«динамично развивающийся проект»: как продвигается разработка российских беспилотников «орион»
Содержание:
- История разработки
- «Всё было сделано правильно»
- Использование БПЛА «Орион»
- Предвидеть, чтобы побеждать
- «Ланцет» значит скальпель
- Конструкция аппарата и силовая установка
- Полезная нагрузка
- Платформа «Орион»
- «Взаимодействие с самолётом-лидером»
- Перспективная платформа
- «Новые подходы»
- С-70 выходит на охоту
- История «Ориона»
- «Не уступает иностранным производителям»
- Ракетный «Вихрь»
- Вооружение
История разработки
Разработка беспилотника началась в 2011 году по прямому заказу Министерства обороны РФ. На стадии разработки проект получил название «Иноходец», а сам разработчик, АФК «Система» или «Кронштадт» на тот момент имело название «Транзас». Эта компания уже имела солидный опыт в создании беспилотных летательных аппаратов, поэтому заказ для оборонки отдали именно инженерам из Санкт-Петербурга.
Работы по созданию аппарата были сопряжены с необходимостью разработки оптико-электронной станции, чем и занялась в 2014 году Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» (АО «НПК «СПП»). Планировалось, что с 2017 года начнется серийное производство таких станций по 30 единиц в год. Опытный образец «Орион» был подготовлен для летных испытаний уже к 2015 году. В реалии беспилотник увидели на аэродроме Протасово в том же году. К 2016 году в работу включился Летно-исследовательский институт им. Громова. А в 2017 году на авиасалоне МАКС-2017 Россия представила экспортный вариант «Ориона».
В декабре 2019 года С.К. Шойгу заявил, что БПЛА в боевой комплектации успешно прошел испытания в Сирии. Группа «Кронштадт» и Министерство обороны РФ подписали акт приемки комплекса Орион 20 апреля 2020 года. Это знаменательное событие говорит о том, что российский аппарат дальнего действия успешно прошел все испытания и теперь будет серийно поставляться в войсковые части ВКС.
«Всё было сделано правильно»
Как говорят эксперты, «Орион» («изделие 90») является многофункциональным беспилотным комплексом, способным выполнять широкий круг задач, включая удары по наземным объектам. По международной классификации российский БПЛА относится к типу средневысотных дронов большой продолжительности полёта или MALE (Medium-altitude long-endurance).
Опыт зарубежных государств (прежде всего, США и Израиля) демонстрирует эффективность применения таких беспилотников в локальных конфликтах. Также аппараты класса MALE представляют собой технологическую основу для создания более тяжёлых и крупных «родственников», поясняют специалисты.
- Демонстрационный образец «Ориона» на МАКС-2019
- RT
Разработка «Ориона» стартовала в 2011 году под шифром «Иноходец». Испытания комплекса начались в 2016 году в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова (Жуковский). По состоянию на конец 2019 года они находились на завершающем этапе. Петербургское предприятие планирует выпускать по 30 аппаратов в год.
Высота полёта «Ориона» — 7,5 км, крейсерская скорость — 200 км/ч, масса полезной нагрузки — 200 кг, продолжительность полёта — свыше 24 часов, размах крыла — 16 м. Планер БПЛА полностью изготовлен из композиционных материалов. Полёт аппарата осуществляется в автоматическом режиме на всех этапах.
Также по теме
«Нет ни у кого в мире»: как новейшая радиолокационная станция усилит возможности российских роботов и БПЛА
Для нужд российской армии создаётся малогабаритная многофункциональная программная радиолокационная станция (РЛС), сообщил начальник…
По информации разработчика, «Орион» оснащён оптико-электронной системой с телевизионным и инфракрасными каналами, цифровым аэрофотокомплексом высокого разрешения, радиолокационными средствами и аппаратурой пеленгации источников радиоизлучения. Программное обеспечение «Ориона» позволяет обрабатывать собранные данные, формирует для эксплуатанта различные отчёты и донесения.
