Средневековые рыцари

Дурнопахнущие «красавчики»

Как известно, гигиена в Средневековье оставляла желать лучшего, особенно в Европе. Там люди могли не мыться годами, «благоухая» запахом пота и экскрементов. Особенным пренебрежением к собственной гигиене славились рыцари. Немаловажную роль играли в этом их доспехи. Снять самостоятельно их было очень сложно, поэтому во время военных походов рыцарь оставался в доспехах круглыми сутками. Поддетая под латы войлочная рубашка пропитывалась потом, запах от неё резал глаза. Известен даже случай, когда враги вычислили место, где остановились рыцари, только по запаху.

Сюда же стоит прибавить и амбре изо рта. Гигиена полости рта у рыцарей полностью отсутствовала. И хорошо, если к 30 годам у рыцаря оставалось хотя бы с десяток зубов. К тому же, рыцари любили выпить пива, заев его чесноком. Считалось, что чеснок избавляет от множества болезней

Так что дамам, которым рыцари оказывали своё внимание, приходилось всё это терпеть. Впрочем, и прелестные леди не утруждали себя чисткой зубов и ежедневным омовением

Так что рыцари, запах которых сбивал с ног, не сильно выделялись при дворе. Особенно внешне.

Это сейчас из-за идеализации образа рыцаря нам кажется, что все они были высокими мускулистыми мачо. На деле же средний рост рыцаря составлял около 160 сантиметров. Но в Средние века рост людей в целом был ниже, чем сегодня. Прекрасной внешностью тоже могли похвастаться далеко не все рыцари. Бушевавшие эпидемии оспы откладывали свои отпечатки на их лицах. Изрытое оспинами лицо рыцаря было привычной картиной. Равно как и борода, в которой то и дело застревали куски пищи. Бритьём «благородные мужи» себя не утруждали — по волосам и бороде ползали многочисленные выводки блох и вшей. В общем, рыцари были теми ещё «красавцами». А ещё, несмотря на существующий кодекс, многие из них были отъявленными подонками.

От колона к вассалу

Римская империя жила в рабовладельческом строе, её благосостояние основывалось на труде рабов. Рабами становились захваченные в войнах пленники, а покорённые народы платили Империи налоги. Когда Империя ослабла и войны, поставлявшие рабов и средства, прекратились, государство стало взыскивать больше налогов с собственного населения. Рабов стало меньше, и вместо них пришлось трудиться крестьянам и городской бедноте, попавшим в зависимость к крупным землевладельцам. Центрами хозяйственной жизни стали большие поместья, владельцы которых жили за счёт труда зависимых крестьян — колонов. Стала складываться новая форма социальных отношений — феодализм.

В поместье магната

При феодализме возникло военное и землевладельческое сословие рыцарей.

Патронат

Непомерные налоги вынудили мелких землевладельцев продавать свою землю крупным землевладельцам — магнатам и оставаться работать на ней в качестве арендаторов. Это явление стало назваться патронатом: свободные крестьяне попадали в зависимость к патрону-магнату и становились его колонами, получая взамен защиту от произвола властей и помощь. Многие горожане переселялись из приходящих в упадок городов в сельскую местность и отдавались под патронат, меняя свободу на благополучие. Под патронат крупного военачальника или сенатора отдавались целые сёла и города.

Прикрепление к земле

В IV в. колонов прикрепили к земле, они стали почти так же бесправны, как рабы. Отныне колон не мог покинуть землю, которую обрабатывал. Продавая землю, патрон продавал и живших на ней колонов.

Раб. Римская мозаика. II в.

Римское поместье

В римском поместье велось натуральное хозяйство, т. е. поместье само обеспечивало себя необходимыми продуктами и сырьём. В поместье выращивали хлеб, овощи, виноград на вино, оливы на масло, лён на ткани, разводили скот, дававший молоко, мясо, шерсть и кожи, охотились, занимались ремёслами. Колоны кормили и одевали себя и своего патрона. Так поместье стало независимым хозяйственным центром, а власть магната в поместье заменила и местную, и государственную власть. Для защиты своих владений и людей магнат набирал из колонов вооружённые отряды. Эта военная обслуга кормилась у своего патрона и повиновалась ему. Так появились воины, служившие не государству, а частному лицу, от которого они зависели.

Воин-германец.
Римская мозаика V в.

Феод и феодал

В военном деле возросла роль конницы, и магнаты, как позднее и варварские короли, нуждались в хорошо вооружённом конном войске. Кони и оружие стоили дорого. Чтобы воин смог вооружиться, патрон наделял его бенефицием — земельным владением с крестьянами, дававшим ему средства. Бенефиций оставался в собственности получателя, пока тот служил своему патрону. Позднее бенефиций стал передаваться по наследству и получил название феод. Магнат, предоставивший феод, становился сеньором, или сюзереном, тот, кто получал феод, — его вассалом. Землевладельцы (вассалы и сеньоры) сформировали класс феодалов. Сложился новый общественный строй — феодализм, а из вассалов впоследствии сформировалось рыцарское сословие.

Римские монеты. V в.

Прообраз рыцаря

Прообразом рыцарского сословия — братства конных воинов — в Древнем Риме может считаться сословие всадников, которое изначально представляло собой сражавшуюся верхом римскую знать. С точки зрения вооружения и применения на поле боя прототипом рыцаря являлся клибанарий — тяжеловооружённый конный воин поздней Римской империи. Другими предшественниками рыцарей стали дружинники варварских вождей, единственным занятием которых была война, а целью — слава и добыча.

Шлем-маска римского
всадника. I в.

Рыцарский культ «прекрасной дамы»

Каждый рыцарь обязан был выбрать себе даму сердца, об этом было написано в рыцарском кодексе любви. Да-да, существовал и такой

Причём неважно, была ли дама из аристократок или простолюдинок, имела она мужа или нет. Всё, что нужно было делать «прекрасной даме», — принимать ухаживания выбравшего её рыцаря

Для средневекового рыцаря выбранная им дама являлась недостижимым идеалом и воплощением богини. В честь неё он складывал сонеты и пел ей серенады под окном. И ради «прекрасной дамы» рыцари бились на турнирах. Рыцарь выезжал на ристалище, прикрепив полученные от дамы сердца перчатки к своему шлему. Также на щит прикреплялась табличка, где восхвалялась красота «прекрасной дамы».

Только после нескольких месяцев, а то и лет ухаживаний и победы в турнире рыцарь получал право облобызать ручку своей леди. Впрочем, до постели дело тоже доходило, но это не приветствовалось. Рыцарь должен был испытывать к своей леди лишь платонические чувства. Это тоже прописывалось в рыцарском кодексе. Там же указывалось, что рыцарь обязан защищать слабых, быть верующим христианином, охранять Евангелие и церковь. Должен был рыцарь и держать данное слово, блюсти чистоту нравов, бороться против зла, быть щедрым и защищать добро. Но была у средневекового рыцарства и другая, тёмная сторона.

«Бог в помощь». Э. Лейтон

Воспитание настоящего рыцаря

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Лишение рыцарского достоинства[]

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача. Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства). После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король) выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками. Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства). После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами, фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепост

ных.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Источники

  1. ↑ 1,01,1 Игра престолов, Дейнерис I
  2. ↑ 2,002,012,022,032,042,052,062,072,082,092,102,112,122,132,142,152,162,172,182,192,202,21 Межевой рыцарь
  3. Мир Льда и Пламени, Долина
  4. Мир Льда и Пламени, Простор
  5. Пир стервятников, Сэмвелл I
  6. Так сказал Мартин: Правила турниров
  7. Игра престолов, Бран VI
  8. ↑ 8,08,1 Пир стервятников, Серсея V
  9. ↑ 9,09,19,29,3 Буря мечей, Джейме VIII
  10. Танец с драконами, Погибший лорд
  11. Игра престолов, Джон IV
  12. Игра престолов, Санса IV
  13. Пир стервятников, Бриенна I
  14. ↑ 14,014,114,214,314,414,514,614,714,8 Присяжный рыцарь
  15. Игра престолов, Дейнерис IV
  16. ↑ 16,016,116,216,3 Игра престолов, Санса II
  17. ↑ 17,017,117,217,317,417,5 Таинственный рыцарь
  18. Битва королей, Санса V
  19. Буря мечей, Сэмвелл II
  20. Буря мечей, Джейме I
  21. Буря мечей, Джон II
  22. Буря мечей, Дейнерис II
  23. Буря мечей, Арья VII
  24. Буря мечей, Арья IX
  25. Буря мечей, Давос II
  26. Игра престолов, Эддард XI
  27. Буря мечей, Дейнерис V
  28. Игра престолов, Эддард VII
  29. ↑ 29,029,129,2 Так сказал Мартин
  30. Буря мечей, Дейнерис I
  31. Игра престолов, Арья I
  32. Пир стервятников, Бриенна III
  33. ↑ 33,033,133,233,3 Битва королей, Санса VIII
  34. ↑ 34,034,134,2 Пир стервятников, Джейме III
  35. Битва королей, Бран II
  36. ↑ 36,036,1 Так сказал Мартин: Рыцари
  37. ↑ 37,037,1 Буря мечей, Арья VI
  38. Так сказал Мартин
  39. Битва королей, Пролог
  40. ↑ 40,040,1 Пир стервятников, Джейме I
  41. Танец с драконами, Тирион III
  42. Игра престолов, Дейнерис V
  43. Пир стервятников, Серсея II
  44. Танец с драконами, Давос IV
  45. Битва королей, Санса II
  46. Пир стервятников, Алейна I
  47. Буря мечей, Санса VI
  48. Танец с драконами, Дейнерис X
  49. Танец с драконами, Слуга купца

