Военная безопасность государства
Содержание:
- Содержание обновленной российской Военной доктрины
- Конвенции о запрещении бактериологического и химического оружия
- Международное право и ограничение ядерных вооружений. Конвенции
- Понятие местного самоуправления
- Война как одна из форм реализации угрозы безопасности
- Право международной безопасности: понятие, системы, цели
- Что понимается под безопасностью Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности РФ
Содержание обновленной российской Военной доктрины
В классификации войн и военных конфликтов изменений не произошло. Некоторыми военными экспертами выражалось сожаление, что даже обновленный документ по-прежнему не дает четкого определения понятию «войны», а такие неопределенности кроме всевозможных передергиваний ни к чему хорошему пока не приводили.
Некоторые эксперты еще в 2020 году предлагали свои толкование термина «война». Вот одно из них. Войной можно называть высшую форму разрешения коренных межгосударственных противоречий среди коалиций государств, социальных групп народонаселения одного из государств с применением вооруженного насилия высокой интенсивности, которые могут сопровождаться иными видами противоборств (например, политико-экономических, информационных, психологических, и пр.) для завоевания обусловленных политических целей.
По технологическому уровню развития борющихся сторон:
- Война технологически слаборазвитых государств;
- Война технологически высокоразвитых государств;
- По смешанному типу: война высокоразвитых и слаборазвитых государств.
По применению стратегии для достижения целей:
- Война с использованием стратегии по сокрушению противника, преимущественно физически;
- Война с использованием стратегии непрямых воздействий. Это могут быть мероприятия по дестабилизации в политике и экономике государств, по организации внутри государств ситуаций, так называемого «управляемого хаоса», по косвенной или прямой военной поддержке вооруженных оппозиционных сил для завоевания власти нужными политическими силами;
- По смешанному типу: «гибридная война» — война, сочетающая на разных этапах комплекс применения стратегий, как сокрушения, так и непрямых воздействий.
По использованию средств вооруженной борьбы война может быть:
- Ядерной;
- С использованием полного потенциала ОМП (оружия массового поражения);
- С использованием исключительно обычных видов вооружений;
- С массовым использованием оружия с новыми физическими принципами.
По отношению к нормам международного права война может быть:
- Справедливой — для защиты независимости, суверенности, нацинтересов;
- Несправедливой — попадающая под международную классификацию «агрессия».
По составу участников вооруженного противоборства война может быть:
- Среди двух государств;
- Среди коалиций государств;
- Среди коалиции и одного государства;
- Гражданской.
Локальная война — это война, которая может преследовать ограниченную военно-политическую цель. Боевые действия ведутся в пределах противоборствующих государств и затрагивают главным образом интересы исключительно этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). В определенных обстоятельствах локальные войны могут перерастать в региональные или даже крупномасштабные.
Региональная война — это война, участие в которой принимают несколько государств, представленных в одном регионе. Она может вестись с задействованием национальных или коалиционных вооруженных сил. В процессе ее проведения сторонами обычно преследуются значимые для них военно-политические цели.
Крупномасштабная война — это война среди коалиций государств или крупнейших государств в мировом сообществе. Такие войны развязываются сторонами, как правило, для преследования радикальных военно-политических целей.
Конвенции о запрещении бактериологического и химического оружия
Помимо ядерного к оружию массового уничтожения принято относить химическое и бактериологическое оружие. Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом: его нельзя не только применять на войне, но и разрабатывать, производить и накапливать, а запасы подлежат уничтожению или переключению на мирные цели (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.).
Начиная с 1925 г. химическое оружие противозаконно как средство ведения войны (Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г.). После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении всеобъемлющий запрет, подобный тому, под которым находится бактериологическое оружие, распространился и на него. Для содействия скорейшему введению в действие такого запрета СССР (а в порядке правопреемства – Россия) и США согласились прекратить производство химического оружия, значительно сократить имеющиеся у них запасы этого оружия и принять другие меры для ускорения перехода к многосторонним шагам в этой области (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия 1990 г.).
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. обязала каждого участника Конвенции никогда не разрабатывать, не производить, не накапливать:
- микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;
- оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.
Государства обязались уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которые находятся под его юрисдикцией или контролем.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия 1993 г. обязала каждого участника: не разрабатывать, не производить и не накапливать химическое оружие; не позднее 2 лет после вступления Конвенции в силу начать работы по уничтожению этого оружия и завершить их не позднее 10 лет после вступления Конвенции в силу. Процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым последним достижениям науки и производится на специально оборудованном объекте.
показать содержание
Международное право и ограничение ядерных вооружений. Конвенции
Ядерное оружие относится к оружию массового уничтожения, комплекс норм международного права в этой области особенно развит. Ядерное оружие еще не запрещено, но Генеральная Ассамблея ООН уже приняла несколько резолюций о запрещении применения ядерного оружия. Запрещается испытывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).
Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в:
- Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.),
- Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.),
- южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.),
- на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.),
- на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его каким-либо государством, помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай). Сложности с соблюдением режима нераспространения ядерного оружия возникли в связи с прекращением существования СССР, в результате чего имевшееся у него ядерное оружие оказалось на территории четырех независимых государств – бывших союзных республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).
В соответствии с ныне действующими обязательствами в отношениях между Россией и США запрещается развертывание систем противоракетной обороны территории страны либо создание основы для такой системы, а для разрешенных систем действуют определенные количественные и качественные ограничения (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).
Регулирование ядерных стратегических вооружений до недавнего времени осуществлялось только в советско-американских отношениях (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г., Договор об ограничении наступательных стратегических вооружений 1979 г., который так и не вступил в силу, хотя применялся на протяжении нескольких лет, Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г.), однако после прекращения существования СССР участниками этого процесса в той или иной степени стали указанные бывшие союзные республики (что нашло отражение в факте подписания ими и США в 1992 г. Протокола к Договору о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г.), притом что полноправным участником переговоров должна оставаться только Россия (в 1993 г. РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений).
Понятие местного самоуправления
Местное
самоуправление –
это один из видов управления определенными
общественными делами локального
сообщества людей. Оно представляет
собой самостоятельную и под свою
ответственность деятельность населения
по решению вопросов местного значения.
Местное самоуправление организуется
исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций.
Оно автономно.
Вместе
с тем автономия местного самоуправления
имеет относительный характер. Во-первых,
местное самоуправление существует и
действует в системе общих связей и
отношений по управлению обществом в
рамках данного государства. Как часть
целого, оно в соответствии с принципами
теории систем не может не подчиняться
общесистемным качествам. Во-вторых,
юридические принципы организации и
деятельности местного самоуправления
устанавливаются государственной
властью, принятыми ее органами законами.
В-третьих, материальные основы местного
самоуправления во многом зависят от
государства. Основную часть необходимых
органам местного самоуправления
финансовых средств они получают от
государства. В-четвертых, избранные
главы местного самоуправления (мэры,
бургомистры и др.) в зарубежных странах
обычно утверждаются в качестве
представителей государственной власти
на местах. В этом качестве они выполняют
некоторые общегосударственные функции
и несут ответственность за это перед
органами государства. В России этот
вопрос решен иначе: местным органам
могут быть переданы с их согласия
некоторые функции государственных
органов, и за их выполнение они тоже
несут ответственность перед государством.
Местное
самоуправление –
власть не только территориально
ограниченная, но ограниченная и по кругу
полномочий. Ее органы вправе решать
вопросы местного значения в соответствии
с законом. В унитарном государстве это
закон, принятый его парламентом.
Существует
несколько различных взглядов на суть
местного, управления.
Общественная
теория местного самоуправления возникла
в связи с борьбой против королевского
абсолютизма. Сначала в городах, а затем
в сельских поселениях население отстояло
право создавать свои выборные органы,
которые управляли местными делами.
Первоначально это оформлялось хартиями,
даруемыми монархами городам. Затем
территориальные коллективы стали
принимать свои уставы, став муниципальными
образованиями наряду с городами.
Муниципальные образования имеют свой
бюджет, свою собственность, содержат
за свой счет подчиненных им служащих.
Государственная
теория местного самоуправления исходит
из того, что местное самоуправление в
конечном счете – часть целостного
управления обществом. Основы местного
самоуправления определяются законом.
Поэтому сторонники этой, теории считают,
что местное самоуправление – продолжение
государственной власти, а органы и
должностные лица местного самоуправления
– “агенты” государственной власти
на местах.
Война как одна из форм реализации угрозы безопасности
Война как инструмент внешней и внутренней политики
У каждого государства свои государственные (национальные) интересы. Возникающие противоречия интересов различных стран приводят к конфликтным ситуациям, а неразрешимость последних может служить основанием для возникновения борьбы между государствами, выражающейся в открытой, войне вооруженных сил. В результате войны одна из воюющих сторон насильственным способом принуждает другую сторону подчиниться, и таким образом разрешается указанное выше противоречие интересов.
Помимо войн между государствами могут возникать войны и между различными социальными, этническими и иными слоями (группами) в пределах одного государства, так называемые гражданские войны. Причинами таких войн являются неразрешенные противоречия интересов указанных слоев.
Право международной безопасности: понятие, системы, цели
Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:
- обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего международного правопорядка;
- выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.
Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй – с процессом международного нормотворчества.
Право международной безопасности – совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.
Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.
Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:
- коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
- разоружение;
- мирные средства разрешения споров;
- меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;
- меры по предотвращению ядерной войны;
- неприсоединение и нейтралитет;
- меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
- самооборона;
- действия международных организаций;
- нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
- создание зон мира в различных регионах земного шара;
- меры по укреплению доверия между государствами.
В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.
Система международной безопасности – совокупность средств, обеспечивающих поддержание международной безопасности, в ней различают два момента:
- первый: коллективные меры – широкое международное сотрудничество;
- второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных споров.
Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН – «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».
Что понимается под безопасностью Российской Федерации
Безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы (национальные интересы) — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
фонд наше будущее отзывы
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 05. 03. 92 г. № 2446-1).
Угроза безопасности Российской Федерации
Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»).
Виды угроз безопасности
В зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности, угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.
Обеспечение безопасности Российской Федерации
Безопасность Российской Федерации достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, военного, разведывательного, контрразведывательного, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Россий-вкой Федерации разрабатывается система правовых Норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в Данной области, формируются или преобразуются Органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по Обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ «О безопасности»).
Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
— законность;
— соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
— взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
— интеграция с международными системами безопасности.
Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации
При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 7 Закона РФ «О безопасности»).
Федеральная служба безопасности РФ
Принципиально важное значение в обеспечении экономической безопасности страны играет Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Наиболее приоритетным в данной области является обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения городов и промышленных центров, других стратегических объектов и приоритетных научных разработок. Угрозы экономической безопасности во многом связаны с попытками иностранных спецслужб получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, использовать фирмы-прикрытия для оказания выгодного иностранным государствам влияния на развитие экономики России, осуществлением неэквивалентного обмена, проталкиванием устаревших технологий и т
п
Угрозы экономической безопасности во многом связаны с попытками иностранных спецслужб получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, использовать фирмы-прикрытия для оказания выгодного иностранным государствам влияния на развитие экономики России, осуществлением неэквивалентного обмена, проталкиванием устаревших технологий и т. п.
Таможенная служба
Важнейшая роль в деле обеспечения экономической безопасности государства принадлежит таможенной службе — одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет, и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В обеспечении экономической безопасности зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.
Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Российской Федерации, иные цели, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Таможенную политику непосредственно проводят таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России), Региональные таможенные управления Российской Федерации, таможни Российской Федерации, таможенные посты Российской Федерации.