Могут ли дроны быть оружием массового поражения? новые
Содержание:
- Бесполезная «таблетка» для «оборонки»
- Дроны нужны чтобы убивать?
- История военных беспилотников
- Что можно прикрепить к летательному аппарату
- Новые сценарии использования
- Какие военные беспилотники есть в России
- Квадрокоптер, что это?
- Кто самые лучшие и наиболее значимые компании по производству дронов в мире?
- Небо под контролем
- Летающий «камикадзе»
- Спасатель
- Борьба с рыбацкими сетями и акулами
- Что военные делают под водой
- «Новые подходы»
- «Подсветка лазером»
- Вывод спутников на орбиту
Бесполезная «таблетка» для «оборонки»
Об «Альтиусе» мы уже говорили. Работу над ним начинала компания ОКБ «Сокол»/ОКБ им. Симонова, но позднее проект передали казанскому подразделению компании УЗГА. Это БЛА более тяжелого MALE-класса.
Судя по всему, наши конструкторы замышляли его как некий аналог БЛА Reaper – более тяжелый, чем Predator, способный нести большую как по массе, так и по номенклатуре нагрузку, в том числе ударную. Но требования заказчика к комплексу, видимо, были повышены, и теперь «Альтиус» уже рассматривается как высотный БЛА большой продолжительности полета, что приближает его к американскому разведчику Global Hawk, регулярно летающему вдоль российских границ. А это по массогабаритным характеристикам – 7,5 тонны, размах крыла – около 40 метров. Он сможет оставаться в воздухе до двух суток, а большая высота полета позволит вести разведку на расстоянии, не доступном для ряда систем ПВО. При подключении спутникового канала связи радиус его действия будет зависеть только от запасов топлива на борту. Если удастся довести эту модель до ума, то, по мнению экспертов, она может заменить в боевом строю даже устаревающие самолеты-разведчики Су-24МР.
И все-таки по самым строгим меркам аппарат тоже нельзя отнести к чисто ударным. Скорее это дальний разведывательный БЛА с некоторыми функциями для нанесения ударов по противнику. К ударным можно отнести только БЛА «Охотник»: четыре-пять тонн ракетного вооружения на борту плюс системы разведки и наблюдения. В отличие от «Альтиуса» и других упомянутых выше БЛА MALE-класса он сможет применяться против неприятеля, владеющего современными средствами ПВО. Но перспективы его принятия на вооружение, повторим, пока очень туманны. Добавим к этому лишь то, что по заявлению МО РФ, российские ударно-разведывательные беспилотники могут получить боеприпасы массой от 50 до 100 килограммов.
Наверняка внесет коррективы в программу создания ударных БЛА и разворачивающаяся пандемия коронавируса – прогнозируется падение ВВП на три – пять процентов. А это может ударить по Госпрограмме вооружения (ГПВ) и гособоронзаказу. Но это лишь подтверждает основной вывод статьи: технологическое отставание даже в малом сегменте ОПК не лечится одной таблеткой. Оно влечет за собой провалы во многих отраслях экономки и отбрасывает страну на многие годы, которые наверстать потом очень сложно.
Между тем маленький Израиль стал крупнейшим экспортером беспилотников в мире. Сейчас израильские фирмы продают 80 процентов производимых БЛА в 49 стран. Догонит ли РФ конкурентов – покажет время.
Дроны нужны чтобы убивать?
Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.
Обычно дроны используют для разведки, но есть и исключения
Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.
Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.
История военных беспилотников
Летательные аппараты для ведения боевых действий начали использовать ещё в XIX веке. Первым прародителем современных боевых дронов принято считать аэростаты для сброса авиабомб. Разработки беспилотных аппаратов начались в 30-х годах в США, а новый толчок к развитию технологии дала Вторая Мировая Война.
В те времена у американцев появился проект по переоборудованию бомбардировщиков В-17, которое бы позволило управлять ими дистанционно через радиосигнал. Взлететь самостоятельно самолёт не мог — для этого требовался бортмеханик и пилот, которые после катапультировались с борта.
