Модификации вертолетов пожарно-спасательных ка-32а(1) и ка-32а11bc
Содержание:
- Авиационные происшествия
- Версии
- Авиационные происшествия
- Конструкция Ка-32
- Особенности типовой конструкции
- Первый боевой: Ка-25
- Особенности настройки
- Как из противолодочника сделать мирную машину?
- Эксплуатанты
- Что может Ка-32?
- Характеристика конструкции Ка-137
- Конструкция
- Авиационные происшествия
- Эксплуатация
- Лётно-технические характеристики
Авиационные происшествия
- 4 июня 1987 года — Ка-32Т: Мурманская область, Кольский район, близ пос. Териберка, погибло 4 человека. Причина — обрыв груза на внешней подвеске, вследствие чего лопнувший трос срезал стабилизатор и намотался на несущие винты.
- 17 августа 1990 года — Ка-32С: Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро, погибло 11 человек. Причина — поломка редуктора.
- 27 марта 1991 года — Ка-32С разбился в Ленинградской области. Причина — разрушение лопасти нижнего несущего винта.
- 15 мая 1991 года — Ка-32Т упал в море в Приморском крае.
- 7 октября 1992 года — Ка-32С разбился в Красноярском крае, погибло 4 человека.
- 11 июня 1999 года — Ка-32С разбился в Индонезии, 1 человек погиб. Причина — падение оборотов несущих винтов.
- 4 сентября 2003 года — Ка-32 разбился в Краснодарском крае, 9 человек погибло.
- Апрель 2004 года — Ка-32 разбился в Малайзии, 1 погиб, 2 ранены.
- 4 сентября 2005 года Ка-32 разбился в Малайзии, трое погибли.
- 23 октября 2005 года Ка-32 разбился в Азербайджане, полностью сгорел, 5 человек погибло.
- 28 августа 2006 года Ка-32 потерпел аварию в Турции.
- 6 ноября 2009 года Ка-32А, принадлежавший южнокорейской частной компании-перевозчику «Changwoon Aviation Co., Ltd.», потерпел крушение на одном из склонов горы Чомбонсан (1424 м) из-за плохих погодных условий. Оба пилота погибли. Вертолёт использовался в подразделении Корейской электрической корпорации (KEPCO), занимающимся монтажом опор ЛЭП. В день крушения вертолёт должен был перевезти груз древесины.
- 23 ноября 2009 года Ка-32А, находившийся в эксплуатации южнокорейской Лесной службы, разбился во время тренировочного полёта в провинции Чолла-Намдо. Погибли пилот вертолёта и два стажёра. Вертолёт столкнулся с поверхностью озера Йонам под углом 70 градусов. Следственная группа пришла к выводу о том, что крушение произошло при имитировании забора воды из озера для тушения лесного пожара. Основными версиями крушения на стадии расследования считались ошибка пилота или отказ оборудования.
- 26 сентября 2010 года Ка-32C (RA-31584) потерпел катастрофу в районе «Лунная Поляна», г. Сочи, Краснодарского края. Катастрофа произошла из-за самовыключения обоих двигателей по причинам применения некондиционного топлива и производственного дефекта регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя. Погибло 2 человека, 1 пострадал.
- 26 апреля 2012 года Ка-32 (ER-KGD) потерпел катастрофу в районе села Остров в Румынии. Вертолёт летел в Турцию для тушения пожаров. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
- 26 июля 2012 года из-за отказа двигателя Ка-32АО (RA-31579) совершил грубую посадку в районе г. Сочи Краснодарского края. Вертолёт получил незначительные повреждения, жертв нет.
- 9 августа 2012 года Ка-32Т (RA-31596) в 15:20 (по местному времени) потерпел катастрофу в районе села Карачам в провинции Мугла в Турции. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
- 3 сентября 2012 года в районе населённого пункта Мемориа (Memoria) (Португалия) при выполнении полёта по тушению пожаров Ка-32А11ВС (CS-HMO) в результате отказа двигателя, во время забора воды, с последующим разгоном со снижением зацепился внешней подвеской за ограждение и упал. Вертолёт получил значительные повреждения.
- 4 августа 2013 года вертолёт Ка-32А11BC (C-JKHL) совершил грубую посадку в районе населённого пункта Белла Кулла (Bella Coola) (Канада). Вертолёт получил повреждения. Пострадавших нет.
