122-мм гаубица д-30
Содержание:
- Проблемы и болячки
- Гаубица М-30 — видео
- Боевое применение и ТТХ М-30
- Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .
- Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- Конструктивные особенности и изменения в ходе производства
- Устройство гаубицы Д-30
- Таблица
- А что в России?
- Могущество снаряда.
- Как транспортируется артиллерийское орудие?
- Проверка нулевых установок механического прицела
- Модификации
- Кратное описание конструкции.
- Патогенез дефицита витамина Д
Проблемы и болячки
Самая известная болезнь двигателя BMW N47D20 это звуки, вызванные растяжением цепи. Несмотря на заявленный срок службы в 250.000 километров, уже к 100 тысячам цепь вытягивается и создаёт ряд проблем. По началу это характерный шум при старте, далее, если не принять мер, последует шум в процессе работы и усиление «дизиления». Следующий этап — плачевный. Либо обрыв цепи, либо перескакивание фаз. Оба варианта так себе перспектива, поэтому единственный выход здесь — замена цепи на 90-100 тысячах пробега.
И здесь встречаются еще две проблемы. Во-первых, замена цепи на BMW N47D20 требует снятия двигателя из-за особенностей конструкции (цепь находится сзади) и второе, на моторах до 2009 года цепь меняется вместе с коленвалом. Все это, естественно, удорожает ремонт. Внимательно подходите к покупке 320d, учитывайте эту информацию. Подробнее о проблемах цепи ГРМ этого мотора читайте здесь.
Еще одним компонентом, живущим в BMW F30 320d всего до 100 тысяч пробега является демпфер коленчатого вала. Потом потребуется замена. Готовьтесь и к этому. Ну и традиционно в ряд болячек можно добавить всеми любимый ЕГР и покрытые слоем нагара вихревые заслонки. Об этом много написано на специализированных форумах.
Как ни странно, все эти проблемы и болячки перешли по наследству и к B47D20. Но всё это можно назвать скорее традиционными болезнями всех моторов БМВ последних лет.
Гаубица М-30 — видео
https://youtube.com/watch?v=D-kksCth1ko
Хотя производство М-30 в странах СНГ прекратилось несколько лет назад, гаубица до сих пор выпускается в Китае под обозначением 122-мм гаубица Тип 54 или Тип 54-1 — последняя модификация имеет несколько конструктивных отличий, обусловленных особенностями местных технологий.
В целом 122-мм гаубица М-30 имеет классическую конструкцию: прочный надежный двухстанинный лафет, жестко закрепленный щит с поднимаемым центральным листом, и ствол длиной 23 калибра без дульного тормоза. Пушка оснащена тем же самым лафетом, что и 152-мм гаубица Д-1 (М1943). Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной, но модификация М-30, выпускавшаяся в Болгарии, имеет колеса другой конструкции. Каждое орудие имеет сошники двух различных типов — для мягкой и твердой почвы.
В свое время гаубица М-30 была основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122, созданной на шасси танка Т-34, но в настоящее время таких установок не осталось больше ни в одной армии. В Китае до сих пор выпускается такая самоходная артиллерийская установка: гаубица Тип 54-1 установлена на шасси бронетранспортера Тип 531.
Основным видом боеприпасов гаубиц М-30 является высокоэффективный осколочный снаряд, весящий 21,76 кг. имеющий дальность до 11 800 метров. Для борьбы с бронированными целями теоретически может использоваться бронебойный кумулятивный снаряд БП-463, способный на максимальной дистанции прямого выстрела 630 метров пробить броню толщиной до 200 мм, однако в настоящее время такие боеприпасы практически не используются.
Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 на улицах Берлина.
Модификации и опытные образцы на базе М-30
За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:
М-30С (индекс ГАУ — 53-ГС-463) — слегка модифицированный вариант М-30 для установки на самоходной артиллерийской установке СУ-122.
У-11 — новое орудие с баллистикой, идентичной М-30, предназначенное для вооружения танков и самоходных установок. От М-30 орудие У-11 отличалось сильно изменённой конструкцией противооткатных устройств, которые были уменьшены в размерах для лучшей компоновки в стеснённых условиях боевого отделения машины. Самоходный вариант У-11 устанавливался на опытную САУ СУ-122М, но не выдержал испытаний по причине низкой надёжности. Танковый вариант гаубицы
У-11 устанавливался на опытный танк Объект 234, который также известен как ИС № 2 (не путать с серийными ИС-2, вооружёнными длинноствольной 122-мм пушкой Д-25).
Д-6 — ещё один вариант гаубицы с баллистикой, идентичной М-30, предназначенный для монтажа в САУ. Гаубица Д-6 была смонтирована на опытной САУ СУ-122-III, но, как и У-11, не выдержала испытаний по причине низкой надёжности.
Самоходные артиллерийские установки с М-30
САУ СУ-122
М-30 устанавливалась на следующие САУ:
СУ-122. САУ на базе танка Т-34. Выпускалась с декабря 1942 г. по август 1943 г. Всего выпущено 638 шт.
СГ-122. САУ на базе трофейных немецких танков PzKpfw III и САУ StuG III. Выпущено около 20 шт. в начале 1943 г.
12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f). Немецкая САУ, представляющая собой установку трофейной гаубицы М-30 на шасси трофейного же французского тягача Lorraine. Известно об одном экземпляре данной САУ, действовавшей во Франции на железнодорожной платформе, входящей в состав бронепоезда.
Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт.
Боевое применение и ТТХ М-30
Тактико-технические характеристики:
Калибр | 121,92 мм |
Всего выпущено | 19 266 |
Расчет | 8 человек |
Скорострельность | 5 — 6 выстр/мин |
Допустимая скорость по шоссе | 50 км\ч |
Высота линии огня | 1200 мм |
Длина ствола | 2800 мм \ 22,7 кал. |
Длина канала ствола | 2278 мм \ 18,7 кал. |
Масса в походном положении, | 2900 — 3100 кг |
Масса в боевом положении | 2360—2500 кг |
Длина | 5900 мм (с передком 8600) |
Ширина | 1975мм |
Высота | 1820 мм |
Клиренс | 330—357 мм |
Угол вертикальной наводки | от −3 до +63,3° |
Угол горизонтальной наводки | 49° |
Виды боеприпасов:
Индекс выстрела | Индекс снаряда | Масса Снаряда (кг) | Масса ВВ/ОВ (кг) | Марка взрывателя | Начальная скорость снаряда, (м/с) | Максимальная дальность стрельбы, (км) |
Кумулятивные | ||||||
53-ВБП-463 | 53-ВБП-463 | 14,83 | 2,18 | ГКВ | 570 | 4 |
53-ВБП-463А | 53-БП-460А | 13,34 | В-229 | 335 | 2 | |
3ВБК1 | 53-БК-463(М)(У) (УМ) | 21,26 | 2,15 | ГПВ-1, ГПВ-2, ГКН | 500 | |
3ВБК11 | 53-БК-463У (М) | 21,26 | 2,15 | ГПВ-2 | 515 | |
Осколочные | ||||||
53-ВО-462А | 53-О-462А | 21,76 | 3,0 | Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ | 380 | 9,34 |
53-ВО-463А | 53-О-460А | 21,76 | Д-1-У, РГМ-2, МГНС-2 | 458 | 10,77 | |
53-ВО-463АМ | 53-О-462А | 21,76 | 3,0 | Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ | 458 | 10,77 |
Осколочно-фугасные | ||||||
53-ВОФ-462 | 53-ОФ-462(Ж) | 21,76 | 3,67 | Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ | 380 | 9,34 |
53-ВОФ-463 | 53-ОФ-462(Ж) | 21,76 | 3,67 | Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ | 515 | 11,8 |
53-ВОФ-463М | 53-ОФ-462(Ж) | 21,76 | 3,67 | Д-1-У, РГМ-2(М), В-90, АР-5 | 515 | 11,8 |
3ВОФ7 | 3ОФ7/3ОФ8 | 21,76 | 2,98 | АР-30 | 515 | 11,8 |
3ВОФ31 | 3ОФ24(Ж) | 21,76 | 3,97 | РГМ-2(М), В-90, АР-5 | 515 | 11,8 |
3ВОФ46 | 53-ОФ-462(Ж) | 21,76 | 3,67 | РГМ-2(М), В-90, АР-5 | 515 | 11,8 |
