Аббасидский халифат
Содержание:
Расцвет Халифата Аббасидов
Расцвет династии Аббасидов пришелся на время правления Аль-Мансура (Абу Джафар, Абдулла аль-Мансур, правивший с 775-го по 785-й г.), Аль-Мамуна, правившего с 707-го по 775-й г., Аль-Махди и Харуна ар-Рашида, который стоял во главе государства с 768-го по 809-й г., а также Аль-Мамуна.
Верховная власть в период правления Аббасидов резко сменила свой характер: халиф перестал быть предводителем мусульманской армии – он стал главой всей мусульманской общины, в которой вероисповедание стало гораздо значимее, чем этническое происхождение человека. Именно в этот период многим мусульманам, не являющимся арабами по происхождению, удалось занять в государстве высокие посты. Да и во всем Аббасидском халифате наметилась тенденция к расцвету и возрождению национальных культур. Феодальный гнет усиливался, что выливалось в периодические народные восстания под предводительством таких лидеров, как Муканн и Бабек.
Упадок
Арабский халифат несколько веков был одним из могущественнейших государств в истории, но постепенно он пришел в упадок. Это произошло по следующим причинам:
- Обширные территории. Многочисленные народы с разным вероисповеданием не могли долго находиться под властью единого правителя.
- Отсутствие религиозного единства среди мусульман (возникновение разных течений ислама);
- Восстания покоренных народов;
- Стремление эмиров к независимости;
- Наемная армия.
Уже к началу IX века на окраинах халифата появились независимые провинции. Эмиры формально подчинялись династии Аббасидов, при этом самостоятельно решая все важные вопросы. К середине X века под контролем халифов остались лишь Багдад и земли Месопотамии. А в 945 году Аббасиды лишились оставшихся территорий. Багдад был захвачен Буидами.
В период с 945 по 1132 годы династия Аббасидов осуществляла лишь духовную власть. Они утратили былое влияние и получали низкое, едва хватающее на жизнь, жалование. В 1055 году положение династии немного улучшилось. Багдад перешел к туркам-сельджукам, более почтительно относящимся к Аббасидам.
С середины XI века шло постепенное восстановление политической власти династии арабских халифов. Они воссоздали Аббасидский халифат в бассейне рек Тигра и Евфрата. После падения сельджуков это государство просуществовало около 60 лет. Земли халифата были захвачены монгольскими завоевателями. Выжившие аббасиды по приглашению султанов переехали в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род прекратил свое существование.
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Всемирная история
- Этапы развития человечества. Самое главное
- Краткая история Средневековья
- Очень кратко о Древнем мире
- Древний Рим. Краткая история
- Вклад Древней Греции в мировую историю
- Президенты США по порядку и годы их правления
- История возникновения США
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
20 и 21 века
Багдад в 1932 году
Багдад оставался под властью Османской империи до создания королевства Ирак под британским контролем в 1921 году. Британский контроль был установлен путем систематического подавления национальных чаяний иракских арабов и курдов . Ирак получил формальную независимость в 1932 году и увеличил автономию в 1946 году. В 1958 году Ира, Фейсал II . Население города выросло со 145 000 человек в 1900 году до 580 000 человек в 1950 году.
Багдад в 1970-е годы
В 1970-е годы Багдад пережил период процветания и роста из-за резкого повышения цен на нефть , которая является основной статьей экспорта Ирака . В этот период была построена новая инфраструктура, в том числе современная канализация , водоснабжение и автострады . Однако ирано-иракская война 1980-х была трудным временем для города, поскольку деньги текли в армию, и тысячи жителей были убиты. Иран нанес несколько ракетных ударов по Багдаду, хотя они причинили относительно небольшой ущерб и небольшие жертвы. В 1991 году первая война в Персидском заливе нанесла ущерб транспортной , энергетической и санитарной инфраструктуре Багдада .
Карта улиц Багдада 2003 года
Багдад подвергся очень сильным бомбардировкам в марте и апреле 2003 г. во время вторжения в Ирак в 2003 г. и перешел под контроль США к 7–9 апреля. Дополнительный ущерб был нанесен жестоким разграблением в дни после окончания войны. После свержения режима Саддама Хусейна город был оккупирован войсками США . Коалиционная администрация создала три квадратных миль (8 км 2 ) « Зеленая зона » в центре города , из которого регулируется Ирак в период до создания нового иракского правительства. Коалиционная администрация уступила власть временного правительства в конце июня 2004 года и распущена.
Спутниковый снимок Багдада в искусственных цветах , сделанный 31 марта 2003 года. На снимке виден дым, поднимающийся от луж горящей нефти, распространяющийся вдоль «Канал-роуд» и в других местах. Незадолго до войны были созданы канавы, заполненные нефтью, чтобы скрыть видимость (черный) и растительность (красный).
23 сентября 2003 года опрос Gallup показал, что около двух третей жителей Багдада заявили, что смещение иракского лидера стоит тех трудностей, с которыми они столкнулись, и что они ожидают лучшей жизни через пять лет. Однако со временем поддержка оккупации резко упала. В апреле 2004 года USA Today сообщила, что последующий опрос Гэллапа в Багдаде показал, что «только 13 процентов людей сейчас считают вторжение в Ирак морально оправданным. В опросе 2003 года более чем в два раза больше людей сочли его правильным. вещь которую нужно сделать.»
Большинство жителей Багдада стали нетерпеливыми по отношению к силам коалиции, потому что основные услуги, такие как электричество, все еще были ненадежными более чем через год после вторжения. Летом 2004 года электричество было доступно только с перерывами в большинстве районов города. Дополнительной неотложной проблемой было отсутствие безопасности. Комендантский час ввели сразу после вторжения были сняты зимой 2003 года, но город , который когда — то был живой ночной жизни по — прежнему считается слишком опасным , после наступления темноты для многих граждан. Эти опасности включали в себя похищение людей и риск оказаться в схватке между силами безопасности и повстанцами .
10 апреля 2007 года военные США начали строительство стены длиной 5 км (3 мили) и высотой 3,5 метра вокруг суннитского района Багдада. 23 апреля иракский премьер — министр Нури аль — Малики , призвал к строительству , чтобы остановить на стене.
В 2021 году террористы-смертники Исламского Государства Ирака и Леванта убили 32 человека в январе и 35 человек в июле. В апреле 82 человека погибли в результате пожара в больнице .
Противостояние Омейядов и Аббасидов
Аббасиды претендовали на обладание верховной властью в государстве. В качестве аргумента они приводили тот факт, что правящие в то время Омейяды не принадлежали к Хашимитам, роду Пророка ﷺ, хотя и вели свое происхождение из племени курейш. В противоположность им Аббасиды как раз вели свой род от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, который приходился Пророку ﷺ дядей и был выходцем из рода Хашимитов из Мекки. Аббас ибн Абд аль-Мутталиб был родным братом Абдуллы, отца Мухаммада ﷺ, и Абу Талиба, отца Али.
В государственных делах Аббасиды особой роли никогда не играли до этого времени, но постепенно в Аббасидском халифате росло число недовольных действиями Омейядов, правящей династии, и одновременно укреплялась роль в государстве Аббасидов.
Будучи близкими родственниками противостоящим Омейядам Алидам, Аббасиды могли быть уверены в том, что в борьбе за трон им окажут поддержку шииты. В своей поддержке уверили в начале восьмого века несколько кланов арабских шиитов праправнука Аббаса Мухаммада ибн Али ибн Абдулла, и они даже признали его своим имамом. Имамат был вручен Мухаммаду от Абу Хашима Абдуллы, одного из имамов шиитов, который назначил его своим преемником перед смертью.
Именно с этого момента началась тайная подготовка Аббасидов к тому, чтобы свергнуть Омейядов. С этой целью были повсюду разосланы их агенты. Центр зародившегося противостояния Омейядам был в Куфе, но шииты Хорасана и Мавараннахра с готовностью откликнулись на антиомейядскую пропаганду.
