«скоростная и манёвренная машина»: чем уникален самолёт-бомбардировщик советской дальней авиации дб-3
Содержание:
- Ту-4 – первый советский стратегический бомбардировщик
- Появление бомбардировщика
- Появление советских ядерных бомбардировщиков
- М-4 BISON – стратегический межконтинентальный реактивный бомбардировщик
- Heinkel He.177 «Greif». Германия, 1939
- Ту-95 — первый советский межконтинентальный бомбардировщик
- Маловысотные сверхзвуковые бомбардировщики
- Boeing B-17 Flying Fortress
- Ту-4 — первый советский стратегический бомбардировщик
- Су-34 — бомбардировщик поколения 4+
- Ее сразу стали называть Октябрьской?
- ТБ-1 — первый в мире тяжёлый бомбардировщик
- Полоса слишком коротка
- Heinkel 111 — волк в овечьей шкуре
- Пе-2 — самый массовый бомбардировщик
- Heinkel He 177
- Ту-4 — первый советский стратегический бомбардировщик
- Бросок перчатки
- «Прорывные решения»
- Гонка вооружений
- Характеристики НБ(Т)
Ту-4 – первый советский стратегический бомбардировщик
Ту-4, летные испытания которого состоялись уже в 1947 году, представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолету разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка – 8 тонн.
Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооруженный атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.
Всего было построено 847 самолетов, 25 из которых передали Китаю.
Появление бомбардировщика
Впервые применение аэропланов для поражения наземных целей предприняли до начала Первой мировой войны. Вместо бомб тогда применялись металлические дротики или флешетты. По размерам они немного превышали карандаш. Таким образом, бомбежка дротиками велась сверху по позициям пехоты и кавалерии. Вес такой стрелы – 30 грамм, она способна была пробить 150 мм древесины. Первую авиационную бомбу создал итальянский военный К. Ципелли. Его главной целью являлось проектирование взрывателя, который должен был сработать в самый ответственный момент. Последующие опыты с гранатами разных типов привели к смерти изобретателя.
Самое первое боевое бомбометание состоялось 1 ноября 1911 года. В разгар итало-турецкой войны итальянский летчик Гавотти сбросил 4 бомбы на турков в городе Триполи. Немного позже в качестве поражающих элементов итальянцы начали использовать картечь.
Появление советских ядерных бомбардировщиков
Ту-4 стал первым бомбардировщиком, который появился в СССР и мог нести ядерное оружие. Он был выполнен практически полностью таким же, как и американский В-29.
Советский бомбардировщик Ту-4
Но у него дальность полета составляла всего лишь 5000 км. Советские военные специалисты понимали, что подобная техника не является эффективной, так как ядерные боеголовки нужно сохранять внутри страны. Аэродромы с этим самолетом должны были располагаться чем поближе к предполагаемому противнику. Именно поэтому в Советском Союзе начали активно продумывать конструкцию нового самолета, дальность полета которого была бы намного больше.
Первым делом руководство советской страны привлекло самого знаменитого и опытного конструктора, которым являлся Андрей Туполев. Но эксперт в изготовлении бомбардировщиков отказался от подобной работы, несмотря на то, что подобную задачу ему ставил сам Сталин, Туполев сказал, что в настоящее время нет возможности создать настолько мощный двигатель, который бы смог преодолеть океан и вернуться назад на базу.
Но тут в дело вступил один из его учеников Владимир Мясищев. Несмотря на то, что ранее он был репрессирован, а его небольшое конструкторское бюро во время войны не выпустило ни одного бомбардировщика, руководства СССР все же поручило ему секретный проект.
Владимир Мясищев
Таким образом, после того как конструкторское бюро Мясищева потрудилось над изобретением нового самолета, мир увидел тяжелый бомбардировщик М-4. Этот самолет развивал скорость дом 950 км в час. На практике он мог пролететь больше чем 8000 км. Он имел достаточно солидное вооружение и мог поднять на свой борт большое количество боеприпасов и боеголовок. Максимальная грузоподъемность составила 24 тонны, нереальные параметры на то время.
М-4 BISON – стратегический межконтинентальный реактивный бомбардировщик
К декабрю 1952 года был построен опытный экземпляр самолета, а в январе 1953 года бомбардировщик М-4 – это уже восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный четырьмя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа.
Тактикой использования М-4 предусматривались полеты этих самолетов строем в составе эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Подходя к цели, бомбардировщики нарушали строй, и каждый из них выполнял атаку на свой объект. Благодаря системе пушечного вооружения самолет мог эффективно противостоять перехватчикам. М-4 официально снят с вооружения в 1994 году.
Heinkel He.177 «Greif». Германия, 1939
0 Не знаю, как правильно относиться к выводам доморощенных экспертов, которые называют «Грифон» неудачей
Причем совершенно не важно, неудачей Хейнкеля, министерства авиации, Геринга, Гитлера… Главное – неудачей. Между тем «неудача» была выпущена в количестве больше 1000 единиц, воевала, а по сути самолет был замечательный
Вообще, в нем банда Хейнкеля умудрилась реализовать абсолютно все технические новинки того времени, вот в мирных бы целях их энергию…
Но никакие гениальные конструкторские решения не помогут, если сами авиационные круги погрязают в подковерных играх. Ну а то, что дальняя/стратегическая авиация оказалась неподъемным грузом для промышленности Германии… Так оно и в СССР выпустить больше сотни Пе-8 не смогли по разным причинам. И что же такого необычного было в «Грифоне»?
Спаренная двигательная установка. Да, в начале я сказал, что речь сегодня пойдет о четырехмоторных тяжелых бомбардировщиках. Не соврал, моторов у Не-177 было четыре. Точнее, два 12-цилиндровых V-образных агрегата, созданных на базе DB 601, монтировались рядом и работали на общий вал через редуктор, связывающий оба коленвала. И это называлось DB 606. Дистанционное управление стрелковыми установками, имевшими значительно меньшее аэродинамическое сопротивление по сравнению с башнями с ручным наведением. Очень полезно.
Не.177 считался опасным и недоведенным самолетом из-за проблем с двигателями, но пилоты из специально созданной «испытательной эскадрильи 177» были иного мнения. Они весьма хорошо приняли приятный в управлении бомбардировщик. Не.177A-3/R3 стал первым носителем управляемого оружия — управляемой бомбы «Хеншель» Hs 293. Он мог тащить три таких бомбы, две под консолями и одну под фюзеляжем. Кстати, по итальянским кораблям УАБами успешно отработали именно «Грифоны».
Достоинства: хорошие летные и боевые качества. Недостатки: общая недоработанность машины.
Ту-95 — первый советский межконтинентальный бомбардировщик
Межконтинентальный бомбардировщик Ту-95
Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.
Бомбардировщик Ту-95.
Ту-95 является единственным в мире принятым на вооружение турбовинтовым бомбардировщиком, который предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любых погодных условиях и в любое время суток. Всего выпущено более 5 тыс. машин.
Бомбардировщик Ту-95 вблизи Алеутских островов в сопровождении истребителя.
Летом 2010 года Ту-95 поставил мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США».
Маловысотные сверхзвуковые бомбардировщики
Период 60-х годов в США отметился постоянными подготовками и исследованиями в области тяжелой авиации. Такую необходимость руководство ВВС выявило после получения данных о советских ПВО, характеристики которых на тот момент были самыми лучшими. Временным решением стало принятие на вооружение бомбардировщика FB-111, модификацию тяжелого ударного тактического самолета F-111.
В СССР решили сделать аналог американского фронтового бомбардировщика – Су-24, который поднялся в воздух в январе 70-го года. В отличие от американского руководства Союз решил не отказываться от высотности. Все усилия были брошены на создание новых многорежимных самолетов. Ту-22М – один из таких проектов, который впервые поднялся в небо в августе 1969 года. В то же время в США начали разрабатывать новый многорежимный бомбардировщик – В-1А. По предварительным расчетам он должен был заменить В-52, однако в 77-м году после ряда летных испытаний проект решили закрыть. Помимо этого, необходимость в малозаметных самолетах для прорыва ПВО противника исчезла после удачных разработок технологии «Стелс».
Boeing B-17 Flying Fortress
Boeing B-17 Flying Fortress. | Фото: Wikipedia.
Одним из самых эффективных бомбардировщиков Второй мировой войны считается американский Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая Крепость»). Всего было произведено 12700 единиц бомбардировщика. Изначала «Летающая крепость» использовался британскими ВВС, но после вступления в войну США самолет обрел вторую жизнь и получил культовый статус. Бомбардировщик мог перевозить 2,2 тонны бомб на расстояние в 3 тысячи километров. По данным Novate.ru, B-17 славился также своей «живучестью». Известны случаи, когда самолет успешно возвращался на взлетную полосу с одним работающим двигателем или без части крыла.
Ту-4 — первый советский стратегический бомбардировщик
Ту-4 — первый советский стратегический бомбардировщик.
В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.
Ту-4 клон B-29
Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, — цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка — 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.
Кабина бомбардировщика Ту-4.
Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.
Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.
Су-34 — бомбардировщик поколения 4+
Бомбардировщик Су-34 поколения 4+.
Российским бомбардировщиком поколения 4+ стал бомбардировщик Су-34, предназначенный для нанесения высокоточных ударов по надводным и сухопутным целям в любое время суток. Его проектирование закончилось в начале 1990-х годов.
В кабине пилота Су-34.
Некоторые элементы Су-34 выполнены с использованием технологии Stealth. Так, в самолёте уменьшена степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Радиопоглощающие материалы и покрытия сделали Су-34 менее заметным на экранах РЛС, чем такие самолёты, как Су-24, F-111 и F-15E. Ещё один элемент боевой живучести Су-34 — наличие у штурмана-оператора второго управления.
Фронтовой бомбардировщик Су-34.
Фронтовые бомбардировщики Су-34, по оценкам специалистов, во много раз превосходят предшественников. Самолёт, боевой радиус которого превосходит 1000 км, может нести на борту 12 тонн различного вооружения. Точность бомбометания составляет 5-7 метров. И эксперты утверждают, что свой ресурс Су-34 ещё не расходовал.
Ее сразу стали называть Октябрьской?
Первое появление В. И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917. Картина Константина Юона. 1927 годГосударственный Русский музей
25 октября Ленин провозгласил с трибуны в Смольном: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Словосочетания «Октябрьская революция» и «Октябрьский переворот» появились буквально в следующие дни. Также в первые годы советской власти употреблялись названия Пролетарская революция, Рабоче-крестьянская революция или просто Октябрь. После выхода в 1938 году канонического «Краткого курса истории ВКП (б)» в советской историографии утвердилось название Великая Октябрьская социалистическая революция.
ТБ-1 — первый в мире тяжёлый бомбардировщик
В начале 1920-х среди советских самолётостроителей разгорелась дискуссия о том, из чего строить самолёты. Большинство придерживалось мнения, что советские самолёты должны быть деревянными, то были и те, кто настаивал, что СССР должен создавать цельнометаллические самолёты. Среди последних был и молодой инженер Андрей Николаевич Туполев, который смог настоять на своём мнении.
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-1.
ТБ-1, который после долгих испытаний и доработок в 1931 году всё же сошёл с конвейера, стал первым отечественным бомбардировщиком-монопланом, первым отечественным цельнометаллическим бомбардировщиком и первым бомбардировщиком советской конструкции, поступившим в серийное производство. Именно с ТБ-1 в СССР началось становление стратегической авиации. Эти машины бороздили небо более двух десятилетий.
Именно на ТБ-1 было опробовало множество инноваций, которые впоследствии использовались в авиации, в частности система «автопилот», системы радиоуправления, системы катапультирования и проч. Самолёт мог нести 1030 кг бомбовой нагрузки и стрелковое вооружение (три спаренных установки). Экипаж самолёта – 5-6 человек.
Бомбардировщик ТБ-1 — крылатая гордость России.
На ТБ-1 и его модификациях было установлено несколько мировых авиарекордов. Так, именно на этом бомбардировщике был совершён первый в истории перелет на самолёте из СССР в США. В 1934 году на ТБ-1 летчик А.В. Ляпидевский спасал челюскинцев и вывез из лагеря всех женщин и детей. Бомбардировщики ТБ-1 состояли на вооружении в СССР до 1936 года, а некоторые – до начала Великой Отечественной.
Полоса слишком коротка
Вылетали из-под Ленинграда, с аэродрома в городе Пушкине. Бомбардировщики ТБ-7 и Ер-2 имели довольно типичную для авиации СССР ахиллесову пяту — двигатели. У первых они были довольно ненадёжны, а у вторых — маломощны. Результатом стала авария одного из Ер-2: загруженный под завязку бомбами и горючим тяжёлый самолёт не успел взлететь до окончания полосы и пропахал носом по земле.
ТБ-7 майора Егорова досталось ещё больше. Четырёхмоторная машина взлетела и начала набирать высоту, но тут вдруг отказали два правых мотора. Бомбардировщик устремился к земле. Посадка вышла жёсткой — погибла половина экипажа.
Дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7
После этого вылеты самолётов прекратили. На Берлин ушло только десять машин — и для них испытания только начинались.
Heinkel 111 — волк в овечьей шкуре
Всё началось с того, что в первой половине 1930-х годов фирма Heinkel проектировала пассажирский самолёт — производство вооружений в Германии было ограничено Версальским договором, и страна старалась обойти запреты всеми доступными способами. История авиации знает немало подобных попыток, но успешных среди них — единицы. Именно таким исключением и стал He-111.
Признакипассажирского» происхождения оставались с самолётом до конца и принесли ему немалую пользу — He-111 мог успешно служить и транспортом, что не удавалосьнастоящим» бомбардировщикам с узким фюзеляжем.
В начале 1935 года существование люфтваффе было объявлено официально, и Германию больше ничто не сдерживало. Производство первых бомбардировщиков началось. К началу войны было построено более восьми сотен машин нескольких модификаций.
ПервыйХейнкель» был не очень похож на ту машину, которую все хорошо знают по фотографиям и кинохронике, — у него была классическая кабина, слабое оборонительное вооружение из трех 7,92-миллиметровых пулемётов. Верхняя стрелковая точка была прикрыта небольшим козырьком, а нижняя и вовсе выдвигалась из фюзеляжа.
В 1939 самолёт подвергли серьезной модернизации. Конструкторы окончательно определились с формой кабины экипажа — на серийных машинах модификацииH» появилась знаменитая асимметричная кабина-аквариум. Самолёт получил подфюзеляжную гондолу с двумя оборонительными точками, мощные двигатели Jumo 211А-1 по 1075 л. с. каждый. Впоследствии двигатели также улучшили, доведя мощность до 1300 л. с.
He-111 для своего времени был превосходно вооружён — шесть пулемётов калибра 7,92 мм обеспечивали сферический обстрел. В передней части гондолы можно было смонтировать 20-миллиметровую пушку, а в верхней и нижней точках — 13-миллиметровые пулеметы.
С максимальной бомбовой нагрузкой в 3,5 тонны и боевым радиусом примерно в тысячу километров(в ущерб нагрузке, естественно) He-111 мог на первых порах неплохо справляться с ролью стратегического бомбардировщика.
Поражение в битве за Британию и Лондонском блице, избиение под Сталинградом, где He-111 нередко использовались как транспортники, а также другие неудачи вряд ли можно объяснить его недостатками.Хейнкель» был скорее слишком хорош в начале войны, чтобы разглядеть его стремительное старение, наступившее всего через несколько лет.
Пе-2 — самый массовый бомбардировщик
Пе-2 в небе.
В 1938 знаменитая туполевская «шаражка» начала разработку пикирующего бомбардировщика Пе-2, который стал впоследствии самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны.
Пе-2 был очень компактен и имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На бомбардировщике было установлено 2 двигателя М-105Р жидкостного охлаждения по 1100 л.с., которые позволяли самолёту развивать скорость до 540 км\ч (только на 30 км/ч меньше, чем у истребителя Ме-109Е, стоявшего на вооружении у фашистской армии).
Легендарный советский бомбардировщик Пе-2.
В 1940 году были выпущены 2 серийных бомбардировщика, а в начале 1941 года с конвейера сошло уже 258 бомбардировщиков Пе-2. 1 мая 1941 года новый бомбардировщик, который получил 95-й авиаполк полковника Пестова, пролетел во время парада над Красной площадью. Пе-2 приняли участие в боевых действиях буквально в первые дни войны. К 1943 году бомбардировщики Пе-2 занимали первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Благодаря высокой точности бомбометания они были весьма эффективным оружием. Известен факт, когда летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16 июля 1943 года на своих 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 7 складов горючего и боеприпасов.
В кабине Пе-2.
И хотя в 1944 году на фронт начали поступать Ту-2, которые по основным параметрам превосходили Пе-2, «пешка» до конца войны оставалась основным советским бомбардировщиком и вместе с «кукурузником» стала легендой советской авиации.
Heinkel He 177
Heinkel He 177. | Фото: Klassiker der Luftfahrt.
Во время польской компании и лондонского «блица» Германия в большей степени эксплуатировала средние бомбардировщики, такие как Heinkel He 111, Dornier Do 17 и Junkers Ju 88. После этого Люфтваффе эффективно использовал только один тяжелый бомбардировщик — Heinkel He 177, который эксплуатировался с декабря 1942 года. Бомбардировщик получил прозвище «Летающий фейерверк». Самолет мог транспортировать на борту 1000 кг бомб на расстояние до 6500 км. Всего за время войны было произведено чуть большее тысячи экземпляров Heinkel He 177.
Ту-4 — первый советский стратегический бомбардировщик
Ту-4 — первый советский стратегический бомбардировщик.
В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.
Ту-4 клон B-29
Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, — цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка — 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.
Кабина бомбардировщика Ту-4.
Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.
Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.
Бросок перчатки
Блицкриг 1941 года, как мы уже знаем, своих целей не достиг. Но положение на фронте сложилось чрезвычайное.
На ту же тему Спасти обречённых: пять альтернатив 1941 года
Например, у далеко продвинувшихся немцев появилась возможность бомбить Москву силами фронтовой авиации — чем они и не преминули воспользоваться. Первые налёты на столицу начались уже в июле, были задействованы сотни самолётов.
Надо было как-то отвечать. Сделать это сразу же и в таких же масштабах было невозможно — война катилась на восток, и советским фронтовым бомбардировщикам не хватало дальности. Да и нужны они были позарез для другого. Иное дело дальняя авиация. Находящиеся в её строю четырёхмоторные гиганты вполне могли достать до Берлина.
Первый удар нанесла авиация Балтийского флота. Седьмого августа 1941-го в воздух поднялось полтора десятка ДБ-3, взявших курс на столицу рейха. Отбомбились неплохо. Конечно, в силу малочисленности нанести серьёзного урона не удалось, зато потерь не было.
ДБ-3
Теперь дело стало за дальней бомбардировочной авиацией.
«Прорывные решения»
ЦКБ-26 создавался для поражения объектов военной и хозяйственной инфраструктуры противника. Однако в отличие от фронтовой (оперативно-тактической) авиации дальние бомбардировщики были предназначены для выполнения боевых задач в глубоком тылу неприятеля, за сотни и тысячи километров от позиций своих войск.
Как отмечают эксперты, ЦКБ-26 был во многом экспериментальным самолётом и не являлся полноценной боевой машиной. Работы над его совершенствованием привели к созданию модели ДБ-3, уже подходившей для массового серийного производства.
- Пилот ДБ-3 ВВС СССР
В августе 1936 года ильюшинский бомбардировщик был принят на вооружение ВВС Красной армии. Его производство развернулось на предприятиях в Москве, Воронеже и Комсомольске-на-Амуре. В авиационных частях СССР новые машины заменяли тихоходные и маломанёвренные туполевские бомбардировщики ТБ-3.
ДБ-3 получился достаточно компактной машиной, обладая при этом хорошей для того времени грузоподъёмностью. В зависимости от дальности расположения цели и погодных условий самолёт мог взять на борт 1—2 т боеприпасов. Длина детища Сергея Ильюшина составляла — 14,22 м, высота — 4,19 м.
К тому же новый бомбардировщик отличался высокой для своего класса скоростью — ДБ-3 мог разгоняться до 390 км/ч. По мнению Владимира Попова, скоростные характеристики советского самолёта вполне удовлетворяли требованиям к такому типу авиатехники в конце 1930-х и первой половине 1940-х годов.
«В ЦКБ-26 или ДБ-3 было реализовано немало прорывных технологических решений. Ильюшину удалось разработать скоростную и манёвренную машину, способную к тому же поднимать в воздух большой объём боеприпасов. Отдельных комплиментов заслуживают аэродинамика и надёжные конструкции, которые использовались для сборки ДБ-3», — рассказал Попов.
Также по теме
«Чёрная смерть»: как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны
29 декабря 1940 года состоялся первый полёт легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением лётчика-испытателя Владимира…
Новый бомбардировщик оснащался двигателем М-86 мощностью 960 л. с.
Высокие лётные и эксплуатационные характеристики самолёта были подтверждены в 1938—1939 годах, когда советские пилоты совершили дальние беспосадочные перелёты из Москвы на Дальний Восток и в Северную Америку через Атлантический океан.
Между тем Ильюшин продолжал совершенствовать своё детище. В конце 1930-х годов для нужд авиации Военно-морского флота СССР был разработан ДБ-3Т. Данный самолёт предназначался для уничтожения кораблей противника с помощью торпедного вооружения. Также он мог применяться в качестве дальнего морского разведчика.
В мае 1939 года Коккинаки поднял в небо модификацию ДБ-3Ф с улучшенной аэродинамикой и более мощным двигателем. Обновлённый бомбардировщик мог развивать скорость до 445 км/ч.
К недостаткам ДБ-3 эксперты относят проблемы с поддержанием устойчивости во время горизонтального полёта и уязвимость при атаках вражеской истребительной авиации. Как отметил в разговоре с RT член ассоциации военных историков Второй мировой войны Дмитрий Хазанов, ильюшинские машины нуждались в прикрытии, обеспечить которое ВВС Красной армии могли не всегда.
«С моей точки зрения, оборонительного вооружения у ДБ-3 было недостаточно. Экипаж с трудом мог отбиться от истребителей, хотя попытки усилить вооружение для самообороны предпринимались. Например, ДБ-3 удалось оснастить тремя огневыми точками: башенный стрелок, подфюзеляжная турель и пулемёт в носовой части. Но и этого оказалось мало», — говорит Хазанов.
Гонка вооружений
Сразу после того, как образец самолета M-4 прошел успешные испытания, началась гонка вооружений между США и СССР. Несмотря на то, что когда Мясищев только разрабатывал свой самолет, американский В-52 уже проходил программу летательных испытаний, советский самолет поступил на вооружение армии немного раньше.
Самолет М-4
Мнение эксперта
Иван Федорович Шварц
Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.
На протяжении нескольких следующих лет Московский авиазавод выпустил 34 самолета подобного образца. Этот тип вооружения и транспортировки ядерных боеголовок оставался в армии до 1990 года.
Туполев, параллельно развивал свой проект, который на тот момент был более экономичным и турбовинтовым. Нужно сказать, что по сегодняшний день бомбардировщик Ту-95, который разработало конструкторское бюро Туполева, наряду с самолетом Ту-160 являются основными тяжелыми ядерными бомбардировщиками не только времен СССР, но и Российской Федерации. Уже более 50 лет эти два самолета остаются в строю и пока не имеют адекватных аналогов.
Самолет Ту-95
Кроме того, не серийной моделью подобного самолета в СССР стал Т-54. По всем прогнозам и выводам экспертов он должен был навести ужас на предполагаемого противника. Теоретически он должен был достигать скорости 3000 км. Максимальную скорость он должен был развивать почти до 4000 км в час. Но этот самолет был выпущен только в двух экспериментальных экземплярах.
Характеристики НБ(Т)
Страна:
СССР
Тип:
Ночной бомбардировщик
Год выпуска:
1942 г.
Экипаж:
5 человек
Двигатель:
2х АШ-82ФНВ по 1850 л.с.
Максимальная скорость:
515 км/ч
Практический потолок:
6150 м
Дальность полета:
3030 км
Масса пустого:
Нет сведений
Максимальная взлетная масса:
12640 кг
Размах крыльев:
21,52 м
Длина:
15,29 м
Высота:
Нет сведений
Площадь крыла:
Нет сведений
Вооружение:
3 х 12,7-мм пулемет УБ + 5000 кг бомбовой нагрузки
Зимой 1943-44 г.г. завод и КБ были возвращены в Москву. Проводились аэродинамические и прочностные испытания машины. На самолете были установлены высотные двигатели АШ-82ФНВ.
Первый полет с ними состоялся 23 мая 1944 года на Центральном аэродроме Москвы. Было принято решение доработать самолет с целью его дневного применения. При этом рассматривались варианты установки дизелей М-30Ф и высотных моторов АМ-39. Проектировался транспортно-пассажирский вариант самолета с двигателями АШ-82 и переделанным фюзеляжем, оборудованным специальным люком для загрузки крупногабаритной военной техники.
Однако начатые 23 мая 1944 года летные испытания по причине смерти самого Поликарпова закончены не были, и работы по самолету прекратились.
• Самолеты того же периода • Самолеты СССР и России • Бомбардировщики • Справочник авиации •