Атомные подводные лодки — сравнение проектов
Содержание:
История создания
Предшественники
Субмарина типа Resolution
Предшественниками субмарин Vanguard был тип Resolution, представлявший собой первый проект атомной подводной лодки с баллистическими ракетами разработанной на основе АПЛ Valiant. Основным вооружением выступали ракеты типа «Polaris», которые на протяжении всей службы подлодок претерпевали множество модификаций: от «Polaris A3» до «Polaris A3TK». Тип Resolution активно участвовал в холодной войне начиная с 1968 года, однако уже к середине 70-х стало ясно, что как и сами субмарины, так и ракетный комплекс вскоре устареют. Ракеты, несмотря на модернизации, были неспособны к полётам на большие расстояния, из-за чего лодкам приходилось оперировать ближе к вражеским позициям тем самым подвергая себя опасности, в то время как сами подводные лодки были неспособны нести другие типы ракетного вооружения из-за особенностей конструкции.
Предпосылки к созданию. Программа Trident
На момент 80-ых годов перед правительством Великобритании встала задача о постройке современных субмарин не уступавших советским аналогам и при этом способных преодолевать рубежи противолодочной обороны.
На суд британскому парламенту было предоставлено два варианта развития событий:
1. Великобритания сама разрабатывает и создаёт новые баллистические ракеты;
2. Оставить старые ракеты, но создать новые подлодки, которые могли бы компенсировать недостатки устаревшего вооружения.
Первый вариант был отвергнут в связи с тем, что технология проектирования подобного оружия не затрагивалась британскими инженерами ещё с 60-х годов, таким образом разработка заняла бы как огромное количество времени на испытания, так и предвещала непостижимые для страны затраты.
Субмарина типа Ohio
Второй же вариант также постчитали недееспособным, так как лодки были бы способны вооружаться только ракетами Polaris, т.е. в случае непредвиденных обстоятельств перевооружение не представлялось возможным. Не говоря уже о том, что в обслуживании ракеты обходились недёшево, у Великобритании их оставалось не так много и закупать, в связи с их устаревшим статусом, было не у кого.
Тогда правительство сошлось на мнении, что за основную идею для создания нового типа подводных лодок необходимо взять возможность использования баллистических ракет «Trident-1», которые показывали высокую боевую эффективность с умеренными, оправдывающими себя затратами. В качестве ориентира при создании новых субмарин выступал тип подводных лодок США — Ohio. Для Великобритании был особенно важен их опыт разработки из-за массогабаритных параметров ракет, потому между двумя правительствами были подписаны соглашения как о передаче чертежей и технологий по проектированию подлодок, так и о продаже уже более новых на то время ракет типа «Trident-2 D5».
Проектирование и постройка
Так как необходимых верфей для постройки подводных лодок у Великобритании не было, то в начале 1985 года как HMNB Clyde, так и Королевский военно-морской склад вооружений Coulport в Фаслейне прошли обширную реконструкцию в рамках подготовки к строительству класса Vanguard и разработке ракет «Trident-2».
Первоначально планировалось построить 6—7 ракетоносцев проекта Vanguard, но с распадом СССР необходимость в них в качестве силы ядерного сдерживания отпала, и поэтому число ПЛАРБ было сокращено до 4 единиц.
Замена
Предполагаемый внешний вид субмарины типа Dreadnought
18 мая 2011 года британское правительство одобрило начальную фазу оценки для строительства нового класса из четырех подводных лодок, проложив путь для заказа первых длинномерных изделий и подготовки к основной сборке, которая должна начаться в будущем. Этот новый класс подводных лодок, теперь известный как класс Dreadnought, сохранит существующие ракеты «Trident-2» и будет включать в себя новый ядерный реактор PWR3, а также технологию, разработанную для атомных подводных лодок Королевского флота класса Astute. 18 июля 2016 года в Палате общин было проведено голосование по программе обновления «Trident», и было решено, что Великобритания должна приступить к строительству подводных лодок следующего поколения. Ожидается, что новый флот подводных лодок будет введен в эксплуатацию не ранее 2028 года и, конечно, к 2030-м годам. Класс Dreadnought продлит жизнь программы «Trident» как минимум до 2060-х годов.
Подводные лодки
Атомные ПЛ
Атомные ПЛ
С баллистическими ракетами
Проект 667БДР
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград»
Проект 667БДРМ
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»
Проект 941
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»
Проект 955
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»
Проект 955А
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег»
С крылатыми ракетами
Проект 949А
Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»Атомная подводная лодка К-266 «Орел»Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»Атомная подводная лодка К-186 «Омск»Атомная подводная лодка К-150 «Томск»Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»
С ракетно-торпедным вооружением
Проект 671РТМК
Атомная подводная лодка «Даниил Московский»Атомная подводная лодка «Тамбов»Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»
Проект 971
Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»Атомная подводная лодка К-295 «Самара»Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»Атомная подводная лодка К-461 «Волк»Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»Атомная подводная лодка К-391 «Братск»Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»
Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»
АС-31
Атомные подводные лодки специального назначения
КС-129 «Оренбург»
Дизельные ПЛ
Проект 877
Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда»Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск»Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг»Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»
Проект 677 «Лада»
Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»Дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт»
Проект 636.3
Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»Дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский»Дизель-электрическая подводная лодка «Волхов»Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»
Вэнгард
В число крупных подводных лодок входит и британская подводная лодка типа «Вэнгард». Проект был реализован постройкой в начале 90-х годов ХХ столетия четырех атомных стратегических подводных крейсера. Первые решения по модернизации подводного флота и постройки больших лодок были приняты в Англии в 1983 году.
Лодка «Вэнгард» является однокорпусной, длиной 150 метров и шириной 12,5 метров. Лодка оснащена 12-ю ракетами типа «Trident-2 D5». На лодке была усовершенствована система запусков ракет. Новая пусковая установка значительно сокращала время подготовки ракеты к запуску.
Но и новая система дает сбои. В январе 2017 года с подводной лодки «Вэнгард» был осуществлен неудачный запуск ракеты «Trident». После пуска ракета отклонилась от заданного курса и упала в Атлантический океан.
Все четыре лодки состоят на вооружении Королевских ВМС Великобритании. Одна из лодок постоянно несет боевое дежурство в Атлантическом океане.
Описание
В ОгайоПодводная лодка класса была разработана для расширенного стратегического патрулирования. Каждой подводной лодке назначено два полных экипажа, называемые синим экипажем и золотым экипажем, каждый из которых обычно обслуживает от 70 до 90 дней сдерживающего патрулирования. Чтобы сократить время в порту для смены и пополнения бригады, были установлены три больших логистических люка для обеспечения доступа для пополнения запасов и ремонта большого диаметра. Эти люки позволяют быстро перемещать поддоны с припасами, модули для замены оборудования и компоненты машин, ускоряя пополнение и техническое обслуживание подводных лодок. Более того, способность подводных лодок к «невидимости» была значительно улучшена по сравнению со всеми предыдущими подлодками с баллистическими ракетами. Огайо практически не было обнаружено во время ходовых испытаний в 1982 году, что дало ВМС США чрезвычайно высокую гибкость.
USS Мичиган (SSBN-727) в сухом доке в ноябре 2002 г., перед переоборудованием в ПЛАРК.
Конструкция этого класса позволяет катеру проработать около 15 лет между капитальными ремонтами. Сообщается, что эти подводные лодки работают тихо на своей крейсерской скорости 20. узлы (37 км / ч; 23 миль / ч) или больше, чем предыдущий Лафайетподводные лодки класса на скорости 6 узлов (11 км / ч; 6,9 миль / ч), хотя точная информация остается засекреченной. Управление огнем для своих Торпеды Mark 48 осуществляется по системе Mark 118 Mod 2, в то время как система управления ракетным огнем — это Mark 98.
В ОгайоПодводные лодки этого класса строились из секций корпуса, каждая четырехпалубная секция имела диаметр 42 фута (13 м). Разделы изготовлены на заводе Электрическая лодка General Dynamics средство, Quonset Point, Род-Айленд, а затем собирали на своей верфи в г. Гротон, Коннектикут.
ВМС США насчитывают 18 Огайо-класса подводных лодок, состоящего из 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и четырех подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Подводные лодки ПЛАРБ обеспечивают морской этап развития США. ядерная триада. На каждой ПЛАРБ имеется до 24 Трезубец II баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ). Каждая ПЛАРК может нести 154 Томагавк крылатые ракеты, плюс дополнение Гарпунные ракеты быть уволенным через их торпедные аппараты.
В рамках Новый начало По соглашению, по четыре орудия на каждой ПЛАРБ будут отключены, и на каждом корабле останется только 20 штук для боевых загрузок.
История создания проекта 941 Акула
Противостояние России (СССР) и Запада на море с 1945-го по 1970-й проходило не только в холодной манере Черчилля с небольшим технологическим перевесом владельцев чужих морей, а иногда и в горячих поединках на дальних рубежах. Центру военно-морской силы, расположенному в США, так и не удалось достичь значимого превосходства. К 1970-му году ВМС СССР стал достаточно сбалансированным, а в результате мощным сдерживающим фактором для ВМС НАТО на воде, под водой и над водой – в естественной среде обитания США и Великобритании. В результате между ядерными державами утвердился паритет. Пентагону пришлось отказаться от превентивного уничтожения всех ядерных объектов СССР.
Вначале 1970-х против нашей страны принята концепция «Реалистического устрашения». Изменилась морская доктрина, основанная на технологическом превосходстве, поиску союзников и умению вести переговоры. Конечным результатом новой политики в отношении СССР стала «Угроза неприемлемого ущерба», не стоит забывать, что в слабых государствах кровавый ущерб наносится ежедневно и последовательно. Хитрецы из США 03.10.1972. заключили договор с СССР «Об ограничении стратегического вооружения», что означало сокращение количества ядерных подлодок. За пренебрежительной подписью президента английской североамериканской колонии Ричарда Никсона скрывалась уверенность, что удалось обвести вокруг пальца «вождей русских индейцев».
С 1970-го в Пентагоне полагались на свой новый глобальный проект, дающий в таких условиях качественное преимущество – передовую перспективную систему пуска баллистических ракет «Trident» (переводится как трезубец – означает трёхступенчатость движителей и оружие Посейдона). Носителем 150-ти БР (баллистических ракет) должны были стать подлодки проекта «Огайо» с 24 ПУ (пусковыми установками), целью являются крупные военные объекты и промышленные центры Советской России. В 1971-м в оборонку США на скорейшее воплощение проекта рекой потекли деньги. В течении 10-ти лет ожидалось спустить на воду 10 подводных лодок с БР Трайдент-1 (8 блоков наведения, отклонение 380 м, преодолеваемое расстояние 7,5 тыс.км.).
Возникла необходимость восстанавливать паритет. В 1973-м Сергей Николаевич Ковалёв назначен главным конструктором проекта 941 «Акула», а Макеев Виктор Петрович стал главным конструктором твердотопливных БРПЛ Р-39. Это было уже 3-е поколение ядерных субмарин. Ракета Р-39 втрое тяжелее американских наспех сделанных аналогов Трайдент-1 и вдвое большей длины. Это повлияло на создание принципиально новой архитектуры крейсера. На «Севмаш» за 5 лет силами экономики СССР построили крупнейший в мире эллинг (цех №55). В 1981 году на 26-м по счёту съезде КПСС глава страны Брежнев сообщил миру о создании в США подлодки «Огайо» с межконтинентальными ракетами Трайдент-1, упомянув главным образом об аналогичном вооружении в СССР. Заложенный на стапеле в 1976 году проект тяжёлого крейсера 941 «Акула» поступил на вооружение ВМС СССР 12.12.1981. под аббревиатурой ТК-208, известный ещё под собственным именем «Дмитрий Донской».
Особенности
Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.
При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).
Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью – более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название – «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом – проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.
Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.
Описание
Подводная лодка класса « Огайо» была разработана для расширенного стратегического патрулирования. Каждой подводной лодке назначены два полных экипажа, называемые синим экипажем и золотым экипажем, каждый из которых обычно обслуживает от 70 до 90 дней сдерживающего патрулирования. Чтобы сократить время в порту для смены и пополнения бригады, были установлены три больших логистических люка для обеспечения доступа для пополнения запасов и ремонта большого диаметра. Эти люки позволяют быстро перемещать поддоны с припасами, модули для замены оборудования и компоненты машин, ускоряя пополнение и обслуживание подводных лодок. Более того, способность подводных лодок к «невидимости» была значительно улучшена по сравнению со всеми предыдущими подлодками с баллистическими ракетами. Огайо практически не было обнаружено во время ходовых испытаний в 1982 году, что дало ВМС США чрезвычайно высокую гибкость.
USS Michigan (SSBN-727) в сухом доке в ноябре 2002 г. перед его преобразованием в SSGN.
Конструкция этого класса позволяет катеру проработать около 15 лет между капитальными ремонтами. Сообщается, что эти подводные лодки работают так же тихо на своей крейсерской скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) или более, как и предыдущие подводные лодки класса Lafayette со скоростью 6 узлов (11 км / ч; 6,9 миль / ч), хотя точная информация остается классифицирован. Управление огнем торпед Mark 48 осуществляется системой Mark 118 Mod 2, а система управления ракетным огнем — системой Mark 98.
Подводные лодки класса « Огайо» строились из секций корпуса, каждая четырехпалубная секция имела диаметр 42 фута (13 м). Срезы были произведены в General Dynamics Electric Boat объекта, Quonset Пойнт , штат Род — Айленд , а затем собран на своей верфи в Гротоне, штат Коннектикут .
ВМС США имеют в общей сложности 18 подводных лодок класса Ohio, которые состоят из 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и четырех подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАРБ). Подводные лодки ПЛАРБ обеспечивают морское базирование ядерной триады США . Каждая подводная лодка ПЛАРБ вооружена до 24 баллистических ракет (БРПЛ) Trident II . Каждая ПЛАРК может нести 154 крылатых ракеты « Томагавк , а также комплект ракет «Гарпун», запускаемых через торпедные аппараты .
В рамках нового договора о СНВ будет отключено по четыре орудия на каждой ПЛАРБ, в результате чего на каждом корабле останется только 20 для боевых загрузок.
Компоновка и размеры
Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой легкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.
Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия ее из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.
«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: ее длина — почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».
Когда появились первые подлодки
Существует туманное свидетельство о недошедшем до нас эпосе 1190 года «Салман и Моролф», в котором главный герой перемещался под водой в подлодке из драккара с плотно закрытой водонепроницаемой кожей палубой. Но первые достоверные сведения о продолжении штурма человеком подводного мира относятся к началу XVI века.
Механизмы, схемы которых он находил в папских архивах, возможно, не были воплощены, но давали полет творческой мысли гению. Первый достоверный чертеж подлодки на мускульной тяге принадлежит именно великому Леонардо.
После него, история развития штурма глубин человеком ускоряется:
- 1538 год ─ морская супердержава Испания проводит испытания подводного колокола при императоре Карле V;
- 1620 (ориентировочно) год ─ механик Корнелиус Дреббель с королём Иаковым I проводят первый запуск весельной подлодки с экипажем из 15 человек;
- 1716 год ─ исследователь космоса Галлей изобретает подачу кислорода в водолазный колокол.
Его изобретение позже было усовершенствованно системой насосов. Появление относительно автономной боевой подводной лодки, казалось, вот-вот состоится.
Литература и источники
Шунков В. Н. Подводные лодки. Поппури, Минск, 2004
Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 7.
Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 8.
Тарасов А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с.»Севмаш» завершил испытания модернизированной подлодки»Дмитрий Донской» вернулся в Северодвинск»Дмитрий Донской» и «Северодвинск» вышли в море»Булаву» проверят с подводного крейсера «Дмитрий Донской»На самой большой подлодке в мире открылся музей «Куликово поле»К-208, ТК-208, «Дмитрий Донской»ТК-202Проект 941 с музейной полкиТК-12ТК-13ТК-17 «Архангельск»ТК-17 «Архангельск»ТК-20 «Северсталь»
Прототип:
ТК-17 «Архангельск» — советская (впоследствии российская) атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 3-ему поколению, 5-ый корпус в серии. Проект лодки разработан в ЦКБ «МТ «Рубин». Всего было построено 6 лодок данного проекта, строительство седьмой лодки было приостановлено, закладка не производилась, корпусные секции разделаны на металл. Строились на заводе Севмаш, г. Северодвинск. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 г. правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до Северного полюса. Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20 трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.
[править] Прочие гибриды
Полупогружные лодки наркоторговцев
Ныряющие катера применяются колумбийскими наркоторговцами для транспортировки наркотиков в США. Параметры ныряющих катеров наркоторговцев: длина — до 25 метров, высота над уровнем воды — до 45 сантиметров, грузоподъемность — до 10 тонн кокаина. Официальное наименование катеров наркоторговцев у силовых структур США — Self-Propelled Semi-Submersibles (SPSS) (самоходные полупогружные лодки). Главным преимуществом такого катера для наркоторговцев является трудность его обнаружения по сравнению с обычными кораблями: при визуальном наблюдении лодка видна только при нахождении вплотную к ней (и то при условии хорошей видимости и отсутствии на поверхности воды пенных волн), также из-за низкой высоты над уровнем воды и специальным материалам ее не засекают РЛС.
Рентабельность от использования нарко-субмарин составляет 1000 % за один рейс: при стоимости постройки в 100 млм. долларов каждая субмарина может брать на борт груз героина рыночной стоимостью в 1 млрд долларов. Нарко-субмарины являются кораблями одноразового использования: в конце рейса она затапливаются у берегов США для сокрытия факта нелегального провоза наркотиков.
В последнее время наркобароны перешли к строительству настоящих подлодок, способных полностью погружаться и перемещаться под водой. Таким образом полупогружные лодки наркоторговцев оказались промежуточным этапом между обычными лодками и чистыми подлодками.
Ныряющие корабли гражданского назначения
Помимо военного аспекта существовало несколько проектов надводно-подводных кораблей гражданского назначения. Государственное малое предприятие «Дельфин» (Санкт-Петербург) сконструировало надводно-подводный катер, предназначенный для транспортировки в области континентального шельфа группы водолазов численностью до 6 человек со снаряжением, оборудованием и инструментами для досмотровых и ремонтных работ. Катер способен погружаться под воду на глубину до 15 метров. Корпус катера оптимизирован для достижения высокой скорости надводного хода (32 узла), а в подводном положении развивает скорость в 2-3 узла при допустимом уровне управляемости. Параметры катера: длина — 6,6 м, ширина — 2,2 м, высота — 1,3 м, осадка — 0,6 м, водоизмещение в надводном положении — 4 т., а в подводном — 4,4 т., дальность плавания в надводном режиме — 100 миль, а в подводном — 4-5 миль, мореходность — 4 балла. В надводном положении использовались водометы, приводимых в движение двумя роторно-поршневыми двигателями мощностью 2*110 кВт. В подводном положении в дело вступали 2 винторулевые колонки в носовой части катера. Санкт-петербургское морское бюро машиностроение «Малахит» разработало проект ныряющей яхты. Глубина погружения — 50-100 м, длина — 30 м, ширина — 5 м, осадка — 4,8 м, водоизмещение — около 300 т., скорость надводного хода — 8 уз., а подводного — 3 уз., экипаж — 4 чел. Ныряющая яхта способна брать на свой борт до 6 пассажиров в 3 каютах, оснащенных подводными иллюминаторам 800*800 мм. Конструкция яхты предполагает возможность ее переоборудования в экскурсионное (на 40 чел.) или научно-исследовательское судно.
Описание [ править ]
Подводная лодка класса « Огайо» была разработана для длительного стратегического патрулирования. Каждой подводной лодке назначено два полных экипажа, называемые синим экипажем и золотым экипажем, каждый из которых обычно обслуживает от 70 до 90 дней сдерживающего патрулирования. Чтобы сократить время в порту для смены и пополнения бригады, были установлены три больших логистических люка для обеспечения доступа для пополнения запасов и ремонта большого диаметра. Эти люки позволяют быстро перемещать поддоны с припасами, модули для замены оборудования и компоненты машин, ускоряя пополнение и техническое обслуживание подводных лодок. Более того, способность подводных лодок к «невидимости» была значительно улучшена по сравнению со всеми предыдущими подлодками с баллистическими ракетами. Огайо практически не было обнаружено на ходовых испытаниях в 1982 году, что дало ВМС США чрезвычайно высокую гибкость.
USS Michigan (SSBN-727) в сухом доке в ноябре 2002 г. перед его преобразованием в SSGN.
Конструкция этого класса позволяет катеру проработать около 15 лет между капитальными ремонтами. Сообщается, что эти подводные лодки работают так же тихо на своей крейсерской скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час) или больше, чем предыдущие подводные лодки класса Lafayette на скорости 6 узлов (11 км / ч; 6,9 миль в час), хотя точная информация остается классифицирован. Управление огнем торпед Mark 48 осуществляется системой Mark 118 Mod 2 то время как система управления ракетным огнем — Mark 98.
Подводные лодки класса « Огайо» строились из секций корпуса, каждая четырехпалубная секция имела диаметр 42 фута (13 м). Секции были произведены в General Dynamics Electric Boat объекте, Quonset Пойнт , штат Род — Айленде , а затем собраны на своей верфи в Гротоне, штат Коннектикут .
ВМС США имеют в общей сложности 18 подводных лодок класса Ohio, которые состоят из 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и четырех подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАРБ). Подводные лодки SSBN обеспечивают морское базирование ядерной триады США . Каждая подводная лодка ПЛАРБ вооружена до 24 баллистических ракет (БРПЛ) Trident II . Каждая ПЛАРК способна нести 154 крылатых ракеты « Томагавк , а также комплект ракет «Гарпун», запускаемых через торпедные аппараты .
Согласно новому договору о СНВ , по четыре орудия на каждой ПЛАРБ будут отключены, в результате чего на каждом корабле останется только 20 единиц для боевых загрузок.
Преемственность
В 31 августа 2012 г.Меморандум о взаимопонимании был подписан на верфи Вашингтонского военно-морского флота, в котором изложены руководящие принципы программы замены SSBN класса Ohio, проекта SSBN-X с 2016 года, называемого классом Columbia , а также программы замены SSBN класса British Vanguard. Целью Соединенных Штатов будет замена 14 ПЛАРБ Ohio 12 ПЛАРБ нового поколения без потери потенциала сдерживания. Первый блок, головной класс, будет приостановлен в 2021 году для поставки ВМС США в 2027 году. Первое патрулирование должно быть проведено в 2031 году. Программа должна действовать до 2080-х годов. В 2012 году Утверждается, что эта ПЛАРБ-X будет производным от конструкции атомных подводных лодок класса « Вирджиния» и будет включать в себя множество компонентов при стоимости единицы кораблей 2–12 в 4,9 миллиарда долларов США.
ТТХ АПЛ:
Водоизмещение: надводное: 23 200 т подводное: 48 000 т Длина: 172,6 (ТК-208 – 170,0) м Ширина (корпуса): 23,3 м Осадка (средняя): 11,2 м Скорость: надводная: 12,0 уз. подводная: 25,0 уз. Глубина погружения: рабочая: 400 м предельная: 500 м Экипаж: 160 человек, в т.ч. 52 офицера Автономность: 180 суток Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 22 торпеды типа 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал») 20 баллистических ракет Р-39 (РСМ-52) (NATO – SS-N-20 Sturgeon) Информацию взял отсюда: https://clck.ru/9ik22 http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/941/list.htm За прототип выбрал 5-ый корпус лодки – ТК-17, впоследствии получивший наименование «Архангельск». Заложена 9 августа 1983 г., спущена на воду 12 декабря 1986 г., вступила в строй 15 декабря 1987 г. 19 февраля 1988 г. включена в состав КСФ с базированием в г. Западная Лица. Июль-сентябрь 1988 г. – первый боевой поход. 27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. 18 ноября 2002 г. присвоено наименование «Архангельск». 2008 год – выведен в резерв. 19 марта 2015 г. – наименование «Архангельск» снято с корабля. В настоящее время находится в резерве и ожидает утилизации. Более подробно о службе корабля здесь: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/941/tk-17/TK-17.htm