За беспилотным В-17 следовал самолёт сопровождения, с борта которого управлялся беспилотник через теле- и радиосвязь. Было переоборудовано 17 машин, из которых только одна выполнила задачу. После этого проект закрыли и не возвращались к нему вплоть до середины 60-х годов.
Британцы во время Второй Мировой тоже пытались использовать беспилотники. Они создали торпедоносец Interstate TDR-1, предназначенный для поражения судов противника. В 1942 году прошли испытания и было поручено создать 18 ударных эскадрилий из 1000 машин. Однако вскоре флот противника был уничтожен обычными ЛА, а потому необходимость в подобных разработках отпала.
Что можно прикрепить к летательному аппарату
— Следующим компонентом беспилотной авиационной системы является полезная нагрузка. Помимо общепринятых фотокамер и видеокамер на беспилотник можно прикрепить практически всё, что поможет вам решить какую-то задачу. Например, это может быть воздушный лазерный сканер.
Также это может быть специальная камера для решения задач в сфере сельского хозяйства. Это может быть тепловизионная камера для поиска человека или мониторинга утечек тепла. Существует очень большое количество полезных нагрузок — например, в нашей компании беспилотники используют для геологоразведки.
Еще одним важным компонентом системы — практически основным — является программное обеспечение. Беспилотник — по сути большой компьютер, которым управляет оператор. У аппарата есть пилот, просто он находится не на борту, и этому пилоту требуется специальная программа. С ее помощью можно настроить беспилотник, управлять им и запрограммировать автоматический полет.
Новые сценарии использования
В то время как более 15 стран массово протестировали использование дронов за последние пять месяцев, в России история с тестированием беспилотников для пандемических сценариев не продвинулась дальше предложения НТИ. Хотя БПЛА могут значительно повысить эффективность принимаемых мер по уменьшению распространения COVID-19 и найти большое количество сценариев использования:
-
оперативная доставка медицинских анализов и медикаментов в медицинские учреждения;
-
оповещение населения о противовирусных мероприятиях;
-
мониторинг мест массового скопления людей, карантинных зон, движения автотранспорта;
-
обработка антисептическими и дезинфицирующими средствами потенциально зараженных территорий;
-
оперативная бесконтактная доставка еды и средств первой необходимости в карантинные зоны.
Любые сценарии применения дронов во время пандемии имеют одно большое ограничение — автоматизированная посадка в городских условиях. Существующие системы посадки БПЛА используют GPS для навигации дрона, а также вертикальную траекторию взлета и посадки. Эти особенности не позволяют легко посадить аппарат в условиях плотной городской застройки, где сигнал GPS значительно хуже аналогичного сигнала в чистом поле, а также не позволяют совершить посадку через окно здания. Кроме того, БПЛА требуют обслуживания между полетами (например, замену аккумулятора), что также ограничивает их использование.
В России группа инженеров из проекта Navigation Engineering разработала полностью автоматизированную оптоэлектронную систему для БПЛА без применения GPS и с горизонтальным способом посадки, однако, на данный момент технология остается невостребованной.
«Оказалось, что самое уязвимое место беспилотника — человек. Нынешнее поколение беспилотников не способно доставить пакет с продуктами или лекарствами на балкон без пилота. И чтобы отправить груз, дрон надо вынести на открытое пространство с устойчивым сигналом GPS. Разработанная нами система посадки работает по принципу классической курсо-глиссадной системы, использующейся в авиации для посадки самолетов. Такой подход позволяет выбрать горизонтальный способ посадки БПЛА, а также полностью отказаться от использования каких-либо GPS-систем. Иными словами, появляется возможность посадить аппарат в любых условиях застройки и погоды», — отмечает Ткаченко Дмитрий, основатель проекта Navigation Engineering.
Какие военные беспилотники есть в России
Как сообщал «Интерфакс», по официальным данным на вооружении российской армии есть только небольшие беспилотники-разведчики, например, «Элерон-3» — комплекс с БЛА ближнего действия, который предназначен для ведения воздушной фоторазведки объектов противника и выдачи данных для целеуказания ударным (огневым) средствам, ретрансляции радиосигнала.
