Россия выставила на глобальный рынок полный набор своих боевых беспилотников
Содержание:
- Российские дроны на мировом рынке
- Перспективный проект
- «Держать цель в фокусе»
- «Будет помогать командованию»
- «Всё было сделано правильно»
- Качество наблюдения
- Достойный конкурент
- Беспилотники США и других стран
- Характеристики летательных аппаратов России
- «Автоматизированный комплекс»
- Небо под контролем
- «Новое и перспективное направление»
- История развития военных дронов
Российские дроны на мировом рынке
Россия вышла на мировой рынок с полной линейкой своих беспилотных летательных аппаратов (БЛА), начиная от сверхлегких и заканчивая тяжелыми. На экспорт также будут продвигаться беспилотники вертолетного типа и мультироторные. Об этом рассказал глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев агентству «Интерфакс».
На данный момент Россия экспортирует ударно-разведывательные беспилотники «Орион-Э» класса MALE (Medium Altitude Long Endurance — класс средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета) и дрон-разведчик средней дальности «Орлан-10Е».
Будущее развитие авиации связано с беспилотниками, роботизированными комплексами и искусственным интеллектом, заявил накануне, 20 июля 2021 г. Президент России Владимир Путин на открытии Международного авиакосмического салона (МАКС) в Жуковском.
Россия выводит на мировой рынок военные беспилотники
В декабре 2021 г. «Интерфакс» сообщал о том, что к концу 2021 г. Минобороны получит на вооружение ударные дроны большой дальности с управляемыми ракетами и бомбами. «Их применение позволит наносить точечные удары не только по стационарным, но и по подвижным объектам противника», — заявлял замминистра обороны России Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда». Тогда же в декабре Криворучко говорил о заключительной стадии создания комплексов с беспилотниками различного класса, способными решать задачи в составе групп или «роев».
Перспективный проект
По мнению Попова, коллектив ГосНИИАС создаёт линейку дронов с разными показателями по дальности и высоте полёта. Это позволяет предоставить заказчикам комплексный подход в области поисковых мероприятий.
«Задачи в этом отношении могут сильно отличаться. Если важна оперативность, то в заданной локации логично применять аппараты малых и средних размеров, если времени на поиск больше и площадь мониторинга существенная, то нужны уже более тяжёлые и высотные БПЛА», — рассуждает Попов.
Как считает эксперт, дроны-поисковики должны оснащаться оптико-электронным и инфракрасным оборудованием. Последнее позволяет сканировать лесной массив в ночное и сумеречное время.
Также по теме
«Эффективно действовать в разных условиях»: каких результатов достигли российские спецподразделения
В воскресенье, 24 октября, в России отмечается День подразделений специального назначения. Их история началась в 1950 году на основе…
При этом на крупногабаритных высотных дронах имеет смысл установить ещё и радар радиолокационного контроля подстилающих поверхностей, говорит Попов. Для подобных задач в России не первый год ведутся разработки малогабаритных программных радиолокационных станций. Такие изделия позволяют картографировать местность и осуществлять селекцию наземных (надводных) движущихся целей.
По прогнозу эксперта, БПЛА ГосНИИАС будут «многофункциональными аппаратами». Они подойдут для мониторинга лесов на предмет выявления очагов пожара, поиска потерявшихся людей, обнаружения обломков разбившихся летательных аппаратов и поимки браконьеров.
Попов напомнил, что на сегодняшний день в гражданской сфере уже эксплуатируются дроны-поисковики. В частности, их использует добровольческий отряд «Лиза Алерт». Как утверждают руководители этой некоммерческой организации, применение БПЛА вносит существенный вклад в спасение пропавших детей.
Денис Федутинов также полагает, что ГосНИИАС реализует весьма перспективный проект. По его мнению, государственное предприятие наверняка будет постоянно совершенствовать свои беспилотники, повышая массу полезной нагрузки и улучшая систему управления.
«Данный проект мог бы развиваться в плане расширения спектра применяемых бортовых систем наблюдения и усложнения системы навигации и управления. Это должно позволить осуществить переход от полётов в плоскости (над лесом) к полноценным полётам в трёхмерном пространстве с возможными снижениями для дообследования определённых участков», — резюмировал Федутинов.
«Держать цель в фокусе»
В беседе с RT главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов заявил, что на современном театре военных действий (ТВД) нет массовой потребности в применении БПЛА-ВТ. В то же время, как рассказал эксперт, в ряде ситуаций предпочтительно использовать именно беспилотные винтокрылые машины.
«У вертолётных БПЛА совершенно другая, чем у самолётных образцов, аэродинамическая специфика, иная физиология, не позволяющая им, например, находиться продолжительное время в воздухе. Это безусловный минус. Тем не менее их можно запускать с неподготовленных площадок и в труднодоступной местности, а это уже большой плюс», — говорит Дьяконов.
Также по теме
«Повышенная пробивная способность»: в чём преимущества российской авиационной ракеты нового поколения «Бронебойщик»
Поставки в российские войска новейшей неуправляемой 80-мм ракеты С-8ОФП «Бронебойщик» начнутся после 2023 года. Об этом сообщил…
Также, по словам эксперта, благодаря возможности продолжительного зависания винтокрылые беспилотники эффективнее самолётных дронов при проведении радиотехнической разведки. Серьёзные преимущества применение БПЛА-ВТ дают, когда требуется осуществить целеуказание или установить наблюдение за каким-либо объектом.
«Самолётному БПЛА, чтобы долго держать цель в фокусе, требуется постоянно вращать камерами и совершать различные манёвры. Вертолётная машина в этом плане, конечно, удобнее», — подчеркнул Дьяконов.
Кроме того, как показывает практика боевых действий, именно авиатехника вертолётного типа отличается высокой эффективностью в противотанковой борьбе, особенно когда противник не обладает разветвлённой сетью ПВО, говорит собеседник RT.
«Бронетанковая техника сохраняет на современном ТВД своё значение как основного средства завоевания плацдарма. Если не говорить про городскую местность, то лучше всего с танками и бронемашинами справляются вертолёты, однако они уязвимы. Поэтому, как я полагаю, и нужен винтокрылый беспилотник. Он может как сам наносить удары, так и выполнять роль цели, на которую направлена атака противника. То есть БПЛА погибает, а летящий рядом пилотируемый аппарат остаётся невредимым и выполняет боевую задачу», — резюмировал Дьяконов.
«Будет помогать командованию»
Как заявил в беседе с RT член Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Эдуард Багдасарян, «Тахион» даёт армии прежде всего такое важное преимущество, как оперативность. «Ведь он разворачивается в течение 20 минут и практически сразу же готов к активному применению», — отметил аналитик
«Ведь он разворачивается в течение 20 минут и практически сразу же готов к активному применению», — отметил аналитик.
С его точки зрения, для железнодорожных войск такой аппарат может быть крайне полезен.
«Ему под силу очень быстро промониторить путевую обстановку, проконтролировать состояние железнодорожного полотна», — пояснил Багдасарян.
Военный эксперт Алексей Леонков, в свою очередь, заметил в интервью RT, что благодаря «Тахиону» железнодорожные военные могут также отслеживать, что происходит в районе движения поезда с военной техникой или боеприпасами.
«В случае если речь идёт о таких составах спецназначения, разведка просто необходима. К тому же у Железнодорожных войск России есть важная функция — восстановление путей сообщения в результате, например, природного катаклизма или другой ЧС. При этом нужно определить масштабы происшествия, а бинокль тут не сильно поможет, но беспилотник «Тахион» выручит. Такой БПЛА будет помогать оператору и командованию оценивать обстановку, чтобы правильно и грамотно применить штатные силы и средства», — говорит Леонков.
Он также подчеркнул, что «Тахион» может быть трансформирован из разведывательного аппарата в боевой посредством «смены блоков целевой нагрузки».
- Беспилотный летательный аппарат «Тахион»
«На нём можно установить аппаратуру, ведь вес полезной нагрузки составляет 5 кг. То есть из этого БПЛА можно сделать боевой аппарат, однако основная его функция — это всё-таки разведка», — пояснил эксперт.
«Всё было сделано правильно»
Как говорят эксперты, «Орион» («изделие 90») является многофункциональным беспилотным комплексом, способным выполнять широкий круг задач, включая удары по наземным объектам. По международной классификации российский БПЛА относится к типу средневысотных дронов большой продолжительности полёта или MALE (Medium-altitude long-endurance).
Опыт зарубежных государств (прежде всего, США и Израиля) демонстрирует эффективность применения таких беспилотников в локальных конфликтах. Также аппараты класса MALE представляют собой технологическую основу для создания более тяжёлых и крупных «родственников», поясняют специалисты.
- Демонстрационный образец «Ориона» на МАКС-2019
- RT
Разработка «Ориона» стартовала в 2011 году под шифром «Иноходец». Испытания комплекса начались в 2016 году в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова (Жуковский). По состоянию на конец 2019 года они находились на завершающем этапе. Петербургское предприятие планирует выпускать по 30 аппаратов в год.
Высота полёта «Ориона» — 7,5 км, крейсерская скорость — 200 км/ч, масса полезной нагрузки — 200 кг, продолжительность полёта — свыше 24 часов, размах крыла — 16 м. Планер БПЛА полностью изготовлен из композиционных материалов. Полёт аппарата осуществляется в автоматическом режиме на всех этапах.
Также по теме
«Нет ни у кого в мире»: как новейшая радиолокационная станция усилит возможности российских роботов и БПЛА
Для нужд российской армии создаётся малогабаритная многофункциональная программная радиолокационная станция (РЛС), сообщил начальник…
По информации разработчика, «Орион» оснащён оптико-электронной системой с телевизионным и инфракрасными каналами, цифровым аэрофотокомплексом высокого разрешения, радиолокационными средствами и аппаратурой пеленгации источников радиоизлучения. Программное обеспечение «Ориона» позволяет обрабатывать собранные данные, формирует для эксплуатанта различные отчёты и донесения.
«Авионика «Ориона» заслуживает отдельного внимания. С точки зрения математики и алгоритмов всё было сделано правильно. В процессе создания бортовых систем наши конструкторы столкнулись с большими проблемами из-за нехватки отечественной элементной базы. Однако, учитывая положительные отзывы военных, эти проблемы были успешно решены», — отметил Дьяконов.
По словам эксперта, в процессе реализации проекта «Орион» инженеры «Кронштадта» совместно с коллегами из других российских компаний разработали ряд ключевых технологических новшеств, не имевших аналогов в России. Так, помимо ликвидации дефицита микроэлектронной начинки, были созданы новые композитные материалы и агрегаты.
В частности, российские конструкторы нашли замену австрийскому поршневому двигателю Rotax 914, который считается одной из лучших силовых установок для аппаратов подобной размерности. На «Орионе» был установлен двигатель АПД-110/120 разработки компании «Агат» мощностью 120 л. с. и массой 105 кг.
- БПЛА «Орион» на лётных испытаниях
Дмитрий Дьяконов считает, что коллектив «Кронштадта» справился со всеми поставленными заказчиком задачами, создав современный беспилотник класса MALE. В октябре 2019 года за разработку «Ориона» Николай Долженков получил премию маршала Огаркова, которую вручает Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) лицам, внёсшим значимый вклад в укрепление обороноспособности РФ.
«Благодаря «Ориону» Россия вступила в «элитный клуб» производителей беспилотных летательных комплексов класса MALE», — прокомментировал награждение директор ЦАСТ Руслан Пухов.
В разговоре с RT эксперт рабочей группы национальной технологической инициативы «Аэронет» Эдуард Багдасарян предположил, что «Орион» может стать одним из самых массовых отечественных БПЛА «в среднем весовом классе». По его словам, в войсках беспилотник будет использоваться для разведки и нанесения ударов.
Качество наблюдения
Помимо «Тахиона», на вооружении российской армии стоят также такие БПЛА, как «Элерон-3», «Орлан-10», «Леер», «Гранат» и «Груша».
Все эти беспилотные летательные аппараты военные задействуют в том числе во время учений.
