Зил-131
Содержание:
- Представительская «Юность»
- Конструктивные особенности
- Технические характеристики полностью соответствовали условиям эксплуатации автомобиля
- История создания и описание модели
- История и назначение грузовика
- ЗИЛ-131 — технические характеристики, фото, модификации обзор
- Продолжение истории и первые серийные машины
- Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131
- Об истории самого массового ЗИЛовского внедорожника
- Рамная часть и узел подвески
- Технические характеристики
- Цены на ЗИЛ-131
- Пожарные автомобили ЗИЛ 130
- Конструкция
Представительская «Юность»
Представительский автобус «Юность» безусловно можно причислить к
наиболее ярким легендам отечественного автопрома. Эта машина выделялась авангардным дизайном
полностью отечественной разработки. А задумана она была, чтобы занять рабочих в
цехах штучной сборки представительских лимузинов.
Первый вариант «Юности» вышел на испытания в 1962 году. Оригинальный
автомобиль привел в восторг Никиту Хрущева. Через несколько лет машина получил
сразу 12 наград на выставке в Ницце. По легенде, купить лицензию на ее
производство в США пытался даже Генри Форд II, в чем ему было отказано.
К сожалению, «Юности» не удалось пойти в серию и в Советском
Союзе. Широкой публике этот автобус стал известен из кинофильма «Операция «Ы»
и другие приключения Шурика», в съемках которого он принял участие.
Конструктивные особенности
Грузовик обладал отличной для своего времени проходимостью: ЗИЛ 131 на бездорожье способен преодолевать броды глубиной до 140 см и подъемы под углом до 30°. А его грузоподъемность составляла до 5 тонн при движении по асфальту и до 3,5 т — на грунтовке. Благодаря этим преимуществам автомобиль получил широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.
Военный ЗИЛ 131 представляет собой грузовик с капотной компоновкой, изначально заимствовавший цельнометаллическую трехместную кабину с водительским и двумя пассажирскими сиденьями у гражданской модели 130. Однако при первой демонстрации военным пришлись не по вкусу сложная форма изогнутых крыльев и замысловатая решетка радиатора, поэтому позже на машину была установлена еще более упрощенная кабина с опытной модели ЗИЛ 165.
Дизайн грузовика являлся просто революционным для середины 1960-х годов, и за последующую сорокалетнюю историю выпуска этого автомобиля его внешний вид оставался практически неизменным. Кабина ЗИЛ 131 и сегодня смотрится достаточно презентабельно, несмотря на простейшую облицовку радиатора и плоские крылья с изгибом. При этом грузовик 131-й модели был еще и более комфортабельным по сравнению со своим предшественником ЗИЛ 157. В частности, он был оснащен панорамным лобовым стеклом, разделенным на две части, обеспечивая лучший обзор для водителя.
Автомашина, обладавшая оригинальной конструкцией, была во многом схожа с другими советскими вездеходными грузовиками своего времени, такими как ЗИЛ 157К или Урал 375. Данная схожесть транспортных средств объяснялась тем, что советские грузовые автомашины этого класса проектировались в соответствии с едиными нормами, а основные различия между ними сводились к тем или иным нюансам решения поставленных задач, позволяющих повысить грузоподъемность, проходимость и другие показатели.
Инженеры приложили немало усилий для обеспечения относительного снижения стоимости и упрощения конструкции тех или иных узлов и устройства автомобиля в целом без снижения приоритетных эксплуатационных показателей. В конечном итоге им удалось добиться великолепного результата: новая модель оказалась действительно лучшей.
https://youtube.com/watch?v=0aM8ay1m6DY
Технические характеристики полностью соответствовали условиям эксплуатации автомобиля
Гражданские предприятия по достоинству оценили устойчивость во время движения, легкость управления и хорошую маневренность Зил 131. Размеры автомобиля в базовой версии были 7 040 х 2 500 х 2 480 (с тентом 2 975) мм. Высокую проходимость на бездорожье обеспечивали шесть ведущих колес ЗиЛ 131. Таким образом, грузовые автомобили уверенно передвигались по тайге, по горной и болотистой местности, по зыбучим пескам и рыхлому снегу, были задействованы в геологоразведочных и буровых работах в северных регионах страны. Шины Зил 131 размером 12,00-20» имели систему централизованного регулирования давления. За счет снижения давления воздуха в шинах удельное давление на грунт также снижалось , что имело особое значение при движении по труднопроходимой местности.
