Атомная подводная лодка «дмитрий донской»
Содержание:
Ссылки [ править ]
- ^ Патриарх побывал на подводном ракетоносце. fontanka.ru. 2009-08-22. Архивировано 25 августа 2009 года . Проверено 24 августа 2009 .
- ^ Дуг Гросс (2009-12-10). «Ракета, не Сант, обвинен в Норвегии спирали» . CNN. Архивировано 13 декабря 2009 года . Проверено 10 декабря 2009 .
- ^ «Российская ракета» Булава «поражает цель в ходе испытаний . РИА Новости. 2010-10-07. Архивировано 19 октября 2012 года.
- ^ https://www.forbes.com/sites/hisutton/2020/08/23/last-typhoon-can-the-worlds-largest-submarine-still-destroy-the-world/?sh=187bc6906ec2
- ^ https://tass.com/defense/1244995
Раздел « Северный флот » на сайте фонда «Беллона»
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеПодводные лодки типа «Тайфун» |
---|
|
|
История корабля
16 марта 1976 года зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, 25 июля 1977 года отнесён к подклассу ТАРПКСН, 27 сентября 1980 года выведен из цеха в плавдок «Сухона», 29 сентября 1980 года спущен на воду. 29 декабря 1981 года вступил в строй ВМФ, В декабре 1982 года перешёл из Северодвинска к месту постоянного базирования в Западную Лицу.
В — на корабле производилась пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19. 2 февраля 1984 года командиру ТК-208 капитану 1 ранга А. В. Ольховикову за освоение корабля, новой техники и оружия, проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза
3 декабря 1986 года занесён на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей ВМФ в Центральном военно-морском музее в Ленинграде. 18 января 1987 года занесён на Доску почёта передовых частей и кораблей Министерства обороны СССР.
В августе 1988 года на ТК-208 проходили испытания по программам «Грунт» и «Россыпь»
20 сентября 1989 года перешёл в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У, в 1991 году работы были остановлены, и возобновлены только в 1996 году по проекту 941УМ. Работы были закончены в 2002 году, 7 октября 2002 года присвоено наименование «Дмитрий Донской», 26 июля 2002 года повторно введён в состав Северного флота, служил для испытаний новейшей на тот момент баллистической ракеты подводных лодок «Булава». В 2008 году прошёл ремонт и модернизацию на ОАО «ПО „Севмаш“». В сентябре 2013 года сообщалось о планах пусков МБР Р-30 «Булава» с ТРПКСН «Дмитрий Донской» для подтверждения технических характеристик ракеты. Кроме того, были запланированы испытания новой АСУ пусками ракет по команде из Генштаба. Это объяснялось тем, что на то время ТАРПКСН «Дмитрий Донской» представлял собой наиболее отработанный испытательный комплекс, в отличие от штатных носителей «Булавы» атомных ракетных подводных крейсеров проекта 955 «Борей». В июле 2014 года участвовал в проведении государственных испытаний РПКСН проекта 955 «Борей» — К-551 «Владимир Мономах»
В июне 2016 года стало известно, что «Дмитрий Донской» останется в составе ВМФ минимум до 2020 года.
Летом 2017 года «Дмитрий Донской» с рядом других кораблей совершили переход с Северного на Балтийский флот. Поход приурочен к Международному военно-морскому салону (МВМС-2017) и празднованию Дня Военно-морского флота. Для участия в главном военно-морском параде на Кронштадтском рейде в 2017 году крейсер впервые в истории отечественного ВМФ совершил надводный переход из Кольского залива в Финский залив через проливы Балтийского моря и обратно.
В 2018—2019 году проходил заводской ремонт с целью установки на нее ракет типа «Булава», которые раньше применялись только на атомных подводных лодках типа «Борей». В середине июня 2019 года прошла первые послеремонтные испытания в Белом море. В течение нескольких дней субмарина отрабатывала погружение на глубину 200 метров и маневрирование под водой; также замерялись скоростные характеристики корабля в подводном и надводном положении, проводилась комплексная проверка работа механизмов, систем и комплексов корабля. Экипаж в течение нескольких дней отрабатывал различные задачи боевой подготовки.
Со слов вице-адмирала Олега Бурцева стало известно, что АПЛ «Дмитрий Донской», возможно, будет довооружена 200 крылатыми ракетами «Калибр».
После 2021 года будет списан. Название «Дмитрий Донской» получила новая АПЛ СФ проекта 955А «Борей-А».
Радиоэлектронное оборудование
- БИУС «Омнибус» — информационная система, позволяющая автоматизировать управление оружием и техническими средствами соединений.
- «Скат-КС» — гидроакустический комплекс, который обеспечивает обнаружение и классификацию целей с помощью эхопеленгования, а также обработку информации и выдачу торпедам исходных данных для попадания в цель.
- Прецизионный эхоледомер МГ-518 «Север» — это совокупность гидроакустических средств, которые проводя подводную локацию способны вычислять толщину подводной части льда. Это так званный «ледомер», позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию о состоянии ледового покрытия.
- МРКП-58 «Буран» — корабельная система, которая работает для обнаружения работающих радиолокационных станций.
- Навигационный комплекс «Симфония» — быстро обрабатывает поступаемую информацию, из разных навигационных источников, используя фильтр Калмана.
- Автоматизированный комплекс для радиоподавления, радиоразведки, а также для радиорелейной и спутниковой радиосвязи – «Молния Л1».
Гидроакустическая станция миноискания МГ-519 — «Арфа». - Находясь на глубине до 150 м, у центра управления подводной лодки, есть возможность получать сигналы из спутника с помощью буя с антенной на длинном кабеле, которые выпускаются на поверхность моря.
Технические характеристики
ТК-208 с кодовым название 941 «Акула» считается самой большой подводной лодкой. По классификации НАТО подводная лодка ТК-208 называется SSBN «Typhoon». Была спроектирована и сделана в СССР. Длинна лодки примерно 172,8 метра, самая большая ширина корпуса 23,3 метра. Водоизмещение этой атомной подводной лодки составляет около 48000 тонн.
Подлодка 941 «Акула» была разработана в одном из ведущих советских предприятий в области проектирования подводных лодок, в конструкторском бюро «Рубин», в городе Санкт-Петрбург в декабре 1972 году. Была построена в ответ на строительство США ракетного подводного крейсера «Огайо». Советская «Акула» превзошла «Огайо» практически по всем основным показателям. Ее подводная скорость составила 25 узлов (46,3 км/час), максимальная глубина погружения 500 м, автономность плавания 180 суток, экипаж 160 человек. Такие огромные размеры у подводной лодки были обусловлены основным вооружением.
Чтобы построить эту подводную лодку на «Севмаше» был специально построен дополнительный цех, который стал самым большим крытым помещением для хранения подводных лодок, боеприпасов и другого.
В том числе, ТК-208 считается единственной подводной лодкой, которая может вести дежурство вблизи Северного полюса, так как имеет очень высокую проходимость. Подводная лодка может разбивать огромные глыбы льда толщиной около 2,5 метров. Это обеспечивается за счет большого запаса плавучести (более 40%), и очень прочной рубки. Корпус подлодки изготовлен из титановых сплавов, который покрыт нерезонансным противолокационным резиновым покрытием, с помощью этого подлодка обладает очень хорошей звукоизоляцией.
Вооружение на «Акуле» можно назвать одним из самых мощных в мире. Основным средство движения на подлодке являются два водо-водяных ядерных реактора ОК-650, работающих на тепловых нейтронах. В качестве ядерного топлива используется высокообогащенная двуокись урана. Общая мощность реакторов 2450000 л.с. Также на подлодке расположены вторые паротурбинные установки по 40000 и 50000 л.с. (их расположение по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки). В дополнение еще установлены четыре паротурбинные атомные энергетические установки по 3,2 МВт каждая. Из резервных источников питания имеются два дизельных генератора АСДГ-800, и свинцово-кислотная АБ.
Служба в военно-морском флоте РФ
В течение 2002 года ТК-208 получил имя Дмитрий Донской и был выведен из холла здания 26 июня 2002 года. Произошло это так внезапно, что в СМИ появилась информация о спуске на воду самой большой подводной лодки в мире, и « Дмитрий Донской » на короткое время ошибочно посчитали новым типом. Поскольку переоборудование ТК-208 началось еще во времена бывшего СССР, такие сообщения никогда не попадали в прессу из-за секретности. О ТК-208 практически забыли и на момент публикации им никто не интересовался.
Первый испытательный пуск БРПЛ типа » Булава» состоялся 27 сентября 2005 г. С тех пор атомная подводная лодка прошла несколько серий испытаний и по сей день.
Летом 2017 года ТК-208 был переброшен в Балтийское море , где принял участие в параде флота в День Военно-морского флота России 30 июля 2017 года перед островом Котлин в Кронштадте в районе Санкт-Петербурга. Лодка миновала мост через Большой пояс 21 июля 2017 года .
История [ править ]
Боевой номер ТК-208 был головным кораблем третьего поколения советских подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 941 « Акула » (по классификации НАТО « Тайфун» ) . она была заложена на заводе Севмаша « Цех №55» в Северодвинске 30 июня 1976 года и спущена на воду в сентябре 1980 года. При длине 175 метров она стала самой большой подводной лодкой в мире, рекордсменом среди других подводных лодок класса «Тайфун» .
1990 – настоящее время
В 1990 году он вошел в сухой док в Северодвинске на модернизацию и ремонт. Завершение строительства было серьезно отложено из-за экономических и технологических проблем. В 2000 году работы по подлодке были усилены.
В июне 2002 года ТК-208, находящийся в составе ВМФ России , окончательно покинул Северодвинский сухой док. После 12 лет капитального ремонта и модификаций он получил имя Дмитрия Донского в честь великого князя Московского Дмитрия Донского (1359–1389), известного основателя Москвы. Двадцать пусковых установок для ракет Р-39, которые она изначально несла, были заменены пусковыми установками для самой современной на сегодняшний день баллистической ракеты, запускаемой с подводных лодок , — РСМ-56 «Булава» . [ необходима цитата ]Хотя оно было построено как подводная лодка третьего поколения, теперь оно упоминается как подводная лодка четвертого поколения из-за его обширных модификаций. [ необходима цитата ]
Первый пуск ракеты » Булава» был осуществлен Дмитрием Донским 27 сентября 2005 года. Судно всплыло и выпустило ракету из точки в Белом море . 21 декабря 2005 года новый ракетный комплекс впервые прошел подводные испытания. Он успешно поразил цель на полигоне Кура на Камчатке .
В августе 2009 года Патриарх Кирилл посетил подводную лодку и встретился с членами экипажа.
9 декабря 2009 года Дмитрий Донской запустил ракету «Булава». Третья ступень ракеты вышла из строя, и в Норвегии было видно, как она делает светящуюся спираль в небе.
7 октября 2010 года подводная лодка запустила очередную баллистическую ракету «Булава» из Белого моря . Цели на полигоне Кура на Дальнем Востоке были успешно поражены. Подводная лодка была активна по состоянию на 2020 год и была модернизирована для установки баллистической ракеты РСМ-56 «Булава» . Однако масштабы этого обновления были неясны.
Ссылки
- Страничка подводной лодки «Дмитрий Донской» на интернет-портале «Корабел.ру»
- New Soviet missile submarine launched. // Flight International : World’s first and only complete aeronautical weekly. — Sutton, Surrey: IPC Transport Press Ltd, 29 November 1980. — Vol. 118 — No. 3734 — P. 2026 — ISSN 0015-3710.
- www.vif2.ru// Акуле-25! (недоступная ссылка)
- deepstorm.ru // ТК-208,»Дмитрий Донской» Проект 941, 941У, 941УМ
Подводные лодки проекта 941 «Акула» (Typhoon class ) |
|
Примечания
- Афанасьев И. «Булава» не подвела // Новости космонавтики. — М., 2011. — Т. 21, № 10(345). — С. 50—51.
- . Анастасия Никитинская, пресс-служба Севмаша, «Северная неделя». vdvsn.ru (19.12.2006). Дата обращения: 22 марта 2008.
- . whiteworld.nsinfo.ru. Дата обращения: 25 августа 2007.
- . Сайт «Герои страны».
- Александр Емельяненков; Владимир Пискун. . Российская газета (№4759 от 25 сентября 2008 г). Дата обращения: 18 декабря 2009.
- . РИА Новости (4 мая 2017). Дата обращения: 4 июня 2017.
- . Независимое интернет-издание «ДНИ24». Дата обращения: 20 июня 2019.
- . Российская газета. Дата обращения: 20 июня 2019.
- . Информационное агентство «Би-порт». Дата обращения: 20 июня 2019.
- . severpost.ru. Дата обращения: 20 июня 2019.
- . Российская газета. Дата обращения: 27 июня 2019.
- . Правда.Ру (26.01.2008). Дата обращения: 29 января 2008.
Технические характеристики в цифрах
Общая информация:
- Кодификация НАТО – SSBN «Typhoon»
- Тип корабля – тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН).
- Название проекта – 941УМ «Акула».
- Проект разработан – центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».
Основные характеристики:
- Надводная скорость – 12 узлов (20 км/ч).
- Подводная скорость – 27 узлов (50 км/ч).
- Рабочая глубина погружения – 320 метров.
- Предельная глубина погружения – 400 метров.
- Автономность плавания – 120 суток.
- Экипаж – 165 человек.
Размеры
- длина — 172 м
- ширина – 23,3 м и
- высота – 26 м
- Средняя осадка по КВЛ — 11 м.
- Надводное водоизмещение – 28500 тонн.
- Подводное водоизмещение – 49800 тонн.
Силовая установка
- Энергетический комплекс– атомный, он включает в себя:
- Ядерный реактор ОК-650 190 МВт – 2 шт.
- 2 турбины, одна — 40000 л.с, а вторая – 50000 л.с.
- Паротурбинные АЭУ по 3,2 МВ – 4 шт.
- Резервный дизель генератор АСДГ-800 кВт – 2 шт.
- Свинцово-кислотный аккумулятор.
Вооружение:
- Торпедные аппараты, с калибром 533 мм – 6 шт.
- Торпеды: УСЭТ-80 и «Водопад» — 22 шт.
- Баллистические ракеты «Булава» — 20 шт.
- Переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла » — 8 шт.
Субмарина «Дмитрий Донской» имеет повышенный уровень скрытности, ведь оснащена системой, делающей её практически незаметной для обнаружения, а мощность этого крейсера способна даже обеспечить электричеством небольшой город. С борта «Дмитрия Донского» проводились практически все испытания баллистических ракет, а также новейших проектов «Ясень» и «Борей». Эта подлодка не имеет аналогов по вооружению и боевым возможностям, а также она часто используется для представления мощи морского флота, при проведении общественно-политических мероприятий.