Подводные лодки «варшавянка» на дизельном двигателе проектов 636 и 877
Содержание:
Вооружённость проекта 636.3
ДЭПЛ 636.3 – это «Варшавянки» построенные для ВМС России, с такой ПЛ как «Ростов-на-Дону» были произведены 6 демонстративных выстрелов ракетами 3М14К «Калибр-ПЛ» по ИГИЛ из подводного положения. Изначально было 4 «Калибров», а в проекте 677 их уже 10. Сколько их – это сюрприз. Это сверхзвуковые новые ракеты с изменяемой траекторий полёта – неуязвимые для ПРО США. Этих ракет «Исключительные» боятся, а до операции ВКС РФ в Сирии о них и не подозревали. Эти ракеты малозаметны, т.к. передвигаются на малой высоте от 5 – 150 м со скоростью 750 км/ч. Подойдя ближе к цели ускоряются до скорости 2700 км/ч – делая бесполезной систему ИДЖИС и любую ПРО. Выйдя на поверхность в радиусе 1500 км можно нанести удар по наземным и надводным целям с таким уроном как удар США по Хиросиме и Нагасаки.
У подводного корабля 6 торпедных отсеков 533 мм. На вооружении 18 торпед и 24 мины для поражения подводных и надводных целей. Одна лодка может безнаказанно уничтожить неядерными зарядами одну-две американские АУГ, вооружённых ИДЖИС и СОСУС. А если ядерными? Дальность обнаружения натовских кораблей втрое больше чем у противников, благодаря отечественным гидроакустическим комплексам, использующим подводный звуковой канал и стелс-технологии. В надводном положении подлодка может оказать сопротивление авиации из ПЗРК «Стрела-3» или «Игла» 8-ю ракетами, что будет применено при случайном появлении самолёта-разведчика.
Общие сведения
Имеют двойной корпус, разделённый на шесть отсеков. Ракетный комплекс «Калибр» устанавливается на лодках модификаций 636M, 636.1 и 636.3. Перезаряжание ТА осуществляется за 15 секунд.
Дальность хода в подводном положении:
- 400 миль на трёх узлах.
- в режиме РДП на скорости 7 узлов — 7500 миль.
- автономность составляет 45 суток.
На подводных лодках проекта 636.1 установлен новейший инерциальный навигационный комплекс с длительным хранением параметров без коррекции, обеспечивающий выдачу информации в ракетный комплекс в подводном положении. Тем самым обеспечивается повышенная скрытность в процессе выполнения боевых задач.
Модернизированные подлодки проекта 636.3 превосходят предыдущих представителей проекта мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП); имеют гораздо меньший уровень подводного шума. У подлодки проекта 636.3 оптимальное сочетание дальности обнаружения целей и акустической скрытности; она оснащена автоматизированной информационно-управляющей системой и современным инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает лучшие характеристики подводной лодки среди аналогичных лодок. По данным проектировщиков, эти лодки благодаря низкому уровню шумности способны обеспечить гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника с большой дистанции с помощью ПКР — противокорабельных крылатых ракет.
Главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута позволяет, при использовании данной технологии, обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет.
Описание конструкции
Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.
Корпус
Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.
Центральный пост управления подводной лодки 636.3
Отсек подводной лодки 636.3
Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.
Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба — центральный пост, средняя — рубка радиста, нижняя — рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы — помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.
Энергетическая установка и ходовые качества
Гребной винт пр. 636.3
Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с.
В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме.
А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов.
Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет.
Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.
Вспомогательное оборудование
Главная особенность проекта 636 — уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.
Экипаж и обитаемость
Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.
Интегрированный пульт управления АИУС «Лама-ЭКМ»
Ходовая часть
Для подзарядки аккумуляторов этой подводной лодке не нужно всплывать на поверхность, достаточно поднять РДП (их еще называют шнорхелями), чтобы обеспечить доступ забортного воздуха и удаление продуктов сгорания топлива. Дизель применен малодымный, что снижает заметность корабля в открытом море.
Использованы и другие новшества. Основной дизель (5,5 тыс. л. с.) не служит для приведения судна в движение, его назначение состоит только в приведении в движение ротора генератора зарядки аккумуляторов. В надводном положении ход обеспечивает экономичный мотор (мощностью 130 л. с.), а еще два (по 102 л. с.) являются резервно-маневровыми. Кинематическая схема такова, что все три двигателя работают на один винт. Он тоже особенный, шестилопастной, что позволяет вращать его с меньшей скоростью (250 об./мин.), производя, соответственно, и шума меньше.
Немного истории
В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.
С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.
Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.
Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.
И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.
«Сочетание скрытности и дальности»
Подлодки проекта 636 «Варшавянка» — это модернизированный вариант многоцелевых дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус», разработанных в СССР в конце 1970-х годов.
Эти подлодки, которые всё ещё несут службу в российском ВМФ и предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в ближней морской зоне.
Производитель «Варшавянок» отмечает, что по сравнению с предыдущими проектами они имеют более высокую боевую эффективность.
«Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения», — отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации.
- РИА Новости
- Алексей Даничев
Как и последние серии «Палтусов», «Варшавянки» первоначально строились на экспорт. Эти подлодки поставлялись в том числе в такие страны, как Китай, Вьетнам и Алжир.
ВМФ России первоначально планировал заменить свои «Палтусы» советской постройки на подлодки проекта 677 «Лада». Однако из-за ряда проблем с проектированием и строительством этот проект был прекращён. Также было принято решение построить для российского флота серию «Варшавянок», производство которых уже было налажено.
Подлодки «Волхов», «Петропавловск-Камчатский» и другие строящиеся для нужд ВМФ корабли относятся к модернизированному варианту «Варшавянки» — проекту 636.3. Они были разработаны в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин».
Одной из самых заметных особенностей подлодок «Варшавянка» стал их малый размер. Длина корабля проекта 636 составляет 73,8 м, ширина — 9,9 м, надводное водоизмещение составляет 2350 т. Предельная глубина погружения — 300 м.
«Варшавянки» оснащены дизель-электрической установкой: гребным электродвигателем мощностью около 5,5 тыс. л. с. и двумя дизель-генераторами 30ДГ мощностью 1,5 тыс. КВт каждый.
Она может развивать надводную скорость до 17 узлов и подводную скорость 20 узлов. Автономность «Варшавянки» составляет 45 суток, а без всплытия она может преодолеть 400 морских миль (почти 741 км). При этом дальность плавания в режиме РДП (с забором воздуха, необходимого для работы двигателя внутреннего сгорания под водой) с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов составляет 7,5 тыс. морских миль (13 890 км). Численность экипажа — 52 человека.
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). Адмиралтейские верфи.
- (недоступная ссылка). admship.ru. Дата обращения: 17 декабря 2011.
- . admship.ru. Дата обращения: 24 июля 2020.
- . Российская газета. Дата обращения: 24 марта 2017.
- . Regnum. Дата обращения: 29 декабря 2018.
- . www.korabel.ru. Дата обращения: 29 декабря 2018.
- . www.militarynews.ru (29 декабря 2014).
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2015.
- ↑
- . flotprom.ru. Дата обращения: 15 января 2019.
- . flotprom.ru. Дата обращения: 15 января 2019.
- . flotprom.ru.
- . Российская газета. Дата обращения: 24 октября 2020.
- . (26 октября 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020.
- . (26 марта 2021). Дата обращения: 26 марта 2021.
- . armstrade.org. Дата обращения: 7 апреля 2021.
- ↑
- flotprom.ru. . . Дата обращения: 18 марта 2021.
История проекта
Дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ) проекта 636.3 (06363) «Варшавянка» (по классификации НАТО — Improved Kilo) является развитием проекта 877 «Палтус». Предназначена такая подлодка для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.
ВМФ России первоначально планировал заменить свои ДПЛ проекта 877 постройки 1980-х годов на подлодки проекта 677 «Лада».
Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, строительством и испытаниями было принято решение построить для российского флота серию подводных лодок на базе проекта 636, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.
Модернизированный проект 06363 разработан в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство субмарин ведется на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи».
Контракт на строительство головной подводной лодки проекта 06363 был заключен Министерством обороны России с ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в августе 2010 г.
В сентябре 2011 г. был подписан контракт на постройку остальных пяти субмарин. Все шесть кораблей предназначены для Черноморского флота.
Соответствующий контракт был подписан 7 сентября 2016 г. в рамках форума «Армия-2016». Закладка первого корабля планируется осенью 2017 г. Завершение строительства этой партии ожидается в 2021 г.
Технические характеристики
ТТХ «Варшавянки» 636.3
Несмотря на сходства в конструкции и компоновке технические характеристики подводной лодки «Варшавянка» проектов 636 и 877 имеют определенные отличия. Большинство из них незначительные. К примеру, по данным Википедии, экипаж лодок 636 — 52 человека, у проекта 877 — 57 человек.
Водоизмещение
Надводное и подводное водоизмещение «Варшавянки» проекта 636 составляет 2350 и 3950 тонн. У подводных лодок проекта 877 данные показатели ниже — 2300 и 3040 тонн соответственно.
Дальность плавания
У обоих проектов автономность плавания составляет 45 суток. У «Варшавянки» дальность хода зависит от скорости. Экономичным ходом в 3 узла подлодка преодолевает до 400 миль. При работе двигателя под водой и скорости 7 узлов дальность хода составляет 7500 миль. Максимальная скорость над и под водой — 17 и 20 узлов.
Глубина погружения
У подводных лодок проекта 636 и 877 рабочая глубина погружения составляет 240 метров. Предельная глубина отличается, у «Варшавянки» — 300 м, у «Палтуса» — 350 м.
Движитель (дизельный)
Силовая установка подлодок «Варшавянка» и «Палтус» представлена следующими агрегатами:
- два дизельных генератора 4-2ДЛ42М по 1000 кВт;
- основной электродвигатель ПГ165 мощностью 5500 л. с.;
- электродвигатель экономического хода мощностью ПГ166 190 л. с.;
- два резервных двигателя ПГ168 по 102 л. с. каждый.
В качестве движителя используется один семилопастный низкооборотный винт. Подлодки проекта 636.3 считаются наиболее ходовыми. На них установлены более современные дизельные двигатели, что обеспечивает лучшую мощность и скорость хода.
Габариты и вес
По габаритам «Варшавянка» имеет следующие показатели:
- длина по ватерлинии — 72,6 м;
- наибольшая ширина подлодки — 9,9 м;
- осадка по ватерлинии — 6,2 м.
Модификация для российского флота 636.3 имеет незначительные отличия, ее длина составляет 73,8 м. Вес подводных лодок соответствует их водоизмещению.
История
Подводные лодки этого класса предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора, поэтому проект и носит такое название.
Главный конструктор Ю.Н.Кормилицын.
Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Основной проект 877 создан в 1970-х годах ЦКБ «Рубин», проект 636 — одна из последних его модификаций. Строительство кораблей проекта 636 началось с середины 1990-х годов.
Б-340 проекта 636М, достроенная в 2005 году по заказу Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной на заводе «Красное Сормово».
Современное строительство лодок этого проекта осуществляется на заводе Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге.
Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.
В период с 2010−2016 гг. было построено 6 лодок для Черноморского флота.
- Головная подлодка проекта Б-261 «Новороссийск» принята в боевой состав флота 22 августа 2014 года. Прошла опытную эксплуатацию на глубоководных полигонах Северного флота. 21 сентября 2015 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
- Вторая лодка — Б-237 «Ростов-на-Дону» — принята в боевой состав флота 30 декабря 2014 года. Прошла опытную эксплуатацию на глубоководных полигонах Северного флота. 16 декабря 2015 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
- Третья подлодка — Б-262 «Старый Оскол» — принята в боевой состав флота 3 июля 2015 года. 1 июля 2016 года прибыла к месту основного базирования на Новороссийскую военно-морскую базу ЧФ.
- Четвертая подлодка — Б-265 «Краснодар» — принята в боевой состав флота 5 ноября 2015 года.
- Пятая подлодка — Б-268 «Великий Новгород» — принята в боевой состав флота 26 октября 2016 года.
- Шестая подлодка — Б-271 «Колпино», принята в боевой состав флота 24 ноября 2016 года.
В ближайшие годы (2019—2022) планируется получить 5 лодок для Тихоокеанского флота.
Седьмая подлодка — Б-274 «Петропавловск-Камчатский», принята в боевой состав флота 25 ноября 2019 года
«Смело, товарищи, в ногу»
Как я уже писал, многие революционные песни создавались стихийно и далеко не одним автором. Довольно часто брались уже известные песни, и на их основе писался либо новый текст, либо старый изменялся под злобу дня.
Первый вариант относится к песне «Смело, товарищи, в ногу», текст которой написал сотрудник Менделеева, революционер Леонид Радин в 1898 году, когда пребывал в Таганской тюрьме.
«Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе, В царство свободы дорогу Грудью проложим себе.
Вышли мы все из народа, Дети семьи трудовой. «Братский союз и свобода» — Вот наш девиз боевой!..»
Интересно, что за музыкальную основу Радин взял песню… немецких студентов — а именно, гимн Силезского землячества. Во времена революций 1917 года песня стала особенно популярной, и каждый переделывал её на свой лад. В феврале 1917 года пели «Воля свершилась народная…», а в начале гражданской войны её распевали даже корниловцы («Смело, корниловцы, в ногу!»). Как бы то ни было, канонической осталась большевистская версия.
Но не был забыт и музыкальный первоисточник. В Германии студенческий гимн перешел к организации ветеранов Первой мировой «Стальной Шлем». Вскоре её стали распевать не только немецкие коммунисты, но и нацисты. Забавно, что и те, и другие взяли за основу русский текст. Только нацисты естественно добавили туда строки про свастику, коварных евреев и великого Гитлера. Это имело для песни печальные последствия. После разгрома нацистов по закону о денацификации её запретили. Я где-то читал воспоминание нашего соотечественника, жившего в Германии, которого чуть не арестовали, когда он слушал на магнитофоне «Смело, товарищи, в ногу».
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.
Подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» — видео
Для ВМФ СССР было построено 24 лодки проекта 877 «Варшавянка» и к началу XXI столетия 15 из них были списаны, оставшиеся девять входят в состав Северного, Тихоокеанского (три и четыре соответственно), Балтийского и Черноморского (по одной) флотов. Лодка Черноморского флота прошла модернизацию и была оснащена водометным движителем. По конструкции лодки проекта 877 — развитие лодок «Сом» с усовершенствованной формой корпуса. Поэтому лодку можно рассматривать только как базовый проект в сравнении с западными лодками того же периода. В Советском Союзе производились четыре модификации лодки — базовый проект 877 проект 877К с усовершенствованной системой управления огнем, проект 877М с возможностями управления по проводам торпедами, применяемыми из двух аппаратов, и немного удлиненным проект 4В с усовершенствованными дизелями, мало оборотными электродвигателями для снижения шумности а также автоматической системой выработки данных для управления стрельбой одновременно по двум целям.
Лодки экспортировались в Алжир (две), Китай (четыре), Индию (десять), Иран (три) Польшу (одна) и Румынию (одна). Некоторые из этих лодок относились к типу 636 — подводным лодкам с усовершенствованными главными механизмами и системами управления огнем. С 1986 по 2000г. Индия получила 10 лодок проекта 877 «Варшавянка». Известные как лодки типа «Синдхугуш», по названию первой переданной лодки, они входят а состав 11-й эскадры подводных лодок (четыре с базированием а Вишакапатнам) и 10-й эскадры подводных лодок (шесть с базированием а Мумбая). Пять лодок вооружены КРМБ ЗМ54 «Альфа» (SS-N-27) с активным радиолокационным самонаведением, сверхзвуковой скоростью на конечном участке траектории полета и радиусом действия 180 км (112 миль). В июне 1986 г. Польша получила одну лодку проекта 877Е. Последняя буква а названии проекта означает «экспортный вариант». Лодка, названная «Орзел», базировалась в Гдыне.
Тактико-технические характеристики лодки проекта 636 «Варшавянка»
Водоизмещение: надводное / подводное, т | 2325 / 3076 |
Длина, м | 73,8 |
Ширина, м | 9,9 |
Осадка, м | 6,6 |
Силовая установка | два дизеля мощностью 2720 киловатт (3650 л.с.) и электродвигатель мощностью 4400 киловатт (5900 л.с.), один вал |
Скорость и дальность плавания | надводного хода 10 уз, подводного хода 17 уз; 11125 км (6915 миль) со скоростью хода В уз. под РДП и 740 км (460 миль) в подводном положении со скоростью хода 3 уз. |
Глубина погружения | рабочая 240 м |
Торпедные аппараты | шесть носовых 533-мм (21-дюймовых) для 18 торпед или 24 мин, предусмотрена возможность применения ЗРК ближнего радиуса действия |
Экипаж | 52 человека |
Фото подводных лодок проекта 636 «Варшавянка»
Источник 1 432
На экспорт
ЦКБ МТ «Рубин» на базе проекта 877 разработано несколько вариантов – 877Э, 877ЭКМ и 636 для поставки на экспорт. До 2012 года за рубеж поставлен 31 корабль, в настоящее время идет строительство еще шести ДЭРЛ.
Первые экспортные лодки проекта 877Э, построенные на , в 1985 году успешно прошли государственные испытания и в 1986-м переданы ВМС Польши («Орел») и Румынии («Дельфин»). Головная подводная лодка «Синдугош» (Б-888) проекта 877ЭКМ была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО, ныне Адмиралтейские верфи) и передана ВМС Индии в ноябре 1985 года. Появление на внешнем рынке ДЭПЛ типа «Варшавянка» (проектов 877Э и 877ЭКМ) позволило ЦКБ МТ «Рубин» получить по-настоящему международное признание. А Россия благодаря этому в середине 90-х стала лидером мирового экспорта подводных лодок.
ДЭПЛ проекта 636 в НАТО получила кодовое наименование Improved Kilo. Два бортовых торпедных аппарата (ТА) используются для стрельбы телеуправляемыми торпедами. Вооружение: шесть носовых дистанционно-управляемых ТА 533-мм с боезапасом на 18 торпед (шесть в аппаратах и 12 на стеллажах) различного назначения.
С целью повышения боевых возможностей кораблей проекта 877ЭКМ в 1998 году начата работа по их модернизации, в которой принимали участие ЦКБ МТ «Рубин», НПО «Аврора», ФГУП «ЦНИИ «Электроприбор», ОКБ «Новатор» и НПО «Агат». Результатом труда стала реализация задачи по созданию и испытанию нового ракетного комплекса «Калибр-ПЛЭ» (Club-S) с дальностью стрельбы до 300 километров по морским, а затем и по наземным целям. На ДЭПЛ «Синдуратне» предприятие «Звездочка» впервые установило этот РК с боезапасом на четыре ракеты 3М-54Э1 (3М-54Э). Была испытана новая буксируемая антенна радиосвязи. Позже все индийские ПЛ, проходившие ремонт и модернизацию на «Звездочке» и Адмиралтейских верфях, стали обладателями этого РК.
Ремонт подводных лодок ВМС Индии проводился с учетом особенностей эксплуатации в Индийском океане с целью увеличения коррозионной стойкости трубопроводов. Были установлены БИУС «Лама-ЭКМ», новый НК «Аппассионата-ЭКМ», цифровой ГАК МГК-400ЭМ разработки ЦНИИ «Морфизприбор».
Практически параллельно с модернизацией ДЭПЛ проекта 877ЭКМ в ЦКБ МТ «Рубин» был создан модернизированный проект 636М экспортной лодки, отличающийся от штатного 636-го наличием РК Club-S, улучшенного РЭВ, более мощными ЭУ и батареями. Вскоре восемь модернизированных ПЛ проекта 636 (фактически проекта 636М) с ракетным комплексом Club-S были построены для ВМС Китая. Контракт на их поставку подписан в мае 2002 года. Общая сумма – 1,5–1,6 миллиарда долларов. Первая китайская ПЛ передана Адмиралтейскими верфями заказчику в конце 2004 года. В мае 2005-го там же была спущена 50-я, юбилейная ДЭПЛ типа «Кило» проекта 636. В течение 2005 года Адмиралтейские верфи, Севмашпредприятие и сдали семь ДЭПЛ.
Следующий контракт, подписанный Рособоронэкспортом и МО Алжира, предусматривал строительство двух ДЭПЛ проекта 636 с РК Club-S на Адмиралтейских верфях. Эти лодки переданы заказчику в 2009 году.
Заказанные Вьетнамом в конце 2009-го шесть ДЭПЛ проекта 636.1 с РК Club-S планируется сдать до 2020 года. Головная лодка уже спущена на воду на Адмиралтейских верфях 28 августа 2012 года.