Еще несколько слов хочется сказать о самосвалах ЗиЛ 131, наладить серийное производство которых так и не удалось. Первые два самосвала, один из которых попал в ВСХВ, а другой – в один из местных совхозов, были собраны сразу после выпуска первой партии сто тридцать первых ЗиЛов. Еще несколько машин, выпущенных немного позже, были задействованы в строительстве заводских жилых домов. Заказов на эту модель не было и даже после разработки усовершенствованного ЗиЛ-131Н в начале 90-х годов. Судьба проекта была решена – он отправился в архив.
Технические характеристики соответствуют особенностям эксплуатации ЗиЛ 131. Большая часть его узлов и агрегатов, хоть и унифицирована с базовым семейством грузовиков ЗиЛ-130, но имеет ряд особенностей. Двигатель ЗиЛ 131 был заимствован от 130 модели. Карбюраторный восьмицилиндровый V-образный мотор, с рабочим объемом в 6 литров, имел мощность в 150 л.с. Однако агрегат был несколько доработан и получил предпусковой подогреватель жидкостного типа, встроенный в систему охлаждения. Система зажигания, установленная на двигателе, в зависимости от модификации автомобиля может быть батарейной или контактно-транзисторной. Расход топлива на сто километров пути составлял, в среднем, 40 литров. Топливных баков было два – по 170 литров каждый.
Сцепление автомобиля – сухое, однодисковое. Полностью синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач грузовика работала в паре с двухступенчатой раздаткой ЗиЛ 131, которая, отличалась от раздаточной коробки 157-го ЗиЛа тем, что вместо трех имела доступ лишь к двум ведущим мостам. Передний мост был оснащен электропневматическим приводом, благодаря которому его включение происходило автоматически. Максимальная скорость, развиваемая грузовиком – 80 км/час.
С 1990 года производство этой модели было налажено на Уральском автомоторном заводе, где модернизированную версию 131 ЗиЛа собирали вплоть до 2002 года. С конвейера Московского автозавода с 1967 по 1990 гг. сошло чуть меньше миллиона единиц различных модификаций автомобиля. Несмотря на то, что его выпуск был прекращен уже более 10 лет назад, встретить этот ЗиЛ на дорогах можно достаточно часто. Что касается цены на дизель ЗиЛ 131, то она зависит, в первую очередь, от года выпуска техники. На продажу выставляют и грузовики 1975 – 85 г.в. и грузовики, выпущенные в 90-х годах. Некоторые модели предлагаются с консервации. Средняя стоимость составляет порядка 150 – 300 тыс. рублей. Некоторые продавцы просят за свои машины меньше 100 тыс. рублей, но в этом случае, вам придется вложить немало времени и средств в ремонт ЗиЛ 131.
История создания и описание модели
Первые опытные образцы появились в 1956 году, после чего модель включили в план массового производства. Изначально ЗИЛ-131 планировали использовать как артиллерийский тягач. Для сухопутных войск уже был ЗИЛ-157, однако военные вскоре оценили многофункциональность и надежность новой модели. Опытные тягачи оказались не слишком подходящими из-за склонности к заносам, зато очень быстро ЗИЛ-131 превратился в многоцелевой грузовик и нашел самое широкое применение как в армии, так и на дорогах общего пользования.
Автомобиль получил новую раздаточную коробку и КПП. Грузовую платформу опустили вниз, что улучшило устойчивость машины и одновременно упростило разгрузку / загрузку боеприпасов и других грузов. Кроме того, автомобиль оснастили централизованной системой подкачки шин и другими доработками. Также разработали мощный 6-цилиндровый мотор, который впоследствии уступил место 8-цилиндровому. Трехосная база и относительно легкая и простая трансмиссия стали еще одними преимуществами новой модели.
ЗИЛ 131 был разработан для армейских нужд
Важно отметить капотную компоновку автомобиля. Это было сделано как для того, чтобы унифицировать армейский грузовик с гражданским ЗИЛ-130, так и в целях повышения устойчивости к подрыву под колесами
Если бескапотный автомобиль наезжал на противотранспортную мину, водитель мог серьезно пострадать, капотная же компоновка оставляла кабину практически неповреждённой.
Также дизайнеры реализовали ряд не то чтобы новаторских, но узнаваемых решений: машина получила угловатые крылья, защитную решетка головного освещения и панорамное стекло, разделенное на две части.
Модификации ЗИЛ 131:
- ЗИЛ-131А, он же 131НА — базовая модель с неэкранированным негерметичным электрооборудованием. ЗиЛ-131 бортовой — классический грузовик с дощатым кузовом на стальном каркасе. Задний борт откидывается для погрузки-разгрузки, внутри кузова расположены складывающиеся скамейки для перевозки пассажиров (до 16 человек).
- Тентованный вариант для перевозки людей и грузов.
- 131В — седельный тягач. Мог оснащаться мотором повышенной мощности.
- 131С — «арктические» модификации для холодного климата.
Также на шасси ЗИЛ-131 выпускались различные типа специального оборудования:
- топливозаправщики;
- маслозаправщики;
- автоцистерны
- кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131;
- аэродромные передвижные агрегаты АПА-50М и АПА-35-2В;
- бурильно-крановая установка с глубиной бурения от 3 до 5 м.
Отдельно стоит отметить модификацию Уральского автомоторного завода, с конвейеров которого после 2002 года сошла ЗИЛ 131 пожарная машина, успешно выпускаемая до сих пор.
Базовая вариация выпускалась с 1966 до 1986, после чего появился модернизированный вариант, получивший обозначение ЗИЛ-131Н. Он оснащался как проверенными карбюраторными моторами, так и дизельными установками.
Технические характеристики ЗИЛ 131
История и назначение грузовика
В середине 1950-х годов на заводе имени Лихачева начались работы по созданию полноприводного грузового автомобиля для армии. Вместе с разработкой ЗИС 157 специалисты пытались сконструировать принципиально новую машину. Большинство идей, используемых для техники, ранее уже были реализованы и успешно зарекомендовали себя. При этом автомобиль имел и ряд явных недостатков. В 1956 году разработчики представили опытный грузовик ЗИС 131, унифицированный с моделью ЗИС 130.
Предприятие в тот период испытывало определенные трудности с выпуском деталей и узлов, не являющихся серийными, потому в 1958 году была представлена переходная версия ЗИЛ 165. По техническим характеристикам и конструкции автомобиль был похож на опытный вариант. Однако тестирование показало большое количество недоработок в конструкции продукта. В итоге на заводе решили остановить дальнейшее развитие модели и направить все силы на доработку ЗИЛ 131. С этого момента автомобиль начали усовершенствовать. В 1959 году были проведены испытания опытной партии грузовиков, после чего ожидалось открытие массовой сборки, но различные трудности не позволили сделать это.
В 1960 году предприятие выпустило модель ЗИЛ 132 с более высокой проходимостью, но в серию она не пошла. В 1964 году на заводе началось глобальное обновление производственной программы. Изменения затронули внутреннее содержание и внешность грузовиков. Модернизация коснулась и ЗИЛ 131. Изначально модель предполагалось унифицировать с ЗИЛ 130, но военные представители подобные попытки пресекли. С витиеватой облицовкой радиатора и дутыми передними крыльями в полевых условиях было бы очень тяжело.
Первая серийная партия ЗИЛ 131 была выпущена в 1967 году. За 8 лет инженеры существенно доработали автомобиль, сделав его достойной заменой ЗИЛ 157. По уровню комфорта, грузоподъемности, проходимости и скорости он заметно превосходил предшественника. В 1974 году продукт удостоился Государственного знака качества.
В первоначальной вариации модель просуществовала почти 20 лет. В 1986 году завод имени Лихачева показал ее модернизированный вариант – ЗИЛ 131Н. Автомобиль выпускался с дизельными и (модификации ЗИЛ 131Н1 и ЗИЛ 131Н2) и бензиновыми (модификация ЗИЛ 131Н) моторами. Спустя год производство модели началось на Уральском автозаводе.
Помимо базового исполнения, у грузовика существовали основные модификации. Среди них:
- ЗИЛ 131А – версия с неэкранированным негерметичным электрооборудованием;
- ЗИЛ 131В – седельный тягач. На его основе выпускался автопоезд ЗИЛ 137, состоящий из седельного тягача и 10-тонного прицепа;
- ЗИЛ 131С – автомобиль для холодного климата.
Большое распространение получили шасси ЗИЛ 131, которые использовались для монтажа оборудования. На базе автомобиля производились маслозаправщики, топливозаправщики, автоцистерны, версии с кузовами-фургонами, специальные автомобили повышенной массы, автомастерские и другие виды техники.
В Москве выпуск ЗИЛ 131 был завершен в 1994 году. В модельном ряду бренда его заменил ЗИЛ 4334. Однако на Уральском автозаводе производство грузовика продолжалось. Формально оно завершилось только в 2002 году. При этом Уральский автозавод продолжил выпускать модель АМУР 521320, которая была полноценным аналогом ЗИЛ 131Н.
Грузовик обладал большим запасом прочности и отменными тяговыми качествами. Его можно было использовать на любых дорогах при температуре от -40 до +50 градусов. Именно эти качества и привлекали потребителей. ЗИЛ 131 использовался не только на территории СССР. Модель активно экспортировали в государства Варшавского договора и дружественные Союзу страны. Для транспортировки личного состава и армейских грузов данная техника подходила идеально. Наибольшее распространение ЗИЛ 131 получил именно в военной сфере, куда поставлялись версии с трехступенчатой фильтрацией воздуха и экранированным электрическим оборудованием, способные передвигаться в критических погодных и дорожных условиях.
ЗИЛ-131 — технические характеристики, фото, модификации обзор
Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.
Модификации
- ЗИЛ-131 – базовая модификация;
- ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
- ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг).
Производился в 1968-1986 годах;
- ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
- ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
- ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика.
Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
- ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
- ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
- ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
- ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
- ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении.
Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами.
Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
- ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
- ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
- ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
- ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
- ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
- ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
- ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.
Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.
Подводим итоги
С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За это время рассматриваемую модель не раз улучшали, что удачно сказывалось на ее работоспособности. В итоге модель «131», созданная на заводе имени Лихачева, получила высшую награду для продукта – знак качества СССР.
Несмотря на окончание производства и замену на более новые прототипы, ЗИЛ-131 до сих пор встречается на дорогах стран постсоветского пространства. Автомобили верно служат в различных сферах народного хозяйства, воплощая в жизнь план, поставленный съездом КПСС в далеком 1959 году.
Продолжение истории и первые серийные машины
В 1943 году, работа над грузовиком продолжилась, но уже под новым индексом – ЗиС-150. Причем теперь за эталон был взят International КР-11 – американский грузовик, поставляемый в Советский Союз по госпрограмме «ленд-лиза».
Часть узлов «американца» были просто скопированы и подогнаны под отечественную модель. В дальнейшем оказалось, что такой подход к делу привел к серьезным конструкторским ошибкам, выявленным уже во время эксплуатации серийных машин. В связи с этим автомобиль ЗиС-150 вскоре приобрел репутацию – «ужаса на колесах».
Дело в том, что разрабатываемый грузовик практически не тестировался. За все время, что машину готовили в производство, заводчане собрали только три опытных образца, и из тех лишь два прошли хоть какие-то проверки. Объяснить это можно тем, что параллельно с “полтораста” шла работа над ЗиС-110 (правительственным лимузином), разработка которого, по известным причинам, у заводчан была в приоритете.
Но, так или иначе, первая партия новых грузовиков покинула родной завод в конце октября 1947-го, а через полгода конвейер заработал уже в полную силу.
Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.
Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме. Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье. При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.
Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.
При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.
Внешний вид раздатки Зил-131:
- сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
- в центре фланец ведущего вала раздатки;
- внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
- внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
- справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.
Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:
- вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
- вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
- внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
- слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.
Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.
Активирована прямая (вторая) передача
Режим предназначен для движения грузовика по дорогам с твердым покрытием.
Рычаг управления РК переводится в заднее крайнее положение. При этом крутящий момент от карданного вала КПП через фланец (9) практически без механических потерь передается с ведущего вала (15) на вторичный вал привода задних мостов (22). Все шестерни коробки вращаются свободно. Передний мост отключен.
На опасных участках дороги водитель с помощью электрического тумблера (включателя на панели управления в кабине) может активировать привод переднего моста. При этом включится пневмоэлектроклапан, а сжатый воздух поступит в пневматическую камеру (8), которая выдвинет вперед шток управления. Шток, в свою очередь, сдвинет вилку (32) включения переднего моста и через ведущую (21) и ведомую (2) шестерни прямой передачи, каретку зубчатой муфты (35), крутящий момент поступит на фланец (6) раздатки, далее к переднему приводу грузовика. На панели приборов загорится лампа – индикатор включения привода.
Включение пониженной передачи
При езде по бездорожью шофер переводит рычаг управления раздаткой в крайнее переднее положение. При этом тяги от рычага воздействуют на штоки переключения режимов коробки. Верхний шток управления своей вилкой сдвигает каретку (18), разъединяя ведущий вал (15) и вал привода задних мостов (22).
Вилка нижнего штока передвигает зубчатую каретку (37), тем самым объединяя шестерни (3) и (2). Одновременно нижний шток нажатием на микровлючатель, расположенный внутри раздаточной коробки, подает напряжение на пневмоэлектроклапан. Тот, в свою очередь, сжатым воздухом с помощью пневматической камеры (8) и вилки (32) подключит кареткой (35) вал привода переднего моста (5). Таким образом, крутящий момент от КПП ЗИЛ-131 через кардан и фланец (9) поступит на первичный вал раздатки (15), пройдет через шестерни (17), (3), (2) и (21), поступит на выходной вал привода задних мостов (22). От шестерни (2) через зубчатую каретку (35) крутящий момент передастся через вал привода переднего моста (5) на фланец (6).
Об истории самого массового ЗИЛовского внедорожника
Разрабатывая ЗИЛ-131, конструкторы Завода имени Лихачёва успешно справились с задачей создания внедорожного армейского грузовика, недорогого в производстве, простого в эксплуатации и максимально унифицированного со своим «гражданским собратом».
Первым в серийное производство был всё же запущен новый массовый грузовик для народного хозяйства – ЗИЛ-130; а через три года после этого – армейский ЗИЛ-131. Однако уже менее чем через пять лет, с января 1971 года, он перестал быть сугубо военной машиной и начал массово производиться и как упрощённый народнохозяйственный грузовик –без узлов, свойственных армейским машинам.
Серийный, «классический» ЗИЛ-131 выпускался двадцать лет: с 1966-го по 1986-й год, когда был запущен в серию его модернизированный вариант – ЗИЛ-131Н. Эта версия была оснащена усовершенствованным двигателем (улучшены показатели экономичности, расширен рабочий ресурс), более современной оптикой и тентом из новых синтетических материалов.
Через несколько лет ЗИЛ-131Н стали пробовать оснащать не карбюраторными, а дизельными двигателями: собственным ЗИЛ-0550; моторами других производителей: Д-245.20; ЯМЗ-236 и даже Катерпиллар.
Однако широкого распространения модернизированный 131-й не получил, несмотря на то, что, кроме завода имени Лихачёва, он вплоть до 2006 года производился также на Уральском автомоторном заводе. Просто объёмы производства были уже далеко не те. На Урале, кстати, ЗИЛ-131Н в последние годы выпускался под наименованием Амур-521320.
Рамная часть и узел подвески
Приличный вес машины ЗИЛ 131 требовал использования надежной и прочной рамы. Она изготовлена методом штамповки с клепкой. Узел оснащается лонжеронами швеллерного типа, соединенными между собой штампованными поперечными ребрами. В задней части размещен крюк с резиновым амортизационным элементом, а спереди — пара жестких крюков для буксирования.
Фронтальная подвеска оборудована продольными рессорами, передние края которых зафиксированы на раме посредством пальцев и «ушей». При этом задние концы узла — «скользящего» типа. Задний аналог — балансирной конфигурации с парой продольных рессор. Амортизаторы спереди — гидравлические телескопы двухстороннего действия.