Мухаммада схватили и казнили в 743 г., и в результате его гибели имамат наследовал его сын Ибрахим. Он отправил в Хорасан Абу Муслима, талантливого и способного проповедника и военачальника персидского происхождения. Он все силы отдал движению Аббасидов: им была создана за короткие сроки мощная организация последователей, он привлек арабов-кальбитов, которые к тому времени были отстранены от власти, на сторону Аббасидов, а также сумел привлечь к своему движению практически всех жителей Ирана, которые приняли Ислам. Многие шииты-арабы, уверенные в том, что трон после того, как будут свергнуты Омейяды, должен будет перейти к роду Али, также оказали ему поддержку.
Нимало помогло Аббасидам и то междоусобное противостояние, которое разгорелось в 743 г., когда умер халиф Хишам. Антиомейядское восстание разгорелось в Хорасане под предводительством представителей Аббасидов Ибрахима ибн Мухаммада и его брата Абу-ль-Аббаса ас-Саффаха, возглавившего движение после смерти брата.
Аббасидами была одержана победа при Нехавенде 26 июня 749 г., и эта победа открыла им дорогу на Багдад. В этом же году в конце ноября были приведены к присяге Абу-ль-Аббасом в куфской соборной мечети новые подданные.
Марван II, последний халиф Омейядов, правил западными территориями страны еще в течение полугода, а после он бежал в Египет, где его убили в 750-м г. Омейяды были практически полностью истреблены Аббасидами, а вместе с ними были уничтожены и недавние сторонники Аббасидов по борьбе с Омейядами Абу Муслим и Абу Салама.
История терминов «халиф» и «халифат»
Термин «халиф» тесно связан с понятием «халифат», которое подразумевает как титул халифа, так и то государство, которое возглавляет халиф и которое было создано трудами сподвижников Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ.
Арабским халифатом называли государство, которое существовало в период с 630 по 945 годы и с 1124 по 1258 год, и этот период, по мнению историографов Запада, входит в Золотой век Ислама, который, помимо периода существования Арабского халифата, включает в себя еще и несколько последующих веков, когда общеисламская культура достигла небывалого расцвета.
Поначалу этот титул предполагал, что эта должность выборная, и от того совета или шуры, который избрал халифа, зависели как его легитимность, так и направления его деятельности. Но статус халифа претерпел серьезные изменения после событий, получивших в исламской истории название «Первая Фитна».
Действия третьего халифа Усмана были охарактеризованы его противниками как собственнические и недостойные статуса правителя, и это породило активную оппозицию, что закончилось убийством халифа Усмана, а по Корану убийство мусульманина являлось серьезным преступлением.
После этого вопиющего убийства Муавия, правивший Сирией в то время, провозгласил сам себя халифом, поскольку имел фактическую политическую силу, а противники Усмана обладали сомнительной легитимностью, поскольку их представлял четвертый избранный халиф Али.
Новый халиф Али вступил в противостояние с Муавией, собрал армию и начал военные действия, которые привели к тому, что халиф Али ответил согласием на третейский суд. На обсуждение был поставлен вопрос выборного статуса халифа, который до этого времени был необсуждаемым и сакральным. Этим Али поставил и свое право быть халифом под сомнение. Те, кто вышел из войска Али, стали называться хариджитами.
Для хариджитов халифом был временно выбранный правитель, власть которого ограничивалась волей мусульманской уммы. По их мнению, легитимными были первые два халифа – Абу Бакр и Умар. По мнению хариджитов, множественность халифов может иметь место, если между ними невозможна пространственная связь. Хариджиты-ибадиты существуют и в современном мире в Омане.
По мнению шиитов, имамат является неизменным сакральным установлением, который неподвластен людям и дает для своего обладателя исключительные права на обладание верховной власти над мусульманами. Шииты считают, что только потомки двоюродного брата Пророка Мухаммада ﷺ Али, который приходился мужем его дочери Фатимы, могут по закону претендовать на право быть халифами и законно именоваться имамами. По шиитскому мнению, все суннитские халифы, кроме Али, являются незаконными правителями и узурпаторами власти. В современном мусульманском мире Иран избрал шиизм двенадцати имамов своей государственной религией. Халиф у шиитов является духовным главой мусульман и наместником Бога на земле.
По мнению суннитов, халиф может избираться открытым голосованием внутри общины. В суннитских странах после правления Муавии этот титул стал фактически наследственным. В Омейядском халифате, как и в Аббасидском, халиф был титулом наследственным, и правитель, обладающий этим титулом, обладал неограниченной духовной и политической властью.
В период Мамлюкского султаната халиф представлял собой духовного лидера, а светское правление он оставлял султану. Когда же мамлюкское государство было уничтожено султаном Османов Селимом I, он сам принял халифат, и до самого 1924 года султаны Османской империи носили титул халифа, но после смерти каждого следующего правителя имамы опрашивали мусульман на тему того, согласны ли они, чтобы титул перешел к сыну предыдущего.
Разрушение
Хулагу (слева) заключает халифа аль-Мустасима среди своих сокровищ, чтобы заморить его голодом. Средневековое изображение из Le livre des merveilles , 15 век
Во многих исторических отчетах подробно описывались жестокости монгольских завоевателей. Багдад был обезлюдевшим, разрушенным городом в течение нескольких десятилетий и лишь постепенно восстановил часть своей былой славы.
Согласно современным источникам, монгольские солдаты разграбили, а затем разрушили мечети, дворцы, библиотеки и больницы. Бесценные книги из тридцати шести публичных библиотек Багдада были разорваны на части, мародеры использовали их кожаные чехлы как сандалии. Грандиозные здания, над которыми работали многие поколения, были сожжены дотла. Дом Мудрости (Большая библиотека Багдада), содержащий огромное количество ценных исторических документов и книги по темам , начиная от медицины до астрономии, был разрушен. Утверждают, что Тигр стал красным от крови убитых ученых и философов. Рассказы об уничтожении книг, брошенных в Тигр так, что вода стала черной от чернил, по-видимому, восходят к XIV веку.
Горожане попытались бежать, но были перехвачены монгольскими солдатами, которые убили в изобилии, никого не щадя, даже детей. Мартин Сикер пишет, что, возможно, погибло около 90 000 человек. Другие оценки намного выше, но почти наверняка преувеличены.
Халиф Аль-Мустасим был схвачен и вынужден смотреть, как его граждане были убиты, а его казна разграблена. Согласно большинству источников, калиф был убит топтанием. Монголы завернули халифа в коврик и скатились по нему на лошадях, так как считали, что земля будет оскорблена, если на нее прикоснется царская кровь. Все, кроме одного, из сыновей Аль-Мустасима были убиты, а единственный оставшийся в живых сын был отправлен в Монголию, где, как сообщают монгольские историки, он женился и стал отцом детей, но после этого не играл никакой роли в исламе (см ).
Хулагу пришлось переместить свой лагерь с подветренной стороны города из-за запаха разложения от разрушенного города.
Историк Дэвид Морган процитировал Вассафа, описывающего разрушения: «Они пронеслись по городу, как голодные соколы, нападающие на стаю голубей, или как разъяренные волки, нападающие на овец, с развязанными поводьями и бесстыдными лицами, убивая и сея ужас … кровати и подушки сделанные из золота и инкрустированные драгоценностями, были разрезаны на куски ножами и разорваны в клочья. Тех, кто прятался за пеленой великого гарема, тащили … по улицам и переулкам, каждый из них становился игрушкой … как население погибли от рук захватчиков ».
Некоторые современные историки подвергают сомнению антимонгольские средневековые источники. Джордж Лейн ( SOAS ), например, сомневается, что Великая библиотека была разрушена, поскольку ученые члены монгольского командования, такие как Насир ад-Дин Туси , не допустили бы этого, и эта болезнь была основной причиной смерти. Первоисточники утверждают, что Туси сохранил тысячи томов и установил их в здании в Марагехе.
Причины упадка сельского хозяйства
Некоторые историки считают, что монгольское нашествие разрушило большую часть ирригационной инфраструктуры, которая поддерживала Месопотамию на протяжении многих тысячелетий. Каналы были прорезаны в качестве военной тактики и никогда не ремонтировались. Так много людей погибло или сбежало, что ни рабочих, ни организации не хватило для поддержания системы каналов. Он сломался или заилился. Эта теория была выдвинута (не впервые) историком Святополком Соучеком в его книге 2000 года «История Внутренней Азии».
Другие историки указывают на засоление почв как на главную причину упадка сельского хозяйства.
Тактика
Этническое равенство
В военном отношении единичная организация Аббасидов была разработана с целью этнического и расового равенства сторонников. Когда Абу Муслим набирал на Шелковом пути смешанных арабских и иранских офицеров, он регистрировал их не на основании их племенной или этнонациональной принадлежности, а на основании их нынешнего места жительства. Это значительно уменьшило племенную и этническую солидарность и заменило обе концепции чувством общих интересов между людьми.
Пропаганда
Революция Аббасидов является раннесредневековым примером эффективности пропаганды. «Черный стандарт», развернувшийся в начале открытой фазы революции, нес мессианский подтекст из-за прошлых неудавшихся восстаний членов семьи Мухаммеда с явным эсхатологическим и миллениальным уклоном. Аббасиды — их лидеры произошли от дяди Мухаммеда Аль-Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба — провели яркую историческую реконструкцию убийства внука Мухаммеда Хусейна ибн Али армией второго правителя Омейядов Язида I , за которым последовали обещания возмездия
Основное внимание уделялось наследию семьи Мухаммеда, в то время как подробности того, как Аббасиды фактически намеревались править, не упоминались. В то время как Омейяды в первую очередь тратили свою энергию на уничтожение линии Алидов в пророческой семье, Аббасиды тщательно пересмотрели мусульманские хроники, чтобы сделать больший акцент на отношениях между Мухаммедом и его дядей.
Аббасиды потратили больше года на подготовку своей пропагандистской кампании против Омейядов. Всего в провинции Хорасан было семьдесят пропагандистов, которые работали под руководством двенадцати центральных чиновников.
Секретность
Революция Аббасидов отличалась рядом тактик, которые отсутствовали в других, неудачных восстаниях против Омейядов в то время. Главным из них была секретность. В то время как все шиитские и другие восстания в то время возглавлялись общеизвестными лидерами, выдвигавшими четкие и четко определенные требования, Аббасиды скрывали не только свою личность, но также свою подготовку и простое существование. Ас-Саффах впоследствии стал первым аббасидским халифом, но он не явился, чтобы получить клятву верности от народа, до тех пор, пока халиф Омейядов и большое количество его князей уже не были убиты.
Абу Муслим аль-Хорасани, который был главным военачальником Аббасидов, был особенно загадочным; даже его имя, которое буквально означает «отец мусульманина из большой равнинной территории восточной мусульманской империи», не давало никакой значимой информации о нем лично. Даже сегодня, хотя ученые уверены, что он был одним реальным, последовательным человеком, существует широкое согласие с тем, что все конкретные предположения о его истинной личности сомнительны. Сам Абу Муслим не одобрял вопросов о своем происхождении, подчеркивая, что все, что имеет значение, — это его религия и место жительства.
Кем бы он ни был, Абу Муслим построил секретную сеть проаббасидских настроений, основанную на смешанных арабских и иранских офицерах в гарнизонных городах Шелкового пути . Посредством этой сети Абу Муслим обеспечил вооруженную поддержку Аббасидов многонациональными силами за годы до того, как революция даже вышла наружу. Эти сети оказались очень важными, поскольку офицеры, расположенные вдоль Великого шелкового пути, годами сражались со свирепыми тюркскими племенами Центральной Азии и были опытными и уважаемыми тактиками и воинами.
Последствия
Государственные границы в регионе к 800 г. н.э.
Победители осквернили гробницы Омейядов в Сирии , пощадив только гробницы Умара II , а большинство оставшихся членов семьи Омейядов были выслежены и убиты. Когда Аббасиды объявили амнистию для членов семьи Омейядов, восемьдесят человек собрались в Яффо, чтобы получить помилование, и все были убиты.
Сразу после этого Аббасиды предприняли шаги, чтобы консолидировать свою власть против бывших союзников, которые теперь рассматриваются как соперники. Через пять лет после успеха революции Абу Муслим был обвинен в ереси и измене вторым аббасидским халифом аль-Мансуром . Абу Муслим был казнен во дворце в 755 году, несмотря на то, что он напомнил аль-Мансуру, что именно он (Абу Муслим) привел Аббасидов к власти, а его товарищи по путешествию были подкуплены и заставили молчать. Недовольство жестокостью халифа, а также восхищение Абу Муслимом привели к восстаниям против самой династии Аббасидов по всему Хорасану и Курдистану .
Хотя шииты сыграли ключевую роль в успехе революции, попытки Аббасидов заявить о своей ортодоксальности в свете материального избытка Омейядов привели к продолжающимся преследованиям шиитов. С другой стороны, немусульмане вернули себе правительственные посты, утраченные при Омейядах. Евреи, христиане-несторианцы , зороастрийцы и даже буддисты были реинтегрированы в более космополитическую империю, сосредоточенную вокруг нового, этнически и религиозно разнообразного города Багдад.
Аббасиды были, по сути, марионетками светских правителей, начиная с 945 года, хотя их правление над Багдадом и его окрестностями продолжалось до 1258 года, когда монголы разграбили Багдад, а их род как номинальных халифов продолжался до 1517 года, когда османы завоевали Египет (резиденция Аббасидов). халифат после 1258 г.) и провозгласили себя халифатом. Период фактического прямого правления Аббасидов длился почти ровно двести лет.
Один внук Хишама ибн Абд аль-Малика , Абд ар-Рахман I , выжил и основал королевство в Аль-Андалусе ( мавританская Иберия ) после пяти лет путешествия на запад. В течение тридцати лет он сверг правящих фихридов и сопротивлялся набегам Аббасидов с целью основания Кордовского эмирата . Он считается продолжением династии Омейядов и правил из Кордовы с 756 по 1031 год.
Расцвет
В 750 году к власти пришла династия Аббасидов, происходившая от дяди пророка Мухаммеда. При них Арабский халифат стал общемусульманским государством, а ислам – интернациональной религией. Столица халифата была перенесена в Багдад.
Халиф в Арабском халифате обладал неограниченной верховной властью. Он был не только главой государства, но и религиозным лидером, главнокомандующим, судьей и прочее. Провинциями халифата управляли эмиры и султаны, назначаемые лично халифом. В их обязанности входили сбор налогов, руководство местной администрацией и командование армией.
В период правления Аббасидов бурное развитие получили наука и культура. С конца VIII века началась активная работа по переводу значимых греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Халифы всячески поощряли развитие науки и искусств, допуская свободу мысли.
В начале VII века повсеместно стал использоваться арабский язык и были составлены первые упорядоченные грамматики. Благодаря этому ученые из разных регионов халифата получили возможность общаться на одном языке.
В эпоху «Золотого века ислама» мусульманские ученые, философы, поэты, инженеры и купцы внесли весомый вклад в мировую науку, медицину, математику, астрономию, философию, сельское хозяйство и другие отрасли. Практическое значение их достижений помогло развитию халифата.
Застой и нашествия (10-16 вв.)
К 10 веку население города составляло от 300 000 до 500 000 человек. Ранний стремительный рост Багдада замедлился из-за проблем внутри халифата , включая перемещение столицы в Самарру (в 808–819 и 836–892 гг.), Потерю западных и восточных провинций и периоды политического господства иранских бувайхидов (945 г.). –1055) и турки-сельджуки (1055–1135). Тем не менее, город оставался одним из культурных и торговых центров исламского мира до 10 февраля 1258 года, когда он был разграблен монголами при Хулагу-хане во время разграбления Багдада . Монголы вырезали большую часть жителей города, в том числе аббасидского халифа Аль-Мустасима , и разрушили большие части города. Также были разрушены каналы и дамбы, образующие ирригационную систему города . Разграбление Багдада положило конец Аббасидскому халифату, удару, от которого исламская цивилизация так и не оправилась.