«Авионика «Ориона» заслуживает отдельного внимания. С точки зрения математики и алгоритмов всё было сделано правильно. В процессе создания бортовых систем наши конструкторы столкнулись с большими проблемами из-за нехватки отечественной элементной базы. Однако, учитывая положительные отзывы военных, эти проблемы были успешно решены», — отметил Дьяконов.
По словам эксперта, в процессе реализации проекта «Орион» инженеры «Кронштадта» совместно с коллегами из других российских компаний разработали ряд ключевых технологических новшеств, не имевших аналогов в России. Так, помимо ликвидации дефицита микроэлектронной начинки, были созданы новые композитные материалы и агрегаты.
В частности, российские конструкторы нашли замену австрийскому поршневому двигателю Rotax 914, который считается одной из лучших силовых установок для аппаратов подобной размерности. На «Орионе» был установлен двигатель АПД-110/120 разработки компании «Агат» мощностью 120 л. с. и массой 105 кг.
- БПЛА «Орион» на лётных испытаниях
Дмитрий Дьяконов считает, что коллектив «Кронштадта» справился со всеми поставленными заказчиком задачами, создав современный беспилотник класса MALE. В октябре 2019 года за разработку «Ориона» Николай Долженков получил премию маршала Огаркова, которую вручает Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) лицам, внёсшим значимый вклад в укрепление обороноспособности РФ.
«Благодаря «Ориону» Россия вступила в «элитный клуб» производителей беспилотных летательных комплексов класса MALE», — прокомментировал награждение директор ЦАСТ Руслан Пухов.
В разговоре с RT эксперт рабочей группы национальной технологической инициативы «Аэронет» Эдуард Багдасарян предположил, что «Орион» может стать одним из самых массовых отечественных БПЛА «в среднем весовом классе». По его словам, в войсках беспилотник будет использоваться для разведки и нанесения ударов.
Использование БПЛА «Орион»
Беспилотник Орион стал первым разведывательно-ударным комплексом в российской армии. Ожидается, что с течением времени на вооружение поступят самые разные модификации боеприпасов, а также Орион будет использован, как платформа для создания альтернативных изделий с другими характеристиками. Штатные оптические средства аппарата позволяют вести наблюдение и поиск целей на местности. При помощи АСП Орион может наносить удары по наземным и надводным целям в радиусе несколько километров.
Беспилотники отличаются высоким боевым потенциалом, что неоднократно демонстрировалось в реальных вооруженных конфликтах. Разведывательно-ударные аппараты могут выступать, как дополнение к пилотируемой тактической авиации. Они берут на себя ряд трудоемких задач, а также снижают риск для людей. К сожалению, Россия отстает в производстве подобных аппаратов от Китая, Израиля и США. Но с поставкой в ВС комплекса «Орион» наша армия шагнула вперед на несколько лет в своем развитии. Учитывая, что в кратчайшие сроки планируется создание полноценного флота беспилотников с расширенными функциями, можно отметить, что мы сможем наверстать отставание за несколько лет.
Предвидеть, чтобы побеждать
На вооружении Армии обороны Израиля в настоящее время состоят несколько комплексов этого класса. Первым появился Harpy разработки IAI — беспилотник весом 135 кг, с боевой частью массой 32 кг, способный пролететь 500 км. По сути это самонаводящийся самолёт-снаряд. После обнаружения сигналов РЛС он определяет местоположение цели, пикирует на неё и поражает осколочно-фугасной боевой частью. Запускается БПЛА с мобильной пусковой установки контейнерного типа при помощи твёрдотопливных стартовых ускорителей.
Более новый самолёт-снаряд IAI Harop легче и несёт боевую часть массой 23 кг на дальность 1 000 км. Он оборудован радаром и цифровой камерой с углом обзора 360 градусов, имеющей высокое разрешение. Предназначен для борьбы с комплексами ПВО противника, поэтому его и называют «киллером систем противовоздушной обороны».
iai.co.il
Израильский самолёт-снаряд IAI Harop.
Кроме того, израильские конструкторы разработали 7 боеприпасов лёгкого класса семейства Hero, предназначенных для уничтожения точечных особо важных целей — ликвидации людей и техники при нанесении минимального сопутствующего ущерба. Также на вооружение ЦАХАЛ поступило несколько тяжёлых беспилотников IAI Heron.
Специалисты дают неплохую оценку семейству серийное производство которых ведётся Брянским электромеханическим заводом. В разработке и другие российские системы РЭБ, способные ставить преграду беспилотным летательным аппаратам вероятного противника, но при этом надо учитывать, что созданием БПЛА сегодня занимаются не только сотни авиастроительных фирм из 80 стран, но и многочисленные «кустари»
Поэтому важно уловить тенденции и действовать на опережение
…А началась эпоха боевых дронов, если помните, с невинного авиамоделизма.
«Ланцет» значит скальпель
Но в России уже появился и «универсальный» БПЛА — «ZALA Ланцет», способный самостоятельно осуществлять разведку и атаковать цель (заводские испытания, по заявлению представителей концерна «Калашников», были завершены ещё в июле 2019 года). Эту машину относят к так называемым барражирующим боеприпасам. А название она получила как из-за своеобразного дизайна, так и из-за способности пролететь десятки километров и нанести удар с хирургической точностью. Как уверяют разработчики, перехватить и уничтожить «Ланцет» или спрятаться от него практически невозможно. Сам же БПЛА благодаря встроенной противолазерной защите не собьётся с курса даже при использовании против него новейшего «противодронного» оружия.
В апреле 2021 года удар российского беспилотника «Ланцет-3», который с ювелирной точностью поразил объекты боевиков в провинции Идлиб, попал на видео. В Сирии ударные дроны используют подразделения российских Сил специальных операций.
Созданы две версии барражирующего ударного беспилотника — «Ланцет-1» и «Ланцет-3». Впервые они были показаны на выставке IDEX 2019 в Абу-Даби. Аппараты обладают одинаковым планером, но при этом отличаются продолжительностью полёта и массой боевой части. В отличие от израильских барражирующих боеприпасов классической самолётной схемы, «Ланцет» имеет Х-образную аэродинамическую схему, характерную для ракет.
И вот что ещё примечательно. Как выяснилось, дроны могут бороться с дронами неприятеля. Эта боевая технология получила название «воздушное минирование» (термин введён в оборот конструкторами из Ижевска). На практике это выглядит так: несколько дронов патрулируют пространство и создают для вражеских беспилотников непреодолимую преграду. Но когда «Ланцеты» будут готовы к таким действиям, это ещё не известно — пока что не пройдено и половины пути. При этом за рубежом тоже не сидят сложа руки.
Разрабатывать БПЛА Израиль начал в 1970-е. Изначально это были лёгкие разведывательные аппараты и радиоуправляемые мишени, а затем — многоцелевые комплексы, в том числе и ударные. Сегодня дроны в Израиле производят порядка 50 компаний, чем и обеспечивается мировое лидерство. Считается, что именно Израиль первым в мире сформировал и реализовал концепцию барражирующего боеприпаса — разведывательно-ударных систем, способных вести разведку и поражать цель собственной боевой частью.
Конструкция аппарата и силовая установка
Сам планер БПЛА относится серии планеров нормальной аэродинамической компоновки. Они имеет V-образное хвостовое оперение и прямое крыло. Фюзеляж выполнен с небольшим удлинением, а в его поперечном сечении прослеживается асимметрия. С целью облегчить конструкцию разработчики приняли решение использовать для создания фюзеляжа композиционные материалы. Крыло планера имеет небольшое сужение. Средства механизации управляются при помощи элементов дистанционной системы управления.
Полезная нагрузка размещается внутри корпуса в районе передней стойки. Выступающие ее части прикрыты обтекателями. На предсерийных образцах были использованы двигатели Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.). В серию беспилотники поступили с ответственной силовой установкой АПД-110/120, разработанной совместно ЦИАМ и компанией «Агат». Двухлопастный винт в диаметре достигает 1,9 м. Винт АВ-115 был специально разработан компанией «Аэросила» для аппаратов серии «Орион». Комплекс «Орион» — это не один летательный аппарат. В сосав комплекса входят 3 – 6 беспилотников, модуль управления взлётом и посадкой, модуль радиотехнических средств и модуль размещения операторов.
Полезная нагрузка
Под полезной нагрузкой подразумевается не только вооружение. Летательный аппарат может нести и другие устройства, необходимые для проведения разведки или захвата цели. Нагрузка размещается внутри фюзеляжа, но может крепиться и снаружи корпуса. Выступающие части оборудования прикрываются обтекателями. К элементам полезной нагрузки можно отнести:
- Цифровую фотокамеру высокого разрешения;
- Радиолокационную систему;
- Систему радиотехнической разведки;
- Оптико-электронную систему.
Оптико-электронная система (ОЭС) представляет собой отдельно разработанный модуль, масса которого составляет 55,5 кг. Он выполнен в виде цилиндра диаметром 410 мм и высотой 550 мм. Эта система позволяет беспилотнику сканировать пространство в видимом и инфракрасном диапазоне излучения. Система может отличать неподвижные цели и автотранспорт, а также надводные цели. Расстояние до цели измеряется собственным вычислительным центром, а сама цель подсвечивается лазером. Связь с центром управления поддерживается с помощью пяти информационных каналов, включающих в себя:
- Канал данных с тепловизинной камеры;
- Канал данных с телевизионной камеры;
- Канал данных с широкоугольной телевизионной камеры;
- Два канала для лазерного дальномера и целеуказателя.
Радиолокационная станция разработана АО «Корпорацией «Фазотрон-НИИР» Бортовая станция снабжена фазированной антенной решеткой, которая применяется только на аппаратах «Орион». Станция РЛС включает в себя следующие модули:
- Информационно-управляющая система;
- Спутниковая система навигации;
- Система диагностики оборудования;
- Автоматическая система управления.
Платформа «Орион»
Как было сказано выше, беспилотник Орион относится к летательным аппаратам большой продолжительности полета (MALE). Он характеризуется достаточно высокими летно-техническими показателями и обладает большой для подобных летательных аппаратов грузоподъемностью. Такая платформа отлично подходит для размещения бомбового или ракетного вооружения. Время пребывания в воздухе зависит от полезной нагрузки. При массе нагрузки в 60 кг Орион может оставаться в полете в течение 24 часов.
Радиоэлектронные схемы, которыми оснащена платформа «Орион» выполняют разные функции. В обтекателе под днищем расположен самый важный элемент – оптико-электронная станция. Она обеспечивает отслеживание целей и ведение разведки. Станция работает вкупе с системой радиотехнической разведки и радиолокационной станцией. Когда беспилотник используется в качестве носителя оружия, на него устанавливаются съемные пилоны. По одному пилону с каждой стороны монтируются под крыльями и еще по одному – под фюзеляжем. Системы подвески, продемонстрированные на форуме «Армия-2020» и на фото в календаре отличаются, что говорит о возможности применения нескольких видов вооружения.
«Взаимодействие с самолётом-лидером»
Борис Обносов не уточнил, для каких моделей БПЛА создаются малогабаритные боеприпасы. Однако известно, что Sukhoi и «Кронштадт» последние годы разрабатывают несколько разведывательно-ударных БПЛА тяжёлого класса.
Наиболее выдающимися возможностями, по мнению экспертов, обладает беспилотник С-70 «Охотник». Первый полёт аппарат совершил в августе прошлого года, а в сентябре поднялся в воздух вместе с истребителем пятого поколения Су-57.
«Во время полёта было отработано взаимодействие между БПЛА «Охотник» и самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО», — сообщили в Минобороны.
С-70 оснащён однодвигательным силовым агрегатом (предположительно, АЛ-41Ф-1), нетрадиционным для отечественной авиастроительной школы.
«Выбор в пользу однодвигательной установки действительно кажется необычным. Однако это не дань какой-либо моде. Необходимость в таком силовом агрегате продиктована сложными инженерными расчётами, направленными на обеспечение заданных лётных характеристик», — отметил Дьяконов.
Также по теме
Виртуальный двойник: как техобслуживание боевых самолётов ВКС России переводят в цифру
Российские учёные создают для ВКС интерактивное электронное техническое руководство (ИЭТР). Появление этой системы должно значительно…
Характеристики «Охотника» не раскрываются, однако на кадрах полёта в паре с Су-57 видно, что по размерам он близок к пилотируемому истребителю ВКС. Эксперты полагают, что масса С-70 составляет порядка 20 тонн, всё вооружение БПЛА размещается внутри фюзеляжа.
Заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов в разговоре с RT предположил, что по ряду систем и агрегатов «Охотник» будет унифицирован с Су-57. Кроме того, обе машины, по его мнению, будут действовать на поле боя в едином тактическом звене.
«Велика вероятность, что в будущем задачу прорыва ПВО противника будет выполнять звено в составе двух истребителей и трёх тяжёлых БПЛА. Речь идёт о связке Су-57 и «Охотника», — рассуждает Попов.
Схожей точки зрения придерживается и Эдуард Багдасарян. Правда, по его мнению, «Охотник» сможет также выполнять задачи совместно с другими истребителями ВКС. Кроме того, как считает эксперт, С-70 способен действовать автономно, поскольку обладает грузоподъёмностью, сравнимой с некоторыми истребителями.
«Полезная нагрузка «Охотника», как я думаю, составляет около четырёх тонн. Конечно, этот показатель будет меняться в зависимости от количества топлива, дальности и высоты полёта. Тем не менее очевидно, что перед «Охотником» открываются широкие перспективы. Он сможет нести бомбы разного калибра, его арсенал будет весьма разнообразен», — отметил Багдасарян.
Перспективная платформа
Разработка проекта «Орион» по заказу Министерства обороны РФ началась в 2011 году группой «Кронштадт». Первый опытный образец был изготовлен в 2015 году, после чего начались его испытания. Экспортная версия была представлена на авиасалоне МАКС-2017.
«Орион» является средневысотным беспилотником с большой продолжительностью полёта — в воздухе он может находиться до 24 часов. Масса БПЛА составляет 1 т, боевой нагрузки — 250 кг. Размах крыльев аппарата достигает 16 м, длина корпуса — 8 м, потолок высоты — 7,5 км.
В носовой части «Ориона» расположено обзорно-прицельное оборудование, а в центре фюзеляжа — цифровая радиотехническая аппаратура, включая станцию постановки помех. На «Орионе» установлен двигатель АПД-110/120 разработки компании «Агат» мощностью 120 л. с. и массой 105 кг.
- БПЛА «Орион»
- РИА Новости
По информации разработчика, «Орион» оснащён оптико-электронной системой с телевизионным и инфракрасными каналами, цифровым аэрофотокомплексом высокого разрешения, радиолокационными средствами и аппаратурой пеленгации источников радиоизлучения. Программное обеспечение «Ориона» позволяет обрабатывать собранные данные, формирует для эксплуатанта различные отчёты и донесения.
Кроме корректируемых малогабаритных авиационных бомб КАБ-20, разработанных ФГУП «ЦНИИХМ», беспилотник может быть снаряжен целым рядом различных авиационных средств поражения. Так, на форуме «Армия-2020» он был представлен с авиационной малогабаритной управляемой ракетой Х-50, управляемой планирующей авиационной бомбой УПАБ-50 с боевой частью РСЗО «Град» и корректируемой малогабаритной авиационной бомбой КАБ-50 с боевой частью РСЗО «Град». КАБ-50 была представлена в трёх вариантах с различными типами систем наведения: лазерной, телевизионной и тепловизорной.
Также по теме
Новые возможности: какими будут российские ударные и разведывательные БПЛА «Альтиус» и «Форпост»
Минобороны России и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) заключили контракт на создание разведывательно-ударного беспилотника…
Также на форуме «Армия-2020» сообщалось, что Минобороны и группа «Кронштадт» уже подписали контракт на серийную поставку беспилотников. Первый комплект был передан в войска для опытной эксплуатации в апреле 2020 года.
Министр обороны России Сергей Шойгу 21 декабря на расширенном заседании коллегии ведомства сообщил, что первые беспилотные комплексы «Орион» уже начали поступать в ВКС. 28 декабря агентство РИА Новости со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе сообщило, что «Орион» в ходе испытаний впервые провёл пуски управляемых малогабаритных ракет.
«В рамках ведущихся испытаний комплекса вооружения для беспилотных летательных аппаратов беспилотник «Орион» провёл на полигоне эффективную стрельбу управляемыми ракетами по наземным мишеням. Таким образом, данная машина стала первым российским беспилотником, применившим оружие такого типа», — рассказал собеседник агентства.
Кроме того, «Орион» отработал применение управляемых планирующих авиационных бомб. По словам собеседника РИА Новости, массовое поступление этого БПЛА в войска «восстановит паритет с вероятным противником в этом классе техники».
Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, такие беспилотники обычно работают в глубине оперативно-тактического театра действий.
«Новые подходы»
Как пояснили опрошенные RT эксперты, система управления беспилотниками предполагает, что за оператором фактически остаются контролирующие функции и решение на применение ударного вооружения, все остальные процессы полностью автоматизированы.
«Необходимость во внедрении подобных систем очень велика. Беспилотники всё более массово применяются в гражданской сфере и вооружённых конфликтах, и к каждому аппарату оператора уже не приставишь. Да и гоняться за каждой целью невозможно», — отметил в комментарии RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов.
Также по теме
«Изделие 30»: в чём уникальность нового двигателя для российского самолёта Су-57
11 ноября 2016 года состоялся первый наземный запуск двигателя-демонстратора «Изделие 30». Силовая установка предназначена для…
По словам эксперта, на современном театре военных действий (ТВД) порой сложно определить, какие цели представляют наибольшую угрозу. Поэтому к анализу ситуации и управлению дронами необходимо привлекать технологии искусственного интеллекта, которые в значительной степени сокращают цикл между обнаружением вражеских объектов, оценкой их боевых возможностей и решением на уничтожение, говорит Попов.
«Создать действительно качественную систему управления, причём разнотипными БПЛА, — очень непростая задача. Во-первых, требуется идентифицировать цели, чтобы не ударить по своим и оценить уровень угрозы. Во-вторых, такая система должна переваривать большой массив данных
Ответственность с оператора за действия роя БПЛА всё равно не снимается, но важно, что он освобождён от рутинного функционала», — подчеркнул эксперт
В беседе с RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев сообщил, что главная сложность создания системы управления роем дронов заключается в разработке программного обеспечения. Именно оно позволит беспилотникам маневрировать и избегать столкновения друг с другом.
В свою очередь, директор Научно-исследовательского института робототехники и процессов управления Южного федерального университета (ЮФУ) Вячеслав Пшихопов заявил RT, что одна из ключевых трудностей в разработке интеллектуальных систем управления БПЛА заключается в невозможности обучения нейросетей «для всех сценариев и условий применения». По его словам, «это требует создания новых методов и подходов к конструированию систем управления».
- Российские военнослужащие подготавливают к запуску несколько БПЛА «Орлан-10»
Также для роевого, или группового, управления требуется наличие подсистем связи, средств навигации (причём внутри группы БПЛА), пояснил Пшихопов. При этом, как сообщил эксперт, системы группового управления БПЛА должны проектироваться в классе автономных систем, поскольку сигналы управления дронами в случае управления оператором могут быть подавлены комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
«Многие организации сегодня озадачены созданием внутригрупповой связи и навигации, которая была бы устойчива в случае постановки помех противником», — говорит Пшихопов.
С-70 выходит на охоту
начнёт поступать в войска с 2024 года. Есть мнение, что этот аппарат — прообраз истребителя шестого поколения. А в качестве летающей лаборатории для отработки ряда систем по проекту «Охотник» используется один из опытных образцов Су-57, в частности, с его помощью тестировалось бортовое радиоэлектронное оборудование и связь.
Первый полёт БПЛА состоялся 3 августа 2019 года и продолжался более 20 минут, а уже в сентябре Минобороны сообщило о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя Су-57, в ходе которого отрабатывалось взаимодействие между БПЛА и самолётом-лидером. Отмечается, что при взаимодействии с истребителем 5-го поколения ударный беспилотник-невидимка может обеспечить прорыв в области боевого применения истребительной авиации. При этом открывается огромный простор для эффективного взаимодействия лётчика и боевого робота.
В декабре 2020 года экипаж одного из стратегических ракетоносцев Дальней авиации ВКС России также отработал управление беспилотником. Для испытаний привлекался строевой , дооборудованный специальной аппаратурой. Предполагается, что такое «взаимодействие» может найти применение для доразведки целей, когда ракетоносец уже находится в воздухе. Также возможно использование беспилотника в качестве цели-приманки для отвлечения авиации и сил ПВО противника от стратегического ракетоносца.
История «Ориона»
Работа над беспилотником началась в конце 2011 года, когда АО «Кронштадт» наряду c ОКБ Симонова, компанией «Сухой» и фирмой «Камова» занялось созданием новейших образцов комплексов с беспилотниками для Минобороны РФ. Технический проект беспилотника был защищен в октябре 2012 года. Опытно-конструкторская разработка называлась «Иноходец-БЛА».
В 2019-м компания «Кронштадт» первой в России подала заявку в Федеральное агентство воздушного транспорта на сертификацию беспилотной авиационной системы массой более тонны. В начале 2020 года был подписан первый в истории страны акт с предварительным заключением на возможность серийного изготовления крупноразмерного беспилотника. Первый комплекс с БЛА «Орион» поступил в Минобороны РФ в апреле 2020 года.
Мобильный пункт управления и БПЛА “Орион”
Источник изображения: Пресс-служба АО «Кронштадт»
Аэродинамика планера позволяет ему достигать рекордно высоких показателей по дальности и продолжительности полета. Беспилотник может находиться в воздухе более суток. Первоначально его задачами было проведение воздушной разведки днем и ночью в широком диапазоне климатических условий, сегодня «Орион» используется не только для разведки, но и для ударных целей. Один пульт управления беспилотником позволяет управлять сразу несколькими такими БЛА.
В «Кронштадте» подчеркивают, что при изготовлении комплекса используются материалы, узлы и агрегаты исключительно российского производства. Для создания этого беспилотника компания разработала и внедрила на опытном производстве технологию создания длинномерных композитных конструкций из полимерных материалов на основе углепластика. Длина этих конструкций достигает 10 м. «Орион» собирается с использованием технологии детального компьютерного моделирования.
«БЛА «Орион» — один их самых надежных беспилотных комплексов в мире в своем классе. Он способен функционировать в диапазоне температур от -50 до +50, а также летать в условиях кратковременного обледенения за счет уникальной противообледенительной системы разработки АО «Кронштадт», — рассказал ТАСС генеральный директор АО «Кронштадт» Сергей Богатиков. — Комплекс обладает тройным резервированием всех ключевых систем. Все это в совокупности позволяет применять комплекс в самых суровых климатических условиях, начиная от сухих и жарких пустынь, влажных джунглей, заканчивая Арктикой и Антарктикой. Эти качества нашего комплекса во многом и определяют тот интерес, который сейчас проявляют заказчики со всех регионов мира».
БПЛА “Орион”
Источник изображения: Пресс-служба АО «Кронштадт»
В конце 2021 года «Кронштадт» откроет в Дубне завод по производству беспилотников.
Мощности нашего завода в Дубне будут позволять ежегодно производить десятки беспилотников. Там будет производиться вся линейка наших беспилотников — «Орионы», «Сириусы», «Гелиосы», «Громы» и беспилотные вертолеты
Сергей Богатиков, генеральный директор АО «Кронштадт»
«Не уступает иностранным производителям»
В интервью ТАСС генеральный конструктор АО «Кронштадт» Николай Долженков отметил, что Россия сегодня по общему уровню беспилотных технологий сравнялась с зарубежными конкурентами.
«Нам ещё надо подтягиваться по целевым нагрузкам, элементной базе, силовым установкам. Но по общему уровню технологий мы не уступаем. Я это говорю как человек, который видел аналогичные зарубежные образцы этой техники — те же турецкие, китайские, израильские и американские аппараты», — заявил он в августе.
С этой оценкой согласен и военный эксперт Алексей Леонков.
В свою очередь, Дмитрий Дрозденко напомнил, что в советские годы отечественные разработки в области беспилотной авиации были одними из лучших в мире.
«Советский Союз, пожалуй, даже обгонял конкурентов. В СССР беспилотникам уделялось много внимания, были даже беспилотные сверхзвуковые разведывательные аппараты, которые стояли на вооружении. Но после распада Союза лидерство было утрачено. Сейчас мы ликвидируем отставание», — заключил Дрозденко.
Ракетный «Вихрь»
По словам аналитиков, пополнение арсенала «Ориона» ракетами «Вихрь-М» может существенно повысить его боевой потенциал.
Напомним, «Вихрь» — это противотанковый ракетный комплекс, изначально предназначенный для установки на самолётах и вертолётах. Существует также и корабельная модификация «Вихрь-К». Ракеты комплекса способны поражать бронетехнику и малоскоростные воздушные цели.
- Вертолёт Ка-52 «Аллигатор»
- РИА Новости
Уже известно, что этим комплексом будет оснащаться модернизированный вертолёт Ка-52М. Об этом в августе сообщил главком ВКС РФ Сергей Суровикин. Кроме того, ранее в компании «Калашников» информировали, что «Вихри» могут быть установлены на новейших вертолётах Ми-28НЭ и Ми-35П.
В июле этого года «Калашников» опубликовал видео испытаний «Вихря» с разведывательно-ударного вертолёта Ка-52 «Аллигатор» на полигоне Минобороны России. В ходе тестирования техники было произведено 22 пуска ракет.
На сайте компании отмечается, что в результате проведённых испытаний подтверждены все заявленные характеристики ракеты.
Вооружение
Еще на этапе разработки летательного аппарата негласно обговаривалась возможность нести бомбы и неуправляемые ракеты. Специально для беспилотников были сконструированы боеприпасы малого калибра. Основные условия диктовала ограниченность грузоподъемности летательного аппарата. Макеты такого вооружения были продемонстрированы незадолго до официального показа Ориона. В арсенале беспилотника имеется целый набор управляемых авиабомб. Они бывают двух типов: массой по 20 кг и массой по 50 кг.
С подобным зарядом изготавливаются бомбы КАБ-50, которые оснащены инфракрасной головкой самонаведения. Более простой вариант бомбы – неуправляемый снаряд ФАБ-50. Меньшая по калибру авиабомба КАБ-20 несет в себе 7 кг заряда при общей массе 21 кг. Ее модифицированные варианты снабжены системами лазерного и спутникового наведения.
Управляемые ракеты для беспилотников получили индекс Х-50. Их длина составляет 1,8 м, а диаметр – 180 мм. Ракета имеет массу 50 кг, причем 20 кг из них – масса боевой части ракеты. Летно-технические характеристики управляемой ракеты Х-50 пока официально не опубликованы.