Пулемет mk 48
Содержание:
- Упоминание в фильмах
- «Посейдон» — «бог» морей и океанов
- Развертывание
- Trivia
- Как всё начиналось
- Внешние ссылки [ править ]
- Пулеметы
- История
- Дизайн [ править ]
- ТТХ[ | ]
- Что делает торпеду «Mark-48» такой смертоносной
- История [ править ]
- Устройство торпеды «Mark-48»
- Торпеды Bliss-Leavitt
- Торпеда Мк 48
- Долгая дорога в дюнах
- Датчики и улучшения [ править ]
- Примечания
Упоминание в фильмах
По версии, представленной в фильме режиссёра Жана-Мишеля Карре (Jean-Michel Carré) «„Курск“. Подводная лодка в мутных водах» (фр. Koursk: Un sous-marin en eaux troubles
, 2004), торпеда Mk-48 выпущенная с американской АПЛ USS Memphis (SSN-691) могла быть причиной гибели российского подводного атомного ракетоносца К-141 «Курск» во время учений в Баренцевом море в 2000 году. Этот документальный фильм был один раз показан по французскому телевидению, а после распространения в Интернете получил некоторый общественный резонанс.
При этом французский кинематографист делает несколько сомнительных заявлений, например, об использовании обеднённого урана в торпеде Mk-48.
«Посейдон» — «бог» морей и океанов
Мы развенчали утверждение американцев о том, что их торпеда Mk 48 является самой быстрой и самой бесшумной. Рассмотрим следующее утверждение — что она самая смертоносная.
РИА Новости
Подводный беспилотный аппарат «Посейдон».
Главным преимуществом этого «ужаса из глубин» является практически стопроцентная неуязвимость от средств противодействия противника. Уникальные возможности аппарата позволят ВМФ бороться с авианосными и корабельными ударными группами вероятного противника на любых направлениях океанского театра военных действий, поражать объекты береговой инфраструктуры на межконтинентальной дальности, подчёркивают эксперты Министерства обороны России.
Само собой, подлинные ТТХ «Посейдона» в открытом доступе не встретишь.
Эксперты называют «Посейдон» революционным изобретением военной мысли, способным нанести катастрофический ущерб оппоненту
Мы же обращаем внимание на то, что «Посейдон» — оружие, в первую очередь, оборонительное
Россия готова защитить себя во всех средах — в космосе, на земле, в воздухе и под водой. Но нападать ни на кого не собирается. Это главное, что нужно знать западным экспертам, изучающим различные аспекты российской военной мощи.
Развертывание
Торпеда Mk-48 предназначена для запуска из торпедных аппаратов подводных лодок. Оружие осуществляется всеми ВМС США подводных лодок, в том числе Огайо -класса баллистических ракет подводных лодок и Seawolf -, Лос — Анджелес -, и Вирджиния -класса атаки подводных лодок . Он также используется на канадских, австралийских и голландских подводных лодках . Королевский флот решил не покупать Mark 48, предпочитая использовать Spearfish вместо этого.
Мк-48 и МК-48 ADCAP торпеда может направляться с подводной лодки с помощью проводов , прикрепленных к торпеде. Они также могут использовать свои собственные активные или пассивные датчики для выполнения запрограммированных процедур поиска, захвата и атаки цели. Торпеда предназначена для детонации под надводного корабля, разрыва киля и нарушения его конструктивной целостности. В случае промаха он может вернуться для следующей попытки.
Trivia
Unused «magazine» icon.
- A unique icon (texture name: m_mk48_ca.paa) for 100-round cloth bags intended specifically for use with the Mk 48 Mod 0 does exist within ArmA 2’s game files, but remains unused for unknown reasons.
- Though it technically isn’t anachronistic since Operation Harvest Red takes place in late 2009, all Mod 0 variants of the Mk 48 machine gun in use by U.S. Marine Force Recon teams (and other U.S. special operations units) were already phased out of service by mid 2010. Those that were not replaced were simply upgraded to the newer «Mod 1» standard instead.
- Despite the latest Steam version patches, the USMC Mk 48 Mod 0 has not been updated with a dedicated, laser sight-equipped variant; the AN/PEQ-2 was simply removed altogether from the original model.
Как всё начиналось
В Советском Союзе первые электроторпеды появились в конце тридцатых годов прошлого века. Тогда они обладали массой недостатков. Затем по ходу развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) наши системы постепенно совершенствовались.
bastion-karpenko.ru
К 1942 году советские конструкторы создали электрическую торпеду ЭТ-80.
Необходимо отметить, что к началу Второй мировой немцы уже имели на вооружении электроторпеду G7e со скоростью 30 узлов и дальностью хода до 5 километров при массе боевой части 300 кг.
Кстати, много проблем, тормозящих развитие этого оружия, было связано с аккумуляторами: конструкторы прикладывали гигантские усилия, чтобы создать компактные источники питания большой ёмкости (примерно тем же самым занимаются сейчас конструкторы электромобилей). Испытывались магниево-хромовые, цинково-йодистые, сухие электролитические батареи и многие другие. В результате пригодными для торпед оказались никелево-кадмиевые, серебряно-цинковые батареи и серебряно-магниевые источники тока, в которых электролитом служит морская вода.
Многие специалисты, несмотря на очевидные технические трудности, связанные с поиском наиболее эффективных аккумуляторов, всё-таки полагают, что за торпедами на электрической тяге будущее. Поскольку энергоёмкость топлива для тепловой энергетической силовой установки, в общем, ограничена, и в обозримом будущем резерв будет исчерпан (хотя и этот постулат предполагает исключения). Так что в целом электрические торпеды прогрессивнее, надёжнее и безопаснее тепловых.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме . |
vтеТекущее вооружение и патроны пехоты США | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пистолеты |
|
||||||||
Винтовки |
|
||||||||
Дробовики |
|
||||||||
Пистолеты-пулеметы |
|
||||||||
Пулеметы |
|
||||||||
Боеприпасы |
|
||||||||
Картриджи |
|
vтеУниверсальный пулемет (ГПМГ) |
---|
|
Пулеметы
Mk 48. Ручной пулемет. (Бельгия)
Mark 48 или Mk 48 — бельгийский ручной пулемет под патрон 7,62×51 мм НАТО, выпускаемый оружейной компанией FN Herstal.
Разработка нового ручного пулемета калибра 7,62 мм НАТО для сил специальных операций США была начата в 2001 году. Причиной тому стала необходимость в высокомобильном, легком и в то же время мощном оружии поддержки для сил специальных операций. Имевшиеся в наличии образцы пулеметов по тем или иным причинам не устраивали американцев — в частности, пулеметы Mark 46 калибра 5,56×45 мм НАТО, созданные на базе M249 (FN Minimi), имели ограниченную дальность стрельбы и недостаточную эффективность; 7,62 мм пулеметы Mark 43, созданные на базе устаревших пулеметов М60 были недостаточно надежны, а единые 7,62-мм пулеметы М240C/D (FN MAG) были слишком тяжелы. Поэтому американское подразделение бельгийской компании FN Herstal получило контракт на разработку нового 7,62-мм ручного пулемета на базе 5,56-мм пулемета Mark 46. Новый пулемет получил обозначение Mark 48 и был принят на вооружение армии США в 2003 году.
Mark 48 унаследовал устройство автоматики от 5,56-мм пулемета Mark 46, который, в свою очередь, является дальнейшим развитием пулеметов FN Minimi / M249 SAW в сторону упрощения и облегчения конструкции.
Mark 48 имеет газоотводную автоматику с газовым поршнем, расположенным под стволом. Запирание ствола осуществляется поворотным затвором. Стволы быстросменные, оснащены складной рукояткой для переноски, упрощающей снятие горячего ствола. Питание состоит из стандартных металлических рассыпных лент, подача ленты слева направо. Лента может подаваться из отдельных коробок емкостью в 200 патронов или из присоединяемых к пулемету подсумков на 100 патронов.
Пулемет оснащен складной двуногой сошкой, установленной под газовым блоком. Кроме того, пулемет сохранил и крепления для установки на стандартную пехотную треногу — станок. Приклад и пистолетная рукоятка — пластиковые.
Модификации:
- Mark 48 Mod 0 — это 7,62×51 мм НАТО версия Mark 46. Официально классифицируется как LWMG (Light Weight Machine Gun — легкий пулемет). Был разработан как замена Mk 43 Mod 0/1.
- Mark 48 Mod 1 — является обновлением Mk 48 Mod 0. Как и Mod 0, это, M249 под патроны 7,62×51 мм НАТО. Mod 1 использует ствол длиной 501 мм (19,75″), весит без патронов 8,3 кг (18,37 фунтов), и имеет темп стрельбы 500—625 выстрелов в минуту.
Mk 48. Ручной пулемет. (Бельгия)
Характеристики:
- Масса, кг: 8,2 кг без оптики и боеприпасов, на сошках;
- Длина, мм: 1000 мм;
- Длина ствола, мм: 502 мм;
- Патрон: 7,62×51 мм НАТО (STANAG 2310);
- Калибр, мм: 7,62 (калибр);
- Принципы работы: отвод пороховых газов, поворотный затвор;
- Скорострельность, выстрелов/мин: 700;
- Прицельная дальность, м: 800 м;
- Максимальная дальность, м: 3600 м;
- Вид боепитания: лента M13.
Mk 48. Ручной пулемет. (Бельгия)
История
21 марта 2001 года USSOCOM утвердил MNS / ORD ( Заявление о необходимости миссии / Документ с оперативными требованиями ) для нового легкого пулемета НАТО 7,62 × 51 мм (LWMG) для замены M60E4 / Mk 43 Mod 0, используемого Специальным военно-морским флотом США. Подразделения Warfare Command (NSWC).
Программа LWMG была создана по образцу — ручного пулемета M249, который является вариантом FN Minimi, который в настоящее время используется USSOCOM.
Подразделение Fabrique Nationale в Колумбии, Южная Каролина (которое также производит серию оружия M249 и M240 для вооруженных сил США), было поручено производство Mk 48 Mod 0. Программа достигла полномасштабного производства 21 марта 2003 года.
Улучшенная версия Mod 0, которая началась как программа ремонта в 2006 году, и модели Mod 1 полностью заменили Mod 0 с 2010 года.
Некоторые Mk 48 использовались операторами DEVGRU в качестве средств огневой поддержки во время рейда в мае 2011 года, в ходе которого был убит Усама бен Ладен в его убежище в Абботтабаде , Пакистан .
Дизайн [ править ]
Mk 48 Mod 0 на службе в армии США в Афганистане, 2010 год.
Мк 48 Mod 0 является работающим на газу , с воздушным охлаждением, полностью автоматическим ленточным питанием пулемета. Конструкция основана на раннем 7,62 × 51-мм прототипе НАТО FN Minimi , модифицированном в увеличенную версию 5,56-мм .
В значительной степени основанный на Mk 46 Mod 0, Mk 48 Mod 0 оснащен пятью планками Пикатинни MIL-STD-1913 (одна на верхней части ствольной коробки, по одной с каждой стороны цевья / цевья , одна под цевьем и одна на цевье). верхняя часть ствола ), цельную складывающуюся сошку и проушину для установки на треногу . Оружие оснащено таким же фиксированным полимерным прикладом.как и у M249, хотя металлический складной приклад из модели «Para» можно найти в некоторых моделях. Ручка для переноски, которая была снята с Mk 46, была восстановлена на Mk 48, чтобы облегчить замену горячих стволов без использования другого оборудования, такого как термостойкие перчатки; ручку можно сложить, когда она не используется. Как и Mk 46, Mk 48 Mod 0 не имеет порта подачи магазина типа M249 , чтобы уменьшить вес. Оружие может питаться из незакрепленной ленты, отдельных поясных ящиков или патронных подсумков на 100 патронов.
У пулеметов Mk48, M249 и Mk46 имеется высокая степень унификации деталей, что упрощает обслуживание и ремонт. Использование планок «Пикатинни» M1913 позволяет устанавливать различные аксессуары из комплекта SOPMOD , такие как прицел с красной точкой ECOS-N (Enhanced Combat Optical Sight) и другие прицельные приспособления или устройства целеуказания. Mk 48 также может быть оснащен вертикальной цевью для повышения управляемости во время продолжительного огня. Несмотря на то , что Mk 48 Mod 0 тяжелее, чем 5.56 × 45mm NATO M249, из-за большего патронника и более тяжелого ствола, он все же на 17% легче и на 8,4% короче, чем M240 .
Недостатки Mk 48 Mod 0 в том, что срок службы приемника составляет лишь примерно половину от M240B, а эффективная дальность с точностью немного ниже, чем у .
Mk 48 Mod 0 в настоящее время находится на вооружении некоторых подразделений USSOCOM, таких как ВМС США SEAL и 75-й армейский полк рейнджеров .
ТТХ[ | ]
1982, модернизация в
Модификация | 1 | 3 | 5 ADCAP | 6 MODS ADCAP Block IV | 7 CBASS |
Принята на вооружение | 1972 | 1976 | 1988; Block I — 1991; Block II — 1994; Block III — FY97 | 1998 | 2008 |
Завершено производство | 1977 | 1981 | не ранее 2014 | ||
Произведено | > 1000 | ||||
Длина, м | 5,79 | ||||
Масса, кг | 1 558 | 1 676 | |||
Стоимость | $894 тыс. (1978) | $3,5 млн (1988) | $3,8 млн | ||
Диаметр, мм | 533,4 | ||||
Дальность, км (узлов) | 38 (55) / 50 (40) | увеличена | |||
Глубина, м | 800 | ||||
Скорость, узлов | 55 — сближения и атаки, 40 — поиска | увеличена | |||
Система управления | по проводной связи — 18 км, пассивное или активное акустическое наведение | ||||
односторонняя | двухсторонняя | устройство формирования диаграммы направленности и бортовая ЭВМ повысили чувствительность и помехозащищённость, улучшили возможности работы на малых глубинах и подо льдом | новая ЭВМ | широкополосная гидроакустическая система повысила:
|
- Для ADCAP было разработано два независимых обновления оборудования:
Объединение двух аппаратных модификаций получило обозначение Mod 6.
Что делает торпеду «Mark-48» такой смертоносной
Как только «Mark-48» достигает корабля, она не врезается в его борт и не взрывается на расстоянии, как это делали старые модели. Торпеда подплывает под судно и детонирует под килем.
В результате корабль в буквальном смысле переламывается пополам, поскольку киль, как правило, не так защищен, как остальной корпус.
Что же касается атаки на субмарины, то в этом случае «Mark-48» детонирует рядом с корпусом, повреждая его герметичность. Фактически, у экипажа пораженного судна остается лишь несколько десятков секунд для эвакуации.
В данный момент ВМФ США продолжает совершенствовать «Mk-48». Со следующим апгрейдом планируется уменьшить шум, производимый двигателем торпеды, что в теории должно сделать ее практически незаметной. Кроме того, в планах имеется улучшение встроенных систем обнаружения и наведения.
Поделиться материалом:
История [ править ]
Mark 48 изначально разрабатывался как REsearch TORpedo Concept II (RETORC II), одно из нескольких видов оружия, рекомендованных для реализации в рамках проекта Nobska , летнего исследования подводных лодок 1956 года . Торпеда Mk-48 была разработана в конце 1960-х годов, чтобы идти в ногу с достижениями советской подводной техники. Действующий с 1972 года, он заменил торпеды Mk-37 и Mk-14 в качестве основного оружия подводных лодок ВМС США. С принятием на вооружение нового советского Альфа-класса.В подводной лодке в 1977 году было принято решение об ускорении программы ADCAP, которая привела бы к значительным изменениям в торпеде. Были проведены испытания, чтобы убедиться, что оружие может идти в ногу с разработками, и оружие было модифицировано с улучшенной акустикой и электроникой. Новая версия оружия, известная также как Mk-48 Mod 4, была тщательно протестирована, и ее производство началось в 1985 году, а ввод в эксплуатацию состоялся в 1988 году. С тех пор к торпеде были добавлены различные модификации. По состоянию на 2012 год Mk-48 Mod 6 состоял на вооружении; Версия Mod 7 была испытана в 2008 году на учениях на Тихоокеанском побережье. На вооружении ВМС США в 2001 г. находилось 1046 торпед Mk-48. В 2017 году Lockheed производила около 50 штук в год.
Устройство торпеды «Mark-48»
Это оружие дает возможность подлодке не только в кратчайшие сроки ликвидировать вражеское судно или субмарину, но и может использоваться в качестве удаленного датчика для разведки.
Современные торпеды этого типа оборудуются усовершенствованными бортовыми компьютерами и широкополосной гидроакустической системой, обеспечивающей феноменальную точность и возможность обнаружения малошумных дизель-электрических подлодок.
Как и «Томагавк» или современные противокарабельные ракеты, торпеды «Mark-48» являются «умным» видом оружия. Это означает, что они способны функционировать автономно, самостоятельно находя заданную цель и поражая ее.
При запуске «Mark-48» устремляется к своей цели на скорости более 100 км/ч, которая обеспечивается усовершенствованным движителем насосного типа.
На начальном этапе, сразу после пуска, «Mark-48» направляется при помощи проводного управления. Затем провод отсоединяется и в дело вступают внутренние системы торпеды, которые и обеспечивают максимально точное нацеливание.
В прошлом, если торпеда не попадала в цель, она просто продолжала плыть в одном направлении до тех пор, пока не закончится топливо. Что же касается «Mk-48», то она не прекращает свою «охоту».
Торпеды Bliss-Leavitt
Сдвоенный торпедный аппарат на эсминце USS Whipple (D-15) 1918 год.
Bliss-Leavitt Mk 1 — Mk 5
В 1904 году Фрэнк Макдауэлл Ливитт (англ. Frank McDowell Leavitt), инженер компании Bliss, разработал новую торпеду Bliss-Leavitt Mk 1 калибром 533 мм. В целом конструкция торпеды не была оригинальной, как предыдущие американские разработки, а основывалась на решениях, примененных в торпедах Whitehead. Торпеда приводилась в движение двигателем, работавшем на сжатом до 105 атмосфер воздухе. Чтобы избежать обмерзания системы подачи воздуха, использовался спиртовой подогреватель. Торпеда развивала скорость в 35 узлов на дистанции 1100 метров, 29,5 узла на 1800 метрах или 24,5 узла на 2750 метрах. В ходе модернизации удалось добиться увеличения дальности хода до 3650 метров при скорости в 27 узлов и общем весе 680 кг, из которых пороховой заряд составлял 91 кг. По своим характеристикам торпеда не уступала английским, состоящим на вооружении практически всех флотов мира того времени, но из за использования одновинтовой схемы привода имела склонность к уклонению от начального курса. Позже Bliss-Leavitt Мк 1 была модернизирована и на нее была установлена двухступенчатая турбина Грегори Дэвисона (англ. Gregory Davison) с двумя винтами противоположного вращения, эти торпеды получили обозначение Mk 2 и Mk 3 (с увеличенной дальностью). Турбина Дэвисона позже стала стандартным двигателем для всех турбинных американских торпед вплоть до окончания Второй мировой войны. Ранние торпеды Bliss-Leavitt оснащались контактной головной частью производства компании Whitehead с взводом взрывателя свободно вращающимся винтом. При движении торпеды в воде винт раскручивался встречным потоком и переводил взрыватель в боевое положение примерно через 50-60 метров хода. Торпеды ранних выпусков обладали крайне опасным дефектом — в случае сбоя работы рулевой машинки они могли лечь в циркуляцию, и, описав полный круг, попасть в собственный корабль. Для исключения риска попадания в корабль, совершивший пуск торпеды, их оборудовали системой антициркуляции ACR, которая блокировала взрыватель, если курс менялся более чем на 110 градусов от первоначального по показаниям гироскопа. Тем не менее, полностью исключить риск циркуляции не удалось, в частности, подводные лодки Tang (SS-306) и Tullibee (SS-284) были уничтожены в годы Второй мировой войны собственными циркулирующими торпедами.
Торпедный отсек подводной лодки H-5 (SS-148) 1919 год
В 1908 году был налажен выпуск торпед Bliss-Leavitt Mk 4, предназначенных для вооружения подводных лодок и торпедных катеров. Bliss-Leavitt Mk 5 стала первой торпедой, выпуск которой был налажен благодаря сотрудничеству компаний Bliss и Whitehead. Изначально торпеды производились в английском Веймуте, а затем — и в американском Ньюпорте. Mk 5 отличалась универсальностью и могла устанавливаться в торпедные аппараты надводных кораблей и подводных лодок. Головная часть Mk 5 была модернизирована таким образом, что взрыватель срабатывал даже при попадании торпеды под острым углом к курсу движения.
Bliss-Leavitt Mk 6 — Mk 10
Вскоре после начала производства торпед Mk 5 отношения между компаниями Whitehead & Co и E. W. Bliss Co обострились, так как англичане потребовали перевести производство на заводы Vickers Ltd. Американцы в ответ на это требование отказались от сотрудничества и в 1911 году начали выпускать торпеды для надводного пуска собственной разработки Bliss-Leavitt Mk 6, оснащенные горизонтальными турбинами, расположенными под углом 90 градусов к продольной оси. Скорость новых торпед удалось увеличить до 35 узлов, но дальность хода упала до 1800 метров. Следующая самостоятельная разработка, Mk 7, получила паровой турбинный двигатель, а ее конструкция была настолько удачной, что торпеда находилась на вооружении эсминцев на протяжении 33 лет, с 1912 по 1945 год. Особенностью Mk 7 стала конструкция двигателя, в котором помимо сгорания топлива, образовывался водяной пар и далее смесь подавалась в двухконтурную турбину. Такой принцип работы позволял увеличить мощность двигателя без увеличения запаса топлива, что в конечном итоге положительно сказывалось на скорости и дальности хода. Для подводного флота в качестве стандарта были приняты торпеды диаметром 533 мм. Первая тяжелая торпеда Mk 8 во многом была экспериментальной и вскоре была заменена на более совершенные разработки. Mk 9 представляла собой адаптированную для подводных лодок Mk 3, а Mk 10 стала самой тяжелой американской торпедой и появилась в результате сотрудничества USNTS и Е. В. Bliss Co.
Торпеда Мк 48
Торпеду Мк 48 несут все американские многоцелевые подводные лодки и подводные лодки с БР, непрерывный процесс развития, повысивший их характеристики до уровня, достигнутого советскими подводными лодками за последние 15 лет.
Тяжелая 533-мм торпеда Мк 48 последняя в длинном ряду американских двух-целевых торпед (противолодочных/противокорабельных), большой дальности, запускаемых с подводными лодками с переключаемой скоростью, наводящиеся по проводам. Она заменила и противолодочную торпеду серии Мк 37 с аналогичной системой наведения и единственную в военно-морских силах США противокорабельную Мк 45 ASTOR с установленной на ней боевой части W34 мощностью 10 кт. Создание Мк48 началось в 1957 г. Оружие создавалось как торпеда, запускаемая с надводных кораблей и подводных лодок, но первое требование было снято, когда эффективность торпед, запускаемых с надводных кораблей, признали недостаточной. Изготовили два варианта, чтобы удовлетворить заданные требования по дальности и скорости торпеды по поражению подводной цели, движущейся со скоростью 35 узлов: на Мк 48 Mod 0 использовалась газовая турбина, впоследствии усовершенствованная на предложенном к производству варианте Мк 48 Mod 2 и Мк 48 Mod 1 (Gould), которая использовала поршневой двигатель на Отто-топливе и вновь разработанную головку самонаведения. Последняя была выбрана для массового производства, операционная готовность которой была достигнута в 1972 г.
Следующая построенная версия — Мк 48 Mod 3 имела ту же самую способность погружения до 762 м, как Mod 1, но в нее введена новая двухсторонняя (превосходившая одностороннюю) линия связи с проводным наведением TELECOM, которая позволила головке самонаведения транслировать данные поиска на носитель для более точной обработки, чтобы реализовать то, что было в эффективном способе наведения «слежения через торпеду».
Последний серийный образец — Мк 48 Mod 4. Он имеет те же самые устройства TELECOM с торпеды Mod 3, большие скорость (до 55 уз.) и глубину (до 915 м), плюс дополнительный способ наведения «пустил и забыл», который включается, если собственный шум торпеды забивает работу шумопеленгатора стреляющей подводной лодки.
К 1978 г. из-за увеличивающегося понимания характеристик советских подводных лодок в области скорости и глубины погружения приступили к созданию варианта Мк 48 Mod 5 — AD CAP (AD vanced CA Pability — усовершенствованная способность). Была установлена новая высокомощная гидроакустическая станция, чтобы увеличить дальность обнаружения цели и уменьшить влияние ловушек и безэховых покрытий. Чтобы уменьшить потребность торпеды в маневре в стадии поиска, гидроакустическая станция снабжена электрическим приводом. Вместе с большим запасом топлива это обеспечило новому варианту большую дальность (с той же двигательной установкой) и новой способности при подледной стрельбе. Дальнейшие модификации предусматривают оружие Upgraded AD CAP (Модернизированный ADCAP). Эти разработки включают улучшенные возможности наведения по кораблям, еще большие максимальные глубины погружения и более высокую скорость атакуемой цели. Время поступления на вооружение первого ADCAP Mk 48 Mod 5 планировалось с 1986 г. Иностранные заказчики Мк 48 — Австралия и Нидерланды.
Тактико-технические характеристики торпеды Мк48
- Размеры, м: калибр 533 мм; длина 5,8 м;
- Масса: 1579 кг;
- Боевая часть: 294,5-кг осколочно-фугасная;
- Скорость, узлов: 48 (Mod 2 и 3), 55 (Mod 4) и 60 (Mod 5);
- Дальность стрельбы, км: 32 (Mod 2 и 3), 28 (Mod 4) и 38 (Mod 5).
Предыдущая статья:Торпеды Мк 44, Мк 46 и Мк 50
Следующая статья:Торпеды A184 и A244
Долгая дорога в дюнах
Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.
Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.
Мощность электрической торпеды, напротив, практически не зависит от глубины хода. Во время движения не изменяется ни её масса, ни положение центра тяжести (поскольку не расходуется ни воздух, ни топливо) — следовательно, электроторпеда уверенно держит заданный курс.
Датчики и улучшения [ править ]
ГСН торпеды имеет активный «пингер» с электронным управлением (двухмерный гидролокатор с фазированной решеткой ), который помогает избежать маневрирования при приближении к цели. Неподтвержденные сообщения указывают на то, что датчики торпеды могут отслеживать окружающие электрические и магнитные поля. Это может относиться к электромагнитным катушкам на боеголовке (по крайней мере, с 1977 по 1981 год), которые использовались для определения металлической массы корпуса корабля и взрыва на надлежащем расстоянии.
Торпеда постоянно совершенствовалась на протяжении всего срока службы. В 1990-х годах вариант ADCAP Mod 6 обеспечил значительно улучшенную шумоизоляцию двигателя, что затрудняло обнаружение этой торпеды потенциальной целью.
Торпеда Mk48 Mod 7 Common Broadband Advanced Sonar System (CBASS) оптимизирована как для глубоководных, так и для прибрежных вод и имеет расширенные возможности противодействия. Торпеда MK48 ADCAP Mod 7 (CBASS) является результатом совместной программы разработки с Королевским военно-морским флотом Австралии и достигла первоначальных эксплуатационных возможностей в 2006 году. Модульный вариант Mod 7 увеличивает полосу пропускания сонара, позволяя ему передавать и принимать эхо-запросы по более широкая полоса частот, использующая преимущества методов обработки широкополосных сигналов для значительного повышения эффективности поиска, захвата и атаки. Эта версия намного более устойчива к противодействию врагу.
25 июля 2008 года торпеда MK 48 Mod 7 CBASS, выпущенная австралийской подводной лодкой класса Collins , HMAS Waller , успешно потопила испытательную цель во время учений на Тихоокеанском побережье 2008 ( RIMPAC ).
В 2015 году USN объявил о планах возобновить производство и перейти к более модульной конструкции. Lockheed Martin должен модернизировать существующие Mark 48, чтобы включить новую систему управления наведением, известную как Common Broadband Advanced Sonar System (CBASS), в дополнение к улучшению тяги и устойчивости к электронным средствам противодействия .
Начиная с 2003 года, ВМС США приступили к осуществлению программы улучшения стелс-торпед, которая направлена на повышение возможностей существующей конструкции Mk 48 за счет использования альтернативных источников топлива, включая электрические топливные элементы, и возможность «плавания». Программа продолжается, многие детали еще засекречены.
Примечания
- Thomas, Vincent C. The Almanac of Seapower 1987 Navy League of the United States (1987) ISBN 0-9610724-8-2 p.190
- [navysite.de/weapons/mk-48.htm MK-48 Torpedo]. Проверено 31 января 2013.
- [books.google.ru/books?id=4S3h8j_NEmkC&pg=PA750&dq=pbxn-105+mk+107 The Naval Institute Guide to World Naval Weapon Systems — Norman Friedman — Google Книги]. Проверено 31 января 2013.
- [babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uc1.$c227358;view=1up;seq=1 Defense Procurement. (англ.)] // Defense Industry Bulletin . — Washington, D.C.: US Department of Defense, Office of the Assistant Secretary of Defense, January 1969. — Vol.5 — No.1 — P.36.
- ↑ 12 [www.globalsecurity.org/military/systems/ship/systems/mk-48.htm MK-48 Torpedo]. globalsecurity.org. Проверено 26 ноября 2011.
- ↑ 123456789101112 [www.warships.ru/usa/Weapons/Torpedoes/Torpedoes.htm Torpedoes: Mk.46, Mk.48, Mk.50]. warships.ru. Проверено 26 ноября 2011. [www.webcitation.org/664gD5aFA Архивировано из первоисточника 11 марта 2012].
- ↑ 12 [www.globalsecurity.org/military/library/budget/fy2001/dot-e/navy/01mk48adcap.html MK 48 ADCAP TORPEDO UPGRADES]. Проверено 26 ноября 2011.
- [www.defense.gov/contracts/contract.aspx?contractid=4484 Contract No. 174-11]. U.S. Department of Defense (March 04, 2011). Проверено 26 ноября 2011. [www.webcitation.org/664gAIMfN Архивировано из первоисточника 11 марта 2012].
- Polmar, Norman. «The Ships and Aircraft of the U.S. Fleet: Torpedoes». United States Naval Institute Proceedings , November 1978, p.159.
- [www.fas.org/man/dod-101/sys/ship/weaps/mk-48.htm MK 48]. Federation of American Scientists Military Analysis Network . www.fas.org. Проверено 6 апреля 2011. [www.webcitation.org/664gB1Cym Архивировано из первоисточника 11 марта 2012].
- [www.deagel.com/Torpedoes/Mark-48-CBASS_a001143002.aspx Mark 48 CBASS / MK 48 ADCAP CBASS, MK 48 Mod 7, MK 48 Mod 7AT, MK48 CBASS]
- ↑ 1234 [vpk.name/news/42778_minoboronyi_niderlandov_namereno_usovershenstvovat_torpedyi_mk48_mod4.html Минобороны Нидерландов намерено усовершенствовать торпеды Mk-48 Mod.4]. vpk.name (05.08.2010). Проверено 26 ноября 2011. [www.webcitation.org/664gBi4JL Архивировано из первоисточника 11 марта 2012].
- Koursk: Un sous-marin en eaux troubles — IMDb (англ.) на сайте Internet Movie Database
- [www.novayagazeta.ru/inquests/53911.html Кто стрелял по «Курску» американской торпедой.] // Новая Газета, ВЫПУСК № 89 ОТ 10 АВГУСТА 2012. Часть «Мутная вода вокруг «Курска»»
- [newtimes.ru/articles/detail/3783/ Мифы и легенды «Курска»: восемь лет спустя] // The New Times, № 32 от 11 августа 2008 года