Управление внутренними делами
Содержание:
- Звания, сроки, погоны и эмблема внутренней службы
- Руководство ГУ МВД
- Кому подчиняется полиция в России?
- Внутренние войска МВД
- Органы следствия
- Полномочия МВД РФ
- Территориальные подразделения органов внутренних дел
- Какие задачи ставятся перед министерством?
- Общее законодательство, регламентирующее деятельность органов внутренних дел.
Звания, сроки, погоны и эмблема внутренней службы
Рядовой и командный состав внутренней службы МВД, призванный на службу в тыловые, кадровые, финансовые и медицинские подразделения, отличается наличием специальных воинских званий.
На практике к званию делается приставка «внутренней службы». То есть все звания, начиная с рядового и заканчивая подполковником, пишутся и обозначаются с данной приставкой. Например, «сержант внутренней службы» или «старший лейтенант внутренней службы».
Выслуга
Как и для всего личного состава полиции, для присвоения очередного звания должен быть выслужен определённый срок, так называемый срок выслуги. Конкретные временные рамки его установлены в ФЗ «О службе в ОВД РФ» № .
Они составляют для:
- рядового, младшего сержанта и младшего лейтенанта — один год;
- сержанта — два года;
- старшего сержанта, старшего лейтенанта и капитана — три года;
- майора — четыре года;
- подполковника — пять лет.
Для старшины, старшего прапорщика и полковника внутренней службы сроки выслуги законодательно не предусмотрено.
Внимание! Течение срока начинается со дня присвоения воинского звания.
Форма одежды
Зимняя повседневная форма одежды
Летняя повседневная форма одежды
Форма одежды и погоны для служащих внутренней службы МВД, идентичны аналогичным для органов милиции до 2013 года, и полиции. Разница заключается только в цветовой гамме погон: у полиции это серый стальной цвет, у внутренней службы это защитный цвет.
Вышедшие в отставку бывшие служащие внутренней службы имеют право ношения установленной формы, что отличает их бывших полицейских и милиционеров.
Эмблема
Петличная эмблема внутренней службы МВД
В качестве эмблемы внутренней службы до 2013 года использовалась общевойсковая эмблема Внутренних Войск МВД. Она использовалась на погонах сотрудников внутренней службы.
На данный момент для ношения на повседневной и парадной одежде предусмотрена эмблема золотистого цвета, а для полевой формы — защитного цвета. Сама по себе эмблема выглядит как щит круглой формы, поверх двух скрещённых мечей. Центральная круглая часть представляет собой стилизованный триколор в цветах флага РФ.
Шеврон внутренней службы МВД
Руководство ГУ МВД
Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.
Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.
Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.
Кому подчиняется полиция в России?
Подчинение производится по рангу и по должности, то есть:
- Следователь, начальник следствия, глава отдела.
- Начальник УР, начальник криминальной полиции, руководитель отдела.
- Участковый-начальник, участковый-начальник полиции общественно безопасности, руководитель отдела.
- Дознаватель глава дознания, и тот свою очередь руководителю отдела.
- Инспектор ГИБДД в подчинении начальника ГИБДД и тот подчиняется руководителю отдела.
- Уполномоченный штаба начальнику штаба и руководителю отдела.
- Уполномоченный ЛРР руководителю отдела.
- Помощник дежурной части дежурному и руководителю штаба, далее начальнику отдела.
Внутренние войска МВД
Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России. Определение 2
Определение 2
Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.
Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)
Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:
- реализация мер совместно с прочими ОВД относительно защиты правопорядка в обществе, охраны общественной безопасности и организации режима чрезвычайных ситуаций;
- в рамках законных полномочий участие в реализации комплекса мер по противодействию терроризму и поддержанию правового фундамента контртеррористических операций;
- защита от преступных деяний и посягательств на важные объекты государства и специальные грузы;
- в рамках законных полномочий участие в территориальной обороне страны;
- содействие пограничным службам ФСБ в вопросах защиты государственных границ страны.
Замечание 1
Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)
В систему внутренних войск входят следующие подразделения:
- управленческие органы войск;
- соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
- морские, авиационные воинские части;
- высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
- подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
- части специального назначения;
- учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
- подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.
Функционирование всех подразделений, частей и соединений опирается на специализированные положения, утверждаемые МВД РФ. На данный момент таким руководством к работе служит Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск МВД России. Данное положение утверждено соответствующим приказом № 884 (15.11.2003 г.)
Замечание 2
Очевидно, что к военнослужащим внутренних войск предъявляются особые специальные требования, в частности, качественная подготовка физического, правового характера, грамотное владение оружием, специализированной техникой и иными спецсредствами.
Внутренние войска комплектуются посредством несения военной службы по контракту и посредством призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.
Органы следствия
Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД
Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.
Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:
- централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
- сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
- сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
- координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
- качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.
Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.
Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:
- принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
- улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
- управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
- в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
- производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
- налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
- участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.
Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:
- Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
- управлений на транспорте по федеральным округам;
- министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
- отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
- Управления МВД комплекса «Байконур».
Полномочия МВД РФ
Данный федеральный исполнительный институт подчиняется Президенту и Правительству РФ. В его компетенцию входит:
- разработка направлений госполитики в вопросах миграции, обеспечения внутренней безопасности и правопорядка;
- формирование и предоставление проектов нормативных актов Правительству и Президенту РФ, которые занимаются их утверждением, а также подготовка отзывов и заключений к нормативным актам, находящихся на рассмотрении в ГД;
- принятие решений по вопросам, находящимся в сфере компетенции ВД; координация и постановка задач ОВД и внутренним войскам;
- разработка и проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы охраны правопорядка внутри страны.
Федеральные органы
Организационно-структурные особенности органов МВД
На данный момент действует несколько ГУ:
- по обеспечению безопасности дорожного движения;
- по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с местными органами;
- на транспорте;
- уголовного розыска;
- экономической безопасности и противодействия коррупции;
- по вопросам миграции (ранее эти функции выполнял ФМС);
- по противодействию экстремизму;
- собственной безопасности;
- по контролю за оборотом наркотических веществ.
В МВД РФ присутствует ряд Департаментов, также отличающихся по специфике выполняемой работы. Среди них:
-
следственный (занимается расследованием преступлений и контролем за исполнением норм уголовного судопроизводства);
- госслужбы и кадров (обеспечивает систему МВД необходимыми кадрами и переподготовкой сотрудников);
- делопроизводства и работы с обращениями физических и юридических лиц (обеспечивает защиту сведений, относящихся к гостайне, занимается рассмотрением прошений граждан и организаций);
-
информтехнологий, связи и защиты информации (осуществляет контроль за работой и развитием используемых информационных систем и средств связи, а также обеспечением безопасности передаваемой информации);
- материально-техническому и медобеспечению (контролирует вопросы, связанные с госзакупками и обеспечением подразделений МВД необходимой материально-технической базой);
- финансово-экономической политике и обеспечения соцгарантий (занимается планированием бюджета МВД и финансовым обеспечением органов ВД);
- договорно-правовой (отвечает за развитие законодательства в сфере ВД и координацией работы с международными организациями);
- организационно-аналитический (разрабатывает стратегию борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка и безопасности).
Также в МВД существуют различные Управления:
- компьютерной информации (т. н. Управление «К»);
- по взаимодействию с гражданскими обществами и СМИ;
- командование внутренних войск;
- организационно-штатное;
- по обеспечению безопасности при проведении международных и массовых спортмероприятий;
- контрольно-ревизионное;
- по обеспечению безопасности лиц, находящихся под госзащитой;
- по организации дознания;
- оперативное управление;
- национальное бюро Интерпола;
- международного сотрудничества.
При МВД существуют и Центры, например:
- Академия управления МВД:
- Центр метрологии;
- Институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ;
- Центр кинологического обеспечения;
- ГЦ спецперевозок МВД;
- Информационно-аналитический центр;
- ГЦ связи и защиты информации;
- Экспертно-криминалистический центр;
- Центр социальной работы и т. д.
Региональные органы
Положение о создании окружных отделений ВД закреплены в Указе Президента N . Всего в округах действует 8 ГУ МВД по:
- ДФО.
- ЦФО.
- Приволжскому ФО.
- СФО.
- СКФО.
- СЗФО.
- УФО.
- ЮФО.
Отдельно действует Управление на транспорте МВД.
В регионах же расположены отделения МВД:
- по республикам — 21 министерство;
- по другим субъектам РФ — 20 ГУ и 39 управлений.
Местные органы
Далее идут территориальные органы Внутренних Дел, во главе которых стоят ГУ МВД населённых пунктов. В субъектах также присутствуют и образовательные учреждения при МВД РФ, занимающиеся обучением и переподготовкой текущих и будущих кадров. В самих же населённых пунктах расположены управления МВД, отвечающие за конкретные районы и административно-территориальные образованиях.
Территориальные подразделения органов внутренних дел
Организационно-структурные особенности органов МВД
Система МВД построена на принципах четкого вертикального подчинения. Это подразумевает наличие подразделений федерального, окружного в соответствии с количеством федеральных округов, областного или республиканского (уровня субъекта Федерации) и местных территориальных отделений.
Наименования учреждений зависят от принятой терминологии в данной области, это могут быть управления (главные по округам, по транспорту, районам городам и другим населённым пунктам), бюро, центры.
Иерархия выглядит следующим образом:
- Главные Управления, Департаменты и Управления. Осуществляют общее руководство и контроль в отдельно взятой сфере: безопасности дорожного движения, противодействия экстремизму, на транспорте, собственной безопасности, по обороту наркотиков, миграции, уголовного розыска.
- Территориальные органы представлены на межрегиональном, окружном и региональном уровнях. Последние могут быть как республиканскими (22 Министерства), так и областными Управлениями.
- Региональные органы состоят из подчинённых им районных отделов. Это именно те служащие, которые непосредственно занимаются работой с населением, предотвращают совершение преступлений, следят за соблюдением правил поведения на автомобильных дорогах и железнодорожном транспорте. К ним относятся участковые, инспектора ПДД, по делам несовершеннолетних и другие служащие полиции.
Важно! Все структурные подразделения МВД России в своей работе опираются на законодательство РФ, нормативные акты министерства и правоприменительные документы, действующие в отдельно взятой области профессиональной деятельности.
Какие задачи ставятся перед министерством?
- Обеспечение общественного порядка на территории страны.
- Обеспечить предотвращение, пресечение, выявление правонарушений, исполнение которых возложено на органы внутренних дел.
- Расследование уголовных преступлений, связанных с юрисдикцией
- Проведение миграционной политики.
- Сохранность безопасности дорожного движения на территории страны
- Контроль за перевозкой гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ и продуктов, содержащих их.
- Надзор за негосударственной охранной деятельностью и негосударственной детективной деятельностью.
- Соблюдение законодательства России о гражданстве Российской Федерации и регистрации граждан в пределах полномочий.
- Защита физических и юридических лиц по договорам.
- Управление отделам внутренних дел районов, городов и других населенных пунктов субъекта Российской Федерации, других подведомственных подразделений и организаций.
Для выполнения поставленных задач Департамент имеет право:
- Полностью осуществлять оперативно-розыскные мероприятия.
- Принимать решения в порядке, установленном законом о государственной защите работников, должностных лиц и их родственников, а также осуществлять контроль за применением мер безопасности.
- Проводить проверку, связанную с ответственностью Генерального директората, проверку деятельности учреждений, организаций и подразделений системы МВД России.
- Организовывать комиссии и рабочие группы.
- Запрашивать информацию, справки, копию документов и другую информацию, необходимую для принятия решения о деятельности главного управления, у государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и государственных служащих.
- Использовать ресурсы министерства и его местных органов власти, в том числе систем связи и передачи данных, офисов, транспортных средств, информационных систем и баз данных, современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, архивирования и учета, для обеспечения собственной безопасности материалов и других документов.
Следят за деятельностью полиции законодательные и исполнительные органы. При осуществлении этих полномочий государственные органы не имеют права вмешиваться в судебные разбирательства, предварительные расследования и административные правонарушения.
Сотрудник полиции — гражданин Российской Федерации, являющийся членом федеральной должности в МВД и получивший особый статус в установленном порядке.
Работники полиции формируют караульную полицию и криминальную. Это основные виды деятельности данного отдела. На данный момент в составе полиции более 780 тысяч человек.
Согласно законодательству, финансирование производится из бюджетных средств. Российская полиция — один из самых крупных органов по охране населения.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Общее законодательство, регламентирующее деятельность органов внутренних дел.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О полиции»
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 23.05.2011 № 668 (ред. от 17.09.2020) «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»
Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 07.12.2016) «Вопросы организации полиции»
Приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 (ред. от 30.06.2020) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»
Приказ МВД России от 01.09.2017 № 690 (ред. от 26.06.2020) «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»
Приказ МВД России от 30.08.2011 № 975 (ред. от 10.03.2016) «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России»
Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 09.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»
Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 (ред. от 01.12.2016) «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»