Тевтонский орден

История тевтонцев началась с создания обыкновенного госпиталя. Его основал один влиятельный христианин, разместив госпиталь в сирийских землях во время Третьего Крестового похода. Развитие Тевтонского ордена похоже с госпитальерами, они также постепенно наращивали своё влияние, превращаясь из врачевателей в воинов.

В один момент их мощь была так велика, что тевтонцы основали собственное государство. Это произошло в XIII веке, а уже к началу XV орден Тевтонцев захватил огромные территории в Европе, распространяя своё влияние на многие королевства. Расширение было до 1410 года, когда тевтонцы потерпели сокрушительное поражение около поселения Грюнвальд. Их наголову разбили войска Польши и Великого Княжества Литовского.

Эта битва войдёт в историю, как наиболее масштабное сражение Великого Княжества Литовского и будет вписана золотыми буквами в летописях будущего государства Речи Посполитой. Во время сражения тевтонцы потеряли множество воинов, которые были убиты или захвачены в плен. И также орден не мог погасить долги, накопленные во время изнурительных войн, и постепенно утратил своё влияние на политической карте.

3

История рыцарства[]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Битва при Куртрэ 1302 года

Начнем с середины нашего повествования – битвы при Куртрэ 1302 года. Сражение довольно примечательное – часто его рассматривают в качестве вехи, знаменующей окончание главенства конницы и начала пехотной революции. И, в общем-то, в таком ключе сражение не устраивает ни фанатов сметающей все и вся рыцарской кавалерии, ни сторонников пехоты-царицы полей. Апологет конницы, разбуженный ночью, на тихий шепот «Куртрэ» вскинется, не просыпаясь, выпалит «коннице помешали рвы, ручей, а так бы растоптали как при Розебеке, Монс-а-Певеле и Касселе» и рухнет на подушку, не открывая глаз. Ну, а сторонников пехоты в принципе не устраивает XIV век как рубеж, ведь атаки конницы отбивались и раньше. Как по мне, эти споры малопродуктивны, и нужно на примере сражений выяснять механику и принципы поведения воинов, а не защищать свою команду.

Фламандский пехотинец, правда его противник пришел из прошлого, судя по доспехам, ну что ж поделать

Вернемся к Куртрэ – это достаточно знаменитая битва между фламандцами и французами, примечательная тем, что первые представляли собой пешее воинство, в то время как их противники делали ставку на конницу. Численность сторон была примерно равной – 8000-10500 человек со стороны фламандцев (по Вербрюггену) и около 7000 французов (2500-3000 всадников, остальные пехотинцы).

Иллюстрация по Всадники войны. Кавалерия Европы. . Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С, С-П.: Полигон, 2005

Сам ход битвы описан во множестве статей и исследований, я ограничусь общими замечаниями. Фламандцы выстроились в фалангу, заняв позицию за ручьями и рвами, французская пехота накрыла их арбалетным огнем, после чего вероятно (?) произошел уже ближний бой между фландрийцами и их противниками. Причем пехота французов так успешно наступала, что чуть не выиграла бой. Далее после успешной атаки, по сообщению «Старой хроники Фландрии», французы говорят командующему: «Сир, чего вы еще ждете? Наши пехотинцы наступают так, что они одержат победу и мы не стяжаем здесь чести», после чего рыцари атакуют (успешно форсировав рвы), попутно потоптав некоторое количество своих же пехотинцев, и начинается катастрофа. Всадники отступают с большими потерями, попутно сваливаясь во рвы на обратном пути. Французы оставили на поле битвы половину всадников, потери фламандцев несколько сотен по источникам, по факту – вопрос. Здесь нас будет интересовать несколько важных нюансов, и первое – это моральное состояние самих фламандцев. Людовик ван Вельтем («Historiael Spieghel» ~ 1316 г.) описывает сильный страх, который испытывали пехотинцы :

И здесь достаточно показательное отражение психологии двух участников битвы, с одной стороны первобытный ужас фламандцев перед главной военной силой средневековья, с другой презрение французского рыцарства – они бросаются в атаку, дабы всю славу не получили собственные же пехотинцы.

Далее Жиль ле Мюизи описывает ужас, который поразил уже отступающих рыцарей:

План битвы при Куртрэ. Иллюстрация J.F Verbruggen «The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eighth Century to 1340» // The Boydell Press, 1998

Полагаю, Вы часто могли слышать в той или иной форме выражение, что один конный стоил десяти пеших. Это распространенный лейтмотив лояльных к рыцарям хроник, собственно вышеупомянутый Жиль ле Мюизи об этом также писал. И здесь, чтобы понять, повлияла ли на что-либо эта битва, стоит посмотреть на то как изменились взгляды фламандцев. Согласно «Хронике Виллани»

На самом деле подобные реляции буквально воспринимать не стоит – собственно поражения рыцарских армий в XIV веке явно свидетельствуют о том, что соотношение 1 конных на 10 пеших, если и выполняется, то в «сферическом вакууме», ну а фламандские бахвальские речи разбились о тяжелые разгромы при Розебеке, Касселе и Бремюле

Важно их рассматривать с позиции общественного настроя – Куртрэ, при всей спорности самой битвы, во-первых прокатилось эхом по всей Европе, во-вторых определенно вызвало заметные сдвиги в психологии воинов

Крестьяне больше не терпели опорных пунктов дворян в своих деревнях и уничтожали их. Сатирические средневековые песни (Kerelslied) представляют фламандцев начала XIV века как людей с замашками графов .

Рыцарские доспехи были неповторимы

Когда рыцари выходили на поле брани в полном обмундировании исход битвы был практически предрешён. Их доспехам не могли угрожать ни мечи, ни копья, которые в то время были наиболее распространённым оружием. Доспехи рыцарей были изготовлены из высококачественной стали, которой придавалась особая изогнутая форма. Благодаря этой форме и прочности металла холодное оружие просто отскакивало от лат рыцарей. Чтобы крушить доспехи средневековые оружейники специально придумали булавы и молоты.

Если вы не смогли нанести рыцарю колотую или режущую рану, можно было попытаться хотя бы посильнее ударить его, что приводило к сотрясению мозга. А также молоты и булавы применялись, чтобы сбить рыцаря с обыкновенного коня или дестриэ.

Дестриэ называли специальных рыцарских жеребцов особо крупных размеров, которые могли вынести на себе не только воинов в стальных латах, но и специальные заслоны, защищавшие животных от стрел. Из-за тяжести доспехов (около 25 кг) рыцари не могли быстро двигаться, поэтому им были необходимы мощные лошади. Даже со стальной защитой дестриэ могли быстро передвигаться на небольшие расстояния, поэтому перед оппонентами стояла первоочередная задача — сбить рыцаря с коня.

Варварские традиции

Но мы никоим образом не должны замыкаться только на древних германцах. Был ещё и другой пласт культуры: в рыцарском эпосе прослеживаются также и кельтские традиции.

Гай Юлий Цезарь в своём сочинении «Записки о Галльской войне» отмечал особую храбрость галлов, которая превосходила лучшие боевые качества германцев. Страбон также писал об отваге и боевом задоре кельтов. Но, к 52 году до н. э. пальму первенства перенимают германцы как самые неистовые и смелые враги Рима и армии Юлия Цезаря.

Античные авторы зафиксировали характерную черту воинственных варваров: да, им безусловно свойственна отвага, но также в их действиях было много чванства и безрассудства. И, конечно же, тяга к роскоши и украшениям.

Знаменитый полководец выделял у галлов две уважаемые прослойки населения: друидов и всадников. Последние занимались только войной и выступали в походы со своими клиентами и подданными. Главным критерием их статуса была воинская доблесть и отвага.

Образ германцев в римских исторических сочинениях был более брутальным. Их жизнь состоит только из охоты или войны. Истинным показателем доблести и храбрости германцев является то, насколько далеко их соседи живут от германских поселений. Чем больше страха — тем дальше соседи. Хотя они гостеприимны и целомудренны, живут в гордом одиночестве. Их основной доход — набеги и войны. Ведение домашнего хозяйства и обработка земли — удел рабов, женщин и детей. Конечно, и Тацит, и Цезарь идеализируют германцев. Война не могла длиться вечно: охота сменялась широкими застольями с яствами, хмельными напитками и весельем. Постоянные попойки и чревоугодие — удел скорее верхушки племенной организации. Свободные члены общины жили в умеренности и вместе с зависимыми категориями населения германских деревень, пока не получали право носить оружие или же пока их авторитет в общине не возрастёт.

Возвращение из похода. (renegadetribune.com)

Бертран Дюгеклен (1320-1380)

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Супермены Средневековья

Вскоре полководцы всего мира обнаружили: защищённая доспехами кавалерия, вооружённая длинным копьём и атакующая с помощью таранного удара, стала самым эффективным родом войск. Настолько эффективным, что окупала немалые затраты на вооружение и подготовку всадника. Бронированные наездники могли разбить пехоту, значительно превышающую их числом.

Если в начале Тёмных веков Средневековья пехота ещё продолжала играть существенную роль, включая в свой состав свободных подданных короля, то по мере совершенствования доспехов и вооружения тяжёлая конница становилась всё более важной частью армий того времени. Причём не только в Европе

Битва при Гастингсе

Появление тяжёлого рыцарского копья завершило создание комплекса вооружения бронированной кавалерии. В отличие от копий Античности и раннего Средневековья, новое оружие было предназначено только для таранного удара, достигало в длину четырёх метров, имело массивный наконечник, который мог пробить даже тяжёлые рыцарские доспехи. После этого оружейникам оставалось лишь совершенствовать броню всадника и его лошади. Популярная на протяжении столетий кольчуга уступила место доспехам из кованых пластин, которые затем эволюционировали в полные латы.

Щит

Первые щиты были лёгкими, сплетёнными из прутьев и обтянутыми кожей. Они защищали от стрел, но удары меча ими нельзя было отражать. Круглые щиты из дерева 40-70 см диаметром, укреплённые металлом, служили и для защиты, и для отражения ударов. Тяжёлые щиты (до 10 кг), как, например, у римских легионеров, были не только защитой, но и наступательным оружием — ударом такого щита воин сбивал с ног врага. Большие щиты-прикрытия разных форм укрывали от стрел, орудовать такими щитами было неудобно, за ним просто прятались.

Щит-капля

Щит-капля

Щит-капля, когда его носили на ремне через плечо, защищал всадника сбоку, освобождая ему руки для управления конём и действия оружием. Щит-капля не был тяжёл — его делали из дерева, обтягивали кожей и раскрашивали в разные цвета, часто изображая драконов и львов. Щит имел умбон, иногда укреплялся ободом и перекрещенными полосами железа. Форма щита повторяла форму тела — широкую в груди и сужающуюся к ногам, и щит защищал от стрел в первую очередь корпус воина

Форма капли были выбрана ещё и потому, что по площади такой щит был меньше, чем овальный или прямоугольный той же высоты, а значит, был легче, что было важно в бою

Большой каплевидный щит до конца XIII в. использовали на Востоке, защищаясь от стрел арабских и византийских лучников. На Западе в рыцарских поединках стал удобнее укороченный щит.

Укороченный щит

В середине XIII в. на смену большому щиту-капле пришли укороченные и более прочные щиты, которыми отводили удары копья и меча в рыцарских поединках. Обычной формой щита XIII в. был равнобедренный треугольник с закруглёнными «бёдрами», но встречались и другие формы. На щите изображали герб владельца. По щиту, главным образом, и опознавали рыцаря в бою.

Щиты рыцарей XIV–XV веков

В XV в. распространился щит тарч – прямоугольный или трапециевидный (30 х 40 см). Тарчи использовали чаще в поединках, чем в бою, в них делали выемки – упоры для копья. Арбалетчиков укрывали от стрел поставленные на землю большие щиты (150 х 60 см) – павезы, они служили и упором для арбалета. Рыцари пользовались фехтовальными павезами (60 х 40 см). Щиты делали из досок, их изгибали путём вываривания, затем обтягивали тканью или кожей, раскрашивали, а часто наносили рельефные изображения составом, напоминающим папье-маше. Круглые щиты-рондаши (диам. ок. 60 см) обивали металлом и украшали чеканкой. Маленькие (диам. ок. 30 см) круглые «кулачные» щиты – баклеры служили для отведения удара меча в пешем бою. Богато оформляли парадные щиты, сделанные не для войны, а для военных смотров.

Щит-тарч с мальтийским гербом. Германия.
Конец XV в.

Фехтовальная павеза.
Австрия. 1490 г.

Щит-рондаш. Венеция.
1480–1490 гг.

Банки были придуманы Тамплиерами

Как мы рассказывали выше, Орден Тамплиеров предоставлял свою защиту паломникам, направлявшимся в Святую Землю. На одном из способов защиты стоит остановиться подробней. Он заключался в том, чтобы предложить «клиенту» передать свои драгоценности Тамплиерам, обязующимся их охранять. В обмен паломнику выдавалась бумага, которую он мог обменять в любом храме Тамплиеров на золото или другую валюту в эквивалентном размере оставленным на хранение драгоценностям. Это были первые чеки и банковские операции, известные человечеству.

Неудивительно, что Орден Тамплиеров был так богат в то время, что и стало причиной зависти монархов и причиной их гонений. Немного странно это осознавать, но первые банки появились именно у средневековых воинов в доспехах.

Вор

  • Уровень: 5
  • Жизненная Сила: 19
  • Ученость: 11
  • Выносливость: 19
  • Физическая Мощь: 9
  • Сила: 9
  • Ловкость: 13
  • Интеллект: 10
  • Вера: 8
  • Удача: 14

Рекомендуемые стартовые вещи

Черная бомба — На ранних этапах вор имеет очень низкий урон, так что бомбы помогут в битве против первого босса и других врагов Бездны, которые слабы против огня. Пять бомб наносят достаточно урона, чтобы убить первого босса, после того как он перейдет в состояние Бездны.

Стиль игры за Вора в Dark Souls 3

Нож и Лук — Дальнобойные атаки вора используются как для убийства, так и для привлечения врагов по одному за раз. Сражение против одного врага делает парирование проще, позволяя контр-атаковать с кинжалом.

Что прокачивать

  • Физическая Мощь — Ваша экипировка не должна превышать 50% нагрузки для быстрых перекатов 
  • Ловкость — Луки и оружие с высоким критическим уроном требует высокой ловкости
  • Выносливость — Стрельба из лука быстро потребляет выносливость

Ключевые вещи и Персонажи

  • Длинный лук — Направо от первого костра, через каменный мост с нежитью. На вершине лестницы будет нежить с арбалетом. Длинный лук прямо за ним на трупе. Учите, что нежить мутирует в Нежить Бездны
  • Служанка Храма — Она станет первым источником обычных стрел в игре — по пять душ за каждую. 

Битва при Арке 1303 года

Перенесемся меньше чем на год вперед – битва при Арке (1303 г.). Фламандцы охмелели от своей победы, берут города и замки, что естественно бесит французскую сторону. Усмирять оборзевших ремесленников высылают очередную армию, численность сторон точно не известна, источники говорят о 10 000 фламандцах (оценки в 50 000 фантастичны) и 1300-4000 французах, возможно первая цифра показывает численность конницы, а вторая общее число воинов (с учетом пехоты). Поначалу ход боя скорее благоволил французам, они смогли разбить несколько разрозненных отрядов фламандцев, пока не уперлись в основные силы фландрийской пехоты. Фламандцы образовали круг ощетинившись пиками и годендагами, далее источники несколько по-разному описывают бой, по одним данным французская конница пыталась атаковать построение пехоты с трех сторон, но безуспешно. Но весьма примечательно описание боя другого источника — Гентских Анналов (1303):

Схема боя по Гентским анналам, приводится по Kelly DeVries «Infantry Warfare in the Early Fourteenth Century : Discipline, Tactics, and Technology Warfare in History» // The Boydell Press, 1996

Довольно занятная картина: уже тяжелая конница боится атаковать плотные порядки, памятую о Куртрэ. Мы еще часто увидим иллюстрацию патовой ситуации, когда конники не решаются атаковать плотный строй пехоты. С другой стороны, пехотинцы тоже опасаются наступать, поскольку стоит им разорвать строй, как их по одиночке «выхватывают» рыцари. Причем дальнейшее развитие боя было довольно любопытным – французы отступают, фламандцы идут следом, всадники снова готовятся атаковать, фландрийцы снова строятся, а рыцари отказываются от нападения. Такой сценарий повторяется пять или шесть раз, пока французы окончательно не отступают. Поле боя остаётся за фламандцами, хотя их потери превышают французские.

Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector