Госкорпорация «роскосмос»: есть ли будущее у русского космоса
Содержание:
- Перспективы космического бизнеса
- В Центре подготовки космонавтов начались комплексные экзаменационные тренировки
- «Прогресс МС-18» пристыковался к модулю «Звезда»
- Космический мониторинг – новый инструмент для работы с залоговыми объектами
- ТАСС открывает корпункт на МКС
- Собеседование в Роскосмос
- В чем главные трудности
- ГЛОНАСС – технологическая основа интеллектуальных транспортных систем
- Первичное телефонное собеседование
- ОАО «Композит»: Изделия из металлокерамического бериллия и высокоточное литье из бериллиевых сплавов
- НПО Лавочкина в составе сборной команды Роскосмоса на DigitalSkills-2021
- Первая «колея» на Луне
- Как устроиться в Роскосмос
Перспективы космического бизнеса
Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.
Фото: Allied Market Research
Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.
Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.
В Центре подготовки космонавтов начались комплексные экзаменационные тренировки
Сегодня, 15 ноября 2021 года, в Центре подготовки космонавтов начались комплексные экзаменационные тренировки (КЭТ) с участием основного и дублирующего экипажей экспедиции посещения Международной космической станции ЭП-20. Это завершающий этап подготовки, в процессе которого оценивается готовность к выполнению программы полёта.
Первыми к испытаниям на тренажере транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» приступили Герой России, летчик-космонавт РФ Александр Скворцов и участник космического полета из Японии Щун Огисо. В связи с назначением в состав дублирующего экипажа 20-й экспедиции посещения на МКС только одного участника космического полёта для участия в комплексных тренировках был привлечён космонавт Роскосмоса Андрей Федяев. Это сделано в интересах обеспечения адекватности подготовки экипажа по комплексному управлению транспортным пилотируемым кораблём «Союз МС» и полноты выполнения всех полётных операций.
Во время экзамена инструкторы ЦПК моделируют для экипажа целый ряд нештатных ситуаций, которые необходимо обнаружить и устранить в ходе тренировки. Следом за дублерами к испытаниям на российском сегменте Международной космической станции приступил основной экипаж ЭП-20.
Перед началом экзамена командир и участники космического полета ЭП-20 ответили на вопросы журналистов. Герой России, летчик-космонавт РФ Александр Мисуркин рассказал, что в настоящее время подготовка туристов очень интенсивная и занимает примерно 3-4 месяца. Конечно, она сильно отличается от подготовки профессиональных космонавтов, которые в среднем идут к первому полету около 10 лет. Александр подчеркнул, что экипаж в должной мере к полету готов и надеется это продемонстрировать в ходе проведения комплексных экзаменационных тренировок.
После общения с представителями СМИ космонавт Роскосмоса Александр Мисуркин и участники космического полета Юсаку Маэзава и Йозо Хирано приступили к тренировке на российском сегменте МКС, где столкнулись с целым рядом нештатных ситуаций, связанных с неполадками при эксплуатации оборудования, работой с аппаратурой и системами обеспечения жизнедеятельности на станции. Кроме того, в ходе тренировки вводятся «аварии», такие, как: пожар, разгерметизация или выброс токсичных веществ.
Отвечая на вопрос об оценке готовности экипажа, Герой России, лётчик-космонавт РФ, заместитель начальника Центра по подготовке космонавтов — командир отряда космонавтов Олег Кононенко отметил: «Мне довелось неоднократно летать в космос с представителями Японии, я знаю, что они очень трудолюбивые, настойчивые, мотивированные и высокообразованные люди. И этот экипаж — не исключение».
По окончании КЭТ члены экзаменационной комиссии, в состав которой входят специалисты предприятий Роскосмоса, оценят точность и слаженность действий экипажей.
