Су-34
Содержание:
- Боевое применение самолёта Су 34
- Крылатая электроника
- Возможности применения Су-9
- Боевое применение
- Авторы Гайдпарка
- Особенности машины Су-34
- Общее описание Су 34
- История создания истребителя Су 34
- Разновидности и модификации проекта Су-9
- Шестикрылый серафим
- История
- Боевая нагрузка
- «Умудрялись попадать в «тачанку»
- Выдающиеся возможности
- Маневрировать под огнём противника
Боевое применение самолёта Су 34
Впервые участие в боевых действиях Су 34 принял при «Пятидневной» войне против Грузии в 2008 году. Прикрывая действия ударной авиации, Су 34 разбил основную грузинскую РЛС невдалеке от деревни Шавшвеби под Гори.
В марте 2012 года фронтовой бомбардировщик Су 34 применялся для нанесения высокоточных ударов для уничтожения боевиков в Южной Осетии и Дагестане. Детали операции остаются неизвестными, а командование оценило действия фронтового бомбардировщика как удовлетворительные, подчеркнув, что в условиях лесистой и горной местности добиться лучшего невозможно.
На базу в провинции Латакия в сентябре 2015 года перелетели шесть Су 34 из России. Об их участии в боевых действиях стало известно из арабских СМИ, когда боевикам ИГИЛ удалось сбить один Су 34 из зенитной пушки при атаке на скопление боевиков. Самолёт упал, один пилот успел катапультироваться и попал в плен, судьба второго члена экипажа неизвестна.
Су 34 вид снизу
Крылатая электроника
Впрочем, эффективность нанесения ударов зависит в наши дни не только от качества и номенклатуры боеприпасов, но также от систем прицеливания и в целом от «продвинутости» бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме РЛС с дальностью обзора по наземным целям 120 км и с возможностью одновременного обстрела четырех целей, БРЭО включает в себя систему радиоэлектронной борьбы «Хибины-10В» (радиотехническая разведка, постановка активных помех), а также тепловизионные и телевизионные системы прицеливания.
Стоит отметить, что именно электроника, в отличие от планера или двигателей, является в каком-то смысле ахиллесовой пятой нашей авиационной, да и в целом оборонной промышленности. Известно, например, что на экспортных версиях российских боевых самолетов, продаваемых в такие страны, как Индия или Малайзия, ставят БРЭО иностранных конструкций. Несмотря на то что Су-34 был официально принят на вооружение лишь в 2014 году, первые партии перспективного ударного самолета стали поступать в войска уже в нулевые годы нынешнего века. В первые годы эксплуатации Су-34 выявились разнообразные «детские болезни» машины, и касались они, в частности, нестабильной работы РЛС и прицельного комплекса, что становилось серьезным препятствием для нанесения высокоточных ударов.
В начале нынешнего десятилетия по итогам первых лет применения, в том числе (неофициально) в ходе российско-грузинского конфликта 2008 года, самолет претерпел модернизацию, получив, в частности, новые высокотемпературные двигатели АЛ-31Ф-М1, обновленную станцию предупреждения об облучении и газотурбинную вспомогательную силовую установку. Сообщают также, что в рамках модернизации были обновлены навигационные и прицельные системы, и их возможности сейчас как раз и тестируются в ходе нанесения воздушных ударов по целям на территории Сирии. Вместе с тем известно, что в КБ «Сухой» разрабатывается новая, модернизированная версия ударного самолета — Су-34М, в которой, в частности, предусмотрена установка более совершенных систем БРЭО. Новая модификация должна быть готова к 2016−2017 годам, а к ее производству приступит тот же Новосибирский авиационный завод, который строит и базовую версию. Впоследствии до уровня Су-34 предполагается модернизировать весь наличный парк Су-34.