3ВОФ80 | 3ОФ56(-1) | 21,76 | 4,31 | РГМ-2(М), В-90, АР-5 | 515 | 11,8 |
Шрапнельные | ||||||
3ВШ1 | 3ВШ1 | 21,76 | 2,075 | ДТМ-75 | 515 | |
Химические | ||||||
53-ХН-462 | 3,1 | |||||
53-ХС-462У | 1,9 | |||||
53-ХСО-462 | 1,9 | |||||
53-ХСО-462Д | 23,1 | 3,3 | ||||
53-ХСО-463Б | 22,2 | 1,325 | ||||
Дымовые | ||||||
3-ВД-462 | 53-Д-462 | 22,55 | 3,6 | КТ(М)-2 | 380 | 9,34 |
53-ВД-463 | 53-Д-462 | 22,55 | 3,6 | КТ(М)-2 | 515 | 11,8 |
53-ВД-463А | 53-Д-462А | 22,77 | 3,6 | РГМ-2(М) | 458 | 10,77 |
53-ВД-463М | 53-Д-462С | 22,55 | 3,6 | КТМ-2, РГМ-2(М) | 515 | 11,8 |
3ВД1 | 3Д4(М) | 21,76 | 3,6 | РГМ-2(М) | 515 | 11,8 |
Осветительные | ||||||
53-ВС-462 | 53-ВС-462 | 22,3 | 0,02 | Т-6 | 361 | 7,12 |
53-ВС-463 | 53-ВС-462 | 22,3 | 0,02 | Т-6 | 479 | 8,5 |
53-ВС-463М | 53-С-463(Ж) | 22,0 | 0,02 | Т-7 | 515 | 11,0 |
3ВС10 | 3С4(Ж) | 21,8 | — | Т-90 | 515 | |
Агитационные | ||||||
53-ВА-462 | 53-А-462 | 21,5 | — | Т-6 | 366 | 7,2 |
53-ВА-463 | 53-А-462 | 21,5 | — | Т-6 | 431 | 8,0 |
3ВА1 | 3А1(Д)(Ж)(ДЖ) | 21,5 | — | Т-7 | 515 |
Согласно требованиям артиллерийской науки на дивизионные гаубицы возлагались следующие задачи:
- уничтожение фортификационных сооружений полевого типа;
- борьба с огневыми средствами противника;
- контрбатарейная стрельба;
- уничтожение живой силы противника и средств её доставки к передовой.
При крайней необходимости дивизионные стредства усилления могли работать и на прямой наводке. В этом случае снаряды 122 мм гаубиц просто проламывали броню средних танков противника, легкие переворачивались и опрокидывались от близких разрывов.
В дальнейшем для борьбы с тяжелобронированной техникой противника в боекомплект М-30С, а впоследствии и буксируемых вариантов орудия были введены и кумулятивные снаряды.
Во время ВОВ, чем только не буксировали трехтонную гаубицу. Лошадьми, и всевозможными грузовиками, тягачами «Сталинец» СТЗ-5 или Я-12. В бою орудие просто перекатывали вручную.
Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .
Конструкция орудия состояла:
- ствола;
- поршневого затвора;
- лафета.
Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.Однобрусный лафет состоял:
- противооткатных устройств установленных в салазках;
- люльки;
- станка;
- орудийного щита;
- механизмов наведения
- прицельных приспособлений
При производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.
Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.
Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:
- запирающего механизма;
- выбрасывающего механизма;
- предохранительного;
- ударного механизма;
- облегчения заряжания;
- удержания гильзы.
Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.
Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.
Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.
Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг – секторный.
Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.
Боевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.
Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.
Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.
БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.
Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.
В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.
Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.
Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.
Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.
Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь
Конструктивные особенности и изменения в ходе производства
Как и большинство орудий классического типа, дивизионная гаубица обр. 1938 года состоит из следующих элементов:
- Ствол, металлическая труба-моноблок, дульного тормоза нет. В канале ствола имеется 36 нарезов.
- Казенная часть, с поршневым замком. Ствол ввинчивается в массивный казенник. На него же устанавливается система крепления к лафету.
- Лафет(М-30С – тумба)
Составные части лафета:
- люлька;
- противооткатные устройства;
- верхний станок;
- механизмы наводки;
- уравновешивающий механизм;
- нижний станок с раздвижными станинами, там же крепления для шанцевого инструмента и ЗИП;
- ходовая часть, колеса со штампованными дисками и резиновым цельнолитым бандажом;
- листовые рессоры;
- прицельные приспособления;
- щитовое прикрытие, из нескольких элементов.
Обойменная люлька цапфами помещается в специальные гнезда верхнего станка. В гнездо нижнего станка входит штырь верхнего, изготовленный с амортизаторами вывешивающими верхней станок и облегчающими его поворот. На верхнем станке смонтированы поворотный (слева) и подъемный (справа) механизмы.
Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом). В специальное гнездо независимого (две стрелки) прицела вставлялась панорама Герца, посредством которой ведется стрельба прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.
Это отражено в Руководстве службы 1948 г., но без номеров и дат выпуска. Изменения вводились с целью максимального упрощения и удешевления производства. Так примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. Казенник после модернизации увеличили в размерах и повысили его прочность.
Был удален стопор походного положения курка и механизм облегчения заряжания. Изменению подверглись масленки катков люльки и сальники тормоза отката и накатника.
После начала выпуска 152 мм Д-1 унифицировали лафет для двух систем. Менялась конструкция прицелов и панорамы.
Устройство гаубицы Д-30
122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.
Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.
Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.
Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.
В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.
Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.
Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.
Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.
Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.
Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.
Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.
Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.
Таблица
Название характеристики |
Значение показателя |
Начальная скорость снаряда |
740 мм/секунду |
Максимальный угол подъема ствола (возвышения) |
70 градусов |
Угол вращения в горизонтальной плоскости |
360 градусов |
Боевая масса |
3,2 тонны |
Максимальная скорострельность |
Не менее восьми выстрелов в минуту |
Максимальная дальность поражения цели |
16 километров |
Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда |
21 килограмм |
Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.
А что в России?
В России от Д-30 хотят отказаться, хотя хранить эти прекрасные орудия наверняка будут ещё долго. Сухопутные силы в качестве основного калибра видят 152 мм, а воздушно-десантные войска больше смотрят в сторону универсальных 120-мм гаубиц-пушек-миномётов, какие, например, стоят нанонах». ОПК предлагает десанту обзавестись взамен буксируемых Д-30 самоходным 120-мм универсальным орудием на базе бронемашиныВолк III».
Тут же можно вспомнить инициативную разработку УВЗ с очередным цветочным названием —Флокс». Не говоря уж о проектировании советской колёсной 152-мм САУМста-К» на базе КАМАЗа — и её современного опытного аналогаКоалиция-СВ-КШ» в артиллерийском береговом комплексеБерег».
Даже на базеТигра-М» сконструирован самоходный миномёт калибра 120. Но это уже совершенно другая история.
Связкагаубица плюс гусеничный(а чаще автомобильный) лафет» становится обязательным элементом джентльменского набора для стран с небольшим военным бюджетом и скромными возможностями ОПК, а также для всяких нерегулярных партизанских и террористических формирований. И очень часто именно старая добрая гаубица Д-30 встаёт на шасси и обретает самоходную сущность.
Не всегда от этого польза: порой страдает точность и даже скорость приведения в боевое положение. Но возможность не отцеплять орудие, а вести огонь прямо с тягача, владеет умами военных теоретиков и практиков по всему миру.
Ведь, как говорят опытные артиллеристы,в нашем деле главное — вовремя смыться».
Могущество снаряда.
