Ил-20м

Вооружение

Согласно требованиям, изложенным в постановлении Совмина, самолёт Ил-20 должен был иметь мощное вооружение — для поражения вражеских целей (наступательное) и для собственной защиты (оборонительное). В связи с этим он классифицировался как тяжелый штурмовик. Оба типа вооружения штурмовика предусматривались в двух вариантах. Первый вариант для наступательного вооружения включал:

  • 2 пушки 23-мм калибра, размещенные в крыльях, — для стрельбы по целям впереди в горизонтальном полете или в режиме пикирования;
  • 2 пушки 23-мм, размещенные внизу корпуса под углом, — для стрельбы по наземным объектам в бреющем полете;
  • бомбы не более 400 кг со стандартной бомбовой нагрузкой, размещенные внутри центроплана.
  • 2 бомбы по 500 кг размещенные на внешних держателях;
  • 4 снаряда РС-132 или 8 снарядов PC-82;
  • 10 специальных авиагранат Аг-2, размещенных внизу фюзеляжа, предназначенных для защиты задней полусферы снизу.

Во 2-м варианте предусматривалось использование:

  • 1 пушка 45-мм калибра;
  • 2 пушки 23-мм калибра;
  • 6 снарядов РС-132;
  • Бомбовая нагрузка не изменялась.

В 1-м варианте для обороны применялась 23-мм подвижная пушка Ш-3 с запасом боевых снарядов 200 штук, размещенная в верхней оборонительной установке Ил-ВУ-11, разработанной ОКБ Ильюшина специально для этого проекта. В другом варианте предполагалась замена верхней установки Ил-Ву-11 пушечной установкой Ил-КУ-8, расположенной в хвостовой (кормовой) части фюзеляжа самолета.

Технические характеристики (Ил-20)

Данные энциклопедии русской авиации «Оспри» за 1875 — 1995 гг.

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 13,58 м (44 футов 7 дюймов)
  • Размах крыла: 15,43 м (50 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 44 м 2 (470 кв. Футов)
  • Профиль : Кларк YH
  • Пустой вес: 7500 кг (16535 фунтов)
  • Полная масса: 9 500 кг (20 944 фунта)
  • Силовая установка: 1 × поршневой двигатель М-47 В-12 жидкостного охлаждения, 2200 кВт (3000 л.с.)
  • Гребные винты: 4-лопастной гребной винт постоянной скорости.

Представление

  • Максимальная скорость: 515 км / ч (320 миль / ч, 278 узлов)
  • Дальность: 1680 км (1040 миль, 910 миль)
  • Практический потолок: 7750 м (25430 футов)
  • Время набора высоты: 5000 м (16 404 фута) за 8 минут
  • Нагрузка на крыло: 223 кг / м 2 (46 фунтов / кв. Фут)
  • Мощность / масса : 0,23 кВт / кг (0,14 л.с. / фунт)

Вооружение

Оружие:

  • 1 × 23-мм пушка Ш-3 (0,906 дюйма), установленная в башне Ил-ВУ-11
  • 4 × 23-мм пушки Ш-3 (0,906 дюйма) в регулируемых установках за пределами основных опор шасси

Ракеты  ::

  • Бомбы

    1190 кг бомб

     ::

История создания

История проекта началась в далёком 1945 году, страна ещё не оправилась после Великой Отечественной Войны, а инженерная мысль уже заглядывала в будущее, определяя дальнейшую стратегию авиастроения. Уже в 1946 году первая опытная машина, разработанная в КБ С.В. Ильюшина, поднялась в воздух. Она имела силовую установку из четырёх поршневых двигателей конструкции А.Д. Щвецова и была рассчитана на перевозку 65 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. с крейсерской скоростью 450 км/ч. Вскоре стало ясно, что поршневые двигатели не могут отвечать требованиям заказчика и проект Ил-18 заморозили на неопределённое время.

В 1956 году началась разработка турбовинтовой версии лайнера на 75 пассажиров с дальностью 3000 км. Предполагалось, что с этим количеством пассажиров и 4 тоннами груза самолёт будет выполнять полёты со скоростью 600–650 км/ч на высоте 8 тыс. метров. Взлётная дистанция лайнера должна быть не более 650 метров, а посадочная — 600 метров. В конструкторском бюро Ильюшина, имея наработки по поршневому варианту Ил-18, быстро доработали проект под турбовинтовые двигатели и 24 июня 1957 года опытный образец был опробован в полёте. Лётные испытания успешно завершились в 1959 году и самолёт передали в серийное производство.

После установки на машину турбовинтовых двигателей Аи-20 конструктора А.Г. Ивченко, Ил-18 стал одним из самых надёжных и эффективных самолётов. При отказе одного двигателя, полёт можно было продолжать, не теряя высоты до пункта назначения, а при остановке двух двигателей надо было снизить высоту и несколько уменьшить дальность полёта. Всё это делало полёты на лайнере безопасными и надёжными.

Ил -20, взлёт

На базе ильюшинского пассажирского лайнера в 1968 году был разработан самолёт-разведчик Ил-20. В марте этого же года лётчик-испытатель А.Г. Близнюк вместе с экипажем впервые поднял в воздух и опробовал машину в полёте. После начались лётные испытания, осенью 1969 года Ил-20 был сдан в эксплуатацию и пошёл в серию.

История создания

Еще в военном 1942 году С.В. Илюшин направил руководству вооруженных сил доклад, в котором изложил причины сворачивания работ над Ил-6 и преимущества постройки нового самолета. К письму прилагался эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем АМ-38 увеличенной мощности. Главным отличием проекта называлось кардинальное изменение обзора вперед-вниз из кабины летчика и повышение точности прицельного огня по наземным объектам. Для достижения этой цели предполагалось применение необычной схемы устройства самолета. Новый самолет получил обозначение Ил-20. Предназначался он для уничтожения вооружения и армии противника на линии фронта и в глубоком тылу врага.

11 марта 1947 года вышло постановление Совмина страны, предписывавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным по сравнению со штурмовиком Ил-10 бронированием и улучшенным обзором летчику вперед-вниз и в стороны, используя для него отработанный и проверенный серийный двигатель М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см.таблицу) новой машины и требования к вооружению. Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/час, над землей — 500 км/час, потолок высоты – 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести наступательных пушек калибра 23 мм, одной оборонительной пушки калибра 20 мм, 400 кг бомб и шести реактивных орудий калибра 132 мм.

Работы над проектом продвигались быстро. В феврале 1948 года был разработан эскизный проект  под двигатель М-45ш, а уже в июле макет новой машины был представлен комиссии. Выводы комиссии были неутешительными: макет был признан недоработанным. В числе недоработок указывались:

  • Небезопасно близкое расположение к винту кабины летчика;
  • Не предусмотрен сброс фонаря в аварийной ситуации;
  • Отсутствовало противокапотажное устройство;
  • Сложность эксплуатации и обслуживания машины с новой схемой компоновки машины.

Удачным решением была размещение под углом внизу фюзеляжа пушечных установок, ведущих огонь вниз. Постройку опытного экземпляра Ил-20 было решено отложить до утверждения макета машины. Однако С.В.Ильюшину удалось обойти запреты. Самолет в первом варианте был все-таки изготовлен и допущен к заводским испытаниям.

Испытания на заводе-изготовителе начались 20 ноября 1948г. Испытания проводил летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Первый полет на новой машине был выполнен в начале декабря 1948г. Испытания показали неудовлетворительные летные характеристики машины и их несоответствие требованиям, изложенным в правительственном постановлении. Также не выполнены были требования заказчика по вооружению. Новый двигатель М-47 тоже требовал доводки. В связи со всем этим работы по Ил-20 в мае 1949г. были прекращены. Самолет был осмотрен также руководящими лицами военного ведомства. В результате осмотра были подтверждены многие недостатки, среди которых:

  • небезопасное размещение бензобака между кабинами стрелка и летчика;
  • отсутствие эффективных противопожарных средства;
  • недостаточное исследование поведение машины в режиме пикирования;
  • несоответствие установленного вооружения требованиям заказчика (4 пушки вместо 6) и т. д.

Самолеты-разведчики Ил-20 и Ил-24Н

Турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18 стал одним из наиболее популярных советских авиалайнеров 60…70-х гг. прошлого века. В 1957…1969 гг. московский авиазавод №30 (затем — «Знамя труда», МАПО, а ныне — Производственный центр им. П. А. Воронина, входящий в состав РСК «МиГ») выпустил 564 таких самолета, долгие годы широко использовавшихся для перевозок пассажиров на авиалиниях в Советском Союзе и многих зарубежных странах. Например, в 1965 г., в эксплуатации находилось 435 авиалайнеров Ил-18 различных модификаций, из них 81 самолет — за рубежом. В 1968 г. число эксплуатировавшихся Ил-18 достигло 511, а поставленных на экспорт — 103. Ил-18 был символом экономичности и надежности, недаром именно этот тип самолета был выбран в качестве официальной «правительственной» машины, перевозившей высших лиц государства — Никиту Хрущева, а затем Леонида Брежнева, других членов правительства во время рабочих поездок по стране и государственных визитов за границу.

Пассажирские Ил-18 сошли, в основном, с воздушных трасс в 80-е гг., уступив место более современным Ту-154, однако и по-прежнему их еще можно встретить в аэропортах по всему миру. Еще совсем недавно несколько десятков Ил-18 продолжали летать в нескольких российских авиакомпаниях. Так, согласно официальным данным Государственной службы гражданской авиации России (ныне — Федеральное агентство воздушного транспорта), к 2003 г. в реестре воздушных судов РФ числилось 19 Ил-18 (годом раньше – 27 машин). Правда в 2004 г. в колонке «Ил-18» ФАВТ РФ уже поставило прочерк. Но такие самолеты еще продолжают летать в ряде российских некоммерческих организаций и за границей.

С конца 50-х гг. Ил-18 стал своего рода «визитной карточкой» нашей гражданской авиации, представляя ее не только в аэропортах по всему миру, но и на международных авиасалонах. При этом мало кто знал, что некоторое количество модифицированных Ил-18 «прописалось» на военных аэродромах. Речь идет о ряде специальных модификаций этого авиалайнера, созданных в интересах военных. Эти машины, внешне мало отличающиеся от обычных пассажирских Ил-18 (а зачастую и носившие такую же надпись на борту) долгое время оставались одними из наиболее секретных советских самолетов. Сведения о них охранялись даже более тщательно, чем, например, информация об иных новейших боевых самолетах — истребителях и бомбардировщиках. Такие машины, известные под названиями Ил-20 и Ил-22 и предназначенные для ведения радиоэлектронной разведки, передачи телеметрической информации, использования в качестве ретрансляторов и воздушных командных пунктов, выпускались уже после того, как было прекращено производство пассажирских Ил-18. Их служба продолжается и поныне, правда многие военные варианты Ил-18 уже перестали использоваться по своему первоначальному назначению, и после демонтажа специального оборудования эксплуатируются, в основном, в качестве транспортных. Сегодня пришло время, когда уже можно раскрыть некоторые подробности об этих некогда «секретных» модификациях популярного авиалайнера.

Ил-20 (1948)

Ил-20
Тип штурмовик
Разработчик ОКБ С. В. Ильюшина
Производитель Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина
Первый полёт 5 декабря 1948 года
Статус прототип
Единиц произведено 1
 Медиафайлы на Викискладе

Ил-20 — советский бронированный штурмовик-бомбардировщик с поршневым двигателем М-47.

История созданияправить | править код

Выполняя постановление правительства от 11 марта 1947 года, ОКБ С. В. Ильюшина разработало в конце 1947 года эскизный проект бронированного штурмовика-бомбардировщика Ил-20.

Ил-20 представлял собой однодвигательный двухместный низкоплан с однокилевым вертикальным оперением. Кабина пилота размещалась над двигателем М-47, что создавало отличный обзор. Все основные части самолёта — кабина экипажа, топливные баки, силовая установка — были размещены в бронекорпусе.

Эскизный проект Ил-20 был принят заказчиком, началась постройка опытного самолёта.

Опытный Ил-20 построили к концу ноября 1948 года. 5 декабря 1948 годаВладимиром Коккинаки был выполнен первый полёт. Однако на госиспытания Ил-20 не передавали, так как в испытательных полётах был отмечен очень высокий уровень вибраций от двигателя М-47. Кроме того, Ил-20 уже не отвечал требованиям времени, так как в конце 1940-х годов боевая авиация активно переходила на реактивную тягу. Также отмечалась значительная потеря скорости при стрельбе, что создавало опасность сваливания. Проект ИЛ-20 был свёрнут.

Тактико-технические характеристикиправить | править код

Проекции Ил-20

Технические характеристикиправить | править код

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 13,58 м
  • Размах крыла: 15,43 м
  • Площадь крыла: 44,0 м²
  • Масса пустого: 7500 кг
  • Масса снаряженного: 9500 кг
  • Двигатель: 1 × жидкостного охлаждения V-образный 12-цилиндровый М-47
  • Мощность: 1 × 3000 л. с. (2200 кВт)

Лётные характеристикиправить | править код

  • Максимальная скорость: 515 км/ч
  • Практическая дальность: 1680 км
  • Практический потолок: 7750 м
  • Энерговооружённость: 0,23 кВт/кг

Вооружениеправить | править код

  • Пушечное:

    • 4 × 23-мм пушка НА-23
    • 2 × 23-мм пушки НС-23 в оборонительной турели
  • Боевая нагрузка:

    • 1190 кг бомб
    • 8 × РС-82 или 4 × РС-132

Литератураправить | править код

  • Егоров Ю. А. Самолёты ОКБ С. В. Ильюшина. — М.: РУСАВИА, 2003. — 336 с. — С. 189—192. — ISBN 5-900078-20-5
  • Gunston, Bill  (англ.) (рус.. The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft from 1875 — 1995 (англ.). — London: Osprey Aerospace, 1995. — ISBN 1-85532-405-9.

История

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.


Ил-20М на аэродроме Кубинка. Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 (обозначение НАТО — Coot-A) создан на базе пассажирского самолёта Ил-18 в 1968 году. Предназначался для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы; первый разведывательный самолёт в СССР такого типа. По бортам передней части пассажирской кабины установлены фотоаппараты перспективной аэрофотосъёмки «А-87П» и станция общей радиотехнической разведки «Ромб-4». В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора (РЛС БО) «Игла-1». На самолёте стояла также станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2» и аппаратура радиоперехвата УКВ-диапазона «Вишня». В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для 6 (впоследствии

Первый полёт состоялся 21 марта 1968 года, командир экипажа — С. Г. Близнюк. Испытания завершены в 1969 году.

Ил-20М от исходного самолёта Ил-20 отличается более мощными двигателями АИ-20М, меньшей полётной массой и увеличенной до 5 400 км дальностью полёта. Ил-20 и его модификации строились на московском авиа до 1976 г. Часть самолётов была переоборудована из пассажирских Ил-18Д.

Самолёты не поступали на вооружение каких-либо авиационных разведывательных или иных подразделений ВС СССР, а числились в частях центрального подчинения, то есть напрямую замыкались на штаб округа или флота. Самолёты периодически выполняли разведывательные полёты, а также принимали активное участие в разнообразных учениях. Из-за морального и физического старения разведаппаратуры переделывались в транспортно-пассажирские для перевозок личного состава и грузов.[источник не указан 23 дня

В постсоветские годы работы по сервисному обслуживанию и модернизации машин выполняет ЭМЗ им. В. М. Мясищева. В 2010-х годах часть машин были модернизированы по ОКР «Анаграмма», «Монитор-Ил», «Рецензент».

Задачи

Во время учений или при подготовке агрессии вооруженные силы любого государства особенно нуждаются в слаженности, которую обеспечивают войска связи. В идеальном случае сопредельная сторона желает знать весь объем передаваемой информации, но и по интенсивности радиообмена можно очень многое понять. В салоне Ил-20М располагается высококлассный военный лингвист-переводчик, постоянно слушающий открытые каналы связи. Он владеет языком сопредельного государства в совершенстве, знает диалекты и жаргон, используемый военнослужащими армии вероятного противника. Как ни странно, очень большая часть полезных сведений добывается этим немудреным способом. Болтун не только у нас находка для шпиона.

Но не только подслушивать, но и подсматривать может Ил-20М (разведчик). Фото, сделанные высококачественным аппаратом А-87П, за много километров помогут сделать выводы о военной активности, и для этого не нужно пересекать государственную границу. Ну и, конечно же, запеленговать иностранные РЛС тоже не повредит.

Специальные модификации Ил-18

Ил-20РТ

Ил-22

Ил-22ПП

На базе Ил-18 создан ряд других машин для армии и гражданских применений со специальным радиотехническим оснащением.

Ил-20РТ

В 1980 году поступили на вооружение созданные на базе «Ил-18Д» самолеты ракетно-космической телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ, с базированием на аэродроме «Крайний» (Байконур). В экипаж входили шесть человек, дополненные инженером-электриком, а также пять человек, эксплуатировавших бортовой измерительный комплекс — начальник СИПа, оператор СЕВ, оператор АФУ, инженер по системе «БРС-4С» и инженер по «МА-9 МКТС». Все самолёты числились за ВКС, тем не менее регулярно выполняли задачи в интересах РВСН или ВМФ при испытаниях баллистических и крылатых ракет. В дальнейшем самолёты переданы в авиацию ВМФ, где использовались по усмотрению командования, самолёт «75840» продан и в 2001 году потерпел катастрофу. Только один самолёт модернизирован и применяется по прямому назначению.

Воздушный командный пункт Ил-22

В конце 1970-х на базе Ил-18Д строились воздушные командные пункты (ВКП или ВзКП) Ил-22, оснащённые аппаратурой закрытой кодовой связи (ЗАС). В состав экипажей этих самолётов входят операторы аппаратуры ЗАС и офицеры боевого управления. На правом борту самолёта погрузочный люк багажного отсека «Ил-18» соединён с салоном шахтой и служит для аварийного покидания самолёта. Все рабочие места экипажа оснащены креслами с чашкой под парашют. Установлена другая кислородная система.

Обозначение Ил-22 носил также опытный фронтовой средний реактивный бомбардировщик ОКБ Ильюшина. Не следует путать эти машины.

В постсоветские годы работы по сервисному обслуживанию и модернизации машин выполняет ЭМЗ им. В. М. Мясищева. Часть машин были переоборудованы в Ил-22ПП или модернизированы в самолет управления ретрансляцией по теме «Сокол-СРТ».

В 2019 г. ВС РФ получат первые два модернизированных самолета управления и ретрансляции Ил-22М11; всего до 2021 года в войска поступят пять таких машин.

Ил-22ПП

В 2009 году заключён контракт на переоборудование «Ил-22» в самолёт-постановщик помех и попутной разведки Ил-22ПП (ОКР «Порубщик»). Разработку аппаратуры осуществлял концерн «Радиоэлектронные технологии». Переоборудование самолетов выполнялось ЭМЗ им. В. М. Мясищева. В 2011 году начаты испытания Ил-22ПП, в 2016 году первые три машины переданы заказчику.

Таблица модификаций

Название модели Год Краткие характеристики, отличия.
Ил-18Д «Игла» («изделие 20») 1968 Опытный самолёт радиотехнической разведки, прототип Ил-20. Переоборудована одна машина.
Ил-20Ил-20М («изделие 17»)Ил-20М1 1970 Самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин.
Ил-18РТЛ 1971 Опытный самолётный измерительный пункт для получения телеметрии ракетной техники. Прототип Ил-20РТ. Переоборудована одна машина. Списан в конце 1980-х.
Ил-20РТ 1980 Самолётный измерительный пункт для получения телеметрии ракетной техники. Изготовлено 4 машины. Одна машина модернизирована в 90-х годах, остальные перепрофилированы или списаны.
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») 1971 Воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Изготовлено 14 самолётов.
Ил-22М-11 (изд. 40 «Зебра») Начало 1980-х Дальнейшая модификация ВзКП. Изготовлен 21 самолёт. В 2010-х годах несколько самолетов ВС РФ прошли модернизацию.
Ил-22М-11СУРТ ? Самолёт-ретранслятор радиосвязи армейского (фронтового) уровня. Комплекс связи «Зебра» заменен на «Сокол-СРТ». Переоборудовано ориентировочно 4 самолёта.
Ил-22М-15 (изд. 41) 1983 Последняя модификация ВзКП. Был изготовлен 1 самолёт рег. № СССР-75915, ВзПУ армейского (фронтового) уровня, модификация самолета Ил-22М с отличиями по оборудованию. После распада СССР достался Казахстану, был переделан в грузовой на АРЗ-20 в г. Пушкин, получил рег. № UN-75915. В январе 1995 года в результате чрезвычайного проишествия в него на стоянке врезался Ан-12. Был после этого самолёт восстановлен до лётного состояния или нет — достоверная информация отсутствует. Лайнер находился на хранении в а/п Алма-Ата, порезан в 2004 году..
Ил-22ПП «Порубщик» 2016 Самолет радиоэлектронной борьбы. Изготовлены 3 самолета, приняты на вооружение ВКС РФ в ноябре 2016 года.

По состоянию на 08.07.2014 г. ОАО «Ил» выполняет ряд опытно-конструкторских работ и работ по модернизации самолётов специального назначения типа Ил-20 и Ил-22.

Технические характеристики Ил-44

О технических характеристиках Ила-44 не сообщалось в документах. Поэтому можно лишь предполагать, какими они могли быть. Вероятнее всего, штурмовик стал бы похож по большинству критериев на Ил-20. Длина последнего составляла 13,58 м, крыло было вытянуто на 15,43 м, а его площадь была равна 44 м². По весу Ил-44 должен был уступать Ил-20, так как его фюзеляж был не таким высоким. Масса составляла бы около 6 тонн.

Технические характеристики Ил-20

Скоростные показатели могли варьироваться. Скорость Ил-20 ограничивалась 515 км/ч – примерно так же разгонялся бы Ил-44. Практический потолок должен был превышать 7000 м, а дальность могла достигать 1700 км при перегоне. Радиус боевого вылета – не более 750 км.

Вопросы, касающиеся вооружения штурмовика, официально не рассматривались. Любой самолет такого типа имел на борту пушечное и бомбовое оружие. Поэтому предполагается, что Ил-44 получил бы две пушечные установки НС-23 калибра 23 мм. Масса загружаемых бомб зависит от многих неизвестных летных характеристик, из-за чего определить ее сложно. Она не должна была превышать 600 кг. При этом бомбы обычно можно заменить ракетными снарядами на дополнительных подвесках.

Ил-44 был одним из самых непримечательных и неизвестных проектов ОКБ имени Ильюшина. О нем осталось мало информации, но все говорит о том, что никакого успеха получить он бы не смог. Причина в его позднем появлении и массовом переходе авиации на реактивные двигатели, дающие новым самолетам серьезное преимущество.

Служу отечеству

Первая опытная модель была разработана достаточно быстро и уже в 1968-ом году была продемонстрирована. Впоследствии именно ее и приняли на вооружение. Так как в первую очередь нужно было думать о технических характеристиках, о дизайне особо никто и не заботился.

Нельзя сказать, что он вышел уродливым, но от других самолетов, пассажирских, он отличался явно не в лучшую сторону. Кроме функции по поддержке своей и блокировке вражеской радиосвязи, Ил-20 также занимался аэрофотосъемкой, что позволяло получать важные сведения о расположении военных баз у границ СССР на территориях стран, не самых дружественных к Союзу.

Проще говоря, Ил-20 выполнял роль такого себе “Ока бога”, которое постоянно, днем и ночью, мониторило ситуацию на рубежах огромного государства, готовое в каждую минуту либо сообщить о вражеских действиях, либо же прервать вражескую диверсию, направленную на то, чтобы подорвать надежность радиосвязи в патрулируемом регионе. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector