Звания в гражданской авиации
Содержание:
- Военный летчик: кто это и чем занимается
- Немного истории
- История создания
- Женщины-пилоты гражданской авиации РФ
- Прочие военно-воздушные силы
- Военно-воздушные училища России
- Почетные звания военных летчиков
- Форма военных летчиков Российской Императорской армии (РИА)
- В каких еще подразделениях присваиваются морские звания
- Детальное углубление в историю
- Пилоты военной авиации: особенности
- Плюсы и минусы профессии пилота военной авиации
Военный летчик: кто это и чем занимается
Профессия, связанная с большим риском. Военнослужащий является членом экипажа вертолета или самолета, он может управлять несколькими типами воздушных судов:
- Бомбардировщики. Тактические проводят индивидуальные задачи на фронте и территории противника, выполняют стратегические задания, оказывая поддержку пехоте и наземной технике с воздуха.
- Истребители. Они ведут боевые действия исключительно на высоте 20 км воздушного пространства, развивают большую скорость.
- Военно-транспортные самолеты. Предназначены для транспортировки, сброса во время перелёта на высоте до 3 км военнослужащих десантных войск, техники, а также различных грузов.
- Разведчики – это облегченные бомбардировщики и истребители, которые выполняют прямую функцию – разведывание местности. Оснащены радиолокаторами, приборами фото, видеофиксации; оборудованы приборами для связи и передачи информации.
- Вертолеты. Их задача – транспортировка раненных, гражданских лиц, а также грузов. Оборудованные навесным оружием, они способны уничтожать технику противника, создавать прикрытие для союзной пехоты, других сухопутных войск.
Боевые задачи ставятся с учётом типа воздушного судна, которым управляет пилот. Лётчиков обязывают тщательно изучить теоретическую базу, подготовиться к экстренному случаю – например во время проведения операции нередко бывали случаи, когда приходилось выживать на территории противника, стараясь пробиться к «своим», не попав в плен.
Немного истории
Впервые идея выделения военных специалистов, обладающих выдающимися навыками в совей военной специальности, родилась не в авиации, а в кавалерии. В 1936 году этот род войск был еще актуален, не смотря на перевод большинство родов войск на моторизованные средства ведения войны.
Народный комиссариат обороны в то время возглавлял маршал К.Е. Ворошилов, приверженец «старой» школы, времен гражданской войны. К тому же, не имевший военного образования. Большое влияние на формирование его взглядов оказывал его старый друг и боевой соратник по боям времен гражданской войны – маршал С.М.Буденный. Командовавший конницей Красной Армии и стремившийся сохранить ее значение не смотря на то, что практика развития войск потенциального противника указывала на то, что конница, как ударная сила в современной войне больше не актуальна.
Именно с подачи этих высокопоставленных военных в кавалерииРККА, для особо квалифицированных специалистов, были учреждены классы для конных разведчиков-наблюдателей и соответствующие знаки отличия – нагрудные знаки.
История создания
Испытание войной: подвиги и герои
С началом боевых действий на Северном Кавказе авиашкола не только готовила летчиков-истребителей, но и отражала налеты вражеской авиации на Кубань и Ставрополье.
В армавирском небе пилоты школы не раз доказывали свою беззаветную храбрость, тактическое умение и волю к победе. Так, 8 мая 1942 года летчик-инструктор старшина Астафий Новгородский в воздушном бою недалеко от Армавира уничтожил самолет противника тараном. После чего благополучно приземлился на своем аэродроме. За этот подвиг награжден орденом Красной Звезды. Это был один из первых воздушных таранов, совершенных армавирцами в годы войны.
Особое место в истории училища по праву занимает выпускник 1941 года, ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза и Герой России Иван Антонович Леонов. Полковник в отставке Иван Леонов — личность легендарная. Это единственный в мире летчик, который в годы войны воевал без руки. В 1943 году в одном из воздушных боев он был сбит. В госпитале после ранения ему полностью ампутировали левую руку, но уже спустя полгода Иван Леонов снова сел за штурвал боевого самолета, и, используя придуманный им самим протез, до конца войны выполнил еще 52 боевых вылета. Сегодня наш легендарный герой живет в Туле, где его хорошо знают и зовут тульским Маресьевым. В свои 93 года ветеран по-прежнему активен, ведет большую работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Всего же за годы войны школа подготовила для фронта 4578 воздушных бойцов.
За подвиги, совершенные в схватках с немецко-фашистскими захватчиками 17 выпускников школы были удостоены высокого звания Герой Советского Союза. Из числа летчиков окончивших другие летные училища, но служивших в Армавире, пятерым также присвоены почетные звания Героев.
Новая страница в истории авиашколы
С окончанием войны авиашкола вернулась в родные стены. В октябре 1945 года получила статус военного авиационного училища. По итогам работы в 1946 году стало лучшим среди вузов ВВС.
В 1948 году 10 курсантов стали первыми выпускниками в ВВС, завершивших обучение на реактивном самолете Як-17. Спустя три года звено капитана Бориса Савичева первым среди летных училищ ВВС приступило к освоению самолетов Миг-15.
В 1955 году летное училище посетил Министр Обороны СССР, маршал Советского Союза Г. К. Жуков, который высоко оценил положение дел в учебном заведении.
В 50-е годы в числе выпускников училища было много талантливой молодежи, будущих видных военачальников, прославленных летчиков-испытателей. Среди них будущий Главком войск ПВО страны генерал армии Виктор Алексеевич Прудников, генерал-полковник авиации Вольтер Макарович Красковский, в последующие годы заместитель начальника Главного штаба войск ПВО, затем командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны. Несколько позже, закончившие училище, уже в 60 — 70-е годы высокие должности в войсках ПВО страны заняли генерал-полковники Владимир Андреев, Анатолий Ноговицын, генерал-лейтенанты Олег Анисимов, Леонид Боков.
В 1960 году училище получает статус высшего учебного заведения, одновременно произошло переподчинение его из состава ВВС в состав Войск ПВО страны. В это время история училища тесно связана с именем дважды Героя Советского Союза, маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого, командующего авиацией ПВО, а затем заместителем Главкома Войск ПВО страны, сделавшего много для превращения училища в один из лучших военных авиационных вузов СССР.
В 1968 году за большие заслуги в деле подготовки летных кадров указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Красного Знамени. На стыке 60 — 70-х годов наши выпускники Геннадий Манаков и Токтар Аубакиров полетели в космос и стали Героями Советского Союза. Уже в 2000-х годах покорять космическое пространство отправились Александр Мисуркин и Айдын Аимбетов. Всего училище выпустило 14 летчиков-космонавтов.
За 80 лет статус вуза и его название менялись не раз. Его традиции и славу несут сегодня летчики и курсанты 2-го авиационного факультета истребительной авиации и учебной авиационной базы в составе Краснодарского высшего военного авиационного училища имени Героя Советского Союза А. К. Серова.
Женщины-пилоты гражданской авиации РФ
Обучение женщин-пилотов никак не отличается от мужского. У них даже есть некоторые льготы при поступлении – физические нормативы более лояльны. Однако до сих пор остается существенная предвзятость к девушкам за штурвалом самолета.
Пассажиры, когда видят после трапа пилота в юбке, начинают выказывать свою настороженность. Помимо них, предвзято относиться могут и другие члены экипажа, которые постоянно меняются. Это авиакомпании делают, чтобы пилоты не могли сдружиться и внимательнее следили за действиями друг друга.
Ольгу Кирсанову со скандалом уволили из авиакомпании, потому что она долгое время скрывала факт своей беременности, даже когда переучивалась на другой тип самолета. После декретного отпуска она устроилась обратно на работу в «Аэрофлот».
Еще одним существенным препятствием на пути к работе в небе являются близкие. Семьи часто крайне негативно относятся к выбору профессии своих дочерей.
Прочие военно-воздушные силы
Содружество Наций
Ранг воздуха коммодора также используется в ряде военно- воздушных сил в Содружестве , в том числе ВВС Бангладеш , Гана ВВС , ВВС Индии , Намибии ВВС , ВВС Пакистана , ВВС Австралии , Royal New Zealand Air силы , Шри — Ланка ВВС и Тринидад и Тобаго Air Guard .
Royal Canadian Air Force не использовал звание до объединения канадских вооруженных сил в 1968 году, когда были приняты названия ранга армейского типа. Затем воздушный коммодор стал бригадным генералом (после звания Вооруженных сил США, а не британского бригадного генерала , который был у аналогичных офицеров в бывшей канадской армии ). В официальном французско-канадском употреблении звание звания было командором де л’эра . Должность почетного авиамодора все еще существует в Королевских канадских воздушных кадетах . Точно так же звание было заменено бригадным генералом в 1973 году в Королевских ВВС Малайзии .
Как и в случае с Королевскими ВВС, крупные организации или формирования ВВС в других сферах Содружества могут быть удостоены чести назначением на их имя главного коммандора. Эти назначения редки, и на сегодняшний день (2020 г.) получили всего три высокопоставленных члена королевской семьи — королеву Елизавету II , принца Филиппа и принца Чарльза — всего в трех военно-воздушных силах Содружества, не входящих в состав Великобритании ( RCAF , RNZAF , RAAF ). Главный авиационный коммодор не является званием, и такое назначение не передает получателю звание воздушного коммодора.
Страны, не входящие в Содружество
Воздушный коммодор, а также является званием ВВС Египта , Королевских ВВС Омана , Королевских ВВС Таиланда и ВВС Зимбабве .
В индонезийских ВВС звание Комодор Удара , калькуляция «воздушный коммодор» использовалось до 1973 года. Настоящий эквивалент — Марсекал Пертама , калька «Первый маршал», и это обычно переводится на английский как воздушный коммодор.
В то время как имена большинства рядов ВВС Греческой (HAF) являются греческий язык калька RAF рангах HAF эквивалент O-7 / OF-6 является Taxiarchos тис aeroporias , которые могут быть буквально в переводе с современного греческого как «бригадир ВВС »(или« авиационный бригадир »). ( Вольный перевод армейского звания таксиархис , который возник в Древней Греции, означает «тот, кто заказывает», и греческий корень τάξις такси также является основой авиационного термина такси, то есть перемещать один или несколько самолетов по маршруту. Тем не менее, Taxiarchos tis aeroporias обычно переводится на английский язык как «воздушный коммодор», и это звание было введено во время Второй мировой войны, после того, как греческие вооруженные силы были восстановлены в изгнании, часто вместе или в составе военных формирований Содружества, таких как RAF Ближневосточное командование .
Другие военно-воздушные силы имеют или когда-то имели эквивалентное звание, названное просто коммодор (или производный термин, такой как комодоро ), без квалифицирующего префикса «воздух». Примеры включают аргентинские военно-воздушные силы , чилийские военно-воздушные силы и королевские военно-воздушные силы Нидерландов . Такое звание часто имеет по существу те же знаки различия, что и у коммодора ВВС Великобритании.
Военно-воздушные училища России
Богатая традиция обучения летчиков для ВВС сложилась в Советской Республике, начиная с 1925 года. Было отрыто множество школ, аэроклубов, планерных клубов, в которых совершенно бесплатно, в порыве энтузиазма, обучались летному делу тысячи мальчишек и девчонок. Именно они составили костяк будущих знаменитых авиаконструкторов, и ассов, позволивших одержать победу во Второй Мировой войне.
До распада СССР действовало более 20 летных училищ, подготавливавших военных летчиков различных специальностей. 90- годы, с приходом политики «открытости» М. Горбачева – почти полностью уничтожили военно-воздушные силы страны, а заодно – и базу подготовки специалистов.
Возрождение, после лет кошмарного предательства, наметилось только в первом десятилетии современного тысячелетия. Заслуги нынешнего правителя в этом нет. Просто, в среде военных нарастало, и стало критичным осознание невозможности, без ущерба территориальной целостности государства, дальнейшее разрушение и деградация армии.
Предпоследний «министр обороны» — ефрейтор, вор и спец по продаже мебели – приложил максимум усилий к тому, чтобы не только разрушить систему армейского образования, но и внести раздор в высшие эшелоны генералитета, призванного руководить военным образованием летчиков.
Начиная с 2008 года структура высших летных училищ МО РФ претерпела множество структурных преобразований.
Конечным итогом этих изменений стало:
Образование Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Воронеже.
По задумке министра-мебельщика, ликвидация всех военно-воздушных училищ и сведений офицерско-преподавательского состава под крышу единого центра, должно было минимизировать затраты на обучение военных летчиков.
В структуруВУНЦв г.Воронеже, первоначально были включены все военно-воздушные училища. Некоторые из них – не пережили «оптимизации» и были ликвидированы.
Однако, Краснодарскому высшему военному авиационному училищу лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия КонстантиновичаСероваудалось сохранить независимость. На базе этого училища военных летчиков, путем включения в его структуру и поглощения ранее существовавших самостоятельных военно-воздушных училищ, удалось сохранить статус самостоятельного вуза военных летчиков.
Таким образом, не смотря на внутриведомственные склоки, в России существует два высших учебных заведения, готовящих летчиков для ВВС (ВКС):
- Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»»
- Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова.
Почетные звания военных летчиков
В современной системе званий военных авиаторов, помимо воинских, присваиваются почетные звания (Закон РФ № 2555-1 от 20.03.1992 г.). Их три:
- «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации»;
- «Заслуженный военный штурман Российской Федерации»;
- «Лётчик-космонавт Российской Федерации».
Эти почетные звания присваиваются Указом Президента РФ. Лицам, удостоенным почетного звания, вручается соответствующий нагрудный знак, выполненный из посеребренной бронзы, на прямоугольной колодке, обтянутой муаровой лентой цветов государственного флага РФ. Носится на правой стороне груди. На военном кителе располагается выше орденов, если такие имеются у награжденного.
Еще одним нововведением в Российской армии, касающейся военных летчиков, является присвоение воинского звания, на одну ступень выше, чем предусмотрено штатной должностью – «золотые погоны», военным летчикам-испытателям. Присвоение такого звания, не соответствующего должности, влечет увеличение денежного довольствия.
Звания в военно-воздушных силах позволяют не только соблюдать субординацию в общении военнослужащих между собой, но служат мощнейшим стимулом к добросовестному выполнению обязанностей и повышению профессиональных навыков.
Форма военных летчиков Российской Императорской армии (РИА)
История военно-воздушных сил царской России насчитывает всего 7 лет. Существовавшие до 1910 года отдельные отряды воздухоплавателей, поднимавшимся в воздух на воздушных шарах и дирижаблях (и даже воздушных змеях!!!), отдельным родом войск не числились и использовались исключительно для разведывательных и наблюдательных целей, корректировки огня, раннего оповещения о приближении противника.
Организатором и первым руководителем военно-воздушных сил Российской Империи стал дядя Императора Николая II великий князь Александр Михайлович. Именно по его инициативе (на частные пожертвования великокняжеской семьи и русских меценатов и промышленников) 30 января 1910 года начал создаваться воздушный флот Империи. Были направлены во Францию, для изучения возможностей самолетов и обучению полетам русские воздухоплаватели Л.Мациевич, С.Ульянин, Г.Пиотровский, Б.Матыевич-Мацеевич, М.Зеленскийи М. Комаров. Одновременно с ними на обучение технической стороне обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов была направлена группа из 6 нижних чинов (унтер-офицеров) которые должны были стать первыми авиационными техниками и начать обучение личного состава после возвращения.
Эти 12 военнослужащих не имели единой военной формы, которая бы обозначала их принадлежность к новому роду войск. Офицеры набирались исключительно на добровольной основе. В основном, это были морские офицеры и средние чины инженерного корпуса. Поэтому, первая форма военных летчиков была черной. Так как и военно-морские офицеры, и военные инженеры носили черную форму с золотыми или серебряными пуговицами.
Уже 12.08.1912 года воздухоплавательные части были выведены из подчинения инженерного управления и переподчинены специально созданному органу, по существу – Главному командованию нового рода войск — Воздухоплавательной части ГенштабаРИА. Командующим новым родом войск был назначен генерал-майор М.И.Шишкевич. С этого момента у военных летчиков появилась собственная военная форма ВКС.
Не смотря на то, что участие военной авиации в Первой Мировой войне было довольно активным, а Российская Империя, первой в мире, применила в боях тяжелые бомбардировщики тапа «Илья Муромец», воздушный флотРИА, по сравнению с другими родами войск, был крайне малочислен. На формирование формы, которую носили первые военные летчики оказали влияние два фактора:
- Пик развития военной авиации пришелся на военные годы. Традиционно форма российской армии создавалась по прусским образцам (со времен Петра I). Но, так как Российская Империя вела войну с Германской Империей, русский царь (на 99% немец), был ярым русским националистом, он пожелал, чтобы все сходства в форме с немецкой — были упразднены.
- За образец была взята английская, отчасти французская форма.
Форма военных летчиков времен Первой Мировой войны эта коричневые френчи английского образца, галифе такого же цвета. Так как шла война, полевая форма почти не отличалась от парадно-выходной. Отличительной особенностью летной формы стали кожаные тужурки, кожаные штаны, удлиненные и утепленные мехом кожаные пальто, краги, надевавшиеся на ноги и на руки, кожаный шлем на меху и очки-«консервы».
Военные летчики были почти неотличимы по форме одежды от самокатчиков, водителей бронеавтомобилей, мотоциклистов и автомобилистов. У всех представителей «технических» войск была популярна практичная и не маркая черная кожаная одежда, прекрасно защищавшая от влаги и холода, легко подвергавшаяся чистке и устойчивая к механическим повреждениям.
РИСУНОК 1
ЛетчикиРИАв полевой и летной кожаной форме одежды
В каких еще подразделениях присваиваются морские звания
В военно-морском флоте существуют береговые подразделения, в которых присваиваются соответствующие звания. К ним относятся:
- морская авиация;
- морская пехота;
- береговая охрана.
Морская пехота предназначена для ведения боя на береговой линии и в воде. Их задача охранять морские объекты ВМФ. В морской пехоте идут флотские звания только у матроса и старшего матроса, а дальше присваиваются звания, как в сухопутных войсках.
Береговая охрана относится к сравнительно новым подразделениям ВМФ России, которое относится к пограничной службе ФСБ России. Задача береговой охраны сводится к обеспечению безопасности морских границ и сохранность прилагающей акватории. В этом подразделении звания присваиваются так же как и в военно-морском флоте. После окончания института береговой охраны, выпускникам присваивается звание мичман. Погоны всех моряков имеют соответствующие знаки отличия. В данном случае на погонах выпускников расположены две мичманские звезды.
Морская авиация предназначена для отражения нападения противника и обеспечения прикрытия с воздуха во время ведения боевых действий. Эти подразделения базируется на авианосцах и других военных кораблях, а также на аэродромах вблизи береговой линии. На кораблях базируются палубные истребители, учебно-тренировочные самолеты и вертолеты. Звания в морской авиации и погоны присваиваются также как морские звания у пехотинцев ВМФ. Сначала идет матрос, затем старший матрос, а дальше как в других наземных войсках.
Детальное углубление в историю
Как было сказано, погоны появились в конце XVII века, по милости Петра I. Цель их использования – удержание рюкзаков и сумок разного рода на плечах гренадеров во время длительных походов. Естественно, нововведение по достоинству оценили, отчего это крепление стало использоваться остальными родами войск.
С 1762 года предпринимается попытка сделать погон знаком различия полков и званий. У разных полков были разные плетения отличительных знаков, у офицеров и рядовых, между прочим, тоже, что не могло не вызывать путаницы.
Зато высшим офицерам на правое плечо начинает вешаться аксельбант. Полностью переработать этот отличительный знак решился Александр I, создав систему привязки цвета к полку. Добавляется шифровка (обозначение номера дивизии вышивными цифрами).
В течение 100 лет, до начала Первой Мировой войны, погоны постепенно добавлялись для разных воинских чинов: поручиков, генералов, офицеров. Соответственно, в августе 1914 года погоны носили все военнослужащие действующей армии Российской Империи.
Но в буре революционных событий и во времена становления молодого советского государства погоны не применялись, были заменены петлицами. К современному виду погоны пришли лишь в начале 1943 года.
Пилоты военной авиации: особенности
Главное отличие армии от гражданской авиации – казарменное положение. Военные летчики живут жизнью военных, выполняя свой воинский долг за штурвалом самолета. Их работа морально и физически гораздо более тяжелая, чем в ГА.
Пилот ВВС после каждого боевого вылета не может быть уверен, что вернется домой, в отличие от гражданской авиации, где безопасность пассажиров и экипажа – первостепенная задача, и любая авария становится трагедией целой страны.
Военные истребители и штурмовики развивают гораздо большие скорости и способны сильно маневрировать, что приводит к развитию у пилотов сильных перегрузок и к риску развития серьезных патологий сердечно-сосудистой и нервной системы.
У военнослужащих коммерческая форма обучения – они находятся на полном государственном обеспечении. Первые два года получения образования у летчиков ВКС проходят в Краснодарском летном училище, в дальнейшем их распределяют в другие города, в зависимости от выбранной специализации.
Плюсы и минусы профессии пилота военной авиации
- обеспечивается вещевым довольствием, питанием;
- специалисты получают высокую заработную плату;
- при оформлении ипотеки оказывается государственная поддержка;
- обширные возможности карьерного роста;
- ранний выход на пенсию (20 лет службы и 6000 часов налета).
Минусы профессии:
- долгие командировки, переезды. Дислокация гарнизона может быть отдалена от крупных населенных пунктов и цивилизации;
- служба связана с большим риском. К пилотам попавшим в плен относятся так же жестоко, как к разведчикам;
- на большой высоте организм проходит через сильные перегрузки, испытывая стресс, быстрее изнашивается — поэтому из-за этого летчики раньше выходят на пенсию.