Разлет осколков ОФ-462 снаряда при установке на осколочное действие. | |||
Площадь действительного поражения | Площадь сплошного поражения | ||
по фронту , м. | в глубину, м. | по фронту , м. | в глубину, м. |
60 | 20 | 18 | 8 |
ТТХ 122-мм гаубицы обр. 1938 г.
ТТХ 122-мм гаубицы обр. 1938 г | |
Массогабаритные характеристики | |
Габаритная длина в походном положении, мм | 5900 (без передка)8600 (с передком) |
Ширина орудия в походном положении, мм | 1975 |
Высота орудия при нулевом угле возвышения, мм | 1820 |
Масса в боевом положении, кг | 2360 (орудия выпуска до середины 1943 г.)2450 (более поздние) |
Масса в походном положении, кг | 2550 (без передка)3100 (с передком) |
Масса откатывающихся частей, кг | 810 |
Масса качающейся части, кг | 1014 |
Ствол | |
Калибр, мм | 121,92 |
Длина ствола без затвора, мм | 2800 (L/22,7) |
Длина канала, мм | 2670 |
Длина нарезной части, мм | 2278 |
Число нарезов | 48 |
Крутизна нарезки | Переменная |
Длина хода нарезов у каморы, клб | 36 |
Длина хода нарезов у дула, клб | 20 |
Огневые характеристики | |
Высота линии огня, мм | 1200 |
Диапазон угла вертикальной наводки | от −3° до +63,5° |
Диапазон угла горизонтальной наводки | 49° (24,5° влево и вправо) |
Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м | 11 800 м |
Максимальная скорострельность, выстр./мин | 5–6 |
Подвижность | |
Клиренс (дорожный просвет), мм | 330—357 |
Диаметр колеса, мм | 1180 |
Ширина хода (колея), мм | 1600 |
Максимальная скорость буксировки по шоссе, км/ч | 50 |
Количество лошадей в упряжке при конной тяге | 6 |
Прочее | |
Время перевода из походного положения в боевое, мин. | 1 |
Расчёт, чел | 8 (Командир орудия, 2 наводчика, замковый, установщик, трое заряжающих и подносчиков) |
SocButtons v1.5
Как транспортируется артиллерийское орудие?
Для Д-30 предусмотрен стандартное тяговое средство – “Урал-4320”. По асфальтированному и бетонированному покрытию данное орудие транспортируют с максимально допустимой скоростью 80 км/ч. Буксировка на покрытой снегом поверхности происходит с использованием специальной лыжной установки. Однако, как утверждают специалисты, в данном случае производить артиллерийский огонь из орудия становится невозможно. Благодаря небольшим габаритно-весовым характеристикам, Д-30 транспортируется также с применением вертолетов. Не исключается возможность десантирования гаубицы при помощи парашюта.
Проверка нулевых установок механического прицела
1.- Отгоризонтировать ствол по контрольному уровню.
2. — Отгоризонтировать срез корзинки панорамы по контрольному уровню.
3. — Вывести пузырек продольного уровня на середину.
4.- В результате перечисленных действий на шкалах прицела должны быть нулевые установки (прицел 0, уровень 30-00), а пузырек поперечного уровня прицела должен быть на середине.
1) Горизонтирование ствола производится в следующей последовательности
— установить контрольный уровень на контрольную площадку казенника;
— подъемным механизмом гаубицы вывести пузырек контрольного уровня на середину;
— установить контрольный уровень на контрольную площадку люльки;
— поворотным механизмом гаубицы вывести пузырек контрольного уровня на середину;
— установить контрольный уровень на площадку казенника и убедиться, что пузырек контрольного уровня находится на середине.
Если пузырек контрольного уровня не находится на середине — повторить операции.
2) Горизонтирование среза панорамы производится в следующей последовательности:
— контрольный уровень панорамы устанавливают на срез корзинки панорамы параллельно поперечному уровню и маховиком механизма поперечного качания выводят пузырек контрольного уровня на середину;
— поворачивают контрольный уровень на 90? и механизмом углов прицеливания выводят пузырек контрольного уровня на середину.
3) Пузырек продольного уровня выводится на середину маховиком механизма углов места цели, при этом обращается внимание на плавность перемещения пузырька продольного уровня. 4) В результате перечисленных действий должно быть:. 4) В результате перечисленных действий должно быть:
4) В результате перечисленных действий должно быть:
— на механизме углов прицеливания:
а) на грубой угломерной шкале «0» — против указателя;
б) на точной угломерной шкале «0» — против указателя;
в) на дистанционной шкале «0» — против указателя;
-на механизме углов места цели:
а) на грубой шкале «30» — против указателя;
б) на точной шкале «0» — против указателя;
-на механизме поперечного качания:
а) пузырек поперечного уровня на середине.
Модификации
M57D30O0 – это базовый силовой агрегат М57Д30, который выпускался с 1998 по 2003 годы, и отличался установкой турбины Garett GT2556V. Его максимальная мощность на 4 тысячах оборотов составляет 184 лошадиных сил, а на 1750 оборотах в минуту можно достичь показателя крутящего момента в 390 Нм.
M57D30O0 выпускался с 2000 по 2004 годы, и является версией с немного большей мощностью. Его максимальная отдача составляет 193 лошадиные сил на 4 тысячах оборотов, а максимальный крутящий момент развивался на 1750 оборотах, и составлял 410 Нм.
M57D30T1 / M57TUTOP выпускается с 2004 по 2007 годы. Это максимальная версия M57TU, которая отличается от стандартных двигателей установкой двух турбин BorgWarner BV39 + K26. Это дало результат в виде максимальной мощности в 272 лошадиных силы на 4.4 тысячах оборотов, а пиковый крутящий момент в 560 Нм развивался на 2 тысячах оботов.
M57D30U2 / M57TU2 – этот мотор выпущен в качестве замены для М57Д25, и производился с 2006 по 2010 годы. Основным отличием является применение алюминиевой головки блоки цилиндров, а также доработкой штатной системы подачи топлива, что позволило обеспечить соответствие нормам Евро-4. Двигатель отличается мощностью в 197 лошадиных сил и максимальным крутящим моментом в 400 Нм.
M57D30O2 / M57TU2 – мотор, выпускаемый с 2005 по 2008 годы. Модель отличалась максимальной отдачей в 231 лошадиную силу, а также максимальным крутящим моментом в 500 Нм.
M57D30O2 / M57TU2 – это двигатель, который выпускался с 2007 по 2010 годы, а также позволял получить максимальную мощность в 235 лошадиных сил, а также пиковый крутящий момент в 500 Нм.
M57D30T2 / M57TU2TOP – последняя модификация, которая производилась с 2006 по 2012 годы. Это самая мощная вариация мотора линейки М57. Отличительной чертой является установка пары турбин BorgWarner KP39 + K26. Максимальная мощность мотора составляет 286 лошадей, а крутящий момент достигает показателей в 580 Нм.
Технические характеристики
Моторы, относящиеся к серии М57 начали устанавливаться под капоты мюнхенских автомобилей с 1998 года, и был призван прийти на замену дизельному двигателю М51. В качестве основы для разработки этого мотора был использован предшественник. Схожим является то, что в нем применяется блок цилиндров из чугуна, но сами цилиндры имеют увеличенный диаметр до 84 миллиметров. Внутри блока располагается коленчатый вал, обеспечивающий ход поршня в 88 миллиметров, шатуны довольно большие – 135 миллиметров. Поршни отличаются компрессионной высотой в 47 миллиметров. Вся эта конструкция отличается рабочим объемом в 3 литра.
Накрывается вся конструкция алюминиевой головкой блока цилиндров, устроенной по системе DOHC, что предусматривает 24 клапана на силовом агрегате. Впускные и выпускные клапана не отличаются размерами – все по 26 миллиметров. Ножки клапанов газораспределительного механизма по 6 миллиметров. Клапана и пружины такие же как и на родственном дизельном моторе М47, который имеет 4 цилиндра.
