Самолеты яковлева: от авиетки аир-1 до универсального як-130

Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) палубный штурмовик Як-36.

Як-36

Работы по созданию СВВП в ОКБ Яковлева развернулись в конце 50-х. Для проведения испытаний построили 4 опытных самолета. Первые вертикальные взлеты-посадки, а также попытки висения почти не удавались. При тестовых подлетах машина начинала раскачиваться, а летчики-испытатели ничего не могли с этим сделать. Приходилось постоянно дорабатывать систему управления струйными рулями. Наконец, 24 марта 1966г. Як-38 совершил круг над аэродромом, при этом вертикально взлетев, а за тем также, вертикально, совершил посадку.

Однако малая грузоподъемность не оставляла Як-36 никаких шансов, и он так и остался опытным.

Первый в Советском Союзе серийный самолет с вертикальным взлетом и посадкой штурмовик Як-38.

Як-38

Основываясь на опыте постройки и испытаний СВВП Як-36, в середине мая 1970г. первый опытный экземпляр Як-38 предоставлен для проведения испытаний. Первоначально машину подвешивали на специально разработанном кране для отработки режимов висения. В итоге, в сентябре самолет впервые выполнил висение в 50см от поверхности взлетной полосы.

Первый вертикальный взлет с переходом в горизонтальный полет, а за тем посадку по самолетному, машина совершила 21 февраля 1972г. А через три дня был выполнен полный цикл: вертикальный взлет, полет по кругу и вертикальная посадка.

В 1974г. стартует массовое производство штурмовиков Як-38, окончившееся в 1989г. За это время построено 86 боевых машин в двух модификациях: Як-38У и Як-38М.

Истребитель-бомбардировщик Як-9.

Як-9

Як-9 является развитием самолета Як-7 и стал самым массовым истребителем СССР в годы ВОВ. При создании девятого Яка были учтены недостатки, выявленные в процессе боевого применения предыдущих машин Як-1 и Як-7. Также, стало возможным использовать в конструкции самолета больше дюралюминия, в котором в начале войны страна испытывала дефицит. К 1943г. в войсках Як-9 было больше чем всех остальных истребителей вместе взятых.

Самолет получился с исключительной маневренностью, превосходя немецкие Me-109F. После всего одного боевого разворота он уже был на хвосте «Мессера».

Боевое крещение Як-9 получил в боях под Сталинградом в конце 1942г.

Летные происшествия

По состоянию на осень 2017 года ВВС России потеряли 5 экземпляров Як-130. Узнаем, как это происходило:

  1. В июне 2006 года в Рязанской области из-за отказа системы управления разбился прототип самолета. Обоим летчикам удалось уцелеть.
  2. В мае 2010 года в Липецке разбилась предсерийная версия Як-130. Авария случилась при выполнении планового задания во время взлета. Летчики вовремя катапультировались и выжили.
  3. В апреле 2014 года в Астрахани разбилась серийная машина Як-130. Причиной катастрофы называют неисправности системы управления. Экипаж успел катапультироваться, но выжил только один летчик.
  4. В июле 2017 года в Бангладеш потерпел крушение экспортный Як-130. Пилоты не пострадали.
  5. В сентябре 2017 года серийный Як-130 разбился в Воронежской области. Прежде чем катапультироваться, члены экипажа успели увести самолет от расположенных поблизости построек.

Происшествия без весомых повреждений:

  1. 21 июня 2017 года в городке Борисоглебске Воронежской области во время тренировочного полета у УБС вышла из строя передняя стойка шасси. Пилоты, управляющие машиной, приняли решение выработать все горючее и посадить самолет на две оставшиеся стойки. Благодаря их профессионализму посадка прошла практически идеально.
  2. 21 июня 2017 года недалеко от города Армавира (Краснодарский край) во время тренировочного полета Як-130 у самолета отказала передняя стойка шасси. Удивительно, что за сутки это был второй случай отказа гидравлической системы на этой модели летательного аппарата. На этот раз все закончилось менее позитивно – летчикам пришлось посадить машину прямо в поле на фюзеляж.

Конструкция

Самолет выполняется по классической схеме компоновки. Он имеет среднерасположенное крыло и развитые наплывы на передней кромке, под которыми располагаются воздухозаборники. Машина имеет цельноповоротное горизонтальное оперение. Благодаря высоким аэродинамическим параметрам крыла и фюзеляжа, она способна маневрировать на больших углах атаки и практически не уступает в этом плане серийным российским самолетам.

Чтобы повысить ремонтопригодность УБС, при его проектировании полностью отказались от использования композитных материалов. Все элементы планера выполнены из сплава алюминия, лития и магния. Впрочем, это практически не сказалось на массе самолета. Технические характеристики Як-130 позволяют ему подниматься в небо с малоподготовленных и даже грунтовых аэродромов.

Як-130

На рынке УТС представлены самолетом Як-130, разработанным в ОКБ им. А. С. Яковлева и предназначенным для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолетов чешского производства Л-39. Это первый абсолютно новый самолет, построенный в современной России, по классификации НАТО Mitten («Рукавица»).

Тем не менее Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов поколения 4+ и даже пятого. В учебно-тренировочный комплекс входит сам Як-130, интегрированная система объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.

Первый полет опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением летчика-испытателя 1-го класса, Героя Российской Федерации Андрея Синицына. В дальнейшем испытания продолжил Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Роман Таскаев.

Государственные испытания этого УТС, включая вооружение (может быть установлено на самолет в случае его боевого применения), были завершены в декабре 2009 года. Уже через год первые Як-130 поступили на вооружение российских ВВС, после чего началась их интенсивная эксплуатация в учебно-авиационном центре ВВС России в Борисоглебске Воронежской области.

По оценкам российских аналитиков, потребность ВВС России в УТС оценивается в 250 единиц, а потребность мирового рынка — в десять раз больше. Предварительная стоимость Як-130 превышает 15 млн долларов. В настоящее время в ВВС России эксплуатируется примерно 106 Як-130.

Есть эти самолеты и за рубежом. В Алжире — 16 Як-130, Бангладеш — 13 Як-130 (по состоянию на 2018 год), всего было получено 16 самолетов, но в катастрофах погибло 3 машины. В Белоруссии — 8 Як-130. В Мьянме — 6.

Задачи

Основной задачей самолета Як-130 является обучение курсантов летных учебных заведений. На нем можно отработать такие упражнения: взлет и посадка, навигация, пилотирование, маневрирование, работа в придельных режимах, полет в сомкнутом боевом порядке, освоение систем вооружения и многое другое. Примечательно, что машина подготавливает курсантов к пилотированию российских самолетов 4-го и 5-го поколений, а также их зарубежных конкурентов.

УБС снабжен системой, имитирующей режимы боевого применения. Она позволяет без использования настоящих боеприпасов отработать навыки воздушного боя и ракетно-бомбовой атаки наземных целей, в том числе с имитацией противовоздушной обороны врага.

В случае войны технические характеристики Як-130 дают возможность использовать его как легкий штурмовик, то есть самолет может ликвидировать низкоскоростные воздушные цели и наземные объекты. Фюзеляж машины имеет 9 точек подвески, на которые можно крепить пушки, ракеты и топливные баки. При поставке за границу модель позиционируется как учебно-тренировочный комплекс (УТК) для освоения истребителя Су-30МК.

УБС Т-50

Южнокорейский УБС Т-50 Golden Eagle («Беркут»), двухместный сверхзвуковой реактивный самолет, был разработан южнокорейской фирмой KAI совместно с американской компанией Lockheed Martin. Он поднялся первый раз в воздух в августе 2002-го. В вооружение самолета входят ракеты «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, «воздух — земля» AGM-65 Maverick и бомбы со спутниковым наведением JDAM.

В ВВС Южной Кореи сегодня летает более 50 самолетов T-50. В настоящее время он принят на вооружение таких стран, как Индонезия — 15 T-50i, Филиппины. Во время авиашоу 20 декабря 2015 года на острове Ява в районе города Джокьякарта потерпел катастрофу самолет Т-50 ВВС Индонезии. Самолет упал недалеко от взлетно-посадочной полосы. Оба летчика погибли.

Многоцелевой сверхзвуковой самолет Як-141.

Як-141

Осенью 1973г. инженеры ОКБ Яковлева начинают прорабатывать вид нового всепогодного сверхзвукового палубного самолета вертикального/ укороченного взлета и посадки Як-141. К летным испытаниям машины планировали приступить в 1982г., но из-за задержки разработок сопла испытания отложили. А во второй половине 1984г. уходит на заслуженную пенсию Александр Сергеевич Яковлев, за тем в декабре умирает министр обороны Устинов. Но несмотря ни на что, в марте 1987г. Як-141 наконец, совершает первый полет, взлетев по самолетному с разбегом. В режиме висения сто сорок первый опробован в самом конце 1989г., а летом 1990г. самолет проверяют во всех режимах.

В октябре 1991г. опытный Як-141 совершает короткий разбег с палубы ТАКР «Адмирал горшков». Сделав круг, самолет пошел на посадку, но из-за ошибки летчика сал быстро снижаться. В результате чего сломал шасси, которые пробили топливные баки – самолет загорелся. Пожар потушили, но машина восстановлению не подлежала. Пилот, катапультировался и не пострадал.

Чтобы построить новый опытный самолет, требовались деньги, а их не было. Программу приостановили, а за тем, в 1992г. полностью свернули.

«Дугласенок» Як-6.

Як-6

В начале войны выяснилось, что для оперативного управления войсковыми соединениями, необходим легкомоторный связной самолет. Применявшиеся для этих целей Р-5 и У-2 плохо подходили для этого из-за малой дальности полета и грузоподъемности.

Также читайте — «Военные самолеты Сухого».

26 апреля 1942г. Государственный Комитет Обороны принимает решение о создании связного самолета, который бы еще мог служить в качестве боевого бомбардировщика малого радиуса действия. Получив приказ, ОКБ Яковлева приступает к разработке такого самолета. Чтобы ускорить работы, инженеры-конструкторы позаимствовали винтомоторную группу от УТ-2.

С августа по сентябрь проводились заводские испытания транспортно-связной версии машины. С 8-го по 16-е сентября самолет находился на ГИ, после чего его признали перспективным для использования в качестве ближнего бомбардировщика, связного и санитарного самолета.

Массовое производство Як-6 начали сразу на трех предприятиях, со стапелей которых сошла 381 машина этого типа.

Возможности

Самолет оснащается цифровой КСУ (комплексной системой управления), отвечающей за автоматическое управление и активную безопасность. В условиях полета она может имитировать характеристики устойчивости разных самолетов. С помощью КСУ-130 можно готовить пилотов для управления передовыми машинами 4-5-го поколений: МиГ-29, Су-30, семейство F (15, 16, 22, 35), Eurofighter Typhoon и Rafale. Навигационная система самолета состоит из: радионавигационного оборудования, инерциально-спутникового оборудования, радиовысотомера и приемника.

Благодаря высокой тяговооруженности и достойным аэродинамическим параметрам, самолет Як-130 может выполнять задания во всех режимах, свойственных современным истребителям. Эта машина имеет прекрасную маневренность, отлично чувствует себя на небольших скоростях, имеет солидную скороподъемность и обладает выгодными взлетно-посадочными возможностями.

Технические параметры

Рассмотрим основные летные и технические характеристики Як-130.

Общие данные:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Габариты: длина – 11,493 м, высота – 4,643 м, размах крыльев – 9,84 м.
  3. Масса пустого самолета – 4,6 т.
  4. Взлетная масса: нормальная – 7,7 т, максимальная – 10,29 т.
  5. Тяга мотора – 2500 кгс.
  6. Цена – 7,7 млн долларов.
  7. Ресурс – 10 000 часов.

Летные данные:

  1. Максимальная скорость – 1050 км/ч.
  2. Практический потолок – 12,5 км.
  3. Скороподъемность – 12,5 км за 4 минуты и 49 секунд.
  4. Длина разбега/пробега – 510-940/610-880 м.
  5. Скорость сваливания – 160-180 км/ч.

Вооружение:

  1. Боевая нагрузка – 3 т.
  2. Управляемые ракеты Р-73 – 2-4 шт.
  3. Неуправляемые ракеты С-8, С-13 или С-25ОФМ – 2-4 шт.
  4. Корректируемые и простые авиационные бомбы весом до 500 кг – 2-4 шт.

Первый боевой реактивный истребитель СССР Як-15.

Як-15

В конце войны в СССР появилась возможность ознакомится с передовыми немецкими реактивными самолетами, который к тому времени в германии выпускались серийно. Также, по имеющимся данным Соединенные штаты и Англия приступили к массовому производству самолетов с турбореактивными двигателями. Инженеры-конструкторы понимали, что авиационная промышленность Советского Союза имеет колоссальное отставание от западных стран. Для решения проблемы были задействованы лучшие конструкторские бюро Союза.

Это интересно — «Вертолеты Сикорского».

Весной 1945г. коллективу Яковлева поручено создать самолет на основе турбореактивного двигателя РД-10 (копии трофейного Jumo-004). Конструкторы ОКБ Лавочкина решили использовать самолет Як-3, просто заменив на нем поршневой двигатель на реактивный.

В августе 1946г. Як-15 вместе с МиГ-9 участвует в авиационном параде в Тушино. В 1947г. стартует серийный выпуск, за время которого произведено 280 боевых истребителей Як-15.

Кабина

Двухместная кабина Як-130 выполняется по типу тандема, то есть одно рабочее место расположено за другим. Как правило, во время учебного полета, инструктор садится сзади, а курсант спереди. Просторная и вполне удобная кабина имеет катапультируемые кресла, которые обеспечивают дополнительную уверенность экипажу на любых скоростях и при любых режимах полета.

Модель оснащается системой электронной индикации, базирующейся на трех жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размером 15х20 см, на каждого пилота. Электромеханические приборные панели отсутствуют. В передней кабине один из индикаторов проецируется на лобовое стекло.

Боевые самолеты Як. Сверхзвуковой бомбардировщик Як-26.

Як-26

В 50-х годах стране потребовался скоростной бомбардировщик, способный быстро доставить тактическую ядерную бомбу к цели. Сверхзвуковой бомбардировщик Як-26 решено было создать на базе истребителя Як-25. Прототип нового самолета совершил первый вылет в 1956г. Летом этого же года поступил на ГИ, которые с треском провалил. Однако, еще до начала испытаний Як-26 передали на малосерийное производство в количестве 10 машин. В конце концов в 1958г. самолет довели до показателей, заявленных в ТЗ, но в это время на испытания поступил Як-28 и программу Як-26 свернули. И все же, Яковлев-26 вошел в историю, как первый сверхзвуковой бомбардировщик СССР.

Разработка

Конкурс на создание новой модели УБС был объявлен еще в конце 1990 годов. Министерство обороны хотело получить универсальную двухдвигательную машину для подготовки летчиков на всех этапах обучения. Планировалось, что данный самолет в перспективе (за 10-13 лет) полностью заменит устаревший парк чехословацких моделей L-39 и станет основным УБС советских ВВС.

После распада СССР ВВС вернулись к созданию своего УБС. Из нескольких предложенных вариантов они выбрали два наиболее подходящих – Як-130 и Миг-АТ. Так как для реализации проекта требовались серьезные средства, которых у страны тогда не было, самолеты создавались вместе с зарубежными компаниями. Так, Як-130 проектировался совместно с фирмой Alenia Aermacchi из Италии, а Миг-АТ — с французскими фирмами.

Из-за ряда разногласий с партнерами совместная разработка военного самолета Як-130 закончилась едва начавшись. Каждая из сторон получила документы на планер будущего самолета, а все остальное конструировала самостоятельно. Несмотря на данную трудность, самолет смог победить проект Миг-АТ в тендере. Прототип УБС впервые поднялся в воздух уже в апреле 1996 года.

Разведчик-бомбардировщик Як-2.

Як-2

В 1938г. ОКБ Яковлева получает задание на проектирование двухмоторного боевого самолета с максимально-возможной скоростью полета. В начале 1939г. на испытание выходит опытный экземпляр, показавший скорость 572км/ч.

Вас может заинтересовать — «Самолеты Лавочкина».

После прохождения ГИ самолет принимают на вооружение и организовывают серийное производство, выпустив 111 бомбардировщиков Як-2. Такое маленькое количество было обусловлено тем, что серийные самолеты не развивали скорости, которую показал опытный образец, также бомбовая нагрузка оказалась слишком маленькой для самолета такого типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector