122мм гаубица д-30
Содержание:
- Описание
- Египетские скворечники и ливанские тираны
- Надежность, проблемы и ремонт двигателя БМВ М30Б35/М30Б34
- Как можно визуально расширить пространство
- Техника бега
- Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- Тактико-технические характеристики пушки ЗИС-3
- Организационно-штатная структура[править]
- Особенности подготовки и тренировок
- На вооружении
- Данные боеприпасов
- История гаубицы Д-30
Описание
1. Ствол, 2. Противооткатная система, 3. Щиток, 4. Панорамный прицел, 5. Казенник с затвором, 6. Колеса, 7. Разрезные шлейфы лафета.
Ствол М-30 имел сборную конструкцию и состоял из гильзы, кожуха и затвора. Затвор был прерванный винтового типа, с принудительной случае картридж экстракции. Пушка оснащалась гидравлическим буфером отдачи и гидропневматическим рекуператором. Панорамный прицел использовался как для стрельбы прямой, так и прямой наводкой.
У М-30 была современная тележка с рессорной подвеской и стальные колеса с резиновыми шинами. Обычно его буксировали на автомобиле без передка . Лафет позволял буксировать со скоростью до 50 км / ч по асфальтированной дороге и до 35 км / ч по гравийным или грунтовым дорогам, хотя орудие также могло перемещаться бригадой из шести лошадей, и в этом случае был передок. использовал. Когда трассы открывались, подвеска автоматически блокировалась. В аварийной ситуации можно было стрелять в режиме «одиночного следа», но ценой резко уменьшенного поворота (1 ° 30 ‘). Время, необходимое для подготовки орудия к бою, составляло около 1–1,5 минуты.
Лафет М-30 в дальнейшем использовался для 152-мм гаубицы Д-1 .
Египетские скворечники и ливанские тираны
Совсем недавно перуанцы решили скрестить ужа с ежом: натовские гусеницы с советскимдрыном». В армии Перу мало денег, но достаточно много напрочь устаревших лёгких танков AMX-13. Штук 30 или 40 из них(может, несколько всё же оставят в качествесветляков-барабанщиков») планируют переделать в самоходные артиллерийские установки со 122-мм гаубицами Д-30(без колёс и опорных станин). Ко всей этой красоте добавили прибор ночного видения и современную рацию. Получившееся чудо назвали AMX-D30 Vulcano.
Могучая перуанская оборонка уже усиливала АМX-13/105 советскими противотанковыми ракетамиМалютка» и украинскими Р-2Барьер», а французов с 75-мм пушками превращала в самоходные ПТРК(противотанковый ракетный комплекс) Alacran с российскими ПТУРКорнет-Э».Вулканами» станут избежавшие пока модернизации танки.
122-мм самоходная гаубица AMX-D30 Vulcano
Перу в деле подобного САУ-строения далеко не первопроходец. История присобачивания буксируемых гаубиц Д-30 на танки началась на Ближнем Востоке. К 70-м годам в египетской армии ещё осталось достаточное количество танков Т-34, присланныхбольшим советским другом», но безнадёжно устаревших. Являться на дуэль даже с израильскимисупершерманами» со 105-мм пушками с калибром 85 мм было уже как-то некомильфо.
Поэтому решили переделать часть устаревших танков в САУ с суперсовременной на тот момент гаубицей Д-30. Потомки фараонов подошли к делу творчески и соорудили вокруг тела орудия огромныйбронескворечник» на частично срезанной башне.
Собственные конверсии на базе знаменитого танка Второй мировой делали и сирийцы. Некоторое количество гаубичных САУ захватили израильтяне и хвастают ими в экспозиции танкового музея в Латруне.
С Т-34 радикально решили разобраться и кубинцы. Они уже десятки лет рихтуют остатки советского наследия, чтобы хоть как-то усилить огневую мощь старой бронетехники. Когда-то в Заливе Свиней Т-34 бодро били по контрреволюционному десанту, а сейчас служат базой для тех же Д-30. Гаубицу умело вмонтировали в разрезанную родную башню, обеспечив круговое вращение.
В Ливане поступили очень просто. Д-30 с урезанными станинами просто приварили к корпусу танка Т-55. Зато расчёту легко дышать горным ливанским воздухом — и никакой проблемы загазованности в боевом отделении. В итоге получилсяТиран», который впервые показали в 2014-м году. Похожие системы поставлял Израиль для армии Южного Ливана во время Гражданской войны в этой стране.
Эритрейские товарищи собрали свою вариацию Су-122 на базе китайского танка Тип-69(копия советского Т-55). Получилось на вид не хуже, чем у Ливана, да ещё и откидные боковые бронелисты есть для защиты экипажа.
Йеменцы решили объединить Д-30 и советский арттягач АТС-59, который таскает эти самые гаубицы. Такие машины даже делали небольшой серией для йеменской армии.
В стране, осиянной светом единственно верного учения Чучхе, рассчитывают только на свои силы, ракеты и тысячи пушек. А гаубицы серийно ставят на переделанные бронетранспортёры модели 1973. Тело орудия со щитом — в открытом сверху корпусе БТРа. Дешёвое и сердитое решение в стиле немецких САУ времён Второй мировой. Впрочем, северным корейцам не впервые швейцарский нож изобретать.
САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР мод. 1973. Парад в Пхеньяне
Получился своеобразный вариант советскойГвоздики». ИменноГвоздику» и её многочисленных клонов можно назвать самым массовым типом самоходок под данное орудие. Хотя и для САУ 2С1 на базе Д-30 разработали специальную версию орудия под индексом Д‑32.
Самоходки 2С1Гвоздика» в Сирии
А вот на китайский аналог поставили не Д-32, а вполне стандартную лицензионную копию Д-30. На шасси БТРа YW 531Н построили несколько сотен машинТип-85» для китайской армии. Сейчас им на смену приходят более современные PLZ-07.
122-САУ PZL-07
В том же Египте применяют ещё один советско-натовский гибрид. На корпус американской САУ М-109 водрузили гаубицу Д-30 в бронерубке. Получилась установка SP-122, которую выпустили достаточно большой серией в 120 единиц.
Свою вариацию на шасси бронетранспортёра М113 соорудили и в Ливии, водрузив гаубицы в десантном отделении — для чего предварительно срезали крышу. Судя по снимку, можно даже говорить о некоейсерийности».
Но сейчас всё большую популярность обретают колёсные САУ и автолафеты с орудиями среднего и крупного калибра.
Надежность, проблемы и ремонт двигателя БМВ М30Б35/М30Б34
До появления в 1992 году серии М60, с конфигурацией V8, ее место занимали большеобъемные рядные шестерки, под названием М30. Несмотря на то, что М30 выпускался одновременно с М20 (тоже рядный 6-ти цилиндровый), 30-я модель имеет больше общего с младшей четверкой М10. Первые М30 появились почти 50 лет назад и с течением времени постоянно дорабатывались и модернизировались. Один из топовых вариантов под названием M30B35/M30B34 был выпущен в 1982 году и предназначался для автомобилей BMW с индексом 35i.
Двигатель BMW M30B35/M30B34 представляет собой рядную шестерку в чугунном блоке цилиндров, таком же, как у M30B30, но коленвал имеет ход поршня 86 мм (против 80 мм у M30B30), диаметр цилиндров увеличен c 89 мм до 92 мм. Высота блока цилиндров не отличается. Длина шатуна — 135 мм, компрессионная высота поршня — 39.85 мм.
Головка блока цилиндров М30B34/B35 одновальная с 12-ю клапанами, без гидрокомпенсаторов, поэтому каждые 10 тыс. км желательно делать регулировку клапанов. Зазоры (холодный двигатель) на впуск и выпуск — 0.3 мм. Характеристики распределительного вала M30B35: фаза 248, подъем 8 мм.Впускной коллектор изменен, используются форсунки производительностью 214 сс.Привод ГРМ цепной. Система подачи топлива инжекторная.
Выпускались различные версии этого мотора: с катализатором, поршнями под степень сжатия 8 и Bosch Motronic 1.0, развивающие 185 л.с. при 5400 об/мин; без катализатора и с поршнями под степень сжатия 10, их отдача 218 л.с. при 5500 об/мин; а также катализаторная версия с поршнями под степень сжатия 9 и с Bosch Motronic 1.3, мощность таких M30B35 достигала 211 л.с. при 5700 об/мин.
В 1992 году двигатель М30В35 был заменен на более современный V8 — M60B40.
Проблемы и недостатки двигателей BMW M30B35
1. Перегрев. Эта проблема свойственна многим рядным 6-ти цилиндровым двигателям BMW и запускать ее не стоит — поведет ГБЦ. Причина неисправности в грязном радиаторе, помпе, термостате или в воздушных пробках в системе охлаждения.
2. Трещины в блоке цилиндров. Образуются вокруг резьб для болтов ГБЦ, по причине не удаления масла из резьбовых колодцев, после разборки двигателя. Симптомы, указывающие на появление трещин в М30: уход антифриза, эмульсия в масле. Можно пытаться решить вопрос ремонтом, но надежней и правильней купить блок цилиндров б/у без трещин.
Учитывая очень преклонный возраст моторов БМВ М30, к вышеперечисленному добавляется износ всего, что только возможно: чаще всего проблемы возникают в механизме газораспределения, с последующей невозможностью регулировки клапана, это решается заменой эксцентриков, изношенных клапанов, направляющих втулок. Нередки также неисправности связанные с ДМРВ.
На данный момент все двигатели BMW M30 выкатали свой ресурс, несмотря на то, что он запросто может превышать 500000 км. Также, зачастую автомобили с М30 эксплуатируют достаточно жестко (особенно Е34), это дополнительно накладывает свой отпечаток.
Сам по себе BMW M30B35 великолепный двигатель для своего времени, но возраст берет свое. Если хотите купить БМВ и стоит выбор между М30 или М50 (и другими моторами этой серии), стоит брать более свежий М50.
Как можно визуально расширить пространство
Визуально расширить пространство можно без дополнительных финансовых трат. Есть несколько хитростей, которые помогут сделать дом больше внешне:
- Для отделки стен лучше выбрать белый цвет. В отличие от темных оттенков, он не скрадывает пространство
- Дополнительно освещение поможет добиться того же эффекта
- Легкая тюль или органза будут смотреться уместнее, чем плотные тяжелые шторы
- Пространство можно зонировать с помощью перегородок
- Мебель лучше расставлять у стен, чтобы центр оставался свободным
- Коридор в таком доме ни к чему. Лучше использовать эту площадь под жилое пространство
- На одной из стен можно повесить зеркало. Так же, как светлые оттенки и освещение, это поможет визуально расширить дом
Все эти лайфхаки можно применить на любом небольшом пространстве, но нужно помнить, что индивидуальная планировка все же зависит от размера, типа помещения и его общих параметров.
Техника бега
Доли секунд становятся решающими в беге на 60 и тем более на 30 м. Следовательно, стартовая реакция и рывок – вот что определяет результат.
Конструктивно техника бега на короткие дистанции состоит из четырёх последовательно соединённых фаз:
- положение на старте;
- стартовый разгон;
- бег по дистанции;
- финиш.
На первых после выхода со старта 2-4 беговых шагах основную роль играют скорость и сила отталкивания, а вот на следующих, когда начинается бег по дистанции, – уже темп.
На протяжении всего забега необходимо ставить ногу на переднюю часть стопы и интенсивно работать руками без задействования плеч. Активная и частая работа руками позволяет сохранить частоту шагов, а вместе с тем и скорость бега.
Финишную черту нужно пересекать на максимальной скорости и только после замедляться, чтобы скорость при пересечении ленты не уменьшалась. На финише спринтеры используют наклон туловища или поворот плеча вперёд, чтобы выиграть доли секунд.
Здесь нужно сказать, что техника бега на 30 м отличается от всего остального спринта тем, что как такового бега по дистанции здесь нет. Более того, атлет даже не успевает набрать максимальную скорость. Поэтому, сдавая норматив на 30 м, нужно сосредоточиться на старте и разгоне.
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.
БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.
Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.
В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.
Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.
Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.
Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.
Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь
Тактико-технические характеристики пушки ЗИС-3
– Главный конструктор: В.Г. Грабин- Годы выпуска: 1941- Выпущено, шт.: 48 016
Боевой расчет: 6 человек
Калибр, мм: 76,2
Размеры ЗИС-3
– Длина ствола, клб: 40 (с учётом дульного тормоза), по др. данным 39,3 (без учёта дульного тормоза)- Общая длина орудия в походном положении: 6,095 м- Ширина орудия в походном положении: 1,645 м
Вес ЗИС-3
– Масса в боевом положении, кг: 1200- Масса в походном положении, кг: 1850
Углы обстрела
– Возвышения (макс.), °: 37- Снижения (мин.), °: -5- Горизонтальный, °: 54
Дальность стрельбы ЗИС-3
– Максимальная дальность стрельбы, км: 13,29
Скорострельность ЗИС-3
– до 25 выстр./мин
Организационно-штатная структура[править]
122-мм гаубица обр. 1938 года (М-30) в Познаньской Цитадели, Польша. Вид справа, орудие явно нуждается в покраске
Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили еще один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключен, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.
В горнострелковых дивизиях в 1939—1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырехорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остается только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.
В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.
До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.
122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).
Особенности подготовки и тренировок
На столь коротких дистанциях большое внимание следует уделять специальным упражнениям, укрепляющим мышцы, которые задействованы на выходе со старта. Эффективнее всего будет тренировать мышцы во взрывном характере: делать выпрыгивания с весом и без, ускоряться в горку, использовать большой вес вкупе с взрывной техникой поднятия
Для совершенствования правильной техники выполнения применяются специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на ногу с переходом на бег, многоскоки и т.п.
Комплекс простых и действенных СБУ с видео предлагается в статье Как правильно выполнять беговые упражнения
Именно на таком коротком спринте, как бег на 30 и 60 м, спортсмены не столько бегают, сколько работают над техникой выполнения старта и развитием силы.
На вооружении
Д-30 ВС Армении
Современные операторы
- Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
- Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
- Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
- Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
- Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
- Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
- Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
-
Россия:
- Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
- Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
- Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
- Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Росгидромет — не менее 68 Д-30
- Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
- Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
- Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
-
Украина
- Сухопутные войска Украины — 75 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Высокомобильные десантные войска Украины — 54 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Национальная гвардия Украины — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
- Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
- Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
- СССР
- ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
- Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
- Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
- Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
- Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
- Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
Данные боеприпасов
М-30 мог стрелять всеми типами 122-мм гаубичных боеприпасов, используемых РККА, включая старые российские и импортные снаряды. Во время и после Второй мировой войны были разработаны новые типы боеприпасов, в частности, кумулятивные снаряды. Кумулятивный снаряд БП-460А времен Второй мировой войны пробивал броню толщиной 100–160 мм под углом 90 °; послевоенный БП-1 управлял 200 мм при 90 °, 160 мм при 60 ° и 80 мм при 30 °. Осколочно-фугасные снаряды ОФ-462, изначально разработанные для гаубицы М-30, могут стрелять из современных 122-мм орудий и до сих пор находятся на вооружении Российской армии.
Доступные боеприпасы | |||||
Тип | Модель | Вес (кг | Масса ОН, кг | Скорость, м / с (макс. Метательная нагрузка) | Дальность, м |
Бронебойные снаряды | |||||
ТЕПЛО (с мая 1943 г.) | БП-460А | 335 (пороховая нагрузка 4) | 2 000 | ||
Фугасные и осколочные снаряды | |||||
HE-Frag, сталь (1000 осколков поражают персонал в радиусе 30 метров) | OF-462 | 21,76 | 3,67 | 515 | 11 720 |
Осколки, стальное железо | O-462A | 21,7 | 458 | 10 800 | |
Осколки, стальное железо | О-460А | ||||
ОН, старый | F-460 | ||||
ОН, старый | F-460N | ||||
ОН, старый | F-460U | ||||
ОН, старый | F-460K | ||||
Снаряды шрапнели | |||||
Шрапнель с трубкой 45 сек. | Ш-460 | ||||
Шрапнель с трубкой Т-6 | Ш-460Т | ||||
Химические снаряды | |||||
Фрагментационно-химический | ОН-462 | 515 | 11 800 | ||
Химическая | H-462 | 21,8 | — | ||
Химическая | H-460 | — | |||
Прочие снаряды | |||||
Освещение | С-462 | — | 479 | 8 500 | |
Пропаганда | А-462 | — | 431 | 8 000 | |
Дым, сталь | Д-462 | 515 | 11 800 | ||
Дым, стальное железо | D-462A | 515 | 11 800 |
История гаубицы Д-30
Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.
Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.
«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война . Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.
Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.
Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.
Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.
Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.
Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.
Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.
В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.
На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.
Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».