Фрегаты «ястреб» проекта 11540
Содержание:
- Вооружение фрегатов типа «Ястреб»
- История
- Противолодочные возможности
- Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»
- Основные цели, которые ставились перед фрегатами «Ястреб»
- Судьба проекта 11540 в наши дни
- Вооружение фрегатов типа «Ястреб»
- Пограничные сторожевые корабли (ПСКР)
- Особенности кораблей проекта 11540
- Война в Сирии заставила Россию отчаяться, нужно купить 8 кораблей проекта 054А, чтобы прийти в себя
- Командиры корабля
- Технические характеристики
- Ракетно-артиллерийское вооружение
- История создания и конструкция
- Силовая установка фрегатов проекта 11540
- Служба[ | ]
Вооружение фрегатов типа «Ястреб»
В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:
- Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
- РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
- Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.
Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.
Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.
История
С 19 июня 2009 года входит в состав Балтийского флота.
24 июля 2009 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России.
В июле 2010 года сообщалось, что совместно с СКР «Неустрашимый» корабль в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной, будет перебазирован на Черноморский флот и будет ориентирован командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота — Чёрном и Средиземном морях. Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога.
С 7 декабря по 10 февраля участвовал в совместном походе межфлотской объединённой группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
25 апреля 2012 корабль с согласия Командующего Балтийским Флотом вице-адмирала В. В. Чиркова, «был передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны». В мае 2013 сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова в Средиземное море.
В феврале 2015 года завершился 196-суточный поход в Средиземное море и Индийский океан.
- Ремонт
Позже корабль встал на ремонт на СРЗ «Янтарь» для ремонта ГТД Д090 производства украинского ГП НПКГ Зоря — Машпроект. Ремонт газовых турбин был поручен промышленной группе «Новик», занимавшейся дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ. «Новик» располагал собственным конструкторским бюро, специалисты которого ранее трудились в ныне ликвидированном турбинном КБ Ленинградского Кировского завода. Подходящая площадка была найдена в самарском ОАО «Металлист-Самара», предприятии, работающем в кооперации двигателестроительного АО «Кузнецов».
В январе 2016 года ремонт силовой установки завершился. По состоянию на 2 марта корабль успешно прошёл швартовные испытания, возвращение корабля в строй состоялось через два месяца.
В апреле 2016 года провёл, совместно с корветом «Бойкий», учебные стрельбы в Балтийском море. В роли условного противника выступили вертолёты Ка-27 и бомбардировщики Су-24. В качестве мишиней использовались светящие авиабомбы САБ-250. Экипажи кораблей выполнили практические стрельбы из корабельных комплексов А-190 и А-100, «Кортик» и АК-630 , в ходе которых авиация условного противника была уничтожена. После выполнения этой задачи, корабли провели также комплекс стрельб по буксируемым корабельным щитам, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. Все мишени были поражены.
1 июня 2016 корабль отправился в восточную часть Средиземного моря для перегруппировки с российскими Военно-морскими силами. «Ярослав Мудрый» входил в состав постоянного оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземноморье.
- Инцидент 17 июня 2016 года
17 июня 2016 года в восточной части Средиземного моря американский эсминец Gravely опасно сблизился с кораблём «Ярослав Мудрый». Американский эсминец допустил опасное сближение с российским боевым кораблём на дистанцию 60-70 метров по левому борту. Эсминец также пересёк курс движения корабля «Ярослав Мудрый» по носу на опасной дистанции 180 метров.
«Ярослав Мудрый» следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью.
Российские военные перечислили нарушения, которые совершили их американские коллеги:[источник не указан 827 дней]:
Согласно этому документу, корабли должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения.
Еженедельник Defense News, ссылаясь на представителей ВМС США, пишет:
[источник не указан 832 дня]
18 августа 2016 «Ярослав Мудрый» покинул порт Джибути и заступил на антипиратскую вахту в Аденском заливе.
В середине октября 2016 года корабль покинул группировку, несколько недель выполнял антипиратские задачи в Индийском океане, после чего пересёк Средиземное море и вышел в Атлантику. 26 октября 2016 года совместно с танкером «Лена» прибыл с деловым визитом в кубинский порт Гавана.
18 ноября 2016 года находясь в дальнем морском походе, совместно с танкером «Лена», зашли в порт Пойнт-Фортин Республики Тринидад и Тобаго, для пополнения запасов воды и продовольствия, проведения планового осмотра кораблей, и отдыха экипажей.
02 декабря 2016 представитель ВМФ России сообщил что экипаж корабля завершил выполнение плановых задач в Карибском море и взял курс к родным берегам.
19 декабря 2016 года корабль вернулся в постоянный пункт базирования.
8 мая 2017 года корабль зашел в Кронштадт для проведения докового ремонта на Кронштадтском морском заводе. Завершение ремонта запланировано на середину июня 2017 года.
В мае 2018 года осуществляет слежение за действиями авианосной группировки ВМС США в Средиземном море.
Противолодочные возможности
Разведка обстановки осуществляется посредством гидроакустической станции корабля. Базирующийся на сторожевике вертолёт расширяет возможности за счёт использования буксируемых акустических комплексов.
Помимо вертолёта, способного нести противолодочное вооружение, сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» может применять ракетный комплекс «Водопад» и бомбометную установку «Смерч». Ракетный комплекс способен уничтожать подводные объекты на дальности до пятидесяти километров. Глубинные бомбы могут достигать глубины четырёхсот пятидесяти метров на расстоянии до шести километров от корабля.
Корабль обеспечивает защиту от диверсантов при помощи двух десятиствольных гранатомётных установок. Они способны, ориентируясь на данные опускного гидроакустического комплекса, вести автоматическую стрельбу до полной ликвидации угрозы.
Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»
Корпус первого корабля проекта 11540 был выполнен из стали, что сильно отличается от современных боевых кораблей, для постройки которых стараются использовать композитные материалы. В корпусе «Неустрашимого» имеется 12 отсеков и длинный полубак. Нововведением в конструкции корпуса стали специальные успокоители качки и дополнительные кили, предназначенные для улучшения выживаемости корабля при волнениях моря.
Корабль имеет специальные приспособления, с помощью которых дозаправка и принятие грузов на борт может происходить в открытом море. Корпус сделан таким образом, что корабль может оставаться на плаву при затоплении трёх отсеков. При этом он сохранит свою устойчивость и сможет продолжать ведение боя.
Благодаря тому, что все надпалубные настройки кораблей проекта 11540 были сделаны под наклоном, отражающая способность корабля была значительно снижена. Это придало ему пассивную степень защиты от радиолокационного вражеского оборудования.
Основные цели, которые ставились перед фрегатами «Ястреб»
Новые сторожевые судна проекта 11540 «Ястреб» планировалось передать в распоряжение Балтийского флота, где они должны были обеспечить превосходство СССР на Балтийской морской арене. Основной целью ещё не созданных сторожевых фрегатов должен был стать полный контроль всей акватории Балтийского моря. Не исключалась также возможность выхода новых сторожевых судов в открытый океан для эскорта гражданского или торгового судоходства и для внезапных ударов по кораблям противника.
Первой «ласточкой» в классе стали сторожевые корабли проекта 1135, которые наглядно продемонстрировали, в каком направлении должны развиваться новые сторожевые суда. Проект 11540 планировалось построить, используя базу сторожевых кораблей проекта 1135, но их размеры должны были быть значительно увеличены. Новый проект получил ряд конструктивных изменений, а самое главное – новые сторожевые суда настолько увеличились, что их можно было переместить в класс фрегатов.
Сформировав техническое задание для строительства нового типа сторожевых кораблей, руководство военно-морского флота СССР отправило его на разработку. Это событие произошло в 1981 году. Для разработки проекта 11540 было выбрано Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. В начале 1980-х годов доки Советского Союза позволяли построить корабли водоизмещением в 4 тонны в больших количествах.
Новый сторожевой корабль СССР должен был строиться с учётом всех новшеств, которые имелись у всех аналогичных сторожевых кораблей иностранного производства. В качестве образцов, на которые должны были равняться конструкторы, были выбраны американский фрегат типа «Оливер Перри» и немецкий военный корабль типа «Бремен». Кроме того, перед конструкторами ставилась задача по возможности создать такие корабли, которые бы по всем параметрам превосходили зарубежные аналоги.
После окончания разработки, проект 11540 получил название «Ястреб». Это были не просто сторожевые суда, а настоящие многоцелевые фрегаты, радиус действия которых значительно превышал возможности стандартных сторожевых судов, которые производились в СССР до сих пор. После окончания строительства, сторожевые фрегаты нового типа должны были заменить сторожевики предыдущего поколения. Новые фрегаты проекта 1540 должны были выполнять следующие задачи:
- Осуществлять охрану всех морских коммуникаций;
- Находить и уничтожать вражеские подводные лодки;
- Осуществлять дальнее патрулирование;
- Поддерживать сухопутные войска во время десантных операций;
- Осуществлять удары по различным береговым объектам противника.
Судьба проекта 11540 в наши дни
Так как проект 11540 было решено закрыть, корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» так и остались в единичных экземплярах. Первый корабль типа «Ястреб» сейчас находится на длительном ремонте, включающем в себя серьёзную модернизацию. Второй корабль проекта 11540 находится на боевом посту, исправно неся службу в рядах боевых кораблей Балтийского флота. В настоящее время постройка фрегатов признана несоответствующей духу времени, поэтому далее предполагается строить более универсальные корветы.
Сторожевые корабли проекта 11540 служат напоминанием о том, что затягивание сроков постройки самой современной модели может со временем превратить её в никому не нужный хлам.
Вооружение фрегатов типа «Ястреб»
В годы, когда первые корабли проекта 11540 только закладывались, их вооружение хотели ограничить лишь противолодочным вооружением и артиллерийскими системами. Первый фрегат типа «Ястреб» получил следующее вооружение:
- Комплекс «Водопад», который мог вести огонь как противолодочными ракетами, так и торпедами. Максимальное расстояние, на которое мог вестись огонь ракетами, составляло 120 км;
- РБУ-6000 «Смерч-2». Данный реактивный бомбомёт также применялся для борьбы с подводными лодками противника;
- Артиллерийское орудие АК-100 устанавливалось в качестве дополнительного вооружения возле полубака корабля.
Так как второй фрегат проекта 11540 был принят на службу только в 2009 году, его вооружение было подвергнуто серьёзной модернизации. Кроме стандартного оружия, которое имелось у «Неустрашимого», второй корабль проекта получил мощный противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Вооружённый таким образом «Ярослав Мудрый» теперь может с лёгкостью противостоять значительно превышающему его по количеству и размеру противнику.
Так как для установки ракетных контейнеров нужно было свободное место, корпус корабля «Ярослав Мудрый» был удлинён. Кроме вооружения, также серьёзной модернизации были подвергнуты системы связи и противолокационной борьбы.
Пограничные сторожевые корабли (ПСКР)
ПСКР постройки 1934÷1941 гг
- Тип «Рубин» (Проект 43)
Спроектирован для противолодочной обороны баз ВМС СССР, с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант» (ПСК-29): заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л. с; максимальная скорость — 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) — 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.
По данным источника № 2: Длина наибольшая — 67,5 м; ширина — 7,3 м; осадка — 2,2 м; водоизмещение — 600/1000 т; Мощность ГЭУ — 2×1100 л. с; скорость — 16,8 уз; Вооружение: 1 102-мм; 3×1 37-мм зенитных зенитных орудия; 2×1 12,7-мм пулемётные турельные установки; минные рельсы и кормовой скат; 2 лотковых бомбосбрасывателя; 2 бомбомёта; 6×(МБДШ) — морские большие дымовые шашки в корзинах. Экипаж — 68 чел.
- Тип «Киров» (Проект 19) — построены в Италии по заказу СССР
- Тип «Пурга» (Проект 52)
Проекты П1124 и 1124П (патрульные корабли МЧ ПВ КГБ СССР, МЧ ФПС России и МЧ ПС ФСБ России)
Всего построено 17 кораблей. Строились в 1973—1985 годах.
- «Бриллиант»
- «Жемчуг»
- «Изумруд»
- «Рубин»
- «Аметист»
- «Днепр»
- «Сапфир»
- «Измаил»
- «Проворный»
- «Преданный»
- «Бдительный»
- «Безупречный»
- «Зоркий»
- «Решительный»
- «Смелый»
- «Надёжный»
- «Дозорный»
Особенности кораблей проекта 11540
Корабли проекта 11540 отличались от предыдущей серии сторожевых кораблей своим водоизмещением. По проектной документации все корабли «Ястреб» должны были иметь водоизмещение не менее 3, 500 тонн. Первый фрегат серии имел следующие тактико-технические характеристики:
- Длина нового корабля была 117 метров;
- Ширина – 14 метров;
- Расходы на строительство первого фрегата проекта 11540 составили 80 млн. советских рублей.
Новый фрегат существенно отличался от сторожевых кораблей предыдущей серии и подходом к своему строительству. Новые технологии, которые использовались при строительстве, были направлены на увеличение мореходных качеств боевого судна и уменьшение вибрации и шума от работающего силового агрегата.
Уже на стадии проектировки в конструкцию фрегата вносились многочисленные изменения, которые касались следующих нюансов:
- Увеличения мощности двигателей;
- Наращивания боевой мощи корабля;
- Компоновки основных узлов фрегата.
Война в Сирии заставила Россию отчаяться, нужно купить 8 кораблей проекта 054А, чтобы прийти в себя
Ракетные удары в Сирии 14 апреля уже не вызывают массового внимания общественности, однако по мере того, как в связи с этим событием раскрывается все больше деталей, очень многие вещи выходят за рамки предположений. В статье российской газеты “Взгляд” от 19 апреля в контексте морского противостояния в Сирии был сделан обзор ВМФ России и США. Автор пришел к выводу, что “соотношение сил не представляется совсем уж безнадежным”. Однако Россия находится в весьма затруднительном положении, и единственный путь к спасению для нее – это закупка у Китая 8 фрегатов проекта 054А, то есть немыслимый по своей сути контракт.
Командиры корабля
- капитан 3-го ранга Кольяков Игорь Аркадьевич (29 июня 1990—23 февраля 1991 года)
- капитан 2-го ранга Авраамов Николай Георгиевич (23 февраля 1991—13 мая 1993 года)
- капитан 2-го ранга Рыжков Игорь Георгиевич (13 мая 1993—4 июля 1996 года)
- капитан 3-го ранга Демидович Игорь Дмитриевич (4 июля 1996—1998 год)
- капитан 3-го ранга Ясницкий Павел Геннадьевич (1998—2002)
- капитан 2-го ранга Кутышенко Павел Анатольевич (2002—2004)
- капитан 2-го ранга Смирнов Игорь Николаевич (2004—2007)
- капитан 2-го ранга Апанович Алексей Васильевич (2007—2010)
- капитан 2-го ранга Баранов Денис Валерьевич (2010—2012)
- капитан 2-го ранга Ашуров Роман Юрьевич (2012—2013)
- капитан-лейтенант Суслов Алексей Григорьевич (2013—2013)
- капитан 2-го ранга Липский Сергей Александрович (2013-2017)
- капитан 3-го ранга Наумов Владимир Александрович (с 2017 года)
Технические характеристики
Аналогом фрегатов проекта 11540 можно считать американские корабли типа «Оливер Перри», хотя строиться они стали раньше.
Проект 11540 «Ястреб» | FFG-7 Oliver H. Perry | |
Длина, м | 129 | 135 |
Водоизмещение, т | 4350 | 4200 |
Скорость хода, уз | 30 | 29 |
Вооружение | 100 мм АУ, ЗРК «Кинжал», ЗРАК «Кортик» , ПКР «Уран», РБУ-6000, РПК «Водопад» | 76 мм АУ, 20 мм АУ, ЗРК «Стандарт», ПКР «Гарпун», 2 торпедных аппарата |
Дальность плавания, миль | 3500 | 5000 |
Экипаж | 214 | 219 |
Американские фрегаты предназначались для обеспечения ПВО и ПЛО в дальних походах, для чего оснащались дальнобойными зенитными ракетами «Стандарт» и несли по два противолодочных вертолёта (вместо одного на «Ястребах»). Этим же объясняется и увеличенная, по сравнению с советскими и российскими кораблями дальность плавания.
В настоящее время американские фрегаты считаются устаревшими. Почти все корабли списаны или проданы.
Более 20 лет «Неустрашимый» бы единственным «Ястребом», находящимся в эксплуатации.
А к тому времени, как удалось достроить «Ярослав Мудрый», оказалось, что «11540» уже успел морально устареть.
Ракетно-артиллерийское вооружение
Ударная мощь фрегата впечатляет. Башенная артиллерийская система имеет калибр сто тридцать миллиметров и увенчивает развитый полубак, которым отличается сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». ТТХ установки позволяет вести огонь по всем видам целей, в том числе поражать такие сложные, как противокорабельные ракеты.
За орудийной башней находятся контейнеры с пусковыми установками зенитных ракет ближней зоны «Кинжал», утопленные почти под уровень палубы. Они позволяют уничтожать все виды воздушных целей на дальности до двенадцати километров. Противовоздушные возможности усиливают два поста зенитно-ракетного комплекса «Кортик», находящиеся в кормовой части. Пушки комплекса могут эффективно поражать также надводные и наземные цели.
Основным ударным оружием, которым располагает сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», являются противокорабельные ракеты комплекса «Уран». Пусковые установки с четырьмя ракетами в каждой размещены вдоль каждого борта. Дальность действия ракет составляет 260 километров.
Ракета комплекса атакует цель, двигаясь на высоте до пятнадцати метров над уровнем моря. Выходя на боевой участок траектории, она дополнительно снижается до трёх — пяти метров от воды. Низкий профиль атаки и скорость, близкая к звуковой, делает перехват ракеты сложной задачей.
История создания и конструкция
Одними из самых многочисленных океанских кораблей в советском военно-морском флоте были сторожевики проекта 1135. Этот тип фрегата был разработан ещё в 60-е годы, а с 1970 года было построено более 40 кораблей. Разумеется, командование предвидело необходимость разработки новых сторожевиков. Проект 1135 разрабатывался под уже устаревшие образцы вооружения, как правило – более тяжёлые и громоздкие чем новейшие. Не было на СКР и вертолётной площадки.
Первые варианты проекта будущего «Ястреба» прорабатывались уже в 1975 году. Шесть лет спустя постройка сторожевиков проекта 11540 была включена в очередной пятилетний план. Первоначально ожидалось, что головной корабль вступит в строй в 1986 году, но постоянная доработка проекта привела к тому, что в 1987 году удалось только приступить к закладке. Строить «Ястребы» должны были в Калининграде.
Первоначальный проект предполагал использовать в конструкции лёгкие сплавы, но анализ войны на Фолклендах привёл к отказу от такого решения.
Традиционно в советском флоте для снижения радиолокационной заметности применяли надстройки со скошенными гранями и наклонёнными поверхностями. На «Ястребах» ради максимального использования внутренних объёмов от такого решения отказались, но надстройки получили характерные изломы в виде гофра.
Силовая установка состоит из 2 маршевых газовых турбин М-70 и 2 форсажных М-90. Каждая пара турбин в нормальных условиях вращает один вал из двух, но в принципе каждый двигатель имеет возможность работать на два вала. В случае выхода из строя турбин системы корабля обеспечивают электричеством 2 дизель-генератора. Для улучшения мореходности и обитаемости «Ястребы» имеют успокоители качки и бортовые кили. При этом максимально плотная компоновка всё-таки привела к тесноте в жилых помещениях.
Силовая установка фрегатов проекта 11540
Все сторожевые корабли типа «Ястреб» должны были получить силовую установку, состоящую из четырёх газотурбинных двигателей. Два из них марки М-70 должны были обеспечивать сторожевым судам скорость в штатном режиме, а два других двигателя М-90 предназначались для форсированного хода. В процессе боя все двигатели должны были применяться в связке, чтобы обеспечить кораблю максимальную подвижность и маневренность.
Маршевые двигатели разместили ближе к носовой части корабля, а более мощные – рядом с кормой. Это было сделано не случайно, так как в случае повреждения одной из частей корабля, существует большой шанс того, что пара двигателей уцелеет. Благодаря этому даже сильно повреждённый корабль сможет вернуться в свой порт. Общая мощность четырёх двигателей достигала почти 57 000 л.с.
При работающих маршевых двигателях максимальная скорость кораблей проекта 11540 составляла 18 узлов. При работе всех двигателей максимальная скорость фрегатов достигала 31 узла. Используя только маршевые двигатели, сторожевой корабль проекта 11540 мог преодолеть расстояние в 3 500 км. Экипаж судна, которое могло пробыть в море до 30 суток, составлял 214 офицеров и матросов.
Служба[ | ]
С момента вхождения в состав ВМФ корабли проекта неоднократно участвовали в различных учениях, в том числе совместных с НАТО;
Сопровождали официальные визиты Президента РФ В. В. Путина в Лондон и Лиссабон, обеспечивая безопасность с российской стороны;
Заходили с дружественными визитами в порты Франции, Испании, Бельгии и других государств;
Несли боевую службу в Балтийском, Норвежском, Средиземном и других морях, участвовали в борьбе с сомалийскими пиратами и проводке судов по «коридору безопасности» у берегов Сомали.
За время службы экипажи кораблей проекта неоднократно отмечались различными призами в соревнованиях Балтийского флота и ВМФ России.
В сентябре 2006 года СКР «Неустрашимый» принимал участие в мероприятии по перезахоронению императрицы Марии Фёдоровны (сторожевик встречал и сопровождал корабль КВМС Дании «Эсберн Снаре» с прахом императрицы).
В июле 2010 года сообщалось, что корабли проекта в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной, будут перебазированы на Черноморский флот и будут ориентированы командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота — Чёрном и Средиземном морях. Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога.
С 7 декабря 2011 года по 10 февраля 2012 года участвовал в совместном походе межфлотской объединенной группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
25 апреля 2012 года СКР «Ярослав Мудрый», с согласия Командующего Балтийским флотом вице-адмирала В. В. Чиркова, был передан под шефство главы Российского Императорского Дома — Великой Княгини Марии Владимировны.
В мае 2013 года он сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова братству Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон из итальянской Генуи в Средиземном море.
По данным на 24 января 2014 года СКР «Неустрашимый» Балтийского флота ВМФ России находится на доковом ремонте у причала Прибалтийского судостроительного с целью восстановления технической готовности. Будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель-генераторов; будет выполнен средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, системы автоматики и управления.