Протон ракета носитель: фото, характеристики, видео

История

Протон начинал свою жизнь как «сверхтяжелая межконтинентальная баллистическая ракета ». Он был разработан для запуска термоядерного оружия мощностью 100 мегатонн (или больше) на расстояние 13 000 км. Он был слишком велик для межконтинентальной баллистической ракеты и никогда не использовался в таком качестве. В конечном итоге он использовался в качестве космической ракеты-носителя . Это было детище Владимира Челомея «конструкторского бюро с как фольги Сергея Королева » s N1 ракеты, целью которого было отправить двух человек ZOND космический корабль вокруг Луны; Королев открыто выступил против других разработок «Протона» и «Челомея» по использованию ядовитого топлива. Необычный внешний вид первой очереди связан с необходимостью перевозки комплектующих по железной дороге. Центральный бак окислителя имеет максимальную ширину для габарита колеи . Шесть окружающих его баков несут топливо и служат точками крепления двигателей. Несмотря на то , что они напоминают навесные бустеры , они не предназначены для отделения от центрального бака окислителя. Первая и вторая ступени соединены решетчатой ​​структурой. Двигатель второй ступени зажигается незадолго до отделения первой ступени, и решетка позволяет выхлопу выйти.

Поспешная программа разработки привела к десяткам отказов в период с 1965 по 1972 год. Proton не завершил свои государственные испытания до 1977 года, после чего его надежность была признана выше 90%.

Конструкция «Протона» держалась в секрете до 1986 года, публике показывали только верхние ступени в видеоклипах и фотографиях, а первый раз весь аппарат был показан внешнему миру во время телевизионного запуска « Мира» .

Серийное производство системы наведения, навигации и управления для «Протона» началось в 1964 году на производственном объединении «Коммунар» ( Харьков, Украина ).

«Протон» запустил советские окололунные полеты без экипажа и был предназначен для первых советских окололунных космических полетов с экипажем до того, как Соединенные Штаты запустили миссию « Аполлон-8 ». Протон запустил Салют космических станций, на Mir сегмент сердечника и модулей расширения, и оба Заря и Звезда модули МКС .

Proton также запускает коммерческие спутники , большинство из которых находятся в ведении International Launch Services . Первый запуск ILS Proton состоялся 9 апреля 1996 года, когда был запущен спутник связи SES Astra 1F .

С 1994 по середину 2010 года выручка Proton составила 4,3 миллиарда долларов, а к 2011 году прогнозировалось, что она вырастет до 6 миллиардов долларов.

В январе 2017 года «Протон» временно остановили из-за того, что производитель — Воронежский механический завод — заменил в двигателях жаропрочный сплав на более дешевый металл.

В июне 2018 года госкорпорация Роскосмос объявила о прекращении производства ракеты «Протон», когда новая ракета-носитель « Ангара » войдет в строй и начнет работать. Никаких новых контрактов на услуги по запуску «Протона», скорее всего, не будет подписано.

Proton выполнил свою последнюю запланированную коммерческую миссию 9 октября 2019 года, доставив Eutelsat 5 West B и Mission Extension Vehicle -1 на геостационарную орбиту. Ряд миссий Роскосмоса и других правительственных миссий России остаются в манифесте запуска «Протона».

Примечания и ссылки

Заметки

  1. . На большинстве пусковых установок разгонная ступень не запускается до тех пор, пока не будет выполнено разделение между двумя ступенями. Во время фазы отделения ракета больше не ускоряется (она находится в свободном падении), и топливо больше не прижимается к стенкам силами ускорения. Перед зажиганием двигателей верхней ступени зажигаются небольшие ракетные двигатели ( ракеты-отстойники ), чтобы вернуть ступень в состояние ускорения, которое позволяет топливу течь по трубам и предотвращает сбой в подаче энергии на основные двигатели.

Рекомендации

  1. (ru) , на Sputnik ,22 июня 2018(по состоянию на 21 июля 2018 г. ) .
  2. ↑ и
  3. ↑ и (in) ОНИ (по состоянию на 16 сентября 2014 г. )
  4. (in) ОНИ (по состоянию на 7 декабря 2010 г. )
  5. ↑ and (en) Анатолий Зак, , russianspaceweb (по состоянию на 11 декабря 2010 г. )
  6. (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
  7. (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
  8. (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
  9. (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
  10. (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
  11. (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
  12. (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
  13. Воздух и Космос , п о  2110,1 — го февраля 2008
  14. Proton снова не 15 марта , в Air и др Космоса , п о  2117, 21 марта 2008
  15. (in)
  16. (in) Сотрудники Space.com, на space.com ,27 марта 2012 г.(по состоянию на 14 сентября 2020 г. ) .
  17. (in) Анатолий Зак, , russianspaceweb, 16 апреля 2012 г.
  18. Кристиан Lardier, «Взвешенные Протон полетов», в Air & Cosmos , п о  2323, 24 августа 2012
  19. Стефан Barensky, «Новая авария , которая дестабилизирует ILS», в воздухе и космосе , п о  2339, 14 декабря 2012
  20. (in) Анатолий Зак, , russianspaceweb,2 июля 2013 г.
  21. (in) Анатолий Зак, , russianspaceweb,4 июля 2013 г.

Протон-М — это:

  • Основа космической транспортной системы России
  • Отработанная конструкция, за время эксплуатации — более 400 пусков (всех модификаций)
  • Высокий коммерческий потенциал на мировом рынке

Ракета-носитель «Протон-М»

Для ракеты-носителя «Протон-М» разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет значительно увеличить объем для размещения полезной нагрузки, а также осуществлять групповые запуски спутников различного типа.

На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). 

Новая система управления «Протона-М» позволяет:

  • улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики ракеты-носителя и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
  • обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
  • упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на бортовом цифровом вычислительном комплексе;
  • позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции ракеты-носителя установить головные обтекатели больших размеров;
  • обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
  • улучшить массовые характеристики ракеты-носителя.

На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней носителя. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.  Уменьшение размеров полей падения позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» — циклограмма работы двигателей первой ступени обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.

Состав ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи

Тактико-технические характеристики ракеты-носителя

Протон-М

Стартовая масса, т

~705

Количество ступеней

3

Компоненты топлива:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

НДМГ + АТ

Двигатели:

— первой ступени

— второй ступени

— третьей ступени

6 х РД-276

3 х РД-0210 и 1 х РД-0211

1 х РД-0213 и 1 х РД-0214

Используемые разгонные блоки

Бриз-М и ДМ-03

Космодром

Масса полезной нагрузки, т.*

— на НОО (200 км, i=51,6 град.)

С разгонным блоком «Бриз-М»

— на ГПО

— на ГСО

22,4

6,3

3,3

* — НОО — низкая опорная орбита; ГПО — геопереходная орбита; ГСО — геостационарная орбита.

Стартовый комплекс ракеты-носителя 

Стартовый комплекс на космодроме Байконур предназначен для подготовки к пускам и проведения пусков ракет-носителей «Протон-М» с различными космическими головными частями. Головным разработчиком СК является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК.

Стартовый комплекс, состоит из двух стартовых площадок, объединенных сетью коммуникаций, и общего для обеих площадок комплекса сооружений, обеспечивающих каждую из них сжатыми газами, водой, электроэнергией, хладагентами для термостатирования компонентов топлива и космических аппаратов.

Построение стартового комплекса обеспечивает достаточную автономность каждой стартовой площадки. Агрегаты и системы стартового комплекса, все технологические процессы подготовки к пуску и пуска ракеты-носителя созданы с учетом максимальной безопасности обслуживающего персонала и требований экологичности при эксплуатации.

Фотогалерея 

Видео

Вывоз ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-601» на стартовый комплекс Байконура

Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Интелсат-22» 25 марта 2012 года

Описание автомобиля

Базовая «Протон-К» представляла собой трехступенчатую ракету. В этой конфигурации было запущено 30 человек с полезными нагрузками, включая все космические станции Советского Союза Салют , все модули « Мир», за исключением стыковочного модуля , который был запущен на космическом шаттле США , а также модули « Заря» и « Звезда» международного космического корабля. Станция . Он был предназначен для запуска космического корабля ТКС с экипажем Челомея , и до отмены программы удалось запустить четыре испытательных полета без экипажа. Он также предназначался для 20-тонного космоплана Челомея ЛКС, который так и не был реализован.

Ранние конфигурации запуска Протона-К с 1965 по 1971 год

Как и другие члены семейства Universal Rocket , Proton-K питался несимметричным диметилгидразином и тетроксидом азота . Это были гиперголические виды топлива, которые горят при контакте, избегая необходимости в системе зажигания, и могут храниться при температуре окружающей среды. Это устраняет необходимость в компонентах, устойчивых к низким температурам, и позволяло ракете находиться на площадке, полностью заправленной топливом, в течение длительных периодов времени. Напротив, криогенное топливо потребовало бы периодической дозаправки топлива по мере его выкипания. Однако топливо, использовавшееся на «Протоне», было коррозионным и токсичным и требовало особого обращения. Правительство России оплатило очистку от остаточного топлива на отработавших ступенях, которые влияют на снижение дальности.

Компоненты «Протон» производились на заводах в Подмосковье, а затем по железной дороге доставлялись на место окончательной сборки рядом с площадкой. Первая ступень «Протона-К» состояла из центрального бака окислителя и шести опорных топливных баков. Он отделен как одно целое от второй ступени, которая была прикреплена с помощью межкаскадной решетчатой ​​конструкции. Вторая ступень воспламенилась до отделения первой ступени, и верхняя часть первой ступени была изолирована, чтобы гарантировать, что она сохраняла свою структурную целостность до отделения.

На первой ступени использовались шесть двигателей РД-253 конструкции Валентина Глушко . РД-253 — однокамерный двигатель с ступенчатым циклом сгорания . Система наведения первой ступени была разомкнутой, что требовало наличия значительного количества топлива в резерве.

Третья ступень была оснащена двигателем РД-0210 и четырьмя нониусными форсунками с общими системами. Вернье обеспечивало рулевое управление, устраняя необходимость в подвешивании главного двигателя. Они также способствовали разделению ступеней и действовали как двигатели незаполненного объема . Воздуховоды, встроенные в конструкцию, направляют выхлоп нониуса перед разделением ступеней. Система наведения третьей ступени также использовалась для управления первой и второй ступенями ранее в полете.

Во многих запусках использовалась разгонная ступень для вывода полезной нагрузки на более высокую орбиту. Разгонные блоки « Блок Д» использовались на сорока полетах, большинство из которых выполнялись по программам « Луна» и « Зонд» . Десять полетов использовали Блок Д-1 , в основном для запуска космических кораблей к Венере . Разгонные блоки « Блок Д-2» использовались трижды с космическими аппаратами « Фобос-1» , « Фобос-2» и « Марс-96» . Разгонный блок ДМ « Блок» использовался на 66 пусках. Наиболее часто использовался разгонный блок « Блок ДМ-2» , который использовался в 109 полетах, в основном со спутниками ГЛОНАСС и « Радуга ». Пятнадцать запусков используется модернизированный блок ДМ-2М стадии, в основном , неся EKSPRESS спутников, однако другие спутники, в том числе Ютелсат «ы SESAT 1 , также используется такой конфигурации. Два спутника » Аракс» были запущены с использованием разгонных блоков блока ДМ-5 . Блок DM1 , коммерческий вариант DM-2, был использован для запуска ИНМАРСАТ-3 F2 . Блок СД2 верхняя ступень была использована для запуска три группы семь Iridium спутников, в том числе Iridium 33 . Эта конфигурация также использовалась для запуска Integral для Европейского космического агентства . Ступени Block DM3 использовались при двадцати пяти запусках, почти исключительно с коммерческими спутниками. Telstar 5 был запущен с Block DM4 . Разгонный блок « Бриз-М» был использован для четырех пусков; три несут полезную нагрузку для правительства России и один коммерческий запуск с GE-9 для GE Americom . Сообщалось, что в одном запуске использовалась разгонная ступень блока DM-3 , однако, возможно, это была ошибка сообщения, и неясно, действительно ли при этом запуске использовалась DM-3, DM3 или DM-2.

Самые страшные ядерные ракеты

Франция, Р51

Ракета М51 поставлена на вооружение французами в 2010 году. Она устанавливается на субмаринах класса Triomphant. Способна преодолевать расстояние в 10 тыс. км, имея на борту от шести до 10 боеголовок мощностью в 100 килотонн. Вероятное отклонение составляет 150–200 метров. М51 трудно перехватить, поэтому она достойна быть в этом списке.

Китай, Dong Feng 31

Эта ракета взята на вооружение в Китае с 2006 года. Она способна нести большую боеголовку на 1 мегатонну на расстояние в 8 тыс. км. Вероятное отклонение — 300 м. У улучшенной версии — уже три боеголовки на 150 кт и расстояние в 11 тыс. км с вероятным отклонением в 150 м. Это оружие может быть перемещено и запущено с мобильного ракетоносителя и именно поэтому представляет серьёзную опасность.

Россия, «Тополь-М»

Минобороны России ввело «Тополь-М» ещё в 1997 году. Ракета может быть выпущена из бункера или с мобильного ракетоносителя. Она вооружена боеголовкой в 800 кт, но может быть оборудована шестью боеголовками и ложными целями. Скорость 7,3 км в секунду. Вероятное отклонение — 200 метров. Всё это делает её весьма эффективной и практически неперехватываемой.

США, LGM-30G Minuteman III

Американцы ввели эту систему ещё в 1970 году, но позже её модернизировали. Это наземная МБР, которая способна перемещаться со скоростью 8 км в секунду. Вероятное отклонение менее 200 метров. Ракета способна доставить боеголовку мощностью в 375–400 кт.

Россия, РСМ 56 «Булава»

Именно эта ракета позволяет нам догнать американцев в области разработок морского оружия. «Булава» разработана для новой субмарины Борей-класса. На службе с 2013 года. Она оснащена шестью боеголовками на 150 кт, но может нести и 10 боеголовок. Также на её борту могут быть ложные цели, которые позволяют обмануть ПРО. Диапазон — 8 тыс. км, вероятное отклонение 300–350 метров.

Россия, Р-29РМУ2 «Лайнер»

Система введена в эксплуатацию в 2014 году. Это обновлённая версия предыдущей БРПЛ «Синева». Она разрабатывалась, чтобы восполнить некоторые недочёты «Булавы». Диапазон «Лайнера» — 11 тыс. км. Она может нести 12 боеголовок по 100 кт каждая. При этом часть из них может быть заменена ложными целями. Вероятное отклонение засекречено.

США, UGM-133 Trident II

Трайдент II — привет из 90-х, но обновлённый и модернизированный. Эта БРПЛ была способна нести 14 боеголовок, но после усовершенствования их число снизилось до пяти (мощностью в 475 кт каждая). Диапазон зависит от груза и варьируется от 7,8 тыс. км до 11 тыс. Вероятное отклонение — всего 120 метров, что делает её одной из самых точных ядерных ракет в мире.

Китай, DF-5/5A

Китайские вооружённые силы ввели эту систему ещё в 1981 году, но с тех пор она остаётся в лидерах по уровню эффективности. Эта МБР способна нести боеголовку в 5 мегатонн на расстояние в 12 тыс. км. Отклонение при этом может составить 1 км. У этой ракеты одна цель — уничтожать города. В последние годы КНР усовершенствовали DF-5, увеличив её диапазон. Кроме того, теперь ракета может нести несколько боеголовок, а отклонение, по некоторым данным, составляет всего 300 метров.

Россия, Р-36М2 «Воевода»

На Западе эту ракету называют «Сатана». Она была развёрнута в 1974 году, но с тех пор претерпела множество изменений. Последняя модернизация позволила устанавливать на «Воеводу» до 10 боеголовок на 750 кт. Диапазон — 11 тыс. км. Скорость — 8 км в секунду. Вероятное отклонение — 220 метров. Это оружие вызывало у Пентагона наибольшую обеспокоенность до 1 марта 2018 года.

Россия, Р-36 «Сармат»

В настоящее время Минобороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начало активную фазу испытаний нового ракетного комплекса с тяжёлой межконтинентальной ракетой — «Сармат». Дальность новой ракеты и количество боевых блоков больше, чем у «Воеводы». «Сармат» будет оснащён широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых. И самыми современными системами преодоления ПРО.

Протон-М

Протон-М, деталь поворачивается в вертикальное положение. На заднем плане видна вышка мобильной связи.

Первоначальная версия Proton M могла запускать 3–3,2 тонны (6 600–7 100 фунтов) на геостационарную орбиту или 5,5 тонны (12 000 фунтов) на геостационарную переходную орбиту . Он может разместить до 22 тонн (49000 фунтов) на низкой околоземной орбите с наклонением 51,6 градуса, на орбите Международной космической станции (МКС).

Усовершенствования «Протона М» включали модификации нижней ступени для уменьшения массы конструкции, увеличения тяги и полного использования топлива. Как правило, верхняя ступень с хранимым топливом Бриз-М ( русский язык : Бриз означает « Бриз» ) используется вместо ступени Блока Д или Блока ДМ , что устраняет необходимость в многократной подаче топлива и доливке кислорода из-за кипения; «Протон-М» также летал с разгонным блоком «Блок-ДМ». Также были предприняты усилия по снижению зависимости от иностранных (обычно украинских) поставщиков комплектующих. На разгонном блоке Бриз-М диаметр обтекателя полезной нагрузки составляет 4,1 м (13,45 фута).

Ракеты-носители «Протон» и разгонные блоки «Бриз-М» спроектированы и построены Государственным космическим научно-производственным центром имени Хруничева (Хруничева) в Москве, основным владельцем компании International Launch Services (ILS). В центре находятся все инженерные, монтажные и испытательные функции производства Proton. После недавней консолидации российских космических предприятий Хруничев получил прямой надзор и контроль над до 70% всего производства Proton от поставщиков до производителей. Консолидация напрямую поддерживает постоянные усилия Хруничева по вертикальной интеграции производства Proton.

Усовершенствованный вариант, ракета-носитель «Протон-М / Бриз-М» фазы III, был испытан в полетах в рамках российской федеральной двойной миссии «Экспресс АМ-44» и «Экспресс МД-1» в феврале 2009 г. и выполнил свой первый коммерческий запуск в марте 2010 г. с ракетой-носителем. Спутник Echostar XIV. Конфигурация «Протон-М / Бриз-М», фаза III, обеспечивает производительность 6150 кг GTO, что на 1150 кг больше, чем у исходного «Протон-М Бриз-М», при сохранении базовой конструктивной конфигурации.

6 августа 2012 года Федеральное космическое агентство России потеряло российский и индонезийский спутники связи при попытке вывести их на орбиту на «Протоне-М» из-за технических проблем с последней ступенью. 2 июля 2013 года на ракете «Протон-М», запускавшем три навигационных спутника ГЛОНАСС, произошел сбой, напоминающий катастрофы 1960-х годов, вскоре после взлета, когда ракета-носитель разбилась возле LC-39 на Байконуре, завершив 30-летний непрерывный период без отказа первой ступени; все будущие полеты «Протона» были приостановлены до завершения расследования. В конечном итоге было установлено, что причиной аварии была установка гироскопа в перевернутом состоянии. Из-за сложности установки пакета некорректно многие подозревали, что это было сделано намеренно недовольным или пьяным рабочим завода им. Хруничева.

15 мая 2014 года на борту «Протон-М / Бриз-М» со спутником «Экспресс» произошел отказ третьей ступени из-за неисправного подшипника турбонасоса. Обломки упали в Маньчжурии. 21 октября еще один спутник «Экспресс» остался на бесполезной орбите, когда ступень «Бриз» прервалась на 24 секунды раньше.

16 мая 2015 года спутник связи MEXSAT не смог выйти на орбиту из-за другого сбоя третьей ступени, восьмого отказа Proton с 2010 года.

Хруничев инициировал разработку ряда усовершенствований фазы IV, чтобы идти в ногу с требованиями рынка и тенденциями массового роста коммерческих спутников. Внедрение усовершенствований фазы IV Протон Бриз-М было завершено в 2016 году. Показатели массы полезной нагрузки для фазы IV были увеличены до 6320 кг для эталонной орбиты GTO с остаточной дельтой V относительно GSO 1500 м / с .

Печальная статистика

Этот носитель смог прославится не только благодаря количеству выводимого груза, но и своими габаритами. Дело в том, что ракета «Протон-М» известна большим количеством неудачных запусков. Причем эта традиция началась еще с предшественника.

Из четырех первых запусков, которые прошли с 1965 по 1966 год, один уже был неудачным по причине аварий 2 разгонной ступени. Но стояло ожидать обратного, так как испытания подобной новой техники этого рода сопряжены с высокой вероятностью неудач.

В целом было зафиксировано приблизительно 47 случаев, когда запуск «Протон-М» совершился неудачей. Учитывая, что, в общем было четыреста стартов, получается что из них только 89 успешных.

Известные катастрофы

Аварии этой ракеты-носителя наверное не вызвали бы такой широкий общественный резонанс (к тому же, нештатные ситуации постоянно случались с «Протоном»), правда с его запусками связывают развитие отечественной системы ГЛОНАСС.

Поэтому те 100 млн долларов, в которые обошелся сам старт, можно считать мизерными по сравнению с тем ущербом, которое могло бы понести государству в случае потери хотя одного подобного спутника. Это ярко проявилось еще в 2010 году, когда одновременно 3 спутника группировки ГЛОНАСС отправились на дно Тихого океана, а не на орбиту.

Тогда ущерб для государства составлял около 3 млрд рублей, не считая стоимости самой ракеты. После аварии (считается, что она произошла в результате ошибок во время заправки ступеней топливом) своих постов лишились многие высокопоставленные «космические» чиновники.

В 2011 году в результате неполадок с двигателями ракеты, на правильную разгонную орбиту не удалось вывести орбиту уникальный спутник «Экспресс АМ4». С ней связывали переход к цифровому телевизионному вещанию в России. Аппарат пытались спасти всем миром: по всей планете были использованы станции телеметрии, но к сожалению, предотвратить сгорание спутника, что случилось в атмосфере, не удалось.

Тогда стоимость ущерба составляла минимум 10 млрд рублей.

Практически такая же ситуация произошла в 2012 году с двумя спутниками связи. Все по причине неполадок, произошедших в топливной системе. В результате ракеты были выведены на неправильную орбиту. Технику признали потерянной, так как связь с ней наладить не удалось. Стоимость ущерба была примерно такой же – 10 млрд рублей. 

В средине 2013 года неприятности с ГЛОНАСС продолжились. Три спутника взорвались вместе с ракетой. Провели тщательное расследование. На этот раз виноватыми оказались датчики угловых скоростей, которые во время сборки были установлены с поворотом на 180° от нормального положения. Как следствие, ракета носитель пошла по неправильной орбите.

В мае этого года на дно отправился еще один спутник «Экспресс», которые вновь похоронили планы на быстрый переход к цифровому вещанию.

Перспективы и выводы

В результате всех перечисленных выше случаев с должностей были сняты многие начальники. Государство выделило примерно 2 млрд рублей на качественную подготовку к запускам этих типов ракет. Как следствие, стоимость запуска 1-го «Протона» (со всеми потерями) можно было сравнить с такой же как и у американской ракеты «Атлас-5».

Но, как бы там ни было, РН «Протон» считается одной из важнейших столпов коммерческих запусков. Получается, что даже с авариями цена вывода на геостационарную орбиту является самой низкой в мире, поэтому Роскосмос не испытывает нехватки в потенциальных клиентах и партнерах.

Новая ракета

Эксперты уже давно говорят, что в скором времени «Протон-М» устареет. Все потому, что на сегодняшний день ведутся активные разработки «Ангары». Это блочная ракета нового поколения, которая будет не просто дешевле предшественника, но и проще в производстве. В «Ангаре» будут использоваться керосин-кислородные двигатели. Ей можно запускать с космодромов «Восточный» и «Плесецк», не платя астрономические суммы за аренду «Байконура» казахам.

Несмотря на такие радужные перспективы, РН «Протон-М» наверняка будет эксплуатироваться еще долго, поскольку разработка новой техники затягивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector