Гремящий (1937)
Содержание:
- Примечания
- «Циркон» обязательно будет»
- Модернизации и переоборудования
- Назначение и особенности
- По требованиям морского боя
- Энергетическая установка
- Вооружение
- Вооружение
- Радиотехника судна
- Возможности и использование
- Строительство корветов проекта 20385 и ввод в эксплуатацию
- Серия кораблей
- Постройка и испытания
Примечания
- (недоступная ссылка). Дата обращения 18 апреля 2014.
- The Military Balance 2018. стр 196
- International Institute for Strategic Studies|The Military Balance 2018 / Frigates FFGHM Steregushchiy (Project 20380)
- ↑ Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
- Центральное морское конструкторское бюро Алмаз. Флоту отечества / Шляхтенко А. В.. — ЛеКо, 2005. — С. 174, 175. — 2034 экз. — ISBN 5-91001-001-8.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 23 марта 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июня 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 27 февраля 2012.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 8 апреля 2010.
- . Дата обращения 3 апреля 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июня 2015.
- Алексей Рамм, Богдан Степовой. . Известия (28 июля 2019). Дата обращения 29 июля 2019.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 18 февраля 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 25 октября 2016.
- ↑ Установлен ракетный комплекс «Уран-У» с ракетой Х-35У
- ↑ Установлен ЗРК «Редут» с 12 ячейками УВП вместо ЗРАК «Кортик-М»
- . Дата обращения 10 января 2019.
- bmpd. . bmpd (8 июля 2017). Дата обращения 1 сентября 2017.
- . promvest.info. Дата обращения 17 августа 2019.
- . ФлотПром. Дата обращения 9 июля 2019.
- ↑
- Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 148.
«Циркон» обязательно будет»
В октябре 2019 года президент РФ Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу во время посещения АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград) осмотрели «Гремящий». Командир корабля капитан 2 ранга Роман Довгайлов рассказал, что в его арсенал должна войти ракета 3M22 «Циркон». В ответ Путин заявил: «Циркон» обязательно будет».
Опрошенные RT эксперты отметили, что с появлением «Циркона» боевые возможности корветов проекта 20385 будут значительно увеличены. Гиперзвуковая ракета способна развивать скорость в 9 Махов и поражать цели на дальности свыше 1 тыс. км.
- Корвет «Гремящий»
В настоящее время испытания этого уникального боеприпаса проходят на полигонах Северного флота. Как сообщил в конце февраля Сергей Шойгу, «Циркон» позволит «качественно увеличить боевой потенциал» Военно-морского флота РФ.
В комментарии RT военный эксперт Юрий Кнутов заявил, что с появлением «Циркона» корветы проекта 20385 будут представлять угрозу даже для авианосной группировки потенциального противника. По его словам, современные и перспективные средства ПВО не в состоянии перехватить гиперзвуковую ракету.
«Безусловно, сильной стороной российских корветов проекта 20385 является ракетное вооружение. «Цирконы» и «Калибры» превращают небольшую морскую платформу в корабль, который может нанести серьёзный ущерб превосходящим силам противника», — пояснил Кнутов.
В разговоре с RT военный аналитик Дмитрий Литовкин обратил внимание на высокие мореходные качества корветов проекта 20385. По его словам, «Гремящий» и «Проворный» приспособлены под выполнение задач за тысячи миль от родных берегов
Введение в строй данных кораблей укрепит позиции ВМФ в ближней и дальней морской зонах.
«Россия испытывает определённую нехватку крупных кораблей, способных нести боевое дежурство на просторах Мирового океана. Конечно, корветы проекта 20385 эту проблему полностью не решают. Однако их возможности позволяют России проецировать силу на дальних рубежах и представлять реальную опасность для авианосных группировок», — подчеркнул Литовкин.
Модернизации и переоборудования
В период с 1966 года по 29 декабря 1968 года корабль был модернизирован по проекту 57А на своём заводе-строителе в Ленинграде. Дорогостоящая модернизация с почти полным перевооружением была предпринята по причине низкой эффективности главного ракетного комплекса; после завершения всех работ эсминец переклассифицировался в большой противолодочный корабль — соответственно менялось и вооружение. В ходе модернизации обе пусковые установки для крылатых ракет вместе с ракетными погребами демонтировались, снимались также две из четырёх 57-мм зенитных установок. Взамен демонтированного вооружения в кормовой части устанавливался зенитно-ракетный комплекс «Волна» и добавлялись 30-мм зенитные автоматы АК-230 для самообороны, трёхтрубные торпедные аппараты заменялись на пятитрубные, а вместо двух устаревающих бомбомётов РБУ-2500 монтировались три более новых РБУ-6000. Для поиска подводных лодок была установлена новая гидроакустическая станция «Титан-2» с подкильной антенной в бульбовом обтекателе.
Назначение и особенности
Корветы проекта 20380 предназначены:
- Для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
- Для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
- Для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.
В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ РФ противолодочных кораблей корабль проекта 20380/20385 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.
Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»
Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1)
Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля.. Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов
Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.
По заявлению заместителя командующего ТОФ по вооружению контр-адмирала Игоря Королёва, корабли серии имеют повышенную экономичность, в частности: корвет «Громкий» является самым экономичным кораблем за всю историю Военно-морского флота (ВМФ) и способен совершать походы до берегов Австралии.
Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30-летнего жизненного цикла корабля.
По требованиям морского боя
«Ретивый» — седьмой по счёту корабль проекта 20380. По информации Минобороны, данный корвет будет превосходить некоторых своих предшественников «по степени радиоэлектронного оснащения».
Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» находится на службе ВМФ с 27 февраля 2008 года. В 2011 году флоту был передан «Сообразительный», в 2013-м — «Бойкий», в 2014-м — «Стойкий», в 2017-м — «Совершенный», в 2018 году — «Громкий».
Также по теме
«Проецировать силу на дальних рубежах»: как корвет «Гремящий» увеличит боевые возможности ВМФ России
Военно-морской флот России должен получить многоцелевой корвет проекта 20385 «Гремящий» в первом полугодии 2020 года. Об этом сообщают…
Проект 20380 — детище Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Строительство кораблей развёрнуто на «Северной верфи» и ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре).
Полное водоизмещение корвета проекта 20380 — 2,22 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, осадка — до 7,95 м, максимальная скорость хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3500—4000 миль (5632—6437 км) на 14 узлах (25,9 км/ч). Автономность корабля по запасам провизии оценивается в 15 суток.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представлена четырьмя дизельными двигателями 16Д49 производства АО «Коломенский завод». Совокупная мощность силовых агрегатов — 23 320 л. с. (17 140 кВт).
Корабли проекта 20380 предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне. Вооружение корветов позволяет бороться с подлодками, надводными кораблями, оказывать артиллерийскую поддержку морскому десанту, патрулировать водные районы.
При производстве кораблей используется технология «стелс», которая позволяет уменьшить их радиолокационную заметность. В частности, надстройки корветов имеют характерные для современной военно-морской платформы изломанные геометрические очертания, а в качестве основного строительного материала используется радиопоглощающий стеклопластик.
Ещё одним достоинством архитектуры корабля является модульный принцип, дающий возможность при модернизации устанавливать новые комплексы вооружения. В целом корветы проекта 20380 отличаются от других противолодочных платформ многофункциональностью, компактностью, высоким уровнем автоматизации бортовых систем, отмечают в Минобороны.
- Корвет проекта 20380 на Амурском судостроительном заводе
В арсенал кораблей проекта 20380 входят противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35, малогабаритная противолодочная система «Пакет», артиллерийские установки А-190 и АК-630М, два гранатомёта ДП-64. Для противовоздушной обороны используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Редут», «Кортик-М», «Игла». На борту предусмотрено базирование противолодочного вертолёта Ка-27.
«Внедрённые в данный проект кораблей системы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, комплексы боевого управления, обнаружения и целеуказания, связи и защиты делают этот класс кораблей самодостаточным и отвечающим самым высоким требованиям современного морского боя», — говорится в материалах Минобороны РФ.
По информации военного ведомства, комплексы ракетно-артиллерийского вооружения корветов проекта 20380 позволяют «наносить удары по надводным кораблям как в море, так и в пунктах базирования, осуществлять патрулирование назначенных районов».
Энергетическая установка
Предварительно основным силовым агрегатом должны были стать немецкие моторы типа MTU. Впоследствии, соблюдая контрмеры по импортному замещению, было принято решение использовать двигатели отечественного производства. Заказ был направлен специалистам ОАО «Звезда» и Коломенскому комбинату. В итоге корвет проекта 20385 оснастили парой дизельных установок ДДА-1200.
Каждый агрегат включает в себя два мотора и реверсивный редуктор. Они имеют систему автоматического контроля и микропроцессоры. Характеристики силовых установок приведены ниже:
- Рабочий ресурс – не менее 15 тысяч моточасов.
- Средний показатель по дальности хода с учетом скорости в 14 узлов – 4 000 морских миль.
- Материал поршневого основания – жаростустойчивая сталь типа ЭИ-415.
- Основа силовых агрегатов – сплав из алюминия АК-6.
- Показатель мощности каждого генератора составляет 630 кВт.
- Потребность в токе – 50 Гц (380 ватт).
Данные установки позволяют обеспечить высокий процент мощности при минимуме расхода топлива и масла, при этом снижая гидроакустическую заметность корабля.
Вооружение
Рассматриваемые суда оснащаются несколькими типами оружия. Среди них:
- Пара боевых противокорабельных установок с четырьмя пусковыми системами и 8 ракетами. Контейнеры для пуска размещены в средней части корпуса (продольно площадке по диаметру). Максимальная дальность поражения цели составляет 260 км.
- Зенитное вооружение, которое состоит из системы «Редут» с тремя модульными установками, мобильного комплекса «Игла», тридцатимиллиметровых пушек с шестью стволами (монтируются на корме).
- Комплекс «Рубеж».
- Пара орудий калибром 330 миллиметров против торпед (система «Пакет-Н»).
- 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190. Ее скорострельность составляет порядка 80-ти пусков в минуту. Контролировать прицеливание и саму стрельбу позволяет система управления «Пума».
- Противолодочный вертолет Ка-27.
Корвет проекта 20385, фото которого приведено ниже, может запускать снаряды, направленные на поражение не только подводных и надводных судов противника, но и встречные торпеды.
Вооружение
Рассматриваемые суда оснащаются несколькими типами оружия. Среди них:
- Пара боевых противокорабельных установок с четырьмя пусковыми системами и 8 ракетами. Контейнеры для пуска размещены в средней части корпуса (продольно площадке по диаметру). Максимальная дальность поражения цели составляет 260 км.
- Зенитное вооружение, которое состоит из системы «Редут» с тремя модульными установками, мобильного комплекса «Игла», тридцатимиллиметровых пушек с шестью стволами (монтируются на корме).
- Комплекс «Рубеж».
- Пара орудий калибром 330 миллиметров против торпед (система «Пакет-Н»).
- 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190. Ее скорострельность составляет порядка 80-ти пусков в минуту. Контролировать прицеливание и саму стрельбу позволяет система управления «Пума».
- Противолодочный вертолет Ка-27.
Корвет проекта 20385, фото которого приведено ниже, может запускать снаряды, направленные на поражение не только подводных и надводных судов противника, но и встречные торпеды.
Радиотехника судна
Корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующее радиотехническое оснащение:
- Систему «Сигма» (БИУС).
- Автоматический блок связи «Рубероид».
- Комплекс наводки «Монумент».
- Станцию общего обнаружения «Фуркэ-2».
- Узел ОГАС «Анапа-М».
Данные приспособления позволяют уменьшить вероятность обнаружения судна в три раза, функционируют в режиме от 64 до 2000 МГц. Они в состоянии выявлять свыше двухсот предполагаемых целей, а также противостоят вражеским ракетным системам, обеспечивая защиту корабля. В этом способствуют четыре пусковых установки для нейтрализации помех типа «Смелый». Координационные действия по управлению вертолетом производятся при помощи специальной навигационной вышки ОСП-20380.
Возможности и использование
20385 – проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Основная его задача – обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок. Также боевое судно служит для высадки десанта, охраны прибрежной зоны, сопровождения других кораблей.
Кроме артиллерийского и ракетного оружия на борту имеются радиолокационные и гидроакустические системы. Расширяет возможность боевого корабля установка ангара для вертолета Ка-27. Это существенно повышает боеспособность судна, позволяя своевременно обнаруживать объекты противника. Дополнительная защита от выявления корвета проекта 20385 – это использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композиционные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих аналогичных разработках.
Строительство корветов проекта 20385 и ввод в эксплуатацию
Головной корабль, корвет «Гремящий», был заложен зимой 2012 года. Следом за ним через полтора года, летом 2013 года был заложен первое серийное судно, корвет «Проворный». Основанием для начала строительства послужил государственный оборонный заказ и контракт. В соответствии с условиями контракта на «Северной верфи» к 2020 году планировалось заложить и спустить на воду 8 корветом проекта 20385. На сегодняшний день постройка ограничена двумя судами этого класса. Разговоры о закладке еще двух однотипных судов в дополнение к уже строящимся, оканчиваются в коридорах Главного Военно-Морского Штаба и Министерства Обороны РФ. Вероятнее всего дальнейшее строительство судов этого класса будет вестись уже на основе базового проекта, который полностью завязан на отечественное оборудование, детали и механизмы.
На сегодняшний день активная фаза строительства осуществляется только на головном корабле. Корвет «Проворный» будет снова возвращен в колыбель проекта 20380, чтобы комплектоваться отечественными узлами и агрегатами. Это в свою очередь ведет к значительному удешевлению постройки кораблей и позволит выдержать сроки ввода корабля в строй отечественного флота.
Серия кораблей
В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод “Северная верфь” (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля (“Гремящий” и “Проворный”) с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380. – Головной корабль проекта 20380 “Стерегущий” (бортовой номер 530, заводской – 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г. – Первый серийный корвет – “Сообразительный” (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г. – “Бойкий” (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г. – “Совершенный” (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе” (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г. – “Стойкий” (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г. – “Громкий” (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г. – “Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов” (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца “Быстрый” Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. – “Резкий” (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ. – “Ретивый” (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на “Северной верфи”. – “Строгий” (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на “Северной верфи”. Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на “Северной верфи” (заводские номера 1010-1013), двух – на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.
Также на “Северной верфи” строятся два корвета по переработанному проекту 20385: – “Гремящий” (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г. – “Проворный” (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.
Еще один корвет строится на “Северной верфи” по проекту 20386: – “Дерзкий” (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.
Постройка и испытания
17 декабря 1957 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 февраля 1958 года заложен в Ленинграде на судостроительном заводе № 190 имени А. А. Жданова. Строящемуся кораблю был присвоен заводской № 771. Строительство корпусов и надстроек эсминцев проекта 57бис велось крупносекционным способом: отдельные секции сначала максимально насыщались оборудованием, и только потом сваривались между собой с применением автоматической сварки. Широко применялись методы поточного производства и стандартизации, призванные удешевить и сократить время строительства.
Спущен на воду 30 апреля 1959 года. Эсминец получил название «Гремящий» в честь легендарного гвардейского эсминца проекта 7, воевавшего на Северном флоте.
Законченный постройкой эсминец «Гремящий» прошёл заводские и Государственные испытания в Балтийском море. 30 июня 1960 года принят в состав ВМФ СССР.