Иван кожедуб
Содержание:
- Список воздушных побед
- Предполагается, что сбиты два истребителя USAAF P-51
- Другие биографии:
- Воздушные победы Ивана Кожедуба[1]
- Февраль, 1945 год
- Привычка к испытаниям
- Вторая «Золотая Звезда»
- Детство и юность
- Удачливый «охотник»
- Апрель, 1945 год
- Первый бой мог стать последним
- Военная служба
- Список воздушных побед
- Первое боевое «крещение».
Список воздушных побед
Лавочкин Ла-5, эксплуатировался в 1943–1944 гг.
Лавочкин Ла-5ФН, эксплуатировался с 1944 г.
По данным советских асов 1941—1945 гг. Победы сталинских соколов ( русский : Советские Асы 1941-1945 Победы сталинских соколов. ) Михаил Быков.
## | Дата | Тип кондиционера | Расположение |
---|---|---|---|
1 | 6 июля 1943 г. | Ju 87 | к западу от Завидовки |
2 | 7 июля 1943 г. | Ju 87 | Станция Гостищево |
3 | 9 июля 1943 г. | Bf 109 | Красная Поляна |
4 | 9 июля 1943 г. | Bf 109 | к востоку от Покровки |
5 | 9 августа 1943 г. | Bf 109 | Прелестный |
6 | 14 августа 1943 г. | Bf 109 | Искровка |
7 | 14 августа 1943 г. | Bf 109 | Коломна |
8 | 16 августа 1943 г. | Ju 87 | Рохан |
9 | 22 августа 1943 г. | Fw 190 | Люботин |
10 | 9 сентября 1943 г. | Bf 109 | к северу от Искровки |
11 | 30 сентября 1943 г. | Ju 87 | юго-западнее Бородаевки |
12 | 1 октября 1943 г. | Ju 87 | к западу от Бородаевки |
13 | 1 октября 1943 г. | Ju 87 | к западу от Бородаевки |
14 | 2 октября 1943 г. | Bf 109 | Плоское |
15 | 2 октября 1943 г. | Ju 87 | Петровка |
16 | 2 октября 1943 г. | Ju 87 | юго-западнее Андреевки |
17 | 2 октября 1943 г. | Ju 87 | юго-западнее Андреевки |
18 | 4 октября 1943 г. | Bf 109 | к северо-западу от Бородаевки |
19 | 5 октября 1943 г. | Bf 109 | юго-западнее Красного Кута |
20 | 5 октября 1943 г. | Bf 109 | к западу от Куцеваловки |
21 год | 6 октября 1943 г. | Bf 109 | Бородаевка |
22 | 10 октября 1943 г. | Bf 109 | Днепрово-Каменка |
23 | 12 октября 1943 г. | Ju 87 | к северу от Плоского |
24 | 12 октября 1943 г. | Bf 109 | к югу от Петровки |
25 | 12 октября 1943 г. | Ju 87 | к югу от Домоткана |
26 | 29 октября 1943 г. | Ju 87 | Кривой Рог |
27 | 29 октября 1943 г. | Он 111 | к западу от Будовки |
28 год | 16 января 1944 г. | Bf 109 | Ново-Злынка |
29 | 30 января 1944 г. | Bf 109 | к востоку от Нечаевки |
30 | 30 января 1944 г. | Ju 87 | к западу от Липовки |
31 год | 14 марта 1944 г. | Ju 87 | Осиевка |
32 | 21 марта 1944 г. | Ju 87 | Лебедин — Шпола |
33 | 11 апреля 1944 г. | PZL P.24 | Сырка |
34 | 19 апреля 1944 г. | Он 111 | к северу от Ясс |
35 год | 28 апреля 1944 г. | Ju 87 | к юго-востоку от Вултуру |
36 | 29 апреля 1944 г. | Hs 129 | Хорлешти |
37 | 29 апреля 1944 г. | Hs 129 | Хорлешти |
38 | 3 мая 1944 г. | Ju 87 | Тыргу-Фрумос — Думбрэвица |
39 | 31 мая 1944 г. | Fw 190 | к востоку от Вултуру |
40 | 1 июня 1944 г. | Ju 87 | Куза Водэ |
41 год | 2 июня 1944 г. | Hs 129 | к западу от Стынки |
42 | 3 июня 1944 г. | Fw 190 | Редиу Улуи — Тэтэр |
43 год | 3 июня 1944 г. | Fw 190 | Редиу Улуи — Тэтэр |
44 год | 3 июня 1944 г. | Fw 190 | к северо-западу от Ясс |
45 | 7 июня 1944 г. | Bf 109 | Парлиня |
46 | 8 июня 1944 г. | Bf 109 | Cârpii |
47 | 22 сентября 1944 г. | Fw 190 | к северо-западу от Стренчи |
48 | 22 сентября 1944 г. | Fw 190 | юго-западнее Рамниеки — Даксты |
49 | 25 сентября 1944 г. | Fw 190 | к северо-западу от Валмиеры |
50 | 16 января 1945 г. | Fw 190 | к югу от Студзяны |
51 | 10 февраля 1945 г. | Fw 190 | к северо-западу от аэродрома Мохрин |
52 | 12 февраля 1945 г. | Fw 190 | к западу от Киница |
53 | 12 февраля 1945 г. | Fw 190 | к западу от Киница |
54 | 12 февраля 1945 г. | Fw 190 | Кицерзее озеро |
55 | 17 февраля 1945 г. | Мне 262 | к востоку от Альт-Фридланд |
56 | 19 февраля 1945 г. | Bf 109 | к северу от Фюрстенфельде |
57 год | 11 марта 1945 г. | Fw 190 | к северу от Брюнхена |
58 | 18 марта 1945 г. | Fw 190 | к северу от Кюстрина |
59 | 18 марта 1945 г. | Fw 190 | к северо-западу от Кюстрина |
60 | 22 марта 1945 г. | Fw 190 | к северу от Зелоу |
61 | 22 марта 1945 г. | Fw 190 | к востоку от Гусова |
62 | 23 марта 1945 г. | Fw 190 | Станция Вербиг |
63 | 17 апреля 1945 г. | Fw 190 | Wriezen |
64 | 17 апреля 1945 г. | Fw 190 | Киниц |
До августа 1944 года Кожедуб летал на Лавочкине Ла-5 , затем на Лавочкине Ла-7 .
Предполагается, что сбиты два истребителя USAAF P-51
Кожедуб предположительно сбил два истребителя USAAF P-51 Mustang в ходе инцидента с дружественным огнем 17 апреля 1945 года. Он столкнулся с группой американских B-17 Flying Fortress, атакованных самолетами люфтваффе. Его самолет, по-видимому, был принят американскими истребителями сопровождения за противника и атакован. Кожедуб, не имея другого выхода, защищался, сбив два Р-51. Пока эта история полностью не подтверждена. Существует пленка, которую Кожедуб рекламировал как настоящий фильм, снятый камерой с оружием в руках. однако запись была снята с использованием оборудования Zeiss , которое использовалось в основном Люфтваффе.
Другие биографии:
- Александр Сергеевич Даргомыжский
Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии
- Чехов Антон Павлович
Антон Павлович Чехов, известный русский писатель и драматург, родился 29 января 1860г. в г. Таганроге в многодетной купеческой семье.
- Рэй Брэдбери
Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки
- Князь Игорь Святославич
Личность князя Игоря Святославовича в истории земли русской неоднозначно. Одни историки считают его незначительной исторической личностью, ничем значимым не отличившимся. Другие говорят о том, что расположение его княжества
- Константин Бальмонт
4 июня 1867 года в Шуйском уезде, что во Владимирской области в дворянской семье появился на свет Константин Бальмонт. Мать поэта оказала на будущего поэта большое влияние.
Воздушные победы Ивана Кожедуба[1]
№ | Дата | Тип сбитого самолёта | Место боя/падения |
1. | 06.07.1943 | Ю-87 | зап. Завидовки |
2. | 07.07.1943 | Ю-87 | ст. Гостищево |
3. | 09.07.1943 | Ме-109 | Красная Поляна |
4. | 09.07.1943 | Ме-109 | вост. Покровки |
5. | 09.08.1943 | Ме-109 | Прелестный |
6. | 14.08.1943 | Ме-109 | Искровка |
7. | 14.08.1943 | Ме-109 | Коломна |
8. | 16.08.1943 | Ю-87 | Рогань |
9. | 22.08.1943 | ФВ-190 | Люботин |
10. | 09.09.1943 | Ме-109 | сев. Искровки |
11. | 30.09.1943 | Ю-87 | ю-з Бородаевки |
12. | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевки |
13. | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевки |
14. | 02.10.1943 | Ме-109 | Плоское |
15. | 02.10.1943 | Ю-87 | Петровка |
16. | 02.10.1943 | Ю-87 | ю-з Андреевки |
17. | 02.10.1943 | Ю-87 | ю-з Андреевки |
18. | 04.10.1943 | Ме-109 | с-з Бородаевки |
19. | 05.10.1943 | Ме-109 | ю-з Красного Кута |
20. | 05.10.1943 | Ме-109 | зап. Куцеваловки |
21. | 06.10.1943 | Ме-109 | Бородаевка |
22. | 10.10.1943 | Ме-109 | Днепрово-Каменка |
23. | 12.10.1943 | Ю-87 | сев. Плоское |
24. | 12.10.1943 | Ме-109 | юж. Петровка |
25. | 12.10.1943 | Ю-87 | юж. Домоткань |
26. | 29.10.1943 | Ю-87 | Кривой Рог |
27. | 29.10.1943 | Хе-111 | зап. Будовки |
28. | 16.01.1944 | Ме-109 | Ново-Злынка |
29. | 30.01.1944 | Ме-109 | вост. Нечаевки |
30. | 30.01.1944 | Ю-87 | зап. Липовки |
31. | 14.03.1944 | Ю-87 | Осиевка |
32. | 21.03.1944 | Ю-87 | Лебедин-Шпола |
33. | 11.04.1944 | PZL-24 | Сырка |
34. | 19.04.1944 | Хе-111 | сев. Яссы |
35. | 28.04.1944 | Ю-87 | ю-в Вултуру |
36. | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
37. | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
38. | 03.05.1944 | Ю-87 | Тыргу Фрумос-Думбрэвица |
39. | 31.05.1944 | ФВ-190 | вост. Вултуру |
40. | 01.06.1944 | Ю-87 | Чужа Вода |
41. | 02.06.1944 | Хш-129 | зап. Стынка |
42. | 03.06.1944 | ФВ-190 | Рэдиу-Улуй — Тэтэр |
43. | 03.06.1944 | ФВ-190 | Рэдиу-Улуй — Тэтэр |
44. | 03.06.1944 | ФВ-190 | сев-зап. Яссы |
45. | 07.06.1944 | Ме-109 | Пырлица |
46. | 08.06.1944 | Ме-109 | Кырлицы |
47. | 22.09.1944 | ФВ-190 | с-з Стренчи |
48. | 22.09.1944 | ФВ-190 | ю-з Рамниеки-Даксты |
49. | 25.09.1944 | ФВ-190 | с-з Валмиера |
50. | 16.01.1945 | ФВ-190 | к югу от Студзяна |
51. | 10.02.1945 | ФВ-190 | с-з р-н аэродрома Морин |
52. | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
53. | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
54. | 12.02.1945 | ФВ-190 | оз. Китцер-Зее |
55. | 17.02.1945 | Ме-190[] | вост. Альт-Фридлянд |
56. | 19.02.1945 | Ме-109 | сев. Фюрстенфельде |
57. | 11.03.1945 | ФВ-190 | сев. Брюнхена |
58. | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев. Кюстрина |
59. | 18.03.1945 | ФВ-190 | с-з Кюстрина |
60. | 22.03.1945 | ФВ-190 | сев. Зеелов |
61. | 22.03.1945 | ФВ-190 | вост. Гузов |
62. | 23.03.1945 | ФВ-190 | ст. Вербиг |
63. | 17.04.1945 | ФВ-190 | Врицен |
64. | 17.04.1945 | ФВ-190 | Кинитц |
Всего сбито: 64+0. Боевых вылетов: 330. Воздушных боёв: 120. Первые 46 побед были одержаны Кожедубом на истребителе Ла-5, следующие — на Ла-7. |
Февраль, 1945 год
Второй месяц зимы 1945 г. ознаменовался боями на Одере. Как отличился в Висло-Одерской операции Кожедуб Иван Никитович? Краткая биография героя содержит и эти сведения. В небе над Одером летчик одним из первых в мировой истории сбил новейший реактивный «Ме-262». До него победить машину люфтваффе новейшей конструкции не удавалось никому.
Случилось это так. Девятнадцатого февраля Кожедуб и его напарник Д. Титоренко, обнаружили на трех километровой высоте неизвестный самолет. Он летел на скорости, даже для новых “Ла-7” предельной (в конце 1944 г. Кожедуб стал зам. командира 176-го Гв. истребительного авиаполка, который в крайний месяц лета получил истребитель «Ла-7», несколько машин новейшей конструкции).
Кожедуб обратил внимание, что немецкий ас расслабился, ведь его машина летит «быстрее света» и пространство под ней можно оставить без контроля. Советский летчик встретился с вражеской машиной на пересекающемся курсе, его истребитель Ла-7 расстрелял “немца” снизу, прямо «в брюхо». Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход
Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо»
Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход. Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо».
Привычка к испытаниям
Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье. Он был нежданным, младшим в семье ребёнком, родившимся после большого голода.
Его отец был незаурядным человеком. В перерывах от работы на фабрике и и крестьянским трудом, он находил время и силы читать книги и сочинять стихи. Невзирая на протесты матери, отец посылал пятилетнего Ивана сторожить ночью сад. Став старше, сын спросил: «Зачем это?». Действительно, воровали тогда редко, да и сторож из ребёнка бесполезный. Отец ответил: «Приучал тебя к испытаниям». И это сработало.
В 1941 году Кожедуб окончил Чугуевскую авиационную школу лётчиков, где и остался инструктором. Курсанты за глаза называли строгого инструктора “Триждыдубом”, но Иван Никитович с иронией относился к этому прозвищу. После начала войны авиашколола была эвакуирована в Чимкент в Казахстане. Многократные рапорты Кожедуба с просьбой о переводе в действующую армию отклонялись. И только в ноябре 1942 года лётчик был направлен в 240-й истребительный авиационный полк в Иваново.
Вторая «Золотая Звезда»
Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. К концу войны Иван Кожедуб — уже майор гвардии — совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди которых было 17 пикирующих бомбардировщиков «Ju-87», по 2 бомбардировщика «Ju-88» и «He-111», 16 истребителей «Bf-109» и 21 «Fw-190», 3 штурмовика «Hs-129» и 1 реактивный истребитель «Me-262».
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил два «FW-190», Кожедуб провёл в небе над Берлином.
Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.
Детство и юность
Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.
Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.
Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.
Удачливый «охотник»
Кожедуб геройски дрался в небе при освобождении Харькова, в боях на Днепре и в наступлении на Правобережной Украине и Молдавии. В мае 1944-го он получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной — построенный на деньги пчеловода Василия Конева из Сталинградской области. Лётчик вскоре написал благодарственное письмо дарителю, доложив, что на этом самолёте за семь дней воздушных боёв в небе Румынии сбил восемь фашистских асов.
Фото из архива
В мае 1944-го Иван Кожедуб получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной — построенный на деньги пчеловода Василия Конева.
В июле 1944-го Ивана Кожедуба назначили на должность заместителя командира 176-го истребительного авиационного полка. На учебном аэродроме в Подмосковье, где он переучивался на новейший истребитель «Ла-7», капитана Кожедуба «нашла» вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза.
Вернувшись на фронт, воевал на территории Польши. В небе над Вислой стал регулярно вылетать на «свободную охоту». В послевоенных мемуарах маршал авиации Иван Никитович Кожедуб напишет: «Охота» потому и называется свободной, что лётчик свободен выбрать цель и время атаки. «Охотник» должен построить правильный манёвр, атаку производить внезапно и своей внезапностью ошеломить врага, а главное — поразить его, уничтожить. Воздушный «охотник» должен бить наверняка».
Фото из архива
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб у истребителя «Ла-7» перед боевым вылетом.
Именно так он и бил, «охотясь» на вражеские железнодорожные составы, эшелоны, автомашины и бронетранспортёры, но большей частью за немецкими самолётами. На один из участков фронта для обеспечения господства в воздухе германское командование направило группу лучших асов Люфтваффе. В ответ, чтобы показать противнику, кто во фронтовом небе хозяин, Ивану Кожедубу поручили возглавить группу из десяти наших опытных «охотников». Немецких асов советские асы перебили за несколько дней, отправив в последний штопор восемь вражеских истребителей. Лично Кожедуб уничтожил три самолёта.
Он стал идеальным воздушным бойцом — инициативным, дерзким, но расчётливым. Сослуживцы вспоминали, что автоматизм движений Кожедуба в бою был отработан до немыслимого предела. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.
24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262». А два последних самолёта врага он уничтожил 17 апреля 1945 года. Обе немецкие воздушные боевые машины упали на разбитые улицы горящего Берлина.
Из архива
24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262».
Апрель, 1945 год
Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники – американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял – в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!
Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще фигура высшего пилотажа (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел – и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».
На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.
Первый бой мог стать последним
Во время взлёта на первый боевой вылет молодой лётчик Иван Кожедуб потерял из виду ведущего. Заметив, что к аэродрому летят немецкие бомбардировщики, решил отличиться в первом же бою: пошёл в атаку в одиночку. Но сбить врага не удалось, наоборот, сам оказался под ударом «Мессершмитта-109». От зажигательного снаряда, метко выпущенного из авиапушки немецкого истребителя, жизнь советского лётчика спасла бронеспинка. Но это ещё не было концом злоключений. По подбитому «Ла-5» знатно отработала и прикрывавшая аэродром родная зенитная артиллерия. Три попадания практически лишили боевую машину управляемости, но пилот всё же сумел посадить её на взлётно-посадочную полосу.
Фото из архива
Молодой лётчик Иван Кожедуб.
Сослуживцы назвали это чудом: самолёт восстановлению не подлежал, его списали. А получивший нагоняй от начальства за безрассудство в бою старший сержант Иван Кожедуб оказался «безлошадным». Летать стал изредка, если в полку вдруг оказывался свободным из-за болезни или ранения лётчика самолёт. Кожедуба даже собрались отправить на пост оповещения…
Военная служба
В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.
Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.
Летчик Иван Кожедуб
Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.
Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.
Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба
За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.
Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.
Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.
Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.
Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами
Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.
Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.
Иван Кожедуб в последние годы
После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.
Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.
Список воздушных побед
Истребитель Ла-7 И. Н. Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино
Планшет и лётные перчатки Ивана Кожедуба, 1940-е. Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне, Киев
В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.
Список воздушных побед И. Н. Кожедуба | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Дата победы | Тип самолёта | Место победы |
1 | 06.07.1943 | Ю-87 | зап. Завидовка |
2 | 07.07.1943 | Ю-87 | ст. Гостищево |
3 | 09.07.1943 | Ме-109 | Красная Поляна |
4 | 09.07.1943 | Ме-109 | вост. Покровка |
5 | 09.08.1943 | Ме-109 | Прелестный |
6 | 14.08.1943 | Ме-109 | Искровка |
7 | 14.08.1943 | Ме-109 | Коломна |
8 | 16.08.1943 | Ю-87 | Рогань |
9 | 22.08.1943 | ФВ-190 | Люботин |
10 | 09.09.1943 | Ме-109 | сев. Искровка |
11 | 30.09.1943 | Ю-87 | юго-зап. Бородаевка |
12 | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевка |
13 | 01.10.1943 | Ю-87 | зап. Бородаевка |
14 | 02.10.1943 | Ме-109 | Плоское |
15 | 02.10.1943 | Ю-87 | Петровка |
16 | 02.10.1943 | Ю-87 | юго-зап. Андреевка |
17 | 02.10.1943 | Ю-87 | юго-зап. Андреевка |
18 | 04.10.1943 | Ме-109 | сев.-зап. Бородаевка |
19 | 05.10.1943 | Ме-109 | юго-зап. Красный Кут |
20 | 05.10.1943 | Ме-109 | зап. Куцеваловка |
21 | 06.10.1943 | Ме-109 | Бородаевка |
22 | 10.10.1943 | Ме-109 | Днепрово-Каменка |
23 | 12.10.1943 | Ю-87 | сев. Плоское |
24 | 12.10.1943 | Ме-109 | юж. Петровка |
25 | 12.10.1943 | Ю-87 | юж. Домоткань |
26 | 29.10.1943 | Ю-87 | Кривой Рог |
27 | 29.10.1943 | Хе-111 | зап. Будовка |
28 | 16.01.1944 | Ме-109 | Ново-Злынка |
29 | 30.01.1944 | Ме-109 | вост. Нечаевка |
30 | 30.01.1944 | Ю-87 | зап. Липовка |
31 | 14.03.1944 | Ю-87 | Осиевка |
32 | 21.03.1944 | Ю-87 | Лебедин — Шпола |
33 | 11.04.1944 | ПЗЛ-24 | Сырка |
34 | 19.04.1944 | Хе-111 | сев. Яссы |
35 | 28.04.1944 | Ю-87 | юго-вост. Вултуру |
36 | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
37 | 29.04.1944 | Хш-129 | Хорлешти |
38 | 03.05.1944 | Ю-87 | Тыргу Фрумос — Думбрэвица |
39 | 31.05.1944 | ФВ-190 | вост. Вултуру |
40 | 01.06.1944 | Ю-87 | Чужа Вода |
41 | 02.06.1944 | Хш-129 | зап. Стынка |
42 | 03.06.1944 | ФВ-190 | Редиу-Улуй — Тэтэр |
43 | 03.06.1944 | ФВ-190 | Редиу-Улуй — Тэтэр |
44 | 03.06.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Яссы |
45 | 07.06.1944 | Ме-109 | Пырлица |
46 | 08.06.1944 | Ме-109 | Кырпицы |
47 | 22.09.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Стренчи |
48 | 22.09.1944 | ФВ-190 | юго-зап. Рамниеки — Даксты |
49 | 25.09.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Валмиера |
50 | 16.01.1945 | ФВ-190 | юж. Студзяна |
51 | 10.02.1945 | ФВ-190 | сев.-зап. окр. аэродром Морин |
52 | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
53 | 12.02.1945 | ФВ-190 | зап. Кинитц |
54 | 12.02.1945 | ФВ-190 | оз. Китцер-Зее |
55 | 17.02.1945 | Ме-262 | вост. Альт-Фридлянд |
56 | 19.02.1945 | Ме-109 | сев. Фюрстенфельде |
57 | 11.03.1945 | ФВ-190 | сев. Брюнхен |
58 | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев. Кюстрин |
59 | 18.03.1945 | ФВ-190 | сев.-зап. Кюстрин |
60 | 22.03.1945 | ФВ-190 | сев. Зеелов |
61 | 22.03.1945 | ФВ-190 | вост. Гузов |
62 | 23.03.1945 | ФВ-190 | ст. Вербиг |
63 | 17.04.1945 | ФВ-190 | Врицен |
64 | 17.04.1945 | ФВ-190 | Кинитц |
Всего воздушных побед: 64+0боевых вылетов — 330воздушных боёв — 120
Первое боевое «крещение».
В марте 1943 года я прибыл на Воронежский фронт рядовым лётчиком в полк, которым командовал майор И. Солдатенко. Полк был вооружён самолётами Ла-5. С первого дня я стал присматриваться к боевой работе моих новых товарищей. Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретённую в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в день я подготовлялся к схватке с врагом. Прошло всего несколько дней, а мне казалось, что моя подготовка бесконечно затягивается. Хотелось как можно скорее вылететь вместе с товарищами навстречу врагу.
Фото Ивана Кожедуба после войны.
Встреча с противником произошла неожиданно. Случилось это так: 26 марта 1943 года я, в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния, вырулил на старт дежурить. Неожиданно нам был подан сигнал для взлёта. Младший лейтенант Габуния быстро поднялся в воздух.
Я несколько задержался на взлёте и после первого разворота потерял ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с землёй мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж над аэродромом. Набрав 1500 метров высоты, приступил к пилотированию.
Вдруг ниже меня метров на 800 я заметил 6 самолётов, которые подходили к аэродрому со снижением. С первого взгляда я принял их за Пе-2, но через несколько секунд я увидел разрывы бомб и огонь зениток на нашем аэродроме. Тогда я понял, что это немецкие многоцелевые самолёты Ме-110. Помню, как сильно забилось сердце. Передо мной был враг.
Я решил атаковать противника, быстро развернувшись, на максимальной скорости пошёл на сближение. Оставалось 500 метров, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от командира правило воздушного боя: «Перед атакой посмотри назад».
Оглянувшись, я заметил, как с большой скоростью приближается ко мне сзади самолёт с белым коком. Не успел я распознать, чей это самолёт, как он уже открыл по мне огонь. Один снаряд разорвался у меня в кабине. Резким разворотом влево со скольжением выхожу из-под удара. Пара Ме-109 с большой скоростью прошла справа от меня. Теперь я понял, что они, заметив мою атаку, спикировали и атаковали меня. Однако моя неудавшаяся атака заставила Ме-110 отказаться от повторного захода на бомбометание.
В этой встрече я на практике убедился, как важна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели.
В дальнейшем, летая в слётанной группе, я одержал 63 победы, не зная поражения.