Так, в августе 2019 года более 70 этих комплексов беспилотной авиации Западного военного округа приняли участие в тактико-специальных манёврах, которые проходили одновременно на полигонах в Московской, Ленинградской, Калининградской, Воронежской и Смоленской областях.
Также по теме
«Закрыть стратегические расстояния»: какими возможностями обладают новые российские беспилотники тяжёлого класса
Перспективный тяжёлый беспилотник «Сириус» совершит свой первый полёт в 2022 году. Об этом на полях МАКС-2019 рассказал RT генеральный…
«Поднятые по тревоге расчёты комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Орлан-10», «Леер», «Гранат», «Элерон-3», «Тахион» и «Груша» совершили многокилометровые марши в назначенные районы, где с применением БЛА выполнили разведку местности на высоте от 500 м до 2500 м и передачу командным пунктам мотострелковых, артиллерийских, авиационных и ракетных подразделений данных о скоплениях бронетехники, инженерных укреплениях, расположении войск и объектов условного противника», — отмечается в сообщении Минобороны РФ.
Кроме того, беспилотная авиация России осуществляет и мониторинг местности, преследуя разные цели, например облёт военных городков для уточнения обстановки в них. В июне 2018 года комплексы «Тахион», «Элерон-3» и «Орлан-10» Восточного военного округа провели мониторинг более 90 таких объектов, чтобы отследить состояние их инфраструктуры, передвижение военной техники, пожароопасную обстановку.
С помощью беспилотной авиации ведётся и мониторинг зон возможных кризисных ситуаций. В марте прошлого года российское военное ведомство сообщило, что БЛА воинских частей и соединений Южного военного округа следят за паводковой и пожарной обстановкой в зонах своей ответственности. Указывается, что получаемые данные позволяют командованию «оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и минимизировать последствия стихии». Только за полгода эти расчёты подразделений БЛА отработали в воздухе более 250 часов.
Напомним, в прошлом году модификации беспилотных летательных аппаратов «Элерон», «Тахион» и «Орлан» поступили на вооружение Амурского объединения Восточного военного округа.
А в ноябре стало известно, что батальон беспилотной авиации российской военной базы в Таджикистане получит БЛА «Элерон-3» и «Тахион» в 2020-м. Об этом сообщил журналистам командир базы полковник Сергей Горячев.
- Военнослужащие запускают беспилотный летательный аппарат во время тактических учений
- РИА Новости
«С помощью данных БЛА улучшается качество наблюдения за приграничными территориями», — сказал Горячев.
По его словам, новая техника увеличит мобильность подразделения, а также позволит «получать информацию и выполнять задачи быстро, качественно и в срок».
Достойный конкурент
Россия также ведёт разработки и других военных БПЛА. В декабре прошлого года Минобороны РФ и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) подписали контракт на создание разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус-РУ». Об этом во время визита на предприятие сообщил заместитель главы военного ведомства Алексей Криворучко.
Также по теме
«Уникальные возможности для БПЛА такого класса»: как Россия модернизировала беспилотник «Форпост»
В 2020 году российская армия начнёт получать новые тяжёлые беспилотные комплексы «Форпост-Р». Об этом сообщила пресс-служба Минобороны…
По его словам, этот аппарат будет оснащён комплексом средств спутниковой связи и элементами искусственного интеллекта, «способного взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами».
Кроме того, УЗГА поставит в Вооружённые силы РФ десять разведывательных комплексов с обновлёнными беспилотными летательными аппаратами «Форпост-Р». А в текущем году Минобороны планирует заключить контракт на поставку ещё 18 таких комплексов.
«Комплекс получил новые возможности благодаря передовым отечественным разработкам, позволяющим вести разведку круглосуточно с применением не только оптических, но и радиотехнических и радиолокационных средств», — отмечают в министерстве.
По мнению Алексея Леонкова, новые российские БПЛА по своим характеристикам способны конкурировать с западными аналогами.
Беспилотники США и других стран
Из множества зарубежных самолетов-дронов перечислим некоторые, самые известные и распространенные тяжелые разведывательно-ударные варианты. Характеристики беспилотников США считаются лучшими в мире.
RQ-4 Global Havk
RQ-4 Global Havk
Производство США. Является самым большим летательным аппаратом этого класса. Первый экземпляр появился в 2004 году. Имеет множество модификаций. В 2003 году Пентагон профинансировал программу по модернизации аппарата по увеличению времени полета до нескольких месяцев.
NQ-9 Reaper
NQ-9 Reaper
Разработка США. Состоит на вооружении Великобритании, Италии и Турции. Первый полет состоялся в 2001 году. Использовался в Афганистане с целью нанесения ракетных ударов.
IAI Heron
IAI Heron
Производство Израиль. Первое изделие появилось 18 октября 1994 года. Может осуществлять разведку местности и воздушных целей. Сопровождает одновременно до 6 объектов. Состоит на вооружении у 13 стран.
Hermes 900
Hermes 900
Производство Израиль. В декабре 2009 года состоялся первый вылет аппарата многоцелевого использования. Имеет спутниковую навигацию. Может оснащаться различными боезарядами. На вооружении у 7-ми стран.
Hammer Head
Hammer Head
Производство Италия. Изделие совершило свой первый полет 2013 году. На сегодняшний день считается самым крупным этого вида изделием Европы.
Patroller
Patroller
Производство Франция. Выпускается с 2009 года. Предназначен для армейских, военно-морских и гражданских целей. Беспилотные самолеты-разведчики оснащены многофункциональным высокоинтеллектуальным оборудованием.
Anka
Anka
Производство Турция. Дроны-беспилотники выпускаются с 2010 года. Имеют разведывательную и ударную модификации.
Rustom-1
Rustom-1
Беспилотный истребитель разработан в Индии. Первый образец был выпущен в 2010 году. Способен выполнять полет по заданному маршруту самостоятельно.
Характеристики летательных аппаратов России
Необходимо отметить, что российские военные беспилотники создаются в первую очередь для самообороны и только потом для нанесения ответного удара. Зарубежные аналоги имеют другие приоритеты — подавляющее большинство дронов ударные.
И123К (Ту-123)
В 1964 году был создан сверхзвуковой комплекс ЯСТРЕБ, который осуществлял дальнюю разведку. Он получил название И123К (Ту-123).
ТТХ
Скорость | 2600 км/ч |
Дальность | 2000 км |
Высота | 22800 м |
Ту-123
С 1964 по 1972 г. изготовлено 52 БПЛА. Военные беспилотники России были неуязвимы для средств обнаружения со стороны потенциального противника. Авиационный комплекс разведки с аналогичными параметрами США создало через 10 лет. Но американский беспилотный самолет-разведчик был пилотируемым.
Русский беспилотник ТУ-143 РЕЙС
В 1973 году этот русский беспилотник был принят на вооружение.
ТУ-143 РЕЙС
Самолеты-беспилотники Туполева были уникальны тем, что благодаря применению композиционных материалов, они почти незаметны на радиолокаторах.
ТТХ
Скорость | 950 км/ч |
Дальность | 95 км |
Высота | 100-6000 м |
Ту-141 Стриж
Следующей разработкой стал комплекс Ту-141 СТРИЖ.
Ту-141 СТРИЖ
На его борту находился большой арсенал аппаратуры, который позволял вести 5 видов разведки. По своим характеристикам он превосходил предыдущий аналог «Рейс».
ТТХ
Скорость | 1100 км/ч |
Дальность | 500 км |
Высота | 22800 м |
- скорость — 1100 км/ч;
- дальность — 500 км;
- высота — 50-6000 м.
С 1982 года началось изготовление дистанционно-управляемых беспилотных средств. Необходимость была вызвана эффективной работой израильских аналогов в конфликте с арабами. Преимущество управляемых БПЛА — наличие возможности оперативной смены программы полета и выполнения поставленных задач.
Пчела-1T
Одним из первых в 1997 году принят на вооружение комплекс ПЧЕЛА-1Т. Он состоял из самоходной установки, пункта управления и летательного аппарата.
ПЧЕЛА-1Т
ТТХ
Скорость | 140 км/ч |
Дальность | 70 км |
Высота | 100-3500 м |
БПЛА СКАТ
СКАТ
Новый беспилотник разработан в 2007 году. Это довольно мощный аппарат с размахом крыльев 11,5 м и взлетной массой 20000 кг.
ТТХ беспилотника-дрона
Скорость | 850 км/ч |
Дальность | 4000 км |
Высота | 15000 м |
Беспилотник-дрон не принят на вооружение из-за отсутствия финансирования. Однако работы по его внедрению продолжаются.
«Автоматизированный комплекс»
Kaspersky Antidrone предлагает заказчикам систему в трёх модификациях: стационарной, мобильной и охранной. Ключевыми преимуществами комплекса Владимир Клешнин назвал программное обеспечение, компактный ПАК, модульность, автономность и автоматический режим работы. Кроме того, компания готова адаптировать конфигурацию программно-аппаратного комплекса под индивидуальные нужды заказчика.
«Kaspersky Antidrone — полноценная система с искусственным интеллектом внутри, которой, по сути, требуется только электропитание. Например, с портативным генератором нашу систему можно развернуть за несколько минут. Это полностью автономный и автоматизированный комплекс. Человек может участвовать в управлении, но в этом нет необходимости. От него требуется только решение о включении модуля нейтрализации», — рассказал собеседник RT.
- Элементы Kaspersky Antidrone на выставке «Интерполитех-2021»
По словам специалиста, при разработке антидронной экосистемы учитывались текущие тенденции в развитии беспилотной авиации — дроны становятся более скоростными и манёвренными, что априори снижает время на реакцию. Именно по этой причине, как подчеркнул Клешнин, комплекс противодействия БПЛА должен быть «умным» и работать без участия человека.
«Пока мы реализуем пилотные проекты. В планах — поставки в Россию, страны СНГ и Европы. Наши самые релевантные потенциальные заказчики — это промышленные предприятия и администрации стадионов, так как в последнее время на аренах происходят инциденты с несанкционированным запуском дронов», — заявил Клешнин.
Также по теме
«Подавление каналов управления»: как российская армия совершенствует способы борьбы с БПЛА
Морская пехота Каспийской флотилии на тактическом учении впервые задействует мобильные подразделения по нейтрализации БПЛА. Об этом…
В беседе с RT руководитель компании «Аэрокон», член национальной технологической инициативы «Аэронет» Эдуард Багдасарян отметил важность прогресса в сфере систем противодействия гражданским БПЛА, которые сегодня широко используются для шпионажа, диверсий, слежки, в хулиганских и провокационных целях. «Стоит сказать откровенно: сложилась ситуация, когда антидронные технологии пока ещё догоняют технологии, уже интегрированные в беспилотники
Иными словами, бороться с малоразмерными дронами крайне сложно, особенно в городской черте. Однако, на мой взгляд, «Касперский» предпринял достойную попытку создать универсальную антидронную систему», — рассуждает Багдасарян
«Стоит сказать откровенно: сложилась ситуация, когда антидронные технологии пока ещё догоняют технологии, уже интегрированные в беспилотники. Иными словами, бороться с малоразмерными дронами крайне сложно, особенно в городской черте. Однако, на мой взгляд, «Касперский» предпринял достойную попытку создать универсальную антидронную систему», — рассуждает Багдасарян.
Эксперт полагает, что система Kaspersky Antidrone способна эффективно бороться с аппаратами, которые управляются по GPS-сигналам и радиоканалам. По оценке эксперта, на «гражданке» в 99% случаев используются именно такие дроны.
Небо под контролем
ROSC-1 главным образом предназначен для обнаружения небольших по размеру летательных аппаратов и противодействия им. На сайте НПО «Алмаз» говорится, что станция способна эффективно нейтрализовать БПЛА типа RQ-11B Raven и RQ-7 Shadow.
Также ROSC-1 может противостоять различным модификациям коммерческих дронов, способных скрытно вести съёмку с больших высот (DJI Mavic и DJI Spark) и выступать носителями взрывчатки (квадрокоптеры типа DJI Phantom, мультикоптеры, различные аппараты самолётного и вертолётного типов). Помимо борьбы с беспилотниками, станция может применяться для обеспечения орнитологической безопасности в районе аэродромов.
- Устройства радиотехнического мониторинга (РТМ) и радиоэлектронного управления (РЭУ) системы ROSC-1
«При выборе основных технических решений для создания комплекса специалистами ПАО «НПО «Алмаз» был проведён анализ угроз и способов их нейтрализации с учётом перспектив их развития, в том числе возможности по автономному полёту БПЛА», — отмечается в материалах предприятия.
Также по теме
«Работает под водой и на суше»: на что способен новый российский автомат для боевых пловцов
Зарубежные заказчики проявляют повышенный интерес к российскому автоматно-гранатомётному комплексу АДС. Об этом в эксклюзивном…
К преимуществам своего детища НПО «Алмаз» относит мобильность, автономность, высокую разрешающую способность по дальности, адаптивную систему селекции движущихся целей, возможность совместной работы нескольких станций и комплексный контроль воздушной обстановки, который обеспечивается применением на одной платформе радиолокационной станции (РЛС) и оптической системы.
ROSC-1 способен обеспечить защиту в радиусе 2—4 км от охраняемого объекта. Станция может монтироваться на грузовик (мобильная версия) и имеет также стационарное исполнение.
По словам Владислава Атряхина, всё оборудование комплекса помещается в контейнер и развёртывается на местности или территории объекта, подлежащего охране, всего за несколько минут. В зависимости от комплектации расчёт системы составляет от двух до четырёх человек.
«Комплекс автономен и очень удобен в эксплуатации. Своим главным достижением мы считаем разработку РЛС. Наш радиолокатор имеет дальность 25 км, тогда как максимальный радиус обнаружения у других подобных изделий ограничен 5—10 км», — сказал Атряхин.
Он также отметил, что в ходе разработки ROSC-1 специалисты «Алмаза» учитывали трудности, которые существуют при фиксации малогабаритных дронов с небольшим количеством металлических элементов. По его словам, эффективность радиолокатора удалось повысить за счёт интеграции «сложных зондирующих сигналов».
«Естественно, мы позаботились и о качестве оптико-электронной системы. Она обеспечивает дополнительный контроль воздушного пространства и помогает идентифицировать БПЛА. Радиус её действия составляет 3 км, чего более чем достаточно для борьбы с малогабаритными аппаратами», — подчеркнул Атряхин.
Главным оружием ROSC-1, по его мнению, является комплекс средств подавления, который позволяет реализовать сразу несколько задач по противодействию беспилотникам.
Кроме того, благодаря уникальному оборудованию ROSC-1 может задать дронам ложные географические координаты. Аппараты, которые подверглись вмешательству такого рода, меняют вектор движения и улетают от охраняемого объекта.
Ещё один способ защиты от БПЛА, который интегрирован в ROSC-1, заключается в применении беспилотного охотника за дронами «Волк-18». Впервые этот необычный аппарат был продемонстрирован широкой публике на международном военно-техническом форуме «Армия-2019». Сейчас «Алмаз» предлагает заказчикам уже модернизированную версию «истребителя».
«Волк-18» — это квадрокоптер размером 60 х 60 см и взлётной массой 6 кг. При сближении с вражеским аппаратом он выстреливает сетками, которые запутывают его винты. Поражённый БПЛА, как правило, стремительно теряет высоту и разбивается.
- Беспилотный охотник за дронами «Волк-18» на МАКС-2021
«Волк-18» получает целеуказание от станции, но преследует дрон противника в автоматическом режиме. Размеры выстреливаемой сетки составляют 2 х 2 м, поэтому вероятность промаха невелика. К тому же дистанция поражения должна быть менее 5 м», — рассказал Атряхин.
Как говорит специалист «Алмаза», «Волк-18» — достаточно манёвренный и скоростной БПЛА. Его лётные характеристики позволяют догнать практически любой аппарат неприятеля. Беспилотник-истребитель может подниматься на высоту до 2 км и находиться в воздухе порядка 30 минут.
«Новое и перспективное направление»
В комментарии RT военный эксперт Владислав Шурыгин отметил, что создание ROSC-1 отвечает насущным потребностям армии и силовых ведомств России в сфере борьбы с БПЛА. По его словам, против малогабаритных дронов, которые используют террористы и иностранные ВС, не всегда эффективны традиционные средства ПВО.
«Необходимо удешевлять средства защиты от беспилотников. Стрелять по ним зенитными ракетам стоимостью в десятки тысяч долларов — слишком затратное занятие. Да, в России сегодня разрабатываются дешёвые ракеты, но лучше всего применять иные средства, не требующие больших расходов», — рассуждает Шурыгин.
В разговоре с RT главный редактор специализированного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов заявил, что ROSC-1 нацелен на защиту от атак дронов-камикадзе и недорогих аппаратов, которые оснащаются взрывчатыми веществами. По его словам, в мире появился новый класс угроз, который потребовал сочетания на одной платформе различных способов обнаружения и противодействия.
Также по теме
«Никто на них не покушается»: как Польша намерена охранять восточные границы НАТО c помощью турецких беспилотников
Глава МИД Польши Збигнев Рау заявил, что Турция и Польша сталкиваются с «угрозами безопасности на своих границах», поэтому турецкий…
«Разработка предприятия концерна «Алмаз-Антей» как раз относится к такого рода комплексным решениям. Система (ROSC-1. — RT) повышает эффективность противодействия беспилотным летательным аппаратам малого класса», — сказал Федутинов.
Аналогичной точки зрения придерживается директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов. В беседе с RT эксперт выразил мнение, что специалисты «Алмаза» создали комплекс, который позволяет обнаруживать дроны, практически не отражающие радиолокационные волны. При реализации проекта ROSC-1 не последнюю роль, как считает аналитик, сыграл опыт сирийской кампании.
Также эксперт высоко оценил возможности «Волка-18». По его мнению, беспилотник-перехватчик не является основным средством противодействия дронам противника, но эффективен, когда требуется осмотреть или обезвредить цель, особенно одиночную.
«Такой антидрон — это новое и перспективное направление развития инженерной мысли. В определённых обстоятельствах он эффективен против барражирующих боеприпасов и разведывательных аппаратов. Принятие на вооружение ROSC-1 должно увеличить возможности России по защите от БПЛА», — подытожил Кнутов.
История развития военных дронов
Первый военный беспилотник появился в Америке в 1910 году. Под управлением часового механизма, самолет с боезарядом падал на объект. Но идея не нашла применения.
1933 год считается годом рождения БПЛА, первые образцы которого изготовила Великобритания. Боевые беспилотники были многоразового использования, радиоуправляемыми и служили до 1943 года. Применялись как мишени для зенитчиков и истребителей.
1910
в этом году в Америке появился первый беспилотник
Во 2-й мировой войне Германия успешно применяла управляемые ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.
Немецкая Фау-1
В США тогда же был разработан свой вариант БПЛА. Это был легкий двухмоторный военный бомбардировщик Interstate TDR-1, изготовленный из фанеры и велосипедных труб. Самолет имел слабые летные характеристики. Управление велось по радио с борта летящего рядом самолета, через телекамеру, расположенную в носовой части фюзеляжа беспилотника. Выпущено было более 180 шт.
Interstate TDR-1
В 1960 году, после опыта вьетнамской, и других локальных войн, Пентагон начал интенсивно развивать программу беспилотников. Вначале это были легкие разведчики, а после стали разрабатываться ударные варианты, которые применялись во многих локальных конфликтах.
В Советском Союзе также велись разработки аналогичных средств, однако они остались на бумаге. Возобновились они в 1957 году. Первый советский беспилотный ударный комплекс назывался Изделие-С. Идея принадлежала конструктору А.Н.Туполеву.
Уже через год был создан объект, который мог доставить ядерный заряд на расстояние до 10000 км. Однако интересы руководства страны были направлены на создание ракетной техники. По этой, и еще ряду причин, это перспективное направление было заморожено на несколько лет.