные версии.
Модель Ми-24ВП, первый экземпляр которой собран в 1989 г., по многим характеристикам превосходила американский «Апач». Кроме наиболее распространённых версий из модификаций, собирающихся для внутреннего рынка, можно выделить такие:
- Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолёт.
- Ми-24П — отличающийся вооружением.
- Ми-24 ПН — предназначенный для ночных заданий.
- Ми-24ПС — полицейский патрульно-спасательный вариант.
- Ми-24Р — машина, предназначенная для РХБ-разведывательных подразделений.
- Ми-24РА — усовершенствованная версия предыдущей модели.
- Ми-24ХР — вертолёт для работы подразделений радиохимической разведки в заражённых районах.
- Ми-35ПМ — отличались новыми винтами, изготовленными из композиционных материалов.
Кроме перечисленных модификаций, более 15 различных моделей было собрано по заказу иностранных государств и с учётом индивидуальных замечаний заказчиков.
Модификации Ми-24
Серийно выпускались модификации Ми-24, с добавлением к обозначению следующих буквенных символов:
- А — первая из серийных модификаций с удлиненной кабиной при дополнительном бронировании и правосторонним расположением рулевого винта и измененной конструкцией крепежа ПТУРов; версия Ми-24 с индексом А производилась с 1971 года;
- В — наиболее массовое исполнение с противотанковым ракетным комплексом «Штурм» и комплексом наведения «Радуга»; несколько изменилась конструкция рамы и топливной системы; производилась до 1986 года;
- Д — модель с переоборудованной кабиной, сохранившейся до настоящего времени; это исполнение пошло в серию с 1973 года; двигатели этой модификации Ми-24 дополнительно защищались от пыли, что повысило их срок службы;
- ВП — вертолет с усиленным вооружением, превосходящим по характеристикам модель США «Апач». Производился с 1989 года и позволял выполнять боевые задачи в ночное время суток, с противодействием самолетам противника с помощью ракетного вооружения;
- Ми-35 — экспортный вариант исполнения Ми-24В производимый РФ.
Ми-35 Применение «Крокодила» в Афганистане выявило его слабые стороны. В связи с, уязвимостью от ударов переносных зенитных комплексов на вертолет установили отстреливающиеся тепловые ловушки и другое оборудование, препятствующее попаданию в вертолет ракет ГСН. Отдельные «вертушки» оснастили ночным прицелом, расширяющим функциональность.