Станет ли госсектор драйвером развития российского рынка BI
Интеграция
Также на вооружении России есть комплекс «Леер», который состоит из передвижного пункта управления на базе автомобиля Камаз-5350 и комплексов с БЛА («Орлан-10»), способных блокировать диапазоны всех сотовых сетей условного противника в радиусе 6 км. Еще один беспилотник-разведчик — «Форпост», разработанный «РТИ системы» на базе израильского беспилотника IAI Searcher II.
Среди тяжелых ударных беспилотников в наиболее продвинутой стадии находятся работы по 20-тонному беспилотнику «Охотник» разработки компании «Сухой». Минобороны 19 июля 2021 г. обратилось к промышленности с просьбой ускорить проведение испытаний и приступить к поставкам «Охотника». Длина беспилотника составляет 14 м, размах крыла — 19. «Охотник» имеет дозвуковую максимальную скорость полета и выполнен с применением материалов, снижающих радиолокационную заметность. Первый его полет состоялся в августе 2019 г., пишут «РИА новости».
Среди тяжелых беспилотников на вооружении России сейчас есть «Альтиус» массой 6 тонн (производитель уральский завод гражданской авиации). В феврале 2021 г. Минобороны подписало контракт о поставке первой партии ударных беспилотников «Альтиус», пишет «Интерфакс». Такие дроны будут оснащать средствами спутниковой связи и элементами искусственного интеллекта, способного взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами.
Квадрокоптер, что это?
Разновидность квадрокоптера
Что такое квадрокоптер с камерой? Такой вопрос задают себе те, кто впервые сталкивается с понятием “квадрокоптер”. И те, кто уже давно знает о существовании квадрокоптеров, имеет представление о том он выглядит и понимает как им управлять, но просто хочет раскрыть квадрокоптер на научном языке. Мы разберем два варианта:
- что такое квадрокоптер на простом языке;
- и что такое квадрокоптер “по-научному”;
Что такое квадрокоптер с камерой на простом и понятном языке?
Квадрокоптер с камерой – это “игрушка”(в широком понятии) на дистанционном пульте-управлении. Представляет из себя вертолет с четырьмя пропеллерами. Поначалу такой аппарат можно спутать с неопознанным летающим объектом, кто-то даже может предположить что это пришельцы. Также из-за отсутствия понимания стоимости данного устройства, многие думают что это супер-дорого. Но нет. Давайте обо всем по порядку.
Квадрокоптер – это беспилотный летательный аппарат, управление которым ведется с земли через пульт дистанционного управления. Чтобы управлять квадрокоптером, не нужно иметь специальных знаний и навыков, достаточно просто изучить инструкцию, которая идет в коробке с квадрокоптером. Квадрокоптер еще называют “коптером” или “дроном”. Продаются они в магазинах бытовой техники, такие как М.Видео, DNS, Эльдорадо и другие. Также есть специализированные магазины по квадрокоптерам. В крайнем случае можно приобрести коптер на Алиэкспрессе, главное проверить продавца.
Квадрокоптер имеет 4 пропеллера, которые располагаются по диагонали образуя фигуру креста. Пропеллеры вращают 4 мотора, т.е. 4 двигателя. У разных моделей коптеров свои моторы. Каждый мотор обладает определенной вращательной мощностью. Чтобы подобрать подходящий квадрокоптер, необходимо определить и понять задачи, под которые вы покупаете квадрокоптер. Для обычных полетов, для развлечений подойдет коптер с моторами с небольшой вращательной мощностью. Для профессиональной аэросъемки фото и видео, нужно уже выбирать квадрокоптер с камерой, у которого специфические параметры мотора.
Камеры у квадрокоптера
Что такое квадрокоптер с камерой на научном языке?
Квадрокоптер – это разновидность мультикоптера. Сам мультикоптер обозначает “многороторный вертолет” или “многолёт”. Он построен по вертолетной схеме и у него более трёх несущих винтов. В наши дн очень сильно устоялось понятие “квадрокоптер”, как обозначение для летательного аппарата, которым управляют дистанционно с земли посредством пульта.
Научные термины и понятие, касательно квадрокоптеров, употребляются в основном в научной литературе, докладах и рефератов студентов и диссертационных работах. В нашем с вами обзоре будем называть вещи своими именами, так как мы не претендуем на звание “доктора наук квадрокоптерных технологий”. Обойдемся без этой забавы.
Кто самые лучшие и наиболее значимые компании по производству дронов в мире?
В этой статье мы рассмотрим информацию о ведущих компаниях производителях дронов в мире сегодня. От лидеров рынка DJI и Yuneec до новых компаний, выпускающих интересные дроны, такие как UVify.
Из-за растущей популярности квадрокоптеров на рынок выходит все больше и больше компаний, особенно производителей других радиоуправляемых транспортных средств.
В самом начале своего пути некоторые производители дронов покупают непатентованные продукты и прикрепляют свои собственные логотипы, что в некоторых случаях приводит к тому, что несколько компаний продают один и тот же продукт.
Цель этой статьи — познакомить вас с лучшими и наиболее уважаемыми компаниями на рынке, с большим вниманием к потребительским дронам. На рынке беспилотников присутствуют различные сегменты с различными наборами требований от покупателей. Сегменты включают в себя:
На рынке беспилотников присутствуют различные сегменты с различными наборами требований от покупателей. Сегменты включают в себя:
- Игрушечные дроны или квадрокоптеры для начинающих
- Квадрокоптеры для разного вида съемок съемок
- Коммерческие дроны
- Гоночные дроны
Небо под контролем
ROSC-1 главным образом предназначен для обнаружения небольших по размеру летательных аппаратов и противодействия им. На сайте НПО «Алмаз» говорится, что станция способна эффективно нейтрализовать БПЛА типа RQ-11B Raven и RQ-7 Shadow.
Также ROSC-1 может противостоять различным модификациям коммерческих дронов, способных скрытно вести съёмку с больших высот (DJI Mavic и DJI Spark) и выступать носителями взрывчатки (квадрокоптеры типа DJI Phantom, мультикоптеры, различные аппараты самолётного и вертолётного типов). Помимо борьбы с беспилотниками, станция может применяться для обеспечения орнитологической безопасности в районе аэродромов.
- Устройства радиотехнического мониторинга (РТМ) и радиоэлектронного управления (РЭУ) системы ROSC-1
«При выборе основных технических решений для создания комплекса специалистами ПАО «НПО «Алмаз» был проведён анализ угроз и способов их нейтрализации с учётом перспектив их развития, в том числе возможности по автономному полёту БПЛА», — отмечается в материалах предприятия.
Также по теме
«Работает под водой и на суше»: на что способен новый российский автомат для боевых пловцов
Зарубежные заказчики проявляют повышенный интерес к российскому автоматно-гранатомётному комплексу АДС. Об этом в эксклюзивном…
К преимуществам своего детища НПО «Алмаз» относит мобильность, автономность, высокую разрешающую способность по дальности, адаптивную систему селекции движущихся целей, возможность совместной работы нескольких станций и комплексный контроль воздушной обстановки, который обеспечивается применением на одной платформе радиолокационной станции (РЛС) и оптической системы.
ROSC-1 способен обеспечить защиту в радиусе 2—4 км от охраняемого объекта. Станция может монтироваться на грузовик (мобильная версия) и имеет также стационарное исполнение.
По словам Владислава Атряхина, всё оборудование комплекса помещается в контейнер и развёртывается на местности или территории объекта, подлежащего охране, всего за несколько минут. В зависимости от комплектации расчёт системы составляет от двух до четырёх человек.
«Комплекс автономен и очень удобен в эксплуатации. Своим главным достижением мы считаем разработку РЛС. Наш радиолокатор имеет дальность 25 км, тогда как максимальный радиус обнаружения у других подобных изделий ограничен 5—10 км», — сказал Атряхин.
Он также отметил, что в ходе разработки ROSC-1 специалисты «Алмаза» учитывали трудности, которые существуют при фиксации малогабаритных дронов с небольшим количеством металлических элементов. По его словам, эффективность радиолокатора удалось повысить за счёт интеграции «сложных зондирующих сигналов».
«Естественно, мы позаботились и о качестве оптико-электронной системы. Она обеспечивает дополнительный контроль воздушного пространства и помогает идентифицировать БПЛА. Радиус её действия составляет 3 км, чего более чем достаточно для борьбы с малогабаритными аппаратами», — подчеркнул Атряхин.
Главным оружием ROSC-1, по его мнению, является комплекс средств подавления, который позволяет реализовать сразу несколько задач по противодействию беспилотникам.
Кроме того, благодаря уникальному оборудованию ROSC-1 может задать дронам ложные географические координаты. Аппараты, которые подверглись вмешательству такого рода, меняют вектор движения и улетают от охраняемого объекта.
Ещё один способ защиты от БПЛА, который интегрирован в ROSC-1, заключается в применении беспилотного охотника за дронами «Волк-18». Впервые этот необычный аппарат был продемонстрирован широкой публике на международном военно-техническом форуме «Армия-2019». Сейчас «Алмаз» предлагает заказчикам уже модернизированную версию «истребителя».
«Волк-18» — это квадрокоптер размером 60 х 60 см и взлётной массой 6 кг. При сближении с вражеским аппаратом он выстреливает сетками, которые запутывают его винты. Поражённый БПЛА, как правило, стремительно теряет высоту и разбивается.
- Беспилотный охотник за дронами «Волк-18» на МАКС-2021
«Волк-18» получает целеуказание от станции, но преследует дрон противника в автоматическом режиме. Размеры выстреливаемой сетки составляют 2 х 2 м, поэтому вероятность промаха невелика. К тому же дистанция поражения должна быть менее 5 м», — рассказал Атряхин.
Как говорит специалист «Алмаза», «Волк-18» — достаточно манёвренный и скоростной БПЛА. Его лётные характеристики позволяют догнать практически любой аппарат неприятеля. Беспилотник-истребитель может подниматься на высоту до 2 км и находиться в воздухе порядка 30 минут.
Летающий «камикадзе»
Российское минобороны утвердило окончательный вариант дизайна отечественных дронов-самоубийц, пишет РИА «Новости». Это боевые беспилотники, которые по праву могут считаться одноразовыми, так как функция возврата на точку взлета в них не предусмотрена.
Дроны получили название «Ланцет». Минобороны утвердило техническое задание на них, и первые государственные испытания таких летательных аппаратов начнутся ближе к концу 2021 г.
Разработкой дронов-камикадзе занимались специалисты отечественной компании Zala Aero, которая входит в концерн «Калашников», который сам по себе входит в госкорпорацию «Ростех». По заявлению создателей, такие беспилотники могут находиться в воздухе до 30 минут и нести поражающую боевую часть весом до трех килограммов. Zala Aero работает в сфере создания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с 2004 г.
Как пишет РИА «Новости», «Ланцеты» считаются так называемыми «барражирующими боеприпасами». Это отдельный класс оружия, который может длительное время летать в предполагаемом районе цели, находясь в режиме поиска. Как только цель будет обнаружена, дрон атакует ее, словно ракета «воздух-поверхность». В результате такой атаки дрон самоуничтожается.
Итоговый вариант дизайна дронов-самоубийц
«Ланцеты» можно использовать для уничтожения различных наземных целей. В список входят пулеметные точки, пехота, транспорт, в том числе и легкобронированный, и др. По информации агентства, «Ланцеты» в своих ранних модификациях на протяжении нескольких лет применяются во время боевых действий в Сирии.
Спасатель
Некоторые страны начали использовать дроны для того, чтобы спасать людей. Впервые такая спецоперация была проведена в Австралии, когда дрон Little Ripper спас двух тонущих в море подростков. В течение 70 секунд воздушный помощник выследил их и сбросил плавательные круги, чтобы подростки могли добраться до берега. Отмечается, что дроны Little Ripper могут летать в течение 2,5 часов без подзарядки.
Дрон в Австралии спасает тонущих подростков
В Испании беспилотник компании Auxdron Lifeguard спас группу из семи пловцов, которых унесло в море. Он смог сбросить спасательный жилет одной из женщин, а затем завис в воздухе, наблюдая за остальной группой и передавая ее точные координаты операторам. Вскоре на место прибыли спасатели.
Дрон спасает пловцов в Испании
Борьба с рыбацкими сетями и акулами
Обнаружить подводные беспилотники трудно, а вот поймать легко. Главная опасность для таких систем — обычные рыбацкие сети. В январе 2020 года хорватские рыбаки вытащили из Адриатики часть подводной сенсорной системы ВМС США, которую американские военные тут же попросили вернуть.
Постоянно вылавливает в своих водах иностранные дроны и Китай. В 2020 году за передачу неопознанных подводных аппаратов наградили 11 рыбаков. Как правило, такие находки китайские военные не демонстрируют, однако, вероятнее всего, это беспилотники-шпионы, измеряющие глубину, шум, состав воды, течения. Все, что обывателю может показаться неважными подробностями, в потенциальных операциях способно дать подводникам тактическое преимущество.
Подводные беспилотники китайцы находят и в спорных водах Южно-Китайского моря. В 2012 году возле острова Хайнань рыболовное судно неожиданно поймало американский подводный беспилотник, оснащенный спутниковой связью и камерами. А в 2016-м китайцы перехватили дрон в международных водах вблизи Филиппин.
Но и сами китайцы становятся антигероями новостных сводок. В январе 2021 года большой шум наделала находка Индонезии, которая подняла у берегов острова Сулавеси китайский подводный аппарат, который, вероятно, шпионил за соседней страной.
ФОТО
В столице КНДР выставлен большой разведывательный беспилотник с корпусом в форме торпеды. Его подняли еще в 2006 году у города Хамхын на восточном побережье. Корейцы тогда утверждали, что это передовая техника ВМС США, те, естественно, все отрицали. Однако по фотографиям туристов удалось определить, что аппарат действительно американский, это UUV, предназначенный для составления карты дна. Такие дроны могут работать на мелководье и проникают туда, куда не добраться обитаемой субмарине из-за ее размеров.
Повредить роботов способны и морские обитатели. Их могут потопить крупные кальмары или покусать белые акулы. Такие случаи известны: есть видео, на котором зафиксирована атака больших белых акул: вначале они укрываются под дном аппарата, а затем моментально кидаются на него, думая, что это добыча, и стремятся перекусить.
Что военные делают под водой
Прямо сейчас в Мировом океане продолжается невидимый бой за право быть повелителем морских глубин. Военные сильнейших держав пытаются получить преимущество, которое позволит не просто охранять подводные границы, но и даст козырь в потенциальном противостоянии с другой страной.
Ключевым аргументом в этом споре могут стать подводные беспилотники. Это аппараты без экипажа внутри: командный пункт оборудован на кораблях или суше. Как правило, они небольшие — от 1,7 кг, аппараты массой от 1,4 т до 10 т уже классифицируются как крупногабаритные, но сейчас появляются и настоящие гиганты, например, вес американской Orca — 50 т. Они могут находиться в воде до нескольких недель и даже месяцев, тогда как обитаемой подлодке необходимо хотя бы иногда всплывать на поверхность.
Беспилотники не в пример дешевле управляемых кораблей. Например, корпорация Boeing взялась изготовить для армии США четыре сверхбольших беспилотных подводных аппарата Orca (XLUUVS) за $10 млн каждый. В эту сумму входит также тестирование и поставка всех вспомогательных элементов.
Для сравнения, боевой корабль LCS $584 млн. Он быстрее, может взять на борт больше вооружения, а его экипаж состоит из 40 человек. Это, с одной стороны, преимущество (экипаж выполняет задачи, которые дрону не решить), а с другой — уязвимость (люди рискуют жизнями). Orca же абсолютно автономна, оператор в полной безопасности.
Boeing строит Orca на основе своего автономного Echo Voyager, который может работать в море в течение нескольких месяцев
(Фото: Boeing)
«Новые подходы»
Как пояснили опрошенные RT эксперты, система управления беспилотниками предполагает, что за оператором фактически остаются контролирующие функции и решение на применение ударного вооружения, все остальные процессы полностью автоматизированы.
«Необходимость во внедрении подобных систем очень велика. Беспилотники всё более массово применяются в гражданской сфере и вооружённых конфликтах, и к каждому аппарату оператора уже не приставишь. Да и гоняться за каждой целью невозможно», — отметил в комментарии RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов.
Также по теме
«Изделие 30»: в чём уникальность нового двигателя для российского самолёта Су-57
11 ноября 2016 года состоялся первый наземный запуск двигателя-демонстратора «Изделие 30». Силовая установка предназначена для…
По словам эксперта, на современном театре военных действий (ТВД) порой сложно определить, какие цели представляют наибольшую угрозу. Поэтому к анализу ситуации и управлению дронами необходимо привлекать технологии искусственного интеллекта, которые в значительной степени сокращают цикл между обнаружением вражеских объектов, оценкой их боевых возможностей и решением на уничтожение, говорит Попов.
«Создать действительно качественную систему управления, причём разнотипными БПЛА, — очень непростая задача. Во-первых, требуется идентифицировать цели, чтобы не ударить по своим и оценить уровень угрозы. Во-вторых, такая система должна переваривать большой массив данных
Ответственность с оператора за действия роя БПЛА всё равно не снимается, но важно, что он освобождён от рутинного функционала», — подчеркнул эксперт
В беседе с RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев сообщил, что главная сложность создания системы управления роем дронов заключается в разработке программного обеспечения. Именно оно позволит беспилотникам маневрировать и избегать столкновения друг с другом.
В свою очередь, директор Научно-исследовательского института робототехники и процессов управления Южного федерального университета (ЮФУ) Вячеслав Пшихопов заявил RT, что одна из ключевых трудностей в разработке интеллектуальных систем управления БПЛА заключается в невозможности обучения нейросетей «для всех сценариев и условий применения». По его словам, «это требует создания новых методов и подходов к конструированию систем управления».
- Российские военнослужащие подготавливают к запуску несколько БПЛА «Орлан-10»
Также для роевого, или группового, управления требуется наличие подсистем связи, средств навигации (причём внутри группы БПЛА), пояснил Пшихопов. При этом, как сообщил эксперт, системы группового управления БПЛА должны проектироваться в классе автономных систем, поскольку сигналы управления дронами в случае управления оператором могут быть подавлены комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
«Многие организации сегодня озадачены созданием внутригрупповой связи и навигации, которая была бы устойчива в случае постановки помех противником», — говорит Пшихопов.
«Подсветка лазером»
Как отметил Трунов, главное преимущество «Термита» — в возможностях внеаэродромного базирования и эксплуатации с неподготовленных в инженерном отношении площадок: такие автономные машины способны осуществлять взлёт-посадку практически везде.
«Помимо этого, беспилотники вертолётного типа имеют возможность зависать над объектами. Им не надо совершать лишних манёвров, как БПЛА самолётного типа. Это очень удобно, например, если требуется прицелиться для наведения ракеты», — добавил Борис Трунов.
В то же время собеседник RT признал, что БПЛА вертолётного типа проигрывают традиционным самолётным дронам по дальности и продолжительности полёта.
Также по теме
«Приём сигналов с любого направления»: как совершенствуется акустическая артиллерийская разведка российской армии
Забайкальское соединение ракетных войск и артиллерии Восточного военного округа получило новый разведывательный звукометрический…
Доставка БПЛА-ВТ к месту взлёта на небольшие расстояния осуществляется обычным автомобильным прицепом, на дальние расстояния аппарат может перевозиться железнодорожным, морским, авиационным транспортом в контейнере.
К достоинствам БПЛА-ВТ Трунов причислил наличие композитного фюзеляжа, что позволило существенно облегчить массу, и наличие отечественного двигателя внутреннего сгорания из состава силовой установки.
Специалист утверждает, что БПЛА-ВТ может эффективно поражать стационарные и подвижные объекты с известными координатами. При этом «Термит» способен отправляться на так называемую свободную охоту, которая предполагает самостоятельный поиск целей.
«Захват цели производит оператор. Он ставит её на сопровождение, далее беспилотник действует автономно — включаются алгоритмы искусственного интеллекта, заложенные в логику системы управления вооружением, но в то же время окончательное решение о пуске ракеты принимает оператор. БПЛА-ВТ благодаря С-8Л может уничтожать одиночные и групповые наземные подвижные и неподвижные цели», — пояснил Трунов.
С-8Л — детище АО «Институт прикладной физики» (входит в состав концерна «Калашников»). Как рассказали RT сотрудники этого предприятия, данный боеприпас относится к классу корректируемых авиационных ракет, являясь при этом недорогим высокоточным оружием.
- Современные ракеты семейства С-8
«Остальные ракеты семейства С-8, которые используют наши вертолёты и штурмовики, работают как пуля, вылетающая из автомата Калашникова. При всех их положительных качествах есть вероятность промаха. Здесь же, когда идёт подсветка лазером, вероятность поражения близка к 100%. Да, есть фактор погодных условий (лазерный луч плохо проходит через осадки. — RT), но мы движемся к тому, чтобы его нивелировать», — пояснили в ИПФ.
В комментарии RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что С-8Л — новейший представитель широко распространённого с советских времён семейства авиационных боеприпасов калибра 80 мм. По словам эксперта, последнее время этот класс снарядов «эволюционирует» и фактически становится высокоточным оружием.
«По имеющейся информации, С-8Л должна получиться достаточно лёгкой, чтобы её мог поднять беспилотный аппарат. При этом мощи её боевой части будет достаточно, чтобы уничтожать танки, бронетехнику и некоторые виды инженерных укреплений, где находятся огневые точки противника», — сказал Кнутов.
Вывод спутников на орбиту
Вывод спутников на околоземную орбиту будет происходить следующим образом. Летательный аппарат разовьет скорость на взлетно-посадочной полосе и взлетит, как обычный самолет. Далее он поднимется на большую высоту, но на какую именно, пока не ясно. Как правило, воздушный старт, при котором ракеты запускаются при помощи самолетов, происходит на высоте от 100 километров. Скорее всего, аппарат Ravn X уже способен на это. При достижении необходимой высоты от самолета отделится небольшой носитель с грузом. Капсула со спутником будет отправлена на околоземную орбиту, а аппарат Ravn X вернется на землю. Через три часа он уже сможет вывести следующий груз.
Важно отметить, что запуск носителей с грузами при помощи самолетов — это далеко не новая идея. Ведь компания Virgin Galactic уже давно придумала технологию запуска космического корабля SpaceShipTwo Unity при помощи огромного самолета
Только вот этот самолет управляется настоящим человеком, а это очень рискованное дело. В 2014 году один из самолетов SpaceShipTwo потерпел крушение над калифорнийской пустыней Мохаве. В ходе этой катастрофы погиб летчик-испытатель Майкл Элсбери (Michael Alsbury). Это событие серьезно ухудшило репутацию компании Virgin Galactic, но ситуация уже налаживается.
Космический корабль SpaceShipTwo
В 2015 году стало известно, что чрезвычайное происшествие случилось по вине пилота. Посмотрев видео из кабины эксперты выяснили, что Майкл Элсбери разблокировал хвостовые балки аппарата раньше, чем требовалось. Из-за этой ошибки летательный аппарат начал разваливаться. Майкл погиб в результате крушения, а второй пилот Питер Сиболт (Peter Siebold) успел катапультироваться. Он выжил, но получил серьезные травмы.
На нашем сайте есть много интересных статей про беспилотные летательные аппараты. И некоторые из них полны тайн. Например, в начале 2020 года я рассказывал о том, что над американским штатом Колорадо был замечен рой беспилотников. Многие люди понятия не имели, кому они принадлежат и для чего нужны. Но выдвигались весьма интересные предположения, о которым можно узнать по этой ссылке.