Царь-танк и торгуга

Тактико-технические характеристики Царь-танка

Экипаж, чел.: ~15 человекГоды разработки: 1914—1915Годы производства: 1915Годы эксплуатации: Не принят на вооружениеКоличество выпущенных, шт.: 1 опытный

Вес Царь-танка

— 60 (40 в проекте) тонн

Размеры Царь-танка

— Длина корпуса, мм: 17800- Ширина корпуса, мм: 12000- Высота, мм: 9000

Броня Царь-танка

— Тип брони: Стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)- Борт корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)- Корма корпуса, мм/град.: 10 (7 в проекте)- Днище, мм: 8 (5 в проекте)- Крыша корпуса, мм: 8 (5 в проекте)- Борт башни, мм/град.: 8 (5 в проекте)

Вооружение Царь-танка

— Калибр и марка пушки: 2 × 76,2-мм орудия- Тип пушки: капонирная- Боекомплект пушки: ~ 60 выстрелов- Углы ГН, град.: ~ 180- Прицелы: Оптические- Пулемёты: 8-10 × 7,92-мм Максим, 8-10 тысяч патронов

Двигатель Царь-танка

— Тип двигателя: «Майбах», авиационный карбюраторный высокооборотный- Мощность двигателя, л. с.: 2 × 240 при 2500 об/мин.)

Скорость Царь-танка

— Скорость по шоссе, км/ч: 17- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10

— Запас хода по шоссе, км: ~ 60- Запас хода по пересечённой местности, км: ~ 40- Удельная мощность, л. с./т: 8,3 (12,5 по проекту)- Колёсная формула: 3 × 2- Тип подвески: Жёсткая

Боевая сухопутная машина, брошенная в лесах

Поскольку новый двигатель не сумел сдвинуть танк «Нетопырь» с места, его решили оставить в лесу. Узнав о провале испытаний, Николай II прекратил финансирование проекта. А ещё стало понятно, что, кроме наведения страха на врага своими размерами, машина Лебеденко больше ни на что не годна.

Инженер же ещё некоторое время пытался убедить императора, что его детище вполне жизнеспособно. Но у него ничего не вышло. Попытки вытащить Царь-танк с помощью различной техники также не увенчались успехом. До 1923 года колёсная боевая машина так и простояла под Дмитровом. Ушлые крестьяне быстро разобрали её на металлолом, в первую очередь сняв огромные колёса.

Но полным крахом проект Лебеденко всё-таки считать нельзя. Автор второго двигателя для него Александр Микулин стал выдающимся инженером. Именно он разработал авиамотор для самолётов Ил-2. Благодаря им «летающие танки» могли держаться в воздухе долгое время и наводили ужас на врагов. Сам же Николай Лебеденко в 1917 году переехал в Америку. К сожалению, о дальнейшей его судьбе ничего не известно.

  • «Честь имею» и «зарубить на носу» — история изменивших смысл выражений
  • Русский «Титаник»: трагедия теплохода «Александр Суворов»
  • Восстание зеков-малолеток, случившееся в День Победы
  • Как создавалась «машина времени» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 7 крошечных ошибок переводчиков, обернувшихся крупными неприятностями

Интересные факты

  • Прозвище «Летучая мышь» или «Нетопырь» танк получил за то, что его модель при переноске за заднее колесо напоминала летучую мышь, спящую вниз головой на стене пещеры или ветви дерева.
  • Деревянную модель танка, изготовленную Лебеденко для демонстрации императору, Николай II оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
  • Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эти же чины, в соответствии с этой версией, «похоронили» проект «Вездехода» Пороховщикова, чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса Вездеходов и танков Mk I говорит в пользу этой гипотезы. Однако данная версия не имеет никаких документальных подтверждений., к тому же схемы гусеничного движителя Mk I и «Вездехода» сильно отличаются друг от друга.
  • Среди местного населения района, прилегающего к месту испытаний танка, лес, в котором находился полигон и позднее ржавел танк, получил название «лес Танка».
  • История создания Царь-танка описана в художественно-историческом романе Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)» (1956) как один из фрагментов биографии Александра Александровича Микулина (псевдоним в романе — Алексей Бережков).
  • Внешний вид ракетного танка IG-227 Hailfire, представленного в фильме Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов, был вдохновлён царь-танкомК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2982 дня ], однако он не имел заднего катка, а огромные колёса находились под углом друг к другу.

Оценка проекта

Модель царь-танка Н. Н. Лебеденко в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль».

Надо сказать, что судьба танка Лебеденко в целом схожа с судьбами любых опытных образцов, разрабатывавшихся во время, когда ещё не существовало не только устоявшихся канонов проектирования таких боевых машин, но и как таковой их концепции. Этим отчасти объясняется парадоксальная на первый взгляд ситуация, когда амбициозный и технически сложный проект изначально виделся весьма перспективным, получил одобрение в высоких инстанциях и даже был реализован, но при этом оказался очевидно провальным.

Уже при первых испытаниях налицо стала очень высокая уязвимость этой машины — простой залп шрапнели по спицам колёс гарантированно выводил танк из строя. При этом колоссальные размеры танка и невысокая скорость передвижения делали его идеальной мишенью. Размеры же предопределили невысокую проходимость машины. Соответственно, скрытая переброска таких колоссов к фронту тоже представлялась маловероятной. Таким образом, единственный успех, на который могли рассчитывать боевые машины Лебеденко, психологический эффект. Несомненно, подавляющему большинству простых солдат тех лет подобная машина могла разве что присниться в кошмарных снах. Правда, серийное производство машин Лебеденко тоже представляется маловероятным — всё упиралось в отсутствие мощных двигателей, да и страна вряд ли осилила бы производство таких машин.[источник не указан 338 дней]

Огромные размеры, тонкая броня и крайне малая мощность двигателя Царь-танка (даже не учитывая его и отсутствие материальной базы для его массового производства), делали проект очевидно не имеющим перспектив. Поэтому постройка этой дорогостоящей машины оказалась явной ошибкой, усугублявшейся тем, что средств и промышленных мощностей в России не хватало для производства даже патронов и снарядов, на которое можно было бы направить сэкономленные средства.

Проектирование и постройка Царь-танка не оказали сколько-нибудь существенного влияния на отечественное (а тем более мировое) танкостроение. Боевая машина Лебеденко так и осталась ещё одним тупиковым проектом в развитии мирового танкостроения, которое в 1910-х шло практически исключительно методом проб и ошибок.

Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эти же чины, в соответствии с этой версией, «похоронили» проект «Вездехода» Пороховщикова, чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса Вездеходов и танков Mk I говорит в пользу этой гипотезы. Однако данная версия не имеет никаких документальных подтверждений., к тому же схемы гусеничного движителя Mk I и «Вездехода» сильно отличаются друг от друга.

В 2018 году в музее танка Т-34 в Московской области был построен макет танка по оригинальным чертежам в масштабе 1:1, однако с большим количеством неточностей и по сути дает возможность лишь оценить размеры и форму Царь-танка. Работа была охарактеризована как «монумент бездарному реконструктору» и подвержена жёсткой критике, оставив впечатление, что «этого монстра сваяли двоечники-пятиклассники за пару уроков труда из собранного в окрестностях металлолома», а макет «похож на оригинал разве что размерами».

Фото Царь-танка

Похожее

Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк

Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тип 10 — японский танк

Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)

Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тип 99 — китайский танк

Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)

Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня

Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Реализация проекта

Детали танка изготавливались на заводе в Хамовниках.

Работы под императорским патронажем шли быстро — машина вскоре была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу у станции Орудьево к северу от Дмитрова. 27 августа (9 сентября) 1915 года были проведены первые ходовые испытания. Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях — машина ломала березы, как спички. Однако задний управляемый каток, в силу своих малых размеров и неверного распределения веса машины в целом, почти сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 240 л. с. каждый (куда более мощных, чем использовавшиеся на других танках Первой мировой войны), снятых с подбитого немецкого дирижабля (вероятно, Mb.IV/IVa). Также испытания выявили казавшуюся впоследствии очевидной значительную уязвимость машины — главным образом колес — при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами. Все это привело к тому, что уже в сентябре проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Микулин все же занялись разработкой нового двигателя (АМБЕС) для машины. Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний.

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не велись, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины ещё 7 лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.

Выехал и сразу застрял

              Микулин в мемуарах жаловался на неудачные испытания Царь-танка (в августе 1917 года, по другим данным — накануне февральской революции). Дескать, машина завелась, уверенно спустилась с бревенчатого помоста, лихо сломав березу, и… через три метра засела в трясине. Увяз хвостовой направляющий каток. Инженер сетовал на малый диаметр заднего «колеса», недостаточную мощность пары двигателей «Майбах» (отдачу каждого определяли в 200-250 л.с.), снятых с немецкого дирижабля, который совершил вынужденную посадку при неудачном налете на Петроград. Хотя и трансмиссия Царь-танка не была совершенной. Крутящий момент на каждое из больших колес передавался… трением обычных автомобильных покрышек по ободу. Очевидно, что фрикционная передача оказалась слишком ненадежной для бездорожья — шины намокали, проскальзывали. Танк еле полз и с трудом управлялся.

           «Нетопырь» встал в лесу в ожидании доработок, но случилась вторая за год революция. Гарнизон взбунтовался, уникальная машина осталась без присмотра. Далее распространенная версия гласит, будто мародеры постепенно растаскивали Царь-танк по частям, пока то ли в 1923-м, то ли в 1927-м новая власть не признала диковинный агрегат бесполезным и не пустила на переплавку. Но историк бронетанковой техники Максим Коломиец доказал, что все было не так просто. Советы присматривались к чудо-машине и даже вторично ее испытали!

Как Царь-танк заставил царя по полу ползать

              Меркантильный интерес, впрочем, не исключает патриотических мотивов. Иначе не случилось бы маленького чуда. Стараниями влиятельных знакомых Лебеденко пробился на аудиенцию к самому Николаю II. Предприниматель резонно предположил, что такой шанс дается единожды. И лучше один раз показать, чем сто раз рассказать. Поэтому предусмотрительно захватил с собой миниатюрную заводную модель будущего Царь-танка, упакованную в нарядный ларец из красного дерева. По дворцовой легенде изобретатель с августейшей особой якобы полчаса ползали по полу «аки дети малые», дивясь способностям боевой машины преодолевать препятствия вроде стопки томов «Свода законов Российской Империи».

                Исследователи до сих пор ищут в запасниках Зимнего дворца, музеях и архивах следы самого первого ходового макета Царь-танка, который Лебеденко вроде как торжественно презентовал Николаю II. Пока тщетно — деревянная самодвижущаяся игрушка с приводом от граммофонной пружины пропала бесследно. И странно, что самодержец, отмечавший в личном дневнике успехи бронеавтомобилей и испытания движителя Кегресса, забыл упомянуть в записях о столь нетипичной встрече с изобретателем. Впрочем, об успешности того «шоу» говорит финансовый след: император распорядился выделить на проект аж 210 000 рублей. Источник средств до конца не ясен. Одни историки считают, то были личные сбережения Николая II, другие кивают на Союз земских городов и военное ведомство… А, может, они все скинулись. Сумма-то по тем временам огромная. Для сравнения, месячная зарплата высококвалифицированного рабочего или армейского капитана в России тогда составляла около 100 рублей.

Испытания гигантского танка

Конечно же, танк, должный стать козырем в Первой мировой, строился скрытно ото всех. Детали для неё изготавливали на заводе в Хамовниках и собирались в лесу неподалёку от Дмитрова. Первый русский танк построили в рекордные сроки. От аудиенции у императора до завершения работ прошло всего полгода.

К 27 августа 1915 года Царь-танк был закончен. На него установили два двигателя, снятых с немецкого дирижабля. Это позволило всем 60 тоннам металла и орудий двигаться очень быстро. Но, конечно же, не без проблем. Практически сразу маленькие колёса задней тележки увязли в грязи. Мощности немецких двигателей не хватало. К тому же, выявилась проблема с колёсами. Из-за своего размера они, разумеется, были отличной мишенью для врага. Подумав, команда Лебеденко стала разрабатывать новый двигатель.

Микулин и Стечкин сумели сделать двигатель, но его испытания не увенчались успехом. Даже большая мощность не смогла сдвинуть завязший в земле танк Лебеденко. Амбициозный проект шедевра военной техники потерпел полный крах.

Интересные факты

С незаурядной машиной связано множество интересных фактов. Вот лишь главные из них:

  1. Кроме прочих прозвищ, танк Николая Лебеденко называли «Летучей мышью» или «Нетопырем». Дело в том, что при переноске за заднее колесо машина действительно напоминала по форме летучую мышь, которая спит вниз головой на ветви дерева или стене пещеры.
  2. Деревянную модель, которую конструктор Лебеденко изготовил для демонстрации своих наработок императору, Николай Второй оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
  3. Есть легенда о заговоре, главным звеном которого стал Царь-танк. Согласно ей, заведомо провальная идея машины усиленно лоббировалась высокопоставленными особами, действующими в интересах Англии и служащими в Генеральном штабе России. В соответствии с данной версией, эти же чины поставили крест на проекте «вездехода Пороховщикова», чертежи которого попали впоследствии к великобританским инженерам и легли в основу первых английских танков. Внешняя схожесть того самого «вездехода» c танками серии Mk I говорит в пользу последней гипотезы. Тем не менее документальных подтверждений эти суждения не имеют, к тому же гусеничный движитель английских машин сильно отличается от аналогичного элемента несостоявшейся русской машины.
  4. Лес, в котором проходил испытания, а затем попросту ржавел Царь-танк, среди местных жителей получил название «лес Танка».
  5. История разработки танка Лебеденко, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, была описана в художественно-историческом романе «Талант (Жизнь Бережкова)», снятом в 1956 году Александром Беком. Картина рассказывает о жизни и деятельности А. А. Микулина, который в ней представлен под псевдонимом Алексей Бережков.
  6. Дизайнеры ракетного танка IG-227 Hailfire, который был представлен в картине «Звездные войны II», вдохновлялись Царь-танком Лебеденко. Фото киношного аппарата действительно напоминает российский танк начала 20-го века. Фантастический танк отличается лишь тем, что у него нет заднего катка, а большие колеса находятся под углом друг к другу.

Конструкция[править]

1 – ходовое (ведущее) колесо, 2 – ступица, 3 – ось ходовых колес, 4 – рубка управления орудийным спонсоном левого борта, 5 – орудийный спонсон правого борта, 6 – цепной привод управления орудийным спонсоном, 7 – верхняя пулеметная башня, 8 – нижняя пулеметная башня, 9 – броневой капонир входного лаза, 10 – входная дверь, 11 – хвостовая станина, 12 – ходовая рубка (пост управления), 13 – верхний люк, 14 – каток хвостовой направляющей тележки, 15 – несущая рама, 16 – поворотная ось, 17 – шток пружинной рессоры, 18 – пружинная рессора. Буквами обозначены элементы привода: А – тавровый обод ведущего колеса, Б – приводные (автомобильные) колеса, В – коническая шестеренчатая пара, Г – фрикцион, Д – двигатель «Maybach».

Корпус и бронированиеправить

Машина внешне напоминала огромный орудийный лафет с огромными девятиметровыми колёсами. Корпус танка при взгляде спереди имел форму креста, в боковых спонсонах размещались пушки, а снизу и сверху располагались пулемётные башни. Бронирование корпуса по изначальному проекту должно было быть 7-мм, башен — 8-мм. 

Вооружениеправить

Верхняя стационарная пулеметная «комната» оказывалась на высоте порядка восьми метров. По бокам Т-образного корпуса находились пулеметы, которые, при необходимости, быстро заменялись пушками. Внизу также можно было поместить дополнительное орудие. Всего танк мог быть укомплектован 8 — 10 пулемётами Максима, и двумя 76-мм капонирными орудиями.

Двигатель и трансмиссияправить

На танк устанавливались трофейные двигатели Maybach от дирижабля, которые выдавали на двоих 480 л.с. В теории, полностью укомплектованная машина могла развивать скорость до 17 км/ч.

Ходовая частьправить

Сам Николай Лебеденко вспоминал, что идея создать боевую машину, напоминающую внешним видом огромный орудийный лафет, появилась у него благодаря азиатским арбам. Дело в том, что они, отличаясь большими колесами, могли легко и непринужденно преодолевать глубокие канавы и серьезные ухабы. Поэтому во главу угла конструктор поставил именно диаметр передних колес. По его расчетам они должны были быть не менее девяти метров. Поворот производился с помощью задней направляющей тележки, на которой находился каток диаметором 1,5 метра. 

Царь-танк появился в 1915 г. и должен был одним своим видом наводить на противника ужас. Огромные передние колеса, словно спички, ломали деревья, но вот задний каток оказался настоящей «ахиллесовой пятой» для машины. И во время первых же по-настоящему серьезных испытаний, чудо-орудие из грозной техники превратилось в «колосса на глиняных ногах».

Своя колея в лесу

           По пути заезжаем в музей города Димитров. Не могли же краеведы упустить столь знаковую страницу биографии родных мест. И правда, в выставочном зале эпохе Первой мировой отведен скромный уголок. В стеклянном саркофаге — довольно точная масштабная модель Царь-танка. А на стене исходники — фотографии 1917 года, на которых в подробностях видны особенности машины. Например, разная конструкция спонсонов, наблюдательные лючки в корпусе или дверь на «хвосте» для посадки экипажа. Но точных координат полигона не знают и здесь…

           Следующая остановка — поселок торфодобытчиков Орудьево. Сто лет назад здесь была станция, открытая в 1901 году, от которой сейчас остались только платформа электрички и однопутная железная дорога. Исследователи в один голос твердят, что именно отсюда в Первую мировую отправлялись поезда снабжения в лагерь Царь-танка по специально построенной колее. Увы, следы тех рельсов найти нереально — перегон от Орудьево до следующей станции Вербилки тотально перестроили, стерев напрочь исторические следы. Последний шанс — лесные поиски.

Признание

Удивительно, но при всей сложности, необычности и огромных габаритах машины конструктор Лебеденко сумел убедить высшие инстанции в ее пригодности к использованию в условиях реального боя. Танк был одобрен в ряде государственных органов, однако главную оценку он получил 8 января 1915 года во время аудиенции у Николая Второго. Конструктор подарил императору уменьшенную заводную модель своего танка, выполненную из дерева, с двигателем, в основе которого лежала граммофонная пружина. Согласно воспоминаниям придворных, император вместе с инженером «подобно малым детям ползали по полу, гоняя игрушку по всей комнате». Деревянный танк резво ездил по ковру и без проблем преодолевал стопки из нескольких толстых книг. В результате впечатленный машиной император приказал начать финансирование проекта. На создание танка Лебеденко было выделено 210 тысяч рублей.

История[править]

Проект машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с лёгкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулемётной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

Парадоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция 8 января (21 января по новому стилю) 1915 г. у Николая II, во время которой Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трёх томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта. Было выделено 210 тыс. рублей.

Конструкторское бюро по Царь-танку работало в Москве по адресу: Садово-Кудринская, д. 23. Детали танка изготавливались на заводе в Хамовниках.

Работы под императорским патронажем шли быстро — машина вскоре была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу у станции Орудьево к северу от Дмитрова.

Доставка по частям

К тому времени Стечкин и Жуковский уже вовлеклись в проект, поэтому работа закипела. Щедрое финансирование и высочайшее одобрение обеспечило поддержку мостостроителей, железнодорожников и прочих предприятий, имевших опыт с крупными стальными конструкциями. Ведь ничего подобного самоходной машине Лебеденко в России до той поры не строили.

Под сборочную площадку выделили манеж Хамовнических казарм. Он и сейчас существует, скрытый от шумного Комсомольского проспекта современными домами да зеленью. На фоне тех же казарм здание кажется миниатюрным, но собирать здесь Царь-танк «в полный рост» и не планировали. Проект нельзя было рассекретить раньше времени, поэтому на импровизированном заводе готовили отдельные части и секции машины. По замыслу разработчиков, ужасающие танки-гиганты в таком виде и должны были отправиться на фронт для окончательной сборки позади наших позиций в течение двух ночей и внезапного удара по немцам.

Сырое логово

Но прежде диковинный агрегат надо было испытать. Тот же Микулин в очерке «Стечкин в моей жизни» рассказывал, что Лебеденко осенью 1916 года нанял автомобиль и неделю колесил по Подмосковью в поисках укромного уголка в радиусе 100-150 км от столицы. Подходящий,  нашелся неподалеку от Дмитрова. Конструктор описывал полигон так. «Местность представляла собой болотистый лес, совершенно глухой. Значительных селений поблизости не было. Когда этот участок был найден, военное министерство распорядилось пригнать несколько рот строительных солдат. Эти солдаты расчистили в глухом лесу огромную поляну, вырыли землянки, невероятно сырые, выстроили домишки из сырых бревен. Смола с этих бревен сочилась как слезы».

Началась сборка танка. «…На открытом воздухе стали клепать огромные стальные конструкции. Здесь же были построены механические мастерские, работали станки. Весь участок был обнесен колючей проволокой. Через каждые 100 м стояли часовые, а по проволоке был пущен ток высокого напряжения», — описывал обстановку все тот же Микулин.

Печальная судьба Царь-танка

Без модернизации у гиганта не было шансов. Всё же «Нетопырь» неоднократно отчаянно пытались вытащить. Два года после завершения строительства огромная дорогая машина охранялась военными. Однако потом власти прикинули, сколько средств тратится на содержание машины. Конвои убрали. Величественная конструкция осталась в лесу в полном одиночестве. В итоге заброшенный и забытый танк ещё шесть лет простоял без движения. Затем громадину просто разобрали на металлолом. Для конструкторов это был сильный удар по репутации. Но, если говорить честно, Царь-танк изначально нуждался в серьёзной доработке.

И дело не только в проходимости. Колёса машины — огромные окружности, соединенные с ходовой частью спицами. Теоретически одного заряда шрапнели было бы достаточно, чтобы переломать эти спицы и обездвижить машину. В случае, если снаряд разбивал ступицу, танк вообще складывался, словно карточный домик. К тому же, колоссальные габариты «Нетопыря» превращали его в прекрасную мишень. Из-за веса его невозможно было быстро перебросить в горячую точку. Таким образом проект изначально был провальным. Почему же тогда высокое руководство так тепло восприняло идею?

В машине не увидели изъянов, так как единых правил проектирования танков в начале XX века ещё не существовало. Деревянная модель с моторчиком резво ездила по полу в Зимнем Дворце. Поэтому никто не мог предположить, что у реального прототипа будут трудности. Вместе с тем, сторонники теории заговора отмечают, что Царь-танк специально «протянули» заинтересованные лица. Ведь если Россия тратила деньги на провальные проекты, у неё оставалось меньше средств на реальные изобретения. Однако версия спорная. Скорее всего, сказалась амбициозность и неопытность конструкторов вкупе с восторженным мнением императора.

Царь-танк — тупиковая ветка танкостроения. Потомки-инженеры не переняли опыт Лебеденко, потому что сочли его бесполезным. Несмотря на это, неудача машины оказала положительное влияние на молодых Стечкина и Микулина. Первый на основе «Майбахов» создал передовой двигатель АМБС-1. Второй, учитывая ошибки амбициозного проекта, впоследствии собрал «сердце» первого реактивного авиалайнера.

  • Клады, которые до сих пор ищут в России
  • Храм, бассейн, снова храм: как менялся главный кафедральный собор России
  • Как русский мошенник Зубков женился на прусской принцессе
  • Хлысты — религиозная секта распущенных нравов
  • Каким был рабочий день при царе, при большевиках и при Сталине

Чем на самом деле был самый большой танк в мире?

После завершения строительства «Нетопырь» поражал размерами. Высота монстра равнялась трёхэтажному дому. Кроме того, весила машина почти 60 тонн. Внешне танк больше напоминал огромный лафет: станок для артиллерийских пушек. На платформе между колёсами покоились две башенки с пулемётами. По уверению конструкторов, такая громадина, несмотря на свой вес, могла на шоссе разгоняться до 17 километров в час. Для сравнения: максимальная скорость автомобиля в то время едва достигала 60 километров в час. А здесь речь шла о шестидесятитонном гиганте.

Внутри «Нетопыря» билось необычное «сердце». Русский танк подпитывали два немецких мотора «Майбах», которые были добыты в ходе сражений. При этом каждый двигатель имел мощность 240 лошадиных сил. «Майбахи» сняли с подбитого дирижабля. Ни одна машина в мире в начале XX века не имела такой мощности. И именно такая мощность требовалась для того, чтобы колёса «Нетопыря» ломали деревья, как спички.

Царь-танк было решено собирать тайно. В лесу, рядом с селом Орудьево инженеры работали в несколько смен. В результате лес стал запретной зоной. Вокруг места сборки стояли военные. Любая попытка проникнуть за оцепление жестоко пресекалась. Детали для танка изготавливали заводы, размещённые в Хамовниках. У машины была выдающаяся броня — тяжеленные листы стали. Первые тесты показали, что танк обладал невероятной проходимостью. Однако последующие испытания закончились печально.

После того, как строительство было закончено, на машине попытались выехать из леса. Как только танк съехал с бревенчатого настила, начались проблемы. Задний каток угодил в мягкий грунт и намертво застрял. Как вытащить шестидесятитонного монстра из земли? Оказалось, что сделать это невозможно. Мало того, Царь-танк нельзя было и поднять. Оставалось два выхода: оставить чудо техники в лесу или бросить все силы на его модернизацию. Конструкторы придерживались второй точки зрения. Микулин и Стечкин даже взялись за создание нового, ещё более мощного двигателя. Они были убеждены, что с его помощью машина сама себя вытянет из западни. Но смелое решение требовало вложений. А свободных денег на тот момент в казне не было.

Модель Царь-танка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector