Арабский халифат
Содержание:
- Элементы
- Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата
- Культура стран Халифата
- Движение Халифат в Южной Азии
- Формирование
- Исламское правление
- Особенности Арабского халифата
- ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Ислам как фактор, объединивший арабов
- Становление государства
- «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра»
- Мухаммад и новая религия
- История терминов «халиф» и «халифат»
- Этикет посещения мечети
- История
Элементы
Михраб – это ниша, которая может быть вогнутой, плоской и условной. Такую нишу перекрывают аркой или сводом, также это может быть вставленная в рамку конха. Эта ниша должна быть ориентирована на Каабу.
Аназа – это стена, которая может представлять собой мраморную резную доску или деревянную нишу, которую располагают неподалеку от входа. В переводе с арабского название «аназа» означает «стрела». Аназа – это что-то типа михраба, но расположенного во дворе мечети.
Минбары являются отличительной чертой именно соборных мечетей, поскольку минбары — это кафедры, с которых возглавляющий мусульманскую общину имам читает пятничную проповедь, обращаясь к верующим. Подобие минбара представляет собой амвон в христианских базиликах.
Максура в мечети должна быть обустроена для того, чтобы ей мог воспользоваться правитель или представитель административной власти в мечети. Максура представляет собой помещение квадратной формы, которое располагается поблизости от минбара и михраба, но отгорожено от остального зала металлическим или деревянным резным простенком.
Соборная мечеть «Сердце Чечни» находится в Грозном, является одной из крупнейших мечетей в мире, общей вместимостью (включая площадь перед мечетью и летнюю галерею) около 20 000 верующих. За архитектурную основу взята «Голубая мечеть» в Стамбуле под названием «Султан Ахмет».
Дикка – это платформы, которые оборудованы специально для муэдзинов, чтобы они стояли на платформах и повторяли за имамом его движения, а верующие могли смотреть на муэдзинов и повторять движения за ними.
Хаузы в мечетях оборудованы для того, чтобы верующие могли совершить ритуальное омовение вуду перед тем, как войти в мечеть, поэтому такие помещения или хаузы располагаются во дворе за пределами мечети.
По архитектурным признакам мечети могут подразделяться на определенные типы:
-
мечети, в которых минареты устанавливают в углу (такие имеют широкое распространение в татарском городском зодчестве);
-
мечети, два минарета которых представляют собой здание с куполом, у которого главный вход фланкирован двумя высокими минаретами в форме цилиндра (такие чаще всего строят в Средней Европе и на Ближнем Востоке).
Аль-Кааба — главный храм Арабского халифата
«Что это такое «аль-Кааба»?» — спросите вы. В переводе это слово означает «куб» или «четыре стены». «Почему?» — опять зададите вы вопрос. Ответ простой: это сооружение действительно имеет форму куба. Сделано оно из камня и имеет размеры основания 12х10 м, а высоту — 15 м. Углы Каабы располагаются соответственно сторонам света, и их названия связаны с расположением: северный — иракский, западный — сирийский, южный — йеменский. А вот главный — восточный угол называется по-другому — «черный». Это связано с тем, что в угол вмурована святыня арабов — черный камень, заключенный в серебряное обрамление. Он расколот на три части красновато-черного цвета.
Существует несколько версий об обретении камня. Некоторые считают, что это метеорит, а другие — что это дар. Дар Аллаха Адаму. Согласно известной истории из Ветхого Завета о грехопадении Адама, вкусивший яблоко вместе Евой, он был отправлен на землю. Только в вариации исламского вероучения они оба были сброшены на землю и попали в разные места, долгое время бродили по Земле в поисках друг друга. Адам раскаивался в свершенном и молил Бога о прощении. И однажды к нему явился Аллах. Он вручил Адаму белый яхонт. В глубине камня был виден рай. Именно для яхонта сын Адама возвел Каабу. Во время Всемирного потопа Аллах поднял ее в воздух, чтобы она не была разрушена стихией. За много тысячелетий Кааба не один раз разрушалась, но пророк Исмаил ее восстанавливал. Так почему же белый яхонт вдруг почернел и раскололся? В Мекку ходило много паломников. Во искупление грехов каждый стремился дотронуться до святыни рукою. От огромного бремени человеческих грехов камень поменял цвет, и рай в нем уже не виден. Но поговаривают, будто если человечество осознает греховность своего бытия и искупит все совершенные грехи, камень снова станет белым, и рай в нем станет виден всем.
Внутри аль-Кааба выстлана коврами, а на территории рядом есть священный колодец — Земзем. Доступ в Каабу разрешен всем, кроме христиан и иудеев.
Культура стран Халифата
На раннем этапе своего развития арабская культура многое заимствовала из культур эллинов (древних греков), сасанидов (персов / иранцев), византийцев и римлян. Благодаря этому она быстро обогатилась и вышла на новый уровень развития, в чём, кстати, человечеству очень повезло – во времена расцвета Арабского халифата в Европе шло Раннее Средневековье, или тёмные века. Науки в Европе тогда были забыты, и лишь страны халифата остались очагом науки и культуры. Фактически они, впитав достижения античных цивилизаций и усовершенствовав их, позднее передали их обратно европейцам, выступив тем самым в качестве моста между культурами прошлого и будущего.
Достижения культуры Арабского халифата в медицине
Исторической заслугой арабов является то, что они, переняв достижения науки античного времени, развили её дальше и передали народам Запада, став, таким образом, будто мостом между античностью и современной цивилизацией. Произведения Евклида, Архимеда и Птолемея стали известны Западной Европе благодаря арабам. В области точных наук достижения арабских ученых тоже были огромны. Арабская система счета, корни которой уходят в Древнюю Индию, была воспринята и распространена в Европе – именно ей мы пользуемся и по сей день.
Этапы Великой французской революции 1789-1799 кратко в таблице
Промышленный переворот 18 века в Англии. Предпосылки, последствия, события, условия, изобретения.
В Арабский халифат входило множество стран с древней культурой: Египет, Сирия, Месопотамия, Средняя Азия. Сначала по развитию культуры арабы стояли намного ниже большинства покорённых народов; грамотных людей среди арабов в 6-7 веках было мало. Невежественные завоеватели уничтожали памятники культуры: захватив Александрию с её знаменитой библиотекой, халиф заявил: «Если в книгах сказано не то, что написано в Коране, их следует уничтожить, а если сказано то же самое – то они не нужны».
Значение культуры стран халифата
Однако, постепенно арабы усвоили достижения покорённых народов в науке и искусстве. В странах халифата широко распространился арабский язык. На нём говорили и вели дела в суде, его изучали в школах. Поэтому сирийские, иранские, среднеазиатские учёные и писатели создавали свои произведения на арабском языке. Арабский язык в странах халифата стал языком науки и литературы. Культура стран халифата создавалась не только арабами, но и всеми народами, входившими в состав Арабского государства.
Движение Халифат в Южной Азии
Активисты Халифата ведут шествие
Хотя политическая деятельность и общественные протесты от имени халифата возникли во всем мусульманском мире, наиболее заметные действия имели место в Индии. Известный мусульманский журналист, получивший образование в Оксфорде, Маулана Мухаммед Али Джохар провел четыре года в тюрьме за пропаганду сопротивления колониальному правительству и поддержку халифата. В начале турецкой войны за независимость мусульманские религиозные лидеры опасались халифата, который европейские державы не хотели защищать. Для некоторых мусульман Индии перспектива быть призванной в армию для борьбы с братьями-мусульманами в Турции была анафемой. Для его основателей и последователей Халифат был не религиозным движением, а скорее проявлением солидарности со своими собратьями-мусульманами в Турции.
Мухаммед Али и его брат Гуссейн Шавкат Али вместе с другими мусульманскими лидерами , такими как Пир Гулам Муджаддид Sarhandi Шейх Шавкат Али Сиддики, д — р Мухтар Ахмед Ансари , Раис-уль-Muhajireen Адвокатов Ян Мухаммад ДЖУНЕДЖО , Хасрэт Мохани , Сайед Ата Улла Шах Бухари , Мохаммад Фарук Чишти , Маулана Абул Калам Азад и доктор Хаким Аджмал Хан образуют Всеиндийский комитет халифат. Организация базировалась в Лакхнау, Индия, в Хате Шаукат Али, резиденции домовладельца Шауката Али Сиддики. Они стремились построить политическое единство среди мусульман и использовать свое влияние для защиты халифата. В 1920 году они опубликовали Халифатский манифест, в котором призывали британцев защищать халифат, а индийских мусульман — объединиться и привлечь британцев к ответственности за это. В комитет Халифат в Бенгалии входили Мохммад Акрам Хан , Манруззаман Исламабади , Муджибур Рахман Хан и Читтаранджан Дас .
В 1920 году был заключен союз между лидерами халифата и Индийским национальным конгрессом , крупнейшей политической партией Индии и националистическим движением. Лидер Конгресса Мохандас Ганди и лидеры Халифата пообещали работать и вместе бороться за дела Халифата и Свараджа . Стремясь усилить давление на колониальное правительство, халифатисты стали основной частью движения против сотрудничества — общенациональной кампании массового мирного гражданского неповиновения . Некоторые также участвовали в протестной эмиграции из Северо-Западной пограничной провинции в Афганистан при Аманулле Хане . Лидеры халифата, такие как доктор Ансари, Маулана Азад и Хаким Аджмал Хан, также лично сблизились с Ганди. Эти лидеры основали Jamia Millia Islamia в 1920 году, чтобы способствовать независимому образованию и социальному обновлению мусульман.
Кампания отказа от сотрудничества сначала была успешной. Программа началась с бойкота законодательных советов, государственных школ, колледжей и иностранных товаров. Государственные функции и отказ от званий и знаков отличия. Массовые протесты, забастовки и акты гражданского неповиновения распространились по Индии. Индусы и мусульмане объединили свои силы в кампании, которая изначально была мирной . Ганди, братья Али и другие были быстро арестованы колониальным правительством
Под флагом Техрик-э-Халифат депутация Пенджабского Халифата в составе Мулана Мансура Ахмеда и Мулана Лутфулла Хан Данкаури взяла на себя ведущую роль по всей Индии, с особым вниманием к Пенджабу (Сирса, Лахор, Харьяна и т. Д.)
Люди из таких деревень, как Ауджла Хурд, были основными участниками этого дела.
Формирование
Изучение исторических фактов поможет разобраться в том, что такое халифат. Определение, основанное на обстоятельствах возникновения данного государства, характеризует его как территорию, находящуюся под контролем исламского правителя, который считается духовным преемником пророка Мохаммеда и лидером глобального сообщества мусульман. Этот вождь, именуемый халифом, обладал и духовной, и светской властью.
Существовал ещё один признак, свойственный данному типу государства и описанный во всех учебниках по истории. Что такое халифат по определению исследователей Средневековья? Это транснациональная империя, включающая в себя многочисленные этнические группы. История Средних веков содержит сведения о трёх наиболее значительных халифатах: Праведном, Омейядском и Аббасидском. Султаны Османской империи также провозглашали себя преемниками пророка Мохаммеда и лидерами всего мусульманского мира. Как и любые другие империи, халифаты постоянно стремились к расширению границ своих владений.
Исламское правление
«Исламское правление» одна из основных доктрин исламского права о государстве и власти, стоящая на трех основах – постоянное консультирование при принятии важных решений с правоведами (консультативный совет), вершение дел по справедливости, повиновение правителю.
Исламская политическая доктрина не имеет в себе точного ответа на вопрос, каким образом должна замещаться должность правителя и не определяла правила отбора. Философы-сунниты писали об особом договоре между правителем и подданными (подданных при этом представляли муджтахиды).
Шииты решали вопрос по-другому. Халиф для них – представитель Аллаха, власть должна передаваться одному из потомков пророка Мухаммада по линии его зятя Али.
Халиф лично ответственен за свою общину и отвечает перед Аллахом. Пока его правление и сам халиф соответствует требованиям шариата и исламского права, а договор соблюдается, срок его правления не ограничен. Оценку, конечно, дают муджтахиды от лица общины. При этом, сами граждане не вправе критиковать действия властей, такое поведение рассматривалось как смута.
Сунниты не наделяли правителя иммунитетом или сверхполномочиями. Он является в этой доктрине обычным мусульманином. Даже законодательство не его прерогатива (если он не является при этом муджтахидом).
В отличии от шиитской теории, которая напрямую наделяла правителя священной силой. Имам считался непогрешимым, его решения имели силу закона по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной.
Особенности Арабского халифата
В начале 7-го века арабские племена аравийского полуострова были разобщены, в них существовал полувоенный раннефеодальный строй, и значительная часть населения Аравии вела кочевой образ жизни. Всё изменилось с появлением пророка Мухаммеда и новой религии, ислама, которую он нёс в массы. Именно под знамёнами ислама началось объединение арабов, и вскоре множество отдельных племён сложились в единое государство – Арабский халифат, окончательно оформившийся к 632 году.
Становление Арабского халифата как государства
Важной его особенностью было то, что халифат представлял собой теократическое исламское государство, то есть верховный правитель олицетворял собой и светскую, и духовную власть, которая была неоспорима и не ограничена. Халифы считались преемниками пророка Мухаммеда
В течение первых двух веков после создания Арабский халифат стремительно расширялся, завоёвывая всё новые и новые земли – Аравийский полуостров, Юго-Западная Азия, Северная Африка и так далее. Ислам объединил арабов и стал основой Арабского халифата, хотя в целом на территории этой огромной страны сохранялась достаточно либеральная свобода вероисповедания.
Младотурецкая революция. Причины, итоги, события, участники.
Периодизация истории. Проблемы, периоды, источники.
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
История Ислама
Величайший исследователь Китая – мусульманин Чжен Хе
Когда речь заходит о великих исследователях, то на ум обычно приходят Марко Поло, Ибн Баттута, Эвлия Челеби, Христофор Колумб и пр. И лиш…
3 504
21 июня, 20
История Ислама
5 исторических событий, которые произошли в Рамадан
Мы все знаем Рамадан, как месяц поста, воздержания и духовных размышлений. Однако мы, возможно, не в курсе, что Рамадан – это месяц удиви…
15 048
2 мая, 20
Исламский календарь
Знаменательные события месяца Раджаб
В истории всех народов есть значительные события, особые дни, недели и месяцы. Мусульманская история не является исключением, наоборот, н…
19 656
4 марта, 20
Биографии учёных
Имам ан-Насафи — глава ханафитов Средней Азии
Имам Абуль-Баракат ан-Насафи — автор одного из самых известных текстов в ханафитском фикхе «Канз ад-дакаик».
Его полное имя — Хафизудд…
4 654
26 января, 20
История Ислама
История пророка Юнуса (мир ему) и ее уроки
История пророка Юнуса (алейхи с-салям) является одной из таких историй, которые заставляют нас задуматься и размышлять о силе покаяния, д…
4 618
22 июля, 19
Благородные сподвижники
Когда принял Ислам Муавия (радыАллаху анху)?
Вопрос: Когда принял Ислам сподвижник Муавия – до открытия Мекки или после?…
1 400
23 апреля, 19
Ислам как фактор, объединивший арабов
Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.
Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()
Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.
Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).
Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)
Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.
Завоевательные походы арабов в VII веке:
v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,
v 642 год – завершение покорения Египта,
v 649 год – завоевание Карфагена,
v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).
Рис. 3. Территории Арабского халифата (
)
Становление государства
Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове
Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота
В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.
Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».
В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.
Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.
>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?
«Ат-Такфир ва-ль-Хиджра»
Исламская террористическая группировка, идеологией является такфиризм. Название в переводе с арабского означает «обвинение в неверии (такфир) и переселение (хиджра)», что отражает основные принципы организации – неприятие современного «неверного» общества и повторение исхода мусульман под руководством Мухаммеда из языческой Мекки в Медину.
Все представители мусульманского мира были объявлены главой группировки Шукри Мустафой «неверными», а для ставших неверными шариат предполагает только одно наказание – смерть.
Он разместил своих последователей в пещерах Верхнего Египта и коммунальных квартирах. Лидер такфиристов планировал увеличить число своих единомышленников и захватить с их помощью Египет, чтобы сместить «джахилию» и установить «истинный» ислам.
Позже организация стала прибегать к насилию, насильно возвращать в организацию покинувших её членов, а затем взяла в заложники и убила бывшего египетского министра по делам религии Мухаммеда Хусейна ад-Дахаби. Пять лидеров организации, в том числе Мустафа Шукри, были казнены.
В декабре 2016 года году сотрудники КНБ РК задержали 16 подозреваемых членов группировки в ходе рейдов, одновременно проведённых в Алматинской, Актюбинской, Атырауской областях и городе Алматы. Деятельность казахстанских ячеек управлялась из-за рубежа.
Организация запрещена в России, Казахстане, Кыргызстане, США, Турции и в Европейском Союзе.
Мухаммад и новая религия
Постепенно язычество перестало устраивать арабов, и они стали пытаться создать новую религию.
В VI веке в городе Мекке жил Мухаммад, которому стал являться архангел Гавриил. Он передавал молодому человеку откровения Бога. Мухаммад передавал эти откровения жителям города и убеждал их оставить язычество и перейти в веру в единого Бога — Аллаха, и выполнять все его откровения, начав праведную жизнь и отрекшись от старой, раскаявшись в своих грехах. Но из всех горожан юношу поддержали только его друзья и родственники. Местные жители осудили его, обвинили в предательстве отеческой веры и хотели жестоко расправиться. Поддержку Мухаммаду оказал народ другого крупного города — Ясриба, где в то время общество раскололось на враждебные группировки. Новая вера давала им надежду на объединение. И он бежал в Ясриб, где смог примирить жителей. Жители Ясриба перешли в новую веру. Город был переименован в Медину, что означало просто «Город» или «Город Пророка».
Мухаммад несколько лет вел военные действия с Меккой и сумел покорить ее. Аль-Кааба осталась главной святыней арабов, но стала святым местом иной веры — ислама, а идолов возле нее Мухаммад уничтожил. Перед смертью он совершил хадж к аль-Каабе и приложился к черному камню.
История терминов «халиф» и «халифат»
Термин «халиф» тесно связан с понятием «халифат», которое подразумевает как титул халифа, так и то государство, которое возглавляет халиф и которое было создано трудами сподвижников Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ.
Арабским халифатом называли государство, которое существовало в период с 630 по 945 годы и с 1124 по 1258 год, и этот период, по мнению историографов Запада, входит в Золотой век Ислама, который, помимо периода существования Арабского халифата, включает в себя еще и несколько последующих веков, когда общеисламская культура достигла небывалого расцвета.
Поначалу этот титул предполагал, что эта должность выборная, и от того совета или шуры, который избрал халифа, зависели как его легитимность, так и направления его деятельности. Но статус халифа претерпел серьезные изменения после событий, получивших в исламской истории название «Первая Фитна».
Действия третьего халифа Усмана были охарактеризованы его противниками как собственнические и недостойные статуса правителя, и это породило активную оппозицию, что закончилось убийством халифа Усмана, а по Корану убийство мусульманина являлось серьезным преступлением.
После этого вопиющего убийства Муавия, правивший Сирией в то время, провозгласил сам себя халифом, поскольку имел фактическую политическую силу, а противники Усмана обладали сомнительной легитимностью, поскольку их представлял четвертый избранный халиф Али.
Новый халиф Али вступил в противостояние с Муавией, собрал армию и начал военные действия, которые привели к тому, что халиф Али ответил согласием на третейский суд. На обсуждение был поставлен вопрос выборного статуса халифа, который до этого времени был необсуждаемым и сакральным. Этим Али поставил и свое право быть халифом под сомнение. Те, кто вышел из войска Али, стали называться хариджитами.
Для хариджитов халифом был временно выбранный правитель, власть которого ограничивалась волей мусульманской уммы. По их мнению, легитимными были первые два халифа – Абу Бакр и Умар. По мнению хариджитов, множественность халифов может иметь место, если между ними невозможна пространственная связь. Хариджиты-ибадиты существуют и в современном мире в Омане.
По мнению шиитов, имамат является неизменным сакральным установлением, который неподвластен людям и дает для своего обладателя исключительные права на обладание верховной власти над мусульманами. Шииты считают, что только потомки двоюродного брата Пророка Мухаммада ﷺ Али, который приходился мужем его дочери Фатимы, могут по закону претендовать на право быть халифами и законно именоваться имамами. По шиитскому мнению, все суннитские халифы, кроме Али, являются незаконными правителями и узурпаторами власти. В современном мусульманском мире Иран избрал шиизм двенадцати имамов своей государственной религией. Халиф у шиитов является духовным главой мусульман и наместником Бога на земле.
По мнению суннитов, халиф может избираться открытым голосованием внутри общины. В суннитских странах после правления Муавии этот титул стал фактически наследственным. В Омейядском халифате, как и в Аббасидском, халиф был титулом наследственным, и правитель, обладающий этим титулом, обладал неограниченной духовной и политической властью.
В период Мамлюкского султаната халиф представлял собой духовного лидера, а светское правление он оставлял султану. Когда же мамлюкское государство было уничтожено султаном Османов Селимом I, он сам принял халифат, и до самого 1924 года султаны Османской империи носили титул халифа, но после смерти каждого следующего правителя имамы опрашивали мусульман на тему того, согласны ли они, чтобы титул перешел к сыну предыдущего.
Этикет посещения мечети
Для посещения мечети необходимо соблюсти некоторые правила:
-
одежда мужчин и женщин, входящих в мечеть, должна соответствовать предписаниям ислама, и если она не отвечает требованиям шариата, то женщине могут предложить надеть хиджаб, а мужчине – облачиться в халат;
-
следует снять обувь перед тем, как войти в молитвенный зал;
-
следует совершить ритуальное омовение перед тем, как совершить намаз;
-
при входе в мечеть следует совершить намаз в два ракаата, который называется «молитва приветствия мечети» или «тахият аль-масджид», перед тем, как присесть.
Возможно вам будет интересно почитать о том, можно ли христианам заходить в мечеть?
История
Заповедная мечеть в Мекке: «Масджид аль-Харам» — главная святыня мусульман, в которой находится Кааба — первая мечеть, возведенная пророком Ибрахимом
Для мусульман мечеть является местом, где они собираются, чтобы совершить коллективную молитву, намаз. В ней могут собираться и с другой целью: для коллективного изучения основ исламской религии.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что после Каабы второй мечетью стала построенная в Иерусалиме (аль-Кудсе) мечеть аль-Акса. Обе они, а также мединская Мечеть Пророка, — это места, к которым съезжаются мусульмане со всего мира. Когда ислам только зарождался, мусульмане, как и Пророк Мухаммад ﷺ, за неимением мечетей молились в определенных местах, которые специально были отведены для совершения актов поклонения Всевышнему Аллаху. Они были расположены в дальних районах города Мекки. Пророк Мухаммад ﷺ совершал намазы и возле Каабы. Спустя какое-то время дом аль-Аркама стал для мусульман центром общины. Для мусульман стало возможным совершать молитвы у Каабы только после того, как ислам принял Умар ибн аль-Хаттаб.
Но функционально первой мечетью стал именно дом, в котором жил Аммар ибн Ясир, сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ. Вторая мечеть в Мекке была основана Абу Бакром.
После того как Пророк Мухаммад ﷺ совершил хиджру, по его распоряжению в Кубе, пригороде Медины, была построена мечеть, и относительно нее был ниспослан Пророку Мухаммаду ﷺ аят Корана, где было сказано, что она основана «на богобоязненности с первого дня». После этой мечети была построена Мечеть Пророка ﷺ В Медине.
Мечеть Пророка ﷺ находится в Медине, история зарождения мусульманского государства тесно связана с этой мечетью, являющейся второй святыней Ислама.
Конец седьмого века ознаменовался разделением мечетей на типы по своему функционалу и назначению:
-
мечети, которые предназначались для обязательных пятикратных ежедневных намазов, стали называть квартальными. В таких собираются небольшие мусульманские общины, чтобы совершить ежедневные пятикратные обязательные намазы и провести организационные общественные собрания;
-
мечеть, в которой всей уммой совершается коллективный пятничный намаз, называют соборной джума-мечетью. Джума мечеть обычно большая, она рассчитана на большое количество верующих. Соборные джума-мечети предназначены для того, чтобы верующие совершали в них коллективные праздничные и пятничные намазы, расположены они в крупных городах мира, и если город – мегаполис, то в нем может быть таких мечетей несколько;
-
центральную мечеть в столице называют кабир-джами;
-
городская мечеть, которая имеет вид открытой большой площади и используется для того, чтобы проводить богослужения в большие религиозные праздники Ураза байрам или Курбан байрам, называется намазгох. Такие мечети строят за пределами города. Они предназначены для того, чтобы в них совершались жертвоприношения животных, и это объясняет их архитектурные особенности – мечети намазгох всегда представляют собой открытое место;
-
небольшую комнату для совершения намазов обычно называют мусалла — молельная комната, она не является полноценной мечетью, в ней не проводятся пятничные молитвы с проповедью.
Мечеть аль-Акса является третьей по важности мечетью в Исламе, более подробно об этой мечети читайте здесь. Расцвет Соборной мечети пришелся на период правления Омейядов – в это время архитектурные формы и ее декоративные элементы создавались такими, чтобы показывать величие правителей государства, а также материальное благополучие мусульманской уммы и ее процветание
Вход в мечеть украшался арками и росписями, внутри мечети присутствовали элементы декора и каллиграфии
Расцвет Соборной мечети пришелся на период правления Омейядов – в это время архитектурные формы и ее декоративные элементы создавались такими, чтобы показывать величие правителей государства, а также материальное благополучие мусульманской уммы и ее процветание. Вход в мечеть украшался арками и росписями, внутри мечети присутствовали элементы декора и каллиграфии.
Простые мечети в это время становятся более разнообразными по своим формам, часто приобретают значения квартальные или районные, некоторые выступают частью здания дворца правителя как придворное святилище, в них совершают ежедневные индивидуальные намазы или проводят обряды похорон.
У всех культовых религиозных сооружений в исламе есть основная черта: все они ориентированы на направление, называемое киблой, то есть на Каабу в Мекке. В переводе с арабского языка термин «кибла» означает «то, что напротив». Этим термином также называют стену мечети или другого молитвенного сооружения, которая расположена позади здания и направлена в сторону Каабы.