Почему индия откажется от французского rafale в пользу российского су

Примечания

  1. OrBat France — MilAvia Press.com: Military Aviation Publications
  2. 12 Франция усовершенствует истребители Rafale для ВМС
  3. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер Архивировано 3 февраля 2012 года.
  4. Елисейский дворец приветствует победу «Рафалей» в индийском тендере
  5. Контракт на поставку истребителей «Рафаль» ВВС ОАЭ может быть подписан в ноябре
  6. Булат, Павел. На пути к пятому и шестому поколению. Часть VI (недоступная ссылка)
  7. Rafale page, Federation of American Scientists site, accessed February 14, 2010
  8. Архивировано 2 июля 2013 года. // MBDA — e-catalogue
  9. Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь, 2006, ОАО «Авиадвигатель», стр. 121
  10. Optimized airframe Архивировано 6 декабря 2009 года.
  11. Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
  12. Французские вооружённые силы получат еще 60 истребителей Rafale. Lenta.ru (13 ноября 2009 года). Проверено 12 августа 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
  13. Производство Rafale закроют из-за отсутствия заказов
  14. 12 2015 Results Presentation
  15. 12 The Military Balance 2017
  16. Egypt receives first single-seat Rafales
  17. Qatar signs on to buy 12 Rafale fighter jets from France (рус.). The Washington Post (December 7 2017). Проверено 8 декабря 2020.
  18. Индия и Франция подписали контракт на поставку 36 истребителей Rafale
  19. контракт между подписан в Нью-Дели. Сделка оценивается в 8 млрд евро
  20. THE LIBYAN UPRISING: AN UNCERTAIN TRAJECTORY, p.31
  21. Как французский авианосец бомбит «Исламское государство» // BBC (видео)
  22. В центральной части Франции разбился истребитель «Рафаль»
  23. ВМС Франции: разбившиеся над Средиземным морем истребители столкнулись
  24. 12 Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года.
  25. 1234 Aircraft Characteristics Архивировано 28 января 2012 года.
  26. https://www.dassault-aviation.com/wp-content/blogs.dir/1/files/2012/08/Fox_Three_nr_2.pdf
  27. Official Rafale specifications , FR: Dassault, <https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
  28. Official Typhoon Specifications , Eurofighter, <https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
  29. Eurofighter Typhoon , DE: Luftwaffe, <https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
  30. F-16C/D Factsheet. US Air Force
  31. F-16 Specifications. Lockheed Martin
  32. F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
  33. Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
  34. Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
  35. 123

    , Blogspot, <>

  36. Official Gripen IN Technical Specifications , SE: Saab, <https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
  37. Pressbrief Gripen NG , NL, 8 Aug, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
  38. 12Saab NG presentation , JSF Nieuws, с. 5, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
  39. MiG-35 , RU: MiG Aravia, <https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
  40. MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
  41. MiG-35 , Deagel, <https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
  42. MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
  43. Aero India 2007 Brochure , Bharat-Rakshak, <https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
  44. F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
  45. Technische Daten Eurofighter Austria , AT: Air Power, <https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
  46. «Gripen Dimensions». Saab
  47. https://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
  48. «Fox Three.» dassault-aviation.com .
  49. Austrian Airforce
  50. Gripen Supercruises
  51. EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
  52. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  53. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  54. Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
  55. Capaccio, Tony . Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Проверено 12 сентября 2011.

История создания

Rafale, французский боевой самолёт, появился благодаря расхождениям военных доктрин западных стран: Германия и Англия хотели видеть в Еврофайтере-2000 могучее средство ПВО, новейший перехватчик, а Франция предпочла разработку самолёта, который смог бы заменить штурмовые «Миражи» серии «2000 D/N» или Étendard, Этандер (также разработанный ).

Новейший истребитель и штурмовик должен был использоваться не только в обороне, но и для завоевания господства в воздухе, штурмовых ударов по наземным целям, завоевания воздушного превосходства.

Сжато историю появления одной из лучших многоцелевых воздушных машин современности можно представить так:

  • 1983, начинает разработки многоцелевого истребителя на базе «Тактического Военного Самолета»;
  • 1985, проекту присваивается название «АСХ»;
  • 1986, «Avion de Combat Experimentale» совершает первый пробный полёт;
  • 1987, проект получает название Rafale-А и турбореактивный двигатель французского же ;
  • 1990, разработан и испытан одноместный Rafale C (от «Сhasseur», «охотник», как во Франции называют истребители) и Rafalе-В (двухместный);
  • 1991, испытательные полёты с посадкой на авианосец истребителя Rafale М с усиленным стойками шасси от «Бугатти» (Messier-Bugatti).

Где-то в районе 91-95 годов многоцелевой Rafale всё же перестал быть полностью французским, появилась небольшая, но важная импортная деталь: кресло для катапультирования Martin-Baker Mk.16 (US16E), этот разработанные на «Локхиде» образец был лучше любых французских аналогов.

https://youtube.com/watch?v=ny7dnDFAoQQ

С 1996 года началось масштабное производство Dassault Rafale сразу и для ВВС, и для военно-морских сил Франции, в 2004 (ВМС) и 2006 (ВВС) годах самолёт поступает на вооружение Пятой республики.

Интересные факты

https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)

  1. Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
  2. До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
  3. Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
  4. В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как «вдова Рафаэля». Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине «Форнарина», реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты» также свидетельствует о замужестве.
  5. Болезненное голубоватое пятно на груди «Форнарины» дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
  6. В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием «Рафаэль. Поэзия образа» было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
  7. Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец. 

Первый раунд: выбор специалистов

Франция:Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку —Дассо-Мираж» 2000. 

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американскихколлег».

Дассо Рафаль»

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика(карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания:Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов,Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть впочти стелс».Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и уРафаля».

Еврофайтер Тайфун»(фото: David Ellins)

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первомугрифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеровСааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.

SAAB JAS-39Грипен»(фото: Tuomo Salonen)

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000(фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

Оценки:

Dassault Rafale — 4,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Радиолокационная станция

РЛС обеспечивает следующие режимы работы: “воздух—воздух”, “воздух—море” и “воздух—земля”. Она будет способна осуществлять одновременно поиск до восьми воздушных целей в верхней и нижней полусферах, их опознавание, сопровождение и обеспечивать залповый пуск четырех управляемых ракет “Мика”.

Требуемая дальность обнаружения составляет ПО км при поиске по скорости и 93 км при поиске по дальности в верхней полусфере.

Дальность обнаружения в нижней полусфере составляет также 93 км в переднем секторе и 55 км во всех других секторах. В режиме обзора нижней полусферы РЛС будет способна обнаруживать цели с эффективной поверхностью рассеивания от 0,1 м2. Зона обзора составляет ±70° по углу возвышения и ±60° по азимуту.

Большое внимание при проектировании “Шквала” уделено проблеме взаимодействия летчика и самолета. Будет установлено четыре многофункциональных индикатора: голографический индикатор лобового стекла с полем зрения 30х220, коллиматорный индикатор в верхней части приборной доски и два цветных сбоку. Система включает искусственный интеллект, осуществляющий выбор параметров дня индикации

Летчик управляет самолетом с помощью двух мини-ручек, на которых расположены тумблеры и переключатели управления основными бортовыми системами

Система включает искусственный интеллект, осуществляющий выбор параметров дня индикации. Летчик управляет самолетом с помощью двух мини-ручек, на которых расположены тумблеры и переключатели управления основными бортовыми системами.

Предполагается применить речевую систему управления, а также нашлемный индикатор и прицел. Для ослабления воздействия больших перегрузок летчик будет одет в противоперегрузочный костюм с регулируемым наддувом, а спинка его кресла отклонена назад на 32° (на боевом самолете — 29°).

Ссылки

Самолёты Дассо Ависьон (Dassault Aviation)
Числовое обозначение MD.303 · MD.311 · MD.312 · MD.315 · MD.316 · MD.320 · MD.410 · MD.415 · MD.450 · MD.452 · MD.453 · MD.454 · MD.455 · MD.550
Военные Alpha Jet · Balzac V · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1 · Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale

· Spirale · Super Étendard · Super Mystère

Гражданские Communauté · Hirondelle · Mercure · Mystere 10 · Mystere 20 · Falcon 10 · Falcon 20 · Falcon 30 · Falcon 50 · Falcon 100 · Falcon 200 · Falcon 900 · Falcon 2000 · Falcon 7X ·

Сравнительные ТТХ и ЛТХ по данным индийского салона 2012

Успешный многоцелевой «Dassault Rafale» прочно вошел в историю авиастроения и развития мировых Военно-Воздушных Сил. Это было доказано, в частности, победой конструкторов из «Дассо Авиасьон» над американскими производителями военных воздушных судов из «Локхида» и «Боинга», также как и над российским бюро «МиГ» на коммерческой выставке в Индии в 2012 году.

Подробная таблица данных по Индийскому авиасалону 2012, технические и летные характеристики Rafale в сравнении с другими, тоже очень известными марками воздушных боевых машин подобного класса:

Страна Франция США США Россия Другие
Название Dassault Rafale F-16 Fighting Falcon F/A-18E/F Super Hornet МиГ-35 Еврофайтер Тайфун
Длина, м. 15,30 15,03 18,31 18,31 15,96
Размах крыла, м. 10,90 10,00 13,62 12,00 10,95
Площадь крыла, кв.м. 45,7 27,9 46,5 30,0 50,0
Боевая нагрузка, кг. 9500 7800 8050 7000 7500
Вес (пустой самолёт), кг. 10000 9979 14552 11000 11000
Подвески с вооружением 14 (5 для тяжелого вооружения) 11 11 10 13
Максимальная тяга на форсаже, кН. 2х75 1х144 2х98 2х88,3 2х90
Максимальная тяга, кН. 2х50 1х84 2х62 2х53 2х90
Макс. скорость на высоте, М. 1,8 2,0 1,8 2,25 2,25
Боевой радиус, км. 1389 550 722 1000 1390
Практический потолок, м. 15.240 18.000 15.000 17.500 19.812
Стоимость (на год проведения салона, $млн.) 85-124 50 55 45 120

При сличении цифр даже без калькулятора видно, что создатели Rafale сумели добиться золотой середины между массой самолета, его вооруженностью и летно-техническими характеристиками. И в отличие от МиГ-35 или Fighting Falcon, к которым возникли претензии, Rafale cмог подтвердить все проектные характеристики на испытательных полетах.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Рафаль принадлежит к классу однокилевых самолётов, оба двигателя расположены сзади. Выполнен по хорошо зарекомендовавшей себя еще на Миражах аэродинамической модели «утка» или «бесхвостка». При создании «Шквала» военные требовали от фирмы-производителя двух основных вещей:

  • самолет должен быть легче общеевропейского;
  • быть менее заметен для вражеских РЛС.

Инженерам из «Дассо Аваиасьон» удалось добиться элегантного решения поставленных перед ними задач, когда они решили использовать для корпуса самолёта и его крыльев три основных материала:

  • титан;
  • алюминиево-литиевые сплавы;
  • кевлар;
  • углепластик;
  • композиты.

Более 20% деталей (по массе более 25%) этого самолета изготовлены из композитов и углепластика. В итоге получилось не бездумное копирование американских stealth-технологий, а элегантное чисто европейское решение при внушительных общих ТТХ:

  • площадь крыла — 46 кв. м.;
  • размах крыла — всего 11 м (что значительно меньше аналогичной цифры у МиГов или американских многоцелевых истребителей);
  • длина ─ 15, 3 м;
  • масса (пустой самолет) ─ 9 тонн (морские, с индексом M ровно на 500 кг тяжелее);
  • масса (максимальная взлётная) ─ 21,5 тонны;
  • высота ─ 5,3 метра.

При этом машина способена развивать скорость до 2 тыс. км/час, подниматься на практическую высоту более 15 тыс. метров и технически способен выдерживать перегрузки до 9 g. Таким образом, новый многоцелевой аппарат способен совершать сверхзвуковые полёты и маневры на скорости более 1.4 М или свыше 1700 км/час. Самолет снабжен передним горизонтальным оперением для большей маневренности при резких разворотах в воздушных боях или ухода от зенитных снарядов или ракет типа воздух-воздух.

Создатели предусмотрели место и для запасных топливных баков, как подвесных (ПТБ), так и для конформных (КТБ). В случае полёта на сверхзвуке подвесные топливные баки предусмотрены меньших объемов, чем для операций на дальних расстояниях (соответственно по 1250 и 2000 л.).

Интересной особенностью самолёта являлось расположение параболических антенн авиационных РЛС: на перехватчиках их устанавливают, преимущественно, спереди, у истребителей их больше на корме. На Rafale же удачно совмещены эти схемы (позже ставшие обычными для многоцелевых проектов четвертого и «4+» поколений).

Помимо традиционных средств РЛС, самолет снабжен такой интересной системой как разработанная специально для него SPECTRa. Название этой новейшей разработки расшифровываясь как «система защиты и предотвращения угрозам для Rafale».

Она включает в себя систему инфракрасных датчиков, предупреждающих о радиолокационном и лазерном облучении истребителя. И даже аппаратуру, способную подавлять вражеские средства РЭБ и лазерную подсветку.

Происшествия

  • 6 декабря 2007 истребитель модификацииРафаль B (сер. номер 316, истребительной эскадрильи 1/7 «Прованс» (фр. l’escadron de chasse 1/7 “Provence”) ВВС Франции), взлетевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, разбился в 18:30 по местному времени, вблизи населенного пункта Невик, в центральной части Франции. Самолёт выполнял тренировочный полёт. Причина — сбой в электродистанционной системе управления полётом. Пилот — капитан Эммануэль Морьюзе (фр. Le capitaine Emmanuel Moriuser) погиб.
  • 24 сентября 2009 два истребителя модификацииРафаль M (сер. номера 22 и 25, 12-й флотилии ВМС Франции), упали в Средиземное море в 30 км от города Перпиньян, в результате столкновения. Катастрофа произошла в 18:10 по местному времени, при возвращении самолётов на авианосец «Шарль де Голль». Согласно информации из Бюро расследований происшествий при министерстве обороны (фр. Bureau enquetes accident de la Defense), причиной катастрофы явился человеческий фактор. Пилот одного из истребителей, капитан 3-го ранга Жан Бофиль (фр. Capitaine de corvette Yann Beaufils) катапультировался. Пилот второго истребителя, капитан 2-го ранга Франсуа Дюфло (фр. Capitaine de fregate François Duflot) погиб.
  • 28 ноября 2010 истребитель модификацииРафаль M (сер. номер 18, 12-й флотилии ВМС Франции) упал в Аравийское море, возвращаясь на авианосец «Шарль де Голль» после выполнения боевого задания по поддержке коалиционных сил в контртеррористической операции в Афганистане. Авария произошла в 100 км от побережья Пакистана. Причина — техническая неисправность. Пилот катапультировался и был подобран спасательным вертолётом.
  • 2 июля 2012 — французский палубный истребительРафаль M (сер. номер 24, 12-й флотилии ВМС Франции) разбился во время учений. Инцидент случился в Средиземном море с самолетом, базировавшимся на авианосце «Шарль де Голль». Пилот успел катапультироваться и остался в живых, спустя некоторое время его подобрал американский вертолёт. В Средиземноморье проходили совместные учения авианосцев Франции и США.

Окраска, декали

Вариант окраски, который предлагает производитель – светло серый однотонный корпус с отдельными темно-серыми и серебристыми элементами. Для окраски применялся акрил Tamiya. Базовым цветом был выбран XF-54 DARK SEA GREY. Наносилась краска в два слоя с промежуточной просушкой, кистью №3. Также использовались цвета:

  • XF-77 (SASEBO ARSENAL) — кокпит, кресло,;
  • XF-80 ROYAL LIGHT GRAY – стойки и ниши шасси, диски шасси, ракеты на подвесах и концовках крыльев;
  • XF-69 NATO BLACK — кокпит, кресло, элементы передней ниши шасси, шины шасси, сопла, фонарь изнутри;
  • XF-7 FLAT RED – ручки и кнопки в кабине, фара на левом крыле;
  • XF-26 DEEP GREN — фара на правом крыле, дисплеи в кокпите;
  • XF-60 DARK YELLOW – фара на передней стойке;
  • XF-16 FLAT ALUMINUM – штоки амортизаторов, панели корпуса.
  • XF-63 GERMAN GREY + XF-16 FLAT ALUMINUM – сопла;
  • XF-35 SEMI GLOSS CLEAR – покрытие лаком .

В кокпите, стойках, нишах и дисках шасси применялась«смывка» из черной акварели.

Расшивка выделялась простым карандашом мягкостью 2М. Из трех вариантов декалей был выбран борт номер 15 – Operation Harmattan, Flottille 12F – R91 Charles de Gaulle — Lybya на время 2011 года. Надо сказать спасибо производителю за достаточно объемную и подробную декаль. В процессе ее нанесения мне показалась, что ей не хватает «прилипания» к поверхности (может, конечно, мало выдерживал?..).

Тактико-технические характеристики


Dassault Rafale

Технические характеристики

  • Экипаж: 1—2 человека
  • Длина: 15,30 м
  • Размах крыла: 10,90 м
  • Высота: 5,30 м
  • Площадь крыла: 45,7 м²
  • Масса пустого: 10 000 кг
  • Нормальная взлетная масса: 14 710 кг
  • Максимальная взлётная масса: 24 500 кг
  • Масса полезной нагрузки: 9500 кг
  • Масса топлива во внутренних баках 4700 кг
  • Масса топлива в ПТБ: 6700 кг
  • Двигатель: 2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4

    • сухая масса двигателя: 897 кг
    • максимальная тяга: 2×5100 кгс
    • тяга на форсаже: 2×7500 кгс
    • температура газов перед турбиной: +1577 °C (1850 K)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: ~ 2200 км/ч (M=1,8)
  • Радиус: 1800 км
  • Боевой радиус: 1389 км в варианте подвески: 3 ПТБ, 2 УР MICA, 2 УР Мeteor, 6 LGB/PGM, 1 Navigation POD.
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Скороподъёмность: >305 м/с (18 300 м/мин)
  • Нагрузка на крыло: 326 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,03
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3,2/+9,0 g

Вооружение

  • Пушечное: 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр/мин), боезапас — 125 патронов типа APIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
  • Ракеты:

    • «воздух—воздух»: MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, «Мажик» II
    • «воздух—поверхность»: ASMP с ядерной боевой частью, «Апач», AM-39, Storm Shadow, AASM.
Двигатель
  • Форсированная тяга: 7440 кгс
  • Удельный расход топлива
    • Без форсажа: 0,875 кг на кгс в час
    • На форсаже: 1,75 кг на кгс в час
  • Наружный диаметр: 0,78 м
  • Длина: 3,5 м
  • Масса: 880 кг

В начале г. выяснилось, что двигатели самолётов «Рафаль», предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта, тогда как в походных условиях такая профилактика не могла проводиться чаще, чем через 500 часов. В результате вся партия самолётов «Рафаль» была забракована[].

Колоссальные инвестиции

Несмотря на срыв запланированных сроков ОКР по самолёту, эксперты отмечают, что Dassault Rafale смогла создать одну из лучших машин четвёртого поколения, обладающую к тому же значительным модернизационным потенциалом. По словам военного эксперта Юрия Кнутова, у французского истребителя хорошая динамика разгона, превосходная электроника и надёжный прицельный комплекс, но стоимость машины чрезмерно высока — даже с учётом всех этих достоинств.

  • Пара Dassault Rafale в небе над авиабазой Сен-Дизье
  • Reuters

В 1980-е годы Минобороны Франции планировало вложить в разработку нового истребителя 155 млрд франков (около €24 млрд), но в итоге к концу 1990-х годов инвестиции в этот проект достигли 320 млрд франков (€50 млрд).

Слишком высокой оказалась и цена одной серийной машины. Так, в СМИ встречается информация, что в 2000-е годы за один Dassault Rafale Минобороны Франции платило от $85 млн до $124 млн — в зависимости от модификации.

С учётом колоссальных инвестиций в Dassault Rafale, французы надеялись окупить проект за счёт экспортных контрактов. Однако в 2000-е Dassault Aviation не смог договориться о поставках своего детища в Швейцарию, Ливию, ОАЭ и Бразилию. В декабре 2011 года Жерар Лонге, занимавший тогда пост министра обороны Франции, заявил, что серийное производство истребителей будет закрыто, если до 2018 года Dassault Aviation не получит заказ от иностранного государства.

В январе 2012 года Dassault Aviation выиграла стартовавший ещё в 2007 году конкурс Минобороны Индии на поставку 126 лёгких многофункциональных боевых самолётов (MMRCA). В последующие годы Dassault Aviation заключила несколько контрактов с Египтом и Катаром по продаже Rafale.

Также по теме


«Серьёзные рычаги влияния»: как работа Шанахана на посту временного главы Пентагона может сказаться на закупках F-35

Временно исполняющего обязанности министра обороны США Патрика Шанахана заподозрили в лоббировании интересов корпорации Boeing, в…

Каир согласился приобрести 24 самолёта за €5,2 млрд, Доха — 36 машин за €6,7 млрд. Таким образом каждый французский истребитель обошёлся Египту в €216 млн, а Катару — в €241 млн. По словам Кнутова, астрономическая сумма сделок объясняется тем, что французы всегда включают в контракты расходы на сервисное обслуживание.

Реализация сделки с Индией обернулась большими проблемами для обеих сторон. Согласно требованиям конкурса, Дели должен получить 126 самолётов за сумму в пределах $12 млрд. Кроме того, обязательным условием была сборка 108 машин в Индии на мощностях Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

После победы в конкурсе Dassault Aviation между двумя контрагентами возникли серьёзные разногласия по вопросам стоимости и производственной кооперации. В итоге в 2016 году глава правительства Индии Нарендра Моди одобрил заключение с французами контракта на покупку 36 самолётов Rafale за $8,7 млрд. Детали сделки были засекречены.

Решение Моди подписать контракт с Dassault Aviation вызвало в Индии политический скандал

Оппозиция обратила внимание на очевидное несоблюдение условий конкурса, а также на завышенную стоимость французских истребителей

Первый модернизированный истребитель Rafale M для ВВС Франции

Dassault Rafale — многоцелевой истребитель

Разработка самолета была начата в 1983 году, за два года до официального выхода Франции из программы по созданию перспективного европейского истребителя FEFA, получившего позже название Eurofighter 2000.

Dassault Rafale — многоцелевой истребитель / Фото: upload.wikimedia.orgКак и Eurofighter, самолет Rafale предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам.Первый полет экспериментального истребителя Rafale А состоялся в июле 1986 года. Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С поднялся в воздух в мае 1991 года, а первый опытный палубный самолет, предназначенный для вооружения французских авианосцев, Rafale М взлетел в декабре 1991 года. Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самолетов соответственно.

Фото: upload.wikimedia.orgМодификации:• Rafale A: прототип самолета Rafale. Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет Rafale C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг (16000 фунтов), на базе которых был разработан двигатель М88. • Rafale B: опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Rafale C, но сохранивший все функциональные возможности. • Rafale C: два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение Rafale D — французский термин для самолета-невидимки технологии «стелс», но в 1990 г. был переименован в Rafale C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах. • Rafale M: два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением Rafale M. Схож с самолетом Rafale C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.

Фото: upload.wikimedia.orgТактико-технические показатели

Технические характеристики
Экипаж, чел 1-2
Размах крыла, м 10,8
Длина самолета, м 15,3
Высота самолета, м 5,34
Площадь крыла, кв.м 46
Масса, кг: пустого — 10500 максимальная взлетная — 24500
Топливо, кг: внутреннее — 4500 ПТБ — 7500
Двигатель 2 ТРД SNECMA M88-3
Максимальная тяга, кгс 2 x 8870
Максимальная скорость, км/ч: крейсерская — 1100 максимальная боевая — 1390 максимальная на высоте 11000 — 2125
Скороподъемность, м/мин 3700
Практический потолок около, м 20000
Боевой радиус действия, км: в роли ударного самолета — 1100 в роли перехватчика — 1800
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9

Вооружение:1 30-мм пушка GIAT M30/719B. Боевая нагрузка — 9500 кг на 14 узлах подвески. 1 х 900 кг ядерная ракета ближнего действия ASMP (100-150 килотонн). В роли перехватчика:

«Похоронить проект»

Боевые возможности Rafale неоднократно критиковала западная пресса. В августе прошлого года американское издание The National Interest опубликовало материал, посвящённый российскому многофункциональному самолёту Су-35. В статье утверждалось, что этот истребитель не оставит Rafale ни единого шанса в потенциальном бою.

Концептуальный облик европейского самолёта пятого поколения

Между тем Dassault Aviation не ограничивается лишь модернизацией своего основного проекта. Французская корпорация совместно с другими европейскими компаниями планирует разработать самолёт пятого поколения по схеме летающее крыло. Презентация концептуального облика истребителя состоялась в мае прошлого года. Специалисты Dassault Aviation считают, что новая машина откроет путь к появлению беспилотного боевого самолёта.

Юрий Кнутов скептически оценивает перспективы реализации европейского проекта самолёта пятого поколения. По его мнению, Dassault Aviation неизбежно столкнётся с проблемами в сфере кооперации с европейскими предприятиями. Собеседник RT выразил уверенность, что США будут оказывать огромное давление на Францию и другие государства, продвигая на европейском рынке свой F-35 Lightning II.

Особенности

Современное авиастроение — одна из самых науко- и капиталоемких отраслей промышленности, оставившая далеко позади такие затратные отрасли, как танкостроение, кораблестроение и многие другие. В связи с этим разработка и производство современного истребителя в условиях одной отдельно взятой страны вызывает огромные трудности и на сегодня является редкостью. Несмотря на это французским специалистам удалось не только разработать, но и наладить серийное производство своего истребителя без внешней помощи. При этом Dassault Rafale является относительно простой и дешевой боевой машиной, эффективность и надежность которой были доказаны в ходе боевых действий в Афганистане и Ливии.

Dassault Rafale, вид спереди. Каналы воздухозаборников двигателей, расположенные под «брюхом» фюзеляжа, имеют S-образную форму, что позволяет скрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения

Кроме того, особенность данной модели заключается в том, что, как и американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II, она в нескольких вариантах была принята на вооружение ВВС и ВМС Франции.

Модификации

Сегодня компания Dassault Aviation предлагает следующие варианты многоцелевого истребителя Dassault Rafale.

  • Dassault Rafale A — опытно-демонстрационная модель.
  • Dassault Rafale В — самолет для ВВС, двухместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale С — самолет для ВВС, одноместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale М — самолет для ВМС, одноместный, авианосного базирования.
  • Dassault Rafale N — самолет для ВМС, двухместный, авианосного базирования.

В настоящее время готовится к производству новая модификация самолета, которая будет оснащена новыми БРЛС RBE2 и двигателями М88-3, что, без сомнений, поднимет французский истребитель на качественно новый уровень и позволит ему соперничать с моделями пятого поколения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector