Административно-контрольное управление
Содержание:
- Попытки реформирования структуры
- Полномочия, функции
- Права и обязанности налоговой службы
- Вопрос полномочий
- Функции налоговой службы
- Как ФНС уничтожит «серые» схемы в 2021 году
- Организационные модификации налоговой администрации
- Особенности деятельности
- Функции ФНС
- Полномочия налоговых органов
- ФНС решила создать отдельную налоговую инспекцию для богатых россиян
- Уважаемые пользователи!
- Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
- Как расширены полномочия налоговиков в 2021 году?
- Структура налоговых органов РФ
- Заключение
Попытки реформирования структуры
У реформирования структуры ФНС РФ есть интересная особенность. Речь идет о создании межрайонных и межрегиональных формирований. В отличие от инспекций традиционного плана, реализующих контроль исключительно по территориальной принадлежности каждого из налогоплательщиков, они организуют собственную деятельность, исходя из отраслевой принадлежности и категории налогоплательщика.
Стоит заметить, что межрегиональные инспекции по округам федерального значения занимают промежуточную позицию между Федеральной налоговой службой, а также ее территориальными управлениями.
Полномочия, функции
Основная функция всей службы — контроль за соблюдением закона в сфере налогообложения. Если конкретнее, то контроль за:
- правильностью подсчета обязательных сборов и налогов, в том числе, в настоящий момент, страховых взносов;
- полнотой и своевременностью их внесения в бюджет соответствующего уровня.
Расширенный перечень можно найти в разделе 2 указанного Положения.
В целях выполнения этих функций данные госорганы наделены определенными правами. Полномочия налоговых органов в общем виде (полностью указаны в ) таковы:
- проверка и истребование от налогоплательщиков документов по предусмотренным законом формам отчетности и предоставления информации;
- проведение проверок с привлечением специалистов, истребованием и выемкой необходимых документов и т. д.;
- вызов налогоплательщиков для дачи пояснений;
- приостановление операций в банках и наложение ареста на имущество в установленном порядке;
- осмотр объектов, используемых для извлечения доходов;
- выставление требований об устранении нарушений законодательства;
- взыскание недоимок;
- заявление ходатайства об аннулировании лицензий.
В соответствии со , полномочиями налоговых органов обладают также таможенные госорганы при перемещении товаров через границу Таможенного союза в части взимания налогов в соответствии с законодательством Таможенного союза и действующим законодательством РФ.
Права и обязанности налоговой службы
В ст. 31 НК прописаны права налоговой службы.
Основные, закрепленные кодексом, полномочия:
- Затребовать от плательщика всю необходимую документацию.
- Выполнять проверки.
- Проводить изъятие документов при законных обстоятельствах.
- С целью получения пояснений вызывать налогоплательщиков.
- Ограничивать право собственности либо иное вещное право, временно прекращать операции по счетам налогоплательщиков.
- Исчислять налоговые суммы, подлежащие направлению в бюджет.
- Заниматься принудительным взиманием недоимок и штрафов.
- В зоне действия своих полномочий направлять иски в суды.
Обязанности ФНС даны в ст. 32 НК. К первостепенным относятся:
- исполнение законодательства;
- ведение учета плательщиков;
- предоставление бесплатной информации налогоплательщикам в сфере налогообложения;
- обеспечение сохранности налоговой тайны;
- отправление налогоплательщикам документации по оплате налогов, о результатах проверки и принятых решениях;
- предоставление по запросу справочной информации, выполнение сверки расчетов.
В своей деятельности сотрудники службы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина и действующим законодательством.
Вопрос полномочий
На межрегиональном уровне сегодня существует семь инспекций межрегионального типа по наиболее крупным налогоплательщикам в следующих областях:
- разведка, добыча, последующая переработка, транспортировка и продажа природного газа;
- разведка, последующая добыча, переработка, доставка и продажа нефти, а также нефтепродуктов;
- оборот и производство этилового спирта и табака, причем из всех известных в настоящее время видов сырья табачной, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- электроэнергетика, куда целесообразно включить производство, распределение, передачу и последующую реализацию тепловой и электрической энергии;
- производство и продажа продуктов металлургической промышленности;
- осуществление услуг связи;
- осуществление транспортных услуг.
Функции налоговой службы
Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:
- по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
- по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
- по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
- по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.
К другим функциям относятся:
- проведение проверок финансовой деятельности организации в области налогового учета;
- посредством кредитных организаций возвращение ранее уплаченного превышающего норму налога;
- работа по анализу статистики в сфере налогообложения, разработка рекомендательных поправок с целью совершенствования налоговой системы;
- помощь в определении стоимости и продаже изъятого имущества.
Как ФНС уничтожит «серые» схемы в 2021 году
Процесс сокращения планируется начать с января 2021 года. Начнётся он с увольнения:
- сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
- сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.
На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт. Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году.
Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2021 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих.
Реорганизация налоговых органов ничем не отличается от классической процедуры. По этой причине необходимо понимать, что это такое.
Реорганизация – ряд преобразований, конечной целью которых является внесение изменений в организационную структуру и действующую систему управления с сохранением основных средств фирмы и ее производственного потенциала.
Все нюансы процедуры прописаны в положениях ГК РФ.
В статье 57 ГК РФ говорится, что существует 5 разновидностей реорганизации.
Все они имеют общую схему выполнения, которая зафиксирована в действующем законодательстве. Отступление от нее может привести к тому, что мероприятие будет признано недействительным.
В отличие от ликвидации, после осуществления, которой компания перестает существовать, реорганизация не ставит точку в деятельности организации.
После мероприятия права и обязанности фирмы переходят к другому лицу, которое будет создано на месте 1. В большинстве случаев это случается и с активами, хотя бывают и исключения. Так, если выполняется реорганизация в форме разделения или выделения, активы первоначальной компании делятся между правопреемниками.
Реорганизация любой организации неразрывно связана с взаимодействием с налоговой инспекцией.
Мероприятие напрямую затрагивает интересы государства, потому специалисты учреждения внимательно следят за соблюдением нюансов выполнения процедуры.
Гарантии прав государства при различных формах действия зафиксированы в статье 50 НК РФ.
С 1 октября 2020 года Росавтотранс проводит эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа в сфере автомобильных грузоперевозок в шести регионах: Москва и область, Краснодарский край, Калужская и Рязанская области, Татарстан.
Налоговики обосновывают это нововведение заботой о бизнесе: введение электронных транспортных накладных и путевых листов (ЭТрН и ЭПЛ) способствует сокращению временных и финансовых затрат.
Для бизнеса недочеты в виде несвоевременно оформленной электронной накладной могут обернуться проблемами в ходе проверок и налоговыми доначислениями.
Статья 89 НК РФ содержит основные положения по проведению выездных налоговых проверок.
Законом №470-ФЗ внесены изменения в пункт 5.1. Они касаются крупного бизнеса, который подключен к системе налогового мониторинга. Речь идет о проверках на основе удаленного доступа к информационным системам компании, ее бухгалтерской и налоговой отчетности.
В пункте 5.1. говорится, что запрещается проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, которые исчисляет и уплачивает сам налогоплательщик), кроме следующих случаев:
- Выездная проверка проводится вышестоящим налоговым органом;
- Досрочное прекращение налогового мониторинга;
- Налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. Ранее не было указано конкретной даты, до которой должно быть исполнено мотивированное мнение.
- Налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию (расчет) за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет. С 1 июля 2021 года предметом выездной налоговой проверки в указанном случае будет правильность исчисления налога, сбора на основании новых показателей уточненной декларации, которые привели к уменьшению ранее начисленной суммы или к увеличению суммы возмещаемой суммы НДС.
Организационные модификации налоговой администрации
Одной из особенностей организации системы государственной налоговой администрации является возможность ее построения в моносубъектной и в мультисубъектной модификации.
При моносубъектной модификации системы функции налоговой администрации государства возложены только на один обособленный субъект государственной власти – на одну государственную структуру. Весь объем полномочий в области налогового администрирования осуществляется этим органом единолично. Фактически он и является налоговой администрацией государства, а его структурное построение соответствует структуре государственной налоговой администрации.
Мультисубъектная модификация системы, в свою очередь, означает, что полномочия по налоговому администрированию распределяются между несколькими обособленными органами государственной власти. Соответственно понятие государственной налоговой администрации здесь означает совокупность всех структур государственной власти, входящих в ее состав.
Деятельность в области налогового администрирования осуществляется каждым из субъектов в пределах данных ему полномочий. Каждый из субъектов налоговой администрации является самостоятельным участником налоговых правоотношений.
Действующая система организации государственной налоговой администрации России основывается на принципе мулътисубъектного построения. За обеспечение налоговой безопасности государства отвечают сразу несколько специализированных государственных структур, обособленных друг от друга.
Необходимость создания системы государственной налоговой администрации с четко определенной структурой и полноценной законодательной базой деятельности в России возникла в самом начале 1990-х гг. Этому способствовало принятие решения о реформировании тогда еще советской экономики с внедрением в нее рыночных отношений. Следствием глобальной переориентации экономической политики государства явилось воссоздание системы государственной налоговой администрации.
В настоящее время в состав налоговой администрации России входят:
- система налоговых органов;
- уполномоченные финансовые органы;
- специализированные подразделения ОВД.
В определенных случаях полномочиями в сфере налогового администрирования могут быть наделены таможенные органы. При наступлении указанных в законодательстве случаев эти органы также следует относить к элементам системы национальной налоговой администрации, но в отличие от налоговых органов они не являются постоянными элементами указанной системы.
Особенности деятельности
Составляющие структуры центрального аппарата ФНС находятся в ведении Министерства финансов. В процессе своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией РФ, актами правительства и президента, конституционными законами федерального уровня, нормативными актами Министерства финансов, договорами международного уровня и, конечно же, Положением о ФНС.
Охарактеризованные выше структуры ФНС ведут деятельность как напрямую, так и посредством своих территориальных органов при условии взаимодействия с иными федеральными образованиями исполнительной власти, учреждениями местного управления и государственными внебюджетными фондами, органами исполнительного типа власти субъектов РФ, а также с объединениями общественного плана и другими организациями.
Во главе службы стоит руководитель, который назначается на должность и освобождается от нее — как уже было отмечено — Правительством РФ в соответствии с представлением министра финансов. Структура и полномочия ФНС утверждаются исключительно приказами. Каждый налоговый орган представляет собой самостоятельное юридическое лицо, однако в то же время все они находятся в подчиненности вертикального типа и входят в единую централизованную совокупность.
Функции ФНС
Внимание! В широком смысле главная задача
федеральной налоговой службы – контроль за исполнением физическими и юридическими лицами статей
налогового кодекса – уплатой всех необходимых налогов, сборов, страховых взносов.
Конкретные функции:
- Надзор за своевременной, полноразмерной,
верной оплаты всех налогов. - Проверки (внеплановые и плановые) частных и государственных корпораций, физических лиц с
целью контроля выполнения трудового и налогового законодательства. - Консультирование населения по вопросам уплаты налогов.
- Контроль использование электронных налоговых устройств, касс.
- Контроль исполнения законодательства в табачной промышленности.
- Изучение в пределах своей компетенции валютных операций.
- Предоставление необходимой информации в процедурах оформления банкротства.
- Выдача разрешений и надзор иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на
территории Российской Федерации. Регистрация граждан России в статусе индивидуальных
предпринимателей. - Выдача свидетельств о присвоении ИНН. Ведение работы по предупреждению и пресечению случаев
коррупции. - Сотрудничество с иностранными налоговыми ведомствами, другими зарубежными организациями.
- Ведение статистики, подготовка аналитических отчётов для органов государственной власти.
- Контроль за проведением лотерей, уплаты налога с выигрыша.
- Надзорные функции в пределах своих полномочий за организаторами азартных игр в специальных
игорных зонах РФ.
Полномочия налоговых органов
Налоговые органы обладают широкими полномочиями. Инспекторы могут:
- проверять документацию на бумажных и электронных носителях, связанную с начислением и внесением налоговых платежей;
- контролировать порядок использования контрольно-кассовой техники при проведении расчетов платежными картами или наличными;
- получать различные документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании или предпринимателя;
- назначать и осуществлять налоговые проверки – выездные и камеральные;
- проводить встречные проверки, то есть, требовать документы у лиц, с которыми связан налогоплательщик, относительно которого назначена проверка;
- привлекать для проведения проверок понятых, экспертов и переводчиков;
- осматривать территорию предприятия и помещения, в которых могут находиться документы;
- изымать бухгалтерскую документацию при условии, что есть угроза ее уничтожения или внесения корректировок в бумаги;
- изымать документацию, связанную с сокрытием дополнительных источников дохода, подлежащих налогообложению;
- начислять налоги расчетным путем, если налогоплательщик не ведет учет, ведет его с серьезными нарушениями либо более двух месяцев не предоставляет документацию, необходимую для начисления налогов;
- требовать у предпринимателей, владельцев и руководства предприятием выполнения требований Налогового кодекса и устранять выявленные нарушения;
- накладывать арест на счета налогоплательщика;
- накладывать ограничения на налогоплательщика на право распоряжаться своим имуществом;
- вызывать руководство компании или граждан для дачи пояснений по вопросам налогообложения;
- опрашивать в качестве свидетелей граждан, располагающих информацией, необходимой для контроля начисления и уплаты налогов налогоплательщиком;
- начислять штрафы и пени при выявлении нарушений;
- выносить решения о привлечении к ответственности за нарушения в сфере начисления налогов.
Налоговые органы имеют право предъявлять иски в арбитражный суд по таким поводам:
- ликвидация предприятий;
- признание регистрации предприятий недействительной;
- признание совершенных коммерческих операций недействительными;
- взыскание необоснованно полученных доходов.
При осуществлении своих полномочий налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах. В круг обязанностей инспекторов входят проведение разъяснительной работы и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих нормах и их изменениях, а также предоставление форм отчетности и консультирование по их заполнению.
ФНС решила создать отдельную налоговую инспекцию для богатых россиян
Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам будут выполнять функции контролирующих вышестоящих налоговых органов, в том числе рассматривать жалобы налогоплательщиков на решения нижестоящих налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, говорится в документе. Согласно данному приказу, происходит укрупнение и создание новых межрегиональных инспекций.
Администрирование организаций, осуществляющих деятельность в нефтяной сфере, которое сейчас ведет МИФНС России №1, переходит в ведомство МИФНС России №2. Сейчас это ведомство контролирует ОАО «Татнефть».
Руководитель налоговой практики агентства ЮНЭКС Ольга Пухова считает, что переподчинение межрегиональной инспекции №4 УФНС по РТ затруднит судебное оспаривание решений ФНС по одной причине — в некоторых случаях придется вести процесс на территории Питера или Москвы, то есть по месту нахождения ответчика. Кстати, и глава УФНС по РТ Марат Сафиуллин подтвердил, что теперь меняется место подсудности.
По словам Пуховой, сегодня в судебной практике довольно часто управлениями ФНС отменяются решения инспекций по процессуальным основаниям и тогда ответчиком становится не инспекция, а управление ФНС, но теперь компаниям придется оспаривать их за пределами Казани, а это неудобно и дорого. «Мы думаем, что жалобы по процессуальным основаниям сойдут на нет, потому что придется нести дополнительные затраты на то, чтобы регулярно участвовать в судебных заседаниях по таким делам», — отмечает Ольга Пухова.
Вообще, процессуальные нарушения достаточно распространены у налоговых органов. Например, это невручение материалов камеральной проверки на досудебной стадии, что лишает налогоплательщика права защищаться аргументированно и может привести к принятию налоговым органом неправильного решения.
Доходы налоговиков состоят из окладов и плюс к ним доплаты и премии, которые могут достигать размеров окладов, а также плюс к этому, еще и система социальных льгот.
Впрочем, ни первое, ни второе, ни третье, как по отдельности, так и в комплексе не способствует преодолению кадрового кризиса в налоговой службе. Требуется кардинальное решение насчет резкого повышения жалованья налоговикам.
И в СМИ уже появились слухи о том, что в скором времени их зарплаты будут доведены до уровня доходов таможенников. Однако, если иметь ввиду, что такие слухи с постоянной регулярностью появляются с 2021-го, то, во-первых, стоит ли им верить, и, во-вторых, грядущая октябрьская 2021-го индексация – это отнюдь не повышение зарплат, а всего лишь покрытие инфляции или обесценивания доходов.
При этом, если опытные работники ФНС еще имеют возможность роста доходов за счет надбавок за стаж, за сложность работы и т.п., то молодым сотрудникам на это не приходиться рассчитывать.
Есть еще и риски того, что будет применена схема, отработанная на МВД, когда были повышены полицейским оклады, за счет сокращения их штатов. Причем, тем сотрудникам правоохранительным органов, которые не попали под сокращение, был увеличен перечень их обязанностей по службе.
Произойдет ли подобное в ФНС – маловероятно, так как ожидается отнюдь не сокращение, а напротив, увеличение штата налоговой службы за счет оперативных работников, и это должно произойти будто бы с началом 2021-го или следующего бюджетного периода.
Что касается СМИ и последних их сообщений, то индексация зарплаты налоговиков в 2021 году будет осуществлена, как и всем другим бюджетникам по требованию законодательства о компенсации потерь от инфляции, которая имеет размер, во всяком случае, в течение нескольких последних лет на уровне 4-6 процентов.
При этом в СМИ муссируется информация, о возможном переводе налоговиков на почасовую оплату их труда с сохранением доплат, как за интенсивность труда, так и за переработку.
Не исключаются также и риски насчет сокращения кадрового состава ФНС. Идут разговоры, что будет уменьшено число руководителей, а количество налоговиков низовых звеньев, напротив, будет увеличено, в том числе и за счет появления в ФНС собственной оперативной службы.
Уважаемые пользователи!
Для нормальной работы сайта необходимо включить JavaScript!
В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ, в связи с переходом на применение сертификатов ключей ЭП с ГОСТ-2012, доступ в Личный кабинет с сертификатами ключей ЭП с 2001-ГОСТ ограничен.Получить сертификат с ГОСТ-2012 можно в любом Удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России.
Вы можете ознакомиться с возможностями сервиса «Личный кабинет юридического лица» Перейти в демо-версию
Интернет-сервис «Личный кабинет юридического лица» предназначен для юридических лиц — российских организаций
и позволяет:
- получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах
начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей, об исполненных
налоговым органом решениях на зачет и на возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм, о
принятых решениях об уточнении платежа, об урегулированной задолженности, о неисполненных
налогоплательщиком требованиях на уплату налога и других обязательных платежей, о мерах принудительного
взыскания задолженности; - получать выписку из ЕГРН в отношении самого себя;
- направлять запросы и получать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням,
штрафам, процентам, акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам; - направлять запрос на получение справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов,
пеней, штрафов, процентов; - составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение невыясненного платежа,
заявление на уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки
в оформлении, заявления о зачете/возврате переплаты, заявления для инициирования сверки расчетов с
бюджетом; - направлять в налоговый орган сообщения по форме С-09-6 об участии в российских
организациях; - получать услуги по постановке и снятию с учета организации по месту нахождения обособленного
подразделения, внесению изменений в сведения об обособленном подразделении на основании формализованных
электронных сообщений налогоплательщика по формам № С-09-3-1, С-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет, в качестве
налогоплательщика ЕНВД на основании заявлений по формам № ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет; - направлять документы для государственной регистрации юридических лиц или внесения изменений
в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в налоговый орган для осуществления процедур государственной
регистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ; - получать информацию о ходе исполнения его заявлений и запросов самостоятельно контролировать
сроки оказания услуги налоговым органом, получать решения налогового органа по направлению заявлениям.
Для получения доступа к сервису «Личный кабинет юридического лица» необходимо обеспечить выполнение ряда
технических условий.
Если Вы впервые воспользовались сервисом «Личный кабинет юридического лица», просьба внимательно ознакомиться
с информацией о порядке предоставления доступа в «Личный кабинет юридического лица». При наличии вопросов по
работе сервиса Вы можете воспользоваться режимом Вопрос-ответ.
Если у Вас есть квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее — КСКПЭП) и
соответствующий ему ключ электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров,
участником которой является ФНС России, и выполнены условия получения доступа к сервису «Личный
кабинет юридического лица», Вы можете перейти в «Личный кабинет юридического лица».
Если у Вас есть квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее — КСКПЭП) и
соответствующий ему ключ электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров,
участником которой является ФНС России, и выполнены условия получения доступа к сервису
«Личный кабинет юридического лица», Вы сможете перейти в «Личный кабинет юридического лица».
(в открывшемся окне Вам необходимо указать (выбрать) КСКПЭП, выданный удостоверяющим центром,
аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС
России)
Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
В рамках формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Минфину России были переданы функции налоговых органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах. Ранее Минфин России отвечал преимущественно лишь за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения.
В результате федеральные, региональные и местные финансовые органы получили полномочия по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства. Законодатель разграничивает сферу компетенции этих органов в зависимости от уровня нормативного акта законодательства о налогах и сборах, подлежащего разъяснению.
В настоящее время Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности.
Минфин России полномочен:
- давать разъяснения по вопросам применения актов законодательства о налогах и сборах федерального уровня;
- утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Что же касается применения регионального или местного законодательства о налогах и сборах, то за разъяснением указанных актов необходимо обращаться соответственно в уполномоченные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Эти региональные и местные финансовые органы не входят в систему Минфина России, а подчиняются руководству исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.
показать содержание
Как расширены полномочия налоговиков в 2021 году?
ФНС России – это орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий контроль государства за сбором платежей в бюджеты различных уровней.
Юридической основой работы ФНС является специальное Положение, утвержденное постановлением правительства в 2004 году. В нем прописана структура, а также функции и полномочия службы.
Центральный офис ФНС находится в Москве, по адресу: ул. Неглинная, д. 23.
В 2010 году в составе службы находилось 170 тыс. сотрудников. К 2016 году их число уменьшилось до 149 тыс. человек.
В структуру налоговой системы РФ входят несколько компонентов:
- руководство службы;
- подразделения центрального аппарата ведомства;
- региональные отделения ФНС.
К региональным подразделениям службы относятся управления ФНС по субъектам РФ, в состав которых входят инспекции Федеральной налоговой службы районного или городского уровня.
Кроме того, в структуру ведомства входят многочисленные межрегиональные инспекции, которые работают с крупнейшими налогоплательщиками в разных регионах и областях. Так, например, отдельные налоговые инспекции действуют по нефтедобывающим предприятиям, газовщикам, банкам, металлургическим компаниям.
В настоящее время в мире существует несколько моделей налогообложения. Условной их можно разделить на четыре группы:
- Англосаксонская. Она ориентирована на прямое налогообложение и основное бремя несут граждане. Подобная система работает в Англии, Канаде, Австралии.
- Континентальная. Она основана на косвенных налогах. Главным из них обычно является НДС. Подобная система работает во Франции, Бельгии, Голландии, странах Скандинавии.
- Латиноамериканская. Она характерна для экономик со значительным уровнем инфляции. Им приходится постоянно маневрировать, чтобы уменьшить этот процесс. Подобная система действует в странах Южной и Латинской Америки.
- Смешанная. Бюджет в ней формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, причем их соотношение может колебаться. К странам с такой системой относится США, Россия, Италия.
В США сбором налогов занимается Налоговое управление, которое является специальным органом при правительстве. Ведомство считается одной из наиболее эффективных фискальных служб в мире. Поэтому в США очень хорошо платят налоги. Нарушителей ожидают огромные штрафы или тюремное заключение. В 2019 году расходы Налогового управления США составляли 19 центов на каждые 100 собранных долларов.
Структура налоговых органов РФ
Функции налогового администрирования выполняет Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Налоговые инструменты занимают особое место среди других инструментов регулирующей политики государства. Их действие происходит в тесной взаимосвязи с экономическими процессами на уровне национальной экономики и на региональном уровне.
Согласно Закону РФ от 21.03.1991 N 943-1, «налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации».
Структура налоговых органов Российской Федерации
Главным налоговым органом России является Федеральная налоговая служба (ФНС), которая подчиняется непосредственно Министерству Финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба РФ представляет собой орган исполнительной власти.
Структура Федеральной налоговой службы
Таким образом, общая структура налоговых органов РФ предполагает наличие следующих четырех уровней:
- Федеральный,
- Федерально-окружной,
- Региональный,
- Местный
Такая иерархия соответствует административно-территориальному делению государства.
Заключение
Итак, мы рассмотрели организационную структуру центрального аппарата ФНС России, ее функционал и полномочия. В заключение следует заметить, что, помимо внушительного количества полномочий, у Федеральной налоговой службы есть целый ряд обязанностей. Они подробным образом охарактеризованы в статье 32 Налогового кодекса, действующего на территории РФ. Основной обязанностью является соблюдение налогового законодательства. Она относится как к налоговым органам, так и к их должностным лицам. В случае нарушения закона налогоплательщик вправе взыскать убытки, которые причинены из-за неправомерных действий налоговой службы.