В этот момент Багдадом правили Иль-Ханиды , часть Монгольской империи с центром в Иране . Город был реконструирован и процветал при монголах. В 1401 году Багдад снова был завоеван Тимуром («Тамерланом»). Он стал столицей провинции, контролируемой империями Джалаирид (1400–1411 гг.), Кара Коюнлу (1411–1469 гг.), Ак Куюнлу (1469–1508 гг.) И Персидских Сефевидов (1508–1534 гг.) — (1604–1638 гг.).
использованная литература
- Маргарет Динесли История раннесредневековой Европы Тейлор и Фрэнсис, Лондон Methuen & Co, Ltd
- Дэвид Леверинг Льюис Бог Горнило Ислам и создание Европы, 570-1215 WW Нортон, 2008 ISBN 978-0-393-06472-8
- Джин В. Хек Когда миры сталкиваются: исследование идеологических и политических основ столкновения цивилизаций Rowman & Littlefield, 2007 ISBN 0-7425-5856-8
- Джек Гуди Ислам в Европе , Polity Press, 2004, ISBN 978-0-7456-3193-6
- Джозеф Ф. О’Каллаган История средневековой Испании Cornell University Press, 1983 ISBN 0-8014-9264-5
- Константин VII Профирогенций, император Востока. De Administrando Imperio , стр. 905–959. Центр византийских исследований Думбартон-Оукс, 2008. ISBN 978-0-88402-343-2 .
- Шольц, Бернхард Вальтер (1931-). Роджерс, Барбара (1945-). Нитард (ок. 790 — ок. 845). Истории (англ.) (2000). Каролингские хроники: королевские франкские анналы и истории Нитарда . Пресса Мичиганского университета. ISBN 0-472-06186-0 . OCLC 867938000
- Кеннеди, Х. (1986). Ранний Аббасидский халифат — политическая история. Лондон: Крум Хелм. OCLC 0709900929
- Муратори, Лодовико Антонио (1762). Dell’anno 601 dell’era volgare fino all’anno 840, pp. 465. Olzati. OCLC 258143787.
- Курце, Фридрих, изд. (1895). Annales regni Francorum (741–829) qui dicuntur Annales Laurissenses maiores et Einhardi. Пост-издание GH Pertzii . Ганновер: Scriptores rerum germanicarum in usum scholarum. С. 116–117.
- Шольц, Бернхард Вальтер (1970). Каролингские хроники: королевские франкские летописи и истории Нитарда . Анн-Арбор: Мичиганский университет Press. С. 81–2. ISBN . LCCN .
Аббасиды во времена монголов
Последним халифом в Багдаде, кто имел действительно значительную власть, был Ан-Насир. При нем в состав Аббасидского халифата были включены Хамадан, Рей и Хузестан. С иракскими Сельджукидами окончательно было покончено при помощи хорезмшаха Текеш: голову убитого в сражении с хорезмийцами султана Тогрула III в 1194 г. отправили в Багдад. Однако вскоре между халифом и хорезмшахом началась конфронтация: от Текеша Ан-Насир потребовал после того, как была одержана победа над Тогрулом, который распространял свое влияние на Хамадан и Рей, оставить себе Хорез, а Западную Персию очистить. Но хорезмшаху было недостаточно территории своих владений, даже если включить территории Ирака, чтобы содержать свое огромное войско, и он попросил у халифа еще Хузестан. На момент 1200-го г. в Ираке преобладали хорезмийцы, но после того, как в Ирак пришло известие о смерти Текеша, жители подняли восстание, и все хорезмийские воины, которые находились в этой области на тот момент, были перебиты.
Багдад был захвачен монгольскими воинами князя Хулагу в 1258-м г., а сам город был разгромлен. Казнь аль-Мустасима состоялась через десять дней после падения столицы Аббасидского халифата. Практически никто из его потомков не выжил: только супруга Хулагу смогла добиться, чтобы оставили в живых младшего сына халифа – в начале четырнадцатого века упоминается о сыне его и внуке.
Даже после того, как ильханы обратились в ислам, остатки Аббасидов не имели особого влияния при монгольском дворе. Доподлинно неизвестно, когда именно род аль-Мустасима прекратился.