- 11 ноября 2014 года — Ка-32 МЧС РФ в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полёта совершил жёсткую посадку в районе населённого пункта Сухая Падина Ставропольского края. Ка-32 получил повреждение и загорелся, четыре человека получили различные травмы, позже один скончался в больнице; погиб командир воздушного судна.
- 3 июля 2017 года — Ка-32С, принадлежащий компании «Авиалифт Владивосток», совершил вынужденную посадку на воду. На борту находились 3 члена экипажа. Никто не пострадал.
- 25 марта 2021 года — Ка-32 МЧС России вечером совершал учебный полёт, упал в акваторию Курсшкого залива в Калининградской области. На борту были три человека: двоих спасли, один(борттехник) погиб.
Версии
Машина оказалась настолько удачной, что нашла применение во многих отраслях народного хозяйства СССР, а также и за рубежом. Задачи Ка-32 может решать самые разнообразные. Первоначально вертолет начали строить в двух основных версиях, транспортной (Ка-32Т) и предназначенной для эксплуатации на судах рыболовецкого и полярного флота (Ка-32С). При этом транспортная модификация могла быть легко переоборудована в летающую «скорую помощь», для этого в салоне предусматривалась возможность установки десяти сидений или четырех носилок для пострадавших, и получался полноценный санитарный вариант.
Ка-32С предназначен для ледовой разведки и обслуживания караванов, ведомых ледоколом в полярных широтах, на нем монтировалось спецоборудование для аэрофотографирования и навигации.
Еще был разработан «летающий кран» на базе Ка-32. МЧС заинтересовалось способностью этой машины поднимать на лебедке самые различные предметы и делать это предельно деликатно. Лебедка с тросом, снабженная специальным успокоителем, обеспечивает бережное отношение ко всему, что доставляется на борт машины, а это ведь могут быть и люди.
Авиационные происшествия
- 4 июня 1987 года Ка-32Т Мурманская область, Кольский район, близ пос. Териберка, погибло 4 человека. Причина — обрыв груза на внешней подвески, вследствие чего лопнувший трос срезал стабилизатор и намотался на несущие винты.
- 17 августа 1990 года Ка-32С Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро, погибло 11 человек. Причина — поломка редуктора.
- 27 марта 1991 года Ка-32С разбился в Ленинградской области. Причина — разрушение лопасти нижнего несущего винта.
- 15 мая 1991 года Ка-32Т упал в море в Приморском крае.
- 7 октября 1992 года Ка-32С разбился в Красноярском крае, погибло 4 человека.
- 11 июня 1999 года Ка-32С разбился в Индонезии, 1 человек погиб. Причина — падение оборотов несущих винтов.
- 4 сентября 2003 года Ка-32 разбился в Краснодарском крае, 9 человек погибло.
- Апрель 2004 года Ка-32 разбился в Малайзии, 1 погиб, 2 ранены.
- 4 сентября 2005 года Ка-32 разбился в Малайзии, трое погибли.
- 23 октября 2005 года Ка-32 разбился в Азербайджане, полностью сгорел, 5 человек погибло.
- 28 августа 2006 года Ка-32 потерпел аварию в Турции.
- 6 ноября 2009 года Ка-32А, принадлежавший южнокорейской частной , потерпел крушение на одном из склонов горы Чомбонсан (1424 м) из-за плохих погодных условий. Оба пилота погибли. Вертолёт использовался в подразделении Корейской электрической корпорации (KEPCO), занимающимся монтажом опор . В день крушения вертолёт должен был перевезти груз древесины.
- 23 ноября 2009 года Ка-32А, находившийся в эксплуатации южнокорейской Лесной службы, разбился во время тренировочного полёта в провинции . Погибли пилот вертолёта и два стажёра. Вертолёт столкнулся с поверхностью озера Йонам под углом 70 градусов. Следственная группа пришла к выводу о том, что крушение произошло при имитировании забора воды из озера для тушения лесного пожара. Основными версиями крушения на стадии расследования считались ошибка пилота или отказ оборудования.
- 26 сентября 2010 года Ка-32C (RA-31584) потерпел катастрофу в районе «Лунная Поляна», г. Сочи, Краснодарского края. Катастрофа произошла из-за самовыключения обоих двигателей по причинам применения некондиционного топлива и производственного дефекта регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя. Погибло 2 человека, 1 пострадал.
- 26 апреля 2012 года Ка-32 (ER-KGD) потерпел катастрофу в районе села Остров в Румынии. Вертолёт летел в Турцию для тушения пожаров. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
- 26 июля 2012 года из-за отказа двигателя Ка-32АО (RA-31579) совершил грубую посадку в районе г. Сочи Краснодарского края. Вертолёт получил незначительные повреждения, жертв нет.
- 9 августа 2012 года Ка-32Т (RA-31596) в 15:20 (по местному времени) потерпел катастрофу в районе села Карачам в провинции Мугла в Турции. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
- 3 сентября 2012 года в районе населённого пункта Мемориа (Memoria) (Португалия) при выполнении полёта по тушению пожаров Ка-32А11ВС (CS-HMO) в результате отказа двигателя, во время забора воды, с последующим разгоном со снижением зацепился внешней подвеской за ограждение и упал. Вертолёт получил значительные повреждения.
- 4 августа 2013 года вертолёт Ка-32А11BC (C-JKHL) совершил грубую посадку в районе населённого пункта Белла Кулла (Bella Coola) (Канада). Вертолёт получил повреждения. Пострадавших нет.
- 11 ноября 2014 года вертолёт МЧС РФ Ка-32 в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полёта совершил жёсткую посадку в районе населённого пункта Сухая Падина Ставропольского края. Ка-32 получил повреждение и загорелся, четыре человека получили различные травмы, позже один скончался в больнице погиб командир воздушного судна.
- 3 июля 2020 года вертолёт Ка-32С, принадлежащий , совершил вынужденную посадку на воду. На борту находились 3 члена экипажа. Никто не пострадал.
Конструкция Ка-32
Двухвинтовой вертолет соосной схемы с наличием двух ГТД и шасси четырехопорного типа. Полумонококовый фюзеляж создан из алюминиевых сплавов. Кабина экипажа двухместная, расположена в носовой части. Грузовой отсек отделен от кабины экипажа перегородкой, имеет в наличии 16 откидных мест вдоль бортов. Входы в кабины осуществляются таким образом: к экипажу с двух бортов, а в грузовой отсек по левому борту через дверь сдвижного типа. Для крепления разных, но малогабаритных грузов в кабине установлены швартовочные узлы. Внешняя подвеска вмонтирована в ферму в грузовом отсеке. Имеет весоизмерительное устройство.
Прямоугольной формы стабилизатор с установленными двумя килевыми шайбами представляет хвостовое оперение. На шайбы установлены большие рулевые направления – обеспечивает путевую устойчивость. Конструкция шайб и стабилизатора каркасная, сделана из композитных материалов и алюминиевого сплава.
Четырехопорное шасси не убирается. Представлено в форме пирамиды с наличием двухкамерных масляно-воздушных амортизаторов с низким и высоким давлением. Самоориентирующиеся передние опоры находятся под давлением 0,58 Мпа. Главная опора – 1,08 Мпа. Некоторые модели модифицируются установленными лыжами или аварийными надувными баллонетами.
Трехлопастные винты соосной схемы шарнирно крепят к вертолету лопасти (способны складываться). Лопасти модифицированы по профилю NACA 230, представлены в форме прямоугольника. Лонжероны изготовлены из КМ стеклопластиковой основы, которые усилены углеродными волокнами. Лопасти оборудованы регулирующими триммерами. А благодаря титановым втулкам уровень вибрации и колебания сведены к минимуму на разных скоростях.
Силовая установка представлена двумя ГТД с турбиной ТВЗ-117 и системой автоматической регулировки двигателей. Контроль режимов и общей работы двигателей осуществляется указателем режимов на доске приборов. В случае отказа запуск производится автоматически благодаря вспомогательной установке. Главный редуктор двухступенчатый, планетарного образца, с двумя муфтами свободного хода. Снабжен тормозом несущего винта и системой охлаждения.
Ка32 — транспортный средний вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными моторами и неубирающимися шасси.
Ка-32 — гражданское развитие спасательного поискового вертолёта Ка-27ПС, который разработан ОКБ им. Камова Н. И., учитывая успешную эксплуатацию семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.
Вертолет Ка-32 фото.
Вертолёты Ка32 с 1985 производятся серийно ОАО «КумАПП». По состоянию на 2013 произведено более 160 вертолётов Ка32 в разных модификациях.
Вертолет Ка-32 фото кабины.
В 2013 заключается соглашение с китайской корпорацией «Итун» о возможности монтажа вертолётов Ка32А11BC в Китае.
Особенности типовой конструкции
Практически все современные зубодолбежные станки имеют практически идентичную компоновку. Основные узлы следующие:
Станина. Устройство практически всех металлообрабатывающих станков имеет станину, которая необходима для объединения всех элементов и гашения вибрации.
Гитара обкатки. Схема зубодолбежного станка предусматривает возможность настройки устройства для получения заготовок с определенными параметрами.
Шпиндель. Зубодолбление проходит при контакте режущего инструмента с заготовкой. Шпиндель предназначается для крепления режущего инструмента.
Рабочий стол. Зубодолбёжные станки также имеют рабочий стол, на котором проводится крепление заготовки во время обработки.
Направляющие суппорта
Рассматривая зубообрабатывающее оборудование следует уделить внимание тому, что подвижные элементы представлены суппортами.
Гитара, которая обеспечивает круговую и радиальную подачу. Гитара сменных колес представлена шестернями самого различного диаметра.
Долбежный суппорт
Назначение его достаточно просто: крепление долбяка и обеспечение его подачи.
Кулачки врезания. Эти элементы позволяют настроить режим обкатки, довольно быстро сменяются при необходимости.
Следует учитывать, что принцип работы зубофрезерных станков основан на работе четырех цепей:
- Главное движение, передаваемое режущему инструменту. Главное движение круговое, принимает основной крутящий момент от установленного электродвигателя.
- Радиальная подача может подаваться как заготовке, так и режущему инструменту.
- Круговая подача, передающаяся обрабатываемой заготовке.
- Обкатка.
Примером подобной работы можно назвать модель 5М14
Проводя обзор можно уделить внимание тому, что основное вращение передается от главного электродвигателя. Момент, который передается на режущий инструмент или заготовку, передается через клиноременную передачу
Кроме этого есть и коробка скоростей, которая позволяет управлять зуборезным оборудованием.
Кинематическая схема станка 5М14
Первый боевой: Ка-25
Развивая тему Ка-15 как противолодочного вертолета, ОКБ Камова выпускает более мощный Ка-25, способный поднимать больше специального радиолокационного оборудования для поиска атомных подлодок. Он стал первым советским вертолетом, созданным специально для боевого применения, и отслужил на флоте около 30 лет. Дебют Ка-25 в небе состоялся в 1961 году. Вертолет экспортировался в Индию, Болгарию и другие страны.
Ка-25 одним из первых в мире оснащался радиолокационным оборудованием, которое, например, позволяло использовать его в суровых условиях северных широт. Также вертолет применялся в сельском хозяйстве. Позже на его основе был создан вертолет-кран Ка-25К, способный транспортировать на внешней подвеске груз массой до 2 т, а внутри фюзеляжа до 1,5 т.
За создание противолодочного вертолета Николаю Ильичу Камову присудили Государственную премию. Дальнейшим развитием гражданского направления стал многофункциональный модульный Ка-26, а продолжением противолодочной темы – боевой корабельный Ка-27.
Особенности настройки
Зубодолбежные станки могут настраиваться под определенные режимы работы. Их принцип работы определяет то, как проводится установка основных параметров. Для того чтобы обработать цилиндрический элемент различных конструкций выполняется следующая работа:
- Подбираются шестерни деления и подачи. Кинематическая схема предусматривает возможность смены колес, за счет и происходит деление цилиндрической поверхности на нужное количество зубьев.
- Подбираются наиболее подходящие кулачки радиальной подачи. Следует учитывать, что за один проход может сниматься только определенное количество металла.
- Подбирается требуемая скорость оборотов и число хода долбяка. Следует учитывать тот момент, что скорость резания и другие параметры зависят от типа установленного режущего инструмента. Так износоустойчивый материал лучше выдерживает воздействие повышенной температуры и трения.
Многие показатели выбираются путем использования специальных формул. Все основные значения можно взять с паспорта зубодолбежного станка. Сам процесс замены представлен выполнением демонтажных работ и установкой более подходящих элементов. Отметим, что на это уходит довольно много времени. Поэтому рассматриваемая группа зубодолбежных станков без ЧПУ применяется при крупносерийном производстве, когда настройка выполняется для выпуска большой партии.
Особенности наладки определяют то, что ее может провести как мастер, так и технолог. Для этого к сменным шестерням и кулачкам предоставляется быстрый доступ: зачастую достаточно провести снятие защитной панели. Рассматриваемую работу можно провести при наличии обычного набора инструментов.
Как из противолодочника сделать мирную машину?
Как это часто у нас бывает, машина изначально создавалась как боевая. Преимущество такого подхода заключается в том, что основные дорогостоящие опытно-конструкторские работы производятся за счет оборонного бюджета, а в СССР он был большим. Для конверсии готового летательного аппарата, конечно, необходимо внести определенные изменения в проект, но расходы на них не так велики, как на создание всей машины. Базовой моделью стал корабельный противолодочный Ка-27, НИОКР начались в 1969 году, их результатом стал Ка-32, вертолет абсолютно гражданский и мирный. Мощный двигатель и удачная схема позволили адаптировать его к самым разным насущным потребностям народного хозяйства. В плане универсальности, надежности и технических возможностей мировых аналогов он не имеет.
Эксплуатанты
- Россия
- Республика Корея: 63 Ка-32Т/С и Ка-32А, из которых 9 состоят на вооружении морской полиции и 7 на вооружении ВВС как поисково-спасательные вертолёты. 31 Ка-32 эксплуатируются как противопожарные вертолёты в Лесной службе Кореи. Помимо них 15 Ка-32 применяются различными гражданскими компаниями и ведомствами.
- Украина
- Болгария
- Азербайджан: 6 Ка-32 для МЧС
- Канада
- Испания: 10 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС.
- Португалия: 6 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС
- Швейцария
- Япония: 1 Ка-32А11ВС
- Казахстан: 2 Ка-32А11ВС приобретены для Министерства чрезвычайных ситуаций.
- Бразилия
- Турция: 3 многоцелевых вертолёта Ка-32A11BC
- * КНДР
Что может Ка-32?
Для авиационных специалистов стали сюрпризом те возможности, которыми обладает небольшой Ка-32. Характеристики впечатляют, при длине фюзеляжа чуть более 12 метров, в нем легко помещается груз массой свыше 3,7 тонн. При использовании внешней подвески этот параметр можно увеличить до 5 тонн. Эта машина поднимает почти столько же, сколько вести сама с вертикальной скоростью в 15 м/с. Груз она может доставлять в любую точку в радиусе 900 км. Пассажировместимость – 16 человек. Скорость кому-то может показаться небольшой, «всего-то» 230 крейсерская и 260 км/ч максимальная, но ведь и создавался аппарат не для гонок, и даже изначальная военно-противолодочная версия Ка-27 имела целью обнаружение субмарин, что требует определенной неспешности. Зато потолок в 6 000 метров обеспечивает безопасность, даже в случае серьезных атмосферных проблем.
Характеристика конструкции Ка-137
Фюзеляж вертолета имеет сферическую форму, а схема выполнения соосная. Оперение отсутствует полностью. Два несущих винта составляют несущую систему. Лопасти имеют прямоугольную форму и сделаны из полимерных и естественных композитов. Фюзеляж включает в себя отсеки: редукторный, моторный и для спец-, электрооборудования. Полностью состоит из обшивки и каркаса (балок, пола и шпангоутов).
Главный редуктор, привод генератора с переменным током, трансмиссия, агрегаты управления несущих винтов, два топливных бака и блок оборудования расположены в редукторном отсеке. Мотоотсек изолирован от остальных частей фюзеляжа специальными перегородками пожарного типа. Отсек главного оборудования размещен в центральной части фюзеляжа. Он снабжен радиопрозрачным обтекателем, располагавшимся по оси симметрии. Данное размещение разрешает многие проблемы, связанные с заменой модуля. В дне отсека находятся антенные устройства.
Момент инерции сводится к минимуму, поскольку вертолет Ка-137 имеет сферическую форму фюзеляжа. Для лучшей состыковки с поверхностью земли инженеры сделали четырёхамперное шасси с рессорами для подпружинивания. Опорные узлы крепления расположены в местах, где стыкаются силовые балки и шпангоуты. Для стоек шасси использовали композиционные материалы.
К силовой установке вертолета относится поршневой двухтактный двигатель Hirht2706 R05 мощностью до 50 кВт, который создали на фирме GоblerHirthmotoren. На ОП всех категорий устанавливали германские двигатели. На серийные модели БПЛА, используемые для отечественных нужд, устанавливались двигатели российского производства.
К бортовому оборудованию Ка-137 относится цифровая система автоматического управления, бортовая навигационная спутниковая система, тепловизионная или телевизорная камеры, радиолокатор, специализированые датчики и аппаратура трансмиссии. ЦС автоматического управления обязательно включает в себя определенные элементы искусственного интеллекта. БНСС инерциального типа и способна обеспечить автоматический полет по легкой или сложной траектории. Общий тоннаж устройств – до 80 килограммов.
Конструкция
Многоцелевой транспортный вертолёт Ка-32 – гражданская модификация противолодочного вертолёта Ка-27, и по конструкции от него почти не отличается. Фюзеляж – цельнометаллический полумонокок балочно-стрингерной конструкции, состоящий из кабины пилотов, грузового отсека, хвостовой части и мотогондолы.
Пилотская кабина 2-местная, со сдвижными дверями в бортах. Внутри грузового отсека вдоль бортов устанавливаются откидные сиденья – всего их 16. Сдвижная дверь отсека находится в левом борту, ближе к хвостовой части. Сама хвостовая часть выполняет функции отсека с оборудованием.
Силовая установка «тридцать второго» – 2 газотурбинных двигателя ТВ3-117ВМА. Это – высотная модификация известного двигателя, разработанная ещё в 80-е годы для штурмового вертолёта Ка-50. Управление двигателями – автоматическое, в случае отказа автоматики используется вспомогательное – ручное.
В мотогондоле также находится вспомогательная силовая установка АИ-9 – небольшая газовая турбина, от которой работает запускающий двигатели воздушный стартер.
Трёхлопастные винты – складывающиеся, их лопасти – стеклопластиковые, причём пластик усилен углеродным волокном. Втулки винтов, выполненные из стали и титана, оснащены устройствами для гашения колебаний, что снижает уровень вибраций. Хвостовое оперение у Ка-32 представляет собой стабилизатор и два киля-шайбы с рулями направления и предкрылками.
Топливные баки в основном находятся под днищем, но 2 размещены в контейнерах вдоль бортов фюзеляжа. Шасси Ка-32 неубирающееся, с 4 опорами. На случай аварийного приводнения по бортам могут подвешиваться надувные баллонеты, обеспечивающие вертолёту некоторую плавучесть. Пилотажное оборудование Ка-32 обеспечивает не только автоматическую стабилизацию, но даже позволяет выполнять заход на посадку в автоматическом режиме.
Авиационные происшествия
- 4 июня 1987 года — Ка-32Т: Мурманская область, Кольский район, близ пос. Териберка, погибло 4 человека. Причина — обрыв груза на внешней подвеске, вследствие чего лопнувший трос срезал стабилизатор и намотался на несущие винты.
- 17 августа 1990 года — Ка-32С: Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро, погибло 11 человек. Причина — поломка редуктора.
- 27 марта 1991 года — Ка-32С разбился в Ленинградской области. Причина — разрушение лопасти нижнего несущего винта.
- 15 мая 1991 года — Ка-32Т упал в море в Приморском крае.
- 7 октября 1992 года — Ка-32С разбился в Красноярском крае, погибло 4 человека.
- 11 июня 1999 года — Ка-32С разбился в Индонезии, 1 человек погиб. Причина — падение оборотов несущих винтов.
- 4 сентября 2003 года — Ка-32 разбился в Краснодарском крае, 9 человек погибло.
- Апрель 2004 года — Ка-32 разбился в Малайзии, 1 погиб, 2 ранены.
- 4 сентября 2005 года Ка-32 разбился в Малайзии, трое погибли.
- 23 октября 2005 года Ка-32 разбился в Азербайджане, полностью сгорел, 5 человек погибло.
- 28 августа 2006 года Ка-32 потерпел аварию в Турции.
- 6 ноября 2009 года Ка-32А, принадлежавший южнокорейской частной , потерпел крушение на одном из склонов горы Чомбонсан (1424 м) из-за плохих погодных условий. Оба пилота погибли. Вертолёт использовался в подразделении Корейской электрической корпорации (KEPCO), занимающимся монтажом опор ЛЭП. В день крушения вертолёт должен был перевезти груз древесины.
- 23 ноября 2009 года Ка-32А, находившийся в эксплуатации южнокорейской Лесной службы, разбился во время тренировочного полёта в провинции Чолла-Намдо. Погибли пилот вертолёта и два стажёра. Вертолёт столкнулся с поверхностью озера Йонам под углом 70 градусов. Следственная группа пришла к выводу о том, что крушение произошло при имитировании забора воды из озера для тушения лесного пожара. Основными версиями крушения на стадии расследования считались ошибка пилота или отказ оборудования.
- 26 сентября 2010 года Ка-32C (RA-31584) потерпел катастрофу в районе «Лунная Поляна», г. Сочи, Краснодарского края. Катастрофа произошла из-за самовыключения обоих двигателей по причинам применения некондиционного топлива и производственного дефекта регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя. Погибло 2 человека, 1 пострадал.
- 26 апреля 2012 года Ка-32 (ER-KGD) потерпел катастрофу в районе села Остров в Румынии. Вертолёт летел в Турцию для тушения пожаров. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
- 26 июля 2012 года из-за отказа двигателя Ка-32АО (RA-31579) совершил грубую посадку в районе г. Сочи Краснодарского края. Вертолёт получил незначительные повреждения, жертв нет.
- 9 августа 2012 года Ка-32Т (RA-31596) в 15:20 (по местному времени) потерпел катастрофу в районе села Карачам в провинции Мугла в Турции. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
- 3 сентября 2012 года в районе населённого пункта Мемориа (Memoria) (Португалия) при выполнении полёта по тушению пожаров Ка-32А11ВС (CS-HMO) в результате отказа двигателя, во время забора воды, с последующим разгоном со снижением зацепился внешней подвеской за ограждение и упал. Вертолёт получил значительные повреждения.
- 4 августа 2013 года вертолёт Ка-32А11BC (C-JKHL) совершил грубую посадку в районе населённого пункта Белла Кулла (Bella Coola) (Канада). Вертолёт получил повреждения. Пострадавших нет.
- 11 ноября 2014 года — Ка-32 МЧС РФ в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полёта совершил жёсткую посадку в районе населённого пункта Сухая Падина Ставропольского края. Ка-32 получил повреждение и загорелся, четыре человека получили различные травмы, позже один скончался в больнице; погиб командир воздушного судна.
- 3 июля 2020 года — Ка-32С, принадлежащий , совершил вынужденную посадку на воду. На борту находились 3 члена экипажа. Никто не пострадал.
Эксплуатация
Применять вертолёты Ка-32 начали задолго до их запуска в серию.
Затем, в период с 1983 по 1985 год на «тридцать втором» установили несколько мировых рекордов – по скороподъёмности, высоте полёта и высоте подъёма груза. Причём все рекорды были установлены женским экипажем.
В 1986 году, вскоре после начала массового выпуска «тридцать второго» и его международного дебюта на авиасалоне в Ле-Бурже, вертолёт пригодился при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Высокая маневренность Ка-32 при полётах с грузом на подвеске позволила использовать его для опускания датчиков в вытяжную трубу энергоблока.
Впоследствии, после развала СССР, «тридцать второй» продолжили активно эксплуатировать в России и странах СНГ. И не только: в Испании и Португалии летают пожарные Ка-32, машины КБ Камова активно закупали Канада и Швейцария, а в Южной Корее «тридцать второй» даже приняли на вооружение.
Лётно-технические характеристики
Основные размеры
- диаметр несущих винтов: 15,9 м
- высота вертолёта: 5,45 м
- длина вертолёта (со сложенными лопастями): 12,217 м
- ширина вертолёта (со сложенными лопастями): 3,805 м
- угол наклона вала несущих винтов: +4°30′ (вперёд)
Габариты фюзеляжа с оперением не выходят за границы площади, ометаемой несущими винтами.
Весовые характеристики
- Минимальная взлётная масса вертолёта: 7200 кг
- Максимальная взлётная масса вертолёта: 11 000 кг
- Максимальная полётная масса с грузом на внешней подвеске: 12 700 кг
- Максимальная масса груза в грузовой кабине:
- Ка-32С: 3300 кг
- Ка-32Т: 3500 кг
- Ка-32А и более поздние модификации: 3700 кг
Максимальная масса груза на внешней подвеске: 5000 кг