«Прогресс МС-18» пристыковался к модулю «Звезда»
Фото: космонавт Роскосмоса Пётр Дубров
Фото: космонавт Роскосмоса Пётр Дубров
Фото: космонавт Роскосмоса Пётр Дубров
Фото: космонавт Роскосмоса Пётр Дубров
Фото: космонавт Роскосмоса Пётр Дубров
Фото: космонавт Роскосмоса Пётр Дубров
Фото: космонавт Роскосмоса Пётр Дубров
Центр управления полетами ЦНИИмаш во время стыковки
Центр управления полетами ЦНИИмаш во время стыковки
Центр управления полетами ЦНИИмаш во время стыковки
В соответствии с российской программой полета Международной космической станции 30 октября 2021 года в 04:31:19 по московскому времени выполнена стыковка транспортного грузового корабля «Прогресс МС-18». Операции по причаливанию и стыковке к служебному модулю «Звезда» проводились в автоматическом режиме под контролем специалистов Центра управления полетами ЦНИИмаш, Главной оперативной группы управления Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева (входят в состав Госкорпорации «Роскосмос») и российских членов экипажа МКС-66, космонавтов Роскосмоса Антона Шкаплерова и Петра Дуброва.
Ракета-носитель «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-18» стартовала с космодрома Байконур двумя днями ранее. Пуск прошел в штатном режиме 28 октября в 03:00:32 мск со стартовой площадки № 31 («Восток»). Через 528,9 секунды корабль был выведен на целевую орбиту и раскрыл солнечные панели согласно циклограмме полета. Это был 18-й российский космический пуск в 2021 году.
Космический «грузовик» доставил на МКС грузы суммарной массой более 2,5 тонны, необходимые для поддержания её полёта в пилотируемом режиме и реализации российской программы научно-прикладных исследований. Среди них: 1 490 кг различного оборудования и материалов, включая ресурсную аппаратуру и инструменты для внекорабельной деятельности, средства медицинского контроля и санитарно-гигиенического обеспечения, предметы одежды, стандартные рационы питания и свежие продукты для членов экипажа 66-й основной экспедиции, а также 560 кг топлива дозаправки, 420 литров питьевой воды в баках системы «Родник» и 43 кг сжатого воздуха в баллонах средств подачи кислорода.
Кроме того, на станцию доставили комплекс целевых нагрузок в рамках реализации российской программы научно-прикладных исследований и экспериментов:
- Матрешка-Р — исследование динамики радиационной обстановки на орбите и накопления дозы в шаровом и антропоморфном фантомах;
- Биомаг-М — изучение изменения свойств биообъектов и возможности повышения их активности в условиях экранирования магнитного поля при воздействии основных факторов космического пространства;
- Асептик — разработка методов и технических средств контроля стерильности аппаратуры;
- Структура — исследование физических процессов кристаллизации белков для получения совершенных по структуре монокристаллов белков, пригодных для рентгеноструктурного анализа и расшифровки их структуры в интересах фундаментальной науки, медицины и биотехнологии;
- Фотобиореактор — создание фотобиореактора для проведения биотехнологических экспериментов и получения продуктов питания и кислорода путём культивирования микроводорослей в условиях микрогравитации.
После завершения необходимых проверок герметичности стыка космонавты Роскосмоса Антон Шкаплеров и Петр Дубров откроют переходные люки и выполнят заключительные операции по демонтажу стыковочного механизма, переводу системы электропитания «Прогресса» на объединённое питание и консервации грузового корабля. По плану, корабль пробудет в составе Международной космической станции до весны 2022 года.
https://vk.com/video_ext.php
«Прогресс МС» — российский автоматический транспортный космический корабль. Входит в семейство грузовых кораблей «Прогресс», которые создавались специально для обслуживания орбитальных станций. Используется для доставки грузов на Международную космическую станцию, а также для коррекции ее орбиты. Разработчик и изготовитель новой модификации «Прогресс МС» — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).
Корабль «Прогресс МС» имеет три отсека: грузовой (для размещения сухих грузов и воды), приборно-агрегатный и отсек компонентов дозаправки (для доставки топлива на станцию). Длина — 7,2 м, максимальный диаметр — 2,72 м, стартовая масса — около 7,3 т. Может брать полезный груз массой около 2,6 т.
Космический мониторинг – новый инструмент для работы с залоговыми объектами
Эксперты ТЕРРА ТЕХ, компании холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») рассказали о возможностях применения космических технологий и искусственного интеллекта для мониторинга объектов залогового имущества на IV Форуме «FinLegal Залоги». ТЕРРА ТЕХ выступает партнером мероприятия.
Ведущие банки России уже начали применять геотехнологии в процессах кредитования, проектного финансирования и управления активами в составе залогового имущества. Благодаря космическим технологиям финансовые учреждения получают необходимые объективные сведения и аналитику, что позволяет им повышать качество оценки заемщиков и залогового имущества, увеличивать эффективность скоринга и сокращать затраты на андеррайтинг.
Генеральный директор ТЕРРА ТЕХ Милана Элердова: «В мире использование геопространственной информации в финансовом секторе набирает обороты и становится распространенной практикой. Для российских финансовых и страховых учреждений космические сервисы и геоаналитика — новый пока еще непривычный инструмент, но потенциал их применения на территории нашей страны очень высок. Растущее число обращений в ТЕРРА ТЕХ демонстрирует высокую заинтересованность и потребность банков, страховых компаний в получении дополнительной объективной и оперативной информации о состоянии залоговых объектов. Мы видим готовность финансовых структур к внедрению цифровых геотехнологий в бизнес-процессы».
В частности, ТЕРРА ТЕХ и Промсвязьбанк реализуют совместный проект по комплексному космическому мониторингу и геопространственному анализу имущественных активов банка. Специалисты ПСБ используют облачный геоинформационный сервис для мониторинга строящихся собственных и залоговых объектов, а также предоставляемых в залог земельных участков сельскохозяйственного назначения при принятии решений о кредитовании сельхозпроизводителей.
Проведение космического мониторинга объекта залога помогает обогатить уже имеющиеся в банках сведения для более объективной и точной оценки предлагаемого в залог имущества. Это позволяет банку понимать риски по каждому проекту и лучше защищать свои интересы в случае невозврата кредита. В период действия кредитного договора специалисты финансовых учреждений на регулярной основе могут вести мониторинг заложенного имущества, в том числе для выявления угроз и рисков для предмета залога, оценки его ликвидности, а также контроля исполнения условий кредитного договора и целевого расходования заемных средств.
ТАСС открывает корпункт на МКС
Агентство ТАСС первым из мировых СМИ открывает свое постоянное представительство на Международной космической станции (МКС). Меморандум о сотрудничестве, подразумевающий реализацию совместного проекта агентства и Роскосмоса, подписали 17 ноября генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов и глава Госкорпорации Дмитрий Рогозин.
По словам Михайлова, ТАСС всегда стремится быть там, где происходят новости.
«Раньше мы ограничивались нашей планетой: ТАСС есть во всех регионах России и в более чем 60 странах, в ближайшие годы их количество вырастет. Мы задумались о том, что теперь предметом нашей информационной экспансии мог бы стать космос, и я очень рад, что наше сотрудничество с Госкорпорацией „Роскосмос“ так быстро и гармонично сложилось», — отметил он. «Для нас невероятная честь считать российских космонавтов нашими коллегами, с нетерпением ждем новостей и удивительных кадров с орбиты», — сказал гендиректор ТАСС.
В свою очередь Рогозин выразил уверенность, что открытие на МКС корпункта ТАСС позволит рассказать об отечественной космонавтике большему количеству людей.
«Специальный просветительский проект Роскосмоса и ТАСС направлен на популяризацию деятельности России в космосе. Читатели агентства смогут больше узнать о работе космонавтов на орбите, о научных экспериментах, специфике космического полета. Рассказывать об этом будут непосредственные участники процесса — космонавты Роскосмоса», — отметил глава Госкорпорации.
Мисуркин отправится в космос 8 декабря на корабле «Союз МС-20» вместе с японским миллиардером Юсаку Маэзава и его помощником по бизнесу Йозо Хирано. Сейчас он находится на карантине. Перед полетом на Байконур ему будет передано удостоверение специального корреспондента ТАСС через замначальника Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина — командира отряда космонавтов Олега Кононенко.
В настоящий момент работу ТАСС в режиме реального времени обеспечивают почти две тысячи сотрудников. Региональные информационные центры в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге, десятки корпунктов в регионах России, а также 63 представительства агентства в 60 странах позволяют оперативно получать и распространять объективную информации о событиях в России и мире среди максимально широкой аудитории. В 16 странах, а теперь и на орбите Земли, корреспонденты ТАСС — единственные представители российских СМИ. Ежедневно агентство выпускает около 2 тыс. сообщений и порядка 600-800 фотографий и видеосюжетов от собственных корреспондентов в России и за рубежом, формируя целостную и объективную картину событий.
Собеседование в Роскосмос
Собеседование является последним этапом отбора соискателей на вакансии предприятий Роскосмоса. Собеседование в Роскосмосе не отличается по своему составу или манере проведения от собеседования в любую иную крупную компанию технологической сферы. Вам стоит быть готовым к набору стандартных вопросов о вашем образовании, опыте работы, мотивации и целях карьерного и профессионального развития. А также к тому, что вас могут спрашивать о том, как вы поведете себя в тех или иных ситуациях, или как решите какие-то конкретные проблемы.
Мы рекомендуем иллюстрировать ваши ответы примерами из вашего профессионального опыта – это очень ценится любыми работодателями. Перед собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи, посвященные тактикам успешного собеседования:
Роскосмос – один из крупнейших работодателей России, который может дать вам очень многое – интересую работу, четкие перспективы карьерного и профессионального роста и достойную оплату. Не все предприятия этого концерна идеальны в плане условий труда и оплаты, но по отзывам сотрудников, ситуация меняется к лучшему. Если вы хотите работать в Роскосмосе, то мы рекомендуем тщательно готовиться ко всем этапам отбора – резюме, тестам и собеседованию. Всего 4-5 дней подготовки могут значительно укрепить ваши знания и навыки и повысить ваши шансы на получение работы. Гарантируйте свой успех – подготовьтесь!
Ответы на примеры тестов
Числовой тест
Вербальный тест верно-неверно-не могу сказать
Вербальный тест на вербальный анализ
Абстрактно-логический тест
В чем главные трудности
- Долгий и очень дорогой цикл разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. На создание и тестирование рабочих прототипов уходит пять-семь лет, и все это время компания не получает никакой прибыли. Чтобы развивать подобные проекты, нужны не просто инвесторы, а спонсоры или безвозмездные гранты. К примеру, на разработку ушло $500 млн, а с момента выпуска до первого успешного старта прошло восемь лет;
- Существует множество ограничений для работы в космосе. Например, чтобы подняться на высоту более 100 км (формальная граница, за которой начинается космическое пространство), нужна специальная лицензия. Для полетов в стратосфере (на высоте около 30 км) нужно закрывать воздушное пространство для других судов;
- Пилотируемые полеты еще и сопряжены с большим риском для жизни и здоровья экипажа. Поэтому к ним предъявляются максимально жесткие требования — технические и правовые. Любые ошибки в этой сфере приводят к существенным проблемам для компании, включая судебные разбирательства, закрытие проектов или потерю финансирования;
- Частные космические проекты не могут существовать в отрыве от государственной космической программы. Поэтому космический бизнес развивается только там, где есть технологическая база, регулярные космические запуски и площадки для них;
- Для развития космических проектов необходимы также фундаментальные научные исследования, которые напрямую зависят от господдержки в этой отрасли.
ГЛОНАСС – технологическая основа интеллектуальных транспортных систем
Об этом заявил генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы» Ю.М. Урличич, выступая сегодня на пленарном заседании «Концепция построения государственной стратегии интеллектуальных транспортных систем», которое состоялось в рамках Международной специализированной выставки «Дорога».
В своем докладе Ю.М. Урличич привел трагическую статистику современной дорожной ситуации в стране. Ежегодно в России гибнет в дорожно-транспортных происшествиях от 26 до 35 тыс. человек. Государство теряет при этом 467 миллиардов рублей.
Для того, чтобы переломить эту трагическую тенденцию необходимо активно внедрять интеллектуальные транспортные системы.
«ГЛОНАСС – технологическая основа интеллектуальных транспортных систем», подчеркнул генеральный конструктор отечественной навигации.
«Новые перспективы в развитии интеллектуальных транспортных систем открывает использование комплексов спутникового мониторинга (на базе технологий ГЛОНАСС). В них наиболее эффективно завязываются задачи интермодальных перевозок пассажиров и грузов, логистики, управления транспортными коридорами и движения в муниципальных образованиях, телематики и экономики».
ИТС – самый перспективный инновационный рынок в России. Создание и внедрение отечественных интеллектуальных транспортных систем позволит уменьшить число ДТП до 40%, а число ДТП со смертельным исходом – до 50%, повысить эффективность использования коммерческого транспорта до 40%, снизить задержки транспорта до 60 %, а расход топлива и вредные выбросы в атмосферу до 20%. Эти цифры привел в своем докладе Ю.М. Урличич.
Специалисты ОАО «Российские космические системы» предлагают несколько проектов, которые могут стать основой отечественных интеллектуальных транспортных систем. К примеру «Интеллектуальный» светофор», позволяет водителям адаптивно регулировать скоростной режим, избегая остановок на светофорах. Особый интерес аудитории привлек проект «Интеллектуальный транспорт».Принцип действия системы «Car2Car» заключается в передаче сообщения от одного транспортного средства другим по технологии беспроводного сетевого соединения WLAN. Взаимосвязь транспортных средств между собой и элементами инфраструктуры позволит оптимизировать транспортные потоки и повысить безопасность на дорогах.
«Основной целью созданием интеллектуальных транспортных систем является повышение качества жизни населения», — уверен Ю.М. Урличич. С таким выводом трудно не согласиться. Внедрение интеллектуальных транспортных систем позволит повысить уровень безопасности дорожного движения, обеспечит рост эффективности транспортной системы страны и реализацию ее транзитного потенциала, резко снизит негативное воздействие транспорта на экологию.
Ю.М
Урличич акцентировал внимание представителей деловых кругов на том, что интеллектуальные транспортные системы являются наиболее перспективным инновационным рынком в России. Благодаря своему географическому положению наша страна имеет еще и серьезное конкурентное преимущество
Россия может замкнуть на себя большую часть евроазиатских международных грузоперевозок.
«Конструктивное взаимодействие профессиональных участников позволит создать единую национальную платформу для развития рынка интеллектуальных транспортных систем в России и обеспечить интеграцию с действующими международными проектами в области интеллектуальных транспортных систем, — констатировал в завершении Ю.М. Урличич.
Пресс-служба ОАО «Российские космические системы»
Первичное телефонное собеседование
В настоящее время часто ответ и приглашение на дальнейшие отборочные этапы приходит по электронной почте. Но все-таки обычно после отбора вашего резюме следующим этапом является краткое телефонное собеседование.
В ходе первичного собеседования от вас попросят ответить на ряд уточняющих вопросов по вашему резюме, образованию и опыту, а также почему вы хотите работать на этой должности в Росатоме. На этом этапе мы рекомендуем следовать трем простым правилам первого разговора:
покажите искреннее желание получить эту работу;
сообщите, что вы готовы учиться новому;
поблагодарите за уделенное время и внимание.
Уже на этом этапе ведется отбор и соискатели, не сумевшие показать себя адекватными и профессиональными кандидатами, отсеиваются. Мы верим, что для вас первичное телефонное собеседование не вызовет сложностей и после него вы получите приглашение на следующий этап – очное или онлайн тестирование.
ОАО «Композит»: Изделия из металлокерамического бериллия и высокоточное литье из бериллиевых сплавов
Адрес: 141070, Россия, Московская область, г. Королёв, Пионерская, 4
Сайт: http://www.kompozit-mv.ru/
Крупногабаритные оптические зеркала из бериллия
Изделия из металлокерамического бериллия
Область применения:
- Приводы движения в космических аппаратах (поворотные платформы, редукторы, приводы движения антенн, валы, кронштейны):
- в 2 раза повышается точность позиционирования;
- на 30-40% уменьшаются инерционные нагрузки.
- Космические телескопы (зеркала диаметром до 1 м, оправы телескопов, узлы крепления зеркал к оправам телескопов):
- улучшается размерная стабильность;
- снижается масса узлов на 30 %
Физико-механические свойства
- Плотность -1,84 10-3 кг/м3
- Модуль упругости — 280-300 ГПа
- Предел прочности при растяжении — 350-400 МПа
- Предел текучести при растяжении — 250-300 МПа
- Относительное удлинение — 0,8-2,0 %
- КТЛР (при 20-100 °С) — 11,8-12,0∙10-6 К-1
- Усл. предел релаксации — 150 МПа
- Удельная теплоемкость -1,87 кДж/кг ∙К-1
- Теплопроводность — 180,0 Вт/м∙К-1
Высокомодульные конструкции (крупногабаритные, до 1200 мм, размерно-стабильные приборные платформы, оболочки в виде тел вращения диаметром до 1000 мм, кронштейны, детали гироскопов):
- повышается в 2-3 раза точность позиционирования измерительных и информационных узлов;
- увеличивается на 50-80% жесткость узлов.
Стабилизаторы температуры (теплообменники трубчатые, многослойные, плоские; массивные теплоемкие блоки для термостабилизации отсеков):
увеличивается в 3-5 раз ресурс работы аппаратуры.
Детали компьютеров (подложки магнитных дисков накопителей информации, шпиндели на аэродинамических опорах, элементы позиционеров).
Рентгенопрозрачные окна (выходные окна рентгеновской аппаратуры, входные окна детекторов излучений, защитные окна в рентгенолитографии, узлы регистрации и вывода пучковизлучения в исследовательских установках).
Вибростенды (столы для фиксации испытываемых объектов в вибростендах, калибраторы параметров вибростендов).
Радиационно-прозрачные ионопроводы для ускорительной техники (тонкостенные (до 0,5 мм), трубные сварные конструкции диаметром до 300 мм и длиной до 6500 мм, тонкостенные тела вращения со сложной конфигурацией).
Высокоточное литье из бериллиевых сплавов
Свойства бериллиевого сплава ЛБС-1:
- Плотность — 2,15∙10-3, кг/м3
- Модуль упругости, Е — 200-220 ГПа
- Предел прочности при растяжении — 350-400 МПа
- КТЛР — 14,5∙10-6 град-1 (при 20-100 °С)
Технические характеристики отливок:
- Масса отливок: до 10 кг (оптимальная от 3 до 5 кг).
- Габариты: до 500 х 500 х 1000 мм.
- Минимальная толщина стенки — 1,5 мм.
- Сложность отливок — практически не ограничена.
Применение
Корпуса гироскопов и телескопов, рамы подвеса, антенны наведения, позиционеры компьютерной техники.
НПО Лавочкина в составе сборной команды Роскосмоса на DigitalSkills-2021
Во вторник, 21 сентября 2021 года, состоялся официальный старт III отраслевого чемпионата в сфере информационных технологий по стандартам WorldSkills DigitalSkills 2021 на базе Международного выставочного центра «Казань Экспо» в Республике Татарстан.
Сборная команда Госкорпорации «Роскосмос» объединила 23 работника из организаций отрасли, показавших наилучшие результаты по итогам VI Корпоративного чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills «Молодые профессионалы Роскосмоса — 2021». Команда НПО Лавочкина в составе Сборной команды Госкорпорации «Роскосмос» принимает участие в двух компетенциях:
«Инженерия космических систем»
Эксперт: Власенков Евгений, ведущий конструктор филиала НПО Лавочкина в г. Калуга.
Участники: Александр Шурыгин, инженер-программист 2 категории филиала НПО Лавочкина в г. Калуга; Михаил Семенцов, инженер-конструктор-схемотехник 2 категории филиала АО «НПО Лавочкина» в г. Калуга; Анастасия Косенкова, инженер-конструктор 2 категории отдела системного проектирования.
«Цифровая метрология»
Эксперт: Роман Погорелов, инженер-конструктор 2 категории отдела технической документации.
Участник: Андрей Чиркин, инженер-конструктор отдела технической документации.
Первыми впечатлениями об участии в Чемпионате поделилась Анастасия Косенкова: «Вчера состоялся первый соревновательный день — мы занимались разработкой искусственного спутника Земли с полезной нагрузкой в виде биоконтейнера, предназначенного для обеспечения осуществления жизнедеятельности исследуемых экспериментальных биологических материалов. Такое задание мы выполняли впервые, но смогли адаптироваться и творчески подойти к этому вопросу. Впереди у нас ещё два соревновательных дня, которые обещают быть интересными!»
DigitalSkills — это возможность провести дополнительный аудит кадрового потенциала, дать возможность сборной Роскосмоса потренировать участников в жёстком чемпионатном темпе перед Hi-Tech 2021, актуализировать механизмы кадрового обеспечения на основе международных стандартов и перенять опыт подготовки кадров, формирования экспертных сообществ на предприятиях ракетно-космической отрасли«, — отметил директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин.Желаем удачи всей команде Госкорпорации «Роскосмос»!***
Отраслевой чемпионат в сфере информационных технологий по стандартам Ворлдскиллс DigitalSkills проводится среди студентов среднего и высшего образования, сотрудников предприятий малого, среднего и крупного бизнеса отрасли с целью решения вопросов кадрового обеспечения цифровой экономики. Госкорпорация «Роскосмос» впервые в составе сборной команды принимает участие в отраслевом Чемпионате.
Первая «колея» на Луне
51 год назад, 17 ноября 1970 года, на поверхность Луны был успешно доставлен самоходный аппарат «Луноход-1», который вместе со своим младшим «собратом» и первым спутником Земли навсегда стали символами успехов Советского Союза в освоении космоса.
«Луноход-1» проводил исследования на поверхности Луны и окололунного пространства до сентября 1971 года. Суммарная длительность активного функционирования самоходного аппарата «Луноход-1» составила 301 сутки 06 часов 37 минут. Аппарат прошел по поверхности Луны 10 540 метров, что стало мировым рекордом, передал на Землю более 200 лунных панорам, около 20 тысяч фотографий и другие результаты исследований.
«Луноход-1» был создан в конструкторском бюро химкинского Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина (сегодня — Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») под руководством Григория Николаевича Бабакина. Самоходное шасси для Лунохода было создано во ВНИИТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.
«Луноход-1» состоял из двух основных частей: колесного шасси и герметичного приборного контейнера, в котором размещена вся служебная аппаратура. Контейнер имеет форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имеет больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой. Внутренняя поверхность крышки покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что обеспечивает подзаряд аккумуляторной батареи в течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи может располагаться под разными углами в пределах 0-180°, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом.
Для получения панорамных изображений и съемки участков звездного неба, Солнца и Земли, необходимых для астроориентации лунохода и не требующих высоких скоростей передачи изображения, на борту лунохода была также установлена телефотометрическая или фототелевизионная оптико-механическая система с панорамной разверткой, состоящая из четырех камер. Они расположены таким образом, что две из них обеспечивают обзор местности справа и слева от лунохода в пределах несколько более 180° в горизонтальной плоскости и 30° в вертикальной, а две другие камеры дают изображение местности и пространства в пределах 360° в вертикальной и 30° в горизонтальных плоскостях.
Луноход управлялся дистанционно. В состав дистанционной системы управления входили система курсоуказания, обеспечивавшая передачу на Землю информации об угловом положении аппарата. Кроме того, курсовой гироскоп обеспечивал движение в заданном направлении с учетом объезда препятствий. Для получения информации о дорожных условиях, необходимой для управления движением лунохода, о пройденном пути и для проведения научных экспериментов по исследованию свойств грунта, на корме лунохода был установлен входящий в состав самоходного шасси прибор оценки проходимости. Он состоял из мерного (девятого) колеса и механизмов для внедрения и поворота в грунте штампа, позволяющего получить информацию о физико-механических свойствах лунного грунта. С помощью мерного колеса определялся пройденный путь.
В итоге обследования луноходом района посадки станции «Луна-17» были построены: топографическая схема трассы в масштабе 1:1000, уточненные схемы отдельных участков в масштабе 1:200, топографические планы отдельных участков в масштабе 1:100, полученные стереофотографическим методом, высотные профили трассы и характерных кратеров. В течение всего срока активного существования лунохода регулярно проводились измерения физико-механических свойств лунного грунта. С помощью автоматической спектрометрической аппаратуры РИФМА была получена информация о химическом составе лунного грунта — в своем составе он имел следующие элементы: кремний (20%), железо (12%), кальций (8%), алюминий (7%), магний (7%), титан (<4%) и калий (<1%).
Управление самоходным аппаратом из Центра управления луноходом выполнял экипаж, в состав которого входили командир, водитель, штурман, оператор и бортинженер. Экипаж лунохода, получая на Земле лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию, с помощью специализированного пульта управления обеспечивал выдачу команд на луноход.
Как устроиться в Роскосмос
Есть много способов получить работу на предприятиях госкорпорации Роскосмос. Кратко рассмотрим все из них.
Если вы школьник
Большинство предприятий Роскосмоса ведет отбор перспективных кандидатов уже начиная со школы. Если вы учитесь в 11 классе и вам интересен космос, то вы можете бесплатно учиться в лучших технических ВУЗах Москвы, и после обучения получить гарантированную работу в Роскосмосе. Больше о таких возможностях смотрите на сайтах конкретных предприятий, входящих в корпорацию. Например, на сайте ОАО «Российские космические системы»: http://russianspacesystems.ru/career/students/
Если вы студент или выпускник
За лучшими студентами и выпускниками основных авиатехнических ВУЗов Москвы, Новосибирска и других городов всегда идет охота. Хорошо показавшие себя студенты имеют гарантии трудоустройства в технических компаниях уже начиная с 4-5 курса. Предприятия Роскосмоса также активно участвуют в этой охоте на лучших студентов и выпускников. Участвуйте в стажировках и практиках в Роскосмосе, и вы практически гарантированно получите предложение о работе в этой структуре.
Если вы опытный специалист
Если вы опытный специалист, но ранее не работали в Роскосмосе, то вам стоит начать с поиска вакансий на сайтах предприятий, входящих в Роскосмос.
Сложность состоит в том, что потребуется проверять каждый сайт отдельно. На сайте самого Роскосмоса в разделе Карьера нет ничего полезного соискателю.
На начало 2021 года на предприятиях, которые мы просмотрели, открыты сотни вакансий самого разного направления, как технического, так и гуманитарного.
В большинстве предприятий используется стандартный процесс отбора соискателей, включающий следующие этапы:
- отбор резюме и сопроводительного письма;
- первичное телефонное собеседование;
- онлайн или очное тестирование на интеллектуальные способности;
- очное собеседование;
- испытательный срок (в некоторых случаях проверка службой безопасности и оформление допусков секретности).
Как мы писали выше, отдельным путем устройства на предприятия Роскосмоса может стать участие и победа в конкурсе «Лидеры России». Не только головное управление, но и отдельные предприятия ищут грамотных руководителей на этом конкурсе. Вообще, конкурс «Лидеры России» — это дверь в кабинеты руководителей всех ведущих российских компаний. Если вы ранее не участвовали в нем, мы настоятельно рекомендуем узнать о нем больше. Больше о конкурсе Лидеры России и том, что он дает и как в нем победить, читайте в наших статьях Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2021 и Суперфинал конкурса Лидеры России 2020: отзыв финалиста и победителя
Рассмотрим стандартные этапы отбора в Роскосмос более подробно.