Как бы то ни было, до тех пор, пока в серийное производство не запущен Т-50 (Су-50), Су-34 остается наиболее совершенным боевым самолетом, находящимся на вооружении российских ВКС. Обладая множеством серьезных преимуществ перед аналогичными самолетами предыдущего поколения и во многом не уступая иностранным конкурентам (а в чем-то их превосходя), Су-34 несомненно сыграет заметную роль в укреплении обороноспособности страны. А устранение недостатков и недоработок конструкции — это вопрос роста технологической компетенции нашего оборонпрома.
Статья «Герой горячих новостей» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2016).
Возможности применения Су-9
У перехватчиков Су-9 и Су-11 не было аналогов: их скорость, высота, дальность захвата и обнаружения цели были по тем временам непревзойденными. Именно такие самолеты были нужны для охраны советских границ, вдоль которых постоянно летали иностранные воздушные разведчики. Поэтому в строевых частях ПВО «сухие» занимались боевой работой. Они вылетали на перехваты самолетов и автоматических дрейфующих аэростатов, которые вторгались в советское воздушное пространство. Перехватчики Су-9 и Су-11 служили в частях ПВО страны до начала 80-х годов. Всего было построено около 1100 таких машин.
В 60-х годах на аэродроме Крайний звено перехватчиков-истребителей Су-9 несло боевое дежурство для обеспечения противовоздушной обороны космодрома Байконур. На смену семейства истребителей Су-9 пришли более совершенные истребители П. Сухого. Эти самолеты могли перехватывать любые цели – от стратегических бомбардировщиков до крылатых ракет.
Боевое применение
Вооружённый конфликт в Южной Осетии
Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех Хибины. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
Военная операция России в Сирии
Во время военной операции России в Сирии 6 самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористов в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка. В результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.
С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняют истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии.
Авторы Гайдпарка
-
Галина Иванова
Открытое обращение к борцам с коррупцией в сфере ЖКХ
Читать полностью
-
Валерий Советский
Доверяете ли вы нынешней власти в Российской федерации?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Сельхозработы горожан в СССР. Кушать нам надо было
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Жириновский видит Медведева в качестве председателя Конституционного суда
Читать полностью
-
Sova
Помогут ли QR-коды победить коронавирус?
Читать полностью
-
Витёк Razdolbaeff`f
День в истории. Бархатная революция
Читать полностью
-
Александр Головенко
А вам приходилось закатывать сцены модераторам?
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Союз стран ОДКБ — миф или реальность?
Читать полностью
-
bambambigelow
Канадские тюремщики лечили шизофреника дубинками и перцовыми баллончиками
Читать полностью
-
stas shmelev
«Игла Кощея»
Читать полностью
-
Мiкалай Паддубiцкi
Новая маркетинговая атака ОАК с мифом СУ-75: атакован Дубай
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Путин объявляет шах Зеленскому. Дойдет ли дело до мата?
Читать полностью
Особенности машины Су-34
При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.
Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.
Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.
Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.
Общее описание Су 34
Основная цель истребителя-бомбардировщика Су-34, ТТД которого были заложены при проектировании, — это возможность бомбовых атак в тылу противника, во всевозможных метеоусловиях, в различное время суток и с возможностью использования небольших высот.
Истребитель должен быть готовым принять бой в воздухе с самолетами противника и нанести им максимальный урон.
Су-34 СМ на боевом рейде
Истребитель-бомбардировщик разработан по нормальной аэродинамической схеме, с крылом среднего расположения и дополнительным передним горизонтальным оперением. Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами и имеет двухкилевое вертикальное оперение.
Каждый из двигателей оборудован независимой системой пожаротушения. Хвостовое оперение — цельноповоротное.
Шасси самолета — состоит из 3-х опор.
Передняя опора оснащен двумя колесами, главные шасси оснащены четырьмя колесами.
Спереди корпуса самолета расположена РЛС, защищенная радиопрозрачным обтекателем, и кабина пилотов. Спереди самолета установлена специальная штанга, необходимая для дозаправки в воздухе.
Защита кабины — это 17 мм титановая броня. Титановая броня также прикрывает основной топливный бак. Сзади кабины пилотов находится радиолокационная система. За ней расположен отсек с радиолокационным оборудованием. Общая масса кабины с титановой защитой составляет 1500 кг.
Дозаправка Су-34 в воздухе
Хвостовая часть самолета Су-34 оснащен 2-мя отсеками с двигателями, центральной и хвостовой балки.
Воздухозаборники двигателей — нерегулируемые, имеют прямоугольное сечение.
Для полноценного выполнения боевого задания на дальние расстояния самолет оснащен четырьмя топливными баками, насосами подкачки и перекачки топлива и топливомерной и расходомерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков.
На самолете имеется система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником в головной части фюзеляжа перед кабиной и двумя фарами ночной заправки.
Дозаправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 (Ил-78М) и Су-24М, оборудованных унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ. Всего баки вмещают около 12 000 литров топлива.
Кабина пилотов
Радиоэлектронное оборудование
Состоит из:
- радара заднего обзора, дающего возможность находить опасные цели с задней части;
- оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса, состоящего из:
- инерциальной навигационной системы, с приёмником спутниковой навигационной системы;
- средствами радионавигации.
Боевой самолет Су-34 оснащен тепловизионнымии телевизионными комплексами необходимыми для более точного определения цели и поражения
Гидро-пневмосистема
Самолет оборудуется независимыми гидравлическими системами с замкнутым контуром с приводом каждой от своего двигателя. Гидравлика необходима для впуска-выпуска шасси, осуществления тормоза, обеспечения работы системы управления.
Электрооборудование
Электрооборудование нужно для нормального функционирования систем, работающих от постоянного и переменного тока. служит для обеспечения потребителей постоянным и переменным током. Система электроснабжения состоит из:
- генераторы постоянного и переменного тока, приводимые в действие от роторов работающих двигателей;
- преобразователи однофазного и трехфазного тока;
- аккумуляторные батареи в качестве резервного источника электроснабжения. В числе потребителей электроэнергии посадочные и рулежные фары, аэронавигационные огни, система внутрикабинного освещения.
Средства катапультирования
Главные характеристики истребителя Су-34 — это безопасность летчиков.
Для обеспечения жизни пилотам самолет оборудован унифицированными катапультными креслами К-36ДМ, которые дают возможность и шанс покинуть самолет во время аварии, на различных высотах и скоростях полета. Катапульта выкидывает пилота вверх. Костюм пилота дополнен носимый аварийный запас, куда входят;
- радиомаяк;
- спасательный надувной плот;
- продуктовый запас;
- лагерное снаряжение;
- средства сигнализации;
- медикаменты.
Снаряжение экипажа
Снаряжение экипажа состоит из:
- высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных комплектов;
- защитных шлемов;
- комплекта кислородного оборудования.
На пределе возможностей
История создания истребителя Су 34
В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Су 34 Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.
Су 34
По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.
Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик Су 34 показали на авиационной выставке во Франции.
Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году Су 34 в штате ВВС России.
Разновидности и модификации проекта Су-9
Кроме стандартной машины, которая описана выше, в ОКБ Сухого проектировали и другие машины данного класса. Одной из них стал самолет типа Су-9УТ, который также был разработан в 46 году. Данная разновидность была предназначена для тренировок и обучения пилотов. Основным отличием от базовой модели было то, что машина должна иметь две кабины пилотов. Особенностью было и то, что кабина ученика находилась впереди самолета, а кабина инструктора позади. Также на этой машине не было предусмотрено бронирование кабин, а из вооружения она имела только две пушки.
Еще одной модификацией должен был стать самолет «Дублер», на который конструкторы планировали установить более мощный форсированный двигатель типа РД-10. Проектированием данного двигателя занималось непосредственно ОКБ Сухого при поддержке ЦИАМ. Также особенностью данного аппарата была конструкция крыла, и расположение двигателя планировалось не под крылом, как раньше, а в средине его. По расчетам конструкторов данный самолет должен был развивать скорость в 900 км/ч. Но эти все проекты так и не были воплощены в реальность.
Самолет Су-9. Галерея.
Шестикрылый серафим
Су-34, имея своей основой один из лучших отечественных истребителей, несомненно выигрывает у Су-24 в маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. У нового самолета также больше боевая нагрузка (по неофициальным данным, до 12 000 кг против 7500), боевой радиус (1100 км против 560) и максимальная скорость (на большой высоте 1900 км/ч против 1600). При этом Су-34 довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному взгляду. Су-34 — «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя дополнительными консолями оперения, размещенными впереди крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на небольших скоростях. А вот от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.
Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа. Как и в Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются на стоящих в один ряд креслах. Такая компоновка берет непосредственное начало от разработок по проекту палубного учебно-тренировочного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, однако они сидят друг за другом.
Между креслами предусмотрен проход, в котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.
Заход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно колесо, а два, расположенные рядом друг с другом. Впервые для защиты экипажа кабина была изготовлена в виде титановой бронекапсулы. Кабина герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не понадобятся высотные костюмы.
Больше колес! В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа (по сравнению с Су-27) была полностью переконструирована передняя стойка шасси. Ее перенесли вперед и изменили схему ее уборки, снабдив также парой колес вместо одного.
По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива (до 12 000 кг) и больше вооружений.
Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней (Р-77) дальностей. Номенклатура вооружения класса «воздух-поверхность» достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые авиабомбы типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М)) ракеты.
Проверка боем Су-34 способен выполнять боевые задания в любое время суток, в любых погодных и климатических условиях. В настоящее время 12 машин работают в составе российской авиагруппировки в Сирии.
История
Разработка Су-34 началась в СССР в связи с тем, что страны НАТО вооружились большим количеством легких истребителей типа F-15 и F-16. Необходимость обеспечения прикрытия бомбардировщиков как Су-24 эскортом истребителей требовала больших затрат. Отсюда возникла концепция бомбардировщика способного самостоятельно защищаться от истребителей. Фактически уничтожение российского бомбардировщика Су-24 в небе над турецко- сирийской границей легким истребителем F-16 доказало на практике концепцию необходимости бомбардировщиков способных уничтожать легкие истребители самостоятельно.
Другим аспектом для разработки Су-34 стал неожиданно успешный опыт применения штурмовиков, хотя многие военные аналитики считали, что концепция штурмовиков устарела в виду применения высокоточного оружия. Однако аналитиками не учитывалось, что современные конфликты обычно идут по сценарию локальной войны, где одна из сторон фактически изначально имеет господство в воздухе. Так Су-25 показал себя блестяще в Афганистане. Неожиданно эффективное боевое применение A-10 оказавший действенную поддержку действиям сухопутных сил во время операции «Буря в Пустыне», сделало также старый штурмовик легендарным. Низкая стоимость использования штурмовиками неуправляемого оружия, а также совсем дешевое истребление бронетехники противника штурмовиком из автоматической пушки, послужило дополнительным аспектом создания Су-34 и определило наследование технологий бронирования, живучести и 30-мм пушку от Су-25. При этом Су-34 не разрабатывался как классический штурмовик из-за высоты полета и маневренности присущей истребителям, а также дальности полета присущей лучшим бомбардировщикам. Интересным фактом является то, что Пентагон пришел к осознанию ошибочности отказа от разработки самолетов способных выполнять роль бронированных штурмовиков в локальных войнах и фактически аналогом Су-34 в этом сценарии будет все тот же A-10 созданный в 1972 году и являющийся легкой жертвой для современных истребителей и ПВО
Для увеличения грузоподъемности конструкторами была применена аэродинамическая схема «Утка» для большего запаса топлива, а также средств комфорта экипажа для длительных перелетов. 19 июня 1986 года началась разработка под кодовым названием Т-10В. Идея бомбардировщика способного дать отпор истребителям предопределила то, что самолет стал разрабатываться на базе проекта истребителя Су-27. Довольно интересно, что Пентагон признал удачной концепцию построения «бомбардировщика-штурмовика на базе истребителя» и планирует разработать замену A-10 также на базе платформы истребителя F-35. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Весной 1995 года Су-34 показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. Государственная программа испытаний проходила в несколько этапов одновременно с производством самолета с 30 октября 2006 года до 19 сентября 2011 года. 20 марта 2014 года принят на вооружение ВВС РФ и устранены недостатки выявленные во время испытаний.