Вращение распределительным валам передается с помощью цепи газораспределительного механизма, которая отличается довольно большим ресурсом. И в условиях соответствующего использования, а также обслуживания, заменять цепь вовсе не потребуется.
M57D30TU является обновленной версией двигателя, которая выпускалась с 2002 года. Рабочий объем этого двигателя подтянули до 3000 кубических сантиметров, благодаря установке коленчатого вала с ходом поршней в 90 миллиметров. Турбина была заменена на Garrett GT2260V, электронный блок управления мотором применили DDE5.
Кроме производства огромного количества разных модификаций, M57D30 был выбран в качестве основы для 2.5 литровой модификации М57Д25. Производство мотора было закончено в 2012 году, но его начали заменять новым дизельным двигателем с 2008 года.
Кратное описание конструкции.
Ствол – свободный, примерно до середины закрыт кожухом. Казенник – навитной.Поршневой затвор открывался поворотом рукояти вправо. Секторный подъемный механизм закреплен на люльке слева, справа – поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм ствола из двух колонок. Тормоз отката гидравлического типа. При стрельбе противооткатные устройства неподвижны. Верхний станок вывешен относительно нижнего и соединен с ним штырем с пружинным амортизатором.
Боевой ход гаубицы М-30 подрессорен, снабжен тормозами. При разведении станин, автоматически выключается подрессривание. В исключительных случаях допустима стрельба при неразведенных станинах.
Для снижения веса в орудийном передке боекомплект не перевозился. Его перевозили при конной тяге в пере зарядных ящиков, по шестнадцать выстрелов в каждом. В случае механизированной тяги боекомплект размещался либо в повозках, либо автомобилях.
В ходе производства в конструкцию внесли множество изменений, хотя официально, существовала только одна версия гаубицы. Иногда такие изменения не отражались в Руководстве службы, а если и отражались, то без конкретики.
Изменения и улучшения связаны в основном с технологией производства либо упрочнением конструкции. Таких как замена кованых деталей сварными – станины, кожух ствола, рукоять затвора.
При организации производства гаубицы Д-1 , лафет М-30 который использовался в этом орудии, несколько усилили, что сказалась на его весе.
В процессе производства независимы прицел заменили полузависимым. Если в первом прицеле ось панорамы угла места цели оптическая ось оставалась неподвижной при вертикальной наводке, то во втором случае при установке угла места цели оптическая ось двигалась с прицелом.
Патогенез дефицита витамина Д
Состояния, которые провоцирует дефицит витамина D в организме, можно разделить на костные и внекостные эффекты.
Костные (кальциемические) эффекты. Витамин D регулирует фoсфорно-кальциевый обмен и влияет на всасывание кальция в кишечнике. Дефицит витамина D приводит к снижению поступления в организм кальция через кишечник. В ответ на это повышается выработка паратиреоидного гормoна (паратгормона, ПТГ), который поддерживает в норме уровень кальция в крови за счёт трёх механизмов: повышение выведения кальция из костей; уменьшение выделения кальция с мочой; увеличение всасывания кальция в кишечнике за счёт стимулирования образования активной формы витамина D (кальцитриола).
В костях ПТГ повышает активность клеток остеокластов, растворяющих костную ткань, что приводит к снижению минеральной плотности костной ткани с развитием остеoпении (понижение плотности кости), а в дальнейшем — остеопороза (хрупкости, ломкости костей). Механизм формирования костных нарушений при дефиците витамина D представлен ниже:
Внекостные (некальциемические) эффекты. Кальцитриол (активная форма витамина D) иногда называют гормоном — он оказывает выраженные биологические эффекты при действии в крови в небольших концентрациях. Многие клетки различных органов имеют рецепторы к циркулирующему в крови витамину D (например клетки сосудов, мозга, иммунной системы), поэтому могут изменять свою функцию при воздействии кальцитриола. Кальцитриол также влияет на мышечные клетки сердца, инсулин-секретирующие клетки поджелудочной железы и клетки иммунной системы, поэтому его недостаточность вызывает такое количество разнообразных симптомов.