Технические характеристики
В процессе доработок сложились следующие ТТХ ЗИЛ 131:
- вес — 10425 кг;
- грузоподъемность — 5000 кг;
- площадь кузова — 8,2 кв.м;
- объем кузова (бортового) — 6,6 куб.м;
- максимальная скорость — 80 км/ч;
- КПП — механическая, 5-ти ступенчатая;
- колесная формула — 6×6.
Габаритные размеры:
- длина – 7040 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 2480 мм (с тентом – 2970 мм);
- дорожный просвет – 330 мм;
- радиус разворота – 10800 мм.
Машина преодолевает броды глубиной до 1,4 м и может двигаться в гору с уклоном до 30 градусов. Она оснащена двумя топливными баками по 170 л.
Двигатель
Двигатель ЗИЛ 131 — карбюраторный, 8-ми цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров. Как и многие другие технические узлы, он был унифицирован с гражданской версией 130. Двигатель имел объем 6 литров и развивал мощность до 150 л. с. В отличие от гражданской версии, армейская получила еще предпусковой подогреватель, который обеспечивал надежный запуск мотора в сильные морозы. Клапаны расположены сверху. Охлаждение — жидкостное. Тип двигателя — четырехтактный.
Трансмиссия и тормоза
Основными деталями трансмиссии являются сцепление, КПП, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес. 131-й имеет два ведущих моста, и, стало быть, два «набора» из главной передачи, дифференциала и привода. Средний мост называется проходным, так как обеспечивает передачу вращения с переднего моста на задний. Передний мост включался автоматически за счёт электропневматического механизма.
На этом автомобиле устанавливается фрикционное, сухое сцепление с одним диском. Это значит, что крутящий момент передается за счет трения между дисками. При этом рабочие поверхности дисков должны быть сухими. Это отличает их от конструкций, расположенных в масляных ванных. Сжатие дисков обеспечивается пружинами, расположенными по периферии. Ведомый диском оснащен гасителем колебаний и механическим приводом
Важно отметить, что сцепление было приспособлено для преодоления автомобилем водных преград. Чтобы вода не попала в механизм, все стыки в картере герметизированы пастой
Также в нижней крышке предусмотрена глухая пробка, дополнительно защищающая картер от попадания жидкости.
КПП устанавливалась пятиступенчатая, синхронизированная. Её дополняла двухступенчатая раздатка. КПП была одним из наиболее прочных и надежных узлов автомобиля и служила без поломок до 300 тыс. км пробега.
Ходовая часть и подвеска
Ходовую часть автомобиля составляют рама, оси, передняя и задняя подвески, колеса с шинами. В основе конструкции — сварная стальная рама, изготовленная из двух продольных и нескольких поперечных балок. Рама служит основой для основных агрегатов и узлов. В частности, на ней расположены кронштейны, к которым крепятся крылья, подножки, топливный бак, детали подвески и т. д.
Кабина
Кабина получилась достаточно просторной, с тремя местами (для водителя и двух пассажиров). Приборная панель отражает информацию об уровне топлива, температуре масла и охлаждающей жидкости, скорости и пройденном пути.
Стекло — панорамное, разделенное на две части. С этой деталью было связано много споров. Дизайнеры выбрали для кабины гнутое панорамное лобовое стекло. Однако довольно быстро выяснилось, что это было не лучшее решение для военного грузовика. Использование гнутых стекол затрудняло ремонт в полевых условиях. Нужно было где-то хранить и перевозить такие стекла. Испытания показали, что использование плоских стекол не только решила бы проблему эксплуатации, но и существенно улучшило бы качество теплоизоляции. Однако замена остекления стоила столько, что Минбороны отказалась от этой идеи.
ЗИЛ рассчитан на езду в различных дорожных условиях
Расход топлива
Расход топлива составляет до 40 л на 100 км. Учитывая, что общий объем топливного бака ЗИЛ 131 составляет 340 л, одной полной заправки хватит на 800 км при движении с полной нагрузкой.
Цены на ЗИЛ-131
В интернете много объявлений о продаже подержанных грузовиков ЗИЛ-131 разных вариантов – бортовых, самосвалов, бензовозов; с фургоном-кунгом.
Разброс цен большой: от 100 до 300 тысяч рублей (в зависимости от технического состояния) просят за автомобили 70-90х годов выпуска.
За снятые с консервации, с незначительным пробегом, гораздо дороже – от 500 до700 и даже 950 тысяч (более экономичные дизельные стоят дороже). Но и выглядят некоторые из этих экземпляров как «мечта охотника и путешественника»: их фургон-кунг отлично обустроен и доработан.
Перейти к другим РУБРИКАМ сайта
Пожарные автомобили ЗИЛ 130
За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.
В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.
Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.
На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:
- одноуровневый центробежный ПН-40УА заднего положения;
- одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.
Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.
Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.
Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.
В базовую комплектацию входит снаряжение для боевого расчета, дыхательные аппараты, НВР с соединительной арматурой, напорные рукава DN51, 66, 77. Переносной лафетный ствол, ручные комбинированные, перекрывные и воздушно-пенные стволы. Водосборник, гидроэлеватор, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Порошковые огнетушители.
ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б
Насос | ПН-40УА |
Производительность, л/сек | 40 |
Напор при номинальном числе оборотов, м | 100 |
Всасывающий насос | Газоструйный |
Высота всасывания, max, м | 7.5 |
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек. | 40 |
Пеносмеситель | ПС-5 |
Тип пеносмесителя | Водоструйный эжектор |
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 | 25 |
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 | 250 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) | 42…28 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) | 83 |
Конструкция
В устройство пожарной машины входят шасси ЗИЛ и пожарные надстройки с таким оборудованием:
- салон для боевого расчета;
- насосы;
- автомобильные лестницы;
- резервуары для огнетушительных материалов;
- отделения для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
На платформе в ложементах прикрепляется цистерна для жидкости, на консолях кронштейна — кузов. В цельной металлической кабине предусмотрено 7 мест для бойцов и водителя. Позади цистерны на надрамнике встроен пожарный насос. Механизм приводится в действие карданными валами от КОМ на коробке передач.
Пожарная установка состоит из насоса, коллектора, пеносмесителя и напорных задвижек. В отсеке имеется бак для пенообразования. Автоцистерна укомплектована дополнительным электрическим оборудованием для освещения и сигнализации.
ЗИЛ-130
Чаще всего встречается автоцистерна АЦ-40-63Б на базе ЗИЛ-130 — модернизированная версия АЦ-30(130)-63А. По сравнению с предыдущей моделью емкости цистерны и пенобака увеличились, кузов стал более широким, не устанавливались декоративные накладки на колесных арках, напорные патрубки спрятаны внутрь и закрыты лючками.
В процессе серийного производства цистерн постоянно вводились конструкционные изменения. Так, сначала в машинах имелась «низкая юбка», которая формировала колесную арку. С конца 80-х на дверь насосного отсека не устанавливалось окно, затем задняя стенка была выпрямлена и более не изгибалась.
Конструкционные особенности современной пожарной машины АЦ-40-63Б следующие:
- 2-рядная 4-дверная кабина с панорамным ветровым стеклом;
- цистерна для воды — 2360 л и бак для пены на 170 л;
- стальной кузов с отделениями для ПТВ и пеналами для всасывающих рукавов;
- одноуровневый центробежный насос ПН-40УА заднего положения или одноступенчатый нормального давления насос НЦПН-40/100;
- крепление для катушки рукавов РК-4А.
Для увеличения проходимости на ведущий мост машины устанавливаются арочные шины, на бампер — лебедка.
ЗИЛ-131
АЦ-40(131)-137 имеет такую конструкцию:
- улучшенная 2-рядная 4-дверная кабина с большими прямоугольными окнами в дверях;
- наличие установки подогрева воды в цистерне выхлопными газами;
- бензиновый карбюраторный двигатель А-76;
- центробежный одноступенчатый пожарный насос ПН-40УВ;
- водоструйный эжекторного типа пеносмеситель ПС-5;
- газоструйный или воздушный всасывающий механизм;
- защитные решетки на окнах в случае массовых беспорядков для разгона толпы.