Боевая нагрузка
Характеристики Су 34 свидетельствуют, что самолет оборудован двенадцатью точками подвески. Он оборудован автоматической 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект 180 снарядов). На самолет могут быть установлены управляемые, корректируемые и неуправляемые бомбы и ракеты весьма широкой номенклатуры.
Технические характеристики Су-34 обеспечивают установку следующих видов вооружений:
- НУР различных калибров;
- бомбы разных типов (34 х 100 кг, 22 х 250 кг, 12-16 х 500 кг);
- управляемые ракеты типов (Х-25, Х-29, Х-31П, Х-59, Х-59М, «Альфа», «Яхонт», «Москит»);
- корректируемые бомбы (КАБ-500 и КАБ-1500);
- ракеты типа Х-59М;
- бомбы КАБ-1500 (3 шт.);
- радиобуи разных типов;
- ракеты типа Р-27 (до 8 шт.);
- ракеты Р-77 (до 8 штук) средней дальности;
- ракеты Р-73 (до 6 штук) малой дальности.
«Умудрялись попадать в «тачанку»
Разработка Су-34 стартовала в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 19 июня 1986 года. Самолёт создавался на базе новейшего на тот момент тяжёлого истребителя Су-27. Генеральным конструктором машины был назначен Михаил Симонов (1929—2011), главным конструктором — Роллан Мартиросов (1935—2020).
Также по теме
Режим сверхманёвренности: какие задачи может выполнять российский истребитель пятого поколения Су-57
Военнослужащие ВКС России полностью освоили истребители пятого поколения Су-57 на всех режимах полёта, сообщает Минобороны РФ. Экипажи…
Из-за горбатой и приплюснутой в основании формы кабины Су-34 получил название «Утёнок». Новый самолёт разрабатывался на замену тактического фронтового бомбардировщика Су-24, предназначенного для нанесения ударов в любых метеоусловиях.
В феврале 1992 года Су-34 продемонстрировали публике на выставке военной техники стран СНГ в белорусских Мачулищах. Весной 1995 года российская машина приняла участие в международном салоне в Ле Бурже под шифром Su-32FN.
Несмотря на объективные трудности, связанные с распадом СССР и экономическим кризисом в стране, конструкторы ОКБ продолжали работу над машиной, рассчитывая на запуск серийного производства. Незадолго до презентации в Ле Бурже, 28 декабря 1994 года, со взлётно-посадочной полосы Новосибирского авиазавода им. В.П. Чкалова поднялся в небо первый серийный образец Су-34.
Однако конструкторам не удалось реализовать амбициозные для 1990-х годов планы. В условиях отсутствия спроса предприятие смогло выпустить только четыре самолёта установочной серии. Вторую жизнь «Утёнок» получил в середине 2000-х, когда интерес к нему проявило Минобороны РФ.
Официальная передача ВВС России первых двух серийных Су-34 состоялась 15 декабря 2006 года на аэродроме Новосибирского авиазавода. В 2008 году ОКБ получило от военных контракт на поставку 32 машин. Параллельно продолжались опытная эксплуатация и государственные испытания «Утёнка». На вооружение Су-34 был принят 20 марта 2014 года.
В августе 2008 года экипажи Су-34 участвовали в югоосетинском конфликте, а осенью 2015 года были отправлены в Сирию. По словам командующего войсками Центрального военного округа генерал-полковника Александра Лапина, принимавшего участие в операции в САР, самолёт прекрасно проявил себя в борьбе с террористами.
«Как участник операции в Сирии, скажу, что наши Су-34 хорошо себя зарекомендовали. С высоты 6 тыс. метров (лётчики. — RT) умудрялись попадать в «тачанку» (пикап, на котором устанавливается зенитное вооружение или пулемёт. — RT) террористов», — рассказал журналистам Лапин в марте прошлого года.
Выдающиеся возможности
Из линейки машин ОКБ Сухого Су-34 выделяется «горбатой» кабиной и приплюснутой носовой частью. Из-за этой особенности машину стали называть «Утёнок». Столь необычными формами бомбардировщик обязан нетрадиционной для боевых самолётов двухместной компоновкой кабины по принципу «плечом к плечу» (как правило, лётчики располагаются по тандемной схеме, сидя друг за другом. — RT).
Су-34 отличается повышенным комфортом для экипажа. Лётчик или штурман-оператор имеют возможность отдохнуть, разместив в проходе между креслами матрац, подогреть пищу (в кабине находится СВЧ-печь) и воспользоваться туалетом. Также кабина оснащена кондиционером.
- Су-34 совершает взлёт с аэродрома Хмеймим в Сирии
- РИА Новости
Как полагает эксперт, в Су-34 воплощены оригинальные решения для оперативно-тактической авиации, которые не имеют аналогов в мире. По мнению Литовкина, самолёт зарекомендовал себя в Сирии с самой лучшей стороны, хотя в арабской республике не возникало необходимости в длительных перелётах. В САР «Утёнок» выполнял задачи по уничтожению складов с оружием, наливняков, инженерных сооружений, лагерей подготовки боевиков, командных пунктов и скоплений бронетехники.
В материалах ОАК отмечается, что выдающиеся лётно-технические характеристики Су-34 обеспечиваются благодаря высокоэкономичным двухконтурным турбореактивным двигателям АЛ-31Ф, системе дозаправки в воздухе, а также подвеске дополнительных топливных баков. «Утёнок» может находиться в воздухе до десяти часов без потери работоспособности экипажа.
Также по теме
«Работа прямой наводкой»: как будет выглядеть новый штурмовик российских ВКС
7 ноября 1974 года советские конструкторы собрали первый прототип будущего штурмовика Су-25, получившего прозвище «Грач». Боевая…
В 2018 году Новосибирский авиазавод приступил к модернизации стоящих на вооружении Су-34. На бомбардировщики устанавливают более совершенные прицельно-навигационные комплексы, средства связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
«Теперь он (Су-34. — RT) получил возможность групповой защиты самолётов. Также экипажи Су-34 смогут в автоматическом режиме обмениваться информацией с межвидовыми группировками войск на земле и другими летательными аппаратами — самолётами и беспилотниками», — заявил в мае руководитель пресс-службы Западного военного округа полковник Игорь Мугинов.
Выдающиеся возможности Су-34 привлекают внимание зарубежных стран. В марте прошлого года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что детище ОКБ Сухого обладает большим экспортным потенциалом
По сообщениям западных СМИ, Су-34 могут приобрести Алжир, Индия и Китай.
В отечественных ВКС Су-34 будет постепенно вытеснять фронтовые бомбардировщики Су-24М, которые также активно применялись в Сирии, считают эксперты. Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность создания штурмовика нового поколения на замену Су-25СМ3 «Грач».
«Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надёжнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать ещё лет 10—15. Естественно, со временем его надо будет менять, сегодня рассматриваются разные варианты», — сказал в ноябре 2017 года руководитель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главком ВКС Виктор Бондарев.
- Самолёт Су-34 во время тренировочного полёта
По мнению сенатора, штурмовик необходимо разрабатывать на базе Су-34. Такая машина должна получить одноместную кабину и двигатели «Утёнка». Бондарев призвал начать работу над проектом, чтобы успеть создать новый штурмовик до исчерпания эксплуатационного ресурса Су-25.
В экспертной среде предложение экс-главкома ВКС вызвало противоречивую реакцию. Часть специалистов поддержали инициативу Бондарева. Те же, кто не разделяет мнение сенатора относительно будущего штурмовика, посетовали на высокую стоимость Су-34 (около 1 млрд рублей. — RT).
Маневрировать под огнём противника
Су-34 — многофункциональный двухместный самолёт, предназначенный для уничтожения наземных, надводных и воздушных целей, объектов инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО, а также для проведения разведки и постановки помех. Все эти боевые задачи «Утёнок» может выполнять на значительном удалении от аэродрома базирования.
Взлётная масса Су-34 составляет 38,2 т, максимальный запас топлива во внутренних баках — 12,1 т, боевая нагрузка — 8 т, практический потолок — 15 км, дальность полёта без дозаправки — 4 тыс. км. Благодаря двум турбореактивным двигателям АЛ-31Ф самолёт способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч.
Также по теме
Облегчённый арсенал: на что будут способны российские БПЛА с новыми малогабаритными боеприпасами
Российские ударно-разведывательные беспилотники получат малогабаритные авиационные боеприпасы массой от 50 до 100 кг. Об этом сообщил…
«Тяга двигателей на режиме «полный форсаж» составляет 12 500 кгс (килограмм-сил. — RT), на режиме «максимал» — 7770 кгс. С целью повышения автономности базирования в состав силовой установки самолёта Су-32 включена вспомогательная силовая установка ТА-14-130-35, разработанная ОАО «НПП «Аэросила», — говорится в материалах Sukhoi.
Су-34 оснащён 12 точками подвески. Машина способна применять широкий арсенал средств поражения. Например, удары по воздушным целям осуществляются ракетами малой дальности класса «воздух — воздух» с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН) Р-73Э и РВВ-МД и ракетами средней дальности класса «воздух — воздух» с активной радиолокационной ГСН РВВ-АЕ.
«Поражение надводных целей производится сверхзвуковыми противокорабельными ракетами Х-31А и Х-31АД в количестве до шести единиц, а также дозвуковыми ракетами Х-35УЭ в количестве до шести штук и Х-59МК — до трёх штук. Номенклатура управляемого оружия для уничтожения наземных целей представлена ракетами Х-38МЛЭ с лазерной головкой наведения (до шести единиц) и Х-59М2Э с телевизионно-командной системой наведения (до трёх штук)», — информирует компания Sukhoi.
Также Су-34 может применять корректируемые авиабомбы КАБ-500КР и КАБ-500ОД с телевизионной системой наведения и КАБ 500С-Э, оснащённые спутниковой системой наведения. Для поражения особо важных объектов предназначены КАБ-1500КР и КАБ-1500ЛГ-Ф-Э массой около 1,5 т.
На сайте Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) отмечается, что Су-34 по боевым возможностям относится к поколению самолётов 4+. Вооружение позволяет экипажу самолёта «вести прицельное бомбометание» и маневрировать под огнём противника.
- Пилоты самолёта Су-34 на авиабазе Хмеймим
- РИА Новости
«Самолёт отличают высокие лётно-технические и манёвренные характеристики, прицельные системы большого радиуса действия, современная бортовая система связи и информационного обмена с наземными пунктами управления, сухопутными войсками и надводными кораблями, а также между самолётами», — считают специалисты ОАК.
Высокие боевые и эксплуатационные качества Су-34 привлекают потенциальных зарубежных покупателей. В ноябре 2019 года на международной выставке Dubai Airshow глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил журналистам, что компания уже получила заявки на экспортные поставки «Утёнка». По его словам, «несколько партнёров даже летали на этих самолётах».