Зенитно-ракетный комплекс «бук»

Эволюция “Тора”

Согласно данным открытых источников, первая модификация ЗРК семейства “Тор” поступила на вооружение в 1986 году. С 2011 года в войска поступает модификация комплекса “Тор-М2У”. Боевая машина обеспечивает всеракурсное поражение воздушных целей, в том числе поражающих элементов высокоточного оружия. ЗРК позволяет вести разведку в движении по любой местности и осуществлять одновременный обстрел четырех воздушных целей в заданном секторе.

Современный “Тор-М2” начал поступать в войска с 2016 года. По сравнению с прежними модификациями в нем в полтора-два раза улучшены характеристики зоны поражения, возимого запаса зенитных управляемых ракет, помехозащищенности и другие. Он способен уничтожать цели, летящие со скоростью до 700 м/с, на дальности до 12 км и высоте до 10 км. Батарея, состоящая из четырех машин, может одновременно атаковать 16 целей.

В 2016 году концерн ВКО “Алмаз-Антей” начал работу над арктическим вариантом ЗРК малой дальности — “Тор-М2ДТ”. Новая версия установлена на шасси двухзвенного гусеничного тягача ДТ-30ПМ-Т1 (ДТ — двухзвенный тягач).

В 2018–2019 годах уже может появиться морская версия “Тора”. Об этом сообщили в пресс-службе концерна “Алмаз-Антей” в ходе выставки KADEX 2016. При этом по ряду параметров корабельная версия комплекса будет превосходить существующих представителей семейства “Тор”.

Этот вопрос концерном проработан, и учитывая опыт предприятий кооперации по производству и монтажу комплексов типа “Оса”, “Кинжал” и других на кораблях ВМФ, а также возможность применения комплектующих серийно выпускаемых сухопутных образцов ЗРК “Тор”, можно сделать вывод о создании “морской” версии “Тор” в кратчайшие сроки (первые образцы ЗРК могут появиться в 2018–2019 годах), причем при минимальных затратах

пресс-служба концерна ВКО “Алмаз-Антей”

В 2016 году главный конструктор зенитных ракетных комплексов Ижевского электромеханического завода “Купол” (входит в концерн “Алмаз-Антей”) Иосиф Дризе (создатель ряда современных средств ПВО, скончался в ноябре 2016 года — прим. ТАСС) заявлял, что в перспективе “Тор” станет полностью роботизированным и сможет сбивать цели без участия человека. Как говорил Дризе, ЗРК и сейчас может работать без участия человека, но в ряде случаев оператор необходим в условиях сильных помех. Кроме того, на предприятии занимаются увеличением возможностей “Тора” по уничтожению крылатых ракет, созданных с использованием технологий “стелс”.

О средствах управления

Зенитный ракетный комплекс оснащен:

  • Командным пунктом 9С510. Транспортируется при помощи гусеничного шасси или колесного полуприцепа, использующего тягач. Время на реакцию занимает не более 2 с. Весит до 30 тонн. В экипаже 6 человек.
  • Радиолокационной станцией (РЛС) 9С36, осуществляющей обнаружение целей и наведение ракет в лесистой местности. Станция комплектуется антенной, которая поднимается на высоту до 22 метров. Антенна представляет собой фазированную решетку, обеспечивающую электронное сканирование. Станция устанавливается на гусеничных шасси или на колесных полуприцепах с тягачами. РЛС выявляет цель на дистанции до 120 км. Станция способна одновременно обнаружить до 10 целей, выделив из них четыре приоритетные. На гусеничных шасси станция весит до 36 т, на колесных – 30 т. В экипаже четыре человека.

Радиолокационной станцией 9С18М1-3, выполняющей обнаружение цели. Представляет собой фазированную волноводно-щелевую решетку. Работает станция в несколько этапов. Вначале воздушное пространство сканируется лучом в вертикальной плоскости. Затем полученные данные при помощи телекодовых линий передаются в командный пункт. Дальность обнаружения – 160 км. Обзор длится в течение 6 сек. Специально для автоматической защиты от помех активного характера для станции предусмотрена мгновенная перестройка импульсов и блокировка интервалов дальности. Весит станция до 30 т. Чтобы перевести ее из боевого положения в походное и наоборот, достаточно пяти минут. В экипаже предусмотрено наличие трех человек.

Технические характеристики

Шасси для СОУ разработано Мытищинским Машиностроительным Заводом. На шасси использована гидромеханическая трансмиссия третьей серии с электронным блоком управления. Разработан новый интерьер и система защиты экипажа от подрыва. Увеличена грузоподъемность шасси под большее количество ракет (шесть в транспортно-пусковых контейнерах — против четырёх у «Бук-М2», установленных открыто). Артиллерийская часть пускового устройства разработана на НПП «Старт» в 2006 году.

Сравнительный чертёж ЗУР 3М9, 9М38М1, 9М317 и 9М317МЭ

Зенитный дивизион «Бук-М3» имеет 36 целевых каналов. Как и ЗРК «Бук-М2», новый ЗРК «Бук-М3» имеет в своём составе , что позволяет обнаружить крылатую ракету на высоте 10 м и удалении 40 км. Комплекс способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 5 м до 35 км. В Военной академии войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, где готовят специалистов для зенитных ракетных комплексов и систем средней дальности, отмечают, что возможности «Бука» с обновленной ракетой существенно превосходят потенциал предыдущих ЗРК. Один дивизион таких комплексов может сопровождать и обстреливать до 36 целей, поражая их практически со стопроцентным результатом.

Пусковая установка (ПУ) 9А316М

Ракета 9М317М на этапе испытаний показала наилучшие характеристики. Она поразила мишени, имитирующие по характеристикам не только самолёты армейской, тактической и стратегической авиации и вертолеты, но и тактические баллистические и стратегические крылатые ракеты, а также ракеты противокорабельных комплексов. В ходе выполнения практических стрельб была подтверждена эффективность поражения противокорабельных ракет, летящих на сверхмалых высотах до пяти метров. Телетепловизионная система используется для обнаружения целей, их захвата и пассивного сопровождения в автоматическом режиме в любое время суток, и является всепогодной. Комплекс будет комплектоваться ракетами 9М317М с осколочно-фугасной боевой частью разработки концерна «Алмаз-Антей» производства Долгопрудненского НПП, имеющими более высокую скорость и выдерживающими большие боковые перегрузки по сравнению с ракетами комплекса «Бук-М2». Ракета 9М317М оснащена инерциальной системой управления с активной радиолокационной ГСН, что позволяет атаковать высокоманевренные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, поражать все существующие аэродинамические цели, наземные и надводные цели или оперативно-тактические ракеты. Старт ракеты осуществляется на основном двухрежимном (старт — марш) . Установлена система объективного контроля, созданная на базе современного программного обеспечения с использованием новейшего . Многофункциональная РЛС для СОУ 9А317М создана на ОКР «Авторитет», разработчик — НИИП им. В. В. Тихомирова. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т243М разработана и производится на НПП «Старт». Почти все системы ЗРК «Бук-М3» построены на новой элементной базе. Для связи на комплексе установлены современные цифровые средства связи, обеспечивающие бесперебойный обмен как речевой информацией, так и кодированными данными целераспределения и целеуказания. Наведение ракеты возможно выполнять в различных режимах работы: только по ГСН ракеты, в командном режиме, в смешанном.

В одном из вариантов исполнения — колёсное шасси семейства МЗКТ-6922 для комплекса «Бук-М3» будет производиться в Белоруссии на Минском заводе колёсных тягачей (Volat).

Эскиз ракеты 9М317МЭ

В ракетах комплекса применяется стержневая БЧ с направленным подрывом по целям на высоте до 5 метров. БЧ способна пробивать высокопрочные материалы.

Стартовые и наземные средства комплекса

  • Командный пункт 9С510М — число целевых каналов дивизиона — 36.
  • Станция обнаружения и целеуказания 9С36М — сопровождение целей в диапазоне: дальности от 2,5 до 70 км; высоты от 0,005 до 35 км; скорости до 3000 м/с.
  • Гусеничная самоходная огневая установка (СОУ) 9А317М — несёт 6 ракет в на подъемной рампе с многофункциональной .
  • Пусковая установка (ПУ) 9А316М — несёт 12 ракет в ТПК на подъемной рампе.
  • Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т243М.
  • Ракета 9М317М для уничтожения всех типов целей в воздухе в условиях сильного противодействия не исключая сложно и интенсивно маневрирующие цели, а также расположенные на воде и на земле.

3.2.1. Первый вариант

Результаты моделирования, проведенного на стенде завода-изготовителя ракет для ЗРК «Бук» (ОАО «ДНПП»), однозначно показывают, что условия встречи ракеты с самолетом при обстреле МН17 из любого района населенных пунктов Снежное и Торез (Донецкая область) были бы на встречных курсах. При этом угол между траекториями самолета и ракеты в горизонтальной плоскости не превышал 5-20 град., а в вертикальной плоскости — находился в пределах 0-12 град. (в зависимости от наклонной дальности от точки пуска).

Вариант условий встречи ракеты с самолетом при предельных углах пересечения курса, реализуемых из района «Снежное», представлен нарисунке 16.

Даже поверхностный анализ условий встречи ракеты с самолетом (при предельно возможных углах пересечения курса) показывает, что при пуске ракеты из любой точки в районе «Снежное» поражающими элементами была бы поражена только носовая часть самолета, и не могло быть повреждений крыла, двигателя и тем более стабилизатора и хвостового оперения.

Данное утверждение базируются на следующих фактах.

Характер большинства повреждения конструкции самолета (рис. 16) не может быть объяснен интернет-версией пуска ракеты из района н.п. Снежное. Основные несоответствия — такие условия встречи ракеты с самолетом не объясняют:

— происхождение повреждений левого двигателя, левого крыла, левого стабилизатора и левой стороны хвостового оперения (синий знак вопроса);

— оставшееся невредимым остекление правой стороны кабины (на месте второго пилота), через которое должны были пройти поражающие элементы со скоростью более 2 400 м/с (рисунок 17);

— отсутствие выходных отверстий от поражающих элементов на уцелевших элементах правой стороны кабины пилотов (красный знак вопроса).

Анализ фотографии (рис. 17) показывает, что в районе катастрофы правая часть кабины пилотов и передний гермошпангоут были одним целым, и при этом сохранилась часть остекления кабины на месте второго пилота (правая сторона). При подрыве боевой части ракеты, ориентированной параллельно самолету (в пределах 0-20 град.) повреждения носили бы совершенно другой характер. При такой ориентации ракеты основное направление движения поражающих элементов — поперек конструкции самолета. В этом случае боевая часть ракеты отсекла бы носовую часть самолета, а все сохранившиеся элементы правого борта в районе кабины пилотов имели бы множественные выходные отверстия.

Характеристики поражения целей

ЗРК «Бук М2» способен нейтрализовать вражеские летательные объекты, движущиеся со скоростью до 830 м/с. Однако, по словам экспертов, оптимальным показателем поражения с наибольшей вероятностью является 420 м/с. Что касается минимального скоростного порога, то он варьируется в пределах 48-50 м/с. В модернизированную модель комплекса 2008 года выпуска интегрирована ударная установка, способная уничтожать баллистические ракеты, летящие со скоростью до 1200 м/с.

Важной характеристикой при атаке является идентификация противника. Так «Бук М2» может определять отражающие поверхности самолетов площадью от 2 кв

м., ракет – от 0,05 кв. м. Во время маневра ЗРК способен атаковать сразу 10 аэродинамических единиц.

ЗРК Бук-М1-2 — видео

https://youtube.com/watch?v=cdBMogexK3Q

Одним из существенных отличий ЗРК «Бук-М1-2” от комплекса «Бук-М1» является наличие в составе СОУ 9А310М1-2 лазерного дальномера, позволяющего успешно проводить боевую работу по надводным и наземным целям с выключенным СВЧ-излучением, что заметно улучшает характеристики помехозащищенности, скрытности и живучести комплекса.

Реализованный в комплексе «Бук-М1-2” режим «координатной поддержки» позволяет успешно решать боевые задачи при интенсивном воздействии на комплекс активных помех.

Комплекс обеспечивает поражение аэродинамических целей с максимальными скоростями приближения 1100-1200 м/с и удаления — 300 м/с в зоне по высоте от 15 м до 25 км, по дальности от 3 до 42 км. Обеспечивает поражение крылатых ракет (КР) на дальностях до 26 км, тактических баллистических ракет (ТБР) — на дальностях до 20 км. Зона поражения комплекса при стрельбе по надводным целям — до 25 км. Вероятность поражения одной ракетой 0,8-0,9, работное время 20 с. Время развертывания комплекса из походного положения в боевое до 5 мин. Боевые средства комплекса смонтированы на высокопроходимых самоходных гусеничных шасси, обеспечивающих передвижение как по шоссе, так и по грунтовой дороге и бездорожью с максимальной скоростью 65 км/ч. Запас хода по топливу — 500 км с сохранением запаса для двухчасовой боевой работы.

Комплекс обеспечивает работу при температурах окружающей среды от -50°С до +50° С и высоте над уровнем моря до 3000 м, а также в условиях применения ядерного и химического оружия.

Средства комплекса оборудованы автономными системами электропитания, вместе с этим обеспечена возможность работы от внешних источников питания. Время непрерывной работы средств комплекса -24 часа.

Станция обнаружения целей 9С18М1-1 комплекса Бук-М1-2

В состав комплекса входят боевые средства:

— командный пункт 9С470М1-2, предназначенный для управления боевыми действиями комплекса (один);

— станция обнаружения целей 9С18М1, обеспечивающая обнаружение воздушных целей, опознавание их государственной принадлежности и передачу информации о воздушной обстановке на командный пункт (одна);

— самоходная огневая установка 9А310М1-2, обеспечивающая боевую работу как в составе комплекса в заданном секторе ответственности, так и в автономном режиме и осуществляющая обнаружение, захват цели, опознаваниеее государственной принадлежности и обстрел сопровождаемой цели (шесть);

— пуско-заряжающая установка 9А39М1-2, предназначенная для пуска, транспортирования и хранения ракет 9М317, а также производства с ними погрузочно-разгрузочных работ (три, придаются двум СОУ 9А310М1-2);

— зенитная управляемая ракета 9М317, предназначенная для поражения воздушных, надводных и наземных целей в условиях интенсивного радиопротиводействия противника.

ПЗУ 9А39М1 ЗРК Бук-М1-2

Высокая боевая готовность комплекса 9К37М1-2 поддерживается с помощью придаваемых технических средств.Все технические средства, кроме ПЭС-100 и УКС-400В, смонтированы на шасси автомобилей «Урал-43203» и ЗИЛ-131.В настоящее время параллельно с серийным освоением комплекса «Бук-M1 -2» ведутся работы по существенной модернизации комплекса, направленные на значительное улучшение его тактико-технических характеристик.

Направления модернизации ЗРК «Бук-М1-2»:

— в состав комплекса вводится мобильная станция автоматического обнаружения источников радиоизлучения «Орион», что обеспечивает информационную поддержку и повышает эффективность комплекса в условиях массированного применения организованных помех и противорадиолокационных ракет;

— СОУ 9А310М1-2 и ПЗУ 9А39М1-2 оснащаются системами объективного контроля (СОК), что обеспечивает оперативный документированный контроль процесса боевой работы самоходной огневой установки (СОУ) и пуско-заряжающей установки (ПЗУ) с выводом информации на специальную электронно-вычислительную машину.СОК может быть использована при контроле за действиями экипажа огневой установки в процессе его обучения.

Модификации

Колёсная ПУ ЗРК «Бук-М2» (на шасси МЗКТ-6922) на выставке военной техники посвящённой 65-летию полигона «Капустин Яр», г. Знаменск.

Пуско-заряжающая установка 9А316 комплекса «Бук-М2»

Самоходная огневая установка 9А317 комплекса «Бук-М2»

9К37М1 «Бук-М1»

Сразу после принятия ЗРК 9К37, по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1979 году были начаты работы по дальнейшей модернизации комплекса. Испытания модернизированного комплекса были проведены в 1982 году. По их результатам ЗРК «Бук-М1» был принят на вооружение. Анализ результатов испытаний показал, что по сравнению с базовым вариантом зона поражения была значительно увеличена, вероятность поражения крылатых ракет ALCM не менее 40 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 60 до 70 %, зависшие вертолёты на дальностях от 3,5 до 10 км могут быть поражены с вероятностью от 30 до 40 %. Введена возможность распознавания трёх классов целей: самолёта, вертолёта, баллистической ракеты. Внедрены технические и организационные мероприятия для эффективного противодействия противорадиолокационным ракетам. Все средства ЗРК «Бук-М1» имеют полную взаимозаменяемость с элементами комплекса базовой модификации. В 1983 году комплекс был принят на вооружение. За рубеж поставлялся под наименованием «Ганг».

9К37М1-2 «Бук-М1-2»

В декабре 1992 года распоряжением Президента Российской Федерации были начаты работы над комплексом 9К37М1-2 «Бук-М1-2». Основной задачей модернизации было внедрение ЗУР 9М317 в уже существующие средства ЗРК 9К37М1 «Бук-М1». Доработка комплекса проводилась в период с по 1996 годы. В 1998 году ЗРК 9К37М1-2 «Бук-М1-2» был принят на вооружение армии Российской Федерации.

9К317 «Бук-М2»

С началом малой модернизации комплекса 9К37 развернулись работы над созданием глубоко модифицированного варианта, способного вести огонь по 24 целям. По сравнению с предыдущими модификациями зона поражения самолётов типа F-15 была увеличена до 50 км, вероятность поражения крылатых ракет ALCM на дальностях до 26 км — от 70 до 80 %, вертолёты могли быть поражены с вероятностью от 70 до 80 %. Максимальная скорость обстреливаемых целей 1100 м/с навстречу и 300—400 м/с вдогон. Комплекс может быть развёрнут за 5 минут, темп стрельбы составляет 4 секунды, а время реакции — 10 с. В 1988 году комплекс был принят на вооружение ПВО СВ. Из-за распада СССР и тяжёлой экономической ситуации в России серийное производство комплекса развёрнуто не было. Спустя 15 лет, документация на комплекс была доработана под современную элементную базу серийного производства. С 2008 года комплекс поступил в войска Российской Федерации.

В 1990-е годы был разработан и прошёл совместные испытания вариант комплекса «Бук-М2Э»-«Урал», предназначенный для войск ПВО. Все средства комплекса размещены на колёсных тягачах повышенной проходимости типа КрАЗ и полуприцепах «ЧМЗАП».

«Бук-М2Э» в состоянии эффективно уничтожать цели, обладающие эффективной площадью рассеяния (ЭПР) на уровне до 0,05 м² с вероятностью поражения на уровне 0,6-0,7, время на смену позиции после развёртывания (5 минут), составляет всего 20 секунд

ЗРК «Бук-М2» обеспечивают возможность поражения тактических баллистических ракет противника с дальностью пуска до 150–200 километров..

9К317М «Бук-М3»

Комплекс на новой элементной базе с прежней модернизированной ракетой и значительно повышенными возможностями.

Принятие на вооружение «Бук-М3» планируется до конца 2015 года.

9К37МБ «Бук-МБ»

В мае 2005 года в Минске представлен Белорусский вариант модернизации комплекса ПВО средней дальности 9К37 «Бук» — ЗРК «Бук-МБ».

Машины на базе «Бук»

На базе шасси разработана система уничтожения беспилотных аппаратов и высокоточных боеприпасов путём атаки СВЧ излучением с целью разрушения их электронных компонентов. Эффективная дальность более 10 км. Система обеспечивает новый уровень обороны. Не имеет мировых аналогов.

ЗРК «БУК-М2Э»

Основным отличием нового ЗРК от комплексов предыдущих поколений явилось введение в радиолокационные средства фазированных антенных решеток (ФАР) с электронным управлением лучом, что позволило обеспечить отражение комплексом массированного налета средств воздушного нападения (СВН) в составе до 24 целей.

Комплектация Экспортного облика ЗРК «Бук-М2Э»:

Боевые средства:

— командный пункт (КП);

— станция обнаружения и целеуказания (СОЦ);

— до шести самоходных огневых установок (СОУ) и радиолокаторов подсвета и наведения (РПН) – в любом их сочетании. Количество СОУ и РПН в составе ЗРК определяется Заказчиком. При этом общее их количество – не более 6 единиц;

— пуско-заряжающие установки (ПЗУ). Количество ПЗУ в составе ЗРК определяется Заказчиком и расcчитывается исходя из целесообразности придания СОУ одной ПЗУ, РПН-двух;

— зенитные управляемые ракеты (ЗУР). Количество ЗУР в составе ЗРК определяется Заказчиком исходя из количества в нем СОУ и ПЗУ, а также от принятой в стране системы эшелонирования запаса ЗУР.

Средства технического обслуживания (ТО) и ремонта:

— средства ТО и ремонта всех средств ЗРК, а также автоматизированной комплексной проверки и контроля ракет;

— средства временного хранения и транспортировки ракет, а также такелажное оборудование для погрузочно-разгрузочных работ с ними;

— групповой комплект запасных частей и принадлежностей для всех средств ЗРК;

Учебно-тренировочные средства:

— встроенные в боевые средства комплекса тренажеры;

— учебно-действующие и габаритно-массовые макеты ЗУР.

Основные ТТХ комплекса:
ЗРК «Бук-М2Э» в состоянии вести боевые действия как самостоятельно (автономно), так и в составе группировки войск ПВО при управлении от автоматизированной системы управления зенитной ракетной бригадой «Поляна-Д4М1» или другая АСУ имеющая разрешение к поставке на экспорт и сопрягаемая с комплексом по протоколу обмена.
КП комплекса обеспечивает одновременную обработку информации о воздушной обстановке по 50-ти целям по данным собственной СОЦ и ВКП и осуществляет распределение целей между СОУ и РПН
Комплекс полной комплектации обеспечивает одновременный обстрел летящих с любых направлений на высотах до 24 воздушных целей от 0,015 км-25 км
Зона поражения при стрельбе по самолетам составляет: по дальности от 3 км до 40 км при скорости цели по дальности до 45 км при скорости цели по высоте 830м/с(Нц≥1000м) 300 м/с от 0,015 км до 22-25 км
Максимальная дальность поражения тактических баллистических ракет 20 км
Максимальная дальность поражения авиационных крылатых ракет на высоте 100 м — 20 км
Время реакции комплекса 10-12 с.
Комплекс всепогодный и работает в различных климатических зонах в диапазоне температур от -500 C до +500C при влажности до 98 %

Огневая мощь

Ракета 9М317 является самым грозным оружием ЗРК «Бук М2». Дальность поражения ЗУР составляет 50 км. При этом ракета способна уничтожить цель, парящую в воздухе на высоте в 25 км. В установку интегрирована система инерциального управления с полуактивной радиолокацией ГСН версии 9Э420. Сама ракета имеет массу 715 кг. Скорость полета составляет 1230 м/с. Размах крыльев достигает 0,86 м. Взрыв охватывает радиус в 17 м. В комплекс входит и гусеничная установка 9А317. Она позволяет своевременно обнаружить, распознать и вести наблюдение за воздушной целью. После анализа типа летательного аппарата 9А317 вырабатывает решение задачи поражения и совершает пуск ракеты. Во время полета установка осуществляет не только передачу команд боеголовке, но и предварительно оценивает результаты атаки. Огонь может вестись автономно в заданном секторе либо в составе ЗРК после указания цели с командного пункта. Станция радиолокации установки 9А317 имеет антенную фазированную решетку с возможностью электронно-лучевого сканирования. Это позволяет обнаружить цели на расстоянии в 20 км с углом маневра до 70 градусов. Одновременно станция способна сканировать 10 объектов. Обстрел может вестись по 4 самым приоритетным целям. Также установка оснащена оптической системой телевизионного и матричного каналов. Это позволяет вести наблюдение за воздушным пространством при любых климатических условиях и радиопомехах. Вес установки составляет 35 тонн. В боевой комплектации – 4 ракеты.

Пуско-зарядная система 9А316 базируется на гусеничных шасси. При транспортировке она буксируется на колесном прицепе. Ее масса составляет 38 тонн. В комплектацию входит 8 пусковых ракет. В систему встроено самозарядное устройство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector