Обзор широкофюзеляжного пассажирского самолета ил-86
Содержание:
Список самолетов
Известные самолеты Ильюшина включают:
Штурмовая атака
- Штурмовик Ил-2 Штурмовик , кодовое имя НАТО «Барк», 1939 год, самый массовый военный самолет всех времен.
- Ил-8 , штурмовик, 1943 г.
- Ил-10 , штурмовик, кодовое имя НАТО «Зверь», 1944 год.
- Прототип штурмовика Ил-16, созданный на основе Ил-10 1945 года.
- Ил-20 (1948 г.) штурмовик, прототип, 1948 г.
- Прототип реактивного штурмовика Ил-40 «Мускулистый» , 1953 год.
- Опытный реактивный штурмовик Ил-102 , проект отменен, 1982 г.
- Проект штурмовика М Ш , 1942 г.
Бомбардировщики
- Дальний бомбардировщик ДБ-3 , 1935 год.
- Бомбардировщик-торпедоносец Ил-4 «Боб» разработан на базе ДБ-3 1939 года.
- Дальний бомбардировщик ДБ-4 , 1940 год.
- Опытный образец дальнего бомбардировщика Ил-6, созданный на базе Ил-4, 1942 г.
- Прототип реактивного бомбардировщика Ил-22 , первый в мире четырехмоторный самолет с прямым крылом, 1947 год.
- Ил-28 «Бигль» и средний учебно-бомбардировщик «Талисман» , первый в мире двухрежимный самолет с форсажной камерой, 1948 год.
- Опытный образец тактического стреловидного бомбардировщика Ил-30, созданный на основе Ил-28 1951 года.
- Прототип реактивного бомбардировщика Ил-46, созданный на базе Ил-30 1952 года.
- Опытный образец сверхзвукового бомбардировщика Ил-54 «Паяльная лампа» , 1955 год.
Транспорт
- Двухмоторный грузово-транспортный самолет Ил-12 «Тренер» , 1945 г.
- Опытный образец грузового планера Ил-32 , 1948 год.
- Ил-34 опытный моторизованный вариант Ил-32.
-
Ил-76 «Кандид» , стратегический авиалайнер , самый массовый в мире самолет своего класса, 1971 год.
- Ил-78 «Мидас» , вариант дозаправки самолета Ил-76, 1982 г.
- Десантный командный пункт
Ил-82 разработан на базе Ил-76.
Ил-106 предлагался тяжелый военно-транспортный.
Легкий военно-транспортный образец Ил-112 , 2019 г.
Военно-транспортный самолет средней грузоподъемности Ил-276 , ранее обозначался как Ил-214.
внутреннее обозначение Ил-76МД-90А.
Пассажирский самолет
- Двухмоторный транспортный самолет Ил-14 «Ящик», разработанный на базе Ил-12 1950 года.
- Прототип четырехмоторного авиалайнера Ил-18 «Моллюск» (1946 г.) , 1946 г.
- Турбовинтовой авиалайнер Ил-18 «Лысуха» , один из основных мировых транспортных средств на протяжении десятилетий, 1957 год.
- Ил-62 «Классический» дальнемагистральный реактивный авиалайнер, самый большой в мире авиалайнер на момент первого полета, первый в мире серийный авиалайнер этой категории, 1963 год.
-
Среднемагистральный широкофюзеляжный реактивный авиалайнер Ил-86 «Камбер» , первый советский широкофюзеляжный и первый в мире 100% двухэтажный квадро-реактивный самолет, 1976 год.
Ил-80 «Максдоме» разработан на основе Ил-86 1985 года выпуска . - Ил-87 «Аймак» — авиадесантный вариант Ил-86.
Широкофюзеляжный дальнемагистральный авиалайнер Ил-96 разработан на основе самого быстрого в мире широкофюзеляжного самолета Ил-86 1988 года.
Легкий многоцелевой самолет Ил-100 .
Опытный образец бизнес-джета Ил-108 , отказ от проекта, 1990 год.
Региональный самолет Ил-114 , 1990 г.
Разведка
- ELINT / радиолокационная разведывательная версия Ил-18
- вариант воздушного командного пункта Ил-18.
- вариант ледовой разведки, аналог Ил-20М, 1948 г.
- Морской патрульный / противолодочный самолет Ил-38 «Май», разработанный на базе Ил-18, 1971 года.
- Ил-140 ДРЛО вариант Ил-114.
- А-50 Шмель (от Бериева), вариант ДРЛО Ил-76, кодовое название НАТО «Mainstay», 1978 год.
- А-100 Премьер (от Бериева), вариант Ил-76МД-90А с системой ДРЛО.
Экспериментальные и проекты
- Проект реактивного авиалайнера Ил-16
- Проект реактивного бомбардировщика Ил-24 на базе Ил-22
- Проект дальнего бомбардировщика Ил-26 , 1947 год.
- Ил-36 Опытный образец
- Проект бомбардировщика Ил-38
- Проект штурмовика Ил-42
- Проект летающего бомбардировщика Ил-52 .
- Проект бомбардировщика Ил-56 .
- Военно-транспортный проект Ил-60
- Проект авиалайнера Ил-64 .
- Проект сверхзвукового транспортного (ССТ) Ил-66 (1959 г.) , 1959 г.
- Военно-транспортный проект Ил-66 .
- Проект ближнемагистрального авиалайнера Ил-70 , 1961 год.
- Проект самолета Ил-70 ДРЛО, 1969 г.
- Проект сверхзвукового авиалайнера Ил-72 разработан на базе Ил-66 1961 года.
- Проект среднемагистрального авиалайнера Ил-72 (1964 г.) , 1964 г.
- Проект авиалайнера Ил-74 , 1966 год.
- Поисково-спасательный вариант Ил-76, проект отменен, 1989 г.
- Проект транспортного самолета Ил-88 , 1972 г.
- Предложенный дальнемагистральный авиалайнер Ил-90 , 1988 г.
- Ил-118 предлагал вариант Ил-18 с двумя турбовинтовыми двигателями.
- Предлагаемый бизнес-джет Ил-126
- Проект дальнего авиалайнера Ил-196 .
- Экспериментальная авиационная лазерная лаборатория А-60, созданная на базе Ил-76МД, 1981 г.
Какие воздушные суда называют самолетами «судного дня»?
Воздушные командные пункты еще называют самолетами «судного дня» или «конца света». Они получили такое название в начале семидесятых годов в США.
Самолеты «судного дня» предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай ядерной войны, в случае если наземные структуры управления будут разрушены либо повреждены. Такие самолеты могут находиться в полете целую неделю при условии дозаправки в воздухе, а оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. На вооружении США состоят четыре самолета «судного дня».
Речь идет о самолетах E-4B «Nightwatch», известных как NEACP (National Emergency Airborne Command Post) и NAOC (National Airborne Operations Center), разработанных на базе лайнеров Boeing 747. Они предназначаются для высшего политического и военного руководства США: президента, министра обороны и других ключевых лиц. Самолеты состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска.
Что за «самолеты судного дня» есть в США? Подробнее
Один из четырех таких лайнеров всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Самолет «судного дня» сопровождает главу государства во время зарубежных поездок. В случае если президент или глава Пентагона погибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.
Мотив
Из самолета ИЛ-80 украли 39 электронных блоков с замысловатыми названиями-аббревиатурами — ПМАЦ-3, УСС-25-7-М или БКН115-В. Старые объявления о продаже некоторых из них можно найти на форуме «Ассоциации экспериментальной авиации». Судя по опубликованным фотографиям, это большие металлические ящики. Вместе с ними похищены оказались еще пять плат из пяти радиостанционных блоков, которые злоумышленник сумел разобрать.
«Я обсуждал с коллегами — все эти детали отношения к самому самолету не имеют, это все спецоборудование, средства связи, — объясняет инженер-конструктор завода имени Бериева Владислав Шульга. — Советская ламповая электроника — она достаточно тяжелая, легкого там ничего не бывает. Я даже сомневаюсь, что такое количество можно было вывезти на машине, целых 39 таких коробок. Плюс они же не просто стоят там, а смонтированы на множество проводов, заклепок, болтов — поэтому это не просто взял и пошел. Это очень трудоемкая работа — снять их».
В первые же дни пресса стала тиражировать версию о том, что кражу совершили ради драгметаллов, которые можно извлечь из блоков и переплавить.
Судя по формулировкам уголовного дела, корыстному мотиву отдает приоритет и следствие. Елена же настаивает — хотя жили они с Жорой небогато, но никогда не нуждались настолько, чтобы муж мог решиться на кражу с хорошо охраняемого завода.
Всю жизнь, объясняет Елена, Жора занимался машинами. «То таксовал, то по знакомству в другие города возил, то починить что-то кому-то в машине. Когда он вышел после срока за вождение без прав, он стал больше ремонтом заниматься. У него есть друг, у которого есть основная работа, а плюс к этому он еще машины перегоняет. Вот Жора там какой-то мелкий ремонт делал. Потом, когда его порезали, нам стала кума помогать — она сама на трех работах работает. А когда он из больницы вышел, там его друг с машинами стал ему платить, допустим, не 500 рублей за ремонт, а три тысячи, зная его ситуацию. Ну и мы еще свою машину все время сдавали, за это можно было деньги хорошие выручить — прав-то у него нет. А за еду в принципе всегда можно было не беспокоиться — овощи и мясо у нас всегда были от его родителей», — говорит жена Хачунца.
Алексей Иванов, сидевший вместе с ним в одной камере СИЗО, когда тот ожидал приговора по делу о вождении без прав, тоже вспоминает, что единственное, о чем говорил Жора — это машины.
«В СИЗО он объяснял, что занимается автобизнесом, сдают они в аренду, под выкуп сдают. А я в такси работал — думаю, ну, че, посмотрю, что из этого получится. Они сдавали там «Шевроле» — хорошую, большую машину. И я решил попробовать. Но мы так и не договорились. Закрались в меня смутные сомнения от этого всего, аренды с выкупом, и я отказался — она битая была, а он предлагал, чтобы я в счет аренды отремонтировал, мне это мутно показалось. Потом еду — вижу, эта машина уже не битая стоит. Значит, кто-то согласился», — рассказывает бывший сокамерник Жоры.
Задержание Хачунца пришлось на такой день, когда один арендатор уже вернул ему «Нексию», а следующий еще не успел ее забрать.
История создания
Советский Союз серьезно отставал от США в разработке собственного неуязвимого командного пункта на случай обострения Холодной войны. Точнее, в то время, как в американском небе уже поднимался в воздух Boeing E-4B, отечественные конструкторы не получали задач на подобные разработки.
Однако в 80-е годы руководство страны всерьез озаботилось увеличившейся мощью ядерного оружия, из-за чего даже подземные бункеры не гарантировали спасения в случае удара. Тогда и было принято решение о начале работ по проектированию советского ответа Boeing E-4B.
Советский аналог получил название Ил-80 (в некоторых источниках называется Ил-86ВКП), базой для которого послужил пассажирский самолет Ил-86. Кстати, именно Ил-86 (и похожий на него Ил-96, который выбран бортом №1 в России) является одним из самых надежных самолетов в мире, который за десятилетия эксплуатации потерпел лишь единичное количество катастроф по техническим причинам.
Во многом, изначально хорошие параметры Ил-86 в плане размеров кабины, ширине фюзеляжа, строении крыла оказались достаточными для самолета Судного дня. Разработчики смогли разместить серьезное радиолокационное оборудование, резервные системы питания и объемные топливные баки.
Первый полет был совершен в мае 1985 года. А по данным западных специалистов уже в 1987 году Ил-80 поднялся в воздух, что называется «в полном обмундировании». На борту находились все системы, которые и планировалось там разместить.
По той причине, что Ил-80 получилось полностью подготовить до развала СССР, в 1992 году было объявлено о его принятии на вооружение. Всего в вооруженные силы было передано 4 боевые единицы, которые продолжают нести службу до сегодняшнего дня. Известны бортовые номера СССР-86146, 86147, 86148 и 86149.
Даже из четырех произведенных моделей, основными считаются два. Еще два — запасные. Данный проект является одним из самых засекреченных в России. Многое оборудование на нем скрыто за семью печатями
Это и понятно — важность самолета сложно переоценить, ведь он предполагает использование в качестве последнего командного пункта страны для координации сил по нанесению ответного удара
По этой причине Ил-80 редко появляется на публике. Сегодня он базируется на аэродроме 3-й Авиационной эскадрильи в Чкаловском. Участвовал в параде Победы в честь 65-й годовщины окончания Второй Мировой войны в 2010 году.
Существует также информация, что в 2012 году с АК им. Ильюшина была договоренность о модернизации самолета. Но из-за сложностей в компании прежде всего финансового характера, работы не были завершены.
История Ил-86
Самолет Ил-86 – первый серийный советский широкофюзеляжный пассажирский самолет. В 1967 году возникла в нем потребность, когда «Аэрофлот» предъявил требования на 250-350 мест. Постановлением Совета Министров от 13 октября 1967 г. было принято решение о разработке такого самолета. Первоначально в ОКБ Ильюшина исследовали проект Ил-62-250, рассчитанный на 250 мест, с удлиненным фюзеляжем на 6,8 метров. Но этот проект не получил развития. Чтобы разместить 350 пассажиров, понадобилось увеличить количество кресел в ряду. Но, стараясь сберечь достигнутый уровень комфорта на Ил-62, в ОКБ проработали 2-палубную версию, а также однопалубную с фюзеляжем, который имел овальное сечение с двумя раздельными кабинами. Однако и эти предложения также были отклонены.
ОКБ Ильюшина получило задание на создание широкофюзеляжного самолета на 350 мест 22 февраля 1970 г. Совет Министров СССР 9 марта 1972 г. принял поставленное о начале работ по самолету Ил-86. Среди требований, предъявленных к самолету, было условие перевозки багажа по такому принципу, как «багаж при себе». Такое условие потребовало осуществить целый комплекс исследований, в результате которых нужно было определиться с диаметром фюзеляжа. Специалисты ЦАГИ выбрали фюзеляж, который мог позволить установить десять кресел с двумя проходами в одном ряд. Причем ширину таких проходов выполнили больше, чем на похожих широкофюзеляжных самолетах. Для обеспечения эксплуатации с коротких ВПП выбрали механизацию крыла, которая состояла из трехщелевых закрылков и предкрылков (впоследствии остановились на двухщелевых), которые выдавали высокую подъемную силу.
Первый полет самолета Ил-86 был произведен 22 декабря 1976 г. экипажем Э.И. Кузнецова. В конце 1978 г. завершились заводские испытания, и им на смену пришли сертифицированные испытания. Они закончились в 1980 г. Самолет Ил-86 26 декабря 1980 г выполнил свой первый рейс Москва – Ташкент. Спустя год на самолете удалось установить восемнадцать мировых рекордов скорости с нагрузкой от 35 до 80 тонн по замкнутому маршруту.
Четыре модели были построены в версии воздушного командного поста Ил-80 (Ил-87) для управления вооруженными силами при возникновении ядерного конфликта.
Проекты Ил-86Д и Ил-86В исследовались в 1980-х. На них предполагалось применять английские моторы тягой по 19 000 кгс. Ил-86В − среднемагистральный самолет, имел удлиненный фюзеляж и был предназначен для транспортировки 450 человек на дальность 3,6-4 тыс. км. Ил-86Д использовался для перевозки 330 человек на расстояние больше 9 тыс. км. Данный самолет стал основой для самолета Ил-96-300.
В 1990-х анализировалась возможность установки на самолет высокоэкономичных двигателей, которые бы могли увеличить дальность полета на 6,4 тыс. км с 350 пассажирами. Однако КБ Ильюшина не стало продолжать ремоторизацию, имея на это практические соображения. В результате ни Ил-96, ни Ил-86 (ремоторизованный) не пришли в массовую серию, а эту нишу заняли «Аэробус» А-310, «Боинг-767», «Боинг -747», возраст которых составлял девять-двадцать лет при покупке российскими авиакомпаниями в 2000-х годах.
Эксплуатация Ил-86
В период с 1979 по 1997 г. Ил-86 производился серийно на авиазаводе в Воронеже. Всего было создано сто шесть самолетов всех модификаций (4 Ил-80 и 102 Ил-86 для МО СССР). На экспорт в Китай были построены три самолета. В 1980-х гг. во многих крупных аэропортах были реконструированы ВПП, в результате чего они смогли принимать самолеты Ил-86.
Летный век самолета был сравнительно недолгим. В результате шумности и крайней неэкономичности двигателей он стал непригодным в новых условиях. С 2001 года началось массовое списание и вывод из эксплуатации самолетов.
В ноябре 2010 г. самолеты были сняты с рейсов и, по всей вероятности, навсегда.
Безопасность самолета
Перед тем, как воздушное судно выполнило свой первый полет вместе с пассажирами, оно проходило многочисленные испытания на протяжении 1 года. Согласно статистическим данным ИЛ-86 считается самым безопасным. В нем имеется модернизированная система управления и спутниковой связи, установлены новые приборы контроля автопилота.
Важно! В 90-х годах показатели безопасности авиалайнера достигали 95-100%. Произошло четыре аварийных ситуации:
Произошло четыре аварийных ситуации:
- 1994 г. — аэробус загорелся. Его зацепил падающий В-737. Погибли члены обслуживающего персонала.
- 1998 г. — лайнер совершил грубую посадку. После этого он был списан.
- 2001 г. — крушение судна из-за ошибки персонала. Шасси при посадке не были выпущены.
- 2008 г. — авария по вине обслуживающего персонала. Вышел из строя стабилизатор.
Проблемы с работой двигателей и систем обеспечения начались в 2002 году. За все время эксплуатации судно перевезло более 3 млн. пассажиров.
Рекомендации
- ↑ и (в) на Хранителя ,8 декабря 2020 г.(по состоянию на 9 декабря 2020 г. )
- ↑ и
- ↑ и Тейлор, Майкл Джон Хэддрик. , Мировой справочник самолетов и систем Brassey , 1999-2000 , Brassey’s Inc,1999 г.
- Рендалл, Дэвид (David Alexander) , руководство Джейн по распознаванию самолетов , HarperCollinsPublishers,1999 г.
- (ru) , РИА Новости , 20201207t1835 (по состоянию на 9 декабря 2020 г. )
самолет Ильюшина |
|
---|---|
Охотники / перехватчики | He-1 |
Атака | Ил-2 · Ил-8 · Ил-10 · Ил-16 · Ил-20 (И) · Ил-40 · Ил-102 |
Бомбардировщики | ДБ-3 · II-4 · Ил-6 · Ил-22 (I) · Ил-28 · Ил-30 · Ил-46 · Ил-54 |
Транспорт | Ил-12 · Ил-20 (II) · Ил-32 · Ил-34 · Ил-76 · Ил-78 · Ил-80 · Ил-106 · II-112 |
Признание | Ил-20 (III) · Ил-22 · Ил-24 · Ил-38 · А-50 |
Обучение | He-103 |
Экспериментальный | А-60 |
Пассажирский транспорт | Ил-14 · Ил-18 · Ил-62 · Ил-86 · Ил-96 · Ил-108 · II-114 |
Воздушный флот в российской армии |
||
---|---|---|
Многоцелевой самолет ( истребитель-бомбардировщик ) |
|
|
Истребитель и авиация превосходства в воздухе |
|
|
Штурмовик |
|
|
Bombardier ( дальняя авиация ) |
|
|
Учебный самолет |
|
|
Транспортный самолет |
|
|
Морской патрульный самолет | ||
Самолет-бомбардировщик |
|
|
Самолет-разведчик |
|
|
Самолет-заправщик | ||
Военно-морская авиация |
|
|
Вертолеты армейских аэромобильных войск |
|
|
Дрон |
|
|
Ушел со службы в 2000-х. |
|
|
Вооруженные Силы РФ :
|
Портал по аэронавтике
Дополнительные характеристики конфигурации салона
Согласно схеме салона, туалеты расположены в хвостовой и передней части самолета. В первом отсеке — 2 кабинки (за кабиной пилотов) и в третьем — 6 кабинок. Места для пассажиров первого класса отделены от санитарной зоны перегородкой. В категории «эконом» такого разграничения зон не предусмотрено. Боковые сидения 45 ряда и средние 46-го, находятся непосредственно напротив санитарной зоны, возле выходов. В большинстве случаев, пассажиры могут пользоваться только санитарными зонами, размещенными в хвосте самолета.
Одно из технических требований, на момент проектировки — возможность взять багажа и ручную кладь в салон.
По этой причине, airbus оснащен габаритными отсеками для ручной клади и дополнительной нижней палубы, для размещения основного багажа. Для увеличения салона, кухонное оборудование было перенесено на нижнюю палубу самолета.
Помимо этого, к воздушному судну ИЛ 86, были предъявлены такие требования:
- оптимальная вместимость;
- безопасность;
- высокие аэродинамические характеристики;
- возможность экстренной эвакуации пассажиров;
- комфортабельность всех отсеков.
Важно! удобные условия погрузки-выгрузки пассажиров и багажа, достигаются, благодаря наличию четырех входов. Посадка в каждый отсек выполняется в автономном режиме
Посадка и высадка на борт, не требует использования дополнительного персонала или конструкций. Самолет оснащен тремя выдвижными трапами. Согласно процедуре посадки, пассажиры сначала заходили на нижний уровень, где оставляли свой багаж. После этого, перемещались в салон на свои места.
Комфортные места
Это интересно: Як-142 — технические характеристики
История создания Ил-86 и его эксплуатация
В конце 1960-х годов в советской гражданской авиации возникла необходимость получить широкофюзеляжный пассажирский самолёт средней дальности, который мог бы перевозить до 250 человек. Наиболее эта необходимость стала ощущаться в 1967 году, когда и вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолёта.
Первоначально в опытно-конструкторском бюро Ильюшина было принято решение модифицировать межконтинентальный пассажирский лайнер Ил-62, доведя его пассажировместимость до 250 человек. Этот проект получил название Ил-62-250, однако вследствие возможных недостатков конструкции будущего лайнера, вызванных удлинением его фюзеляжа и изменения центровки, вскоре был закрыт. Таким образом, было решено разработать принципиально новый пассажирский самолёт.
При разработке лайнера, вскоре получившего обозначение Ил-86, рассматривалось несколько вариантов компоновки и устройства пассажирского салона и кабины для экипажа. Так, прорабатывались двухпалубная конструкция фюзеляжа, а также однопалубная конструкция с овальным сечением фюзеляжа. Однако данные варианты серьёзно бы повлияли на аэродинамические характеристики лайнера и привели к его худшей управляемости. В итоге был разработан широкофюзеляжный самолёт, имевший в салоне эконом-класса девять мест, разделённых на три ряда и имевших два достаточно широких прохода. Пассажировместимость Ил-86 при этом составляла 350 человек, что для отечественной авиации являлось невиданным доселе показателем.
К 1976 году разработка пассажирского самолёта Ил-86 была завершена, а уже в конце того же года машина совершила свой первый полёт. После этого начались сначала заводские, а затем уже и сертификационные испытания лайнера, однако его серийное производство началось именно в 76-м.
Конструкция
Проект получил полностью классическую аэродинамическую схему с низким расположением крыла и однокилевым оперением хвоста. Но у этого самолета есть характерные особенности, которые не позволяют его спутать ни с одним другим:
- Во-первых, в носовой части появился заметный горб, который служит местом расположения объемной радиоаппаратуры.
- Во-вторых, конструкторы провели ряд доработок для усиления фюзеляжа и крыльев.
- В третьих, на самолете нет иллюминаторов (кроме, разумеется, остекления кабины пилотов), а также серьезно сокращено количество входов и выходов (вместо 8 на Ил-86, осталось только 3). Данные меры необходимы, чтобы обезопасить пассажиров от последствий возможного ядерного взрыва в непосредственной близости от Ил-80.
Но в столь серьезном оснащении кроется и большой минус Ил-80. Самолет получился очень тяжелым, что требует для него хорошо подготовленную взлетно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлета и посадки. Большой вес также потребовал установку на Ил-80 сразу четырех опор шасси, а для распределения нагрузки каждая стойка получила тележки по четыре колеса. Шасси убирается в фюзеляж и подкрыльевые ниши.
Под крылом на пилонах размещены 4 турбовентиляторных реактивных двигателя НК-86. Наличие сложного оборудования на борту привело к необходимости установки дополнительных источников энергии. Ими стали 2 турбогенератора, которые спрятаны в гондолах и также закреплены на пилонах под крылом.На носовой части заметна штанга для возможности дозаправки самолета в воздухе.
Модификации самолета Ил-20
Всего существует три типа разновидностей: для радиоэлектронной разведки, воздушные командные пункты и исследовательские модификации.
Ил-18Д – кодовое название «Игла». Так назывался опытный (переделанный) самолет во время испытаний в прошлом веке. Другое наименование – «изделие 20».
Ил-22М-15 – одна из последних созданных модификаций, отлична тем, что на борту есть условия для создания командного пункта.
Ил-22ПП – специализированная версия, предназначенная для радиоэлектронной борьбы с воздушными и наземными РЛС противника. В том числе – для постановки помех в эфире.
Ил-22 – второе название – «Бизон». Представляет собой командный пункт. Применялся во время учений.
Ил-20М1 – модернизированная версия с обновленной радиоаппаратурой.
Ил-20М – так именовалась основная модификация разведчика.
Ил-18РТЛ – специализированная модификация, назначение которой – наблюдение за испытаниями ракетных комплексов, запись данных и их передача в наземную службу.
Ил-22М-11 – еще один вариант командного пункта. Главные отличия воздушных КП между собой – электронное оборудование.
Ил-20РТ – самолет, который позволял проводить телеметрические исследования эффективности ракет во время испытаний.