Атомные подводные лодки

4.Дельта

«Дельта» — не отдельный класс, а собирательное название серии атомных субмарин, разработанных в СССР. В «Дельту» вошли подлодки серий «Кальмар», «Дельфин», «Мурена» и «Мурена-М». Самая совершенная из модификаций «Дельты» — «Дельфин» имеет длину 167,4 м. Было построено 7 «Дельфинов», 5 из которых до сих пор находятся на вооружении российского подводного флота. «Дельта» оснащена 4 ТА 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и до 8 зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1». Предельная глубина погружения – до 650 метров. Надводное водоизмещение – 11 700 т, подводное – 18 200 т.

Первые подводные лодки

Первые проекты подводных лодок были разработаны ещё в XVII в. Это были герметично закрытые бочки, внутри которых находился экипаж и ёмкости, заполняемые водой, – балластные цистерны. Для того чтобы погрузиться под воду, подводная лодка должна была затопить цистерны, а для всплытия выпустить воду из них. Основная проблема была с двигателем и движителем.

Ранние изобретатели «потаённого судна» предлагали различные ласты, вёсла, спирали Архимеда, приводимые в движение мускульной силой. Конечно, сейчас это выглядит забавным, но первое боевое применение подводной лодки относится к концу XVIII в. Тогда, 6 сентября 1776 г., во время Войны за независимость в США, американский солдат Эзра Ли вышел в дельту рек Гудзон и Ист-Ривер на подводной лодке «Черепаха» конструкции инженера Д. Бушнелла. Лодка приводилась в движение вручную: Ли вращал движитель в виде архимедовой спирали. Вооружение «Черепахи» состояло из мощной мины, которую с помощью буравчика нужно было закрепить на корпусе флагманского линкора «Игл», стоявшего на якоре. Затея провалилась: корпус корабля был окован медью, а яйцевидное судёнышко нещадно трепали течения. Хорошо, что обошлось без жертв.

Подводная лодка «Черепаха»

Почти на пару столетий о подводных лодках, как о боевом оружии, забыли. Следует, правда, упомянуть, что проблема приведения подводного корабля в движение очень сложна: ведь и паровая машина, и двигатель внутреннего сгорания нуждаются в атмосферном кислороде и в выхлопных трубах, поэтому необходимо было дождаться появления «правильных» силовых установок. Например, великий изобретатель Р. Фултон, «отец» парохода, наглядно продемонстрировал боевые свойства подводного корабля «Наутилус», взорвав цель буксируемой миной в 1800 г. Его «Наутилус» двигался над водой под парусом, а в погружённом положении – с помощью педального привода, как велосипед.

Отдельно следовало рассмотреть вооружение подводной лодки. Ведь никто и не мог подумать поначалу, что «потаённое» судно сможет что-то большее, чем таранить вражеские суда из-под воды.

Подводная лодка конструкции русского инженера К. А. Шильдера имела велосипедный привод

Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики Жюль Верн снабдил свой «Наутилус» всего лишь тараном, причём некоторые переводчики ставили его в носу «Наутилуса», а некоторые – на спине. Когда Жюль Верн узнал об изобретении торпеды, то он в панике бегал по Парижу, скупая свой роман, надеясь его уничтожить и переписать заново. И только с появлением электрического мотора, перископа – оптического прибора наблюдения из-под воды – и торпед подводная лодка перестала быть жалкой «лодкой» и превратилась в полноценный подводный корабль – субмарину.

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

ʺВэнгардʺ (Vanguard)

В начале 1990-х годов британские субмарины сменили лодки типа Resolution. Протяженностью 149,9 м и шириной 12,8 м, ʺВэнгардʺ опускается на глубину 400 м. Передвигаясь на поверхности, скорость корабля составляет 20 узлов, под водой — 25. Имея на борту 134 человека, судно может находиться в автономном режиме 70 суток. Подводное водоизмещение равняется 15 900 т, надводное − 15 130 т.

На вооружении подводного ракетоносца 16 ПУ с ракетами класса ʺTrident-2 D5ʺ, которые запускаются из 4 ТА калибром 533 мм. Сегодня четыре подводных крейсера находятся в строю. Класс представлен судами: Vanguard-Авангардный, Victorious-Победоносный, Vigilant-Бдительный и Vengeance-Отмщение.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

Тайвань (Военно-морские силы Китайской Республики)

Тайвань — островное государство, долгое время находившееся в состоянии конфликта с КНР после гражданской войны в Китае и последующего отделения Китайской Республики. Соперничество с мировой державой осложнило положение Тайваня, вследствие чего многие страны и международные сообщества отказываются продавать им военное оборудование (хотя сложно отрицать помощь Тайваню со стороны США). Это вынуждает Тайвань заняться самостоятельной разработкой и строительством подводных лодок. Сегодня эта небольшая страна обладает практически всеми видами военно-морского вооружения, кроме авианосцев.

9

«Вэнгард»

Серия британских атомоходов, создание которых осуществлялось в 90-х годах 20 века. Субмарины типа «Вэнгард» строились с целью модернизировать ядерный потенциал страны. При этом использовались наиболее эффективные конструктивные особенности предыдущих моделей АПЛ.

Проект «Вэнгард» насчитывает всего 4 боевых корабля, которые до сих пор полноценно функционируют. Они оснащены ядерным реактором с водяным охлаждением и современным ракетным комплексом. Местом базирования субмарин является королевская военно-морская база Клайд, которая расположена в Шотландии.

Технические характеристики:

  • 4 торпедных аппарата;
  • 16 баллистических ракет;
  • корпус длиной 149,9 м;
  • скорость подводного хода — 25 узлов;
  • дальность поражения — до 11300 км.

S119 «Astute»

Субмарины данного класса находятся в составе Королевского флота Великобритании. Из 7 АПЛ функционируют пять боевых машин, а 2 последних еще на стадии строительства. Пятая подлодка проекта «Астьют» спущена на воду в апреле 2021. Праздничную церемонию приурочили к 150-летию предприятия, где строят субмарины.

При создании подлодки особое внимание уделяется акустическим преимуществам. Благодаря установке водо-водяного реактора АПЛ не нуждается в перезагрузке активной зоны на протяжении 25 лет непрерывной работы

Как и многие современные субмарины, «Астьют» оснащены водометным движителем.

Технические характеристики:

  • 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм;
  • крылатые и противокорабельные ракеты;
  • длина корпуса — 97 м;
  • скорость хода под водой — 29 узлов;
  • дальность стрельбы — 2500 км.

История проекта 995 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Сравнительная оценка

У ВМС США находится на вооружении только одна серия стратегических лодок — «Огайо», относящаяся к третьему поколению (построено 18, из них 4 впоследствии переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк»). Первые АПЛ этой серии вступали в строй одновременно с «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последовательной модернизации (в том числе и шахтами с запасом места и со сменными стаканами) на них используется один тип баллистических ракет — Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и числу РГЧ «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

Следует отметить, что «Огайо», в отличие от российских подводных лодок, предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно тёплых широтах, тогда как российские субмарины часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников ВМС США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные РВСН.

После принятия в боевой состав ВМФ СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула» США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023—2026 годов.

3—4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта АПЛ «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая АПЛ типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около АПЛ «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка ВМС США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

Подлодки-носители для АПЛ

Подводное вооружение СССР и РФ засекречено по понятным причинам, а, чтобы узнать какую-то информацию приходится следить за всевозможными утечками. Переделанные серийные атомные подводные лодки теперь предназначены для несения мини-подлодок или глубоководной аппаратуры.

Стратегическое назначение таких носителей заключается не в ракетном вооружении, но в несении на борту секретного оборудования, о назначении которого знают далеко не все военные специалисты. К таким субмаринам можно отнести следующие известные.

АПЛ проекта 09774 КС-411 «Оренбург» была перепрофилирована из подлодки серии 667А «Навага». Ракетоносители 16 Р-27; АПЛ второго поколения.

Проект БС-136 «Оренбург» была переделана из атомника «Кальмар» субмарин, использовавшихся в арктических водах на Дальнем Востоке и Камчатке.

Также переделанная атомная подлодка проекта 675 стала называться «Кашалотом». Длиной 69 метров и способностью развивать скорость 30 узлов под водой могла погружаться на 1 000 метров или более.

Сюда же можно отнести БС-64 «Подмосковье», сконструированная по проекту БДРМ «Дельфин», который являлся последним кораблем серии 667.

Все перечисленные суда не имеют боевого вооружения, но оснащены оборудованием, которое может дать перевес при использовании в военных действиях. Некоторые из них могут, или уже стали носителями таких судов как «Лошарик» или беспилотников «Клавесин-2Р-ПМ» и 18511 «Палтус».

«Триумфан»

Серия французских атомных ракетоносцев, в составе которых присутствует 4 субмарины нового поколения. Изначально планировалось строительство 6 единиц, но после распада СССР проект пересмотрели. Главными задачами было обеспечение максимального уровня бесшумности и способности ПЛ быстро определять наличие противника.

Силуэт корпуса «Триумфана» имеет сходство с подлодками типа «Рюби». Боевая машина оснащена водо-водяным реактором, который работает на слабообогащенном уране, и полноценным гидроакустическим комплексом. Последний, в частности, обладает системой контроля собственных шумов, состоящей из 40 датчиков.

Особенности:

  • 4 торпедных аппарата калибра 533 мм;
  • 16 баллистических ракет;
  • 138-метровая длина корпуса;
  • подводная скорость — 25 узлов;
  • дальность стрельбы — 6-9 тыс. км.

094 «Цзинь»

Новая серия атомных субмарин, которые построены в Китае в 1999-2020 гг. Строительство ракетных подводных крейсеров позволило заменить устаревшие машины, отличающиеся низким уровнем надежности. Китайские подлодки проигрывают российским и западным АПЛ в плане бесшумности и вооружения.

Субмарины нового поколения оснащены атомной турбоэлектрической установкой с одним водяным реактором, а также сложной гидроакустической системой. Серьезным недостатком предыдущих АПЛ являлась плохая система связи и высокая уязвимость перед ПЛО противников, что потребовало внесения некоторых корректировок в проект.

Технические характеристики:

  • 6 торпедных установок;
  • 12-16 баллистических ракет;
  • 140-метровая длина ПЛ;
  • подводная скорость — 26 узлов;
  • 70-дневная автономность;
  • дальность поражения — 7400 км.

Огромная «Акула» советского времени

В период с 1981 по 1989 года было построено шесть субмарин под известным именем «Тайфун», однако в эксплуатации осталась всего одна. Длина проекта подлодки «Акула» составляла 173 метра, а высота 23 метра, что сравнимо с размером девятиэтажного здания.

Закрыли строительство судов подобных размеров в основном из-за дороговизны, хотя по своим характеристикам она была существенным подспорьем для вооружения СССР.

Эта АПЛ была из двух прочных титановых корпусов под единой оболочкой вместимостью на двадцать баллистических ракет залпового пуска, ядерной мощностью равна двумстам боеголовкам.

Также на борту есть изолированные отсеки для дублированных реакторов и торпедных аппаратов. Однако, для моряков может считаться вполне комфортной; есть возможность находиться на плаву до полугода непрерывно.

У «Акул» достаточно хорошая плавучесть, что составляет почти 40 % – это позволяет плавать во льдах толщиной до 2,5 метров.

Гордость и трагедия К-3

По понятным причинам первой в Советском Союзе атомной подводной лодке пришлось быть не только объектом для испытаний различных технических нововведений для атомного флота. Ей довелось на своей стальной шкуре проверять возможности ядерных субмарин. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами – сначала под кромкой, а потом и под серьезным паковым льдом, в итоге дойдя до Северного полюса.

Это был третий дальний поход лодки К-3, состоявшийся 11-21 июля 1962 года. Прежде всего экипажу лодки предстояло подтвердить, что она и подобные ей корабли способны на длительные походы подо льдами. Кроме того, советским морякам предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно, за 178 часов лодка прошла в подводном положении 1294 мили и трижды – 15, 18 и 19 июля – всплывала почти точно на полюсе. Это было не просто достижение: таким образом советские подводники подтвердили, что арктические льды не станут препятствием для атомных ракетных подлодок. А это означало, что при необходимости нанести ракетный удар можно и оттуда, существенно увеличив ударную дальность ракет. Таким образом, восстанавливался паритет, нарушенный в марте 1959 года, когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская лодка «Скейт».

Одними успехами служба К-3 «Ленинский комсомол», конечно, не ограничивалась. И хотя печальный счет авариям на советских атомных субмаринах открыла не она, а первый атомный ракетоносец К-19, события 8 сентября 1967 года привели к самым тяжелым на тот момент последствиям. Лодка уже заканчивала боевую службу в Норвежском море, когда в первых двух отсеках случился пожар, унесший жизни 39 моряков. Пострадал и остальной экипаж, когда, чтобы не допустить взрыва торпед, командир приказал уравнять давление в отсеках, и из первых двух внутрь лодки хлынул отравленный продуктами горения воздух. В итоге лодке пришлось возвращаться на базу в надводном положении. Позднее в ходе следствия выяснилось, что причиной трагедии стала то ли жадность, то ли глупость кого-то из рабочих, во время планового ремонта заменившего медную прокладку на гидравлической системе высокого давления на паронитовую (смесь асбеста с пластиком).

Несмотря на периодические проблемы, связанные с тем, что лодка эксплуатировалась в тяжелейших условиях, К-3 оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года – почти три десятилетия! За это время она шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула Землю по экватору. После того как подлодку окончательно списали, она долгое время ожидала решения своей участи. Из первого советского подводного атомохода хотели сделать музей, подобно тому, как стал музеем атомный ледокол «Ленин», но у Минобороны долгое время не было на это средств. И лишь осенью 2020 года было окончательно решено, что подлодка «Ленинский комсомол» перейдет на вечный прикол в Кронштадт, где станет главным элементом Музея военно-морской славы. Она это заслужила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector