Американская подводная лодка «вирджиния» против российского «ясеня»: кто победит?
Содержание:
Скрытность
Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.
«Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!
Кроме того, «Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель — «архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.
«Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствами «Ясень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместить «шумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.
К-560 «Северодвинск» (фото: Источник)
Традиционно для российского подплава «Ясень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.
Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощные «шумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делают «Ясень» значительно тише по сравнению с «Щуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот же «усовершенствованный Лос-Анджелес», «Ясень» превосходит «Вирджинию» по этому параметру.
Рейтинг:
«Ясень» — 4,5 «Вирджиния» — 4
Представление участников
С американской стороны: атомная подводная лодка типа «Вирджиния». Субмарины этого типа делают для ВМС США с 1999 года, головная — SSN-774 Virginia — вошла в строй в 2004 году. За прошедшие 13 лет флоту передали 15 лодок трёх серий, четыре находятся на разных стадиях постройки. В общей сложности планируется построить 48 субмарин, 33 из них — до 2030 года. Они должны полностью заменить в составе флота подлодки типа «Лос-Анджелес» и «усовершенствованный Лос-Анджелес» 1970-1990-х годов.
USS Virginia (SSN-774)
«Вирджиния» — многоцелевая подлодка, но её основное назначение — борьба с подводными целями и проведение специальных операций.
С российской стороны: атомная подводная лодка проекта 885 (шифр «Ясень»). Головной «Ясень» был заложен ещё в 1993 году, но работы практически сразу встали из-за недофинансирования. Строительство возобновилось уже во второй половине 2000-х годов после коренной переработки проекта под новое оборудование и вооружение. Атомный подводный крейсер К-560 «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году и передали флоту в 2014-м. Заложенная в 2009 году АПЛ К-561 «Казань» в настоящее время проходит испытания. Ещё пять субмарин, заложенные в 2013-17 гг., находятся на различных стадиях постройки — их передадут флоту в 2019–2023 годах.
К-560 «Северодвинск» (фото: Олег Кулешов)
«Ясень» — тоже многоцелевая лодка, но её главная задача — борьба с надводными кораблями противника и уничтожение наземных целей крылатыми ракетами разных типов.
Сравнивать участников конкурса будем по нескольким основным параметрам: скрытность, ударные возможности, мобильность и энерговооружённость, уровень бортовых систем, способность выполнять различные задачи, комфорт для экипажа и, конечно, серийность.
Поехали.
Состав серии
№ | Название | Верфь | Заказан | Начало работ | Заложен | Спущен | В строю | Порт приписки |
Block I | ||||||||
1. | SSN-774 «Вирджиния» | GDEB | 30.09.1998 | 08.1997 | 02.09.1999 | 16.08.2003 | 23.10.2004 | Гротон |
2. | SSN-775 «Техас» | NNSB | 30.09.1998 | 09.1998 | 12.07.2002 | 09.04.2005 | 09.09.2006 | Перл-Харбор |
3. | SSN-776 «Гавайи» | GDEB | 30.09.1998 | 10.1999 | 27.08.2004 | 17.06.2006 | 05.05.2007 | Перл-Харбор |
4. | SSN-777 «Норт Кэролайн» | NNSB | 30.09.1998 | 03.2001 | 22.05.2004 | 05.05.2007 | 03.05.2008 | Перл-Харбор |
Block II | ||||||||
5. | SSN-778 «Нью-Гемпшир» | GDEB | 14.08.2003 | 01.2004 | 30.04.2007 | 21.02.2008 | 25.10.2008 | Гротон |
6. | SSN-779 «Нью-Мексико» | NNSB | 14.08.2003 | 01.2004 | 12.04.2008 | 18.01.2009 | 27.03.2010 | Гротон |
7. | SSN-780 «Миссури» | GDEB | 14.08.2003 | 12.2004 | 27.09.2008 | 20.11.2009 | 31.07.2010 | Гротон |
8. | SSN-781 «Калифорния» | NNSB | 14.08.2003 | 01.2006 | 01.05.2009 | 14.11.2010 | 29.10.2011 | Гротон |
9. | SSN-782 «Миссиссиппи» | GDEB | 14.08.2003 | 02.2007 | 09.06.2010 | 13.10.2011 | 02.06.2012 | Гротон |
10. | SSN-783 «Миннесота» | NNSB | 14.08.2003 | 02.2008 | 20.05.2011 | 03.11.2012 | 07.09.2013 | Гротон |
Block III | ||||||||
11. | SSN-784 «Норт Дакота» | GDEB | 22.12.2008 | 03.2009 | 11.05.2012 | 29.08.2013 | 29.08.2014 | Гротон |
12. | SSN-785 «Джон Уорнер» | NNSB | 22.12.2008 | 03.2010 | 16.03.2013 | 10.09.2014 | 01.08.2015 | Норфолк |
13. | SSN-786 «Иллинойс» | GDEB | 22.12.2008 | 03.2011 | 02.06.2014 | 11.10.2015 | 29.10.2016 | |
14. | SSN-787 «Вашингтон» | NNSB | 22.12.2008 | 09.2011 | 22.11.2014 | 13.04.2016 | ||
15. | SSN-788 «Колорадо» | GDEB | 22.12.2008 | 06.2012К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1647 дней ] | 07.03.2015 | |||
16. | SSN-789 «Индиана» | NNSB | 22.12.2008 | 16.05.2015 | ||||
17. | SSN-790 «Южная Дакота» | GDEB | 22.12.2008 | 4.04.2016 | ||||
18. | SSN-791 «Делавэр» | NNSB | 22.12.2008 | 30.04.2016 | ||||
Block IV | ||||||||
19. | SSN-792 «Вермонт» | GDEB | 28.04.2014 | |||||
20. | SSN-793 «Орегон» | GDEB | 28.04.2014 | |||||
21. | SSN-794 «Монтана» | NNSB | 28.04.2014 | |||||
22. | SSN-795 «Хайман Джордж Риковер» | GDEB | 28.04.2014 | |||||
23. | SSN-796 «Нью-Джерси» | NNSB | 28.04.2014 | |||||
24. | SSN-797 «Айова» | GDEB | 28.04.2014 | |||||
25. | SSN-798 «Массачусетс» | NNSB | 28.04.2014 | |||||
26. | SSN-799 «Айдахо» | GDEB | 28.04.2014 | |||||
Block IV | ||||||||
SSN-802 — SSN-804 |
Вспомогательное оборудование
Для обеспечения скрытной высадки ударно-диверсионных групп на занятое противником побережье в конструкцию АПЛ типа Virginia включена девятиместная шлюзовая камера, обеспечивающая выход и прием водолазов и бойцов сил спецподразделений при нахождении АПЛ в подводном положении (на глубинах, обеспечивающих проведение таких операций).
Шлюзовая камера размещена в верхней части коффердама, образованного двумя плоскими переборками, отделяющими первый отсек АПЛ (ГКП, выгородка ТРВ, РЭВ, вероятно, АБ) от второго (жилого отсека). Вероятно, шлюзовая камера может использоваться не только для выхода и приема водолазов, но и в качестве средства аварийного покидания ПЛ, лежащей на грунте. Также как на АПЛ предыдущих типов (Los Angeles и Seawolf) люк шлюзовой камеры АПЛ типа Virginia оборудован комингс-площадкой для посадки спасательного аппарата и может использоваться для выхода подводников из затонувшей лодки методом свободного всплытия.
Кроме шлюзовой камеры в конструкции АПЛ типа Virginia предусмотрены также специальные хранилища для оборудования и снаряжения сил спецопераций, размещенные в ограждении выдвижных устройств. Размещение команд спецопераций на борту АПЛ предусмотрено в выгородке ТРВ, которая в отличие от лодок предыдущих типов обладает большими возможностями по изменению конфигурации (в выгородке могут размещаться до 41 чел.).
Также, как АПЛ типа Los Angeles, лодки типа Virginia могут транспортировать сухие палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подразделений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового аварийно-спасательного люка).
Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера.
Две АПЛ «Вирджиния» в один день
АПЛ класса «Вирджиния» / Фото: Kienthuc.net.vn
Американский подводный флот получил пополнение. 20 октября, портал navaltoday.com сообщил о том, что сразу на двух верфях в США прошли церемонии крещения атомных субмарин типа Virginia.
Компания Newport News Shipbuilding на своей верфи в Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния) в 10 часов утра по местному времени спустила на воду субмарину USS Delaware (SSN 791). Эта подлодка стала 18-й «Вирджинией» и финальной в серии Block III.
Субмарина USS Vermont (SSN 792) и её будущий экипаж / Фото: navaltoday.com
На верфи в Гротоне (штат Коннектикут) компания General Dynamics Electric Boat часом позже окрестила субмарину USS Vermont (SSN 792). «Вермонт» стала первой подлодкой серии Block IV. При этом ввод в эксплуатацию обеих субмарин намечен на 2020 год.
Американские атомные подлодки класса Virginia серии Block III отличаются от предыдущих моделей модифицированной носовой частью, в которой размещён сонар новой конструкции, имеющий не сферическую, а подковообразную антенну. Кроме того, субмарины этой серии имеют не двенадцать (как подлодки предыдущих серий), а всего две ракетные шахты диаметром около 2,2 м с пусковыми установками револьверного типа, в каждой из которых размещено шесть крылатых ракет Tomahawk BGM-109. Ключевой особенностью серии Block IV стало то, что за время службы им потребуется всего три плановых техобслуживания, тогда как их предшественники нуждались в четырёх «простоях». Кроме того, со следующего года в США стартует сборка «Вирджиний» серии Block V.
Субмарины типа Virginia предназначены для борьбы с подлодками на больших глубинах (до 500 м), а также для действий в прибрежной зоне. «Вирджинии» могут вести разведку, доставлять к побережью подразделения специального назначения, осуществлять постановку помех и подводное минирование, а также выполнять другие виды подводных работ (в частности, поисково-спасательные). Подлодка оснащена пусковыми установками для крылатых ракет Tomahawk и торпедными аппаратами. Экипаж субмарины насчитывает 134 человека.
Длина подлодок типа Virginia составляет 114,9 м, ширина — 10,3 м, водоизмещение — 7800 т. Максимальная глубина погружения превышает 500 м. Атомный реактор S9G, рассчитанный на 33 года беспрерывной работы, вырабатывает достаточно энергии, чтобы водомётный движитель развивал скорость в 25 узлов (46 км/ч). Каждая последующая модификация субмарин имеет незначительные отличия в компоновке, вооружении и составе экипажа.
МОСКВА, материалы редакции Warspot12Оригинал
История
Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа — SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 года по 1996 год. Первоначально планировалось замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».
5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:
Вступление подлодки «Гавайи» в ряды ВМС дает необходимые возможности для борьбы с вызовами будущего. Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий |
Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.
3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».
В июне 2008 года завершено строительство пятой подводной лодки. Ей стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.
28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания в ходе которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты Томагавк модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. В ходе испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.
В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде. Происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.
31 июля 2010 года в Гротоне была спущена на воду SSN 780 «Миссури» (англ.)русск..
7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача восьмой в серии подводной лодки SSN 781 «Калифорния» ВМС США. Включение в состав флота намечено на октябрь.
В апреле 2014 года был подписан контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на строительство десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.
29 октября 2020 года состоялся ввод в строй 13-й ПЛ этого типа SSN-786 «Иллинойс», ценой 2,7 миллиарда долларов.
Церемонии спуска на воду двух ударных атомных подлодок класса «Вирджиния» — «Делавэр» и «Вермонт» прошли в субботу, 20 октября 2018 года на верфях в Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния) и Гротоне (штат Коннектикут), сообщило агентство Associated Press.
Взгляд в 2020 год
План развития подводного флота США от Team 2020
Субмарины классаВирджиния» во многом заточены под проведение специальных операций у побережья противника
По планамТим 2020» подлодки классаЛос-Анджелес» уже к 2005 году должны были полностью списать. К 2010-му эта же участь ждала все трисивулфа». На замену им пришли бы десять лодок классаВирджиния» — универсальных субмарин, созданных с учётом опытаСивулф». Главная отличительная особенностьвирджиний» — адаптация их для действий в прибрежной зоне вместе со спецподразделениями. Дополнительной универсальности добавили вертикальные пусковые ячейки в носу подлодки.
Установка 155-мм вертикального орудия в ракетной шахте
Совсем другая судьба ждала бы ракетоносцы классаОгайо». Как минимум половину из 18 субмарин планировали полностью переоборудовать. На месте баллистических ракет должны были появиться пусковые установки для крылатых ракетТомагавк», системы запуска беспилотных субмарин, помещения для диверсантов и их подводных средств передвижения. На перспективу рассматривали вариант установки вертикального 155-мм орудия с возможностью ведения огня при погружении или размещения в шахтах ударных беспилотников, также способных взлетать из-под воды.
Ударный беспилотник для подводных лодок
С 2005 года в серию должна была пойти улучшенная подлодкаВирджиния+». Длина субмарины увеличивалась на семь с половиной метров. За счёт этого за рубкой планировали разместить две универсальные шахты диаметром чуть больше двух метров. Точно так же, как в шахтах модернизированных ракетоносцевОгайо», там могли разместить крылатые ракетыТомагавк», дополнительные кубрики для пловцов, различные подводные и летающие беспилотники, вертикальное орудие или зенитно-ракетную установку, поднимаемую на штанге. Рубка должна была получить дополнительную телескопическую мачту, на которой размещалась бы 25-мм автопушка против малых надводных целей(вроде катера) или ЗРКСтингер» для противостояния самолётам из погружённого состояния. Максимальная автоматизация управления подводной лодкой позволила бы уменьшить экипаж на 20 человек.
Основные нововведения подлодок классаВирджиния+»
Вторым главным изменением вВирджинии+» должен был стать автоматизированный ангар для подводных беспилотников MPUUV(Multi-Payload Unmanned Underwater Vehicles). Как видно из названия, главной их фишкой была универсальность. Модульная конструкция MPUUV позволяла за небольшое время приспособить беспилотник для выполнения целого списка совершенно разных задач: доставки боевых пловцов, проведения разведки, противоминных операций и диверсий на морской инфраструктуре — даже для охоты на другие подводные лодки.
АнгарВирджинии+» мог вместить один MPUUV и три малых беспилотника, без возможности смены модулей у них в плавании. Ценой установки ангара стало бы снижение противолодочных возможностей подводной лодки: количество универсальных вертикальных ячеек для ракетТомагавк» снизилось бы вдвое, а от торпедных установок пришлось бы отказаться полностью.
Радиоэлектроника и гидроакустика
В этом вопросе обе лодки близки.
Цифровые интегрированные системы боевого управления открытой архитектуры с графическими интерфейсами, гидроакустические комплексы с носовыми антеннами большой площади, протяжённые конформные антенны по бортам, буксируемые антенны и т. д, и т. п, и др.
Оборудование обоих типов лодок регулярно совершенствуется, при этом оно уже доказывало работоспособность, причём не только на испытаниях. Есть и свои фишки — например, «Вирджиния» не имеет традиционного перископа. Вместо этого на подлодке установили штангу с видеокамерами. Видеокамеры есть и у «Ясеня», но оптический канал остался. Кроме того, управление лодкой в целом на «Ясене» значительно более автоматизировано — что традиционно для отечественных атомных субмарин начиная с 1960-70-х годов.
Рейтинг:
«Ясень» — 5 «Вирджиния» — 4,5
Примечания
- ↑ 12 В США введена в строй новейшая боевая подлодка, strana.ru, 3 мая 2008
- Пентагон предоставил General Dynamics и Northrop Grumman заказ на постройку 8 субмарин, rbc.ru, 23.12.2008
- ↑ 12 Navy gets $2.7B attack submarine sponsored by Michelle Obama
- ↑ 12 ВМС США получили новую атомную подводную лодку
- ↑ 12 ВМС США получили новую подводную лодку почти за $3 млрд
- ↑ 12 ВМС США получили новую атомную подводную лодку
- ↑ 12Березин, Алексей ВМС США получили новую подлодку класса «Вирджиния».РИА Новости (05.05.2007). Проверено 29 сентября 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
- ВМС США приняли на вооружение четвертую подлодку класса Virginia, lenta.ru, 25.02.2008
- В США построена новейшая ударная подводная лодка, 22 июня 2008
- В США построена новейшая боевая подлодка с атомной силовой установкой, 22 июня 2008
- ВМС США досрочно получили атомную подлодку «Нью-Гэмпшир», lenta.ru, 29.08.2008
- ↑ 12 Подлодка «Вирджиния» ВМС США запустила первые «Томагавки», lenta.ru, 05.09.2008
- АПЛ Virginia расклеились. warcyb.org.ru (25.09.2010). Проверено 12 августа 2011.
- В США спустили на воду новую ударную подлодку (01.08.2010). Проверено 1 августа 2010. Архивировано 29 февраля 2012 года.
- ВМС США получили ударную подводную лодку California
- ВМС США купили подлодок на 18 миллиардов долларов, lenta.ru, 29 апреля 2014
- US Navy Fact File. Attack Submarines, на 10 сентября 2010 года.
- Uss North Dakota
- ВМС США приняли первую подлодку модифицированного проекта «Вирджиния»
- ВМС США получили 12-ю «Вирджинию». Центральный военно-морской портал (5 августа 2015).
- Virginia-Class Block III Submarine USS John Warner (SSN 785) Commissioned (англ.). navyrecognition.com (4 August 2015). Проверено 5 мая 2020.
- В США началось строительство 13-й многоцелевой АПЛ типа «Вирджиния»
- Illinois
- Мишель Обама спустила на воду новую подлодку
- ВМС США получили новую атомную подводную лодку. Проверено 28 августа 2020.
- В США заложили 14-ю АПЛ типа «Вирджиния»
- https://www.navy.mil/submit/display.asp?story_id=67975
- Заложена 15-я подлодка класса «Вирджиния»
- США заложили 16-ю многоцелевую атомную подводную лодку класса «Вирджиния»
- https://newsroom.huntingtoningalls.com/releases/virginia-class-submarine-indiana-launched
- «Атомные подводные лодки типа „Вирджиния“», vorkuta.ru
- «„Морские волки“ и надводные „хорьки“», nvo.ng.ru, 21.01.2000
- Future USS North Dakota (SSN 784), First Block III Virginia Class Submarine Delivered to US Navy
- «Россия и США продолжают атомную подводную гонку», lenta.ru, 23.05.2006
Гидроакустическое оборудование
Первоначально планировалось оснастить подводную лодку «Вирджиния» гидроакустическим комплексом AN/BQQ-10, прошедшим апробацию на подлодке «Морской волк». Но диаметр носовой части «Вирджинии» значительно меньше, чем у «Морского волка», из-за этого размещение указанного комплекса привело бы к сильной стесненности носового пространства.
Позднее была разработана модернизированная версия акустического комплекса под маркировкой AN/BQG-5A. Его акустические антенны имеют меньший диаметр и лучше подходят для подлодок класса «Вирджиния». Необходимость надежного определения местоположения мин на малой глубине привела к разработке и установке новой антенны, из-за чего подлодка приобрела во внешнем виде характерный «подбородок» в носовой части.
Высокая разрешающая способность данной антенны позволяет уверенно маневрировать на малой глубине и находить заякоренные мины, расположенные над грунтом в толще воды.
Из буксируемых антенн гидроакустической системы выбор пал на ТВ-16 (размещается в специальном ангаре по правому борту) и ТВ-29А. Вторая является более современной версией буксируемой антенны ТВ-29, которая была отклонена на стадии проектирования из-за ее высокой стоимости.
Субмарины за миллиарды
Субмарины типа «Вирджиния» начали закладывать после свертывания строительства подлодок типа «Сивулф». По оперативно-тактическому предназначению новейшие американские ракетоносцы идентичны предшественникам – наиболее распространенным до окончания 2000-х АПЛ «Лос-Анджелес» (самый многочисленный в мире класс по числу построенных кораблей). По открытым данным, в боевом составе ВМС США на начало 2018 года имеется 15 подводных лодок. Еще 13 – на различных этапах постройки. Сроки от закладки корабля до ввода в боевой состав достаточно большие – от пяти до восьми лет. Надводное водоизмещение «Вирджинии» – около 7800 тонн, подводное может достигать 9000. Максимальная скорость – 34 узла. Наибольшая глубина погружения – около 500 метров. Торпедное вооружение стандартное для многоцелевых американских АПЛ: 4 ТА в средней части корпуса с боекомплектом 26 единиц и ПКР «Гарпун». На субмаринах двух первых серий (Blok I и II) по 12 УВП для КР «Томагавк». Позже устанавливали две ПУ револьверного типа по шесть КР «Томагавк» (сходных с применяющимися на модернизированных в носители КР субмаринах типа «Огайо»). Таким образом, возможный вариант боекомплекта (по открытым данным) может включать 12 КР «Томагавк», 6–8 ПКР «Гарпун» и 16 торпед Mk-48. Остальные – самоходные имитаторы ПЛ.
Торпеда Mk-48 двухцелевая, телеуправляемая. Дальность ее хода – до 50 километров при маршевой скорости 35 узлов с ускорением до 55 с момента захвата цели ГСН торпеды. Дальность телеуправления – 18 километров. Считается, что эффективная дистанция стрельбы может составлять до 12–15 километров.
Гидроакустическое вооружение представлено последними модификациями ГАК AN/BQQ-5. Имеется гибкая протяженная гидроакустическая антенна для инфразвукового тракта.
Уровень шума этих ПЛ ниже, чем у российских субмарин третьего поколения, за счет использования специальных покрытий, применения новой турбоэлектрической энергетической установки и других мероприятий. Для обнаружения мин есть необитаемые аппараты с разрешающей способностью активного тракта акустической станции 10 сантиметров, способные работать автономно до 18 часов. Стоимость одного подводного корабля колеблется от 1,8 до 2,7 миллиарда долларов.
Для ВМС Великобритании с 2001 года строятся многоцелевые АПЛ четвертого поколения типа «Эстьют». В боевом составе флота страны три такие субмарины, четыре – в постройке. Водоизмещение несколько меньше американских систершипов – 6500 тонн надводное и 7800 – подводное. Энергетическая установка схожая. Движитель водометный. Глубина погружения – 300 метров рабочая, 450–500 – предельная.
Вооружение АПЛ существенно отличается: 6 носовых ТА с боекомплектом 48 единиц – торпеды, ПКР «Гарпун» и КР «Томагавк». Данных о возможных вариантах комплектации БК нет. Поэтому в расчетах примем гипотетический боекомплект: 12 КР «Томагавк», 6–12 ПКР «Гарпун» и 20–26 торпед, остальное – самоходные имитаторы ПЛ.
Сведения о гидроакустическом вооружении АПЛ в открытых источниках отсутствуют. Однако известный факт обнаружения английской «Эстьют» и достаточно длительного слежения за ней нашей ПЛ проекта 636, как и общий более низкий уровень развития гидроакустического вооружения в Великобритании по сравнению с США, позволяет предполагать, что соответствующие возможности английского корабля несколько ниже.
Основное торпедное вооружение – двухцелевая торпеда Spearfish боевой частью примерно 300 килограммов. Максимальная скорость – более 60 узлов, предельная дальность – свыше 50 километров. То есть по своим ТТД она сродни американской Mk48. Это позволяет предположить, что скорость свыше 60 узлов торпеда развивает с момента обнаружения цели, а маршевая при стрельбе на максимальную дистанцию может быть в пределах 35–40 узлов. Соответственно эффективная дальность – до 12–15 километров.
ПКР «Гарпун» в версии для подводных лодок поражает цели в пределах 70 километров при прочих равных ТТД с другими модификациям ракет.
Сравнивая характеристики ракетоносцев, отметим, что АПЛ весьма близки по основным показателям. Американская «Вирджиния», вероятно, несколько превосходит английскую «Эстьют» по возможностям ГАК. А «англичанка» обладает преимуществом в вооружении. Важным достоинством американской субмарины является наличие у нее специального комплекса необитаемых подводных аппаратов для поиска мин.