Мс-21 (магистральный самолет xxi века)

Описание

Самолёт проекта МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках. Данный самолёт имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов (4,06 м), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов последнего поколения.

Главный конструктор — Константин Попович.

В рамках программы создания семейства пассажирских самолётов нового поколения в настоящее время разрабатываются лайнеры МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест).

Самолёт МС-21 разрабатывается на базе проекта Як-242 ОКБ имени Яковлева. Разработкой нового крыла МС-21 занимается компания АэроКомпозит, работами по фюзеляжу — непосредственно корпорация «Иркут», а также ОКБ Яковлева. В МС-21 впервые для машин ближне- и среднемагистрального классов используется крыло, выполненное из полимерных композитных материалов (ПКМ). Хвостовую часть будет проектировать КБ Бериева.

МС-21 планируется оснащать по выбору заказчика одним из двух двигателей: российским двигателем ПД-14, разрабатываемым пермским ОАО «Авиадвигатель» (разрабатывается на базе ПС-12 (1999), официально с 2008 года, серийный выпуск планируется с 2016 года, в год будет выпускаться не менее 20-30 двигателей), или двигателем фирмы Pratt & Whitney (американская компания производитель авиационных двигателей для гражданской и военной авиации) модели PW1400G из семейства редукторных турбовентиляторных двигателей.

По официальным планам ОАК, ввод в эксплуатацию первых самолётов семейства МС-21 и их сертификация намечены на 2017—2018 годы. Первый серийный экземпляр самолёта МС-21 будет выпущен в 2017 году. По планам корпорации, после 2020 года производство самолётов МС-21 должно выйти на плановые показатели и достигнуть уровня в 40 самолётов в год.

Ранее заместитель председателя Правительства России Д. Рогозин сообщил журналистам, что производство пассажирского самолёта МС-21 начнётся с 2020 года. По словам Рогозина, его лётные испытания начнутся в 2015—2016 годах. Площадкой окончательной сборки определён .

Проектирование и испытания моделей МС-21

Уже на этапе проектирования проект МС-21 серьёзно отличался от остальных российских разработок того времени. Все проекты были сделаны с использованием 3D моделирования. Для того, чтобы выявить аспекты поведения самолёта в различных ситуациях, были использованы новейшие компьютерные программы того времени.

Несмотря на использование при проектировании новейших компьютерных программ, нельзя обойтись без традиционной аэродинамической трубы, в которой должна осуществляться продувка моделей. Во время продувок использовалась масштабная модель МС-21. Её размеры составляют 1:14. Финальная продувка состоялась в одной из самых больших аэродинамических труб России – Т-104. Для этого в 2014 году была изготовлена новая детальная модель масштаба 1:8.

Появление и реализация проекта МС-21

Новый пассажирский самолёт МС-21 разрабатывают в Инженерном центре имени Яковлева, который является основным конструкторским бюро корпорации «Иркут». Тут параллельно разрабатывают сразу две модификации самолёта МС-21, которые будут отличаться друг от друга различными пассажирскими салонами, размерами и моделями двигателя. Предполагается, что одна модель будет более бюджетной, а вторая будет предназначена для бизнес перевозок. В любом случае, по желанию заказчика всегда можно будет изменить комплектацию салона.

Разработка нового самолёта МС была начата в начале 2000-х годов. К его разработкам были привлечены следующие компании:

  • ВАСО;
  • ОАО «АК имени Ильюшина»;
  • ОАО «Смоленский авиационный завод»;
  • Национальный резервный банк;
  • ЗАО «Авиастар-СП».

Концерн «Ильюшин» успел спроектировать крыло МС-21, и множество других узлов лайнера, но в 2008 году неожиданно вышел из проекта, объясняя это решение необходимостью срочно доработать транспортный самолёт Ил-214/МТС. Скорее всего, это было связано с нарушением плана по выпуску самолёта МС-21, ведь в 2006 году прототип нового самолёта уже должен был совершить первый полёт.

Сначала все стадии разработки проекта укладывались точно в сроки:

  • В 2002 году эскизы самолёта были полностью доработаны;
  • В 2003 году проект победил на конкурсе Росавиакосмоса;
  • В 2004 году рабочее проектирование самолёта должно было быть закончено;
  • В 2005 – должен был появиться прототип модели МС-21, а в 2006 году он должен был совершить свой первый полёт;
  • Серийное производство самолёта планировалось начать в 2009 году.

Заказы

К концу 2013 года МАКС авиашоу насчитывалось 175 твердых заказов , включая 50 для РОСТЭК дочерней Aviakapital арендуемого в Аэрофлоте и 35 больше с ПД-14 двигателей для государственных заказчиков, 50 для Ильюшин Финанс (10 арендуемых в Red Wings Airlines и шесть на Трансаэро ), 30 для ВЭБ- Лизинга (10 арендованы авиакомпанией «ЮТэйр» и 6 — Трансаэро) и 10 — ИрАэро с договором на 20 других арендованных у Сбербанка России , на потенциальные 195 заказов. «Трансаэро» обанкротилась в 2015 году.

В июне 2016 года «Азербайджанские авиалинии» предварительно подписали договор об аренде десяти самолетов-300 у «Ильюшин Финанс». К июлю 2018 года было получено 175 твердых заказов и зарегистрировано почти 150 намерений.

В 2019 МАКС авиашоу , в международном аэропорту Жуковского , Москва , Bek Air подписали письмо о намерениях на десять самолетов Иркут МС-21, Якутия Airlines также подписан на пять самолетов и нераскрытой клиента в течение еще пяти самолетов. Поставка нового самолета должна была состояться во второй половине 2021 года.

Дата Авиакомпания EIS Заказы
-200 -300 Параметры Общий
21 июля 2010 г. Nordwind Airlines TBA 3 2 5
21 июля 2010 г. ВЭБ Лизинг TBA 30 30 60
1 сен 2010 Аэрофлот 2019 г. 50 50
18 августа 2011 г. Ильюшин Финанс 2019 г. 28 год 22 50
23 августа 2011 г. Ростех 2019 г. 15 35 год 35 год 85
16 сен 2011 ИрАэро 2019 г. 10 10 20
27 августа 2013 г. ЮТэйр TBA 10 10
29 августа 2013 г. Сбербанк Лизинг 2019 г. 20 20
30 августа 2013 г. Red Wings Airlines 2019 г. 16 16
8 июн 2016 Азербайджанские Авиалинии 2019 г. 10 10
19 июл 2017 Ангара: авиакомпании 2022 г. 3 3
19 июл 2017 АЛРОСА 2023 г. 3 3 6
Итого без дубликатов 175
Письма о намерениях подписаны
11 ноя 2018 Мерпати Нусантара: авиакомпании 2020-е годы 10+ 10
30 августа 2019 г. Якутия TBA 5 5

Отмененные заказы

Дата Авиакомпания EIS Заказы
-200 -300 Параметры Общий
21 июля 2010 г. Crecom Burj Resources 2016-2022 25 25
6 августа 2013 г. Трансаэро 2020-2021 6 6
9 сен 2015 Каир Авиэйшн TBA 6 4 10
18 июл 2017 ВИМ Эйрлайнз 2021 г. 15 15
19 июл 2017 Саратовские авиалинии 2022 г. 6 6
Письма о намерениях подписаны
16 июля 2018 г. Перуанские авиалинии 2021 г. 10 10
30 августа 2019 г. Бек Эйр TBA 10 10

Сравнение с основными аналогами

МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и новейшие самолеты Boeing-737 MAX и Airbus A320neo.

По утверждениям корпорации «Иркут», МС-21 имеет следующие преимущества над конкурентами: передовая аэродинамика, возможность использовать современные американские Pratt & Whitney и отечественные двигатели ПД-14, конкурентоспособная стоимость, увеличенный диаметр фюзеляжа (позволяющий расширить пассажирский салон и багажные отсеки). Как следствие, самая плотная компоновка МС-21 предусматривает большее количество кресел, чем у Boeing 737MAX и A320neo. Это позволяет МС-21 снизить потребление топлива почти на четверть в сравнении с другими современными самолетами аналогичного класса, уменьшить время пребывания в аэропорту на 20 % и повысить комфорт пассажиров. Эмиссия вредных веществ в атмосферу у МС-21 снижена более чем на 20 % относительно существующих аналогов. Также разработчик заявляет, что эксплуатационные затраты на МС-21 снижены на 12-15 % по сравнению с самолетами текущего поколения и на 6-7 % по сравнению с A320neo и Boeing 737 MAX.

Эксперты считают, что выход на внешний рынок для производителей МС-21 является крайне сложной задачей. Это обусловлено тем, что внешний рынок законтрактован Boeing и Airbus на 75 % до 2025 года, существует необходимость подготовки сервисной сети за рубежом, а также могут быть проблемы с сертификацией самолета за границей. Вместе с тем, рынок гражданской авиации растёт, и получение части рынка считается выполнимой задачей.

МС-21-200 МС-21-300 Airbus A319neo Airbus A320neo Airbus A321neo Boeing 737 MAX 7 Boeing 737 MAX 8 Boeing 737 MAX 9 COMAC C919 Mixed COMAC C919 All ECO COMAC C919 High Density
Пассажировместимость, чел. 132/165 163/211 140/160 165/189 206/240 126/140 162/175/200 180/192/220 156 168 174
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 6400 6000 6950 6500 7400 7038 6704 6658 4075 5555 5555 (?)
Максимальная взлётная масса, т 72,56 79,25 75,5 79,0 97,0 72,3 82,2 88,3 77,3 77,3 77,3
Максимальная посадочная масса, т 63,1 69,1 63,9 67,4 79,2
Максимальная масса без топлива, т ? ? 60,3 64,3 75,6
Максимальная коммерческая нагрузка, т 18,9 22,6
Максимальная заправка топливом, кг 20400 20400
Максимальная заправка топливом, л ? ? 26730 26730 32940  ?  ?  ?  ?  ?  ?
Крейсерская скорость, км/ч 870 870 828 828 828 842 842 842 834 834 834
Требуемая длина ВПП, м  ?  ?  ?  ?  ? 1677К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 975 дней] 2241К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 975 дней] 2408К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 975 дней]  ?  ?  ?
Расход топлива, кг/час  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?
Топливная эффективность, г/пасс.км  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?
Диаметр фюзеляжа, м 4,06 4,06  ? 3,96  ? 3,75 3,75 3,75  ?  ?  ?
Стоимость, млн дол. США 72-85 (2013) 72-85 (2013) 97,5 (2015) 106,2 (2015) 124,4 (2015) 90,2 (2015) 110,0 (2015) 116,6 (2015)  ?  ?  ?
Источники COMAC C919 COMAC C919

Полет в будущее

Объединенная авиастроительная корпорация представила на международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 долгосрочный обзор рынка гражданской авиации до 2038 года. Согласно этому документу основной мировой спрос будет сосредоточен на узкофюзеляжных лайнерах на 166-200 пассажиров. Емкость рынка составляет около 20,5 тысячи единиц, из которых 2 тысячи могут быть реализованы российским авиаперевозчикам. В то же время авиарынку требуется около 6,5 тысячи авиалайнеров вместимостью от 201 пассажира и около 3,5 тысячи самолетов вместимостью от 135 до 165 пассажиров. Похожие цифры дают и прогнозы крупнейших авиапроизводителей, таких как Boeing и Airbus.

По прогнозам экспертов МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте. На рынке в этой нише пока представлены только различные модификации Boeing 737 и Airbus 320, включая их ремоторизированные версии Boeing 737MAX и Airbus A320neo. Также проходит испытания и готовится к выходу на рынок перспективный китайский самолет Comac C919.

МС-21 еще находится на стадии сертификационных испытаний, но покупатели уже проявляют к нему интерес. Корпорация «Иркут» уже имеет 175 твердых заказов от отечественных компаний на поставку самолетов МС-21, по которым получены авансовые платежи

Иностранные заказчики пока в ожидании – им важно, чтобы новый самолет вышел в серию и получил отзывы после реального использования. Первым эксплуатантом МС-21 станет компания «Аэрофлот», в которой по планам к 2030 году российские самолеты должны составить половину авиапарка.

Выдача сертификата Росавиации на МС-21 предполагается до конца 2020 года. Ведутся работы по сертификации двигателя ПД-14 и самолета в Европе. Корпорация «Иркут» планирует поэтапно выйти на уровень производства в 72 самолета МС-21 в год.

Кризис заставил мыслить стратегически

Проект продвигался непросто, в том числе и потому, что не было четкого представления о том, нужно ли при разработке лайнера опираться на собственные силы или же выгоднее использовать международную кооперацию.

По этой причине МС-21 проектировался в разных модификациях под использование различных двигателей — американский PurePower PW1400G фирмы Pratt & Whitney и перспективный российский ПД-14.

МС-21: страха нет. Российский самолет полетит на отечественных композитах Подробнее

Ясность наступила в 2014 году, когда Соединенные Штаты, недовольные российским политическим курсом, стали затягивать на шее нашей страны санкционную удавку. Мечты о «российской экономике, разорванной в клочья», предполагали и уничтожение всех отечественных высокотехнологичных проектов.

Стало ясно, что без российского двигателя МС-21 никогда не выйдет на тот уровень, который для него задумывался.

Летом 2014 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект «Ближне-средний магистральный самолет МС-21».

«Подписанным распоряжением предоставляются государственные гарантии на сумму до 400 миллионов долларов США в обеспечение исполнения обязательств ОАО „Корпорация „Иркут“ по кредиту, привлекаемому в ОАО „Сбербанк России“ на сумму до 400 миллионов долларов США и на срок до 10 лет в рамках генерального соглашения об открытии невозобновляемой рамочной кредитной линии на сумму более 1 миллиарда долларов США», — говорилось в сообщении.

Перспективы развития проекта

Оценить перспективы развития проекта по производству самолёта М-21-300 можно, учитывая несколько факторов:

  • Высокая конкурентоспособность с аэробусами аналогичного класса, о чём свидетельствует и его цена – 91 млн. долларов. Благодаря этому компания Иркутск заключила на протяжении 2017 года около 180 контрактов. Одним из заказчиков является авиокомпания «Аэрофлот», которая получила первые поставки уже в 2018 году.
  • В последнем квартале 2017 года на Иркутском авиазаводе было завершено введение станций для окончательной сборки самолётов. Потенциал станций рассчитан на производство 20 лайнеров за год, и в ближайшее время будет обеспечено функционирование на полную мощность.
  • Использование автоматических линий для производства крупных деталей авиасудна. До введения автоматики использовался метод, который требовал гораздо больше вложений.

Проект МС-21-300 со всеми его характеристиками и описаниями, представленными выше, на сегодняшний день представляет собой неоспоримо перспективную инвестиционную площадку.

По оценке экспертов полная окупаемость затрат на этот проект наступит уже через пять лет. Но в любом случае, создание такой техники является сенсационным прорывом на международном уровне, существенно укрепит позиции России, её самостоятельность и авторитет на мировом рынке.

Популярные статьи:

Также интересно почитать:

Авиалайнер Боинг 737-800 – схема салона и лучшие места

Эмбраер 190 схема салона: лучшие и худшие места

Схема самолёта аэробус А320. Особенности, условия и цены

Ремонт главного тормозного цилиндра Тойота: причины и признаки поломки

Дизайн

Макет кабины в 2011 году

Макет кабины экипажа с HUD

В основе конструкции лежит никогда не реализованный двухмоторный Яковлев Як-242 как развитие трехмоторного Яковлева Як-42 .

Планер

В марте 2008 года компания « Сухой» была выбрана для разработки и производства композитных крыльев из углеродного волокна . Компания AeroComposit, дочерняя компания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), разработала процесс вакуумной инфузии для производства кессона крыла и панелей крыла. Вертикальные и горизонтальные ребра и wingbox также композитные и высокие соотношение сторон крыло является сверхкритическим аэродинамическим профилем . MC-21 более инновационный, чем C919 : это единственный авиалайнер с крылом из углеродного волокна, сделанным из пропитанного смолой сухого волокна, отвержденного в печи из автоклава . Первоначальная конструкция включала около 33% композитных материалов, а с композитным крылом — 40–45%.

К январю 2019 года санкции США против России прервали поставки иностранного сырья, на которое ОАК рассчитывала производить композитные детали. В ОАК начали искать замену либо отечественного, либо китайского производства, утверждая, что кессон крыла и консоли по-прежнему будут состоять из полимерных композитов. К тому времени, по данным Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) , металлическое крыло «уже не было в повестке дня» . В марте 2019 года компания AeroComposit сообщила, что изготовила первую центральную часть фюзеляжа и кессон крыла из отечественных материалов.

Фюзеляж из MC-21 в основном выполнен из легкого алюминиево-литиевого сплава , на долю которого приходится 40% от веса конструкции планера в. Он на 11 см (4,3 дюйма) шире, чем у A320 / C919, и на 27 см (11 дюймов) шире, чем у 737, так что проход 61 см (24 дюйма) позволяет проезжать мимо других пассажиров или тележку. Его 79,25 т (174700 фунтов) МВМ является такой же , как почти 5 м (16,5 фута.) Короче A320neo, и 3 т (6,600 фунтов) легче , чем почти 3 м (9,8 футов) короче , 737-8, для аналогичных два макеты класса от 162 до 165, в то время как 737-8 и A320neo имеют на 200 миль (370 км) большую дальность полета. МС-21 представляет собой свободнонесущий низкоплан с композитной конструкцией, трехопорным шасси, приводимым в действие двумя турбовентиляторными двигателями, установленными на крыле, и кабиной шириной 3,81 м (150 дюймов).

Двигатели

Pratt & Whitney PW1000G класса тяги 130 кН (30 000 фунтов силы) был выбран в декабре 2009 года.

Российским двигателем станет Авиадвигатель ПД-14 мощностью 8–16 тс (18 000–35 000 фунтов силы) .
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) планировала поставить пять ПД-14 для МС-21 до конца 2018 года, чтобы начать летные испытания в 2019 году для сертификации варианта МС-21 в 2021 году. К октябрю 2018 года ПД-14 получил его Росавиация тип сертификации. К октябрю 2019 года летные испытания ПД-14 на МС-21 были отложены до 2020 года.

Системы

В августе 2009 года Hamilton Sundstrand , дочерняя компания United Technologies , объявила, что поставит оборудование для производства и распределения электроэнергии на сумму 2,3 миллиарда долларов в течение 20 лет производства.
Компания Rockwell Collins и ее российский партнер « Авионика» были выбраны для поставки авионики МС-21 .
Honeywell , Thales и Elbit Systems поставляют авионику с мультифункциональными дисплеями 9 X 12 , электронные летные сумки , системы синтетического зрения и улучшенные системы технического зрения . МС-21 станет первым авиалайнером с активными боковыми рычагами , поставленным UTC Aerospace Systems . Он имеет элементы управления Fly-By-Wire . Он имеет стеклянную кабину с боковыми ручками управления и дополнительный дисплей Head-up .

Корпорация Goodrich , также дочерняя компания United Technologies, вместе с Авиаприбором была выбрана для поставки исполнительных механизмов системы управления полетом .
Zodiac Aerospace , Eaton и Meggitt предоставляют другие компоненты. Меблировка интерьера будет произведена компанией Zodiac Aerospace, координатором которой является C&D Zodiac в Хантингтон-Бич, Калифорния. Инновации от Zodiac Aerospace из Карсона, Калифорния, будут внедрены в системы водоснабжения и канализации.

Существует два типа вспомогательных силовых установок (APU), разработанных с учетом спецификаций, подходящих для MC-21: HGT750 от и TA18-200, разработанные Aerosila .

Некоторые особенности конструкции

По аэродинамической схеме МС-21 – это свободнонесущий моноплан со стреловидным крылом низкого расположения, с выдвинутыми вперёд моторами на подкрыльных пилонах и традиционным хвостовым оперением.

Планер авиалайнера выполнен из новейших сплавов и композитных материалов, что позволит эксплуатантам снизить расходы на топливо и техническое обслуживание. Кессон крыла МС-21 выполнен из углепластика методом вакуумной инфузии и имеет чёрный цвет, его так и называют – «чёрное крыло».

МС-21 будет оснащён силовой установкой из двигателей PW1400G американского производства или по желанию заказчика отечественными двигателями ПД-14. Оба типа двигателя относятся к пятому поколению, соответствуют всем правилам по защите окружающей среды, а уровень шумности их значительно ниже, чем требуется по шкале ИКАО.

Пассажирский салон МС-21

Шасси авиалайнера трёхопорное, убирающееся в полёте, со стойками амортизационного типа будет производиться на заводе «Гидромаш» в Нижнем Новгороде, который выиграл тендер по изготовлению этого узла.

Ширина пассажирского салона МС-21 больше на 11–36 см, чем у таких же салонов Боинга-737 и Аэробуса-320, что создаёт комфортные условия для пассажира и снижает утомляемость от пятичасового перелёта. Стандартный проход между креслами в самолёте МС-21 составляет 56,25 см, где спокойно расходятся два человека и стюардесса свободно провозит сервисную тележку во время обслуживания.

Через широкие иллюминаторы авиалайнера в салон пассажиров проникает достаточно света, можно создать освещение согласно настроению у каждого пассажира с помощью светодиодов с широким цветовым спектром. В просторном салоне поддерживается естественный микроклимат благодаря отличной системе кондиционирования, а отделка шумоизолирующими панелями и низкий уровень шума самих двигателей позволяют комфортно и спокойно переносить перелёт.

Пассажирский салон

Кабина экипажа МС-21 соответствует всем современным требованиям по эргономике и безопасности. Электродистанционная система управления с помощью боковых джойстиков разрешает пилотам свободно изменять положение самолёта в пространстве и при достижении полётных ограничений предупреждает лётчиков вибрацией высокой частоты, возникающей на джойстике. Автоматическое управление сохраняется вплоть до касания полосы, что соответствует категории ICAO IIIB.

Концепция «стеклянная кабина» обеспечивает хорошую визуальную информацию при помощи цветных ЖК-дисплеев широкого формата, а также проецированием на лобовое стекло полётной информации, что позволяет эффективно действовать при плохой видимости в сложных метеоусловиях.

Кабина пилота

Поставщики компонентов

В 2014 году министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что предполагаемая доля российских комплектующих в МС-21 порядка 50 %. К моменту серийного производства самолёта локализация (включая отечественных двигателей ПД-14) достигнет 80 %.

Крылья и фюзеляж

Крыло и некоторые другие элементы планера выполнены из полимерных композитных материалов. Разработчиком и поставщиком углепластиковых (композитных) крыльев является концерн Аэрокомпозит и ОНПП «Технология». Фюзеляж разработан и производится корпорацией Иркут и ОКБ Яковлева.

Двигатели

На самолёт устанавливаются двигатели Pratt & Whitney PW1000G, которые были выбраны корпорацией Иркут для установки на самолёт в декабре 2009 года. Предполагается, что в будущем на самолёт может устанавливаться двигатель ПД-14. Этот двигатель должен закончить сертификационные испытания в 2018 году.

Шасси

Поставщиком шасси стала компания «Гидромаш» из Нижнего Новгорода.

Вспомогательная силовая установка

Возможно применение как импортной ВСУ так и российской, разработанной и производимой НПП «Аэросила».

Электрика и электроника

Кабина пилотов, а также часть авионики самолёта разработана и поставляется концерном «Радиоэлектронные технологии» и компанией Rockwell Collins (англ.)русск. при участии российской компании «Авионика».

Компании Honeywell, Thales и Elbit Systems поставляют многофукциональные экраны 9 X 12 для авионики, электронные планшеты лётчика, системы улучшенного/синтетического видения (EVS/SVS). Компания UTC Aerospace Systems (англ.)русск. поставляет системы side-stick (боковых ручек управления по типу джойстиков), индикаторы на лобовое стекло и системы «стеклянной кабины».

Компании Goodrich Corporation (англ.)русск. при участии российской компании «Авиаприбор» поставляют систему управления полётом.

В августе 2009 компания Hamilton Sundstrand (англ.)русск. анонсировала поставки электрогенераторов и вспомогательного электрооборудования.

Комплексная система кондиционирования воздуха (КСКВ)

Разработчик КСКВ российская компания АО ПКО Теплообменник

Салон

Техническим оснащением пассажирского салона занимается НПО «Наука» и Hamilton Sundstrand (англ.)русск.. Интерьер салона создан фирмой Zodiac Aerospace (англ.)русск..

Другие системы самолёта

Некоторые другие компоненты для самолёта поставляют компании Meggitt (англ.)русск.,CTT System (швед.)русск..

  • Гидравлику разрабатывает Eaton.
  • Ряд силовых электроприводов холдинг «Технодинамика».
  • Системы пожаротушения Hamilton Sundstrand (англ.)русск..
  • Узлы мотогондолы, агрегаты из полимерно-композиционных материалов (ПКМ) на основе углепластика, пилоны поставляет ВАСО
Тренажёры

Для подготовки персонала научно-производственной фирмой «Системы комплексных тренажёров» разработан и изготовлен ряд тренажёров. В том числе ряд пилотажных тренажёров разной степени реализма, тренажёр аварийно-спасательных процедур, тренажёр пожаротушения, тренажёр сервиса, инженерный тренажёр для подготовки техников и т. п..

Ссылки

  • [www.uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/civil/ms-21/ МС-21, Сайт ОАК]
  • [www.svavia.ru/media/foto/mc21.html МС-21 на сайте SVAVIA.RU]
  • [pda.avia.ru/news/?id=1218781025 Двигатель СПМ-21 для нового российского самолёта МС-21]
  • [www.youtube.com/watch?v=Rc-YgMsyouU Видеопрезентация самолёта МС-21]
  • [www.youtube.com/watch?v=6MDc24s4AX0 Внешний вид и схема окраски самолёта МС-21-200]

Самолёты ОКБ имени Яковлева

Истребители: Як-1  · Як-3  · Як-7  · Як-9  · Як-15  · Як-17  · Як-23  · Як-25  · Як-27  · Як-28  · Як-141
Штурмовики: Як-38  · Як-38М
Бомбардировщики: Як-2  · Як-4  · Як-26  · Як-28
Транспортные самолёты: Як-6  · Як-8
Специальные самолёты: Як-44
Пассажирские самолёты: Як-40  · Як-42  · Як-142  · Як-242  · МС-21
Тренировочные и спортивные самолёты: УТ-1  · УТ-2  · УТИ-26 (Як-7УТИ)  · Як-11  · Як-18  · Як-18Т  · Як-21Т  · Як-30 (1960)  · Як-32  · Як-38У  · Як-50  · Як-52  · Як-54  · Як-55  · Як-130  · Як-152
Многоцелевые самолёты: Як-12  · Як-48  · Як-58  · Як-112
Планёры: Як-14
Экспериментальные самолёты, вертолёты и проекты: АИР  · Як-19  · Як-25 (1947)  · И-26  · И-30  · Як-30 (1948)  · Як-35  · Як-36  · Як-39  · Як-50 (1949)  · Як-43  · Як-201  · Альбатрос  · ВВП-6  · Як-  · В-38
Вертолёты: ЭГ  · Як-24  · Як-60  · Як-100
Беспилотные: Шмель-1  · Пчела-1Т  · Жаворонок-1  · Жаворонок-2  · Прорыв  ·

Проектирование и испытания моделей МС-21

Уже на этапе проектирования проект МС-21 серьёзно отличался от остальных российских разработок того времени. Все проекты были сделаны с использованием 3D моделирования. Для того, чтобы выявить аспекты поведения самолёта в различных ситуациях, были использованы новейшие компьютерные программы того времени.

Несмотря на использование при проектировании новейших компьютерных программ, нельзя обойтись без традиционной аэродинамической трубы, в которой должна осуществляться продувка моделей. Во время продувок использовалась масштабная модель МС-21. Её размеры составляют 1:14. Финальная продувка состоялась в одной из самых больших аэродинамических труб России – Т-104. Для этого в 2014 году была изготовлена новая детальная модель масштаба 1:8.

Особенности конструкции самолета Як-242 (МС-21)

Конструкторами данного аппарата были разработаны три варианта данной машины. Они отличаются только количеством мест в пассажирском салоне. Первый вариант вмещает 150 человек, второй − 181 человека, а третья модификация может разместить 212 пассажиров. Был разработан вариант машины с большей дальностью полета, которая была увеличена на 1,5 тысяч километров.

Машина была изготовлена как моноплан с низким расположением крыльев. Они имеют стреловидную форму, на них крепятся два пилона для реактивных двигателей. Система шасси представлена тремя опорами. Передняя опора управляемого типа, кроме того, все колеса шасси оснащены тормозными системами. Что касается аэродинамики корпуса, то она схожа с аналогичными машинами данного класса, но имеет некоторые преимущества в том плане, что ставит данный аппарат на порядок выше других.

МС-21 имеет большую ширину в 11 метров, что значительно повышает комфорт в пассажирском салоне. При проектировании самолета были добавлены самые новые системы и конструкции, которые позволяют достичь высоких аэродинамических качеств. При изготовлении данного лайнера задействовано множество новых сплавов и композиционных материалов, что позволяет снизить массу аппарата, при этом конструкция не теряет своих качеств. Стоит отметить, что при использовании данных материалов машина становится значительно менее затратной в эксплуатации.

Для создания крыла к данному самолету была создана компания «Аэрокомпозит», в которой работают лучшие конструкторы в данной отрасли. Крылья машины будут изготовлены из композиционных материалов. При заказе самолета МС-21 можно самостоятельно выбрать тип пассажирского салона и двигателя. Как говорилось ранее, двигатель можно установить иностранный или же отечественного изготовления. Первые серийные самолеты типа Як-242 (МС-21) ожидаются в 2017 году.

При изготовлении данной машины было получено множество преимуществ над аппаратами данного класса. Во-первых, отечественная машина имеет экологические двигатели, великолепные аэродинамические характеристики. Преимуществом над другими машинами является и относительно малый вес всей конструкции самолета. Во-вторых, данная машина может разместить большое количество пассажиров, а такие показатели имеют далеко не все самолеты. Также этот лайнер имеет большую дальность полета при относительно малом расходе топлива. Широкий корпус позволяет разместить более комфортно большое количество людей. Все эти преимущества самолета Як-242 (МС-21) позволяют экономить до 50% затрат в сравнении с аналогичными аппаратами других производителей. При расчетах можно увидеть, что данный аппарат в год будет приносить большую прибыль.

Sukhoi Superjet 100 и МС-21 — Гражданская авиация России

В планах производителей осуществить серийный выпуск данных машин в количестве 72 экземпляров в год. Корпорация «Иркут» планирует изготовлять данную модель пассажирского самолета на протяжении пяти лет. На сегодняшний день просматривается горизонт поставок до 2023 года. По расчетам изготовителей данный проект начнет себя окупать только с 350-ой машины. Изготовление деталей и агрегатов производится одновременно на нескольких заводах, но окончательная сборка − на иркутском заводе.

Як-242 (МС-21) характеристики:

  • Экипаж: 2 человека

  • Длина: 38,25 м

  • Высота: 12,55 м

  • Размах крыла: 36,25 м

  • Площадь крыла: 120 м²

  • Масса взлётная: 64 600 кг

  • Масса снаряжённого самолет: 38 400 кг

  • Максимальная коммерческая нагрузка: 18 000 кг

  • Двигатели: 2 х ПС-90А12 12000 кгс

  • Пассажировместимость: 156- 162 чел.

Лётные характеристики:

  • Крейсерская скорость: 800-850 км/час

  • Дальность полёта: 5000 км

  • Практический потолок: 11100- 11600 м

  • Потребная длина ВПП: 2200 м

ЯК-242 (МС-21). Галерея.

ЯК-242 (МС-21). Видео. 

https://youtube.com/watch?v=n3TnrBX107Y

Инвестиции в проект МС-21

Хотя изначально вложения в развитие проекта МС-21 планировались в размере 3,947 миллиарда долларов США, в конечном итоге они превысили сумму в 4,5 миллиарда. Ещё в 2012 году президент А.Фёдоров озвучил, откуда появились средства на разработку и испытания проекта МС-21:

  • 2 млрд. были выделены из бюджета государства;
  • 1 млрд. был выделен Сбербанком в виде 12-летнего кредита;
  • Остальные средства вложила корпорация «Иркут» и её партнёры по проекту.

8 июня 2021 года, во время выкатки и презентации авиалайнера на авиазаводе в Иркутске, были озвучены окончательные суммы, которые потребовались на проект МС-21. По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, к лету 2021 года на реализацию проекта было потрачено более 100 млрд. рублей, что соответствует средним мировым затратам на разработку самолётов такого класса. 80% данной суммы было выделено из государственного бюджета России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector